Уж не пародия ли он сочинение евгений онегин

Обновлено: 02.07.2024

Но как же быть с всеведущим и всевидящим автором? Ведь Пушкину-то должно быть известно, каков Онегин на самом деле? Почему он не дал ответа на этот вопрос? Подумаем: а разве обязателен именно такой ответ? И разве недопустим ответ, основанный на читательском сотворчестве, додумывании, дорисовывании образа, намечаемого автором? Ведь самое изображение перехода от роли приятного модника к роли ученого малого - это уже ответ, ибо означает, что Онегина-даже в восемнадцать лет! - не смогла полностью занять суетливая и хлопотная жизнь паркетного шаркуна. Переход к роли ученого малого так стремителен, что может рассматриваться как вполне объективное свидетельство: Онегин и в юности был выше, сложнее, содержательнее, нежели имитируемые им шаркуны.

И потому-то любой из читателей романа, любой человек, не утративший здравого смысла и представления о нравственности, неизбежно с грустью признает: какая же это была безумная растрата духовных сил, таланта, здоровья! Воистину это было бессмысленное прожигание жизни. Осталось ли еще что-нибудь в душе Онегина? Сохранилась ли надежда на его духовное воскресение? Или он слился с этой последней ролью - и она стала его натурой?

* …рано чувства в нем остыли;
* Ему наскучил света шум;
* Красавицы не долго были
* Предмет его привычных дум;
* Измены утомить успели;
* Друзья и дружба надоели…

Откуда в Онегине эта разочарованность во всем, что незадолго до того, казалось бы, целиком заполняло его душу? Ведь это - явное неприятие действительности, оно пока что стихийное и еще не стало выражением подлинно романтического типа мировосприятия. Для этого нужно еще осмыслить подобное неприятие как особый принцип поведения. Надо еще преломить его сквозь призму идейно-нравственных и эстетических понятий. Однако предпосылки для того, чтобы заинтересоваться романтизмом, уже есть. И если только мы сумеем объяснить закономерность возникновения у Онегина подобного неприятия действительности, то тем самым предстанет закономерностью и его переход к роли русскогоЧайльд Гарольда.

На протяжении романа Пушкин неоднократно указывает на естественные качества человека. Он убежден, что человеку свойственны такие стремления и порывы, которые не вызываются непосредственным воздействием социальной среды и не являются порождением материальных интересов. Эти стремления и порывы (разные на различных этапах жизни) не остаются независимыми от среды: она придает им социально-историческую и культурно-нравственную форму выражения. Она формирует представления о любви и счастье, но самая потребность в любви и счастье как бы изначально присуща человеку. Это и есть собственно человеческие чувства, отличающие его от других живых творений природы.

Похожие сочинения

Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма. смотреть целиком

Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в. смотреть целиком

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" и роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" - грандиозные по замыслу и содержанию произведения. Особое внимание в этих произведениях уделяется женским образам. Женщину, несомненно, ценили во все. смотреть целиком

Но как же быть с всеведущим и всевидящим автором? Ведь Пушкину-то должно быть известно, каков Онегин на самом деле? Почему он не дал ответа на этот вопрос? Подумаем: а разве обязателен именно такой ответ? И разве недопустим ответ, основанный на читательском сотворчестве, додумывании, дорисовывании образа, намечаемого автором? Ведь самое изображение перехода от роли приятного модника к роли ученого малого - это уже ответ, ибо означает, что Онегина-даже в восемнадцать лет! - не смогла полностью занять суетливая и хлопотная жизнь паркетного шаркуна. Переход к роли ученого малого так стремителен, что может рассматриваться как вполне объективное свидетельство: Онегин и в юности был выше, сложнее, содержательнее, нежели имитируемые им шаркуны.

И потому-то любой из читателей романа, любой человек, не утративший здравого смысла и представления о нравственности, неизбежно с грустью признает: какая же это была безумная растрата духовных сил, таланта, здоровья! Воистину это было бессмысленное прожигание жизни. Осталось ли еще что-нибудь в душе Онегина? Сохранилась ли надежда на его духовное воскресение? Или он слился с этой последней ролью - и она стала его натурой?

* …рано чувства в нем остыли;
* Ему наскучил света шум;
* Красавицы не долго были
* Предмет его привычных дум;
* Измены утомить успели;
* Друзья и дружба надоели…

Откуда в Онегине эта разочарованность во всем, что незадолго до того, казалось бы, целиком заполняло его душу? Ведь это - явное неприятие действительности, оно пока что стихийное и еще не стало выражением подлинно романтического типа мировосприятия. Для этого нужно еще осмыслить подобное неприятие как особый принцип поведения. Надо еще преломить его сквозь призму идейно-нравственных и эстетических понятий. Однако предпосылки для того, чтобы заинтересоваться романтизмом, уже есть. И если только мы сумеем объяснить закономерность возникновения у Онегина подобного неприятия действительности, то тем самым предстанет закономерностью и его переход к роли русскогоЧайльд Гарольда.

На протяжении романа Пушкин неоднократно указывает на естественные качества человека. Он убежден, что человеку свойственны такие стремления и порывы, которые не вызываются непосредственным воздействием социальной среды и не являются порождением материальных интересов. Эти стремления и порывы (разные на различных этапах жизни) не остаются независимыми от среды: она придает им социально-историческую и культурно-нравственную форму выражения. Она формирует представления о любви и счастье, но самая потребность в любви и счастье как бы изначально присуща человеку. Это и есть собственно человеческие чувства, отличающие его от других живых творений природы.

- Уж не пародия ли он? - спрашиваем мы себя вместе с Татьяной Лариной, задумываясь о яркой, но загадочной и, в итоге, совершенно пустой и заурядной личности Евгения Онегина.
Мне, как человеку весьма увлеченному психологией и психиатрией, было довольно легко определить типы личности и акцентуации характера каждого из героев Пушкинского романа, что только увеличило степень удовольствия от его прочтения. Однако сегодня, друзья мои, мы очень подробно поговорим о главном герое этого шедеврального творения Пушкина - Евгении Онегине.

Прежде, чем начать своё повествование, я хочу обратить внимание на то, что всякое несогласие с тем что будет здесь написано, и с тем как оно будет написано, следует выражать в корректной форме и таким образом, чтобы это не противоречило нормативно-правовым актам Вашей и моей страны. В случае опровержения каких-либо фактов, написанных мною здесь, просьба прикреплять к своему комментарию ссылки на достоверные источники, откуда информация была Вами изъята.

В годы жизни А.С. Пушкина (1799 - 1837) психологии и психиатрии, как наук похожих на те, что мы имеем сегодня, не существовало. Разумеется, на протяжении всей истории человечество пыталось объяснить свой внутренний мир, изучить его, подвергнуть анализу или сомнению, одобрению или презрению, но никаких феноменальных научных прорывов в этих областях не было совершено вплоть до конца 19 века. Первый человек, который воистину сумел начать научно постигать свой внутренний мир, лишив все эти процессы неких мистических оттенков и эзотерических догм, был Зигмунд Фрэйд. Со множеством его трудов можно ознакомиться самим, они все в свободном доступе в интернете или в книжных магазинах.
Психиатрия же, как наука (именно её мы сегодня будем касаться больше), имела несколько периодов развития: до Средневековья, Средневековье и Эпоха Возрождения, Новое время, конец 19ого - начало 20ого века.
Стоит ли говорить что думали люди о тех, кто страдал, допустим, шизофренией и уверял, что общается с феями и великанами из потусторонних миров?
Вплоть до периода Нового времени все "душевные" болезни человека считались проделками темных сил, проклятьями, одержимостью бесами и вообще небогоугодными.
До Средневековья , допустим, очень любили использовать трепанацию черепа (создавали в нем искусственное отверстие), чтобы выпустить злых духов из разума больного.
В период Средневековья же медицина все еще не относила к своей компетенции лечение "душевных" болезней и, как правило, больных жгли на кострах, называя ведьмами, колдунами, темными магами и, конечно, одержимыми. Постепенно начали появляться первые психиатрические больницы; хоть перед ними и не стояло цели излечить человека, но они могли изолировать его от общества, тем самым сделав жизнь обеих сторон менее опасной. На Руси, стоит упомянуть, досмотром душевнобольных занимались монастыри. Там к ним было более мягкое отношение, чем в Европе, однако случаи сожжения тоже имиели место быть.
В период Нового времени появилось множество домов для психически больных людей. Там уже предпринимались попытки "лечить" пациентов самыми разными способами: кровопусканием, травами, обливанием холодной водой. Держали больных в оковах цепей, происходили нередкие случаи избиения и всё это могло омрачаться постоянными издевательствами над слабыми и ничего не понимающими пациентами.
Медленно, но верно, подобное отношение к больным эволюционировало в более уважительное, находились умные и гуманные врачи, которые по-настоящему задавали себе вопрос "в чем дело и как это вылечить?". И вот в 1808 году немецкий врач и анатом Иоганн Кристиан Рейль впервые вводит термин "Психиатрия"! А в 1845 году немецкий психиатр Вильгельм Гризингер определяет психиатрию как учение о распознавании и лечении психических болезней. И ровно на этом месте мы остановимся в своём поверхностном рассмотрении истории данной науки, так как теперь знаем в какой период писался роман в стихах "Евгений Онегин" и что происходило в науке о "душевных" болезнях того времени.

Когда роман попал в мои руки и я прочитал его в первый раз - мне стало совершенно ясно: я в плену этого слога, этих рифм, этого сюжета, я в плену у самого Онегина, я люблю Татьяну, мне смешна Оленька, а Ленский умер и унёс с собою часть меня. Но я не понял ничего ! Я ещё не посмотрел на роман с той стороны, с которой посмотрел на него после, прочитав его в четвёртый раз! Я принялся читать вновь, и во второй раз прочтения я просто выделял и подчеркивал самые интересные и оригинальные для себя строфы. В третий раз я пытался досконально их понять. А в четвёртый раз я читал вслух и вот ТОГДА мне удалось понять всю атмосферу, тогда интонации и темп сами рождались и сходили с моих уст, тогда Слово стало Музыкой, именно той самой Музыкой, которую закладывал в свой роман Пушкин. На меня снизошло прозрение! И прозрение заключалось в том (сейчас очень внимательно!), что я прочитал самую точную психиатрическую монографию по вопросу Нарциссического Расстройсвта Личности (НРЛ) из всех, которые когда-либо существовали!
Как Пушкин, совершенно ничего не зная о таком феномене, как НРЛ (первый раз о нём заговорил Зигмунд Фрэйд), мог с такой искусной и фантастической точностью, до мельчайших деталей правильно описать детство, формирование, юность и становление, образ мышления и стиль жизни нарцисса Евгения Онегина?!

Томимый вечной скукой , от которой он отчаянно пытался избавиться, занимаясь самыми разными делами, - от соблазнения девиц, до написания стихов - находящийся под весьма частым гнётом беспричинной апатии и "русской хандры", Евгений Онегин при этом великолепно подавал себя в обществе , если того хотел, умел блистать и уничтожать дешёвок, был мстительным, остроумным и обладал холодным рассудком, вечно облачённым в вуаль скептицизма и цинизма . Он, не видя в жизни смысла и, в общем-то, относясь к другим людям (в лучшем случае) снисходительно, если не презрительно, любил иногда помечтать - об этом писал А.С. Пушкин:

"Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;.."

Онегин не имел привязанности к другим людям, ни к кому не относился серьёзно и даже с Ленским подружился от нечего делать , потому как было совсем скучно ему сидеть в этой деревенской глуши. Буквально за несколько дней пребывания в новой обстановке Онегина совершенно перестало занимать всё, что его окружало. Он начал побольше читать книги, но и они ему вскоре наскучили. С Ленским они любили прокатиться верхом в неспешном темпе и поговорить. Ленский, будучи пылким и страстным романтиком и любителем философии, часто предавался томным думам и мечтам, рассуждал на самые разные темы и склонен был верить в некий мистицизм. Словом, жизнь юноши была наполнена и огнём, и грёзами, и смыслом! Онегин же, проявляя тут некую благородность (но, думается мне, не прояви он её - Ленский бы с ним перестал общаться, а Онегин этого не хотел из-за вечной скуки), просто слушал и молчал, редко вступая в спор. Евгений был хорошим манипулятором и Ленский был его жертвой. Да, именно Ленский и есть настоящая жертва романа. Во всяком случае до дуэли.
Кто-то ошибочно думает, будто жертва здесь Татьяна Ларина, но нет. Татьяне очень повезло: нарцисс Онегин сам отказался её подпускать к своему капкану, увидев в этом, как мне кажется, собственную мудрость и попытку сыграть благородство и блеснуть собою! Однако, никто ему таких писем, как Таня, никогда не писал, что его (где-то на подсонательном уровне) очень тронуло и задело за самолюбие. Это семя, в дальнейшем, начало зреть .
Когда Онегину 26 лет, это уже последняя глава романа, он вновь встречает Татьяну, однако она замужем и это уже не та юная девочка, что писала ему такое чувственное и, отчасти, наивное письмо, полное простой честной любви и искренней симпатии (ох, как этого мало в наше время), а это уже свецкая дама, которая умеет себя держать прохладно, обладает манерами и сдержанностью в проявлении эмоций. На этом месте зерно прозревает до конца: нарциссическая натура Евгения попадается в собственный капкан и он становится жертвой самого себя . Это вторая жертва романа. Он не может принять того, что Татьяна ему не принадлежит после того письма, после того "благородного" поступка с его стороны, после всех тех её терзаний, после её реакции на его слова о её письме (эпизод в саду). Нарцисс не обладает ярко выраженной эмпатией , однако отлично читает людей (если у него высокий IQ), что и помогло ему рассмотреть чувства Татьяны в той сцене.
И вот, возвращаясь к 26-летнему Евгению, мы можем наблюдать, что в нём в одно мгновение созревает нездоровая привязанность к тому, что получить нельзя . К тому, что не может стать его жертвой в любом смысле этого слова - хоть жертвой его "благородства", хоть жертвой его коварства. Тогда он, не зная что делать, проворачивает ещё одну манипуляцию в виде письма Татьяне , где признаётся ей в своих чувствах как бы искренне. Но мы-то с вами знаем, что никаких искренних чувств нарциссы не испытывают и понимаем, что Таня бы наскучила Евгению уже через несколько месяцев (в лучшем случае), ибо люди не меняются. Эта травмированная привязанность Онегина прошла бы сразу, как только Татьяна оказалась в его руках. Но манипуляция не срабатывает, потому что Татьяна имеет честь и достоинство, о чём говорят нам её слова: " но я другому отдана и буду век ему верна" .

Хоть Онегин и запал Танечке в душу, и она его всю жизнь любила, она всё равно понимала суть его натуры . Это случилось в тот момент, когда она приходила в его поместье, чтобы сидеть в его комнате, читать книжки, что читал он и изучать его пометки на полях.

Образ Евгения Онегина в одноименном романе А.С. Пушкина

Евгений Онегин напоминает (или он так себя представлял - это одна из загадок Пушкина) главного героя поэмы Дж. Байрона "Паломничество Чайльд-Гарольда", который на время написания романа русского писателя во всей Европе уже стал обобщенным именем для определения разочарованного ("байронического") героя. По-простому говоря, Онегин - разочарованный герой или, по крайней мере, хочет таким казаться.

О не случайности этой фразы, вроде бы вскользь брошенной Пушкиным в начале романа, свидетельствует и то, что Татьяна в кабинете Онегина, уже после его отъезда из села, приблизилась к раскрытию загадки внутреннего мира Евгения, увидев именно портрет английского лорда (красноречивая деталь - рядом с бюстом Наполеона, "игрушкой на столбце чугунном"):

Разгадка спрятанных доселе "тайных пружин" поведения любимого (пусть он - пока еще - и пренебрег ее чувствам, но она его любит) помогал Татьяне легче перенести или, по крайней мере, понять его холод относительно ее признания. А может, он просто играл роль "холодного сердца", потому что так было модно? Ведь именно такими были байронические герои, а им тогда много кто подражал, попадая под магическое влияние англичанина. Отсюда и многократно комментированные литературоведами и критиками слова героини:

Это слово "пародия" является весьма значимым - а не эта ирония Пушкина над романтизмом, над "байронической позою" многих своих современников? И перечень подобных интеллектуальных загадок для читателя можно было бы продолжать долго перечислять, ведь, например, Ю. Лотман написал к "Евгению Онегину" комментарии, объем которых значительно превышает весь роман. Поэтому трудно не согласиться с мыслью этого исследователя творчества А.С. Пушкина; "Простота (повествования в романе "Евгений Онегин", - Ю. К.) была кажущейся и требовала от читателя высокой поэтической культуры".

Сюжет произведения вроде бы простой: столичный аристократ Евгений Онегин, которому "рано надоел светский шум", едет в село. В те времена в моде было определение, что романтизм - не досрочная старость души (вспомним Байроническое "мой дух, как ночь"). С этой точки зрения, Онегин - типичный романтический герой, ведь в столице он лишний.

Округа всполошились - а он привлек к себе внимание не только как человека из столицы, но и как неженатого мужчины, то есть выгодная партия для девушек на выданье. Сначала к нему приезжают соседи, но он жаждет ни с кем не общаться. К тому же столичный чудак занялся опасными нововведениями.

С одной стороны, крестьянам стало гораздо легче ("раб жизнь благословил"), но, с другой стороны, доходы самого Онегина значительно уменьшились. А если бы о таком событие узнали соседние крестьяне и начали требовать таких же действий от своих господ? Все ли помещики согласились бы на уменьшение доходов? Поэтому они и возмутились такими нововведениями столичного чудака.

Итак, мы видим, что наш "байронический герой", дал крестьянам облегчение, оказался человеком искренней души. Однако тем самым он испортил отношения с соседями и фактически уединился. Собственно, стал лишним не только в столице, но и среди сельских помещиков.

Заметим также, что в этих "прозаизмах" ("оброк", "ярмо крепостной роботы", "сберегательный" и тому подобное), абсолютно не присущих сфере заинтересованности романтиков с их склонностью к выдумки и экзотики, чувствуются элементы реализма, к которым обращался Пушкин в своем позднем творчестве. К этому же можно добавить и в целом реалистичное изображение быта аристократов, сельскохозяйственных работ и других подробностей тогдашней жизни.

Читайте также: