Сочинение жестокие игры арбузов

Обновлено: 05.07.2024

Глава 1. Темы, проблемы, жанры пьес А. Арбузова 30-х

Выводы по первой главе…………………………………………… 26

Глава 2. Творчество Арбузова-драматурга в 1950-60-е годы.

Выводы по второй главе…………………………………………… 43

Глава 3. Последний период творчества А. Арбузова. Проблема

Выводы по третьей главе…………………………………………… 64

Творчество известного русского драматурга А. Н. Арбузова велико и многогранно. Его пьесы успешно ставились в России и на сценах зарубежных театров, отражали коренные проблемы и противоречия 20 века. В течение многих лет Арбузов по праву считался одним из самых талантливых и популярных драматургов России ХХ века. Его пьесы широко шли как на Родине, так и за рубежом. Многие театры гордились тем, что с их сцен звучал его текст. Поколения российских актеров прошли школу арбузовской драматургии. Целая плеяда нынешних кино - и театральных звезд, отечественных и зарубежных, начинала свою творческую карьеру именно с исполнения ролей в его пьесах. Все это объясняет пристальный интерес театральных критиков, историков и теоретиков драмы к творческому наследию писателя.

Парадокс Арбузова — это создание своего театра, непохожего ни на один другой. Сотворение своего мира, существующего в рамках полусказки-полупритчи. Определение своего направления в драматургии, которое невозможно охарактеризовать только лишь по жанровой принадлежности, так как автор пробовал себя в разных жанрах (и таковых есть великое множество — от традиционной комедии, драмы , мелодрамы, до диалога, притчи, повести для театра, пьесы-представления, драматической хроники).

В этом и будет состоять цель нашей работы, которая реализуется через выполнение следующих задач:

1. Определение идейно-художественного своеобразия драматургии А. Арбузова.

2. Характеристика центральных пьес А. Арбузова.

4. Выявление стилевых особенностей пьес А. Арбузова.

Предметом нашего исследования является выявление особенностей мастерства Арбузова - драматурга.

Актуальность нашей работы определяется малой изученностью драматургии А. Арбузова и отсутствием работ, раскрывающих основу и суть этого вопроса. И несмотря на то, что в советское время появилось много статей и монографий о творческом пути А. Арбузова, современное состояние литературоведческой науки (15,25,46,47) позволяет по-новому взглянуть на проблемно-тематическое, жанрово-композиционное своеобразие пьес А. Арбузова.

Научная новизна нашей работы состоит в углублении знаний о художественном мастерстве Арбузова-драматурга.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в систематизации и углублении знаний по теории драмы в контексте литературоведения ХХ-ХХ I века (1,2,37,51).

Методологическую базу данной работы составляют исследования по теории и истории драмы Белинского В.Г., Аникста А.А. и др., статьи театральных критиков, рецензии, критические работы по проблемам современной русской драматургии (7,8,9,14 и др.), учебники и учебные пособия по истории русской литературы ХХ века (29,30,11,13,18,24 и др.), учебники и учебные пособия по теории и истории литературы (15,21,12).

Методы , используемые в данной работе, - сравнительно – исторический, описательный, биографический, историко-типологический.

Практическая значимость исследования заключается в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в школьных спецкурсах.

Проанализировав действующие ныне программы и учебники по литературе для средних школ под редакцией Курдюмовой Т.Ф., Коровиной В. Я., Ладыгина М.Б., Беленького Г.И., Маранцмана В. Г. можно убедиться, что современная драматургия в них по-прежнему остается “белым пятном”: она либо представлена 3-4 авторами (А. Арбузов, В. Розов, В. Вампилов) и их пьесами, написанными в 60-70-е годы, либо отсутствует вовсе. Очень жаль, что непростительно мало внимания уделяется этому литературному роду. Процесс развития драматургии в 20 веке, достаточно рассмотренный в идейно-тематическом плане, еще не нашел столь же полного освещения в литературоведении и театроведении со стороны эстетических исканий. А между тем в этой области происходит немало интересного, что подтверждает данное исследование. Также, говоря о двойном адресате драматургического жанра (читатель и зритель), не нужно забывать о том, сколь велика роль театра в эстетическом и нравственном воспитании. Поэтому и важно знать школьнику о жизни современного театра и состоянии его репертуара.

Пока мы есть, мы ждем чудес,

пока мы здесь, мы им причастны.

Побудем здесь, пока мы есть,

пока мы в цирке – мы прекрасны.

В Заключении мы делаем выводы, говорим о достижении целей и задач, поставленных для проведения исследования.

Библиографический список насчитывает 55 наименований.

Есть у Кая и отец. У него тоже новая семья, сын не­давно родился, с Каем он не видится. Так что парень совершенно одинок, его судьба по-настоящему мало кому интересна. Еще на втором курсе юридического, он бросил учебу. Кай говорит, что никого не любит, даже мать. Он увлекается живописью, но признается, что ничего не умеет.

Выбор такого имени для него не случаен. Герой ар-бузовской пьесы и на самом деле напоминает холодно­го мальчика из известной сказки Андерсена. Он раз­очарован во всем, жизнь его пуста и бессмысленна, он безразлично относится к окружающим, ему никого не

За крышу над головой девушка готова выполнять у Кая всю работу по дому, готова даже спать с ним.

У Никиты родственников не счесть, но каждый из них живет своей жизнью. У всех членов семьи свои интересы. Это псевдосемья, в которой все безразлич­ны друг другу. Никите, наверное, не у кого было учиться любить, потому он так и безразличен к Неле, которая сбегает от него в Сибирь, к Мишке Земцову.

Его появление всколыхнуло привычную жизнь в доме Кая. Мишка — двоюродный брат Кая, старше его на десять лет, врач, оптимист, играет на гитаре, неплохо поет. Мишка живет в Сибири, в Москве он только на одну ночь. Недавно у него родилась дочь, о чем он с радостью сообщает брату.

Неля добрая и заботливая, но проявляет жестокосердие, украв Машиного ребенка. Сбежавшая из Сибири вместе с Лесей Неля неожиданно пробуждает в душе Никиты жалость. Никита, конечно, узнав о ребенке, струсил. Он всерьез опасался, что это его дочь, и что ему придется как-то отвечать за свой поступок. Растерянность овладела Никитой. Слова Нели о том, что Леся не от него, потрясли Никиту. Он грубо оттал­кивает Нелю, а Терентий, испытавший к ней в этот миг огромную жалость и нежность, неожиданно дела­ет ей предложение. В финале пьесы Никита меняет от­ношение к Неле и к жизни вообще.

У Терентия очень напряженные отношения с от­цом, который всячески хочет заслужить расположе­ние сына, раскаявшись через много лет после содеян­ного. Некогда он пил нещадно, с пятилетнего возраста Терентия на улицу выгонял, и тот до утра от страха просиживал в сарае. Мать Терентия от его истязаний и умерла.

Действие происходит в конце 70-х гг. нашего столетия. Москва. Дом на Тверском бульваре. В просторной трехкомнатной квартире живет Кай Леонидов. Его мать с отчимом за границей, они уехали на несколько лет, поэтому он живет один. Однажды к нему в квартиру заходит девушка Неля.

Ей девятнадцать лет. Она, приехав из Рыбинска, не поступила в медицинский институт. Ей негде жить, и знакомые направили её к Каю. Она обещает, если Кай разрешит ей пожить здесь, убирать и готовить. Каю двадцать лет, но он уже устал от жизни и ко всему равнодушен. Родители хотели, чтобы он стал юристом, а Кай институт бросил, он рисует. Кай разрешает Неле остаться.

К Каю часто заходят его друзья Терентий Константинов и Никита Лихачев. Они его ровесники, дружат со школы. Терентий ушел от отца. Константинов-старший тоже часто приходит к Каю, зовет сына домой, но тот с ним почти не разговаривает. Терентий живет в общежитии и домой возвращаться не собирается. Неля придумывает каждому прозвище: Кая зовет Лодочкой, Никиту — Бубенчиком, Терентия — Опенком. Никита заводит с Нелей роман. Он ухаживает так за каждой девушкой, которая появляется в поле его зрения. Неля пугает его, что возьмет и родит ему дочку.

Как-то январским вечером к Каю заходит Михаил Земцов. Это двоюродный брат Кая. Ему тридцать лет, он врач в Тюмени. В Москве Михаил проездом. Михаил рассказывает о своей работе и вообще о жизни в тайге. Он женат. Недавно у него родилась дочка. Неля говорит ему, что тоже хочет стать врачом, что она работала сиделкой в больнице. Михаил говорит, что, если бы у них в больнице была такая сиделка, то он бы её озолотил. Уезжая, Михаил говорит ребятам, что они тускло живут, не видят жизни с её радостями.

Москва. Снова квартира Кая. Ребята все время вспоминают Нелю. Она уехала, не простившись ни с кем, не оставив адреса, не сказав, куда едет. Кай нарисовал её портрет и считает его своей единственной удачей. Никита думает, что Неля уехала потому, что ждет от него ребенка. Неожиданно всего на два дня приезжает Олег Павлович — отчим Кая. Он привозит ему подарки и письмо от матери.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Конец сентября. Москва. Вечер. В комнате Кая сидят ребята. В который уж раз приходит Константинов-старший, и Терентий с ним все так же холоден. Неожиданно приходит женщина. Это мать Нели. Ей немногим за сорок. Она ищет дочь. Ребята говорят, что Неля уехала и не оставила адреса. Мать Нели рассказывает, что её муж умирает и хочет увидеть напоследок дочь и попросить прощения. Ребята ничем не могут ей помочь. Она уходит. Терентий считает, что в отьезде Нели виноват Никита. Кай же говорит, что виноваты все. Они вспоминают свое детство и гадают, отчего они стали такими бесчеловечными. Даже Константинов-старший вдруг раскрывается. Он рассказывает, как пил всю жизнь, а когда опомнился, то оказался один.

Москва. Начало декабря. Комната Кая. Приходят Никита и Терентий. Кай говорит, что вернулась Неля с дочкой. Девочка простыла в дороге. Никита не в себе. Хочет уйти. Из соседней комнаты выходит Неля с девочкой на руках. Говорит, что уедет, когда Леся поправится, хотя бы к матери — звала ведь. Никита хочет выяснить, кто отец ребенка, но Неля не говорит ему. Спрашивает, хотел бы он, чтобы это был его ребенок? Тот её отталкивает. Неля плачет. Терентий предлагает ей выйти замуж за него.

Последние дни декабря. Комната Кая. Леся спит в новой колясочке. Неля купила большую елку. Кай перебирает игрушки. Неля опять напоминает, что скоро уедет. Кай не хочет этому верить. Терентий нарядился Дедом Морозом. Отец Терентия принес Лесе в подарок механическую игрушку. Ребята тушат свет, кружатся под музыку.

Неожиданно входит Маша. Спрашивает, где её дочь. Неля говорит, что унесла девочку, так как Маша оставила её, бросила. Маша забирает дочь и говорит, что все игры, в том числе и её собственные, закончились. Уходит. Кай замечает, что в комнате стало пусто. Неля просит у всех прощения. Никита в ярости прогоняет её. Неля собирает веши, хочет уйти. Константинов-старший просит не уходить Нелю, не оставлять ребят, Неля молчит. Кай медленно подходит к ней, забирает её чемодан. Никита снимает с нее куртку, Терентий — платок. Они зажгли елку, включили магнитофон. Терентий в первый раз называет Константинова отцом и идет с ним домой. Кай одевается и выходит: он хочет посмотреть с улицы на елку в доме. Никита и Неля остаются одни.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сюжет пьесы “Жестокие игры” составляют взаимоотношения поколений - “отцов” и “детей”, однако сам автор в интервью неоднократно подчеркивал, что ставил перед собой более общую задачу: “Скорее, эта пьеса - об ответственности любого из нас за того, кто рядом. Вот представьте себе: на вершине горы стоят несколько человек. Внизу - пропасть. Если один толкнет другого, тот упадет и погибнет. Хотелось передать именно то ощущение зависимости людей друг от друга, когда иное неосторожное движение, слово могут оказаться губительными”. Герои этой пьесы часто только притворяются сильными, самостоятельными, состоявшимися людьми. По сути же они, обделенные вниманием и любовью в детстве, во взрослой своей жизни продолжают играть, только игрушками им теперь служат не куклы и плюшевые медведи, а живые люди, причем, как правило, самые близкие и родные.

  • “Господи, Боже мой, как невнимательно живем мы… Сколько бед сеем… без оглядки”, - горько осознает героиня пьесы Маша Земцова.

Осознает, к сожалению, слишком поздно, уже потеряв любящего мужа, которого “проглядела” за своими взрослыми играми. Так же невнимательны и родители Кая, успокаивающие себя тем, что сын вполне обеспечен всеми необходимыми материальными благами и теперь достаточно только более или менее регулярно напоминать ему о своих родительских чувствах в письмах, отпечатанных на машинке. Почти не видят друг друга, лишь изредка встречаясь по праздникам за общим столом, в семье Никиты. Здесь все живут “на бегу” и нет времени для простого родственного разговора по душам. Убегает от слепо, чрезмерно опекающих ее родителей Нелли и тоже неизбежно вовлекается в мир “жестоких игр”, где ставят эксперименты над чужими чувствами, над чужой судьбой. Каждый из героев, естественно, мечтает остаться в выигрыше, прийти к финишу первым, стать победителем и не спешит задуматься о нравственной цене своих побед. “Брось игры, а то убьешься”, - звучит в пьесе фраза-предостережение. Но молодые герои Арбузова не желают выходить из игры.

Характерной особенностью современных героев является их "заземленность". Они обитают "среди своих", вне морального поединка с положительным героем. В особенности все вышесказанное относится к пьесам Л. Петрушевской, в которых ошеломляет ярко выраженное несоответствие между словами, вынесенными в их название, - "Любовь", "Анданте", "Уроки музыки", "Квартира Коломбины". С другой стороны нормой существования ее героев являются обыденность, бездуховность, цинизм.

Одна из самых известных пьес Л. Петрушевской - "Три девушки в голубом", чье название ассоциируется с чем-то романтическим, возвышенным, "романсовым". Однако этот образ никак не соотносится с тремя молодыми женщинами, которых связывают отдаленное родство и общее "наследство" - полуразвалившаяся половина дачного дома, где они проводят лето вместе со своими детьми. На протяжении пьесы они постоянно обсуждают протекающую крышу и пытаются выяснить, кому и за чей счет ее чинить. Героинь повсюду окружает быт, ставший для них пленом, одушевленным властелином. В пьесе предстает фантасмагорический мир, причем исключительно из диалогов, где каждый слышит лишь себя. Своеобразным отражением этого мира звучат в пьесе сказочные истории маленького больного Павлика, где физическую и душевную боль испытывают их персонажи вроде английского волка с крылышками, луны с крючковатым носом (ползающей и летающей). При этом все они чувствуют себя ненужными, одинокими.

В другой пьесе Л. Петрушевской "Любовь" таким же образом звучит и "романс о влюбленных" в "комнате, тесно обставленной мебелью: во всяком случае повернуться буквально негде, и все действие идет вокруг большого стола". В этой пьесе в диалогах молодоженов слово как бы отсутствует, отторгается и заменяется "косноязычным": "ты одна мне подходишь", "все другие кандидатуры постепенно отпали".

Особенностью "бытовых" пьес Л. Петрушевской является обращение к самым больным, приводящим к ненормальным отношениям поколений в одной семье, чьим результатом становятся озлобленность и ненависть.

По признанию автора, в этой пьесе рассказывается "об ответственности любого из нас за того, кто рядом", "о зависимости людей друг от друга, когда иное неосторожное движение, слово могут оказаться губительными". Этот же мотив тревожно звучал и в предыдущих пьесах драматурга, например, в "Сказках старого Арбата", где один из персонажей произносит многоговорящую реплику, объясняющую неприглядную суть "жестоких игр": "А, по-моему, все дело в том, что надо быть добрым. А быть добрым - это значит быть осмотрительным. Человек всю жизнь играет в игрушки. Но в детском возрасте ему их покупают в магазине, а потом. Страшно подумать".

В пьесе Арбузова почти все герои "играют", причем делают это жестоко, не задумываясь о последствиях. Родители девушки Нели, чрезмерно ограничивающие ее самостоятельность, "доигрались" до того, что она сбежала в Москву. Так, "играя", она похищает маленького ребенка, чтобы выдать за своего и проверить, таким образом, искренность к ней чувства Никиты. "Все играем, играем - наиграться не можем", - говорит о себе еще одна героиня пьесы Маша Земцова после гибели мужа - веселого, любящего и самоотверженного человека. Только теперь Маша поняла, что "пробежала мимо счастья", недодала мужу тепла, ребенку - ласки, полностью посвятив себя работе и даже гордясь тем, что "не обучена играть в эти игры". Мать Кая "играет" в любовь и заботу о сыне, посылая ему из-за границы нежные письма, напечатанные на машинке. Также "играют" в дружную семью в доме Никиты, почти не видя друг друга, занимаясь исключительно своими проблемами и собираясь вместе лишь за праздничным столом. Плоды своих "жестоких игр" пожинает отец Терентия, пьяница, виновный в смерти жены и фактически лишившийся сына. Кай, Никита и Терентий "играют" в трех мушкетеров, отгораживаясь от проблем настоящей жизни возвышенными воспоминаниями о детстве, виня в своих бедах кого угодно, только не себя.

Несомненно в центре пьесы стоит Миша Земцов и его отношение к жизни. Его тянет не "играть", но жить, "весело проживать самые сложные события своей биографии". "Он у нас личность - энтузиаст шестидесятых. . Сидит в районе Тюмени на нефти. В тайге медведей лечит", - едко иронизирует Кай. Земцов легко парирует его иронию, четко ставя "диагноз" образу жизни Кая и его компании: "Слишком драматизируете все. тускло вы живете, ребята. Кисловато, в общем".

Ко многим из современных пьес может быть применена метафора "жестокие игры". Несмотря на их будничный фон, они далеки от безысходности, пессимизма. Напротив, чаще всего пьесы современных драматургов заставляют читателя и зрителя воспарить над бытовыми реалиями. Не случайно во многих из них присутствует глубокий, общечеловеческий подтекст, поэтическая символика, спасительная ирония и даже нравственные мотивы, взятые из Библии, когда не "вещность" быта, но "вечность" бытия отличают большинство вышеназванных пьес.

Читайте также: