Яковлев разбуженный соловьями сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Родился в Москве. Умер в возрасте 85 лет в 2013 г. Писал произведения в ночное время. Это особенность писателя.

Жанр – рассказ. Это один из жанров малой прозы. Небольшое произведение по объему, мало действующих лиц.

Для автора важно не только отразить душевный процесс во всей полноте , сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон , атмосферу внутренней жизни героев.

Композиция – одно из составляющих категории образа играет важную роль .

Она не только организует текст , но и является важным фактором эстетического воздействия на читателя.

Композиция последовательная . В основе лежит антитеза.

Композиция и сюжет подчинены развитию характера, проявляющегося в событиях.

Композиционная структура логична и проста.

Каждый эпизод сюжетно автономен. Он может быть прочитан и как самостоятельная история.

Сюжетную структуру можно разделить на 2 части.

1 - Жизнь Селюженка до встречи с соловьями .

2 – Жизнь Селюженка после встречи с соловьями.

В начале рассказа автор погружает читателя в нужную атмосферу. Чувствуется движение мыслей автора ,он сообщает о ходе событий, дает описание места действия ( пионерский лагерь) , внешности героя( худой, большеголовый , прыткий ,похож на огромного головастика, слабый телом …) Портрет героя описан подробно. (круглая голова, уши торчат, худое лицо, непроницаемо …)

Начало рассказа – это насыщение языковыми средствами : повторы , сравнения , эпитеты…

Автор передает гармонию чувств героя (стоял ,затаив дыхание ;наполнился свежестью;)

Автор использует художественно- изобразительные средства языка: эпитет - хрустальные капли; олицетворение – небо прилегло; гипербола – дышал небом; сравнение – держится на звездах , как на гвоздях …

А когда соловей снова разбудил Селюженка , он поднял с кроватей всех ребят, чтобы и они тоже услышали волшебные трели .

Яковлев использует побудительные предложения ,чтобы передать внутреннее психологическое состояние героя .

Природа обрела психологическую значимость , она стала средством художественного освоения внутренней жизни героя.

Так , природа – неиссякаемый источник духовных сил пробудил в мальчике любовь к жизни и постижению красоты в искусстве,

Продолжаем публикацию сочинений по текстам со страницы "Обсуждаем тексты вместе". Данное сочинение - к тексту № 1 . Сочинение ни в коей мере не претендует на роль образца. Это один из вариантов видения проблемы. Будем рады, если каждый увидит и раскроет ее по-своему.


Эти слова И.А. Бунина вспомнила я, когда прочла данный для анализа текст. Да, природа может творить чудеса: завораживать своей красотой душу, поднимать настроение, изменять отношение к жизни. И не только… Именно проблеме воздействия красоты природы на человека посвятил М.М. Пришвин рассказ “Голубая стрекоза” - я читала это произведение раньше и хорошо его запомнила.

Раскрывая проблему, автор повествует нам о случае, который произошел во время первой мировой войны. Тяжело раненный молодой солдат, почти мальчик, просит “водицы”, но не для того, чтобы попить, а “водицы, ручья” - чтобы утолить “трепет души”. С удивительным чувством восхищения описывает М.Пришвин красоту ручья “в косых лучах вечернего солнца”, струйки которого, “соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку”. Рисуя раненого юношу, писатель показывает нам ту борьбу, которая происходит в его душе и заканчивается милой и детской улыбкой, вызванной этой “прекрасной песенкой” и летающей над заводью голубой стрекозой - летающей даже тогда, когда ее можно увидеть только отражающейся в воде - “этих глазах земли”, видящих даже во тьме.

Позиция автора предельно ясна, она, по моему мнению, заключается в последних словах текста: человека излечить способны не только доктора - этому может помочь и красота природы.

С мнением автора невозможно не согласиться, еще Гиппократ писал: “Лечит болезни врач, но излечивает природа”. Действительно, природа может творить чудеса, она помогает человеку в трудные моменты жизни выстоять, делает его лучше. Тому есть множество подтверждений в русской и мировой литературе.

Да, красота природы благотворно воздействует на человека. Нужно только, всмотревшись в окружающий нас мир, уметь ее увидеть – в звонком ручье и в летающей над ним стрекозе, в простом цветке и в незамысловатой песенке птиц, в закатах и рассветах, в манящей, как мечта, звезде. Прав был М. Пляцковский, когда писал:

(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.

(10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной!

(29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

– Теперь, когда мы определили основные положения этой притчи, попробуем сформулировать основную мысль и проблему текста, пользуйтесь карточкой – информатором №1: где представлена структура сочинения и параллельно ведите записи в тетрадях: защищена ли природная красота мира? От чего зависит сохранение окружающей красоты природы.

Основная мысль: Красота в мире ничем незащищена. Добрая воля человека – уберечь, сохранить её или смять, надругаться над ней. Каждый человек должен видеть последствия своих поступков и осознавать за них ответственность.)

Притча поднимает экологическую проблему нравственного характера, отношения человека к окружающему миру, скрытого в поступках героев.)

– Как вы думаете, важно ли сберечь одну рябинку, ведь это не столь катастрофично для окружающих? Для всего мира?

– Определите, как автор относится к рябинке, как он её описывает? (предложения 1-3,7) Как он её называет? Сколько времени и людей понадобилось, чтобы уничтожить красавицу рябинку?

– Позиция автора по отношению к деревцу явно прослеживается или она скрыта за подтекстом, за поступками героев?

– При помощи какого лексического средства выразительности достигается одушевлении деревца? (метафоры и олицетворения).

– Иносказательный смысл притчи и легенд помогает разграничить добро и зло. Учит нравственным нормам. Проблема чуткого отношения к окружающему миру природы, поднятая в притче, будет актуальна всегда, пока живо человечество.

– Запишите свой комментарий, Поможет вам в этом памятка. Не забывайте, собственный комментарий не должен носить формальный характер

– К какому выводу, ребята, вы пришли после изучения и анализа данной притчи. Сформулируем концовку нашего сочинения.

– Ребята, необходимый рабочий материал для написания сочинения-рассуждения вы получили, а теперь расскажите, что полезного вы взяли из нашей совместной работы для себя при подготовке к ЕГЭ.

– Ребята, всё человеческое общество – неотъемлемая часть природы, а значит, если красива и полноценная природа – красивы, духовно полноценны и мы, люди! Помните это!

Возможен риторический вопрос…
В центре внимания автора проблема…
В тексте автор размышляет над проблемой…

Не случайно писатель изображает…
Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…
Автор заставляет читателя задуматься…
Данная … проблема имеет многовековую историю… (актуальна, не нова, остро стоит в наши дни…)

Позиция автора такова…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Автор осуждает/одобряет поступки героев… (Прямо это выражено или в иносказательной форме? В скрытой ироничной форме или же открыто высказывает своё отношение к происходящему?)
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что…

Формальное согласие/несогласие с мнением автора + собственное утверждение: Я полностью согласен с мнением (позицией) автора, и я считаю, что каждый человек должен пересмотреть своё потребительское отношение к природе… (или: поступки героев – яркий показатель их нравственных качеств…)

Мою позицию (мнение) подтверждает и опыт художественной литературы.
Обсуждаемая проблема настолько важна в жизни человека, что многие писатели поднимали её в своих произведениях

Таким образом, только от нас самих зависит…
В заключении ещё раз хочется воскликнуть (спросить, напомнить):…
Возможна пословица или поговорка.

Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся по-детски серьезными, философскими.

Наташа. Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.

Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирал их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него - родная стихия, и он переживает за всех его обитателей.

Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

затрагивает тему любви к малой родине. Сопротивляясь строительству электростанции на реке, жители деревни встают на защиту своей родины, деревни, истории. Изображая расставание стариков с Матёрой(и остров, и деревня), их боль и страдания, автор заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не уничтожали человеческое в человеке. Главная героиня Дарья Пинигина с болью наблюдает за уничтожением Матеры. Ей, глубоко привязанной к родной земле, чувствующей себя единым целым с природой, трудно пережить прощание с Матерой. Даже природа тяжело сопротивляется попыткам убить ее: в этот год луга и поля приносят обильные урожаи, они полны живых звуков, пения птиц.

1 аргумент : на протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Это привело сегодня к угрозе экологической катастрофы. Необходимо беречь мир, в котором мы живём. (Пример: Чернобыль, Цимлянское водохранилище, Байкал).

2 аргумент : сегодня стоит вспомнить о том, что природа – это наш дом, который надо беречь. Чем прекраснее окружающее нас пространство, тем гуманнее мы сами. Чувство любви к природе помогают воспитать в нас произведения русской классики. (Пример: Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.)

1 аргумент : на протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Это привело сегодня к угрозе экологической катастрофы. Необходимо беречь мир, в котором мы живём. (Пример: Чернобыль, Цимлянское водохранилище, Байкал).

Всем известен случай о легендарном тополе, который попал под перекрёстный обстрел во время ожесточённых боёв за Сталинград. Но, не смотря на смертельные раны, тополь выжил. Искорёженный, израненный, весь корявый и некрасивый, но никто его не спилил ни тогда, ни после.

Весной 1943 года, после жесточайших сражений, в городе не было ни одного живого дерева. А покалеченный тополь покрылся зелеными листочками как торжество жизни над смертью. Как победа, как символ возрождения города.

Для наших далеких предков рябина была деревом, в котором скрывалась молния - могущественное оружие бога грома - Перуна. Высокое, стройное дерево, особенно в безлесных районах, действительно служило хорошей мишенью для молнии, играя роль громоотвода.

Рябина-молния, как символ страшных грозовых божеств, составляла, по убеждению народа, могущественное оружие против злых духов, колдунов и одновременно была деревом плодородия и всяческих благ, способствовала преуспеванию хозяина. Поэтому она считалась священным деревом, рубить которое воспрещалось. Веточки рябины как талисман носили на шее на красной нитке в Шотландии, в Германии в виде дуги укрепляли над хлевом; из нее делали пастушьи посохи, веря, что они охраняют скот от всяческих бедствий. А в Швеции считалось, что палка из рябины спасает даже от бедствий на море.

Когда в лагере говорили

№ слайда 2

Когда в лагере говорили "Селюженок", ребята усмехались в предчувствии новых происшествий, а для взрослых это слово звучало, как сигнал тревоги и предвестник неприятностей. Этот сигнал-предвестник начинал звучать с самого утра и не утихал до отбоя… Какие только грозные предупреждения и сердитые возгласы не следовали за словом "Селюженок"! За неделю Лагерной жизни на него был истрачен годовой запас восклицательных знаков. Знакомство с героем

У Селюженка круглая голова, подстриженная под машинку, а уши торчат в стороны, к

№ слайда 3

У Селюженка круглая голова, подстриженная под машинку, а уши торчат в стороны, как ручки сахарницы. Худое лицо всегда измазано сажей, или какой-нибудь краской, или просто грязью неизвестного происхождения. Селюженок маленький и хрупкий: ткнешь пальцем - он и упадет…Как это такое хлипкое существо может доставлять людям столько неприятностей! Худой, большеголовый, прыткий, он похож на огромного головастика. И взрослые считают, что с годами из него выйдет порядочная жаба. Лицо у Селюженка непроницаемое.

Слова не то что отскакивали от него, как горох, они как бы проходили насквозь, н

№ слайда 4

Слова не то что отскакивали от него, как горох, они как бы проходили насквозь, не оставляя никаких следов. Когда мальчика ругали, он не морщился, не дергал плечом и не опускал глаза - он улыбался своим мыслям. Взрослым казалось, что мальчишка насмехается над их словами. Они теряли самообладание, надрывали голоса. Но Селюженок был надежно защищен от их гнева своей невозмутимостью. Чаще всего Селюженок молчал. Это был надежный способ самообороны. Но если он и выдавливал из себя слово, то его ответы были односложными, лишенными настоящего смысла.

После разговора с Селюженком даже самые уравновешенные люди стучали кулаком по с

№ слайда 5

После разговора с Селюженком даже самые уравновешенные люди стучали кулаком по столу и хлопали дверями. У этого дурного мальчишки была удивительная способность нагнетать в людях злость, портить настроение и доказывать взрослым, что у них не в порядке нервы.

Селюженок тащил все, что плохо лежало. Он хватал ленточки для кос, карандаши, но

№ слайда 6

Селюженок тащил все, что плохо лежало. Он хватал ленточки для кос, карандаши, носовые платки, перочинные ножи. Он был похож на сороку, которая несет в свое гнездо ненужные для нее вещи. Сорочьим гнездом была тумбочка Селюженка. Нет, он никогда не ел чужие сладости и не присваивал деньги. Все, что попадалось ему в руки, оставалось без всякого применения и не приносило ему никаких благ.

Никто не знал, что творится в душе у этого маленького колючего человечка. Нельзя

№ слайда 7

Никто не знал, что творится в душе у этого маленького колючего человечка. Нельзя было определить, весел он или печален, доволен жизнью или обижен. Он был всегда одним и тем же. С его лица не сходила глуповатая, лишенная всякого смысла улыбка. Он был неразрешимой загадкой, задачкой, которая никогда не сходится с ответом. Взрослые махнули на него рукой и мечтали поскорей дожить до конца смены, чтобы навсегда избавиться от него. Ребята подсмеивались над Селюженком, когда он им досаждал, но, в общем, относились к нему терпимо.

Свист то замирал, то звучал с новой силой. В нем билась и клокотала картавая гор

№ слайда 8

Свист то замирал, то звучал с новой силой. В нем билась и клокотала картавая горошина. А порой слышалось частое пощелкивание, будто кто-то рубил свист на мелкие кусочки. Это пели соловьи. Ночное происшествие

Соловей пел рядом, но его не было видно, словно он надел шапку-невидимку. Звуки

№ слайда 9

Соловей пел рядом, но его не было видно, словно он надел шапку-невидимку. Звуки падали из его горлышка чистыми, хрустальными каплями. И хотелось подставить руку, чтобы поймать хоть одну такую каплю. Поющие капли сливались в одну серебристую нить, которая тянулась к разбуженному мальчику. Селюженок стоял под деревом затаив дыхание. Он забыл про камень и не шевелился, потому что боялся неосторожным движением порвать серебряную нить. Вокруг него было темное небо. Наверное, небо держится на звездах, как на гвоздях. А когда звезд нету, оно опускается на землю. Он стоял до тех пор, пока краешек неба не стал светлеть. Соловей разбудил мальчика, а сам уснул. Но его свист все еще звенел в ушах, похожих на ручки сахарницы.

И мальчику неожиданно пришло в голову слепить соловья. Он принялся за дело. Снач

№ слайда 10

И мальчику неожиданно пришло в голову слепить соловья. Он принялся за дело. Сначала его пальцы были неловкими, деревянными, но постепенно потеплели, разошлись и стали передавать пластилину то, что им приказывал мальчик. Он лепил соловья таким, каким, ему казалось, должен быть исполнитель беспокойных ночных песен. Соловей оживал в руках мальчика. Он был зеленым. У него была узкая голова и большие распростертые крылья. Селюженок посмотрел на соловья и улыбнулся. Ему показалось, что он сделал открытие - своими руками создал птицу-певца, и она молчит лишь потому, что время песен прошло и небо поднялось с земли высоко, до самых облаков.

Татьяне Павловне захотелось засмеяться над этим зеленым уродцем. Но она сдержала

№ слайда 11

Татьяне Павловне захотелось засмеяться над этим зеленым уродцем. Но она сдержалась. Она взяла из рук мальчика его работу и стала ее внимательно рассматривать, словно искала в ней то, что было незаметно с первого взгляда. - Это твоя скульптура? - тихо спросила преподавательница. Это не скульптура, это соловей, - отозвался мальчик и, заглядывая в глаза Татьяне Павловне, робко спросил: - Что, не похож? Татьяна Павловна испытующе посмотрела на мальчика и ответила: - Похож! Очень похож! А ты видел соловья? Селюженок запнулся. Сперва он по привычке решил соврать: видел! Но потом ему захотелось сказать правду. - Нет, не видел. Я слышал соловья. В художественной студии утром

Татьяна Павловна все еще не могла разобраться, что же все-таки произошло с этим

№ слайда 12

Татьяна Павловна все еще не могла разобраться, что же все-таки произошло с этим мальчиком, чье имя внушало всем лагерным работникам неприязнь. Но она догадалась, что ночные соловьи разбудили в душе мальчика нечто такое, о чем никто даже и не подозревал.

При одном имени Селюженка начальник лагеря поморщился. - Пусть он забирает своег

№ слайда 13

Никто не заметил, что произошло с Селюженком с той ночи, когда его разбудили сол

№ слайда 14

Никто не заметил, что произошло с Селюженком с той ночи, когда его разбудили соловьи. Вот если бы у него изменились глаза, или нос, или уши, это бы сразу заметили. А когда меняется что-то внутри, разглядеть трудно… Да, собственно, ничего в нем и не изменилось, просто у человека появился в жизни интерес. Ему расхотелось тащить все, что попадается под руки. Он сбросил с себя старую, негодную шкурку и стал самим собой.

Зрители рассматривали селюженковского соловья, как величайшее чудо, как смелое о

№ слайда 15

Зрители рассматривали селюженковского соловья, как величайшее чудо, как смелое открытие, как находку далекой древности. - Похож! - кричали одни. - Правда, похож? - Как живой! - откликались другие. Никто из ребят никогда не видел живого соловья, и все были убеждены, что соловей в самом деле зеленый и большекрылый. Ктото попробовал было возразить: - Не похож. Я видел соловья. На него обрушилось сразу несколько добровольных защитников Селюженка: - Врешь ты все! Никто не видел соловья. кроме Селюженка. Когда первая волна восторгов и споров улеглась, кто-то произнес: - Говорили, что он стащил пластилин, а он соловья лепил. Наврали на человека. На выставке работ

Селюженок стоял в сторонке и с удивлением слушал, что говорят ребята, и ему каза

№ слайда 16

Селюженок стоял в сторонке и с удивлением слушал, что говорят ребята, и ему казалось, что речь идет не о нем, а совсем о другом Селюженке. И тот, другой, нравился ему все больше.

В эту ночь его снова разбудил соловьиный свист. Мальчик открыл глаза и долго слу

№ слайда 17

В эту ночь его снова разбудил соловьиный свист. Мальчик открыл глаза и долго слушал, как выводит свои серебряные трели невидимый певец. И вдруг он подумал, что нечестно слушать соловья одному. Он соскользнул с постели и одного за другим стал будить ребят: - Слушай, вставай! Соловей поет. Слушай, слушай. Не прошло и пяти минут, как вся палата была уже на ногах. Ребята теснились у окон и, сдерживая дыхание, слушали соловья. Никто, естественно, не мог разглядеть в темноте поющей птицы, но все почему-то представляли себе соловья зеленым и большекрылым.

А самому Селюженку казалось, что это ожил и запел его соловей, слепленный бессон

№ слайда 18

А самому Селюженку казалось, что это ожил и запел его соловей, слепленный бессонной ночью из похищенного пластилина.

Читайте также: