Сочинение букет цветов бабочка и птичка план

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока

по русскому языку во 2-м классе

Урок первый.

Учитель-составитель урока: Магомедова Халимат Абдулазизовна

- познакомить с жизнью и творчеством Ф.П. Толстого ;

- учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;

- научить описывать картину (натюрморт);

- способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;

-работать над развитием критического мышления, умением мыслить не так как все, умение высказывать свою точку зрения;

- совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;

- расширить словарный запас учащихся, знание о художнике;

- развивать воображение детей, их образную память, ассоциативное мышление;

- учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;

-работать над умением писать сочинение, маленький рассказ, четверостишие.

Тип урока : урок развития речи.

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Слайд№1 (слова приветствия)

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

-Готовы ребята, к открытию нового, интересного? Проверьте свое рабочее место.

Я на прошлом уроке говорила вам, что будем учиться писать сочинение на очень интересную тему, что будем учиться писать сочинение по картине.

Это очень красивая и необычная картина.

Давайте, сначала выполним такое задание, а после и узнаем тему.

Слайд№2 (предложения для списывания)

II Орфографическая разминка.

Учитель: На интерактивную доску спроецированы предложения. Спишите их, подчеркните подлежащее и сказуемое.

Жанр натюрморта появился в 17 веке в Нидерландах.

Федор Петрович Толстой – выдающийся русский художник, деятель искусства.

Учитель: итак, я вижу вы все написали. Теперь скажите какие слова для вас незнакомы, какие слова вы слышите впервые, или слышали, но не знаете их значение, смысла? (натюрморт)

Постановка темы и цели урока

Учитель: Ребята, над этими предложениями мы работали неспроста. Они

тесно связаны с темой нашего урока. Кто догадался, над чем мы сегодня будем работать? Какова тема нашего урока? Какая цель стоит сегодня перед нами?

Постановка учебной задачи

Учитель: Когда мы рассматриваем картину, нужно стремиться понять замысел художника, какую же идею он хотел передать нам в этом произведении искусства. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом и подготовимся к написанию сочинения-описания картины.

Работа по теме урока

Жанр натюрморта появился в XVII веке в Нидерландах. В то время активно развивалась наука, и художники стремились показать мир природы. В картинах изображались цветы, фрукты, овощи, различная бытовая утварь.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

II. Продолжение работы над значением слов

1. Словарная работа

Развитие внимания. Что зашифровано на доске? (слайды №4-6)

Групповая работа ( даю карточки с заданиями что и на сладах, делю класс на 3 группы)

Ю Н Т М А Р О Т Р (натюрморт) – картины,
изображающие ягоды, фрукты, цветы. продукты и т.д.

Р А Т Н И К А (картина)

О Е С И Ч Е Н И Н (сочинение)

Анализ работы в группе.

2. Вопросы классу. Работа с опорными словами (дети сами должны догадаться по опорным словам, какая будет картина)

1. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Что буде делать дальше?(ответы учащихся)

По опорным словам попытайтесь представить, что изображено на картине-загадке, которую мы будем сегодня описывать

- Стеклянная ваза, морковно-красный с жёлтыми полосками бархатец, веточка душистого горошка, пушистая головка ало-красного мака с белой
каёмочкой на кончиках лепестков, сине-голубой с золотыми серединками
дельфиниум, разноцветная птичка, лимонно-жёлтая бабочка.

2. Попробуйте сформулировать тему.

3. А какие цели поставим перед собой? (научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине, научиться описывать картину)

III. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

Прослушаем информацию о жизни и творчестве художника.

слайд№9 (портрет художника)

(под спокойную музыку рассказывает подготовленный ученик о художнике)

3. Вопросы классу

-Что вы узнали о натюрморте?

-А что может быть изображено на натюрмортах?

Вывод (делают учащиеся) Так что же такое натюрморт?

слайд №3 ( определение натюрморта )

Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

Физминутка и разминка для глаз

2. Что поместил художник в центре своей картины?

(В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)

3. Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

4.Все предметы расположены на столе. Что мы видим на картине кроме вазы?

5. Опишите птичку.

6. Опишите бабочку.

7. Но на картине есть и другие существа . Кто их заметил?

8. Что еще на картине привлекает ваше внимание?

9. Какой фон выбрал для своего натюрморта художник?

10. Как вы думаете, а почему художник выбрал именно эти предметы для своего натюрморта?

( Так как он хотел изобразить дружбу, гармонию в природе, единство и красоту
цветов и живых существ.)

- Художник своей картиной говорит нам: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны.

11. Что вы видите на листочках цветов? ( две мухи, капельки воды)

12. Как вы думаете, откуда появились там эти капельки? ( возможно цветы аккуратно срезали после дождя, или их срезали рано утром и на них остались капельки росы, а еще возможно, что столик на котором ваза, стоит на улице, в саду, и т.д.)

13. как вы думаете, откуда на картине появилась птичка? (возможно птичку заманил аромат цветов, или гусеница, а может быть, эта птичка живет у художника и он с ней дружит)

14. У нас растут такие цветы, вы их видели?

15. Бывают ли у нас такие бабочки, если да, то как они называются, кто знает?

-А еще мы узнали, в 17 веке уже делали такие красивые вазы, и что цветы, которые были тогда, 300 лет назад и сейчас растут.

Вывод - мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному, как он относится к природе.

Определите основную мысль автора натюрморта. (Ф.П.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.

-Скажите, ребята, какая это картина?

Радостная , унылая

Красивая, не очень красивая

Интересная , скучная

Тревожная, спокойная

Загадочная , обычная

5. Работа с планом описания картины. (слайд 9 - план )

Учитель. Вам предлагается план, по которому вы будете писать сочинение

1.Краткая информация о художнике.
2. Композиция натюрморта:

г) гусеница и мушки.

д) капельки воды

3. Удивительная тайна картины.

Учитель :

- По какому вопросу плана вам будет сложно писать?

-какой пункт плана остался для вас непонятным, непонятым до конца?

Групповая работа

Первая группа: составить 1-2 предложения по любому пункту плана

Вторая группа: подберите синонимы к словам и сочетаниям:

живописец, мастер кисти, автор картины.

полотно, репродукция, холст.

Картина чудесная –

Художник создаёт –

пишет, изобразил, создал, сумел передать

Анализ работы в группах.

(слайд №11) (попробуйте продолжить предложения, если затрудняетесь я помогу, сначала вы должны сами постараться вспомнить)

Самостоятельная работа на карточках. Проверка. Как учащиеся поняли картину, тему.

Передо мной картина …

На переднем плане замечательного полотна…

В центре картины художник изобразил…

Цветовая гамма очень разнообразна:

При создании картины мастер использовал…

Мне больше всего понравилось…

IV. Закрепление.

1. Вопросы классу.

Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем? (Описание)

Какое – деловое или художественное? Почему? (Художественное. Картина – произведение искусства.)

Какова же будет главная мысль нашего описания? (Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)

V. Итог урока ( учащиеся сами подводят итог)

Какую тему исследовали на уроке?

Удалось ли нам решить поставленную задачу?

Что интересного было на уроке, что больше всего запомнилось?

Какие творческие задания вы выполняли, какое задание понравилось?

Какое задание вы сами хотели бы предложить для выполнения к следующему уроку?

Где можно применить новые знания?

Оцените свою работу на уроке. Работу класса. Что удалось? Над чем нужно работать больше, чтобы лучше удавалось, лучше получалось?

VI. Домашнее задание .

По желанию , можно попробовать написать четверостишие к картине, или к любому пункту плана.

Читаю свое маленькое стихотворение, которое я написала к этой картине, так как она меня очень вдохновила.

Несмотря на то, что этому полотну уже двести лет, тема и средства выражения актуальны и сегодня. В центре сюжета зритель видит вазу, наполненную свежесрезанными цветами. Яркий букет собран очень искусно. В нем не только садовые растения, но и полевые цветы.

Возле стеклянной стенки вазы порхает бабочка-махаон. Ее привлекли сочные краски живых растений и их невероятный медвяный аромат. Справа, на простом карандаше, которым пользовался автор при создании эскиза картины, сидит пестрый щегол. Возможно, он вылетел из клетки, находящейся поблизости, в той же комнате. Птица не боится людей и смело позирует художнику, будто хвастаясь богатыми красками своего оперения.

Слева, у подножия наполненного водой сосуда, по опавшим с букета листьям, ползет крошечная гусеница. Щегол пока не заметил ее. Ведь в противном случае, птица немедленно бы съела насекомое. На натюрморте есть еще несколько интересных деталей. Это капли воды. Свет отражается в них, делая похожими на маленькие драгоценные камни.

Фоном композиции служит светло-желтая стена. Ваза с цветами и живность помещены на стол, накрытый скатертью в тон стен. Все краски, выбранные талантливым живописцем для полотна, яркие и натуральные. Разнообразные виды цветущих растений раскрыли розовые, фиолетовые, синие, оранжевые бутоны и соцветия. Сочная зелень стеблей и листьев хорошо контрастирует с пастельной расцветкой стен и стола.

Сюжет не статичен. Мастер натюрморта уловил и прекрасно передал легкие взмахи крыльев бабочки. Чувствуется, что птица, присевшая на карандаш, готова вот-вот упорхнуть, исчезнуть с наших глаз.

Мне нравятся такие яркие, живые картины. По ним невозможно определить, какой сейчас век или год. Они хороши во все времена. Я люблю подолгу любоваться натюрмортами, разглядывая разные интересные детали, незаметные с первого, беглого взгляда на произведение искусства.

Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов

1. Фёдор Толстой – русский художник первой половины 19 века. Кроме картин он создавал красивые костюмы для театральных представлений. По его рисункам чеканились монеты. Картина "Букет цветов, бабочка и птичка" – это натюрморт. Он объединяет живые и неживые предметы. Такие натюрморты называют ботаническими.

2. Художник запечатлел на полотне стеклянную вазу с водой и цветами. Она стоит на столе. Рядом нарядная птичка ухватилась лапками за серый карандаш. Бабочка, гусеница и муха ползут по своим делам. Их принесли из сада вместе с зеленью.

3. В самом центе мы видим вазу в виде колбы. Она стеклянная, прозрачная и хрупкая. В ней видны зелёные стебли цветов. Бок вазы отражает большое окно. Значит натюрморт автор написал в светлой комнате.

4. Цветы срезаны острыми ножницами или садовым ножом. Их принесли для художника из сада. На них сверкают и переливаются бликами искорки росы или дождя. Цветы красочны. Они написаны как живые. Здесь есть фиолетово-розовые лепестки, тёмно-синие, морковно-красные. Очень яркие бархатцы. Один из них распустился. Он с ярко-жёлтой сердцевиной. Рядом нежная веточка душистого горошка.

5. Очень оживляет картину птица. Она словно только что впорхнула в окно и села рядом с вазой. Птичка маленькая и яркая. Золотая полоска на крылышке приковывает внимание зрителя. У птицы острые коготки. Они крепко обхватили карандаш. У бабочки нежно-лимонного цвета крылья. На них прописаны все прожилки и узоры. Чёрные точки украшают крылья. Гусеница и муха медленно ползут по зелени листвы. Гусеница тоже нарядная и красивая.

6. Картина красочная, в ней много самых разных цветов и оттенков. В целом цветовая гамма спокойная, тёплая. Фон у натюрморта однотонный, приятно коричневатый. Он почти сливается с поверхностью стола.

7. Художник хотел передать состояние комфорта и равновесия. Он говорит нам, что мир прекрасен. Надо любить каждый цветочек, каждую букашку, птичку, гусеницу. Всё это такое хрупкое. Надо беречь красоту природы.

8. Мне понравились нежность, спокойствие и мир в этой картине. Автор творил её с большой любовью ко всему живому. Она очень натуральная, настоящая. В ней находятся в полной гармонии живые существа, растения и предметы.

Картина Толстого Букет цветов, бабочка и птичка

Букет цветов, бабочка и птичка описание картины

На картине изображён стол. На столе стеклянная ваза с водой, в которой стоят красные, розовые, жёлтые, синие садовые цветы. Несмотря на то, что распустившиеся цветы являются разноцветными, они вовсе не создают ощущение пестроты, а вполне гармонируют друг с другом, дополнят друг друга, будто созданы всегда быть вместе.

Натюрморт достаточно живой и даже весёлый. Такого эффекта Фёдор Толстой добился за счёт птицы и насекомых. На самом графине сидит красивая бабочка Махаон. Её расцветка, жёлтая с синими точками, вписывается в общую картину, так что она кажется ожившим цветочком, который сорвался со стебелька и начал свою собственную жизнь.

Фрагмент картины Букет цветов, бабочка и птичка

Справа мы можем увидеть птичку — щегол. Птица имеет яркую расцветку — белые, красные, сероватые, жёлтые, чёрные цвета. Своим видом она дополняет весёлые и летние краски растений. Стоит обратить внимание, что птичка сидит на карандаше, будто на жёрдочке. Вполне возможно, художник изобразил её как аллегорию живописи, символ того, что она и все что её окружает — это великое мастерство живописи.

Слева от графина — опавшие листочки. На зелёных листках гусеница, которую художник, по всей видимости, поместил сюда для гармонии и равновесия объектов различного характера. Ещё один элемент, который является важным в контексте данной картины, это капли воды. Они располагаются на листьях и ровной поверхности стола. Прозрачные капли символизируют нежность, хрупкость и непостоянство природы. Это красота в своём первозданном виде, которая существует здесь и сейчас, и уже через несколько мгновений просто исчезнет, испарится без следа.

Букет цветов, бабочка и птичка план сочинения 2 класс

  1. Автор Ф. П. Толстой
  2. Что изображено на картине
  3. Фон
  4. Ваза с цветами
  5. Птица, бабочка и гусеница
  6. Мои впечатления от картины Толстого

Букет цветов, бабочка и птичка сочинение 2 класс

Картина была написана в 1820 году. Сегодня её можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Перед нами красивый натюрморт с цветами. Букет цветов стоит в стеклянном кувшине. Рядом изображены бабочка, птичка и гусеница.

Фон для картины выбран очень удачно. Приятный серый цвет, идеально ровный и чистый, так что цветы и животные на этом фоне выделяются чётко.

В центре картины находится прозрачная стеклянная ваза, которая наполнена водой. В вазе стоит букет садовых цветов. Собиравший букет подобрал идеальную цветовую гамму, так что, несмотря на разноцветье, букет выглядит очень гармонично. На картине изображены такие цветы: мышиный горошек слева, красный мак с белым ободком, розовая космея, синий левкой, жёлтые бархатцы.

На стеклянной вазе сидит бабочка, которая выглядит, как ещё один цветок. По расцветке — жёлтый окрас с синими пятнышками, можно определить, что это бабочка Махаон. Справа от неё, на карандаше, будто на жёрдочке, сидит красивая птица с ярким окрасом. Красная головка и жёлтые крылышки — это черноголовый щегол, именно он имеет такую красивую расцветку.

Слева лежат листочки. По всей видимости, листочки упали, когда сорвавший букет ставил их в вазу. По листочкам ползёт гусеница, которая уже скоро превратится в красивую бабочку.

Картина очень красочная и живописная. Вызывает только радостные чувства, ощущение лета в самом разгаре, с разноцветными бабочками, разнообразием благоухающих цветов, пением птиц. Художник этой картиной показал свою любовь к природе, её неповторимости и непередаваемой красоте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: обучающиеся демонстрируют чувство прекрасного на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой, уважение к русскому языку, как великому ценностному достоянию русского народа, демонстрируют навыки сотрудничества с учителем.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют:

регулятивные УУД ( осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют задачи урока; выполняют действия в учебнике; контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом; осуществляют рефлексию своей деятельности)

познавательные УУД (ориентируются в учебнике; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя)

коммуникативные УУД (проявляют готовность слушать учителя и вести диалог, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем,полно и точно выражают свои мысли, активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач)

Предметные: обучающиеся актуализируют знания о частях написания сочинения, умеют описывать картину с помощью опорных слов, осмысливают ее содержание.

Цель: формирование умений описывать картину (натюрморт); совершенствование умений подбирать нужные слова для описания картины.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважение к русскому языку, как великому ценностному достоянию русского народа, формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, чувство прекрасного на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Развивающая: формировать:

регулятивные УУД (формировать волевую саморегуляцию, принимать и сохранять задачи урока, выполнять действия в учебнике, контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, осуществлять рефлексию своей деятельности)

познавательные УУД (формировать умение ориентироваться в учебнике, делать вывод в результате совместной работы класса и учителя, понимать информацию, представленную в графической форме, переводить её в словестную форму)

коммуникативные УУД (формировать умение слушать учителя и вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формировать умение полно и точно выражать свои мысли, формировать умение активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач)

Образовательная: актуализировать знания о частях написания сочинения, формировать умение описывать картину с помощью опорных слов, осмысливать ее содержание.

Читайте также: