Ничто не представляет таких возможностей для развития личности как культура сочинение егэ

Обновлено: 04.07.2024

ДЗ по русскому языку на среду, 22 февраля:

А. Задание с прошлого раза: разобраться в примерах к заданию В8 (средства выразительности).
Б. Прорешать по сборнику Егораевой (ЗАДАЧНИК) задания В1 и В4

В. Прочитать и осмыслить тексты, приведенные ниже. Они посвящены теме "Человек и культура".

1) Нужно составить письменно и представить на проверку планы всех текстов.
2) Выбрать один текст для того, чтобы написать по нему сочинените-рассуждение частьи С (полностью)
3) Кому совсем трудно привести свои аргументы, можно пользоваться подсказкой "Банк аргументов".

Тексты о культуре

Текст 1 (Н.Рерих)

Каждый библиотекарь является другом и художника, и ученого. Библиотекарь – первый вестник Красоты и Знания. Ведь это он открывает Врата и из мертвых полок добывает сокровенное слово для просвещения ищущего духа. Никакие каталоги, никакие описания не заменят библиотекаря. Любящее слово и опытная рука производят истинное чудо просвещения. Мы настаиваем, что Красота и Знания являются основами всей культуры и именно они меняют всю историю человечества. Это не мечтание. Мы можем проследить это от первых страниц истории. Несомненные факты говорят нам, как от первобытных временен прогресс, всё счастье, всё просвещение человечества слагалось красотою и знанием.

Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам. В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника. Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания. Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

Библиотека существует не только, чтобы распространять знания. Каждая библиотека сущностью своею поощряет приносить знания и в дом. Возможно ли представить себе просвещенный дом и очаг без книг? Если вы возьмете даже очень древние изображения внутренности дома, вы найдете в них и произведения искусства, и книги. Вы заметите, что эти старинные книги защищены прекрасными переплетами и представляли из себя истинное сокровище. Часто мы носим с собой наиболее священные изображения и книги. Они являются нашими бессменными друзьями. Мы отлично знаем, что истинная книга не может быть прочтена лишь однажды. Как магические знаки, истинная красота книги впитывается постепенно.

Текст 2 (С.Залыгин)

(1)Ничто не представляет таких возможностей для развития личности, как культура. (2)И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.

(3)Мы знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой - апокалипсис, гибель человека и самой природы.

(4)Тем более необходимо в наше время - время высочайшего развития науки и техники - разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5)Что они представляют - культуру или антикультуру?

(6)Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. (7)Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8)Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.

(9)Однако такое распознание отнюдь не просто, не элементарно. (10)Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова – отличается. (11)Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.

(12)Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобальную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены. (ПО С.Залыгину)

Текст 3 (Д.Лихачев)

Итак, жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравнить жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий “тронный зал”, - это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое здесь совершается, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашёнными на торжество.

Я приглашаю вас на торжество в зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… Я не знаю, какими эпитетами ещё выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Награждённый даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награждённый через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далёкого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. А знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством.

Так пусть произведения искусства помогут нам не только закрепить знания о правописании Н и НН в суффиксах, но и совершить маленькие открытия. И у каждого из нас это будет своё открытие: кто-то из вас откроет для себя ещё раз грамматическое правило, кто-то – имя художника, поэта, композитора, а кто-то сделает самое важное открытие – откроет самого себя. И каждый из вас, я уверена, сможет сегодня сказать о себе: “Награждённый через искусство даром доброго понимания мира”. (Д.С.Лихачев)

Текст 4 (В.Непомнящий)

Зачем нужна литература в школе?

Текст 5 (М.Аксенова)

Человек соприкасается с искусством каждый день. И, как правило, не в музеях. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в волшебный и таинственный мир искусства.
Здание гостиницы, вокзала, магазина, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения - всё это может быть произведениями искусства. Но может и не быть. Далеко не каждую картину, статую, песню или фарфоровый сервиз считают шедеврами. Как отличить произведения искусства от ремесленных поделок? Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях нужно соединить, чтобы получилось произведение искусства. Однако можно развивать свою способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы часто называем вкусом.
Что такое искусство? Почему оно имеет такую магическую власть над человеком? Искусство нередко называют источником наслаждения. Миллионы людей наслаждаются изображениями прекрасных человеческих тел на полотнах Рафаэля, удивительных пейзажей на полотнах великих художников, очищают душу и мысли волшебными звуками музыки, драгоценным поэтическим словом. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысяч живописцев на протяжении веков.

Иногда происходит чудо: искусство изменяет человека. Весь смысл его жизни может стать совершенно другим. Может быть, это и есть главное предназначение искусства – позволить человеку познать самого себя. (По М.Аксеновой)

Рубрика № 5. Возвысить человека

1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества

  1. Воздействие искусства на духовное становление человека
  2. Воспитательная функция искусства

II . Утверждающие тезисы

  1. Подлинное искусство облагораживает человека.
  2. Искусство учит человека любить жизнь.

4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека.

1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель).

2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен, русский писатель).

3. Совестливость - вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н. Евдокимова, русская писательница).

4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).

5. Мир книги - это мир настоящего чуда (Л. Леонов, русский писатель).

6. Хорошая книга - просто праздник (М. Горький, русский писатель).

7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор).

8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, анг­лийский писатель).

9. Искусство - это тень божественного совершенства (Мике­ланджело, итальянский скульптор и художник).

10. Цель искусства – сгущено передать растворенную в мире красоту (французский философ).

11. Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С. Маршак, русский писатель).

12. Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов, русский философ).

13. Дело художника - рождать радость (К Паустовский, рус­ский писатель).

IV. Аргументы

1) Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то­нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы­шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

6) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста­ковича. которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

В сочинении по русскому языку на ЕГЭ ученику 11 класса необходимо доказать свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста. Аргументировать нужно, опираясь на читательский опыт. Такой аргумент вызывает наибольшие затруднения у учащихся.

Аргументами могут быть фрагменты из произведений художественной, исторической, научно-популярной литературы. В некоторых случаях довольно сложно подобрать аргумент из литературы. Поэтому можно воспользоваться публицистическими текстами, написанными деятелями культуры, учёными, журналистами. Такие тексты в ходе подготовки к ЕГЭ анализируются на уроках русского языка.

Кратко передайте содержание текста, обязательно отразив авторскую точку зрения. И такой сжатый текст станет аргументом к сочинению. И именно аргументом из читательского опыта.

1)Ничто не предоставляет таких возможностей для развития личности, как культура. 2)И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.

3)Мы знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой - апокалипсис, гибель человека и самой природы.

4)Тем более необходимо в наше время – время высочайшего развития науки и техники – разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. 5)Что они представляют – культуру или антикультуру?

6)Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. 7)Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. 8)Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.

9)Однако такое распознание отнюдь не просто, не элементарно. 10)Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова – отличается. 11)Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.

12)Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобальную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя те достоинства человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ТЕКСТА

(1)Ничто не представляет таких возможностей для развития личности, как культура. (2)И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.
(3)Мы знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой – апокáлипсис, гибель человека и самой природы.
(4)Тем более необходимо в наше время – время высочайшего развития науки и техники – разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5)Что они представляют – культуру или антикультуру?
(6)Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. (7)Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8)Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.
(9)Однако такое распознание отнюдь не просто, не элементарно. (10)Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова – отличается. (11)Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.
(12)Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобальную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены.(По С. Залыгину)

1.В каком значении автор использует слова АНТИКУЛЬТУРА и ПСЕВДОКУЛЬТУРА?
1) Эти слова используются как синонимы и означают разрушительную деятельность в разных сферах жизни.
2) АНТИКУЛЬТУРА – возврат к старому, отжившему, а ПСЕВДОКУЛЬТУРА – новая, негативная, враждебная человеку культура.
3) ПСЕВДОКУЛЬТУРА – то, что направлено на разрушение культуры, а АНТИКУЛЬТУРА – коммерческая подделка под культуру.
4) Эти слова используются как антонимы слова АПОКАЛИПСИС.

2.Определите стиль и тип речи текста.
1) разговорный стиль; повествование
2)публицистический стиль; рассуждение
3) публицистический стиль; описание
4) художественный стиль; повествование, описание и рассуждение

3.Какое из перечисленных слов объясняется в самом тексте?
1) универсальный
2) апокалипсис
3) усугублять
4) глобальный
4.Из предложений 4 – 5 выпишите слово, образованное приставочным способом.

5.Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

6.Среди предложений 4 – 11 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер.

7.В двух последних абзацах найдите предложения с обособленным(-ыми) обстоятельством(-ами). Напишите их номера в порядке возрастания.

8.В трех последних абзацах найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите его номер.

9.Среди предложений 4 – 8 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите его номер.

10.Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.
1) риторический вопрос
2) антитеза (противопоставление)
3) неполные предложения
4) синонимы
5) синтаксический параллелизм

Комментарии

1. 1
2. 2
3. 2
4. Антикультура
5. Этой оценке
6. 9
7. 11 12
8. 11
9. 8
10. 1 3 4

VIII. Любовь к родной природе, патриотизм
1. К.Г. Паустовский. Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая.
2. По К. Бальмонту. Три года тому назад я уехал из Москвы…. Проблема патриотизма в условиях эмиграции
3. По Ф. Искандеру. Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город. Проблема любви к родному дому, к малой Родине
4. По Р. Савинову . В детстве я зачитывался книжками про индейцев… Проблема памяти о родных местах
5. По С. Покровскому. Прутский поход Петра Первого. Русский национальный характер

X. Человек и НТР. Роль науки
1. В. Солоухин. Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма… Сделала ли техника более могучим просто человека
2. По А. Кондратову. Всем известно, что археологические изыскания… Для чего нужны археологические изыскания

XI. Философские проблемы
1. По К.Г. Паустовскому . Людей всегда мучают разнообразные сожаления… О быстротечности времени

XI. Проблема истинной красоты, её понимания
1. По В. Солоухину. Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие… Проблема понимания красоты
Аргументация к блоку «Проблема истинной красоты, её понимание

XII. Список того, что надо запомнить (аргументация)

Читайте также: