Фипи русский язык сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021-2022.

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно
  • Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?

Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Из комментариев ФИПИ

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Из комментариев ФИПИ

Примерные темы:

Преступление и наказание — вечная тема

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Из комментариев ФИПИ
  • С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
  • Почему важно приобщаться к искусству с детства?
  • Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
  • Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
  • С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Из комментариев ФИПИ
  • Какого человека можно назвать гражданином?
  • Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
  • Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
  • Что делает граждан одной страны счастливыми?
  • Может ли один человек повлиять на общество?
  • Чего не хватает нашему государству?
  • За что вы любите Россию?
  • Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2021-2022! А чтобы точно быть готовым ко всему, записывайтесь на бесплатный урок по подготовке к ЕГЭ по русскому языку: благодаря нашим занятиям вы не сделаете ни одной грамматической ошибки ни в сочинении, ни в экзамене 😉

Собираем различные примеры итоговых сочинений по всем направлениям 2021-2022 учебного года.

Среди всех примеров будут представлены и примеры, которые уже прошли проверку эксперта и получили оценку "ЗАЧЕТ".

Чтобы ознакомиться с примерам - воспользуйтесь ссылками по направлениям:

Читайте самые лучшие примеры по всем направлениям ниже - по каждому направлению приведено по 3 примера.

Зачем люди отправляются в путешествие?

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Габов Антон Алексеевич

Зачем же люди отправляются в путешествие? Конечно, каждый по-своему ответит на данный вопрос, но на мой взгляд, существует несколько причин. Первая – это отдых, смена привычной обстановки и посещение новых мест мира. Другая же причина более сложная: путешествие может помочь переосмыслить себя и свои жизненные ценности.

ИТОГ: зачет

Общие рекомендации

Антон, твоя работа очень твердая, рассуждения логичные и веские. Хороший уровень речевой грамотности и использованной лексики. Видно, что ты начитанный и рассуждающий молодой человек. Из минусов прошу обратить внимание на тавтологию. Это одна из основных повторяющихся речевых ошибок в твоем сочинении. Ликвидировать ее можно более внимательной проверкой написанного сочинения и корректурой.

Зачем люди отправляются в путешествие?

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

(Автор сочинения – Сонина Дарья Александровна)

Зачем люди отправляются в путешествие? Я думаю, на этот вопрос нет однозначного ответа, так как разные люди преследуют разные цели. Но всё же я бы выделила то, что абсолютно все ожидают получить от путешествия новые эмоции и впечатления. Смена привычной обстановки всегда предполагает смену окружения, заведение новых знакомств, получение разного рода информации и фактов, интересных открытий, вдохновения и мотивации. Я считаю, не зря говорят: “Путешествие – маленькая жизнь.”

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Пьер Безухов едет из Петербурга в Москву. Целью своего путешествия он ставит желание найти новый смысл жизни, обрести понимание бытия и занятие, которое было бы ему по душе. Во время поездки, Пьера знакомят с масонским обществом. Он становится посвящённым в это тайное учение. Изучая его постулаты, Безухов постепенно находит для себя новые смыслы бытия, изменяет свой образ жизни, загорается идеей ведения хозяйства. Его подсознание меняется, впитав новые идеи. В своих путешествиях Пьер находит то, что ищет. Таким образом, путешествие действительно может быть совершено в поисках чего-то нового и чего-то, что смогло бы изменить жизнь.

Подводя итог, хочу сказать, что каждое путешествие совершается, исходя из очень разных побуждений. Но точно каждое путешествие для чего-то нужно человеку.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Советую уделить внимание пунктуации (в частности, путаете вводные компоненты и члены предложения) и избегать речевых повторов. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Зачем люди отправляются в путешествия? Человек путешествующий

Бердинских Денис Владимирович

Вероятно, каждый задумывался над тем, с какой целью люди планируют путешествия. Что побуждает этих людей посетить новые места, сменить обстановку, открыть новые культуры?

Так зачем же люди отправляются в путешествия? Думаю, что каждый человек находит свою цель: первый едет куда-либо, чтобы просто посетить новые места, второе ищет себя, свое предназначение в жизни, а третий и вовсе ведом скупым расчетом и большими деньгами.
Таким образом, причины для путешествий у каждого разные, целиком и полностью зависящие от характера человека, его убеждений и жизненной ситуации, в которой он находится.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Всё получилось, хорошая работа, легко и приятно читать!

Обрати внимание на ошибки: грамматические, пунктуационные и речевые ошибки присутствуют в твоей работе. В этой работе они не сыграли роли, но на ЕГЭ ты потеряешь баллы.

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо.

Асылаева Регина Астемировна

В жизни человека могут произойти как хорошие события, так и плохие. И вот в такие сложные моменты человек нуждается в помощи. А нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Я считаю, что непременно надо помочь. Оказанная помощь может спасти жизнь как одного человека, так и нескольких людей. Чтобы доказать свое мнение, приведу примеры из классической литературы.

Таким образом, можно сказать, что всякого может постичь беда, главное в этой ситуации нужно не пройти мимо горя, а проявить человечность.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Примеры из литературы стоит дополнить тезисами: начинай или заканчивай абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Кому на Руси жить хорошо

Бринкис Алика Александровна

В жизни каждого человека возникают трудные ситуации. Иногда он может самостоятельно преодолеть их. Но бывает и так, что без помощи других людей просто не обойтись. Иногда нужно совсем немного, чтобы жизнь человека изменилась к лучшему. Поэтому необходимо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Я думаю, что желание помогать заложено в самой природе человека. В русской литературе немало художественных произведений, отражающих это качество.

Вспомним рассказ Куприна "Чудесный доктор". Автор нарисовал картину полной безысходности, которая царила в семье Мерцаловых. После тяжелой и продолжительной болезни герой рассказа потерял работу и содержать семью стало не на что. Жена, дети и он сам были вынуждены жить в ужасных условиях. Денег не было ни на еду, ни на лекарства для заболевшей дочки. Глава семьи впал в отчаяние и даже задумался о самоубийстве. Но в городском саду он повстречал старика, который, выслушав Мерцалова, поспешил помочь. Старик оказался известным доктором. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и оставил семье деньги. Наверное, для известного доктора эта сумма была не очень большой. Но для семьи Мерцаловых помощь доктора Пирогова имела огромное значение. Дочка поправилась, глава семьи нашел работу. Совершенно незнакомый человек помог людям преодолеть сложные жизненные обстоятельства. Целая семья смогла вновь обрести счастье.

В качестве другого аргумента можно вспомнить эпизод из романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников в распивочной знакомится с Мармеладовым, который рассказывает ему о себе и о своей семье. Раскольников узнает о том, как трудна жизнь этой семьи. Провожая Мармеладова домой, Родион незаметно оставляет деньги, вырученные за часы у старухи-процентщицы, на подоконнике. Этот поступок Раскольникова, находящегося не в лучшем финансовом положении, говорит о том, что человеку свойственно откликаться на чужую беду и оказывать помощь.

Подводя итог, хочется отметить, что очень многие люди готовы помогать оказавшимся в трудной ситуации. Например, мы видим, как дети, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, получают помощь от миллионов совершенно незнакомых им людей. Безусловно, те, кому нужна помощь, должны ее получить. И всегда найдутся люди, которые эту помощь окажут.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Алика, твоё сочинение логичное, чётко выстроенное, содержит удачные и полноценные примеры из художественной литературы. Видно, что ты человек читающий. Пожалуйста, обрати внимание на обособление деепричастных оборотов, а также на исключения из этого правила.

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации? Направление “Кому на Руси жить хорошо”

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Помогая другим, мы делаем мир добрее. Даже незначительная с нашей точки зрения помощь может стать для кого-то спасением. Добро, оно ведь и вправду возвращается, и если каждый из нас это поймет и начнет делиться своей добротой, мир избавится от зла, и наполнится яркими красками.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Юля, Вы молодец! Подобрали очень хорошие примеры, которые удачно дополняют друг друга, показали примеры проявления милосердия, когда человек не ожидает ничего взамен. Будьте внимательны к пунктуации: в этой работе такие ошибки не сыграли существенной роли, но в сочинении на ЕГЭ по русскому языку Вы могли бы потерять баллы. Советую не разрывать так примеры, делать небольшой вывод после первого примера и плавно переходить ко второму. Примеры из литературы советую дополнить тезисами: начинать или заканчивать абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.

В целом же работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится.

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Габов Антон Алексеевич

Можно ли равнодушие назвать преступлением? На этот актуальный вопрос есть, к сожалению, неутешительный ответ. В современном мире многие люди перестают обращать внимание на то, что происходит вокруг них. Например, они могут спокойно пройти мимо человека, которому нужна помощь, тем самым показывая своё безразличие. Я считаю, что такое равнодушие очень жестоко, поэтому его можно отнести к настоящему преступлению.

В заключение хочется выразить надежду на то, что люди перестанут быть равнодушными ко всему окружающему, иначе их безразличие и бездействие перерастёт в самое настоящее преступление.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Антон, Ваша работа приятная, глубокая и полностью соответствует итоговому сочинению. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Хотелось бы обратить внимание на речевые ошибки и недочеты. Будьте внимательны при сочетаемости слов и употреблении того или иного слова в соответствующем контексте.

Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! Не опускайте планку! С. Тарасов

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Неволина Анастасия Анатольевна

К сожалению, человеческое равнодушие зачастую приводит к непоправимым последствиям. Если люди будут думать не только о себе, но и об окружающих, то в мире будет гораздо меньше смерти, ведь каждое преступление начинается с равнодушия преступника.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Настя, молодец! Работа хорошая, вдумчивая и интересная. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе. Первый пример, конечно, я засчитал бы лишь условно, потому что Вы не показали, как же отразилось равнодушие отца на Саше, что изменилось в их отношении друг к другу. Следите внимательно за логикой повествования и старайтесь не допускать речевых повторов. Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы умница! Желаю удачи! С. Тарасов

Можно ли равнодушие назвать преступлением? Преступление и наказание

Зорина Анастасия Викторовна

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что в сегодняшнем мире люди потеряли человечность, которая когда-то жила в их душах, стали равнодушны к другим и начали совершать настоящие преступления против общества- проходить мимо бед окружающих. И это безразличие к чужим судьбам пугает. Давайте же возродим росток сострадательности и чуткости в наших сердцах!

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Настя, умница! Работа глубокая, интересная и вдумчивая. Очень порадовало, что вы подобрали аргументы, которые впоследствии противопоставили, показав и равнодушие, ставшее преступлением, и отзывчивость. Примеры отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Небольшие замечания по пунктуационному и речевому оформлению Вы найдёте в самой работе, но в целом сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

Автор сочинения – Каса Даниил Витальевич.

Как известно, книга является одним из важнейших видов досуга в истории человечества. Этот вид развлечения может послужить прекрасным источником для получения новой информации или же помочь погрузиться в таинственный мир, который авторы так искусно умеют представлять и описывать. Безусловно, существует множество различных книг: приключенческих, детективных, детских, отечественных, зарубежных – перечислять можно бесконечно. Однако я хотел бы обсудить с родителями такую книгу, которая связана с общественными проблемами.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Даниил, умница! Ваша работа хорошая, соответствует всем критериям итогового сочинения. Практически нет пунктуационных и орфографических ошибок, хорошие рассуждения и плавный ход мыслей.

Посоветую разве что поработать немного над стилем: не всегда чрезмерная эмоциональность идёт к месту, порой лучше опустить некоторые восклицательные предложения.

В целом же работа оставила хорошие впечатления. Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Комментарий от ФИПИ

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Утверждены направления итогового сочинения 2021/22

3. Преступление и наказание — вечная тема

Комментарий от ФИПИ

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Комментарий от ФИПИ

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий от ФИПИ

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Материалы для подготовки к итоговому сочинению (изложению):



В 2020-2021 году выпускники снова будут писать итоговое сочинение, как сообщили на сайте Рособрнадзора. ФИПИ представили 5 направлений сочинений, и в этой статье мы даем свои рекомендации по направлениям, а также по каким произведениям можно писать сочинения

Как проходит итоговое сочинение?

Итоговое сочинение было введено пять лет назад; оно направлено на проверку коммуникативных навыков и умения логично мыслить и связно излагать свои мысли в письменной форме. Работа проверяется в своей школе, а затем экспертами, получает первичные баллы и на их основании — "зачет" или "незачет". В 2020 году старшеклассники напишут сочинение 2 декабря; для тех, кто почему-либо не смог получить зачет (не справился, был болен и т.д.), будут еще два дополнительных дня.

Сколько слов должно быть в итоговом сочинении 2020-2021 г.?

Объем сочинения должен составлять 3500 слов и более;

Сколько времени дается на написание итогового сочинения?

На его написание дается 3 часа 55 минут.

Школьники с ОВЗ по своему желанию могут писать итоговое сочинение или изложение.

Направления и темы сочинения в 2020-2021 уч.г.

На сайтах Рособрнадзора и ФИПИ опубликованы направления. В рамках каждого из них будут сформулированы темы, которые в декабре будут в случайном порядке (не готовым комплектом) предложены выпускникам. Пять направлений — пять тем на итоговом. Тема не будет сформулирована так же, как направление, она может быть у́же, конкретнее; может даже рассматривать проблематику направления с совершенно неожиданной точки зрения.

Направления, предложенные для подготовки к сочинению в 2020 году, приведены ниже. Они сформулированы не в виде пар понятий (как это бывало прежде), и при этом очень широко и предполагают, по-видимому, знакомство школьников с самой современной литературой и публицистикой. Комментарии к направлениям можно найти на сайте ФИПИ. В этот раз их трудно назвать не то что исчерпывающими, но даже более-менее подробными.

Тема №1."Забвению не подлежит"

Очевидно, что речь пойдет о событиях (трагических или героических), возможно, также личностях, память о которых будет жить в веках. В такой формулировке годится почти что угодно (хоть про Пушкина пиши!), но навязывается, конечно, военная тематика. Неизвестно, как будут сформулированы темы и все ли они будут предполагать возможность раскрытия на материале литературы о войне. В связи с этим нам кажется целесообразным включить в список чтения какое-нибудь произведение, в котором рассматривается тема памяти как таковая.

Тема памяти о войне поднимается во всех "школьных" произведениях Б. Васильева ("А зори здесь тихие. ", "В списках не значился", "Завтра была война"); можно порекомендовать ребятам также "Облачный полк" Э. Веркина и рассказ В. Астафьева из сборника "Затеси" "Поросли окопы травой".

Тема №2. "Я и другие"

В пояснениях сказано, что могут быть затронуты фактически любые взаимоотношения человека и социума: взаимосвязь, конфликты, влияние, самодостаточность и т.д. Поэтому угадать тему трудно. Но, думается, можно представить себе три варианта:

  • взаимосвязь, взаимовлияние, формирование личности в социуме (можно взять, например, произведения Н. В. Гоголя или, скажем, рассмотреть образ Онегина, презирающего свое окружение, но взращенного этим обществом и потому зависимого от него);
  • противостояние личности и социума (от Чацкого и фамусовского общества до Ларры);
  • "самостоянье человека", выражаясь словами Пушкина, его способность быть собой, не сливаясь с безликой массой (например, тот же Чацкий, антиутопии, "В списках не значился").

Можно порекомендовать книги:

Тема №3."Между прошлым и будущим: портрет моего поколения"

Это тоже интересное направление, но тема может попасться какая угодно. В пояснениях Рособрнадзора сказано, что там и интересы, и пристрастия, и взаимоотношения. Очевидно одно: необходимо прочитать и обсудить с ребятами что-то из современной литературы (желательно без мата и чернухи). Мы порекомендовали бы "Сестру четырех" Е. Водолазкина. Произведение новейшее, прямо-таки "с пылу, с жару", поднимает много современных проблем, небольшое по объему, написанное великолепным языком. Минус только один — пьеса сложновата для самостоятельного изучения школьниками. Лучше бы найти время рассмотреть его вместе на уроке.

Тема №4."Время перемен"

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Рассуждая об этом направлении, мы обратились к лирике Тютчева. И это неслучайно: у классиков можно найти немало произведений, посвященных серьезным изменениям в сознании человека под воздействием внешних потрясений. Можно, например, обратить внимание на роман Пушкина "Капитанская дочка" или поэму "Медный всадник". Последнее произведение отчасти обращается и к теме перемен в обществе и государстве — в связи с личностью Петра Великого.

Значительная перемена в сознании персонажа — это особенность сюжета еще ряда произведений. Наверное, стоит обратиться к романам:

  • "Отцы и дети" И. С. Тургенева;
  • "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского.

Они могут стать основой для рассуждений и по другим темам (по направлениям "Я и другие", "Разговор с собой"). Глобальным потрясениям посвящены и поэмы

  • А. А. Блока "Двенадцать";
  • В. В. Маяковского "Хорошо" и "Во весь голос";
  • стихотворение С. А. Есенина "Сорокоуст".

Если же рассматривать направление в другом аспекте, надо сосредоточиться не на изменении мировоззрения героя под воздействием обстоятельств и размышлений, а на потрясениях, которые влияют на людей.

Мы бы порекомендовали в этом случае обратиться к повестям В. Распутина "Прощание с Матерой" и, еще в большей степени, "Дочь Ивана, мать Ивана". Интересно наблюдать за тем, как не приняла перемены Тамара Ивановна и как по-своему принял их ее сын.

От реальности нельзя убежать, просто разбив телевизор. Игнорирование изменений в обществе привело к тому, что семья оказалась беззащитна перед жизнью. Света огромными глотками пила эту отраву, не получив от родителей никакого противоядия: они-то сами просто игнорировали происходящее. Иван оказался вдумчивее, он принял реальность, но не захотел ей подчиниться. Его спасение — история, язык, культура. Но это не убежище изгоя. Иван нашел то вечное, что все равно вернется рано или поздно. И стал служить этому вечному, приближая его, возвращая ему то место в душах людей, которое незаконно заняли яркие импортные шмотки.

Логичным кажется и обращение к творчеству современных писателей: Е. Водолазкина ("Сестра четырех"), Е. Чудиновой ("Мечеть Парижской Богоматери") и др.

Направление "Разговор с собой" кажется очень широким. Строго говоря, любое произведение литературы — это разговор не только с читателем, но и (даже иногда в большей степени) с самим собой. То есть как бы любое произведение годится, но работать с таким соотношением (личность писателя — его произведение) старшекласснику не всегда легко. Разве что "Преступление и наказание" хорошо поддается анализу, ведь Достоевский тоже поменял свои воззрения во время "наказания": инсценировка казни заставила его задуматься о ценности человеческой жизни, а потом было достаточно времени пообщаться с реальными, а не книжными людьми и по-настоящему понять Россию.

Но все же будет проще опираться на произведения, в которых присутствует диалог героя с самим собой. И подобрать такие произведения не так уж просто. Например, Чацкий говорит много, но в основном транслирует идеи окружающим. Сам с собой он говорит очень мало. Конечно, причина этого и в том, что перед нами драматическое произведение. Но и Онегин, например, особо не рефлексирует, и Базаров. И даже Мастер, хотя от него можно было бы ожидать.

А вот Печорин очень много говорит с собой на страницах своего "журнала", и в результате "Герой нашего времени" — это просто находка для данного направления. Печорин делает все, что возможно в диалоге с собой:

  • строит планы;
  • выражает эмоции;
  • делится наблюдениями;
  • дает оценку окружающим;
  • подробно разбирает свои поступки;
  • даже анализирует собственную личность.

То есть к любой, вроде бы, теме можно найти аргументы. Кроме, разве что, мук совести — в нормальном смысле слова они Печорину не свойственны.

Стоит обратить внимание на стихотворение С. А. Есенина "Черный человек". Оно, конечно, очень жесткое, но и старшеклассники — люди уже взрослые. К тому же, "черный человек" — это общепринятое наименование для темного альтер-эго человека. Можно было бы сослаться еще на "Братьев Карамазовых" Ф. М. Достоевского, но это произведение не изучается в школе и притом очень объемное.

Из произведений современной литературы можно порекомендовать

  • "Сестру четырех" Е. Водолазкина, именно первую пьесу тетралогии;
  • "Крошек Цахес" Е. Чижовой.

В первой люди говорят о сокровенном, полагая, что беседуют со смертью. Но на самом деле они говорят с самими собой.

Во втором героиня-рассказчица, хотя и притворяется просто хроникером, в реальности вторая главная героиня романа. И у нее тоже есть темное альтер-эго — "ночные няни".

В целом это направление выглядит наиболее обнадеживающим наряду с первым, "Забвению не подлежит".

Направления известны, книги доступны. Будем надеяться на высокие результаты.

Список произведений для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021 г.

В завершение предлагаем небольшой список произведений, которые кажутся интересными и полезными в связи с направлениями сочинения (в скобках указаны номера направлений).

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: