Ветка сирени в романе обломов сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Похожие материалы:

Более новые статьи:

Природа Обломовки

Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

Роман И. А. Гончарова “Обломов” — это роман о движении и покое. Автор, раскрывая суть движения и покоя, использовал множество различных художественных приемов, о которых было и будет сказано немало. Но часто, говоря о приемах, использованных Гончаровым в его произведении, забывают о немаловажном значении деталей. И тем не менее в романе присутствует много на первый взгляд незначительных элементов, и им отводится не последняя роль.

Похожие материалы:

Четыре поры любви

Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.

Роль художественной детали в романе Обломов

этап на жизненном пути героев.

Одну из деталей мы можем найти уже прямо на первой странице книги, где рассказывается о местонахождении Обломова, его месте жительства. Речь идет о Гороховой улице: это название очень обманчиво. Для всех тех, кто не является жителем Санкт-Петербурга, может показаться, что название улицы намеренно сделанно неособенно благозвучным. Однако, учитывая реалии времени, в которые мог жить настоящий Обломов, становится ясно, что Гороховая улица – это место, где жили представители высшей знати. Зная плачевное положение дел Обломова, это становится странным, что он жил там, ведь большого

Еще одна значимая деталь – это мосты, которые регулярно разводят на Неве. Обломов в то время жил у Агафьи на Васильевском острове и не мог ездить к Ольге просто потому, что разводили мосты. Гончаров снова дает намек на то, что контакты между персонажами закрываются навсегда.

Таким образом, художественная деталь у Гончарова всегда имеет принципиальное значение: это средство общения с читателем.

I. Вступление

Читая книгу, мы обычно мало обращаем внимания на детали, нас захватывает сюжет, сам замысел книги. Часто мы пропускаем какое-нибудь скучное, на первый взгляд, описание природы, интерьера, которое, как нам кажется, совсем не важно. А если вглядеться, вчитаться в то или иное описание, обратить внимание на маленькую деталь, мелочь, то окажется, что она не так уж не значительна, как кажется. Простое описание природы может передавать настроение героя, интерьер — раскрыть характер, мимолетный жест – угадывать душевные порывы, а вещь, предмет – стать символом, неотделимым от персонажа.

Так, не упуская из виду каждую деталь, можно полнее раскрыть для себя героя и весь смысл книги, увидеть скрытое, растолковать очевидное. В этом и есть самая главная роль детали.

Так и остался Обломов жить в лени, безделье, апатии, закутавшись в них, как в халат, до самой смерти. Халат износился, как и его хозяин.

— Ну, если не хотите сказать, дайте знак какой-нибудь…ветку сирени…

— Сирени…отошли, пропали! – отвечала она. – Вон, видите, какие остались: поблёклые!

- Нет, нет, ты барин! – продолжал с хохотом Штольц.

- Какая же разница? – сказал Обломов. – Джентльмен – такой же барин.

- Джентльмен есть такой барин, - определил Штольц, - который сам надевает чулки и сам же снимает с себя сапоги. 3

III. Детали-подсказки. Сон Обломова.

Я думаю, что сон Ильи Ильича так же имеет особый, скрытый подтекст, требующий расшифровки. Хотя с первого взгляда, кажется, что это просто описание быта жителей Обломовки, это всё же сон, в котором чуть ли не каждый упомянутый предмет имеет тайный смысл.

IV. Символика деталей. Цветы.

Мне показалось очень необычным то, как в романе описаны сами цветы. Мы не знаем, вкладывал ли Гончаров в них какой-то тайный смысл, но если заглянуть в словарь символики цветов, то окажется, что каждый цветок будто специально подобран для того, чтобы полнее раскрыть душевное состояние героя, передать его скрытые мысли и чувства в том или ином эпизоде романа.

Во время одного из свиданий Ольга перечисляет цветы, которые могли бы понравиться Илье, и он отвергает сирень, будто почувствовав, что этот цветок очень символичен. В отличие от символики снов, в календаре друидов сирень означала одиночество. Её вообще считали зловещим кустарником, которым даже нельзя украшать свой дом. Обловом же подбирает брошенную Ольгой ветку и приносит её домой, словно принимая одиночество.

Не по нраву Илье Ильичу оказались и резеда, и розы. Роза – царица цветов, любимый цветок Муз и царицы Афродиты символизировала невинность, любовь, здоровье, кокетство и любовную игру.

В отрицании Обломовым любви к розам мне видится огромное противоречие, заложенное автором в характер Ильи Ильича. Он жаждет полноценных чувств и боится их, любит и остаётся холодным наблюдателем, видит любовную игру и мечтания Ольги и целомудренно отвергает их.

Если описать языком предметов любовную линию Обломова и Ольги, то мы, конечно, на первое место поставим цветы, а именно, сирень, и только потом музыку, письма, книги.

Такая необычная деталь, как цветы, с их скрытым смыслом, ещё лучше дополняют, полнее раскрывают тонкости взаимоотношений, характеров и настроения героев.

2) Детали интерьера.

Детали интерьера так же, как и детали одежды, широко используются Гончаровым, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

С самых первых страниц мы видим описание интерьера – комнаты Обломова.

Здесь также хорошо видно влияние Гоголя, так как мысль в обоих отрывках общая: обе комнаты настолько не уютны и не обжиты, что почти не выдают человеческого присутствия. Такое ощущение создаётся в одном случае из-за грязи, пыли и запустения, в другом – из-за нагромождения мебели и разного ненужного хлама.

Книги Обломова – деталь, на которую мне хочется обратить особое внимание.

Но вот исчезла из его жизни Ольга, исчезли интерес к жизни, бодрость, деятельность, и книги вновь пылятся, никому не нужные, без дела скучает наполненная чернильница.

Ещё одна очень важная и красноречивая деталь интерьера – это диван. В романе описания диванов встречаются много раз (диваны в комнате Обломова, диван в родительском доме, диван у Тарантьева), и эта деталь стала знаковой. Этот предмет интерьера подразумевает отдых, сон, ничегонеделанье.

В презентаци рассматривается роль образа сирени в романе И. А. Гончарова "Обломов". Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец. Ветка сирени воплощает в себе то прекрасное, что зацвело в душе Ольги и Обломова.

ВложениеРазмер
siren.ppt 2.15 МБ
siren.ppt 2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Во время прогулки с Обломовым Ольга сорвала ветку сирени. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец.

Сирень в романе символизирует возможность изменений к лучшему. Ветка сирени, брошенная Ольгой и подобранная Обломовым, им обоим помогает понять чувства друг друга. Но так же, как отцветает сирень по весне, уходит в прошлое и любовь молодых людей.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Во время прогулки с Обломовым Ольга сорвала ветку сирени. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец.

Сирень в романе символизирует возможность изменений к лучшему. Ветка сирени, брошенная Ольгой и подобранная Обломовым, им обоим помогает понять чувства друг друга. Но так же, как отцветает сирень по весне, уходит в прошлое и любовь молодых людей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Открытый урок "Музыкальные страницы в романе И.А.Гончарова "Обломов"

Урок проводился во время участия в конкурсе педагогического мастерства "Педагог года 2004".


Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег.

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ее , только любовью держится и движется жизнь.( И. С. Тургенев).


Данный урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникационной технологии.


Задания для групповой работы по роману И.А.Гончарова "Обломов". Обломов и Штольц

Положительная сторона групповой работы - возможность включить в исследовательскую деятельность каждого ученика.

Чего не бывает на свете! Как же это могло случиться? А вот как.
Часть 1.
Вдруг она явилась перед ним на пороге балкона, он подал ей стул, и она села подле него.
– Правда ли, что вы очень скучаете? – спросила она.
– Правда, но только не очень … У меня есть занятия… Я хочу ехать в деревню пожить, так приготовляюсь понемногу…
– И за границу поедете?
– Да, непременно…
Он взглянул: улыбка так и ползает у ней по лицу, то осветит глаза, то разольётся по щекам, только губы сжаты. У него не достало духа солгать покойно.
– Я немного ленив…, – сказал, – но…
– Ленивы! Может ли это быть? Мужчина ленив – я этого не понимаю … Вероятно вы много пишете, читаете. Читали ли вы?
– Нет, не читал! – вдруг сорвалось у него в испуге, чтоб она не вздумала его экзаменовать.
– Чего? – засмеявшись, спросила она. И он засмеялся.
– Я думал, что вы хотите спросить меня о каком-нибудь романе: я их не читаю.
– Вы музыкант?
– Нет. Я уклоняюсь от роли любителя: это сомнительная и трудная роль.
– Какая же музыка вам больше нравится?
– Трудно отвечать на этот вопрос! всякая! Иногда с удовольствием слушаю сиплую шарманку … иногда от Моцарта уши зажмёшь.

… Наступил вечер. Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги, слышался только лёгкий и сильный голос, с нервной дрожью чувств. Она пела арии, романсы, в одних выражалось страдание с неясным предчувствием счастья, в других радость, но в звуках таился зародыш грусти. Обломов вспыхивал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу – всё это уничтожило Обломова.

Он не спал всю ночь: грустный, задумчивый проходил он взад и вперёд по комнате: на заре ушёл из дома, ходил по Неве, по улицам, бог знает, что чувствовал, о чём думал.
Через три дня он опять был там и вечером, когда прочие гости уселись за карты, очутился у рояля вдвоём с Ольгой.
– Хотите, я вам покажу коллекцию рисунков, которую мне привезли из Одессы? – спросила она.
– Вы, кажется, стараетесь по обязанности хозяйки занять меня? – спросил Обломов.
– Ну, скажите же, что сделать, чтобы вы не соскучились?
– Спойте.
– Знаете, если б вы не сказали третьего дня ах! после моего пения, я бы, кажется, не уснула ночь, может быть, плакала бы, - радостно вспыхнув, перебила она.
– Отчего? – с удивлением спросил Обломов.
– Сама не знаю.
– Вы самолюбивы, это оттого.
– Да, конечно, оттого, – говорила она, перебирая одной рукой клавиши. – Но ведь самолюбие везде есть и много. Вот у вас, должно быть, нет его, оттого вы всё…
- Что? – спросил он.
- Нет, так, ничего, – замяла она.
– Самолюбие! – прибавила она задумчиво, – но я не знаю, как оно сюда попало, в моё пение… Я, в самом деле, пела тогда, как давно не пела, даже, кажется, никогда … Постойте, ещё одно спою… – сказала она и в ту же минуту лицо её будто вспыхнуло. Она сильно взяла два-три аккорда и запела.
Боже мой, что слышалось в этом пении! Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастья – всё звучало не в песне, а в голосе. Она кончила долгим певучим аккордом, и голос её пропал в нём. На лице Обломова сияла заря пробуждённого, со дна души восставшего счастья, наполненный слезами взгляд устремлён был на неё.
– Что с вами? – спросила она. – Какое у вас лицо! Посмотрите в зеркало – глаза блестят, боже мой, слёзы в них? Как глубоко вы чувствуете музыку!
– Нет, я чувствую не музыку, а … любовь! – тихо сказал Обломов.

Уж полдень давно жарко жёг дорожки парка. Пришёл человек от Ольгиной тётки, звать обедать.
– Иду, иду, – сказал Обломов.
Ольга с весёлой улыбкой протянула ему руку.
– Что это у вас? – спросила она.
– Ветка.
– Где вы взяли? Тут нет сирени.
– Это вы давеча сорвали и бросили.
– Зачем вы подняли?
– Так, мне нравится, что вы её с досадой бросили.
– Нравится досада – это новость. Отчего?
– Не скажу. Ни за что, ни за какие блага.
– А если я спою?
– Тогда - может быть.
– Так только музыка действует на вас? – сказала она с нахмуренной бровью.
– Да, музыка, передаваемая вами …

После обеда Обломов спросил:
– Вы, кажется, не расположены сегодня петь?
– Попробую, – сказала Ольга и спела романс.
Он слушал и не верил ушам. Где же прежний страстный звук? Она пела так чисто, так правильно и вместе с тем так, как поют девицы, когда их просят спеть в обществе: без увлечения. Лукавит что ли она, притворяется, сердится? Обломов, не дожидаясь чаю, взял шляпу и раскланялся.

Обломов избегал весь парк, заглядывал в куртины, в беседки – нет Ольги. Он пошёл по той аллее, где было объяснение, и застал её там на скамье, недалеко от того места, где она сорвала и бросила ветку.
– Я думала, что вы уж не придёте, – сказала она ласково.
– Я давно ищу вас по всему парку, - отвечал он.
– Пойдёмте до рощи, – сказала она, давая ему нести корзинку, сама распустила зонтик, оправила платье и пошла.

– Отчего вы не веселы? – спросила она.
– Не знаю, Ольга Сергеевна. Да отчего мне веселиться и как?
– Занимайтесь, будьте чаще с людьми.
– Заниматься можно, когда есть цель. Какая у меня цель? Нет её.
– Цель – жить.
– Для чего, для кого я буду жить? – говорил он, идучи за ней. – Цвет жизни опал. Остались только шипы.
Они шли тихо, она мимоходом сорвала ветку сирени и, не глядя на него, подала ему.
- Что это? – спросил он, оторопев.
– Вы видите – ветка.
– Знаю . но что она значит?
– Цвет жизни и …
Он остановился, она тоже.
– И? – повторил он вопросительно.
– Мою досаду, – сказала она, глядя на него, а её улыбка говорила, что она знает, что делает.
– Стало быть, я могу надеяться… – вдруг радостно вспыхнув, сказал он.
– Всего?! Но…
– Жизнь, жизнь опять отворяется мне, – говорил он, как в бреду, – вот она в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в Casta diva: всё здесь.
Она покачала головой.
– Нет, не всё - половина.
– Лучшая.
– Пожалуй.
– Где же другая? Что после этого ещё?- спросил он.
– Ищите.
– Зачем?
– Чтоб не потерять первой, – досказала она, подала ему руку, и они пошли домой.

Он долго смотрел ей вслед, как улетающему ангелу.

А. Скрябин. Ноктюрн № 1, ор.5

Послесловие. Вышеизложенный текст был подготовлен для литературно-музыкальной композиции. После её показа в одном из социальных учреждений, аплодисментов, слов благодарности и недоумения одной из слушательниц: я что-то не помню этого, культорганизатор произнесла:
– А теперь давайте потанцуем!
– Нет! – донеслось в ответ. – После таких впечатлений это невозможно.
И слушатели дружно покинули зал.

Природа Обломовки

В романе наиболее детально прорисована природа Обломовки, которую видит во сне главный персонаж. Это умиротворенное место, отдаленное от города и его шума. Здесь царит спокойствие. Путник не встретит в этом месте роскошных лесов или бушующего моря. Только степь и луга. Повсюду одна трава, поэтому такая среднерусская местность не может заинтересовать мечтателя или художника.

Самая главная отличительная особенность родового имения Обломова в том, что оно создает идиллическое настроение. Все здесь подчиняется своим собственным законам, которые никто не рискнет нарушать. И природа поддерживает эту атмосферу. То, каково ее состояние в Обломовке, передается всем людям, ее населяющим. Пейзаж в этом случае играет психологическую роль:

Природа Обломовки

  1. Через призму природы читатель видит, почему характер Обломова сложился именно таким, каким его показывает Гончаров. Становится ясно, по какой причине Илья Ильич избегает большого света и стремится к уединению.
  2. Характер пейзажа повторяет характер Обломова. Это гармония, спокойствие, подчинение своему канону, который ничего не может разрушить.
  3. Главный герой романа тесно связан с окружающим миром. Только находясь в Обломовке, он чувствует себя на своем месте. По этой причине родное имение снится ему, но детство Ильи Ильича в этом месте также положило начало обломовщине в его жизни.

Особую атмосферу нарушают только важные события — свадьба, похороны или чьи-нибудь именины. Самое любимое время года обломовцев — это лето, ведь в эту пору вся природа расцветает, но этот цвет все равно остается неподвижным.

Именно лето и снится Обломову. Он видит себя мальчишкой, который бегает по лугам со своим сверстниками, исследует голубятни. Идиллическое настроение усиливается, но такое окружение с самого детства не могло не наложить отпечаток на будущем дворянина.

В настоящее время в квартире в Петербурге читатель видит Обломова таким же, каким был пейзаж в его детстве. Героя ничего не заботит, он бездеятельный, лишь мечтает и вспоминает то время, когда был ребенком. Ведь тогда он был жизнерадостным и любопытным, исследовал мир вокруг себя. Родители, пытавшиеся оградить любимого сына от всех тягот жизни, сделали его ленивым и апатичным.

В квартире в Петербурге Обломова

Обломов и Ольга

Несмотря на то что в Петербурге Обломов далек от пейзажа родных мест, природа все еще играет большую роль в его жизни. Ключевым предметом его любви является ветка сирени. Обломов и Ольга именно из-за нее начинают чувствовать симпатию по отношению друг к другу.

Обломов и Ольга

Следом наступает лето — период, когда вся природа расцветает и показывается в своем лучшем виде. Это случается и с чувствами Ильи Ильича и Ольги. Наступает апогей их любви. Они счастливы, Обломову кажется, что нет ничего невозможного, ведь вся природа будто на его стороне, влияет на эмоции. Это тонкий прием психологизма, которым воспользовался автор при написании.

Герои становятся более внимательны к природе, потому что она передает их чувства. Они чутки к пению птиц, к запаху благоухающих цветов. Им даже кажется, что они чувствуют на своей коже дуновения ветра от взмаха крыла бабочки.

В тот момент, когда первая, самая прекрасная пора влюбленности проходит, Обломов начинает сомневаться в том, правильно ли он поступает в отношении Ольги, тот ли он человек, который ей нужен. Все его переживания отображает природа. Погода меняется вслед за мыслями главного героя. Он считает, что его чувства схожи с мрачным, дождливым ненастьем, с сыростью и холодом, поэтому видит за окном ту картину, что в его мыслях.

Обломов и Ольга теперь слушают крики воронов, листья опали и шуршат под ногами, не позволяя влюбленным незаметно для остальных бродить по саду. Деревья голые, и персонажи теперь не могут прятаться за их зеленью, чтобы рассматривать нюхать цветы или разговаривать.

Окончательно любовь Ильи Ильича и Ольги Ильинской заканчивается зимой, когда вся природа полностью умирает и впадает в спячку. Их расставание сопровождается снегопадом, под который попадает главный герой. Они оба забывают про веточку сирени, символ их весенней любви. Она погибает под снежным покрывалом зимы.

Любовь Обломова и Ольги сопровождается сменой времен года. На основе этого можно выделить четыре этапа их чувств:

Расставание Обломова и Ольги

  1. Весна — время, когда цветет сирень, зарождается жизнь. Все растения оживают после зимних холодов. В этих условиях два героя влюбляются друг в друга.
  2. Лето — период расцвета. Любовь героев достигает наивысшей точки в их жизни. Они строят планы на жизнь, это самое счастливое время.
  3. Осень — сезон, в который природа начинает потихоньку умирать. В душе Обломова селятся сомнения о том, правильно ли он делает, что встречается с Ольгой. Его мысли отображает погода.
  4. Зима — время, когда любовь персонажей окончательно угасает. Между ними воцаряется холодность и апатия.

Читатель видит, что любовь Обломова и Ольги становится частью привычного течения жизни, смены времен года. Цикл замкнулся, но за ним последовало рождение новой любви — Ильи Ильича к Агафье и Ольги к Штольцу.

Общее значение пейзажа

В финальной главе после смерти главного героя Обломова Гончаров приводит описание пейзажа кладбища, где захоронен Илья Ильич. Друзья посадили на его могиле ветку сирени, вокруг царит запах полыни. Это заставляет окунуться в философские размышления, вернуться мыслями в Обломовку. Этим приемом Гончаров достигает эффекта того, что после смерти главный герой оказался в том месте, где родился. Смысл в том, чтобы показать, как в тексте романа работает кольцевая композиция.

После анализа всех важных элементов можно сделать вывод, что пейзаж играет сюжетообразующую функцию в романе. И Обломов, и Ольга тонко чувствуют окружающий мир, поэтому между ними вспыхнула любовь в самое прекрасное время года. Они переживали свои чувства вместе с природой, поэтому не удивительно, что их эмоции угасли тогда, когда зимой вокруг не осталось ничего, что раньше приносило им обоим удовольствие.

Грусть Ольги

Читатель видит, что отношения с Обломовым наложили отпечаток на Ольгу. Только рядом с ним она была чуткой и восприимчивой к окружающему миру. В браке со Штольцем она потеряла способность чувствовать любые проявления природы. Она будто заснула той зимой и больше не пробудилась ото сна.

Также Гончаров показывает, что человек, поддаваясь прогрессу и урбанизации, отдаляется от природы, но воздействовать на нее он никогда не сможет. В тексте видна философия: мир вокруг гораздо выше человеческого понимания, этого не нужно забывать.

Читайте также: