В чем загадка княгини р сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Роман Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” чаще всего определяют как роман о конфликте дворян и разночинцев. И, конечно, сразу возникает вопрос: “А зачем нужна эта история княгини Р.?” Но все детали в романе, пусть даже малейшие, несут на себе определенную смысловую нагрузку. И их роль так же велика, как и всего произведения в целом. Здесь можно даже провести своеобразную параллель с поэмой Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”. Виссарион Григорьевич Белинский говорил, что лирические отступления — это важный недостаток “Мертвых душ”. Но мы-то знаем, как велика была роль этих “недостатков” в произведении. Точно так же велика роль истории княгини Р. в “Отцах и детях”. Не исключено, что, помещая эту историю в роман, автор сравнивает себя со своим героем (ведь и у И. С. Тургенева была такая же несчастная любовь к Полине Виардо…). Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения. Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени “Елена” — это свет, блеск. А Фенечка, Федосья — это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку. Так же, с помощью истории княгини Р., Иван Сергеевич Тургенев сближает своих героев: несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. Кроме всего этого, автор показывает читателю то, перед чем бессильны его герой и героиня. А бессильны они перед высшими силами, перед Богом. Княгиня Р. — сфинкс для Павла Петровича Кирсанова, она для него загадка. В конце она присылает ему кольцо, перечеркнутое крестом, со словами: “Крест — вот разгадка…” Крест — символ Бога, начала жизни. Но мы знаем, что у креста двоякая символика: он также символизирует и конец жизни. Княгиня Р., прислав Павлу Петровичу кольцо с крестом, хотела, чтобы он начал новую жизнь без нее (хотя, как выясняется впоследствии, он не смог этого сделать), но в то же время это символизирует и конец жизни для самой княгини Р. Таким образом, и княгиня, и Павел Петрович Кирсанов оказываются бессильны перед Богом, перед этим магическим крестом. Княгиня Р. и Одинцова очень похожи. Обе они странные женщины; обе окружены ореолом таинственности. Почему это так? Показывая конфликт дворян и разночинцев в образах П. П. Кирсанова и Базарова, Тургенев в то же время показывает то, что сближает всех людей, перед чем они все бессильны. А бессильны все люди, повторюсь, перед Богом, перед природой, перед этими таинственными силами. Олицетворяют эти силы в “Отцах и детях” княгиня Р. (для Павла Петровича) и Одинцова (для Базарова). Другими словами, Кирсанова и Базарова сближает несчастная любовь к их “сфинксам”. Вот почему так таинственны княгиня Р. и Одинцова.
В заключение отмечу, что ошибочно считать лишней, ненужной в романе историю княгини Р. Как мы выяснили, она играет очень важную роль в “Отцах и детях” Ивана Сергеевича Тургенева: эта своеобразная новелла помогает нам понять психологический аспект произведения.






Для Тургенева, так же как и для Гоголя, очень важна деталь в его произведениях. Одной такой деталью является рассказ о жизни княгини Р. Вроде бы ничего не значащая история княгини Р. и Павла Петровича Кирсанова оказалась очень важным элементом в произведении “Отцы и дети”, да и в жизни самого автора.

Сначала опишу внешность и характер княгини Р. Княгиня слыла за легкомысленную кокетку, она любила много танцевать, смеяться, шутить с молодыми людьми.

По ночам она долго в слезах металась по комнате. Но с прихо­дом нового дня она снова превращалась в светскую даму, снова вы­езжала на прогулки, болтала со всеми и бросалась навстречу всем развлечениям. Она была очень хорошо сложена, ее золотая и тяже­лая коса падала ниже колен, но красавицей ее нельзя было назвать, только глаза, серые и глубокие, в которых таился ее внутренний мир, выделялись в ее лице.

Прототипом истории о Павле Петровиче и княгине Р. является трагическая любовь Тургенева к Полине Виардо. Портреты этих женщин очень схожи. Полина Виардо, как и княгиня Р., постоянно разъезжала по заграницам, вела веселую, странную жизнь (П. В. была известной актрисой). Полина Виардо то отдаляла, то прибли­жала к себе Тургенева. После долгих разлук их любовь вновь разго­ралась, чтобы впоследствии потухнуть.

Павел Петрович, как и сам Тургенев, после разрыва с любовью не смог выбросить мыслей об этой женщине.

Он терзался, ревновал, стремился к ней повсюду, пока та не ре­шила уехать за границу. Но и это его не остановило, он ушел в от­ставку и отправился вслед за княгиней. Как и Полина Виардо, кня­гиня постоянно давала новую надежду Кирсанову. В Бадене княги­ня Р. и Павел Петрович снова соединились, но через месяц все было кончено. Княгиня Р. уехала из городка и избегала встреч сосвоим бывшим любимым. Кирсанов, как и Тургенев, встречал мно­гих женщин на своем жизненном пути, но память об этой женщине и любовь к ней он нес в себе на протяжении всей жизни.

В этой истории есть загадка, которая, по предположениям, имеет несколько решений. Павел Петрович дарит своей возлюблен­ной кольцо с вырезанным на камне сфинксом и говорит, что сфинкс — это она. После смерти княгини Р. он получает конверт с этим кольцом. По камню со сфинксом она провела крестообразную черту и велела ему сказать, что крест и есть разгадка.

Первая версия решения этой загадки — то, что княгиня Р. по­ставила крест на их отношениях, этим хотела показать, что никог­да не любила Кирсанова. Вторая заключается в том, что крест яв­ляется началом новой жизни, и этим княгиня Р. намекнула Павлу Петровичу на то, что он должен забыть ее и начать новую жизнь, постараться найти любовь после ее смерти.

Историю Павла Петровича и княгини Р. можно сравнить с мифом об Эдипе. Этот миф о полуженщине-полульвице, которая за­гадывала всем влюбленным в нее загадки, а если они не разгадыва­ли, она их съедала. Нашелся единственный человек, Эдип, который смог разгадать все ее загадки. Она не пережила такого горя и броси­лась со скал. Можно предположить, что княгиня Р. — это сфинкс, а Павел Петрович — Эдип, но только Кирсанов не смог разгадать за­гадку своей любимой и поплатился за это, потеряв ее навсегда.

Также история трагической любви Павла Петровича играет очень большую роль в самом произведении. Она душевно сближает главных героев, Кирсанова и Базарова, людей, чьи представления о смысле жизни, о судьбе простого народа очень различны и чьи споры легли в основу тургеневского произведения.

Оба этих героя очень близки И. С. Тургеневу, и через их пере­живания он пытался рассказать о своей трагической, безответной любви к Полине Виардо.

Читая любое произведение, можно заметить, что многие слова, описания, которые на первый взгляд мы воспринимаем как ненужные, различные истории и рассказы, вставленные автором в произведение и кажущиеся нам лишними, на самом деле несут в себе немалое значение. И как говорится, если при описании комнаты упоминается ружье, висящее на стене, то в конце произведения оно обязательно выстрелит. То же самое

Мы можем увидеть у Тургенева в романе “Отцы

и дети”, но не ружье, а историю загадочной княгини Р., роль которой в произведении немаловажна. Далее именно над этой темой мы и порассуждаем.

Говоря о роли истории княгини Р. в произведении, нужно заметить, что оно немаловажно и что этот образ пронизывает все произведение. Сразу хочется вспомнить Гоголя. В начале произведения “Мертвые души” описывается разговор мужиков о колесе кареты Чичикова: “доедет или не доедет?” Казалось бы, что особенного, ан нет, в конце произведения, когда Чичиков убегает из города, колесо возьми да и сломайся – вот это и есть долгожданный выстрел из ружья. Но вернемся

Павел Петрович так и не смог забыть княгиню Р., и даже когда он был ранен после дуэли с Базаровым, единственное, о чем просил он брата, так это жениться на Фенечке, он хотел, чтобы хотя бы Николаю Петровичу повезло в личной жизни, и в ту же очередь Павел Петрович желает счастья Фенечке, поскольку в конце произведения он влюбляется в нее, видя в ней княгиню Р. И можно предположить, что Фенечка как бы последовательница княгини Р., так как мы знаем, что княгиню звали Нелли (Елена), что означает “свет, блеск”, в ту же очередь имя “Федосья” означает “богом данная”, а это высший свет, высший блеск. Кроме того, образ княгини Р. помогает нам понять, почему так “сблизились” Павел Петрович и Базаров в конце произведения. Оказывается, причиной к этому послужила несчастная любовь героев: княгиня Р. оставила бедного Павла Петровича, Одинцова не ответила взаимностью Базарову. И, как говорится, “Горе или радость сближают людей”.

И вот именно горе сблизило столь различных людей (Павел Петрович и Базаров очень сильно спорили между собой), что тоже важно. Ведь тем самым Тургенев показал нам, как резко меняется герой после жизненных испытаний.

Помимо этого образ княгини Р. можем связать с мифом об Эдипе и сфинксе. Сфинкс – это загадочная княгиня Р., а Эдип – Павел Петрович. Только если в мифе Эдип разгадал загадку сфинкса, за что и остался жив, то Павел Петрович не смог разгадать загадку, саму княгиню Р., и поплатился за это своими чувствами, то бишь так и не смог завоевать любовь таинственной княгини. Но потом мы узнаем, что княгиня Р. сказала разгадку, нарисовав кресс сфинксу, тем самым говоря Павлу Петровичу, чтобы он начал новую жизнь (крест символизирует начало жизни.) Но Павел Петрович не смог раскусить и этот орешек, продолжая мучить себя мыслями о княгине Р.

Сначала мы рассматривали роль истории княгини Р., не выходя за рамки произведения, но ведь этот образ имеет отношение и к самому автору тоже. Все мы знаем о любви Тургенева к Полине Виардо, которая сначала любила Ивана Сергеевича, потом они расстались, а перед смертью Полина Виардо вновь осталась возле Тургенева. Отсюда можно предположить,

Что прототипом княгини Р. послужила Полина Виардо, а, следовательно, Павел Петрович – это есть частично сам автор.

Таким образом, рассмотрев перипетии истории княгини Р., мы заметили, что этот образ, этот вставной персонаж играет довольно большую роль в романе Тургенева “Отцы и дети”, привнося в него элемент загадочности. Эта княгиня очень таинственная, а за таинственностью обычно скрывается все то, что не сказано открыто в тексте, что всегда влечет к себе читателя, будоража его воображение.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Для Ивана Сергеевича Тургенева, так же как и для Николая Васильевича Гоголя, очень важна деталь в его произведениях. Одной такой деталью является рассказ о жизни княгини Р. Вроде бы ничего не значащая история княгини Р. и Павла Петровича Кирсанова оказалась очень важным элементом в романе “Отцы и дети”, да и в жизни самого автора.

Сначала опишу внешность и характер княгини Р. Княгиня слыла за легкомысленную кокетку, она любила много танцевать, смеяться, шутить с молодыми людьми, а по ночам долго в слезах металась по комнате. Но с приходом нового дня она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала на прогулки, болтала со всеми и бросалась навстречу всем развлечениям. Она была очень хорошо сложена, ее золотая тяжелая коса падала ниже колен, но красавицей ее нельзя было назвать, только глаза, серые и глубокие, в которых таился ее внутренний мир, выделялись на ее лице.

История любви Павла Петровича и княгини Р. перекликается с историей трагической любви Тургенева к Полине Виардо. Портреты этих женщин очень схожи. Полина Виардо, как и княгиня Р., постоянно разъезжала по заграницам, вела веселую, странную жизнь (она была известной певицей). Полина Виардо то отдаляла, то приближала к себе Тургенева. После долгих разлук их любовь вновь разгоралась, чтобы впоследствии потухнуть.

Павел Петрович, как и сам Тургенев, после разрыва с княгиней Р. не смог выбросить мыслей об этой женщине. Он терзался, ревновал, стремился к ней повсюду, пока та не решила уехать за границу. Но и это его не остановило, он ушел в отставку и отправился вслед за княгиней. Как и Полина Виардо, княгиня постоянно давала новую надежду Кирсанову. В Бадене она и Павел Петрович снова соединились, но через месяц все было кончено. Княгиня Р. уехала из городка и избегала встреч со своим бывшим возлюбленным. Кирсанов, как и Тургенев, встречал многих женщин на своем жизненном пути, но память об этой женщине и любовь к ней он пронес в себе на протяжении всей жизни.

В этой истории есть одна загадка, которая, по предположениям, имеет несколько решений. Павел Петрович дарит своей возлюбленной кольцо с вырезанным на камне сфинксом и говорит, что сфинкс — это она. После смерти княгини Р. он получает обратно конверт с этим кольцом. По камню со сфинксом она провела крестообразную черту и велела ему сказать, что крест и есть разгадка.

Первая версия решения этой загадки — то, что княгиня Р. поставила крест на их отношениях и этим хотела показать, что никогда не любила Кирсанова. Вторая версия заключается в том, что крест является началом новой жизни, и этим княгиня Р. намекала Павлу Петровичу на то, что он должен забыть ее и начать новую жизнь, постараться найти любовь после ее смерти.

Историю Павла Петровича и княгини Р. можно сравнить с мифом об Эдипе. В этом мифе рассказывается о сфинксе, полуженщине-полульвице, которая загадывала всем путникам загадки, а если они не разгадывали, она их съедала. Нашелся единственный человек, Эдип, который смог разгадать все ее загадки. Она не пережила такого горя и бросилась со скалы. Можно предположить, что княгиня Р. — это сфинкс, а Павел Петрович — Эдип. Но только Кирсанов не смог разгадать загадку своей любимой и поплатился за это, потеряв ее навсегда.

История трагической любви Павла Петровича играет очень большую роль в произведении. Она душевно сближает главных героев, Павла Кирсанова и Базарова, людей, чьи представления о смысле жизни, о судьбе простого народа очень различны и чьи споры легли в основу тургеневского произведения.

Оба этих героя очень близки И. С. Тургеневу, и через их переживания он попытался рассказать о своей трагической, безответной любви к Полине Виардо.

Читайте также: