Вам необходимо написать историческое сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В 2021 г. в ЕГЭ по истории обновлено задание 25 по написанию исторического сочинения, за которое можно получить целых 12 первичных баллов из 56, т.е. более 20% всех баллов. Следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл, необходимо научиться писать историческое сочинение.

В варианте ЕГЭ может попасться одна из двух моделей: сочинение по историческому процессу или по исторической личности. Но всегда будет выбор из 3 вариантов (три процесса ИЛИ три исторических личности).

Что же требуется в модели по историческим процессам?

Выпускнику предлагается написать сочинение, в котором необходимо:

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного процесса для истории России;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному процессу;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Что же требуется в модели по историческим личностям?

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель;
  • назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений);
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной выпускником);
  • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Алгоритм выполнения задания 25 на ЕГЭ по истории

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на факты (для модели по историческим процессам)

Оценка влияния указанных в сочинении событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты (для модели по историческим личностям)

Особое внимание стоит упомянуть на конкретизацию деятельности исторических личностей. Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Если же выпускник пишет не о конкретных действиях исторического деятеля, а о процессе, который, возможно, проходил под его руководством или участником которого был этот исторический деятель, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2. Также нужно обязательно указать последствия конкретных действий для хода и/или результата события (явления, процесса).

Примеры верного раскрытия роли исторической личности:

Разберем выполнение критериев на примерах исторических сочинений

Модель 1 – исторические процессы

Борьба Москвы против ордынского владычества во второй половине XIV в.

Выполнен критерий К3 (указана причина битвы на р. Воже)

Выполнен критерий К2 (назван Дмитрий Иванович и охарактеризована его деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указана причина Куликовской битвы)

Выполнен критерий К2 (названы Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, а также охарактеризованы их деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К2 (назван Тохтамыш, и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указано последствие набега Тохтамыша)

Выполнен критерий К4 (названы последствия и значение процесса через указание конкретных фактов)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

Модель 2 – исторические личности

Петр I

В период правления Петра I, разумеется, следует отметить Северную войну между Россией и Швецией. Причиной войны была необходимость получения Россией выхода к Балтийскому морю, ведь именно от него во многом зависело экономическое развитие России, а также ее статус на мировой арене.

Для достижения данной задачи Пётр I инициировал ряд военных реформ. Готовясь к войне со Швецией, он велел произвести рекрутский набор, которые впоследствии стали постоянными. Также Пётр с целью подготовки собственных офицерских кадров учредил Навигационную, Артиллерийскую и Инженерную школы, а также Морскую академию. В 1716 г. им был издан Воинский устав, определявший службу, права и обязанности военных. Все это позволило создать регулярную армию и победить в Северной войне.

По итогам Северной войны Россия получила выход к Балтике, была провозглашена империей, а Пётр I стал императором.

Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (Северная война) и названа его причина)

Выполнен критерий К2 (назван Петр I и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Также важным событием стало основание в 1703 г. Санкт-Петербурга. Причинами его строительства стали необходимость закрепиться в балтийском регионе, а также иметь порт на Балтийском море для торговли со странами Западной Европы.

Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (строительство Санкт-Петербурга) и названа его причина)

Выполнен критерий К2 (назван Доменико Трезини и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К4 (дана оценка влияния указанных в сочинении событий на дальнейшую историю России)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)


Задания Д25 C5 № 26340

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:

1) Дмитрий Донской;

2) М. М. Сперанский;

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.

Алгоритм написания сочинения об исторический личностях

1. Выберите одного из трех исторических деятелей.

2. Укажите два события (процесса, явления), в котором участвовал данный исторический деятель.

3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения, указанных Вами событий (явлений, процессов).

4. Укажите ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

5. Дайте оценку влияния любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный вами исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.).

7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.

Пример сочинения. (Другие примеры смотрите на странице с историческими сочинениями.)

Историческое сочинение о Дмитрии Донском

Дмитрий Иванович Донской участвовал в следующих исторических событиях и процессах.

Во-первых, московско-тверская война. Причинами данной войны были борьба за старшинство на Северо-Восточной Руси между Тверским и Московским княжествами, попытка тверского князя вернуть ярлык на Великое Владимирское княжение. Ключевую роль в данном событии сыграл тверской князь Михаил Александрович. Михаил Александрович выгнал из Твери своего дядю, лояльного к Москве, и объявил себя тверским князем, после чего заключил союз с литовским князем Ольгердом против Москвы. В союзе с литовцами он попытался взять Москву, но потерпел неудачу. Позже он обратился к ордынскому хану и смог добиться от него ярлыка на Великое Владимирское княжение. Однако Михаил Тверской так и не смог овладеть Великим княжеством фактически, потерпел поражение от московского князя и был вынужден признать его старшинство.

Во-вторых, Куликовская битва. Причиной данного события была данническая зависимость Московского княжества от Орды, которую можно было прекратить только военным путем, что и сделал московский князь, объединив большую часть северовосточных русских княжеств в борьбе против Орды. Ключевую роль в данном событии сыграл сам московский князь Дмитрий Иванович. Он послал призыв во все северо-восточные русские княжества прислать войска для борьбы с Мамаем. Дмитрий Иванович распорядился собраться объединенному войску под Коломной, откуда направился в степи для решающей битвы с Мамаем. Дмитрий Иванович совершил стремительный марш и приказал войску перейти Дон, уничтожив за собой мосты, обезопасив себя таким образом от удара в тыл союзников Мамая – литовцев. Дмитрий Иванович приказал поставить засадный полк, который смог в решающий момент битвы нанести удар по войску Мамая, что определило победу русского войска. В результате Мамай был разбит и бежал с остатками войска.

Правление Дмитрия Донского окончательно закрепило первенство Москвы среди северо-восточных русских княжеств, были определены две важнейшие задачи – борьба с Ордой за выход из зависимости от неё и борьба с Великим княжеством литовским за контроль над центральными и южными русскими княжествами. Первая задача была окончательно решена правнуком Дмитрия Донского Иваном Третьим. Вторая задача была решена только в семнадцатом и восемнадцатом веках.


Задания Д25 C5 № 26341

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:

1) княгиня Ольга;

2) Александр III;

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.

Алгоритм написания сочинения об исторический личностях

1. Выберите одного из трех исторических деятелей.

2. Укажите два события (процесса, явления), в котором участвовал данный исторический деятель.

3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения, указанных Вами событий (явлений, процессов).

4. Укажите ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

5. Дайте оценку влияния любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный вами исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.).

7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.

Пример сочинения. (Другие примеры смотрите на странице с историческими сочинениями.)

Историческое сочинение об Иосифе Сталине

Иосиф Сталин участвовал в следующих исторических событиях и процессах.

Во-первых, это процесс индустриализации промышленности. Причинами проведения индустриализации в СССР были необходимость создания за короткий срок мощной промышленной базы, развитие военно-промышленного комплекса для достижения экономической самостоятельности и независимости СССР от капиталистических стран, укрепления его обороноспособности. Ключевую роль в данном процессы сыграл сам И. Сталин. Он утвердил первый пятилетний план по строительству 1,5 тыс. заводов. Для финансирования закупки на Западе оборудования и технологий Сталин принял решение увеличить экспорт сырья, главным образом нефти, зерна. Параллельно с индустриализацией Сталин инициировал процесс сплошной коллективизации, которая должна была обеспечить необходимые средства для строительства промышленных объектов. В ходе второй пятилетки Сталин поддержал инициативу развернуть стахановское движение в масштабах всей страны, что положительно сказалось на темпах промышленного производства. В результате первой и второй пятилеток произошел рост числа заводов, нефтяных баз, развитие металлургии и строительства новых железных дорог. СССР вышел на одно из первых мест в мире по промышленному потенциалу, смог увеличить оборонный потенциал.

Во-вторых, это подписание пакта о ненападении между Германией и СССР. Причинами подписания данного пакта стали стремление СССР исключить угрозу начала войны с Германией, а также затягивание правительствами Англии и Франции подписания договора о коллективной безопасности, который бы гарантировал СССР союзническую помощь в случае нападения на него. Ключевую роль в данном событии сыграл Молотов, который занял в конце 1930-ых пост наркома иностранных дел. Он руководил подготовкой и ведением переговоров с немецкой стороной о подписании пакта. Молотов лично подписал договор с министром иностранных дел Германии Риббентропом. Помимо пакта о ненападении, Молотов подписал секретные протоколы, которые утвердили раздел сфер влияния между СССР и Германией. Пакт позволил СССР избежать войны на два фронта, отсрочил его вступление в войну с

В период, когда во главе СССР стоял Сталин, просходили процессы коллективизации и индустриализации, которые позволили успешно модернизировать советскую экономику и увеличить оборонный и промышленный потенциал, что

сыграло впоследствии важнейшую роль в победе в Великой Отечественной войне и восстановлении народного хозяйства после войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне позволила занять ему лидирующую позицию в мире, которая сохранилась за ним до конца 1980-х годов. Репрессивная политика советского руководства привела к большому количеству невинно осуждённых лиц, которые были реабилитированы только в период оттепели либо в период перестройки. Противостояние советской и капиталистической систем вылилось в холодную войну, которая определяла международную повестку и после смерти Сталина и привела к крушению СССР.


Задания Д25 C5 № 26342

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:

1) князь Святослав Игоревич;

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.

Алгоритм написания сочинения об исторический личностях

1. Выберите одного из трех исторических деятелей.

2. Укажите два события (процесса, явления), в котором участвовал данный исторический деятель.

3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения, указанных Вами событий (явлений, процессов).

4. Укажите ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

5. Дайте оценку влияния любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный вами исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.).

7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.

Пример сочинения. (Другие примеры смотрите на странице с историческими сочинениями.)

Историческое сочинение о Николае Втором

Николай Александрович Второй участвовал в следующих исторических событиях и процессах.

Во-первых, аграрная реформа. Причинами данной реформы были необходимость развития капитализма в деревне, что позволило бы создать слой крестьянсобственников, которые бы стали опорой самодержавия; рост крестьянского движения; крестьянское малоземелье и аграрное перенаселение деревни. Ключевую роль в данном событии сыграл председатель Совета министров Петр Столыпин. Он подготовил проект аграрной реформы, который лег в основу Указа Николая II. Согласно данному Указу крестьяне получили право выходить из общины, закрепляя часть общинной земли в частную собственность в форме хутора или отруба. Отдельно Столыпин подготовил Указы о продаже крестьянам части казенных земель и понижении ставок Крестьянского земельного банка для выдачи кредитов крестьянам под залог земли. Они были подписаны Николаем II. В дальнейшем Столыпин разработал закон, в основу которого легли данные указы, и представил его III Государственной Думе, которая после долгого обсуждения приняла его. Столыпин также добился выделения государственных средств на оказание материальной помощи крестьянам для переселения в Сибирь и на Дальний Восток. Но существенная часть крестьян не смогла вести там хозяйства и вернулась обратно в центральные регионы России. В результате реформы Столыпина часть крестьян выделилась из общины, но они не сформировали слой собственников, поддерживающих самодержавие, как на то рассчитывал Столыпин. Реформа способствовала развитию капитализма в деревне и росту крестьянского предпринимательства.

Во-вторых, подписание Портсмутского мирного договора. Причинами события были серия поражений, которые понесла Российская империя в ходе русско-японской войны, и усиление революционного движения внутри страны, что вынуждало Россию сесть за стол переговоров. Ключевую роль в данном событии сыграл сам император Николай Второй. Он назначил Сергея Витте главой российской делегации в Портсмуте. Император лично обсудил с Витте, на какие уступки при заключении договора может пойти Россия. Дипломатическое искусство Витте позволило добиться такого содержания договора, которое общественное мнение Японии посчитало неприемлемым, что вылилось в серию беспорядков в Токио. В результате подписания договора русско-японская война была прекращена, Россия лишалась Южного Сахалина и сфер влияния в Корее и Северном Китае. За такой успех император наградил Витте графским достоинством, издав соответствующий указ.

В первый период правления Николая Второго росло и крепло революционное движение, появилось большое количество подпольных партий, их деятельность во многом привела к революции 1917 года, приходу к власти большевиков и гражданской войне. Несмотря на ограничение самодержавия в результате Первой Русской революции, в стране оставались нерешенными аграрный и рабочий вопросы, что также стало причиной революционных событий 1917 года и последующей гражданской войны. Российская империя, находясь в союзе с Францией, сближалась с Англией, что привело к созданию Антанты. Раскол Европы на два враждебных блока стал одной из причин начала Первой мировой войны, которая завершилась уже после смерти Николая Второго.

Задание № 25 из демоверсии ЕГЭ-2019 по истории

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1019–1054 гг.; 2) март 1801 г. — май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г. — октябрь 1922 г.

В сочинении необходимо:

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Критерии оценивания задания № 25 ЕГЭ-2019 по истории

Чтобы верно выполнить задачу и написать сочинение на высокий балл, ученику нужно понимать, что историческое сочинение — это творческая работа по определенному алгоритму. В описании задания есть все критерии оценивания, и, самое главное, им следовать. Рассмотрим критерии подробно.

Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов)

В сочинении должны быть названы два события из выбранного периода (можно без дат). Если все сделано правильно, начисляется 2 балла. Если верно указано только одно событие — 1 балл. Последовательность изложения и связь событий между собой не учитываются. Лишнее писать не нужно, поскольку эксперт начислит 2 балла по первому критерию и оштрафует за наличие ошибки, если третье событие не относится к указанному периоду.

Критерий 2. Исторические личности и их роль

Требуется назвать два имени исторических деятелей и раскрыть их роль в указанных событиях. Если все сделано верно, эксперт ставит 2 балла, если правильно представлена только одна личность, начисляется 1 балл.

Критерий 3. Причинно-следственные связи

Если верно указаны две причинно-следственные связи, начисляется 2 балла, если одна связь — 1 балл. Как правило, половина работ не отвечают данному критерию, потому что выпускники неверно трактуют задачу. От выпускника требуется указать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (причина) при наличии определенных условий порождает другое событие (следствие). Учитываются события, выходящие за границы периода.

Критерий 4. Оценка влияния событий на дальнейшую историю России

Критерий 5. Использование исторической терминологии

Корректное использование хотя бы одного исторического термина позволяет получить еще 1 балл. Исторический термин — это слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным событием, характерное для определенного периода (эпохи) или исторического процесса в целом. Перечень терминов можно найти в историко-культурном стандарте.

Критерий 6. Наличие фактических ошибок

Данный критерий рассматривается экспертом в том случае, если за первые четыре критерия выпускник набрал минимум 4 балла. Если в сочинении отсутствуют фактические ошибки, добавляется 2 балла, если есть одна ошибка — 1 балл. Одно из главных правил, призванное помочь выпускнику набрать максимальное количество баллов: не уверен — не пиши.

Не учитываются ошибки: стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные, если они не приводят к содержательным ошибкам (ИндустрЕализация — ИндустрИализация).

Учитываются как ошибки:

Критерий 7. Форма изложения

Если за первые четыре критерия начислено не меньше 4 баллов и ответ представлен правильно, в виде исторического сочинения с последовательным изложением материала, добавляется еще 1 балл.

Советы педагогу: как готовиться к сочинению по истории

  • Сделайте сочинение одной из основных форм тематического обобщающе-повторительного контроля.
  • Разрешайте пользоваться при написании сочинения любыми материалами.
  • Объясните обучающимся, как писать сочинение по истории согласно критериям оценивания.
  • Пишите сочинения на уроках вместе, по мере прохождения материала.
  • Задавайте сочинения на дом, а после оценивайте их по критериям.
  • Предлагайте ученикам самим оценивать свои и чужие сочинения по критериям.
  • Проводите работу над ошибками.

Советы выпускнику: алгоритм работы над сочинением

  1. Выберите наиболее понятный период (лучше не брать сложный период с запутанным ходом событий, например Смуту, Гражданскую войну, перестройку).
  2. Работайте с черновиком
    • Обозначьте общую характеристику периода.
    • Укажите с использованием терминов события (процессы, явления), причинно-следственные связи, роли личностей, значение периода.
    • Проверьте черновик согласно критериям.
  3. Перепишите сочинение начисто.

Пособие содержит задания, максимально приближенные к реальным, используемым на ЕГЭ, но распределенные по темам в порядке их изучения в 10–11 классах старшей школы. Работая с книгой, можно последовательно отработать каждую тему, устранить пробелы в знаниях, а также систематизировать изучаемый материал.

Возможные темы сочинения

VIII — конец XVII века (первый период)

945–972 — Ольга и Святослав

980–1015 — Владимир I

1019–1054 — Ярослав Мудрый

1113–1125 — Владимир II Мономах

1132–1236 — политическая раздробленность

1125–1157 — Юрий Долгорукий

1157–1175 — Андрей Боголюбский

1176–1212 — Всеволод II Большое Гнездо

1237–1257 — борьба с иноземными нашествиями, установление зависимости от Орды

1252–1263 — Александр Невский

1276–1303 или 1282–1303 — Даниил

1303–1325 — Юрий Даниилович

1325–1340 — Иван I Калита

1340–1359 — Семен Гордый и Иван Красный

1359–1389 — Дмитрий Донской

1389–1425 — Василий I

1425–1462 — Василий II Темный

1462–1505 — Иван III

1505–1533 — Василий III

1533–1583 — Иван IV Грозный

1547–1565 — период реформ Избранной рады и внешнеполитических успехов Ивана IV

Двадцать пятое задание ЕГЭ по истории – самое последнее и для многих самое сложное задание экзамена. В нем нужно написать историческое сочинение по одной из трех тем – определенного периода дат, которые представлены на выбор выпускника. За него можно максимально получить сразу 11 первичных баллов, то есть 35 тестовых. Как правило, предложенные варианты тем относятся к трем разным большим периодам истории – с 8 по 17 века, с 17 по 19 века и с 20 по начало 21 века. Дата, указанная в теме, не всегда совпадает с годами правления или руководства страной какого-либо исторического деятеля.

Требований к структуре и композиционному оформлению работы нет, но нужно писать работу, соответствующую указанным в задании положениям, а также – критериям ее проверки. Давайте их рассмотрим.

Теория и критерии оценки сочинения в ЕГЭ по истории

Вариант сочинения в ЕГЭ по истории

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

  1. 1237—1480 гг.;
  2. 1725—1762 гг.;
  3. 1953—1964 гг.

В со­чи­не­нии необходимо:

  • ука­зать не менее двух со­бы­тий (явлений, процессов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду истории;
  • назвать две ис­то­ри­че­ские личности, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (явлениям, процессами), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фактов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (явлениях, процессах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии России;
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да истории.

Используя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний историков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии России. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские термины, понятия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му периоду.

Напишем сочинение по второму периоду. Сначала нужно охарактеризовать его – написать, как он называется в истории нашей страны, или же кто был руководителем страны в этот период.

Давайте рассмотрим работу согласно критериям. Событий (критерий К1) мы указываем намного больше двух – вступление императоров на престол, принятие указов… Также мы рассматриваем роль нескольких личностей – наиболее подробно таких, как А. Меншиков и Елизавета Петровна (критерий К2). Причинно-следственные связи мы также указываем – например, говоря о причинах непопулярности Петра 3 и издании им Манифеста о вольности дворянской, и об ужесточении крепостного права в последнем абзаце (К3).

Значение периода мы рассматриваем в последнем абзаце, опираясь на факты и приводя мнение историков – это критерий К4. Также мы можем с полной уверенностью рассчитывать на балл по критерию К5 – мы корректно применяем историческую терминологию в своей работе. Не допускаем фактических ошибок и последовательно излагаем мысли, благодаря чему получаем еще 2 балла – по критериям К6 и К7.

Читайте также: