Весна и осень свиридов сочинение

Обновлено: 08.07.2024

1. Беседа о временах года весне и осени, используя стихи. Приметы, отличия.

2. Музыкальная характеристика весны и осени. Два настроения, мажор и минор.

3. Оттенки и цветовая гамма весны и осени, рассматривая картины.

4. Рисунки детей

Тема природы волновала человека всегда. Поэты словами рисовали шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы. Композиторы говорили об этом нотами. Художники - красками. Георгий Васильевич Свиридов также отдал дань в своем творчестве тематике природы.

Дети, сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, которое состоит из двух миниатюр. Это два времени года. Послушайте стих и вы сразу поймёте о каком времени года я говорю.

Солнце ярче светит.

Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко падают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла… весна (М. Картушина)

А теперь другое стихотворение

Вслед за птичьей стаей.

Я по рыжей осени

День за днём скучаю.

Жаль, что осень тёплой

Долго не бывает! (Н. Самоний)

Давайте поеречислим приметы весны и осени (дети отвечают) .А теперь послушаем как композитор изобразил в музыке два настроения.

Давайте поговорим о характере музыки этих двух пьес.

Вы видите светлые, прозрачные краски, такие же как и мелодия. И художник и композитор рассказывают о тёплой, долгожданной весне, когда пробуждается природа и всё живое расцветает.

В конце звуки скрипки растворяются и затухают в звенящем осеннем небе.

Миниатюры характеризуют простая напевная мелодия, проникновенное звучание струнных и деревянных инструментов оркестра.

Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Так же меняется настроение. Это уже осенняя печаль и краски более тёмные.

Весна, ты так прекрасна в обновленье,

В текучих водах слышна песнь моей земли.

Пастух играет где-то на свирели,

По небу солнце катится кольцом вдали.

Я помню шелест платья голубого,

Как мы бежали средь раскидистых берёз.

Вдыхали свежесть духа лугового,

Упав в траву, смеялись от души до слёз.

Под солнцем чувства наши обнажались,

И подпевала нам красавица весна.

И снова мы в её красу влюблялись,

Но знали, есть другая в жизни сторона.

Нам осень, златокудрая кручина,

Оставила в душе печальный лунный след.

И песней лёгкой, нежной лебединой,

Последний провожали, с грустью наш рассвет

А теперь, нарисуйте настроение двух пьес, используя разные цветовые оттенки.

Музыкальное занятие для развития восприятия музыки для старшего дошкольного возраста

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.

Свою работу мы посвящаем нашей маме, более сорока лет преподававшей русский язык и литературу в школе, научившей нас бережно относиться к литературному тексту и читать “между строк”.

Одним из примеров такого подхода к изучению литературного произведения является знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”.

Этот материал можно использовать в подготовке интегрированных уроков литературы и музыки.

Большинство записей музыкальных иллюстраций Г.Свиридова звучат в такой последовательности:

  1. Тройка
  2. Вальс
  3. Весна и осень
  4. Романс
  5. Пастораль
  6. Военный марш
  7. Венчание
  8. Отзвуки вальса
  9. Зимняя дорога

В учебнике Г.П. Сергеевой “Музыка” 6 класс дается разбор этого произведения в традиционной последовательности.

А мы в своей работе взяли за основу видеозапись выступления Большого симфонического оркестра под управлением В. Федосеева в концертном зале имени П.И. Чайковского (запись 2005 года), т.к. считаем, что интерпретация В. Федосеева (а именно-определенный порядок номеров) наиболее достоверно раскрывает замысел Пушкина:

  1. Тройка
  2. Пастораль
  3. Вальс
  4. Венчание
  5. Марш
  6. Весна и осень
  7. Романс
  8. Отзвуки вальса
  9. Зимняя дорога

Уже в начале статьи мы обратили внимание на две неточности – Г.П. Сергеева пишет, что “события в повести Пушкина происходят в начале 19 века, в 1811–1812 годах…”. А теперь обратимся к А.С. Пушкину. События повести начинается в конце 1811 года, Владимир погиб в 1812 году, а в конце повести Бурмин говорит Марье Гавриловне: “… смерть и три года сетований…”. Следовательно, действие повести заканчивается в 1815 году (а не в 1812 году!). Кроме того, Г.В. Свиридовым написано девять музыкальных иллюстраций, а не семь, как пишет Г.П. Сергеева. Пьесы “Отзвуки вальса” и “Зимняя дорога” несут большую смысловую нагрузку и играют важную роль в раскрытии содержания и идеи повети А.С. Пушкина.

Мы не согласны с тем, что в учебнике пьесы “Тройка”, “Весна и осень”, “Пастораль” описываются лишь как картины природы, “Вальс” и “Романс” – бытовые жанры, “Марш” – только как образ героев России.

Мы хотим высказать свою точку зрения, свои мысли о Музыкальных иллюстрациях Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”.

Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами. Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.

Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса “Тройка”. Г.П. Сергеева предлагает ученикам прочитать отрывки из повести Пушкина, рисующие, как Владимир и Бурмин волею судьбы в один и тот же вечер стали заложниками метели. Но, как нам кажется, музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы. Этот номер иллюстрирует эпиграф к повести:

Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
(Жуковский)

Настроение, душевные порывы этой музыки замечательно переданы в отрывке произведения еще одного великого русского классика Николая Васильевича Гоголя:

“И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда; “черт побери все!” – его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно чудное? Кажется, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую далью, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.

Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем – гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи”.

Этот литературный отрывок и музыка Свиридова дают характеристику русской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и “виновница” всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Поэтому события, описанные в повести так нам близки и понятны. Созвучны они и строкам барда Александра Розенбаума:

“Любить, так любить.
Гулять, так гулять.
Стрелять, так стрелять…”

Второй номер этой сюиты называется “Пастораль”.

Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Вспомните, как начинается повесть:

“В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою Прасковьей Петровной, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную семнадцатилетнюю девицу”.

Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.

Разговор о “Вальсе” Г.П. Сергеева начинает так:

“Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезала. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура. Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою. Но в уездах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством…”.

Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г. Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях. Этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых и популярных жанров музыки – вальсе.

С этой мыслью Г.П. Сергеевой пожалуй можно было бы согласиться. Но давайте вслушаемся в музыку Свиридова.

В повести Пушкина действительно нет сцены бала, в которой бы мог прозвучать этот “Вальс”, но балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви. И, скорее всего, первая встреча с Владимиром произошла именно на балу.

“Вальс” вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.

И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.

Но вот они очнулись… И снова мы в сверкающем огнями зале, среди танцующих пар.

У Пушкина достаточно подробно описаны в повести сцены блуждающих в метели Владимира и Бурмина. Но обратите внимание, что в музыкальных иллюстрациях Свиридова отсутствует пьеса с названием “Метель”. Мы говорили с вами уже об особенностях русского характера, когда слушали первую пьесу. Все безрассудство главных героев, приведшее к таким необычным последствиям, передано в той музыке, которая звучала взволнованно, порывисто. (“Тройка”)

Четвертым фрагментом (“Венчание”) композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания. Что такое венчание? Как на ваш взгляд должна звучать музыка, рисующая обряд венчания?

Вы обратили внимание, что эта музыка не звучит празднично и торжественно? Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно. “Я вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски…Старый священник подошел ко мне с вопросом: “Прикажете начинать?” – “Начинайте, начинайте, батюшка”, – отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная непростительная ветренность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. “Поцелуйтесь”, – сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… она вскрикнула: “Ай. Не он! Не он!” и упала без памяти”.

Г.П.Сергеева предлагает учащимся ответить на вопрос – почему минорная окраска в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя детей на мысль о счастливом конце повести.

А, на наш взгляд, все дело в том, что Г.В. Свиридов использовал в этой пьесе элементы полифонии, где очень часто минорное произведение заканчивается на тонике одноименного мажора.

Середина цикла – это яркий жизнерадостный “Марш”. Обратимся к учебнику Г.П. Сергеевой: “Между тем война была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу…Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!” Так описана в повести “Метель” победа над Наполеоном.

В другом сочинении А. Пушкина – в романе “Евгений Онегин” звучат такие слова:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенны,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.

В пьесе “Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России.

Мы позволим себе вновь не согласиться с автором учебника. На наш взгляд, Г.В. Свиридов проиллюстрировал другие строки А.С. Пушкина:

“Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоительным, когда, встречая победителей, кричали они: ура! И в воздух чепчики бросали.”

В уездных городах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее, чем в столицах. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством, и мужчине во фраке плохо было в его соседстве.

Кто из офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей драгоценнейшей наградою?”. В музыке “Марша” на первый план выходят не героизм и патриотизм русских военных, а их жизнерадостность, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…

С настроением пушкинских строк и музыкой Г. Свиридова перекликаются строки Марины Цветаевой:

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, –
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, –
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера –
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера! Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О, молодые генералы Своих судеб.

В начале нашей работы мы упоминали о том, что в учебнике Г.П. Сергеевой пьеса “Весна и осень” трактуется просто как картина природы.

Давайте вновь обратимся к Пушкину – “… жизнь Марьи Гавриловны шла своим чередом. Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне вступления французов. Память его казалась священной для Маши; по крайней мере, она берегла все, что могло его напомнить: книги, им когда-то прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для нее. Соседи, узнав обо всем, дивились ее постоянству”.

Есть хорошая русская поговорка – Время лечит. Поэтому шестой номер этого цикла называется “Весна и осень”. Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!

Напомним, что в своем учебнике Г.П. Сергеева пишет: “Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников Пушкина, композитор вводит в свой цикл “романс без слов”, подчеркивая, что это был любимый жанр городского музицирования той поры”.

Но разве можно сравнить музыку Свиридова с бытовым романсом?! По накалу эмоций и страстей “Романс” можно сравнить с симфонией! Несмотря на то, что отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах! Мы постараемся вас убедить в этом.

Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является “Романс”. Оба отрывка – это диалоги. Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.

Первое проведение темы – начало объяснения. “Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно…” (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют скрипка и виолончель.

Второе проведение темы. “Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…” В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.

Третье проведение темы. “Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…” – “она всегда существовала, – прервала с живостью Марья Гавриловна, – я никогда не могла быть вашею женою…” “Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!”. Музыка точно передает смятение чувств главных героев.

Четвертое проведение темы. “Я женат, – продолжал Бурмин, – я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь”. Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.

Пятое проведение темы. “Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.

-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?

Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”

Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…

В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую развязку!?

А далее следуют два номера, о которых не упоминает Г. Сергеева, но которые очень важны для создания целостного образа!

Восьмой номер иллюстраций называется “Отзвуки вальса”.

Интонационно он похож на “Вальс”, но звучит эта музыка совершенно по-другому. Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.

Завершает музыкальные иллюстрации пьеса “Зимняя дорога”. Этот номер интонационно перекликается с первым номером “Тройка”, но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…

Когда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Крайние части обрамляют музыкальные иллюстрации, как рама картину или как обложка книгу.

Закончить нашу работу мы хотим все-таки цитатой из учебника Г.П. Сергеевой, потому что с этими словами мы целиком и полностью согласны – “Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Искитимского района Новосибирской области

Музыкальная живопись Г.В. Свиридова

Выполнила:Безрук Виктория, 10 класс

Руководитель: Безрук Этель Викторовна,

1.Собственное исследование. Свиридовская весна.…………. ………………………………

5. Мое отношение к музыке композитора ……………………………………………………

Список используемой литературы…………………………………………………………….

Вид проекта: исследовательский

Тип: монопроекты

По количеству участников: один

По продолжительности: 5 месяцев

Тема: Музыкальная живопись Г.В Свиридова

hello_html_m7b432724.jpg

Тема природы волновала человека всегда. Люди разгадывали загадки нашей планеты с давних времен. Не понимая сути происходящих природных явлений, наши далекие предки возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения. Много веков понадобилось человеку, чтобы понять природу. Страх перед ее силами постепенно сменился восхищением. Поэты обычными словами рисовали шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы. Композиторы говорили об этом нотами. Музыкальные шедевры о временах года, создали такие композиторы как Йозеф Гайдн, Антонио Вивальди, Петр Ильич Чайковский.

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Г. В Свиридова, прекрасного русского композитора. Георгий Васильевич также отдал дань в своем творчестве тематике природы.

Я обратилась к тем произведениям Свиридова, которые посвящены русской природе, сменам временам года. Сам композитор, никогда не объединял их в один цикл, так как они принадлежат к разным жанрам. Один из них - вокальный, а четыре - инструментальные. Многие произведения Свиридова, в той или иной степени связаны с русской природой, со сменой времен мира. Весна - детство, лето- юность, осень- зрелость, зима- старость.

Цель исследования:

Изучить биографию писателя

Найти произведения композитора, посвященные временам года

Провести анализ выбранных произведений

Проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы

подготовительный

- Вхождение в проблему;

-определение тематического поля и тем проекта;

-постановка цели и задач проекта;

-выработка плана действий

- сбор информации в интернете

- знакомство с биографией композитора

- работа с книгами музыкальных критиков

- просмотры видеозаписей с исполнением оркестровых произведений Г. В Свиридова

информационно- аналитический

- обработка информации, найденной в книгах и интернете;

- выбор произведений для представления каждого времени года

-подбор иллюстраций и фотографий

представление

результатов

- оформление проекта;

- представление результата в форме электронной презентации;

- участие в конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Г.В Свиридов.

Результаты работы над проектом:

Выступления пред учащимися 6-7 классов;

Дипломы НПК, посвященной 100-летию со дня рождения Г.В Свиридова:

hello_html_47ab9636.jpg

Они поют о глубоком страдании. Природа сочувствует героине. Птичек (флейты) уже нет. Все засыпает, почти умирает. Но время лечит. Продолжение следует.

hello_html_m233a8f27.jpg

hello_html_m3f5a05f7.jpg

Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке Божий храм
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
(Жуковский)

Музыка Свиридова живо рисует, как Владимир и Бурмин волею судьбы в один и тот же вечер стали заложниками метели.

Настроение, душевные порывы этой музыки замечательно переданы в отрывке произведения еще одного великого русского классика Николая Васильевича Гоголя:

Этот литературный отрывок и музыка Свиридова дают характеристику русской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и “виновница” всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Поэтому события, описанные в повести так нам близки и понятны.

hello_html_2333814c.jpg

Зима в Завьялово

Когда слушаешь это произведение, невольно вспоминаются пушкинские строки:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Первая и последняя части обрамляют музыкальные иллюстрации, как рама картину или как обложка книгу.

Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, русской природы, жизни, особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Его музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни, чувства единства русского человека с природой – часто забываемых нами в современной жизни.

В процессе работы я познакомилась с музыкой Свиридова сама и увлекла ею друзей и родных. Изучив биографию композитора, я узнала, что до 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Также я узнала, что Бердская музыкальная школа носит имя Георгия Свиридова.

Музыка Георгия Свиридова в общеобразовательной школе

Многие из нас, педагогов, говоря о музыке Георгия Свиридова, отмечают её простоту и то, как легко отличить её от музыки других композиторов.

Однако далеко не всегда ясно, что мы имеем в виду: лаконизм формы, скупость выразительных средств, лёгкость вокализации основных тем, метроритмическую уравновешенность?

Большинство произведений Свиридова являются литературно-музыкальными. Выбор поэтов широк и разнообразен. Для композитора важна не эпоха, в которую жил автор выбранных им стихотворений, а высокий уровень его поэзии и духовное с ней родство. И Свиридов неизменно остаётся на этом высоком уровне. Его музыка делает поэтическое слово ещё более выразительным, ещё более устремлённым к сердцу слушателя.

Свиридов обладал потрясающим умением постигать самую суть поэтического слова. Когда мы слушаем романсы на стихи Бернса или Беранже, то ощущаем их национальный колорит, хотя, как это уже отмечалось по отношению к его произведениям на русскую тему, он никогда не прибегает к цитированию. Надо обладать высочайшей художественной культурой, чтобы так чувствовать поэзию.

Глубокое понимание природы народной песни помогло композитору найти особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей ёмкостью, выразительностью равноценно основной мелодической линии и способствует выявлению смысла, содержания всего целого.

Следующим очень важным этапом в творчестве Свиридова стал Концерт для хора, написанный к 180-летнему юбилею со дня рождения А. Пушкина.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска .

Свиридов слыл композитором, чьи вокальные произведения трудны для исполнения. Некоторые из них десятилетиями ожидали своего концертного воплощения. Но, дождавшись, они звучали в исполнении певцов выдающихся, чья интерпретация была конгениальна перу их создателя. Имена их хорошо известны публике: Александр Ведерников, Евгений Нестеренко, Дмитрий Хворостовский. Определив исполнителя, Свиридов работал с ним не только как автор музыки, но и в значительной степени как режиссёр-постановщик, ибо его вокальные произведения удивительно сценичны, театральны. Это мини-спектакли, подчиняющиеся законам театральной драматургии. При этом сам композитор выступает в роли драматурга и режиссёра. Такая позиция роднит его вокальные произведения с творчеством А. Даргомыжского и, более всего, М. Мусоргского.

Разумеется, традиционная исполнительская манера для такой музыки не подходила. Композитор говорил, что новизна и сложность его вокальной музыки связаны, в том числе, и с тем, что сама речь постоянно совершенствуется.

Пожалуй, никто до Свиридова не сделал столько в отечественной музыке для развития и обогащения вокальных жанров - оратории, кантаты, хора, романса . В этом его великая заслуга.

Краткая биографическая справка

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городке Фатеже Курской губернии в семье служащего. Его отец его погиб на гражданской войне.

Тяга к музыке и склонность к её сочинению проявлялась у будущего композитора ещё в детстве. Когда мальчику было девять лет, к нему пригласили преподавателя фортепиано. Позже семья переехала в Курск, где был неплохой оркестр народных инструментов. Юный Свиридов осваивал в нём основы музыкальной грамоты, играя на балалайке.

С 1929-го до 1932-й год он учился игре на фортепиано в курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. 14-летний подросток на вступительных экзаменах в музыкальную школу исполнил на фортепиано марш собственного сочинения. Окончив школу, по совету Крутянского Свиридов в 1932 году поступил в Ленинградский центральный музыкальный техникум, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо, а по классу композиции у Михаила Юдина.

Консерваторию Свиридов окончил весной 1941 года. С началом Великой Отечественной войны он поступил в военное училище, откуда его демобилизовали в связи со слабым зрением.

Рукописи практически всех довоенных сочинений Свиридова погибли во время Ленинградской блокады, среди них - Концерт для фортепиано с оркестром и Симфония для струнного оркестра, с успехом исполнявшиеся перед войной в Ленинграде.

После окончания войны Георгий Свиридов вернулся в Ленинград, где написал среди прочего Четыре лёгкие пьесы для фортепиано для исполнения юными пианистами. С 1956 года композитор живёт в Москве. Он пишет симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.

Литература

  1. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / Сост. А. Золотов. - М., 1983.
  2. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М., 1998. с. 488.
  3. Свиридов Г. В. Музыка как судьба /Сост., авт. предисл. и коммент. А. С. Белоненко. - М., 2002. (Библиотека мемуаров: Близкое прошлое. Вып. 2).
  4. Георгий Свиридов: Сб. статей и исследований/ Сост. Р. С. Леденев. - М., 1979.
  5. Сергеенко А. Б. Записные книжки Георгия Свиридова. - М., 2000.
  6. Сохор А. Георгий Васильевич Свиридов: Критико-биографический очерк. - Л., 1956.
  7. Сохор А. Н. Георгий Свиридов. - М., 1972. 2-е изд.

Старобинский Семён Лейзерович - доктор педагогики, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, член-корреспондент Международной педагогической академии, город Хайфа (Израиль).

7 июня 1979 года.

Вся жизнь Г. В. Свиридова была как бы окружена Пушкиным: с Пушкина Свиридов начался как музыкант, и им же закончил.

Итак, первым значительным, талантливым сочинением Свиридова, считавшего поэзию Пушкина, по его собственному признанию, своей неизменной духовной опорой, стал цикл из шести романсов на стихи великого поэта.

Именно пушкинские романсы явились началом творческой самостоятельности и творческого взлета Свиридова – тогда еще учащегося музыкального техникума.

Выбор стихотворений, составивших этот вокальный цикл, весьма примечателен. Это лирика философского характера, стихи-размышления; почти в каждом из них звучат гражданские мотивы. Значительная роль так же принадлежит образам природы, русскому пейзажу.

Чисто лирическая тема появляется лишь в двух последних стихотворениях цикла.

Расположение романсов, их последовательность выявляет общую направленность всего цикла, развития его главной темы – темы одиночества, разлуки с друзьями, тяжелых предчувствий поэта.

Музыкальные картины зимних пейзажей отличает необыкновенная выразительность. Слушающий эти романсы слышит и видит зимнюю дорогу! Скользят басовые звуки, будто слышится скрип полозьев от саней и цокот – и вот уже возникает образ русской тройки, образ бескрайних дорог России. Щемяще трепетно звучит мелодия песни-мечты, навеянной этой долгой зимней дорогой.

Прекрасные стихи Пушкина не поглощает разлив песенной мелодии, которая является здесь главным средством выразительности. Как и в других произведениях, существенную роль в раскрытии текста, в создании образа принадлежит также и партии фортепиано.

Шесть романсов на стихи А. С. Пушкина еще в пору их рождения стали репертуарными и быстро приобрели популярность. Их часто стали исполнять, особенно в 1937 г. , в 100-летие гибели Пушкина.

Эти два шедевра русской культуры отделены друг от друга промежутком времени, который измеряется почти ста пятьюдесятью годами. События в повести Пушкина происходят в начале ХIХ в. , в 1811-1812 гг. , в период войны русского народа с армией Наполеона.

Эта музыка пронизана интонациями русской песенности, танцевальности и маршевости. Она не только воссоздает колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний героев небольшого литературного произведения. То есть Георгию Васильевичу Свиридову удалось не только запечатлеть образы пушкинской повести, но и наполнить их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям.

Композитор – подчеркнем это особо – придал жанру иллюстраций более глубокий смысл. Отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.

Пастораль в переводе с латинского означает пастушеский. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре (на эту музыку был поставлен балет) и даже в нашей Пушкинской школе.

Между частями концерта не ощущаешь видимой связи. Мысль композитора, читавшего Пушкина, была свободна, чиста и светла. Свиридов предстал в этом произведении мудрым художником и человеком, многое передумавшим, многое оценившим заново, оставшимся верным самому себе, но и совершившим новый шаг в своем внутреннем развитии. Шаг к Пушкину и шаг в будущее собственной музыки.

«6 июня мы отмечаем 180 лет со дня рождения Александра

Сергеевича Пушкина. Я очень рад, что в эти дни исполняется мое новое сочинение.

Создавая его, я не думал о том, что предстоит пушкинский юбилей, а писал, как говорится, по вдохновению, обратившись к Пушкину в силу внутренней необходимости, безотчетно, и только потом, в процессе работы, постепенно стала проясняться художественная форма произведения, стало ясно, что я напишу его именно для хора, а хоровое искусство в наши дни снова приобретает громадную силу воздействия.

Что привлекло меня сейчас в Пушкине? Мы часто относимся к прошлому как к чему-то старозаветному, тихому, патриархальному в противовес сегодняшнему неспокойному, шумному времени и думаем иной раз, что искусство ясное, простое, мудрое и классически уравновешенное является принадлежностью тех былых идиллических времен, а наши дни требуют искусства нарочито усложненного, сознательно уродливого, какофонического, и что только такое искусство выражает дух нашего времени.

Между тем, нет ничего ошибочней такой точки зрения. И лучший пример тому – Пушкин. Ошибочно думать, что Пушкин жил в тихие, благополучные, патриархальные времена.

Пушкин жил в исключительно бурное время, богатое крупнейшими событиями и грандиозными потрясениями. Это была эпоха Великой французской революции и наполеоновских походов, эпоха Отечественной войны 1812 года и восстания декабристов.

Именно в такие бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира.

Таким было искусство древних греков, таким было искусство европейского Возрождения, таким был наш Пушкин.

Эта гармония внутреннего мира соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время она является преодолением этого трагизма. Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека — вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине.

Два великих человека, разделенные временем (почти веком!), оказались настолько духовно близки, что смогло появиться на свет чудо – свиридовская музыкальная пушкиниана.

Пытаясь как-то обозначить, назвать связывающие их духовные нити, делающие произведения Свиридова конгениальными пушкинским, мы прежде всего выделим следующее:

❖ Пушкина и Свиридова роднит тяготение к идеалу творчества, к преодолению хаоса мира гармонией;

❖ у Пушкина и Свиридова похожи, родственны пути созревания, становления: они оба синтезировали лучшие достижения своих предшественников и современников и стали символами русской культуры;

❖ наконец, этих двух великих творцов роднит уникальное свойство их творчества – легкость его восприятия, ощущение того, что это родное.

Читайте также: