Чацкий герой или сумасшедший сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Он в одиночку противостоит фамусовскому обществу, которое состоит из людей недалеких и ограниченных. Эти люди копируют все западное, выражаются на иностранном языке, порой и пары строк не умея сказать на русском, но при этом кричат о любви к Родине. Фамусов – человек из высшего сословия относится к людям ниже себя по рангу так, будто они и не люди вовсе, а лишь исполнители его прихотей.

Чацкий пытается разглядеть остатки здравого смысла в своей возлюбленной Софье, дочке Фамусова, но и она не разделяет его позиции. Она влюбляется в бедного секретаря Молчалина, который совершенно не любит ее, а лишь хочет продвинуться за ее счет по карьерной лестнице.

Чацкий понимает, что эти люди варятся в своем болоте, сплетничают и не помышляю ни о каком развитии. Они считают, что в обществе важны деньги и положение. Главный герой, видя всю эту фальшь пытается противостоять им, но его объявляют сумасшедшим, и ему приходится покинуть дом Фамусова, оставив попытки образумить хоть кого-нибудь.

Чацкий является в произведении единственным положительным героем, который осознает насколько ничтожны и малодушны люди, которые его окружают. Он понимает, что когда-нибудь их время закончится, но сейчас таких людей, к сожалению, большинство.

Распространение слуха о сумасшедшем состоянии главного персонажа произведения возникает в третьем действии пьесы на званом балу в фамусовском доме из-за случайно оброненной фразы Софьи Фамусовой.

Слова героини, брошенные в сторону и тут же подхваченные одним из гостей, имеют в виду невыносимость для Софьи любовных чувств Чацкого, однако эмоциональное недоразумение девушки становится причиной быстро набирающей обороты сплетни о молодом человеке, непохожим на присутствующих членов общества с непонятным для окружающим поведением.

Автор талантливо демонстрирует стремительное распространение слуха о помешательстве Чацкого, которое захватывает в довольно короткое время всех присутствующих на балу, напоминая игру, называемую испорченным телефоном.

Быстрота подтверждения сплетни поражает своим охватом и широтой, начавшись с обычного перешептывания и закончившись громогласными рассуждениями и утверждениями, выражающимися в спорах присутствующих о том, кто изначально понимает сумасшествие Чацкого, при этом ни один из гостей не желает выглядеть перед другими в качестве неосведомленного, поэтому слух обрастает все новыми подробностями.

Гости, перенося из сплетню из одних уст в другие, наперебой утверждают о своих, якобы, давних предположениях о сумасшествии героя, пытаясь между собой установить причины данного заболевания Чацкого.

Совместное обсуждение делает вывод о влиянии учености на потерю рассудка главным героем.

Абсолютное принятие и вера в слух о сумасшествии Чацкого объясняется чуждыми для фамусовского общества прогрессивными взглядами молодого человека, которые для окружающих не только непонятны, но и нежеланны. Для типичных представителей общественности неприятны идеи Чацкого традиционных для них ценностей в виде карьеры, чинов, богатства, известности. Именно поэтому присутствующие легко соглашаются с мнением о помешательстве Чацкого, поскольку не сомневаются в его непредсказуемости и возможной опасности.

Будучи передовым, разумно мыслящим человеком, Чацкий оказывается в идейном одиночестве, натолкнувшись на всеобщее непонимание окружающего его общества.

Сплетни о сумасшествии

Сплетня о сумасшествии Чацкого и появилась, и почти молниеносно распространилась как месть ему за то, что он не такой, как все, а лучше, порядочней, умнее. И при этом он смел, ничего не боится, говорит то, что думает, без оглядки на самые почитаемые в фамусовском обществе авторитеты.

Из гостей дома Фамусова у каждого был мотив поддержать нелепый слух, который только на первый взгляд родился случайно, а на самом деле над головой героя с самого начала зрела гроза. Она разразилась самой язвительной и страшной ложью, с которой связаны представления о жёлтом доме и смирительной рубашке.

Больше других заинтересованной в том, чтобы Чацкий был унижен и пострадал, оказалась виновница сочинённой небылицы – Софья. Та, единственно которую герой любит, осознанно нанесла ему коварный удар в спину. Автор достоверно передаёт житейскую ситуацию несовпадения выборов и устремлений героев друг к другу. Чацкий стремится к Софье, она – к Молчалину, Молчалин – к служанке Лизе…

Цепь несовпадений станет очевидной лишь в финале комедии. А до него Чацкому предстоит играть роль ослеплённого любовью и наказанного за своё неумение понять, что он третий лишний. Но вина его не в том, что он откровенно навязчив со своим чувством, а в том, что посмел высмеивать чувства других.

Сплетню услышала Хлёстова и поделилась с Натальей Дмитриевной Горич, а она передала мужу Платону Михайловичу, который поверил, хоть и был приятелем Чацкого. Для него главным аргументом стало то, что все говорят в один голос – значит, так оно и есть.

Самым последним узнал Фамусов и авторитетно заявил, что первым догадался о нездоровье Чацкого, ведь у него и мать сходила с ума восемь раз. Хозяину дома на руку переполох: это удачный способ избавиться от вольнодумца.

Также читают:

Картинка к сочинению Слух о сумасшествии Чацкого в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Тургенев как автор очень щепетильно относился к своим произведениям, стараясь передать через них те чувства, которые испытывал он при их написании. Во множестве произведений он немалое внимание уделяет природе

В анализируемом произведении "Мещерская сторона" писатель Паустовский затрагивает тему любви к природе родной земли. Создатель повести пытается показать читателям всю многогранность, величие удивительного окружающего мира

Илья Бунчук – является одним из борцов против существующего ранее старого режима, им движет настоящая идеология, которая отражается во всех его поступках и даже в мышлении.

Грибоедов сказал: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека”. С момента появления главного героя завязался его конфликт с этими 25 глупцами. Все действие комедии расположено между двумя “точками” – приезда и отъезда Чацкого. Но есть еще и предыстория действия, связанная с периодом, предшествовавшим его первому отъезду.

Постепенно всплывают воспоминания о прежних взаимоотношениях Чацкого и Софьи. Софья вспоминает о нем в разговоре с Лизой буквально перед самым его появлением. Однако характеристика, данная

Чацкий же стремится в Москву, чтобы вновь встретиться с Софьей, которая из девочки-подростка за это время превратилась в невесту: “Спешил. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко…” Что же его ожидает в Москве? Фамусов потихоньку готовит сватовство дочери, выбрав ей в женихи молодого и богатого полковника Скалозуба. Софья же хочет по-своему устроить свою судьбу и пытается внушить отцу мысль о возможности счастья с “милым человеком”, который “и вкрадчив, и умен, но робок…”.

постепенно развивающуюся интригу неожиданно попадает Чацкий со своей любовью и взглядами, непригодными в данной среде. Его появление еще больше обостряет и усложняет сложившуюся ситуацию. “Зачем сюда Бог Чацкого принес!” – с досадой думает Софья.

Чацкого можно воспринимать по-разному. С одной стороны, это человек незаурядного ума, смелый, честный и искренний. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях вырисовывается облик человека, способного трезво и независимо мыслить. Он видит пороки и противоречия общества, в котором живет, и хочет бороться с ними.

Он борется пока только словом, но уже недалек тот день – 14 декабря 1825 года, – когда люди с такими же взглядами выйдут па Сенатскую площадь.

С другой стороны, Чацкий может показаться чересчур болтливым, самоуверенным и язвительным. Его также обвиняют в том, что он впустую тратит энергию на свои обличительные монологи. Вот что написал А. С. Пушкин о Чацком: “Все, что он говорит, очень умно.

Но кому говорит он все это?. .. Это непроститсльно. Первым признак умного человека с первого взгляда знать, с кем имеешь дело не метать бисера перед репетиловыми и т. и Добролюбов при всей своей ненависти к “самодержавно-крепостнической среде” не все принимает всерьез Чацкого-обличителя “Грибоедов как будто имел в виду русских сатириков, изображая Чацкого”. Наверное, кому-то Чацкий может показаться комическим героем.

Возможно, комический оттенок появляется также благодаря остроумным репликам Чацкого. Но мне кажется, что это скорее связано с жанром произведения, нежели с желанием автора выставить Чацкого в комическом свете. Кроме того, он не более комичен, чем все остальные персонажи.

Чацкий во всем противоположен типичным представителям фамусовского общества Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб и им подобные видят смысл жизни в своем благоплучии, то Чацкий мечтает о бескорыстном служении Отчизне. В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодничество. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – эта фраза, ставшая крылатой, как нельзя лучше характеризует Чацкого. Он резко критикует общество, повязшее в лицемерии, убожестве и разврате. С горечью Чацкий говорит:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы

Не эти ли, грабительством богаты?

Чацкий понимает, что этим людям глубоко безразличны судьбы Родины и народа. Их мракобесие также не знает границ. Об этом красноречиво свидетельствуют реплики Фамусова: “забрать все книги бы да сжечь”, и “ученость – вот причина”, что “безумных развелось людей, и дел. и мнений”.

Чацкий ценит людей, обладающих умом, “алчущих познаний”, и увлеченных искусством “творческим, высоким и прекрасным”.

Чацкий восстает против общества фамусовых, скалозубов, молчаливых.

Трагичен конфликт молодого героя со средой, где на гонение обречены любовь, дружба и всякое сильное чувство, всякая живая мысль. Но его протест еще слишком слаб, чтобы поколебать устои этого общества. Его объявляют сумасшедшим, от него отворачиваются.

Конечно, Чацкий – герой трагический. Причем значительная доля этой трагичности заключается в его одиночестве. У Чацкого нет единомышленников.

Хотя нет! Один все-таки есть – это сам Грибоедов. Образ Софьи – первый в русской литературе образ думающей и чувствующей женщины

Еще В. Г. Белинский почувствовал в Софье “какую-то энергию характера” и удивился тому, что она, “не дорожа ничьим мнением”, ведет себя “не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету”.

Простодушие и доверчивость Софьи особенно проявляются в том, как она воспринимает “ухаживания” Молчалина:

…и руку к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…

Софья увлекается чтением французских романов. Романы не могли не повлиять на ее представление о том, каким должен быть любимый и любящий человек. Софья очень чувствительна, и даже бедность Молчалина она расценивает как его достоинство: “Но робок…

Знаете, кто в бедности рожден…” Что уж говорить о других “совершенствах” Молчалина! Софье не нужны от него ни страсть, ни пылкость. Она не отрицает, что

Конечно, пет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных – чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал.

Чацкий недоумевает: “…Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?” И правда, какою? В чем причина такой самоотверженной и бескорыстной любви к этому “жалкому созданью” Молчалину? Неужели только в чтении романов?

Я думаю, что тут, скорее всего, сыграло роль одиночество Софьи. Нельзя забывать, что ей семнадцать лет, что уже три года она считает себя покинутой другом детства. У нее нет матери.

Кроме того, нужно помнить о том, кто ее отец. Будь он умным, добрым, чутким, понимающим, – вряд ли бы Софья получила такую душевную травму. И вот, в утешение себе, она и придумала своего Молчалина.

Несмотря на природную живость, остроумие, своенравие, в ней постепенно накапливается какая-то душевная усталость. “Вы знаете, что я собой не дорожу”. – говорит она Молчалину в финальной сцене. Молчалин, очевидно, знает. Скорее всего, он знает о ней многое из того, что она хранит в тайне от всех.

Ее возлюбленный оказался молчаливым, и она смогла заполнить это молчание своими фантазиями. Это приводит к тому, что Софья начинает строить свой образ Молчалина в подсознательном споре с Чацким. Она с особенным энтузиазмом начинает возвеличивать в нем те черты, которые особенно ненавистны Чацкому.

Получается, что ей нравится в Молчалине все, чего нет в Чацком: “Кого люблю я, не таков”. “Враг дерзости, всегда застенчивый, несмелый”, “Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума”. И у Чацкого появляется догадка на этот счет:

Быть может, качеств ваших тьму,

Любуясь им, вы придали ему…

Анализируя диалоги Софьи и Чацкого, удивляешься – неужели они когда-то были дружны? На самом же деле они в чем-то очень похожи. И Софья, и Чацкий одарены природой: они по-своему искренни и бескомпромиссны, у них обоих цельные натуры, и каждый имеет четкую жизненную позицию. Они оба – максималисты, и это проявляется в их отношении к “фамусовской Москве”.

Но, в отличие от Чацкого, для Софьи эта Москва – родной дом. Она не судит “фамусовскую Москву”, а напротив, видит во всем одно только добро. Она ищет в людях хорошее и, несмотря на свою наблюдательность, остается слепа ко злу.

Софья – натура чистая и светлая. О Софье можно сказать, что она – истинная христианка: с такой мудростью она прощает несовершенство каждого. Софья выбирает “бедного, но безгрешного” Молчалина и не глядит в сторону “золотого мешка” Скалозуба, который “метит в генералы”.

В Софье также очень развито чувство справедливости. Она восстает против стремления Чацкого оскорбит!) и унизить любимых ею людей:

А, Чацкий! Любите вы всех в шутов рядить,

Угодно ль на себя примерить.

Мне кажется, что обвинять Софью в чем бы то ни было – значит уподобляться Чацкому, готовому сулить всех и вся. Мне хочется верить, что ни тайна, которую Софья так долго хранила, ни ее позор никогда не станут известны в обществе. И тогда у нее появится шанс в будущем стать счастливой, создать семью, о которой она так мечтала, и никогда не испытывать мучительного чувства одиночества.

Обычно какому-либо человеку присуждают образ, который будет больше ему подходить и характеризовать его как личность. Например, образы борца и жертвы, очень часто описывают либо очень сильных людей, которые готовы пойти на любые трудности для достижения своей цели, или же людей которые, встав перед любой трудностью на своём пути, попросту решат не создавать себе проблем и пройдут мимо. Однако также существуют неоднозначные личности, которым сложно присвоить тот или иной образ, потому их можно назвать чем-то средним между двумя категоричными образами. Такой личностью является образ Чацкого.

В произведении Чацкий поначалу предстаёт перед нами как достаточно сильный, как и физически, так и психически человек, который готов пойти на всё для достижения своей цели, смести все преграды на своём пути, сам становясь преградой на пути преград. Казалось бы, настоящий образцовый борец, у него бойцовский характер, однако, не всё так просто. Как позже мы видим в произведении, даже самый сильный человек может сломаться под воздействием окружающего общества.

Повествование рассказывает нам о том, как Чацкий сначала борется с тем, что взваливает на него фамусовское общество, однако после он решает бросить все свои безнадежные попытки на изменение мышления окружающих его людей, так как считает бесполезным и совсем не нужным тратить себя и свои нервы на людей, который и всерьёз его не принимают.

Чацкий, устав бороться с непониманием и постоянными гонениями решает бросить все свои попытки на изменения, решая, что данная преграда ему не по силам. Однако он бы мог продолжить борьбу, но его бойцовский дух подбило непонимание даже со стороны близких ему друзей, отчего он разочаровался в окружающих и решил больше не контактировать с ними, из-за впоследствии и покидает их.

Таким образом, мы видим характер настоящего борца, который, к сожалению, был поглощён и уничтожен большинство слабых личностей, которые попросту не были готовы к философии, которую предлагал им Чацкий, ведь являлись они не больше чем просто консерваторами. Консерваторами, которые готовы пойти на любые хитрости и злодеяния, дабы попросту не допустить в свои жизни что-то новое, что-то отходящее от их норм и устоев. К сожалению этим отходящим, кого они отвергли, оказался Чацкий, что позже сломило в нём его сильную сторону личности.

Сочинение 2

Борцом ему стать помогает его запас знаний. Он много учился, путешествовал, поэтому знает, как лучше жить обществу. Но Чацкий точно не знает, как лучше жить в обществе. Он может сказать прямо человеку, который старше его, что тот живёт неправильно, даже подло, что все его предки тоже жили неправильно… Конечно, это вызывает только негатив со стороны тех, кому он пытается помочь.

Например, Александр очень удивлен переменой в своём приятеле, который женился и стал подкаблучником. Не был он таким никогда! Чацкий хотел бы спасти его, но ведь это выбор самого человека.

А с Софьей у него, вообще, не очень хорошо получилось, ведь он тоже хотел бы спасти её от Молчалина – этого мерзкого типа, который её совсем не ценит. У Софьи открылись глаза, но только она возненавидела своего спасителя, обозвала его сумасшедшим.

Чацкому приходится бороться со всеми, так как в каждом он находит недостатки. Весь мир против него! И кажется, что не только эта ужасная столица, а точно все вокруг. Никто его не поддерживает… Но он ведь считает себя самым умным!

Вот так легко все и подхватывают слух, который пустила Софья, о сумасшествии Александра. Всё тогда так легко объясняется! И всем понятно, почему он себя та странно вёл. Его уже не воспринимают всерьёз, хотя могут немного побаиваться. Кто теперь знает, что он может сделать, этот сумасшедший?

Да, обстоятельства сложились против него, но он всё время с возвращения в Москву настраивал всех против себя, так что ничего удивительного. Не думаю, что в роли жертвы он останется надолго. Скорее всего, на новом месте он тоже начнёт со всем бороться, учить всех… И тогда опять может стать жертвой! Вот такой круг замыкается! Все свои силы кинуть на то, чтобы настроить всех против себя, а после получить от них по голове, образно.

Так что Александр Андреевич, всё-таки, дольше борец, но жертвой тоже обязательно становится в итоге своей борьбы. Не хотела бы я играть вот такую роль…

Рассуждение 3

Александр Андреевич Чацкий главный герой произведения Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума". Он умён и честен. Вопрос, которым задаются многие, Чацкий - борец или жертва?

На протяжении всего сюжета идёт борьба характера, и не просто характера, а исторического. Меняется эпоха и мировоззрение. Все происходящее длиться довольно долго. Каждый защищает и отстаивает свои права. Одну сторону спора занимают люди, с устоявшимися стереотипами и взглядами, консервативное дворянство. А противоположную сторону отстаивают люди нового мышления. Наш главный герой Чацкий как раз является представителем нового мышления. Он имеет желание служить отечеству, это его отличает от старомодных дворян.

Правила и обычаи, устоявшиеся с давних времён, главный герой презирает и отрицает. Ведь в таком порядке жизнь доставляет удовольствие только дворянскому сословию. Чацкий видит будущее в науке, он верит в процветание державы и в повышение ценности человека. Именно это лежит в основе драмы произведения. Мысли, идея, все что связано с его разумом становятся барьером в жизни главного героя. Высший свет не одобрял беседы главного героя. Они были разоблочающими. Высший свет не единственный, кому не нравились такие беседы. Даже его возлюбленная не приходила в восторг от таких разговоров. Они ей были неприятны. Ведь они могли делить девушку личного женского счастья. Именно в любви главный герой потерпел поражение.

Девушка, в которую был влюблен Чацкий, выбрала себе в избранники более податливого молодого человека. Ее избранником являлся Молчалин. Он был более скромен, услужлив, что заметно отличало его от Чацкого. Тот кто всегда услужлив непримено будет одобрен высшим светом. Как было сказано ранее, Чацкий не имел такого качества, именно по этой причине его изгнали из высшего общества. Ведь состав высшего общества не желает менять что-то в своих идеалах, и уж тем более что бы кто-то посторонний вносил изменения. Что бы защититься прибегают к подлости и вранью. Итогом всего стало то, что Чацкого назвали сумасшедшим, а если слова бессмысленными.

Тем самым высший свет избавился от мешавшего им человека. После чего Чацкий уезжает из города и больше не представляет никакой угрозы. Но в мире множество людей и вскоре нашлись единомышленники главного героя. Для них не важно положение в обществе, прежде всего они смотрят на человеческие качества. Именно эти люди приведут Чацкого к победе. Но, к сожалению, Чацкий не видит себя победителем. Всё о чем так лого мечтал сказать Чацкий наконец то будет услышано. Все старое сменятся новым.

С помощью разума и проницательности главного героя падут все устои высшего общества. Невозможно дать однозначный ответ на вопрос "Чацкий - борец или жертва?" В течение его жизни были победы и поражения. Автор передает мысль читателям, что не стоит никогда изменять своим убеждениям. Это важно чтобы оставаться настоящим человеком.

Чацкий - борец или жертва?

Чацкий - борец или жертва?

Популярные сочинения

Речь Тараса Бульбы не только показывает взаимоотношения в Запорожской Сечи, но и проникнута патриотизмом, не навязанным извне, но выработанным стихийно.

Читайте также: