Урок в 7 классе сочинение описание внешности человека с использованием причастий

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: познакомить учащихся с описанием внешности человека, литературным портретом; помочь осознать его замысел, особенности; подготовить высказывания в этом жанре.

    Образовательная: дать понятие о портрете, его видах, использовании в разных стилях.
  • Развивающая: развивать исследовательские и творческие навыки.
  • Воспитательная: привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Оборудование: экран, проектор, презентация, раздаточный материал (текст, карточки)

На доске: цели, тема урока.

1. Организационный момент. Приветствие учителя.

Цель: вызвать доверие, готовность сотрудничать.

2. Мотивация. Постановка цели и задач.

Цель: побудить к совместной деятельности, погрузить в учебный материал, сформировать информационное поле урока.

Содержание: чтение фрагмента сочинения, определение темы, целевые установки.

3. Актуализация опорных знаний.

Цель и содержание этапа: выявить компоненты описания, познакомить с портретным словарем.

4. Постановка учебной задачи.

Цель: соотнести авторский замысел с особенностями портрета, познакомить с видами описания портрета.

5. Постановка учебной задачи. Творческое задание.

Цель: выявить особенности художественного описания.

Содержание: исследование текста, организация поисковой деятельности в группах, сравнение ученических вариантов с авторским.

6. Творческая работа.

Цель: развить умения включать элементы описания в текст.

7. Межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО.

Цель: формирование культурологической компетенции.

Содержание: использование методического приема сравнения литературного портрета и живописного портрета.

8. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление активных учащихся. Домашнее задание.

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

Цель: вызвать доверие, готовность к сотрудничеству.

Учитель: Ребята, сегодня у нас урок развития речи и работать мы будем в группах. Я надеюсь, что вы будете внимательными, активными и все у нас получится. Надеюсь на то, что урок вам понравится и запомнится.

2. Мотивация. Постановка цели и задач.

Цель: побудить к совместной деятельности, погрузить в учебный материал; сформировать информационное поле урока.

Содержание: чтение фрагмента сочинения, определение темы, целевые установки.

Учитель:Давайте прослушаем фрагмент сочинения об одном из любимых ваших учителей.

2 слайд (картинка школы+ музыка)Чтение учителем сочинения о первой учительнице класса.

Учитель:Любимый учитель. Кажется, так просто рассказать о нем, знакомой до мельчайшей черточки, близком и дорогом человеке..Но. оказывается очень трудно найти такие слова, чтобы передать всю признательность, благодарность, почтение и трепетную нежность, которые переполняют сердце, когда думаешь о любимом учителе. Среди прекрасных моих учителей есть совершенно удивительный человек. Представьте себе невысокую, стройную, строго и со вкусом одетую молодую женщину с приятным миловидным лицом. С аккуратно причесанными светлыми волосами, то собранными в пучок или распущенными до плеч. С милой улыбкой и озорным взглядом блестящих голубых глаз. Попробуйте услышать ее взволнованную речь, звенящую натянутой струной, когда нам она что-то объясняет, читает, рассказывает. На уроке ее взгляд становится глубоким и строгим, но непостижимо притягательным, а лицо просто светится от удовольствия, когда она слышит правильный ответ ученика.

Учитель: Ребята, вы узнали вашего любимого учителя?

(Наша первая учительница).

3 слайд Фотография учителя.

Учитель: Что помогло вам узнать вашу учительницу?

(описание её внешности).

Учитель: А теперь подскажите тему нашего урока.

(описание внешности человека).

Учитель: Итак, тема нашего урока “Описание внешности человека”. Какие задачи мы должны сегодня решить?

3. Актуализация опорных знаний.

Цель и содержание: выявить компоненты описания, познакомить с портретным словарем.

Учитель:Ребята, у вас есть карточка №1 с компонентами описания внешности человека. Посмотрите и скажите, что с помощью этих слов можно описать во внешности?

(описывают внешность человека, а именно: лицо, глаза, волосы, фигура, мимика, жесты).

Учитель: Портрет. Описание внешности называется портретом, вот его компоненты, запишите их в тетрадь.(записывают в тетрадь).

4. Постановка учебной задачи.

Цель: соотнести авторский замысел с особенностями портрета. Познакомить с видами описания портрета.

Учитель: А теперь выясним, какие бывают портреты. Нам помогут тексты, в которых встречаются описания портретов.

7 слайд. Текст из произведения “Бежин луг”

Учитель: Пожалуйста, 1 группа прочитайте отрывок.

(читают отрывок И.С.Тургенева по очереди вслух).

Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой.

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.

Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы. сдвинутые брови не расходились.

Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати. с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные,жидким блеском блестевшие глаза.

Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил. только изредка выставлял кудрявую голову.

Учитель: Кто назовет автора и произведение? (“Бежин луг” И.С.Тургенев)А теперь определим задачу описания, в этом вам поможет карточка №2. (слайд №6)

8 слайд Описание Митраши и Насти

Учитель: Слово 2 группе.Дети: читают отрывок вслух. Отвечают на вопросы. Цель – раскрыть внутренние качества (доброта, ласку, хозяйственность).

Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый,затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

Учитель:Назовите автора и произведение? (“Кладовая солнца” М.М.Пришвин) Какова задача этого описания ? (Раскрыть внутренние качества)

9 слайд Описание Валька – героя произведения В. Г. Короленко “Дети подземелья”

3 группа чтение отрывка.

Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.

Учитель: Кто автор этого отрывка? Какова задача этого описания? (Показать социальное положение)

10 слайд Описание Дубровского.А.С.Пушкин “Дубровский”

Учитель: 4 группе слово.

Очередь была за Дубровским. Секретарь поднес ему бумагу. Но Дубровский стал неподвижен, потупя голову и молчал. Потом вдруг поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал.

Учитель:Назовите автора и название? (“Дубровский” А.С.Пушкин) А что этим портретом хотел сказать автор? (Передать эмоциональное состояние)

11 слайд Внимание розыск. Из газеты.

Учитель: Ребята, а вот еще один портрет. Прочитайте 1 группа.

(читают отрывок, отвечают вопросы, цель – передача особых примет).

1 группа Ее приметы: на вид 14-16 лет, плотного телосложения, рост 165 см., волосы темно-русые, прямые, ниже плеч, глаза карие. За ухом большое родимое пятно.

Учитель:Определите задачу этого описания? (передача особых примет)

12 слайд Описание человека негроидной расы. Энциклопедия.

Дети читают словарную статью из энциклопедии, отвечают на вопросы, определяют цель описания – передачу национальных черт.

Характерны темная кожа, курчавые волосы, широкий нос, толстые губы. Нация распространена в Африке, к югу от Сахары.

Учитель:А какова задача этого описания? Ребята, из каких источников прозвучали эти описания?

13 слайд Виды описаний.

Учитель: Друзья, в зависимости от замысла и цели, описания внешности делятся на несколько видов: деловое, научное, художественное. Давайте вернемся к нашим портретам и определим их вид?Дети по слайдам называют вид описания.(записать в тетрадь)

14 слайд Релаксация. Звучит музыка.

Учитель:А сейчася порошу всех закрыть глаза и представить образ своей мамы. Вспомните её глаза и мысленно загляните в них, почувствуйте её нежный и теплый взгляд. Проведите ладошкой по ее щекам, погладьте волосы, крепко обнимите ее. Скажите ей, какая она красивая, единственная, неповторимая. Любите ее, берегите, заботьтесь и никогда не обижайте.Спасибо всем. Откройте глаза и продолжим работу.

5. Творческое задание.

Цель: выявить особенности художественного описания.

Содержание: исследование текста, организация поисковой деятельности в группах. Сравнение ученического варианта с авторским.

Учитель: Обратим внимание на особенности художественного описания. Всмотритесь в литературные портреты и назовите портретные изобразительно-выразительные средства в них.

(сравнение, цветовые эпитеты, эпитеты со значением формы, размера, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование числительных, разговорная лексика)

Учитель:Проверьте по слайду (лексические средства). А в каких текстах – описаниях отсутствуют такие элементы. Почему?

(В деловом, научном. В них даны конкретные данные о человеке.)

Учитель: Ребята, сегодня мы обращались к описанию внешности таких мастеров литературных портретов, как А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, В.Г.Короленко, М.М.Пришвин.А теперь обратимся к литературному портрету нашего писателя – земляка М.А.Шолохову. Портреты в его произведениях занимают особое место, служат средством характеристики героев.Вашему вниманию предлагается портрет Мишки. А из какого рассказа вы скажите сами.

16 слайд Отрывок из рассказа “Нахаленок” М.А.Шолохов

Учитель: Ваша задача отредактировать текст, вставив на месте пропуска элементы описания, для этого используйте словарь карточки №3 (17слайд). В нем есть авторские, шолоховские слова и выражения, попробуйте их найти и вставить в текст

Дети по группам на карточке вставляют слова, а затем зачитают 2 и 4 группа.

18 слайд Авторский текст

Учитель: А теперь посмотрим, как М.А.Шолохов описал Мишку.

Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купанья в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним был хорош Мишка – глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.

Учитель: Скажите название рассказа, кто угадал?

Учитель: Ребята, какой красивый и глубокий портрет Мишки. При описании портрета М.А.Шолохов берет эпитеты и сравнения из картин донских пейзажей. Какие необычные, яркие, самобытные эпитеты и сравнения использует автор в описании глаз, волос.

6. Творческая работа.

Цель: развивать умение включать элементы описания в текст.

19 слайд Текст “Пусть так не будет”

Учитель: В художественном тексте портрет является средством характеристики героя. Он органично включается в текст произведения и составляет с ним единое целое. А сейчас мы обратимся к тексту В.Катаева, в котором отсутствуют портреты героев. Прочитайте текст.

Читают уч-ся вслух. По платформе к поезду бежала довольно грузная женщина. Споткнулась, упала. Стала смущенно подниматься. А рядом стояли три паренька. Они с любопытством смотрели на происшествие. Но никто из них даже не подумал помочь женщине подняться. Только один довольно равнодушно заметил:

— Спортом нужно заниматься. (В. Катаев.)

Учитель:Я предлагаю, выполнить творческую работу. Вам надо включить в текст компоненты описания внешности, которые будут либо соответствовать поведению парней, либо противоречить. Для этого обратитесь к словарю упр. 422 или подберите свои лексические средства.Начните с предложения. “А рядом стояло три паренька.”

Учащиеся записывают текст.

Учитель:Давайте зачитаем некоторые описания. (чтение описаний сначала всего отрывка)

Учитель:Из ваших описаний мы увидели, что внешность человека может соответствовать его характеру.

Цель: формирование культурологической компетенции. Содержание: методический прием – сравнение литературнрго портрета и живописного портрета.

Учитель:Дети, сегодня мы с вами познакомились с описанием портретов в литературе, но и в изобразительном искусстве немало мастеров портретного жанра.Посмотрим на портреты и художников их создавших.

20-22 слайд Художники.

Учитель: Иван Николаевич Крамской – мастер психологического портрета, Василий Андреевич Тропинин – мастер характерного портрета, Илья Ефимович Репин – мастер исторического группового портрета.Ребята, художники и писатели с огромным уважением и любовью стремились запечатлеть характерно-индивидуальные черты личности, показать внутреннюю ценность человека.

8. Подведение итогов.

Учитель:Наш урок подходит к концу. Вернемся к задачам урока.

23 слайд Цели урока

Учитель: Посмотрите на задачи урока и подведите итог. Что нового вы узнали на уроке?

Учитель: Хорошо. Ребята, какая группа, по вашему мнению, была самой активной на уроке. Кто заслуживает сегодня пятерки.

22 слайд Домашнее задание.

Учитель: Ребята, дома вы опишите своего одноклассника. Подчеркните в портрете его индивидуальность, так чтобы мы по описанию внешности могли его узнать. Спасибо вам за работу на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательные: 1) вспомнить типы и стили русского языка; 2) повторить особенности описания как типа речи; 3) систематизировать знания по описанию внешности человека; 4) подготовить к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных впечатлений.

Воспитательные: 1) воспитывать дух толерантности, умение принимать другие точки зрения; 2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение; 3) воспитывать у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Развивающие: 1) развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся; 2) развитие умения работать в команде; 3) развитие языкового чутья, умения пользоваться родным языком.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану

Метапредметные:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста

Предметные: Научиться конструировать текст повествования по картине с использованием опорного языкового материала.

Тип урока: подготовка к сочинению

Методы и приемы: эвристическая беседа, репродуктивный, анализ текста, работа с критической литературой.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор.

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

Обучающийся с ОВЗ (ЛУО) – Работа над ошибками.

Обучающийся с ОВЗ (УУО) – Написание букв е,ё,ю,я.

- Ребята, а что такое литературный портрет?

- Для чего словесный портрет вводится в художественное произведение?

- Назовите основные элементы (виды) словесного описания внешности. (Фигура, поза, лицо, глаза, волосы)

- Итак, описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя (персонажа)

: Вспомните, какие типы речи существуют в русском языке. Какова их функция и сфера применения? Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания?

Задание 2: Вспомните, какие типы речи существуют в русском языке. В чем заключается их особенность? Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания?

Задание 3: Что такое описание? Как строится такой текст? Когда можно использовать текст-описание в своей речи? Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания?

Ученики работают по карточкам.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

Перед учениками ставятся задачи:

- определить о каких литературных героях идёт речь;

- какие элементы внешности использованы авторами при описании своих героев;

2.Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

3.Бурсаки вдруг преобразились… Их лица, ещё мало загорелые, казалось, похорошели и побелели; молодые, чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый мощный цвет юности.

- Исходя из этих описаний, определите тему урока?

- Какие цели на этом уроке мы с вами ставим?

- Как вы уже заметили, в описании внешности человека всё играет важную роль: возраст, осанка, лицо и его детали – глаза, губы, нос, волосы, рост, голос и т.п.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4. Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать

Исследование текста.

- Ребята, а какая самая выразительная деталь на лице? (Глаза).

Словарная работа с самопроверкой.

- Задание. Подберите к данным причастиям существительные, объясните правописание причастий.

Сощуренные (глаза), одухотворённое (лицо), сморщенные (губы), сдвинутые (брови), взволнованное (лицо), порозовевший (нос), заспанный (вид).

- Описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя.

- Какую цель ставит автор, описывая внешность сыновей Тараса?

2) Описание Андрия в последнем бою.

- Какие определения использует Гоголь?

- В каком стиле дано описание сыновей Тараса? (В художественном)

- Описать внешность человека можно и в деловом стиле. К сожалению, мы всё чаще встречаемся с таким описанием.

3. 1)какие слова используются для описания волос?
Прямые, длинные, русые, темные, кудрявые, короткие, светлые, волнистые, вьющиеся.

Задание для ученика с ОВЗ:
1)какими словами можно описать волосы, запиши.
4. 1)какими словами характеризуют человека по его одежде?
Аккуратность, опрятность, небрежность, неаккуратность, неопрятность, неряшливость.

Задание для ученика с ОВЗ:
1)какими словами можно описать одежду, запиши.

5. 1)подберите краткие прилагательные и причастия к опорным словам.
Волосы (аккуратно пострижены, уложены в прическу, заплетены, растрепаны, спрятаны под шапку);
Лицо (спокойно, возбуждено, безжизненно, сурово);
Глаза (опущены, широко раскрыты, распахнуты, лучисты, скорбны, грустны, внимательны, ясны, чисты, красивы.)

Задание для ученика с ОВЗ:
1)выбери и запиши слова для описания:
- волосы - …
- лицо - …
- глаза - …

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен в помощь учителю при подготовке к уроку развития речи.

Русский язык 7 класс Урок № 21 07.10.19

Цель: научить обучающихся правильному описанию внешности человека.

учить обучающихся постигать внутренний мир человека, его характер и настроение через внешность; находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения;

воспитывать внимание к окружающим людям, прививать любовь к прекрасному.

Подготовка к уроку:

Записать тему и эпиграф.

Записать слова к словарной работе и закрыть.

Попросить кого-либо зайти в кабинет в начале урока.

… что есть красота, И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вводная часть урока

1.1. Вступительное слово учителя. Объявление темы, цели, задач урока.

1.2. Фронтальный опрос:

- Что такое литературный портрет?

- Для чего словесный портрет вводится в художественное произведение?

- Назовите основные элементы (виды) словесного описания внешности. (Фигура, поза, лицо, глаза, волосы)

- Итак, описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя (персонажа).

". сзади мальчика показалось еще грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня детски-любопытными голубыми глазами.

Работа над темой урока

2.1. Беседа с классом.

- Внешность – это первое, что мы видим в человеке. Именно о внешности создано множество пословиц и поговорок. Какие из них вы помните?

- Прочитайте пословицы. Какую вам захотелось объяснить?

Листом красиво дерево, а одеждою – тело.

В праздник – Груша, а в будень – клуша.

Рот до ушей, хоть завязочки пришей.

С лица воду не пить.

-А какая деталь на лице самая выразительная? (Глаза).

2.2. Лексическая работа.

- А сейчас проведём лексическую работу. Я зачитаю слова-определения глаз. Распределите эти слова в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они у вас вызывают.

Наглые, бегающие, пустые, искромётные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивлённые, задумчивые, блестящие, злые.

2.3. Словарная работа

2.3.1. Подберите причастия к существительному

2.3.2. Подберите к данным причастиям существительные, объясните правописание причастий.

Сощуренные (глаза), одухотворённое (лицо), сморщенные (губы), сдвинутые (брови), взволнованное (лицо), порозовевший (нос), заспанный (вид).

Самопроверка по записи на доске.

2.4. Творческое задание.

- Чтобы помочь людям в этих ситуациях, нужно быть очень наблюдательным. А сейчас посмотрим, насколько наблюдательны вы. В начале урока к нам в класс заходила девочка. Опишите её внешность.

3. Практическая часть урока

- Итак, о чём нужно помнить, описывая внешность человека?

Описывая внешность человека, следует:

стараться передать внутренний мир человека, его характер и настроение;

выделять главное (неповторимое) в облике конкретной личности;

А теперь, используя памятку, попробуйте описать своего одноклассника (друга).

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока "Описание внешности человека" 7 Класс

Описание внешности человека

Цель урока: показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях.2. Развивать исследовательские и творческие навыки. 3. Привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Тип урока: Урок развития речи

Оборудование: Учебники, тетради, мультимедийный проектор для показа презентации, карточки, костюм для инсценирования

I. Вступительное слово учителя. Наш разговор сегодня о внешности человека. Как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы, огорчение на лице учителя. Через внешность мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение, находим главное и неповторимое в облике конкретного человека. Но важно не только находить, а и уметь описывать внешность человека.

«А у оратая кудри качаются,

Что не скучен ли жемчуг рассыпаются,

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да чёрна соболя.

У оратая сапожки зелен сафьян,

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту - пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шапка пуховая,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит. (Царевна – лебедь из «Сказки о царе Салтане Пушкина)

-Как вы узнавали героев? ( По портрету литературного героя.)

- Что такое литературный портрет? ( Одно из средств характеристики героя. Описание черт лица, фигуры, выражение лица, мимики, позы, походки, жестов, одежды, общего впечатления и индивидуальных особенностей, в которых проявляется характер.

- Можно ли по портрету судить, как автор относится к своим героям? (В последнем тексте: Курочка, ножки, носик чистенький – уменьшительно-ласкательные слова; отливали золотом – метафора, ср.: желтые волосы.)

3. Учитель: Описание литературного героя - это описание художественное.

Мы с вами составим деловое описание человека. П ри розыске пропавшего надо указать особые приметы. Важна точность .

Упражнение № 81 (11) Читаем, указываем, что нужно и можно указать?

Составьте и запишите деловое описание по данной схеме:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза – как два тумана,

Её глаза – Как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Летел в её улыбку камень,

Вонзали нож по рукоять.

Посмотрит тёмными зрачками-

И улыбается опять.

Из Лувра выкрали. И даже

На Пикассо упала тень,

Но вновь она на вернисаже

Улыбкою встречает день.

На всех сеансах год подряд,

Чтоб вызвать этот миг улыбки,

Непостижимый этот взгляд.

На всех ветвях, на всех кустах,

Когда улыбка появилась,

У Моны Лизы на устах.

Постичь до дна улыбку надо,

Чтоб увидать в её венце

С улыбкой на худом лице.

Левша, он сам сработал раму,

Сам врезал в раму вензеля.

С тех пор улыбкой этой самой

Джоконда властно и коварно

Сквозь линзы стёкол четырёх

Глядит с улыбкой лучезарной

Равно на умниц и дурёх.

Не расставались будто с ней,

А легендарная улыбка

Меж тем с годами всё ясней.

Не меркнет и не угасает,

Джоконда, видно, что-то знает,

Чего ещё не знаем мы.

А какими словами описали бы вы улыбку Джоконды? Запишите (Величественная, доверчивая, миролюбивая, презрительная, прекрасная, равнодушная, многозначительная, ироническая, насмешливая, пленительная, добродушная, лучезарная.)

-Ребята, а с каким человеком вам приятнее общаться: с человеком улыбающимся или хмурым? (Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо, всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость)

Физминутка: Снимает стресс, успокаивает дыхательная гимнастка: Сидя удобно на стуле сделать вдох через нос, продолжительный выдох через нос. 1 раз

(Оксана сидит перед зеркалом)

Автор: По выходе отца своего она долго ещё принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою.

Оксана: Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо. Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня, как я плавно ступаю; у меня сорочка шита красным шёлком. А какие леннты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Всё это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!

(Оксана и автор уходят)

А что значит описать внешность человека ? Слайд (Описать внешность человека – это значит описать

лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для описания внешней портретной характеристики ;

глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики)

Как вы думаете, что ещё необходимо отразить в описании внешности человека? ( Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоянием. )

Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека? ( Конечно ). А характер? ( В какой-то степени ДА ).

Чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? ( Наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям .)

Учитель:
- В описании внешности человека необходимо отметить самое яркое, особенное, индивидуальное. Это может проявляться в том, как человек ходит, сидит, работает и т.д., в выражении его глаз, улыбке…

Требования к сочинению

Определи свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого человека?

Почувствуй индивидуальность неповторимость, что поможет понять его характер, настроение, внутреннее “Я”.

Продумайте последовательность изложения.

Не заменяйте описание повествованием (т.е. вместо описания друга, вы рассказываете о том, как вы познакомились и подружились).

Использовать можно “портретную лексику”.

ГЛАЗА – серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

НОС – прямой, с горбинкой, курносый, вздёрнутый, широкий, узкий.

ВОЛОСЫ – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…

ПОХОДКА – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная.

ВЗГЛЯД – растерянный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

10. Портрет подруги

Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые, заплетённые в косу с голубым бантом. Глаза синие и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.

Вопрос : Как Вы думаете, определил ли автор этого описания свой замысел? Показал ли он в описании индивидуальность этого человека? Да ещё подруги!

(НЕТ! Потому что описываются отдельные детали внешности девочки, их перечисление. А индивидуальное, существенное не выделено. Получился набор фраз!)

Давайте подумаем, какой мы хотим себе представить эту девочку? Определи замысел! (Девочка приятная, открытая, доброжелательная….)

Простым карандашом делаем вставки. Читаем целиком исправленный текст. Теперь появилась индивидуальность.

11. Д\з: Задания по группам:

Записать текст, внеся самостоятельно корректировку:

У моей подруги обыкновенная, по-моему, привлекательная внешность. Чёрные волосы, коротко постриженные, аккуратно лежат на её круглой голове. Длинный нос некрасиво прилеплен к лицу. Губы большие и алые, как помидор. Но самое интересное в ней – это её глаза. Когда она смотрит на меня, то они у неё чёрные. Когда радуется – какие-то блестящие и не чёрные, а непонятно какие. Один раз я чем-то, не помню, обидела её. Она не сказала ни слова, но так посмотрела на меня, как бы сказав мне: “Ты не права. Слышишь?” После этого мы не виделись с ней три дня. Я поняла свой поступок, но не осмеливалась к ней подойти. Мне было стыдно. А она уже понимала это. Когда мы нечаянно вместе встретились в подъезде, я взглянула в её глаза. Она опять как бы сказала мне: “Ну. Я всё поняла”. При этом они были такие радостные и весёлые.

Глядя в зеркало, описать самого себя.

Читайте также: