Будет ли итоговое сочинение в 2023 году

Обновлено: 30.06.2024

Назва­на точ­ная дата ито­го­во­го сочи­не­ния 2021–2022 гг.

Ито­го­вое сочи­не­ние обя­за­ны напи­сать все уче­ни­ки 11‑х клас­сов. Дан­ный вид про­ве­роч­ных работ явля­ет­ся свое­об­раз­ным допус­кам к экза­ме­нам. То есть, те выпуск­ни­ки, кото­рые его не прой­дут, не будут допу­ще­ны к сда­че ЕГЭ.

В отли­чие от еди­но­го госу­дар­ствен­но­го экза­ме­на, ито­го­вое сочи­не­ние мож­но пере­пи­сать. Все­го у уче­ни­ка есть 3 попытки.

Рос­сий­ский обра­зо­ва­тель­ный над­зор назвал еди­ную и допол­ни­тель­ные даты про­хож­де­ния дан­но­го эта­па. Основ­ная про­вер­ка прой­дет 1 декаб­ря 2021 года.

Для тех, кто не смо­жет с пер­во­го раза напи­сать достой­ную рабо­ту, предо­став­ле­на воз­мож­ность пере­сда­чи 2.02.2022 и 04.05.2022 гг.

Напи­сать ито­го­вое сочи­не­ние в фев­ра­ле и мае смо­гут и те, кто по ува­жи­тель­ным при­чи­нам про­пу­стил основ­ную дату эта­па, напри­мер из-за болезни.

Одна­ко про­сто заявить о том, что ребе­нок нахо­дил­ся на лече­нии недо­ста­точ­но. При­дет­ся предъ­явить доку­мент, под­твер­жда­ю­щий ува­жи­тель­ность причины.

Пра­ви­ла про­ве­де­ния ито­го­во­го сочинения

Сер­гей Крав­цов, Министр Про­све­ще­ния РФ, напом­нил пра­ви­ла про­ве­де­ния ито­го­во­го сочи­не­ния. В про­цес­се рабо­ты на сто­ле у уче­ни­ка долж­ны быть руч­ка, листок и допол­ни­тель­ные инстру­мен­ты, необ­хо­ди­мые для про­хож­де­ния этапа.

Так­же утвер­жден пере­чень объ­ек­тов, кото­рые брать с собой на про­ве­роч­ную рабо­ту стро­го запрещено:

  • теле­фон и иные сред­ства свя­зи, в том чис­ле смарт-часы;
  • любая аппа­ра­ту­ра, спо­соб­ная запи­сы­вать видео, аудио и делать снимки;
  • пись­мен­ные под­сказ­ки, кото­рые уче­ни­ки часто назы­ва­ют шпаргалками;
  • дру­гие пред­ме­ты, спо­соб­ные хра­нить, накап­ли­вать и пере­да­вать информацию.

Министр напо­ми­на­ет о том, что в про­шлом учеб­ном году ито­го­вое сочи­не­ние нача­лось в 10 часов утра, а закон­чи­лось спу­стя 55 минут.

Для детей с ОВЗ пери­од напи­са­ния ито­го­во­го сочи­не­ния уве­ли­чен до 1 часа 30 минут. За это вре­мя уче­ни­ки долж­ны напи­сать не мень­ше 350 слов. Для детей-инва­ли­дов преду­смот­ре­ны послаб­ле­ния. Для заче­та им доста­точ­но соста­вить изло­же­ние из 200 слов.

Утвер­жде­ны темы ито­го­во­го сочи­не­ния для выпускников


Учеб­ный год толь­ко начал­ся, а уже извест­ны темы ито­го­во­го сочи­не­ния. Феде­раль­ный инсти­тут педа­го­ги­че­ских изме­ре­ний рас­ска­зал, о чем выпуск­ни­кам при­дет­ся писать в этот раз.

Все­го выбра­но 5 тем:

Сооб­ща­ет­ся, что стан­дар­ты напи­са­ния ито­го­во­го сочи­не­ния не изме­ни­лись. Оно так­же состо­ит из несколь­ких частей, а в ходе рабо­ты уче­ник обя­зан при­дер­жи­вать­ся чет­кой структуры.

Под­го­тов­ку к ито­го­во­му сочи­не­нию буду­щие выпуск­ни­ки нач­нут уже в сен­тяб­ре. Вплоть до декаб­ря они будут учить­ся, тре­ни­ро­вать­ся, раз­би­рать ошибки.

В 2022 году выпуск­ни­ки будут сда­вать ЕГЭ по-новому

Направления итогового сочинения 2021-2022 гг.

Направ­ле­ния ито­го­во­го сочи­не­ния 2021–2022 гг.

Гла­ва Рос­сий­ско­го обра­зо­ва­тель­но­го над­зо­ра Анзор Муза­ев в ходе все­рос­сий­ско­го роди­тель­ско­го собра­ния заявил о том, что в ЕГЭ вно­сят­ся изменения.

Он отме­тил, что кар­ди­наль­ных пра­вок не будет. В состав экза­ме­ны вне­се­ны кор­рек­ти­вы в соот­вет­ствии с обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мой, по кото­рой обу­ча­лись нынеш­ние выпускники.

Моди­фи­ци­ро­ва­ны будут ЕГЭ прак­ти­че­ски по всем пред­ме­там. Исклю­че­ни­ем явля­ет­ся информатика.

В состав экза­ме­на по мате­ма­ти­ке доба­ви­ли новые зада­ния в обла­сти гео­мет­рии. По исто­рии теперь уче­ни­ку не нуж­но писать сочи­не­ние. Но вме­сто него он обя­зан решить зада­ния, свя­зан­ные с уста­нов­ле­ни­ем при­чин­но-след­ствен­ных связей.

Выпуск­ни­ков будут про­ве­рять на то, могут ли они пра­виль­но нахо­дить инте­ре­су­ю­щую инфор­ма­цию. Подоб­ные зада­ния вво­дят в рам­ках географии.

Так­же рас­ши­рен мате­ри­ал для про­вер­ки по лите­ра­ту­ре, чис­ло слов ито­го­во­го сочи­не­ния уве­ли­чи­лось до 200. А экза­мен по исто­рии и по обще­ст­во­зна­нию теперь нуж­но успеть сдать не за 235 минут, а все­го за 180.

Надо отме­тить, что все прав­ки, вне­сен­ные в ЕГЭ, уче­ни­ки и их роди­те­ли могут про­смот­реть на офи­ци­аль­ном сай­те Феде­раль­ной служ­бы по над­зо­ру в сфе­ре обра­зо­ва­ния и нау­ки. ДЕМО вер­сии доступ­ны для озна­ком­ле­ния всем поль­зо­ва­те­лям без исключения.



Сда­вать или не сда­вать: могут ли отме­нить ЕГЭ в 2022 году — вер­нут ли базо­вую мате­ма­ти­ку и кто может не идти на экзамен





Стра­на ждет речи Пути­на: когда состо­ит­ся оче­ред­ное посла­ние Феде­раль­но­му собра­нию — основ­ные темы 2022 года, будут ли выплаты

С момента введения Единого госэкзамена в российскую систему образования прошло более 20 лет, но вопрос о его целесообразности не снимается с повестки дня. С каждым годом число сторонников тестовой проверки знаний уменьшается — по их мнению традиционные экзамены дают более точную картину. В 2023 году, как считают эксперты, ЕГЭ не отменят, но могут быть внесены изменения, как это произошло в 2021 году.

Рособрнадзор об отмене ЕГЭ

Ставки у нынешнего Единого экзамена высокие — платить за обучение, если не поступишь на бюджет, придется немало. С другой стороны, он дает ребятам из провинции шанс на поступление в крупнейшие вузы. Просто взять и отменить экзамен и вернуть прежнюю систему поступления, как считают эксперты от науки, уже не получится, поэтому в 2022-2023 учебном году ЕГЭ пройдет по плану.

ЕГЭ в школе

Критики нынешней системы считают, что она не дает возможности в полной мере оценить способности ребенка, что она не совершенна. Представители службы по надзору за образованием в РФ полагают, что к 2030 году форма проведения Единого экзамена в связи с цифровизацией будет иной и позволит объективно оценить знания, креативность, способности каждого выпускника. Главное, чтобы в экзаменационном испытании все было комфортно и удобно для учащихся.

В 2022-2023 учебном году планируется начать передачу в школы контрольно-измерительных материалов посредством интернета. Переход будет постепенным и на первом этапе охватит примерно половину субъектов. Если рисков не будет, то новую технологию применят и в остальных регионах.

О перспективных моделях ЕГЭ

В 2021 году на своем сайте ФИПИ разместил материалы о перспективных моделях Единого экзамена, внедрять которые планируется в 2022-2023 году. Задания по базовой математике, информатике, ИКТ, немецкому, китайскому, испанскому, французскому языку изменения не затронут. В остальном будут новшества. Авторы нововведений уверены, что результаты экзаменов улучшатся, и изменения в практической части сыграют в этом немалую роль.

По каким предметам планируются изменения:

  • русский язык — тестовых заданий будет 26, а не 27 (добавят новые, некоторые уберут), оценивать сочинение будут 25 первичными баллами (возможны изменения в шкале по переводу первичного балла во вторичный);
  • профильная математика — в I части будет 12 заданий вместо 8, во II части — 8;
  • физика — заданий станет меньше (30 вместо 32);
  • химия — в I части заданий вместо 29 будет 26, во II части их будет 7, а не 6;
  • литература — число заданий с 17 сократится до 12 (5 сочинений + 7 тестовых);
  • биология — заданий будет 30 (на 2 больше), на общественно-профессиональном обсуждении планируется обсудить новые типы вопросов, связанные с ботаникой, зоологией;
  • английский язык — в экзамен должно войти прослушивание текста, чтение похожего отрывка, написание письма другу оставят, а эссе можно будет заменить отчетом по одной из предложенных тем;
  • география — общее количество заданий уменьшится с 34 до 31, появятся вопросы по экологии;
  • обществознания — тестовые задания 1-4 заменят на анализ текста, во II части будет 3 задания вместо 9;
  • история — добавят задания по всемирной истории, на обсуждение представлены 3 альтернативных варианта экзамена.

Подробности о перспективных моделях ЕГЭ можно узнать на официальном сайте ФИПИ.

В 2021 году нововведением стала разная форма итоговой аттестации выпускников, которая будет актуальна и в 2022-2023 году. ЕГЭ сдаю т поступающие в российские вузы, ГВЭ (Государственный выпускной экзамен) — остальные. Проводить ГВЭ планируется в форме устных экзаменов и контрольных работ. Разработка базы данных ведется ФИПИ.

Страшеклассник на ЕГЭ

2023 год — какие предметы ЕГЭ будут обязательными

В правилах проведения Единого экзамена каждый год появляются изменения, дополнения. Выпускникам 2023 года интересно, увеличится ли число обязательных к сдаче предметов. На данный момент ведутся дискуссии о введении отечественной истории и английского языка в перечень обязательных.

Точно известно, что в 2022 году английский не обязателен. Если это произойдет позже, то экзаменующихся разделят. В одну группу войдут те, кто будет сдавать экзамен по профилю — им язык будет нужен для работы, тех, кому он не нужен, направят сдавать базовый экзамен. Базовую версию сильно упростят, а в профильную внесут изменения.

Заполнение бланка для ЕГЭ

Поскольку историю выбирают часто (около 23% учащихся), то ее могут включить в число обязательных предметов. Когда это случится – неизвестно, но вместе с английским, чтобы не создавать сложностей, вводить не будут. Обязательными в 2023 году останутся экзамены по русскому языку и математике, конкретных решений по английскому пока нет.

Итоговое сочинение ежегодно пишут ученики 11 классов, так как оно является обязательным этапом перед государственной итоговой аттестацией. Основной датой написания итогового сочинения на 2021-2022 учебный год будет 1 декабря 2021 года, направления тем также уже известны.

Направления и темы итогового сочинения от ФИПИ в 2022 году

В 2021 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского, и с их произведениями связаны направления тем сочинения в этом году в 2021-2022 учебном году:

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная). Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
    Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
  2. Цивилизация и технологии - спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные). Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020-2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике "плюсов" и "минусов" цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
    Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
  3. Преступление и Наказание - вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние). Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
    Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) - про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника). В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
    Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
  5. Кому на Руси жить хорошо? - вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства). Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии "гражданин", об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
    Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Дата проведения итогового сочинения в 2021 году

Несмотря на то, что направления тем публикуются заранее, конкретная тема становится известной за 15 минут до начала экзамена. Итоговое сочинение оценивается "зачет" или "незачет". Получившие "незачет" не допускаются к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших "зачет".

По информации Рособрнадзора, в 2021-2022 учебном году итоговое сочинение пройдет:

  • основной срок 1 декабря 2021 года
  • дополнительные сроки - 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года

Чтобы принять участие в сочинении (изложении), нужно подать заявление директору школы не позднее, чем за 2 недели до даты проведения. Для детей-инвалидов и учеников с ограниченными возможностями вместо сочинения проходит изложений. При этом темы (направления) не меняются. Сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Примеры итоговых сочинений

Для подготовки к итоговому сочинению или изложению на сайте ФИПИ разместили сборник из 200 текстов разной тематики, в том числе с тестов предыдущих годов.

Также можно скачать рекомендации по подготовке и написанию итогового сочинения, разработанные экспертами ФИПИ.

Официальные (реальные) темы итогового сочинения 2021-2022 учебный год

Для 11-ти классников (выпускников 2022 года) выложены официальные темы 2021-2022 учебного года. Итоговое сочинение было проведено 1 декабря 2021 года

Темы, аргументы и готовые сочинения по каждому направлению: Купить

Зона 1. Часовой пояс MSK UTC+2 (-1 час к Москве)
Калининградская область
111.Чем путешествие может обогатить человека?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501.Что значит быть гражданином?

Зона 2. Часовой пояс MSK UTC+3 Московское время
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ, Волгоградская область

Зона 3. Часовой пояс MSK UTC+4 (+1 час к Москве)
Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область

Зона 4. Часовой пояс MSK UTC+5 (+2 часа к Москве)
Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа

Зона 5. Часовой пояс MSK UTC+6 (+3 часа к Москве)
Омская обл

109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Зона 7. Часовой пояс MSK UTC+8 (+5 часов к Москве)
Республика Бурятия, Иркутская область

Зона 8. Часовой пояс MSK UTC+9 (+6 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край

106 Книга как путешествие в прошлое.
202 В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306 Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412 Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507 Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

Зона 10. Часовой пояс MSK UTC+11 (+8 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский районы), Сахалинская область, Магаданская обл.

101 Как путешествия могут изменить человека?
212 Шаги цивилизации: обретения и потери.
305 Можно ли заставить человека раскаяться?
402 К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503 Является ли богатство необходимым условием счастья?

Зона 11. Часовой пояс MSK UTC+12 (+9 часов к Москве)
Камчатский край, Чукотский автономный округ

Итоговое сочинение 2021: как подготовиться

Учитель русского языка и литературы. Учитель истории. Психолог. Педагог-психолог по работе с одарёнными детьми.

Направления

Требования к сочинению

Критерии оценивания, или как получить незачёт

Советы по подготовке

Краткие ответы на главные вопросы


Направления

Забвению не подлежит

Здесь необходимо поразмышлять о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки, культуры, которые повлияли на развитие общества и цивилизации в целом.

Я и другие

В этой теме подумайте о взаимоотношениях личности и общества. Эта тема позволит максимально выразить свою позицию, своё мнение. В основу сочинения можно положить рассуждения о причинах возникновения конфликтов и способах их избежать. В качестве аргументов используйте и произведения, и примеры из собственного опыта.

Время перемен

Ваша задача — подумать и написать о меняющемся мире, вспомнить, как было раньше, а как сейчас, сравнить прошлое и настоящее. Напишите о своём отношении к современности, оцените происходящее в историческом контексте. Можно поразмышлять о том, как формируется мировоззрение. Для примеров в этом направлении хорошо подойдут мемуары, публицистика.

Разговор с собой

В этом направлении затрагивайте важные для всех вопросы: что значит быть собой, любить и принимать себя, в чём смысл жизни, зачем понимать свои и чужие поступки. Здесь же можно затронуть тему, почему важно сохранять внутреннюю цельность, быть стойким и не хандрить, и, наоборот, чем опасно слишком легкомысленное отношение к жизни.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Вы должны охватить такие темы, как запросы современного человека, его культурные ценности. Опишите, что важно для нынешнего поколения, для вас лично. Подумайте, какие черты, на ваш взгляд, присутствуют у человечества XXI века.

Требования к сочинению

Сочинение должно соответствовать двум основным требованиям:

Рекомендуемый объём — 350 слов, максимальный не оговаривается, но чем больше вы напишете, тем лучше. Если в сочинении будет 250 слов или меньше, его просто не будут проверять.

Сочинение должно быть написано самостоятельно, без подсказок, списывания или использования заученных фрагментов чужого текста. Важно излагать собственные мысли. Цитирование допускается в небольших количествах.

Критерии оценивания, или как получить незачёт

assesment

Соответствие теме

Здесь проверяют содержание сочинения. Главное — отвечать на вопрос, поставленный в теме, размышлять над проблемой, обозначенной во вступлении.

Незачёт ставится, если сочинение не соответствует теме, нет ответа на поставленный вопрос, нет ясной цели высказывания.

Типичные ошибки

  • Непонимание формулировки темы и, как следствие, — несостоятельная аргументация.
  • Нарушение логики, перескакивание с темы на тему.
  • Неумение сформулировать главную мысль, выдвинуть тезис.

Аргументация. Привлечение литературного материала

Этот критерий позволяет оценить, умеете ли вы строить рассуждение и доказывать свою позицию. Кроме того, так проверяют ваш литературный багаж. Для аргументации используйте художественные произведения, публицистику, мемуары, научную литературу и даже устное народное творчество, за исключением малых форм. Можно брать как отечественных, так и зарубежных авторов.

Требуется не менее двух аргументов. Они могут быть из одного произведения.

Не старайтесь написать сочинение так, чтобы оно понравилось проверяющему. Высказывайте своё мнение и позицию.

Незачёт ставится, если:

  • аргументов нет или они не подтверждают ваш тезис;
  • в аргументе существенно искажается содержание текста;
  • аргумент не подтверждён конкретными примерами, есть только упоминание произведения.

Типичные ошибки

  • Фактические ошибки — искажение содержания произведения, неправильные исторические даты или имена героев и т. п.

Композиция и логика рассуждения

Здесь оценивается, насколько хорошо вы умеете выстраивать свои мысли.

Незачёт ставится, если:

  • части сочинения не связаны друг с другом;
  • в предложениях допущены логические ошибки;
  • отсутствует тезисно-доказательная часть;
  • вы доказываете несуществующий тезис;
  • вы перескакиваете с мысли на мысль.

Типичные ошибки

  • Отсутствие смысловых связей между частями сочинения.
  • Отсутствие связи между вступлением и заключением. Внимательно следите, чтобы тезис из начала сочинения имел вывод в конце.

Качество письменной речи

Этот критерий оценивает, насколько хорошо вы умеете излагать свои мысли письменно.

Незачёт ставится, если:

  • есть речевые ошибки;
  • вы не понимаете лексическую сочетаемость слов;
  • употребляете слова не в том значении.

Типичные ошибки

Грамотность

Незачёт ставится, если на 100 слов допущено более 5 ошибок любого вида — и пунктуационных, и орфографических.

Советы по подготовке

Читайте

Чем больше вы прочитаете самых разных книг, тем больше у вас будет материала для рассуждения и аргументов.

Используйте готовые списки произведений по направлениям итогового сочинения. Они уже подготовлены специалистами и выложены в интернет.

Ведите читательский дневник

Он может быть бумажным или электронным. Прочитайте произведение, а потом запишите в дневник:

  • имя, отчество, фамилию автора, годы жизни;
  • имена всех или основных персонажей, если их очень много;
  • краткую характеристику героев с цитатами;
  • тему произведения;
  • основные мысли.

Таким образом, вы лучше запомните произведение и получите заготовку для приведения аргументов.

Смотрите фильмы

Если не успеваете всё прочитать, смотрите советские экранизации классических произведений — они наиболее близки к оригиналу. Просмотр фильма дополняйте чтением краткого пересказа сюжета.

Анализируйте чужие сочинения

Найдите в сети примеры сочинений прошлых лет, которые получили хорошие баллы. Разберите, как они написаны. Попробуйте скомпоновать из нескольких сочинений на одну тему ещё один текст. На самом экзамене так делать не надо, но для тренировки этот способ подойдёт.

analyze

Составляйте план

Составление плана помогает придерживаться главной мысли и не совершать логических ошибок. Не пишите коротко, потратьте лишние 5–10 минут на обдумывание. Чем больше деталей в плане, тем проще писать сочинение.

В плане пропишите:

Подсказка: чтобы сформулировать тезис, используйте ключевые слова в названии темы.

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?

Часто между людьми по тем или иным причинам возникают конфликты.

Какова роль любви в жизни человека?

В жизни человека любовь играет главную/важную роль.

В жизни человека любовь не играет никакой роли.

Пишите сочинения для тренировки

Если не можете придумать, о чём написать, оглянитесь и посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один, напишите историю от лица предмета. Этот способ помогает снять напряжение и писательский блок.

Дальше переходите к более серьёзной подготовке. Выберите 5–10 тем из списка итогового сочинения 2020 года и к каждой напишите тезисы. Затем составьте план аргументов, как описано выше. Это нужно для того, чтобы не потерять мысль и не сделать логическую ошибку.

Если не получается логично и связно выразить свои мысли письменно — попробуйте наговорить ваши мысли на диктофон, а потом послушайте, запишите и отредактируйте то, что получилось.

Пишите так часто, как получается. Вы сформируете навык, перестанете бояться чистого листа, научитесь быстро формулировать тезисы и подбирать аргументы.

Отдавайте готовые сочинения на проверку

Не пишите в стол. Если сочинение никто не увидит, то и с ошибками не поможет. А они наверняка будут, как минимум в первых работах. Если вы готовитесь без преподавателя, обменивайтесь сочинениями с одноклассниками или просите почитать родителей. Здесь нужно быть уверенным, что проверяющий увидит ошибки, а не похвалит за них. Можно читать своё творение вслух, это помогает со стороны увидеть проблемные места в тексте.

Как сочинение поможет поступить в вуз

Не все вузы просят предоставить сочинение на проверку, уточняйте этот момент в приёмной комиссии.

Оценивается сочинение примерно по тем же критериям. Некоторые вузы формируют дополнительные критерии высокобалльного сочинения, например опора на более чем одно произведение, подбор нетривиального литературного материала и нестандартные композиционные решения. Обычно критерии приведены на сайте вуза.

Количество дополнительных баллов, которые можно получить за сочинение, также различается от вуза к вузу.

Примерный перечень

  • МГУ — до 2 баллов;;
  • МИФИ — до 2 баллов;
  • Российская экономическая школа — 0, 2 или 5 баллов;
  • Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина — до 10 баллов;
  • Российский государственный гуманитарный университет — 1 балл.

Кратко отвечаем на главные вопросы

🤨 Зачем писать итоговое сочинение?
Итоговое сочинение — допуск к основным экзаменам. В некоторых вузах — возможность получить до 10 дополнительных баллов за индивидуальные достижения

😞 Что будет, если получить незачёт?
Каждому 11-класснику даётся две попытки пересдачи. В этом году дополнительные даты — 5 и 15 мая

🤓 Чем можно пользоваться во время написания сочинения?
Только орфографическим словарём и своими знаниями

😯 Сколько аргументов нужно?
По основным критериям достаточно опоры на один текст. Однако критерии вуза, оценивающего сочинение как индивидуальное достижение, могут быть другими

🤔 Какую литературу можно использовать?
Художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы

😬 В каком жанре нужно писать сочинение?
Сочинение-рассуждение

😧 Где будет проводиться?
В вашей школе

😴 Что будет, если я опоздаю?
Вас допустят к написанию сочинения, но время работы не продлят

😰 Черновики проверяют?
Нет

🤯 Сколько времени даётся на написание?
3 часа 55 минут

😎 Если я закончил раньше, можно уйти?
Да

😑 Что будет, если я нарушу установленный порядок?
Допустят к пересдаче (только по решению педагогического совета)

Подробнее можно прочитать здесь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: