Вальс цветов щелкунчик сочинение

Обновлено: 19.05.2024

Так уж получается, что каждый Новый год мы ждем чуда. Может, не совсем волшебства, но все же, чего-то такого, что заставило бы затаить дыхание…

А что такое чудо? Может оно рядом с нами? Может это мягкие, ласковые, пушистые снежинки, медленно опускающиеся на вашу ладошку, а может – нарядная, вся в ярких гирляндах, новогодняя елочка или подарки от Деда Мороза, спрятанные под ней.

Здесь все волшебно, события происходят в канун большого и светлого праздника - Рождества.

В доме Штальбаума собрались гости. Крестный Мари принес подарки для детей, среди которых была неуклюжая игрушка с широкой улыбкой, предназначенная для колки орехов – Щелкунчик.

Эта игрушка сразу понравилась Мари. Она не могла расстаться со Щелкунчиком, даже когда все дети уже ушли спать.

Мари так заигралась, что не заметила, как вокруг все стало меняться. Вдруг елка стала огромных размеров и откуда-то послышался странный шорох. В комнате появилась целая армия мышей, а Щелкунчик внезапно ожил и превратился в прекрасного юношу. Он собрал армию из солдатиков и отправился в бой на врага, но силы их были неравны. Мари, увидев это, решила помочь Щелкунчику и бросила свой башмачок в Короля мышей. Враги испугались внезапной атаки и разбежались.

Когда Мари очнулась, перед ней оказался ее крестный - Дроссельмейер, представший в образе волшебника. Он рассказал об удивительном сказочном мире, в который совсем непросто попасть. Для этого нужно преодолеть снежную бурю, возникшую на пути. Но Мари и Щелкунчик отправляются в эту сказочную страну. Они оказываются в чудесном городе Конфитюренбурге. В этом городе много сладостей и гостей, встречающих их. Фея Драже устраивает пышный бал в их честь и Мари становится настоящей принцессой, после того, как Щелкунчик рассказал о своем чудесном спасении благодаря помощи Мари. Когда торжество заканчивается, волшебник помогает девочке вернуться домой из своего чудесного путешествия.

Ощутить всю прелесть этой сказочной истории нам помогает великолепная музыка гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Музыка очень тонко передает все события, происходящие с героями, рисует образы самих героев, их чувства и переживания.

Сцену роста елки в I акте сопровождает музыка поистине симфонического размаха - вначале тревожная, призрачная, рисующая суету мышей и странные ночные видения, она постепенно ширится, будто визуально изображая рост елки, расцветает и превращается в прекрасную мелодию.

Музыка тонко воплощает все происходящее и в последующей сцене: и окрики часового, и барабанный бой, и военные, хотя и игрушечные, фанфары, и мышиный писк, и напряжение схватки, и чудесное превращение Щелкунчика.

Вальс снежинок прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и в то же время разнообразные чувства героини, оказавшейся в таинственном волшебном мире.

Это история о чуде, которое мы можем творить сами. Оглянитесь вокруг, мир полон чудес, только присмотритесь внимательнее. Счастья вам и новогоднего чуда!

То, что мы имеем возможность восхищаться одним из самых любимых балетов, необходимо выразить благодарность не только Петру Ильичу, но и Ивану Александровичу Всеволжскому - директору императорских театров. Этот талантливый руководитель постоянно просматривал немало литературы, выискивая материал, который мог бы быть использован в качестве основы для музыкальных спектаклей. Так, в 1890 году ему пришла идея на сцене Мариинского театра поставить не обычный спектакль, а пышную феерию, включающую в себя как оперу, так и балет.



Композиция, заключённая автором в сложную трёхчастную форму, открывается радостно-взволнованным вступлением, построенным на вальсовых интонациях, на которых затем будет основана главная тема первой части. Торжественное звучание аккордов группы духовых инструментов, сопровождаемые плавными переливами арфы, сразу вносят в музыку вальса светлое настроение.

А далее остаётся только одна восхитительная арфа. Своей завораживающей и хрупкой развёрнутой каденцией она придаёт произведению волшебный окрас, который настраивает слушателей на ожидание чуда.

Первая часть вальса (Dolce cantando), включающая в себя две разнохарактерные темы, начинается с величаво-призывного, но в то же время проникновенного и мягкого хода валторн по звукам тонического трезвучия. Затем развитие музыкального материала продолжает устремлённая вверх, полётная мелодия кларнетов. Вторая тема первой части отличается гибкостью и изяществом. Ласковая, но в то же время необычайно радостная, она ликующе звучит в исполнении скрипичной группы.

Далее после репризного повторения всей первой части начинается трёхчастный средний раздел, настроение которого отличается нежностью и поэтичностью. Его безмятежную и светлую основную мелодию, певуче исполняют флейты и гобои. При повторном проведении эта тема наполняется особым сказочным колоритом, который вносит звучание колокольчиков. Следующий эпизод второй части вальса является лирическим центром всей композиции. Здесь танцевальной музыке очаровательную романсовую распевность придаёт удивительно пластичное звучание альтов и виолончелей.

Вслед за тем, после повторения первой темы среднего раздела, проведение которой теперь поручено скрипичной группе, вновь возвращается тематический материал первой части, однако теперь характер музыки из возвышенно - мечтательного и созерцательного превращается в парадный и жизнеутверждающий. Завершается вальс кодой с пышным и фееричным звучанием всего оркестра.

ВАЛЬС ЦВЕТОВ Пётр Ильич Чайковский - великий русский композитор, чьи гениальные сочинения восхищают меломанов всего мира. Его музыкальное наследие насчитывает множество произведений в различных жанрах, которые, завоевав непомерную любовь публики, приобрели статус международных хитов.

Слышите дивный зов? Это звучит вальс цветов. Пролетая над землёй ночной Словно стая мотыльков весной, Все цветы поднимаются к звёздам. Лес и сады пусты. В небе танцуют цветы. Рассыпаясь, словно фейерверк, Над землей порхают вниз и вверх. И парит, и кружит вальс цветов в ночи. В этот час полночный Вальс кружит цветочный. Словно дождь цветочный Звуки льются с высоты Плавно, как снежинки, Кружатся кувшинки. Розы и тюльпаны Встали в пары: и раз-два-три! Вот танцуют упоённо Гиацинт и анемона. И подснежник восхищённо С хризантемы не сводит глаз. И грустит чуть-чуть фиалка: "Ах, как жалко! Ах, как жалко, Что закончится однажды Этот дивный, волшебный вальс! " День настанет, Осень придёт, и все увянет. Словно прощаясь, музыка льётся, Лето промчалось и не вернётся. Ночь ложится, Только цветочный вальс кружится. Слушают звёзды пение скрипок, Пылью морозной небо усыпав. Разноцветными огнями Вальс цветов летит над нами, Над лесами и полями Все быстрее, выше, выше, Выше, выше, выше.. . Слышите дивный зов? Это звучит вальс цветов.

Композиция, заключённая автором в сложную трёхчастную форму, открывается радостно-взволнованным вступлением, построенным на вальсовых интонациях, на которых затем будет основана главная тема первой части. Торжественное звучание аккордов группы духовых инструментов, сопровождаемые плавными переливами арфы, сразу вносят в музыку вальса светлое настроение. А далее остаётся только одна восхитительная арфа. Своей завораживающей и хрупкой развёрнутой каденцией она придаёт произведению волшебный окрас, который настраивает слушателей на ожидание чуда.

Первая часть вальса (Dolce cantando), включающая в себя две разнохарактерные темы, начинается с величаво-призывного, но в то же время проникновенного и мягкого хода валторн по звукам тонического трезвучия. Затем развитие музыкального материала продолжает устремлённая вверх, полётная мелодия кларнетов. Вторая тема первой части отличается гибкостью и изяществом. Ласковая, но в то же время необычайно радостная, она ликующе звучит в исполнении скрипичной группы. Далее после репризного повторения всей первой части начинается трёхчастный средний раздел, настроение которого отличается нежностью и поэтичностью. Его безмятежную и светлую основную мелодию, певуче исполняют флейты и гобои. При повторном проведении эта тема наполняется особым сказочным колоритом, который вносит звучание колокольчиков.

Следующий эпизод второй части вальса является лирическим центром всей композиции. Здесь танцевальной музыке очаровательную романсовую распевность придаёт удивительно пластичное звучание альтов и виолончелей. Вслед за тем, после повторения первой темы среднего раздела, проведение которой теперь поручено скрипичной группе, вновь возвращается тематический материал первой части, однако теперь характер музыки из возвышенно - мечтательного и созерцательного превращается в парадный и жизнеутверждающий. Завершается вальс кодой с пышным и фееричным звучанием всего оркестра.

О, долгожданный миг - Лилий, нарциссов, гвоздик К вальсу гладиолусов и роз Маков, и пионов, и мимоз Присоединяйся, милый друг, скорее! Прежде не знали мы, Что зацвести средь зимы Могут эти дивные цветы Необыкновенной красоты, Если только ты Со мною ты Со мною ты, мой друг! Если ты со мною - Всё вокруг иное, Всё вокруг цветное, Как в чудесном добром сне! Если я с тобою - Флейты и гобои В терцию с трубою Вальс играют только тебе и мне! Если рядом ты со мною, Мир цветёт, как сад весною, Так ли важно остальное, Если рядом со мною ты! Неужели в самом деле Улетели все метели, Вихрем примулы, камеи- Унесло далеко их! Если вдруг вновь нас возьмёт метель в осаду, Знай - ни мороза, ни снегопада Я не боюсь, покуда ты рядом! Знай, мой друг, что испытание любое Мне нипочём - ведь, если нас двое, Нас разлучить не смогут с тобою! Если рядом ты со мною - Над волшебною страною Наслаждаясь вышиною, Мы с тобою можем в этом вальсе Закружиться в синем небе. О, долгожданный час - В вальсе, звучащем для нас, Кружатся фиалка и жасмин, Лотос, и герань, и георгин! Присоединяйся, милый друг, скорее! Сказочный вальс цветов Мир вместе с нами готов Не переставая танцевать И кружиться, и не уставать - Если только ты Со мною ты Со мною ты, мой друг! Если ты со мною, Всё вокруг иное, Всё вокруг цветное, Как в чудесном добром сне! Если я с тобою Флейты и гобои В терцию с трубою Вальс играют только тебе и мне!

Эта романтичная, чувственная и нежная композиция причисляется к самым узнаваемым произведениям великого Петра Ильича Чайковского. Бессмертное творение, выделяющееся сказочной красотой, звучит подтверждением, что зло будет повержено, а добро обязательно одержит победу. Завораживающая музыка вальса, глубоко проникающая в душу, ассоциируется с тёплым лучом солнца, который отогревая душу, воскрешает надежду, что любовь, радость и счастье будут сопровождать нас всю жизнь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

и выявить связь танцевальной музыки и жизни: может ли танцевальная музыка воздействовать на жизнь людей и в чём это проявляется.

I . Воспитательная

Воспитать интерес и уважение к классической музыке великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Добиться, чтобы балет как жанр предстал перед ребятами увлекательным музыкальным спектаклем, в котором показаны разные герои с помощью танца.

Воспитывать грамотных, внимательных, эмоционально-отзывчивых слушателей и исполнителей.

II Познавательно-развивающая

Закрепление пройденного материала на предыдущем уроке:

а) истоки рождения балета;

б) закрепление понятий балет и пантомима

Музыкально-теоретическая работа:

П. И. Чайковского:

б) определение на слух оркестровых тембров уже ранее знакомых групп симфонического оркестра – струнной группы, духовой группы и нового струнно–щипкового инструмента – арфы;

в) знакомство с новыми музыковедческими терминами: увертюра, кода, дивертисмент, вариация, па-де-де, кордебалет и т. д.

Вокально-хоровая работа:

а) формировать певческий голос (петь на дыхании естественным голосом, без напряжения, слаженно);

б) продолжить работу над чистотой интонации отдельных фраз и песни в целом (контролировать слухом качество пения одноклассников и своё собственное);

в) учить сольному исполнению, но пока не a capella , а под аккомпанемент фортепиано;

г) закрепить умение самостоятельно начинать пение после фортепианного вступления;

д) выразительно, с чёткой артикуляцией исполнять песню исходя из её содержания и характера (точно передать все средства музыкальной выразительности – темп, ритмический рисунок, динамические оттенки).

III Эстетическая

Развить в ребятах чувство прекрасного.

Научить ребят эмоционально воспринимать незнакомую им музыку и понимать сопереживая происходящие в ней события.

Оборудование : фортепиано, фонохрестоматии, музыкальный центр, CD -диски,

мультимедийная доска, магнитная доска, магниты.

Наглядные пособия: портрет П.И.Чайковского, стенды, выставка книг, CD -дисков и

видеокассет о жизни и балетном творчестве композитора, композиции из цветов, таблицы, схемы, карточки.

I Организация урока -1мин

II Повторение пройденного материала

(опрос домашнего задания) -9мин

III Объяснение новой темы: -20мин

1. П.И. Чайковский – реформатор мирового балетного искусства

2. Балетное наследие Чайковского

V Итог урока -3мин

VI Домашнее задание -2мин

Подробный ход урока:

I Организация урока.

II – Повторение пройденного материала

Ребята на прошлом уроке мы познакомились с одним из жанров театрального

искусства – балетом. Давайте вспомним материал прошлого урока:

когда и где возник балет?

когда балет стал самостоятельным жанром?

(Как самостоятельный жанр балет возник в Италии в конце XVIII в.)

(Балет – ballo (итал.) – пляска, танец)

дайте определение балета.

(Балет – музыкально-театральный спектакль, в котором объединяются несколько видов искусств: музыкальное, хореографическое (танец и пантомима), элементы изобразительного искусства, театральное)

кто участвует в создании балета?

(Композитор – автор музыки;

Либреттист – автор сценария балетного спектакля;

Балетмейстер – постановщик танцев)

посредством чего раскрывается содержание балета?

(Как и в любом театральном спектакле в балете есть сюжет и действующие лица. Герои балета наделены человеческими чувствами. Они радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов и пения, как в драме, комедии или опере, а посредствам танцевальных движений под музыку)

что ещё кроме танцев, играет большую роль в раскрытии балетного сюжета?

(Кроме танцев, в балете присутствует пантомима – греч. – немая актерская речь, состоящая из выразительных жестов и мимики)

велика ли роль пантомимы в балете? Может быть, можно обойтись без неё? Если нельзя, то почему?

(Роль пантомимы в балете велика, поэтому обойтись без неё нельзя. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает передавать чувства действующих лиц, развивает действие. В музыке любого балета танцы чередуются с музыкальными эпизодами, сопровождающими пантомиму. До пантомимы артисты балета были в масках, что очень затрудняло игру актёров.)

кто из композиторов писал музыку к балетным спектаклям и с каким балетом вы уже знакомы?

(Ребята самостоятельно называют ф. и. о. композитора и название балета (балетных сцен. Например:

незабываемые образы балетных персонажей создали заметные балерины. Чьи имена вы можете назвать?

(Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая)

а только ли артисты балета главные участники музыкального спектакля?

(Музыканты-оркестранты и, конечно же, дирижер.)

III Новая тема

Чайковский – реформатор мирового балетного искусства.

Первым поднял музыку балетного спектакля на большую художественную высоту русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Что же за реформу в балетном искусстве он произвел?

Издавна существовавшие разновидности классического балетного танца, например, адажио, вариации и ряд других приобрели в его балетах значение ярких музыкальных характеристик.

Музыка Чайковского тесно связана с развитием сценического действия. Она соединяет танец и пантомиму в единое музыкальное целое.

Отрывки (фрагменты) из балетов Петра Ильича часто звучат и в концертном исполнении.

Балетное наследие Чайковского.

П.И. Чайковский сочинил три балета:

а) основа балета – детская сказка.

Либреттист и балетмейстер – знаменитость Петербурга конца XIII в. – Мариус Петипа.

б) Премьера балета состоялась 6 декабря 1892 года в г. Петербурге на сцене Мариинского театра.

в) Балет, как и все другие музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на

Действия  Картины  Сцены (Таблица)

г) Разновидности классического балетного танца:

Сольные (вариация – рисует портрет главного героя;)

Дуэтные (па-де-де – танец двоих, диалог действующих лиц;)

Три-четыре артиста (ансамблевые)

Групповые, массовые (кордебалет – исполняет вся балетная группа, но в этих массовых танцах тоже есть солисты – корифеи. Роль массовых сцен – выражают психологическое состояние происходящих событий.)

д) Две группы героев балета – реальные и сказочные персонажи.

Как часто бывает в народных сказках, реальная жизнь переплетается с вымыслом и фантастикой.

I группа – реальные персонажи: Маша

гости, приглашенные на праздник

II группа – сказочные персонажи: Щелкунчик

лакомства в царстве сластей

Каждый из персонажей имеет свою музыкальную характеристику и наделен характерами живых людей (даже сказочные персонажи - куклы).

- Так почему же он живет по сей день? В чем же сила сказочной музыки Петра Ильича Чайковского?

- Так что же потеряет человек? Что потеряет (и потеряет ли вообще) каждый из нас с вами?

а) краткий сюжет сцены №13 (из II д., 3 карт.)

Неожиданно луг, на котором сидели гости, покрылся яркими цветами, и все они, такие красивые, плавно закружились в вальсе.

Было ли у вас когда-нибудь настроение, как в этой музыке?

Что чувствовал композитор, что переживал, когда писал эту музыку?

Что чувствовали вы?

дерев.дух. арфа (флейта

валторны (звучит певуче, торжественно, проникновенно, мягко).

(очень сочное звучание - tutti , поют красивую лирическую мелодию)

(мелодия гибкая, изящная)

(мелодия широкая, льющаяся, напевная)

Различение тембров отдельных инструментов оркестра.

Определение средств музыкальной выразительности.

Какой танец? Вальс

Темп – от быстрого до медленного

Динамика - forte > piano forte

(Ответы ребят, их аргументированные рассуждения).

Вывод: жизнь рождает в каждом человеке разные по характеру чувства. И каждому

душевному состоянию можно найти созвучную музыку, которая разделит с нами минуты радости и грусти, размышления и веселья, счастья и печали, спокойствия и мечтательности. Музыка способна заставить человека переживать.

Нежность и жалость к безобразному побеждают зло колдовства и коварное предательство.

Сама идея балета воспитывает добрые чувства, поэтому балет живет по сей день и будет жить долгие-долгие годы.

( муз. Ф. Черчилля, сл. Л. Мори).

Работа над чистотой интонации отдельных фраз и песни в целом.

Работа над дикцией.

Работа над выразительным исполнением песни исходя из ее содержания и характера.

V Итог урока

VI Домашнее задание :

Читайте также: