Текст и ткань этимологически родственные слова сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Исчезнуть.
В древности часто употреблялось слово "стезя". Так называли любой путь, дорогу, тропинку.
Шёл пешеход или ехал всадник по дороге, по стезе. А другой человек – за ним по той же стезе. Смотрит человек – не видно впереди двигавшегося, нет уже его на стезе. Возможно, свернул куда-то. Но из стези пропал, "из-стез", позже превратилось в "исчез".
***

***
Очаровать – колдовской чарой (уменьшительное - чаркой) обвести вокруг человека и опоить его, заколдовать.
Чародей – тот, кто действует колдовской чарой (уменьшительное - чаркой).
Чары – множественное число от слова чара (уменьшительное - чарка), воздействие на человека колдовской чаркой
***

***
Сноха - жена сына, невестка.
А произошло слово "сноха" от слова "сын". Сначала говорили "сыноха", т.е. сЫнова, сынОвья, а потом упростили - сноха.

***
Невеста - будущая жена,
Невестка - жена сына
Оба слова имеют первоначальный смысл неведомая, неизвестная, чужая. Неведомая для её будущего мужа и его близких.
***

Кулак.
Все русские знают это слово. Кулак - сжатая кисть руки, кулак удобен в драке для удара. Кулак - богатый крестьянин, жадный, он все хочет зажать в своем кулаке, поэтому его кулаком и прозвали.
Но вот что странно: слово "кулак" есть и в тюркских языках (в турецком языке, в татарском языке). Но в этих языках слово"кулак" обозначает "ухо"!
Не с турецкого или татарского языков попало это слово в русский язык?
Были времена, когда татары и русские были врагами. Было даже татарское иго, когда монголы и татары господствовали над значительной частью Руси. Представляется такая картина. Татарин стоит перед русичем, чего-то требует и угрожает: если не сделаешь, то я дам тебе по уху. Для большей убедительности татарин подносит к голове русича сжатую определенным образом кисть руки. Не понимая до конца татарского языка, русич видит перед своим лицом сжатую кисть руки, слышит повторяющееся с нажимом слово "кулак". Нет, не хочу я этого кулака, думает русич. Что сделал русич, мы не знаем, то ли нанес упреждающий удар, то ли выполнил требование врага, то ли просто убежал. Но слово "кулак" он твердо запомнил. Он был убеждён что кулак - это то, чем тебя ударить могут.

***
Дурак.
Все русские знают и это слово. Дурак - неумный человек. Слово дурак" тоже есть и в тюркских языках (в турецком языке, в татарском языке). Но в этих языках слово"дурак" обозначает "Стой!" или просто "остановка".
Представляется такая картина. Гонится татарин за русичем и кричит ему по-татарски: "Дурак! Дурак!", т.е "Стой! Стой!" Русич удирает от преследователя то ли на своих двоих что есть мочи, то ли верхом на лошади, и думает: "Я не дурак! Вот тот, кто остановится, тот дурак!"

Вещий
"Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам"
А.С.Пушкин "Песня о вещем Олеге"

Почему Киевский князь Олег называется "вещим"?
Исходя из современного понимания слов напрашивается толкование: вещий - это тот, кто может вещать (говорить), возможно, предвещать (предсказывать).
Но слово "вещь" в древнерусском языке понималось как "мудрость". Конечно, Пушкин мог написать "Как ныне сбирается мудрый Олег" - и ритм стиха сохранен, и смысл тот же. Но в летописи писали иначе, да и у Пушкиа выражение "как ныне" и слово "вещий" сразу создают ощущение старины и актуальность связи с современностью.


***
Фармазон - искаженное от франкмасон, т.е. член любой масонской ложи, которые в 1821 г. были в России запрещены Александром I, слово "Фармазон" употреблялось в значении "вольнодумец".

Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возраста.

ВложениеРазмер
etimologicheskiy_analiz.rar 612.61 КБ

Предварительный просмотр:

ИРЦ Усманского района

Мастер-класс на районной конференции

Этимологический анализ слов

при подготовке учащихся

к олимпиаде по русскому языку .

Подготовила Шишкина Л.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея №1 г. Усмани

имени Героя Советского Союза

Предметные олимпиады являются действенным способом не только выявления, но и развития детской одаренности. Подобные творческие соревнования учащихся позволяют увидеть наиболее способных в области литературы и лингвистики. Подготовка детей к олимпиаде пробуждает интерес к научному изучению русского языка и развитию творческих способностей учащихся.
Начальный этап – олимпиады на уровне класса и школы – позволяет привлечь к выполнению нестандартных, творческих заданий наибольшее количество учащихся с признаками одаренности, явной или скрытой.
Цель участия в олимпиаде на школьном уровне – необязательно победа. Участие в школьной олимпиаде предполагает личностное развитие.
Олимпиада – не экзамен, поэтому в олимпиадные задания, кроме программного материала, надо включать вопросы для расширения кругозора учащихся.
Готовя детей к олимпиаде по русскому языку, необходимо опираться на языковое чутье и смекалку школьника. Подготовка детей к олимпиаде предполагает серьезную, планомерную работу по совершенствованию всех видов компетенции в области языка: лингвистической, культурологической, коммуникативной.

1. Происхождение слова и его родственные отношения к другим словам того же языка или других языков.

2. Раздел языкознания, исследующий происхождение слов разных языков.

Возможно, коллегам, склонным к интеграции различных учебных предметов, пригодится и следующее стихотворение Сергея Острового. В этом произведении абсолютно корректный с научной точки зрения этимологический анализ воплощен в интересной поэтической форме.

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны.

И когда я слышу:

– Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое первородство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

– Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

– Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

По словам учителя-методиста М.А. Рыбниковой, найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл –то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.

Попробуем это сделать и заглянуть вместе внутрь слова.
Для начала ответьте на ряд вопросов.

1. Верите ли вы, что кроме этимологических корней, выделяют ещё и этимологические приставки и суффиксы?
ДА. Например: говядина – говяд (скот); соратник – со + ратник (воин), доспехи – до + спети (спешить).

2. Верите ли вы, что неправильное объяснение происхождения слов называют антиэтимологией?
НЕТ. Её называют ложной этимологией.

4. Верите ли вы, что в русском языке есть приставка, которая употребляется только в трёх словах?
ДА. Треволнение, трезвонить, треклятый. ТРЕ- = ПРЕ-, НАИ-,имеющим усилительное значение.

Теперь следующее испытание – ОБЛАСТЬ СООТВЕТСТВИЙ.

Перед вами на листочках напечатаны слева слова, справа – этимологическая биография слов. Вам необходимо в течение двух минут найти соответствие между словом и его историческим значением. Время пошло!

Далее познакомимся с происхождением некоторых слов.

Но для правильного этимологизирования часто бывает недостаточно лишь лингвистических знаний, особенно когда в изменениях участвуют метонимии, основанные не на связи понятий, а на связи вещей. В этих случаях на помощь лингвисту приходит историк.

Таким образом, учёный-этимолог должен обращаться не только к фактам языка, но и к фактам истории.

При подготовке к олимпиаде необходимо обратить внимание на морфемный разбор слов.

Здесь надо отработать как можно больше вариантов этимологического (исторического) и современного разбора слов.

Почему льзя - можно, а нельзя - нет?

Или наоборот: льзя - нельзя, а нельзя - можно?
А это как посмотреть.

Утратилась смысловая связь с исходными основами и у слов дворец- (ср.: двор-ъ), красн-ый (ср.: крас-а).

А бывает ли наоборот? То есть обратный процесс, когда в основах из целого корня начинают выделяться приставки или суффиксы? Бывает. (А вы пока подумайте, как мог бы называться такой процесс.)

Например, в слове фляжка , заимствованном из польского языка (flaszka), первоначально выделялись лишь корень фляжк- и окончание -а. Однако по аналогии со словами русского языка книж-к-а, дорож-к-а, нож-к-аи подобными, где -к- является уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно стало рассматриваться как слово с производной основой. В русском языке возникло слово фляга с чередованием г/ж. отсюда — современное членение: фляж-к-а.

Слово зонтик — из голландского языка: zondek. Оно было заимствовано как слово с непроизводной основой (зонтик), но под влиянием слов типа столик, носик и тому подобных стало осмысливаться как уменьшительное образование, то есть как слово с производной основой (отсюда возникло исконное русское зонт).

В результате исторического развития языка могут меняться и границы между морфемами, то есть морфемы начинают члениться по-новому. Это процесс переразложения основы .

И это закономерно, ведь этимология сообщает массу удивительных фактов об обычных на первый взгляд словах. Уместно и умеренно доводя эти факты до сведения школьников, мы можем делать уроки русского языка не менее интересными, чем уроки истории, также готовить учащихся к неплохим результатам на олимпиаде.

К числу богатств русского языка относятся родственные слова — так называются те лексические единицы, которые обладают одним корнем, сходны по своей семантике, но относятся к различным частям речи. В рамках школьного курса ученикам следует обязательно научиться находить и подбирать такие лексемы, поскольку именно это помогает выявить проверочный вариант и правильно написать гласную или согласную в слабой позиции.

  • Суть термина
  • Отличие от словоформ
  • Частные случаи
  • Основное значение
  • Методы образования
  • Правила подбора

Родственные слова: определение, признаки, примеры

Суть термина

Основное значение любого слова определяется его корнем, который принято считать основной морфемой. Ни одна лексема не может существовать без корня, именно этот структурный элемент помогает объединить в группу лексемы, сходные по своей семантике. Именно они и относятся к категории родственных.

Признаки родственных слов

  • водянистый;
  • подводный;
  • вода;
  • водовоз;
  • водохранилище;
  • водопад;
  • водоросли.

Многообразие подобных лексем создает ключевое богатство русского языка, в котором огромное количество слов, обладающих собственным оттенком значения.

Отличие от словоформ

Словоформы

Отличить родственные варианты от словоформ можно по следующим признакам:

  • первые могут относиться к разным частям речи, а словоформы — всегда к одной;
  • в формах отличаются только окончания, в родственных же могут использоваться различные приставки, суффиксы.

А примерами родственных форм будут:

Примеры родственных форм

  • прилагательные: белоснежный, белокурый, белокаменный;
  • существительные: белила, побелка;
  • глаголы: побелить, отбеливать, белеть;
  • наречие: белым бело;
  • причастия: отбеленный, побелевший, белеющий.

Однокоренные единицы можно подобрать практически ко всем лексическим единицам. Это позволило составить словарь родственных слов русского языка, который можно использовать на уроках в классе и при выполнении домашних заданий.

Частные случаи

В некоторых случаях образование ряда родственных слов может быть связано с различными трудностями, поэтому школьникам следует быть внимательными. Прежде всего, речь идет о чередованиях гласных и согласных, возникших в ходе исторического развития языка. Например: круг — кружок, крюк — крючок, воздух — воздушный. Здесь наблюдаются чередования г/ж, к/ч, х/ш.

Примеры чередующихся гласных: загар — загорать, запирать — запереть, плавник — пловчиха. Чередования гласных а/о, и/е.

Родственные слова

Основное значение

Группы родственных слов не только составляют лексическое богатство русского языка, но и играют практическую роль. Они необходимы для избежания ошибок при написании. Если гласная находится в безударном положении, то для определения того, как именно должно писаться слово, следует подобрать проверочные слова, в которых эта же буква будет стоять под ударением. Например:

  • Водичка — вода.
  • Тяжелый — тяжесть.
  • Лесник — лес.
  • Грозовой — грозы.

Писать

В этих примерах в первом случае гласная находится в слабом положении, на слух невозможно понять, какая именно буква должна быть употреблена. В других случаях эта же буква — под ударением, поэтому как слышится, так и пишется. Однако важно помнить, что есть непроверяемые слова (собака, винегрет, ураган, синоним). К ним невозможно подобрать проверочные варианты, поэтому их написание следует запомнить, а в сложных случаях — воспользоваться словарем.

Кроме того, существуют слова с одинаковыми по написанию корнями, обладающими различной семантикой. Они называются омонимами.

Методы образования

Суффиксальный способ также довольно распространен, используется в основном для формирования существительных, прилагательных. Примеры: лес — лесник, лесок, лесничество, лесной.

Существует большое количество суффиксов, позволяющих образовывать группы родственных слов, каждый из них наделен определенным оттенком значения. Подборка суффиксов:

Суффиксальный способ творения слов

  • -к-, -иц-, — ниц- используются для получения существительного женского рода от аналогичного мужского (студент — студентка, лев — львица, владелец — владелица);
  • -чик-, -ник-, -щик-, -ец- привносят значение лица по роду деятельности (дача — дачник, барабан — барабанщик, лес — лесник, уметь — умелец);
  • -от/-ет-, -ость-/-есть-, -ин-, -изн- образуют наименования качеств и отвлеченных признаков (нищий — нищета, смелый — смелость, седой — седина);
  • -к- присутствует в отглагольных существительных и наделяют значение процесса или его результата (задвигать — задвижка, перегородить — перегородка);
  • -н- - суффикс прилагательных, обозначает принадлежность к определенному в основе предмету (осень — осенний, вид — видный);
  • -л- помогает образовывать прилагательные от глаголов, вносит значение результата процесса (уметь — умелый, гнить — гнилой).

Список суффиксов довольно внушителен, важно помнить, что не все они помогают образовать новые слова. Некоторые являются формообразующими, участвуют в создании форм одного и того же слова. Например, угодить и угождать, разделить и разделять — это формы глагола, различающиеся между собой наклонением.

Приставочно-суффиксальный — комбинированный, для образования новых слов одновременно используются приставки и суффиксы: граница — безграничный, шутить — перешучиваться, школа — пришкольный, взгляд — переглядываться, разница — безразличный.

Таким способом могут быть образованы слова различных частей речи в русской грамматике:

  • Существительные (колено — наколенник, дорога — бездорожье).
  • Прилагательные (листва — безлиственный, кровать — прикроватный).
  • Глаголы (водный — наводнить, милый — умилять).
  • Наречия (добрый — по-доброму, заячий — по-заячьи).

Чаще всего для получения родственных единиц используются суффиксальный или приставочно-суффиксальный варианты, а префиксальный способ помогает получить формы слова.

Правила подбора

На уроках русского языка предстоит выполнить большое количество разноплановых заданий, для которых потребуется подобрать однокоренные вариации. Вот почему важно научиться понять, как отличать их от омонимичных вариантов и словоформ, общее между ними — одинаковое звучание и написание корня.

Основные признаки, помогающие вычленить родственные лексемы в предложении:

Урок

  • Все они имеют одинаковое значение корня.
  • Могут относиться к различным частям речи.
  • Для их образования применяются суффиксы и приставки, в то время как словоформы различаются только флексией (известный, известная, известное — это словоформы, а известность, известие, весть — это родственные единицы).

В устной и письменной речи активно используются все варианты, при этом носители языка даже не задумываются, употребляют они однокоренные единицы или же одно и то же слово.

Однако для грамотного письма важно понимать суть термина. Различные языковые тренажеры помогут отработать навык, научиться разделять однокоренные единицы и словоформы и не допускать ошибок.

ТЕКСТИЛЬНЫЙ — (лат.). Прядильный, ткацкий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕКСТИЛЬНЫЙ предназначенный дли производства материи имеющий отношение к прядильному и ткаческому производству. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

текстильный — мануфактурный Словарь русских синонимов. текстильный прил., кол во синонимов: 1 • мануфактурный (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н … Словарь синонимов

текстильный — ая, ое. textile adj. 1. Отн. к текстилю, связанный с производством текстиля. Текстильная промышленность. Текстильные машины. БАС 1. Текстильные рабочие будут получать при условии покрытия государственной потребности часть мануфактуры себе и сами… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ТЕКСТИЛЬНЫЙ — ТЕКСТИЛЬНЫЙ, текстильная, текстильное. прил. к текстиль в 1 знач. Текстильная промышленность. Текстильная фабрика. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

текстильный — ТЕКСТИЛЬ, я, м., собир. Изделия, выработанные из волокон и нитей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

текстильный — Через нем. teхtil или франц. teхtile, лат. teхtīlis тканый : tехō тку … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Текстильный — прил. 1. соотн. с сущ. текстиль, связанный с ним 2. Свойственный текстилю, характерный для него. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

текстильный — текстильный, текстильная, текстильное, текстильные, текстильного, текстильной, текстильного, текстильных, текстильному, текстильной, текстильному, текстильным, текстильный, текстильную, текстильное, текстильные, текстильного, текстильную,… … Формы слов

текстильный — текст ильный … Русский орфографический словарь

текстильный — см. текстиль; ая, ое. Т ое производство. Т ая фабрика. Т ые изделия. Т ая обувь. Т ая галантерея … Словарь многих выражений

Читайте также: