Обломов коренной наш тип сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Многие связывают образ Обломова с ленью и ничего не деланием. Его считают просто апатичной и гедонистически настроенной личностью, которая только и думает о том, как лежать на диване. На самом деле образ этот гораздо глубже и поступки, отношение к действительности главного героя романа Гончарова имеют под собой существенную подложку.

Русская культура всегда являлась культурой созерцательной. Равно и русский человек более склонен к созерцательности и философии. Элементарный факт просторности земли, неохватности этих просторов навевают мысль о таком глобальном и созерцательном мышлении.

Антитезой этому выступает западное отношение к миру – активное и экспансивное. Олицетворением этого отношения является Штольц, он отеняет Обломова, но на самом деле не является непременно нужным героем для того чтобы дать понять главного героя через антитезу. Гончаров создает такое противопоставление, но, к примеру, Обломов в нем не нуждается для того чтобы существовать, он не существует через противопоставление, он существует через созерцание.

Как узнает читатель из романа, Обломов – философ, он ничего не делает не из лени, но из понимания тщетности бытия. Он не видит смысла к чему-либо стремиться, когда отсутствует высшая цель для этого, в отличие от западного типа – Штольца, который просто активен бодр и весел без причины. Хотя, по сути, такая его бодрость является даже немного странной и искусственной, в отличие от Обломова, который искренне ничего не делает.

Только любовь как высшая ценность заставляет действовать Обломова. Ради этого он способен полностью поменяться и полностью меняется. Причем эти перемены не требуют от него никаких усилий, они естественны, в отличие от того когда Штольц навязывает ему свои диеты и социальную активность.

Только ради высшего идеала, в частности любви, этот народ способен действовать. В этом подлинность и искренность его.

Главные герои романа – Андрей Иванович Штольц и Илья Ильич Обломов. Илья Обломов является типичным представителем русского барства XIX века. Этот человек отличается мягким характером, он спокойный, старается не нарушать привычный образ жизни. Его скучная жизнь проходит на диване. Лёжа на нём, он спокойно размышляет о необходимых преобразованиях в своем имении Обломовка. При этом на его лице отсутствует всякая определённая идея. Обломов настолько отдалён от реальности, что свет для него представляется вечной суетой безо всякой цели.

В отличие от Обломова, Штольц не может просто лежать без дела, для него нормальное состояние – движение. Штольц знает все реалии жизни и не склонен мечтать. По мнению некоторых критиков, Штольц является антиподом Обломова. Но я не считаю, что эти люди полные противоположности, скорее Штольц дополняет Обломова. Илья Обломов показан как наивный и открытый человек, а вот Андрей Штольц как решительная и целеустремленная личность. Он ясно представляет себе цель, знает как её достигнуть, и пытается увлечь Обломова своими идеалами.

Гончаров посредством своего произведения показывает нам, что абсолютно разные люди с разными, зачастую даже противоположными качествами могут испытывать друг к другу тёплые чувства, быть настоящими друзьями.

Я думаю, что любой человек не один раз в течение собственной жизни думал над тем, зависит ли он от окружающего Читать далее…

Образ героя повести Пушкина – Петра Гринева учит нас тому, по каким правилам и законам жизни людям следует существовать и Читать далее…

Россия – великая страна, в которой живёт много разных народов. Русский язык очень богат, и не знать его – это Читать далее…

Социально-психологические причины обломовщины

обломов как социально психологический тип сочинение

Гончаров И.А.

В начале пятидесятых-шестидесятых годов XIX века началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Нарождался новый уклад жизни. Россия прощалась с косностью, застоем, вялостью и бездействием, но одновременно она теряла теплоту и сердечность отношений между людьми, уважение к национальным традициям, гармонию ума и сердца, чувства и воли, духовный союз человека с природой.

Неужели все это обречено на слом? И нельзя ли найти более гармоничный путь прогресса, свободный от эгоизма и самодовольства, от рационализма и расчетливости? Как сделать, чтобы новое в своем развитии не отрицало старое с порога, а органически продолжало и развивало то ценное и доброе, что старое несло в себе? Эти вопросы волновали Гончарова на протяжении всей жизни.

Главный герой романа- Илья Ильич Обломов. «Это человек 32 — 33 лет от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами и с отсутствием всякой определенной идеи и сосредоточенности в чертах лица.

Во всем лице теплился ровный свет беспечности, переходивший даже в позы всего тела.

Илья Ильич — человек сложный, и я считаю, что в Обломове много русских национальных черт. И чтобы понять это, нужно обратиться к истокам формирования личности: к детству, воспитанию, окружению и, наконец, к полученному образованию.

На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала большое влияние среднерусская природа того благословенного уголка земли, того чудного края — Обломовки.

Человек в психоанализе

Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой.

Именно эта чудная русская природа способствовала развитию в Илюше таких качеств, как человечность, доброта, отзывчивость.

Я думаю, что эта чрезмерная любовь матери пагубно повлияла на Обломова. Но все-таки, на мой взгляд, именно она воспитала в герое основные черты национального характера.

Хотя в жизни Илюши фигурировала и няня, которая также сыграла огромную роль в становлении его личности. Она часто рассказывала ему сказки, различные предания, былины, выдуманные истории.

Особенности смысложизненных ориентаций личности, переживающей кризис середины жизни

Тема: Особенности смысложизненных ориентаций личности, переживающей кризис середины жизни Введение Тема данной курсовой работы выбрана не случайно. Одной из актуальных в психологии развития человека является проблема переживания личностью кризиса середины жизни. Однако, хотя известно, что жизненный путь взрослого, сформировавшегося человека — это отнюдь не прямая ровная дорога, до недавнего

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Как общаться с психопатом

Я считаю, что няня очень много сделала для ребенка в детстве. Но, на мой взгляд, все эти рассказы и сказки тоже пагубно сказались на Илюше. С самого детства воображение.

И все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей и где не нужно ничего делать

Он был окружен чрезмерными заботами матери, следящей за тем, чтобы ребенок хорошо поел и не перетрудился на обучении у И. Б. Штольца. Она считала, что образование — не такая уж важная вещь, ради которой нужно худеть, терять румянец и пропускать праздники. Конечно, родители Обломова понимали важность и необходимость образования, однако видели в нем только средство продвижения по службе.

Вот в каких условиях сложилась апатичная, ленивая и трудная на подъем натура Ильи Ильича Обломова. Он боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже малейшие усилия к решению не великих, а самых насущных проблем. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности людей, которым поручалось дело. Он не допускал и мысли о возможности обмана: элементарная осмотрительность, не говоря уже о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова.

Говоря об Обломове как национальном типе, имеется в виду не ленивость персонажа, когда ему даже лень встать с кровати, одеться и выйти из дома, хотя и таких людей в современном мире существует довольно много. Речь идет о пассивности по отношению к собственному существованию и будущему.

В повествовании подчеркивается мечтательный характер Ильи Ильича Обломова, который привык только мечтать, но действовать ради достижения своей мечты – не привык. Воспитываясь в Обломовке, где за него все делали няньки, где родители не чаяли в нем души и постоянно делали все, чтобы он не перетруждался, Обломов не привык к деятельности любого рода. Любознательность мальчика подавлялась родителями, и он стал ленивым и пассивным ребенком, что не могло не сказаться на его будущем. Обломов, привыкший к тому, что за него все делают другие люди, надеется на то, что будущее будет счастливым, что все его мечты и желания воплотятся в жизнь. Однако этого не происходит, потому что лишь мечтать – мало, нужно постоянно трудиться и совершать какие-то действия ради достижения своих целей.

Такая мечтательность свойственна русскому человеку. Конечно, лень и бездействие Обломова в произведении возведено до абсолюта, однако присущая ему мечтательность свойственна русскому народу, который растет на русских народных сказках, в которых говорится, что добро обязательно победит зло, что все неудачи в итоге приведут к счастью. Русский человек подсознательно надеется на лучшее, верит в то, что его мечты обязательно осуществятся, даже если для этого он ничего не будет делать. В образе Обломова воплощается вера русского человека в настоящее чудо, когда возможно даже невозможное. Русский человек всегда стремится к такому образу жизни, чтобы не работать и вообще ничего не делать, но ни в чем себе не отказывать, живя в полном богатстве, когда деньги появляются из ниоткуда, сами собой. Очень часто русский человек живет мечтами о лучшем будущем, а не реальным настоящим. Русский человек покоряется судьбе, даже не пытаясь взять ответственность за собственное будущее.

То, что Обломов – русский национальный тип, говорит и то, что русские люди, как и Обломов, мирятся с окружающей действительностью и редко делают что-то, чтобы изменить собственную жизнь. Обломов мирится со своим ленивым и бездеятельным образом жизни и не пытается изменить его. Точнее, пытается, когда влюбляется в Ольгу Ильинскую, но вновь возвращается к прежней жизни. Русский человек любит находиться в зоне своего комфорта, и любые изменения воспринимаются негативно, их русский человек старается избегать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок литературы в 10 классе

(семинар для руководителей школ района)

hello_html_m48dad6ae.jpg

Иван Александрович Гончаров

«Обломов - "коренной народный наш тип"

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Байбарина Г.Г.

Урок литературы в 10 классе.

Организационный момент

Я хочу начать наш урок с лирической нотки.

Вот и дожди пошли … Смывают пыль с души,
чтобы потом её очистить белым снегом…

Глухая пора листопада,

Последних гусей косяки.

Расстраиваться не надо,

У страха глаза велики. (Б. Пастернак)

Осенью мы подводим итоги.

Не делай того, что не знаешь.

Но научись тому, что надо знать.

Нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться своим настроением.

Вот и мы с вами сегодня должны подвести итоги подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке, тема которого …

Тема урока :

Иван Александрович Гончаров

Обломов - "коренной народный наш тип".

Образовательные цели:

Подчеркнуть и доказать убедительность, жизненность образа Обломова, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам, показать связь образа с литературными предшественниками, с образами русского фольклора и сделать вывод, что Обломов - "коренной народный наш тип", и указать на гоголевские традиции изображения жизни.

Воспитательные цели:

способствовать дальнейшему формированию уважения достоинства человека, толерантности;

Развивающие цели:

содействовать развитию у детей навыков критического мышления;

формировать умение учащихся работать в группе;

способствовать формированию целостной картины мира у учащихся.

4. способствовать формированию ключевых компетенций у учащихся.

Тип урока: проблемный урок с элементами семинарского занятия .

Оборудование урока: презентация, музыкальное сопровождение, оценочный лист

Основной вопрос урока - прав ли Добролюбов, утверждая, что "в каждом из нас сидит значительная часть Обломова? Действительно ли Обломовых - "легион"?

Запись темы урока, эпиграфов. Раздать оценочные листы.

2. Работа над эпиграфами.

-Какой из эпиграфов больше всего подходит к нашему уроку?

- Откуда эти строки? Кому принадлежала мысль?

- Почему именно эти слова выбраны нами в качестве эпиграфа?

О чем и о ком у нас сегодня пойдет речь?

Это роман - размышление о русском характере, о России, о ее судьбе.

- Чем же интересен для нас образ Обломова? Можно ли его назвать героем своего времени?

Россия рабства и барства. Россия зарождения новых людей, практичных, деловых, расчётливых.

3. Проверка домашнего задания

Дискуссия по прочитанным статьям .

С какими статьями познакомились дома? (Добролюбов, Дружинин).

Как соотносятся точки зрения критиков, сходятся ли Добролюбов и Дружинин во мнениях? (Принцип антитезы).

А как оценил роман Дружинин?

Точка зрения какого критика Вам ближе и почему критики так серьезно разошлись во взглядах? (позиция, разница во взглядах обусловлена тем, что Добролюбов смотрел на героя с революционных позиций, а Дружинин видел в нем общечеловеческий тип).

Делаем вывод, что же говорят критики о романе?

Другая позиция у критика Дружинина:

Напрасно многие люди с чересчур практическими стремлениями усиливаются презирать Обломова и даже звать его улиткою. Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви.

- Кто же он такой, человек, вызвавший столь противоположные мнения?

- На какой почве взращён этот характер?

- Нужны ли такие люди обществу, России?

- Как формировался характер Обломова? Ведь сам герой задаёт

Полемика 2-х групп:

1) Добролюбовцы:

2) Дружининцы :

Обломов недеятелен, ленив, но он — отражение русской жизни, Обломова нельзя презирать. Он — порождение того сложного переходного времени. «Обломовщина гадка, ежели она происходит от гнилости, злого упорства, но ежели корень её таится просто в незрелости общества, в колебании чистых душою людей перед практической безурядицей, что бывает во всех молодых странах, то злиться на неё - значит то же, что злиться на ребёнка, у которого слипаются глазки посреди вечерней крикливой беседы

Дружинин увидел в Обломове целый народ, достойный любви.

4. Синквейн. Личность главного героя .

Ленивый, добрый (апатичный)

Лежит, мечтает, бездействует (сибаритствует) жить праздно, в удовольствиях, безделье и роскоши.

Обломов – главный герой романа.

- Можно ли однозначно дать оценку главному герою романа?

Ученикам 1 - ой группы предлагается нахождение положительных моментов в обломовской жизни, а 2-ой – моментов отрицательных.

В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой смысл и назначение?

6 . Составить логическую цепочку событий жизни деревни Обломовки.

Обломовцы очень просто понимали её « как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд как наказание. В таких условиях воспитывался Илья Ильич Обломов.)

Логическая цепочка .

Тишина — неподвижность — еда – сон, подобный смерти тишина …..счастливые люди!?

Вывод. Обломовка «как идеал покоя и бездействия.

7. Общая рефлексия.

2) В чём выражается обломовщина у русских людей?

- Частичная обломовщина выражается у русских людей в небрежности, неточности, неряшливости, опоздании на уроки, на мероприятия, на условленные встречи.

- Часто люди ограничиваются планом какой-нибудь работы, не доведя ее до осуществления.

- Человек, живущий в мечтах и видящий недостатки в нашей жизни и свои недостатки, разочаровывается и в людях, и в себе. Он берётся то за одно, то за другое дело и ничего не доводит до конца и наконец, перестает бороться за жизнь, погружается в лень, апатию. Таков именно Обломов. Такие люди есть и среди нас.

- Если к таланту и мечтам присоединить упорный труд, человек сможет достичь многого. Для достижения цели нужно выработать привычку к систематическому труду.

8. Слово учителя

Всего и надо, что вчитаться – боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою –
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.

9 . Инсценирование : (разговор Обломова со слугой Захаром.)

Тихо открываем дверь в дом Обломова — и мы оказываемся свидетелями такой сцены.

Вопрос учителя.

- Какое значение в контексте романа имеет эта сцена? (Она показывает, что крепостничество развратило и разложило все слои русского общества: от барина до его слуги.)

- В чем их схожесть?

Дети: Обломов и Захар одинаково беспросветно погрязли в лени, бездуховности, апатии.

- Как воспитывался барин Обломов, владелец трёхсот крепостных?

- Как вы думаете, о каких подлых делах идёт речь? (Труд.)

Обломов не принимает пустопорожней деятельности своих друзей и знакомых. А что делает сам? Мучается ли он от ничегонеделания? (Тайная исповедь Обломова.)

Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесённые ему в дар миром и жизнью сокровища.

Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни.

Какой-то тайный враг наложил на него руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения.

- Не промелькнула ли у вас мысль о том, что где-то мы уже видели похожую бытовую обстановку, да и сам образ кого-то напоминает?

Сны бывают разные:

Светлые и чёрные,

Грустные и страшные,

Явь в них отражается,

Мы смотрим в даль прозрачную;

Зачем к нам эти сны.

Какие обстоятельства оказали влияние на формирование у героя душевности, сердечности, доброты? В какой главе дан ответ на этот вопрос? (Сон Обломова. Сон объясняет читателю, почему для Ильи Ильича неприемлем путь его визитёров.)

- Говорят, что человек более трети своей жизни проводит во сне.

Новое время породило новых людей.

11. Необходимо обратить внимание на роль художественной детали в создании образа.

Какие экспонаты вы бы приготовили в литературный музей.

1)Экспозиция, посвященная роману и его автору.

Первыми, кто познакомился с героями романа, были А.А. Фет и И.С. Тургенев.

2) Экспозиция, посвященная гостям Обломова.

Волков – молодой человек, франт (можно сказать), одет по последней моде, поэтому здесь вы видите белый шарф и цилиндр, стихи и сердце – это символ его молодости.

Судьбинский - чиновник. Его цель – карьера и выгодная женитьба. Часы – символ точности, размеренности и распределенности времени.

Алексеев. В его портрете выражены двойственность, неопределенность.

Тарантьев. Об этом герое говорит пустой кошелек.

3) Экспозиция, посвященная Захару.

(галоши, разнос с заварником, сахарницей, самоваром, монеты, телогрейка, валенки, веник).

4) Экспозиция, посвященная Андрею Штольцу.

Фрукты – жизнь в Одессе Андрея Штольца и Ольги Ильинской.

Статуэтка лошади - Андрея Штольца автор сравнивает с чистокровной английской лошадью.

5) Экспозиция, посвященная Ольге Ильинской.

(веер, пяльцы, ветка сирени, ноты, корзинка с рукоделием, книги).

Это любимое музыкальное произведение И. А. Гончарова и его героини Ольги Ильинской. Эту мелодию она часто играла Обломову.

Ольга Ильинская – главная героиня нового романа.

Ольга - умная, гордая, самолюбивая и деятельная натура. Она стремится спасти его (Илью Ильича) от апатии и лени, активно вторгается в его жизнь (книги).

Сердце зачеркнутое. Ольга воспринимает любовь как долг, как обязанность.

Ветка сирени. Отношениям Ольги и Обломова аккомпанирует природа: объяснение в любви происходит в разгар лета, а охлаждение друг к другу подчеркнуто снегопадом на Выборгской стороне.

Веер. Символ женственности.

6) Экспозиция, посвященная Агафье Матвеевне Пшеницыной.

(фартук, платки, бусы, корзинка с рукоделием, комнатные цветы, баночки с приправами, булочки домашней выпечки, салфетки).

Агафья – хорошая, добрая (др. греч.)

Не случайно этой простой женщине автор дал имя, близкое имени его любимой матери Авдотьи Матвеевны Гончаровой, купеческой вдовы.

Агафья Матвеевна – идеальная хозяйка, ни минуты не сидит без дела. Ее жизнь – это будничные заботы о еде, стирке, детях.

Обломова она окружила любовью и заботой. Именно этот мир, созданный руками Агафьи Матвеевны, ее любовь самоотверженная, позволили Обломову чувствовать себя спокойно и счастливо.

Бусы – символ женской красоты.

У Агафьи Матвеевны сначала был простой платок, без рисунка (как символ бедности). Потом у нее появились другие платки, яркие, красивые. Комнатные цветы – символ уюта.

Варежки и носки – это символ женской заботы, тепла.

Любовь Агафьи Матвеевны, безмолвная, неловкая, не умеющая выразиться в красивых, нежных словах и впечатляющих жестах, любовь вечно присыпанная сдобной мукой, любовь жертвенная преобразила простую заурядную женщину, стала содержанием ее жизни.

7) Экспозиция, посвященная главному герою романа Илье Ильичу Обломову.

(портрет Гончарова, газеты, часы, булочки домашней выпечки, халат, тапочки, диван, трубка, ветка сирени, письмо Обломова, чернильница, перо, книги, зеркало).

Илья Ильич Обломов.

Илья (от Илия – крепость Господня).

Илья Ильич Обломов - обломок камня.

«Родов дряхлеющих обломок
(и, по несчастью, не один).

Своеобразным символом безделья становятся халат и домашние туфли. На первый взгляд казалось, что комната достаточно убрана. Но внимательный посетитель заметит забытую с ужина тарелку, страницу раскрытой книги, запыленную и пожелтевшую от времени, прошлогодний номер газеты, лежавший на столе.

Часть экспонатов посвящена Обломовке: исполинский пирог – символ счастливой, изобильной, благодатной жизни. Самовар, подушечка – символ покоя, тишины, наслаждения, сна и в то же время бездействия, гибели.

Исследователи обращали внимание на родство Ильи Ильича с Гамлетом, Дон Кихотом.

Итак, режиссер: Никита Михалков. В ролях: Табаков в роли Обломова. Фильм 1979 года.

Что дал лично Вам просмотр фильма?

Какие изменения в сознании произошли? Смогли ли отметить режиссерские находки? (Музыка Беллини, Рахманинова, живописные иллюстрации)

Расскажите о любимом эпизоде фильма. (Просмотр и анализ эпизода).

Финал фильма

* Обломов умирает, оставив сына

* Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына

* Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла

13. Проверка индивидуальных заданий.

А . Жизнь Обломова связана с поиском смысла. Он никогда бы не смог заниматься тем, что можно назвать сизифовым трудом.

Выражение сизифов труд обозначает тяжелую, изнурительную, бесполезную работу .

Он осужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф . Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели - вершины горы.

Б. Мировоззрение Обломова напоминает мировоззрение философа Диогена.


В. Путь Обломова в какой-то степени напоминает путь послушника, монаха.

Г. Жизненная позиция Обломова схожа с концепцией Л.Толстого непротивления злу насилием.

14. Так в чём же проблема национального характера: философское осмысление.

1). Зачитать фрагменты статей.

2). О каких психологических чертах как о типичных чертах русского и европейского типов характера пишут философы?

Черты европейского типа характера

1. Юридическая личность у нас, можно сказать, едва народилась и продолжает и теперь поражать своею пассивностью, отсутствием почина и грубейшим, полудиким реализмом.

2. В нас аппетиты часто бывают развиты до болезненности, но нет ни охоты, ни способности трудиться.

3. Нет преемственности от поколения к поколению.

4. Мы вечно фантазируем, вечно отдаемся первой случайной прихоти.

5. Мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, а особенно на всеобщее равнодушие и безучастие ко всякому доброму и полезному делу, чтоб дело делалось само собою, чтоб жизнь несла нам дары труда и образованности без всякого с нашей стороны участия в черной работе.

6. Стихийные силы, не заправляемые человеком, приносят нам, вместо того, о чем мы мечтаем, самые причудливые неожиданности.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 – 1999)

1. Русским свойственна не только терпимость, но и терпение, а вместе с тем – покорность, безличность, низкий уровень духовных запросов.

2. Русским свойственно стремление к воле.

3. Надо понять черты русского характера. Правильно направленные, эти черты – бесценное свойство русского человека

Личная независимость, личная свобода, возможно-нестесненная, всегда были исходной точкой и идеалом в Европе.

Весь ее гражданский и политический быт, сверху донизу, был построен на договорах, на системе взаимного уравновешения прав.

15 . ВЫВОД. РЕФЛЕКИЯ.

1 . Ваша точка зрения о романе

1). Гончаров показал честную, чистую душу русского барина, который не способен на подлость, но быт, "обломовщина" погубили его. Лень и апатия убили благие порывы. К сожалению, Обломов жив до сих пор в каждом из нас в большей или меньшей степени.

Со страниц романа звучит вопрос:

«Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия? Этот вопрос будоражит не одно поколение читателей.

Роман написан более 100 лет назад, но живет и будет жить. В критике, на сцене, в кино. И..в нашей жизни. Согласны? В ком из Вас нет Обломова?

2. Так сумели ли мы доказать, что Обломов - “народный наш тип”?

1). Да, Обломов – “народный наш тип”, и именно он яркий представитель русского народа.
Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя.

2). И сейчас живут среди нас обломовцы, ведь в этом романе прославляется русская лень. И многие из нас с удовольствием лежали бы на диване, как Илья Ильич, если бы была такая возможность.
3). Обломов не только представитель того времени, но и нашего. В нём мы видим себя, черты русского народа.
4). Обломовка есть наша прямая родина, её владельцы наши воспитатели.
Прав был И.С.Тургенев, когда сказал: “ пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова”.
И Обломов живёт уже больше века в нас самих.

16. Выставление оценок.

17. Домашнее задание:

2.Напишите письмо Обломову от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.


Урок разработан с целью помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой, нравственной.

Описание разработки

Цель урока:

подчеркнуть и доказать убедительность, жизненность образа Обломова, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам, показать связь образа с литературными предшественниками, с образами русского фольклора и сделать вывод, что Обломов - "коренной народный наш тип", и указать на гоголевские традиции изображения жизни.

Основной вопрос урока - прав ли Добролюбов, утверждая, что "в каждом из нас сидит значительная часть Обломова? Действительно ли Обломовых - "легион"?

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

2. Запись темы урока, эпиграфа.

…капитальная вещь, какой равных давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова, перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет – это то, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временной в настоящей публике. (Л.Н.Толстой)

- Как вы понимаете эти высказывания?

Просмотр фрагмента фильма

Беседа по вопросам

- В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?

- В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке "злой и коварной сатирой на наших прадедов". Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?

- В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основания для сопоставления?

- Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?

- Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?

- Чем же интересен для нас образ главного героя романа?

- Как и почему энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?

Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова – это допустимый, возможный, законный ее вариант?

- Почему слово "другой" и соотнесение себя с "другими" оскорбило Обломова?

- Что имеет в виду Обломов, утверждая: "Наше имя - легион

Работа в группах

Вопросы и задания для группы 1.

2. Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Что в них общего? Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?

Читайте также: