Урок сочинение по картине мартовское солнце

Обновлено: 05.07.2024

Константин Федорович Юон родился (12) 24 октября 1875 года в Москве.

Судьба всяческ и благоволил а ему - он прожил долгу ю жи знь, у него был на

редкость счастливый брак, окружающие любили его, ему нико гда не

приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда

Невзгод было мень ше – это размолвка в течение нескол ьких лет с отцом

(служащим банка) из - за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерт ь

Его картины б ыли замечены еще на ученически х выставках – публика

раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по

России и п о Европ е. Впоследствии его ка ртины были вс егда желанны на

самых разных выс тавках. Вскоре после оконча ния училища Юон начал

преподавательску ю деятель ность и зани мался ею всю жизнь .

Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и

театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал

портреты своих современник ов, но истинным его призванием оказа лась

На его памяти произошло открытие древнерусской иконопи си. Реставраторы

стали расчищать иконы и о бнару жили яркие, чистые цвета. Все это повлияло

Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее вс его и зображал

солнце, снег, яркие народные одежды, памят ники древнеру сской

Среди поздних произведений Юона выделяются те, что написаны в деревне

Лигачево под Москвой, где у художника был дом, и г де он работал с 1908 п о

1958 года. Скончался художник Константин Федоров ич Юон 1 1 апреля 1958

Известный ру сский ху дожник Юо н Константин Ф ёдорович жил и работал в

основном в Москв е и подмосков ном местечке Л игачёво. О н любил рисовать

портреты, памят ники архи тектуры и пейзажи лю бимых мест. Пейзажи

родного Подм осковья запечатл ены на к артинах Юона " Мартовское солнце.

Лигачёво", "Весе нний солнечн ый день" , "Конец зимы. П олдень "

Особенности п ейзажного твор чества Констант ина Федоро вича Юона полно

выразились в ка ртине "Ма ртовское с олнце". Карт ина запеч атлевает тот

радостный м омент, когда н аступает первая весна, названная

А) Какие примет ы ранней вес ны отраже ны в пейзаже ?

Весело на ду ше, приятно ощу щать, радо стно рассмат ривать, долго ждать,

- Константин Ф ёдорович Юо н – замечательный жив описец, пейзажист. Его

картины праз дничны. Радостн о рассматрива ть его солнеч ный пейзаж

передаёт прип однятое настроение от вс тречи с пе рвым весе нним месяце м.

Живописец запе чатлел на полотне то с остояние при роды, когда еще не

растаяли су гробы и хру стит под сап огами снег, но в ярко - голу бом небе, в

прозрачном в оздухе у же носится едва уловим ое ощу щение весеннег о тепла.

Март – это особ ый месяц, ког да весна т олько всту пает в свои права. На

обочинах еще л ежит подтаявший с нег. О н нежится в лу чах мартовског о

солнца и незамет но тает. Дер евья раду ются приходу весны .

На переднем пла не ху дожник изобразил дву х деревенских ребятишек

на лошадях. О ни вносят в ка ртину жизнь и движение. Снег отчетл иво

оставляет след ы лошадиных копыт и кажется, будто мы сл ышим

потрескивани е снежных к орок. Крестья нские ребятиш ки тол ько что выехали

из села. Мы в идим, что поза ди радостно лает черный пе с, играясь с чь им - то

отбившимся от двора ярко - рыжим же ребенком, будто призывая ег о

В центре карт ины стройные белостволь ные берёзы. О т деревьев падают

длинные синеват ые тени. Мартовск ие лу чи золотят и ослепляют крыши

домов и голые в ерху шки деревьев. Небо нал ито ярко - лазурным цвет ом . Все

это вместе создает в печатле ние радостного и то ржественн ого пробу ждения

Эта картина о т ом своеобразн ом настро ении, которое ис пытывает

каждый чел овек в конце зимы. Всё истомилось. Всё ждёт т епла и света, но

как же жаль у ходящей зимы с её красот ой, с её забавам и. Радостно ждать и

1. Организационный этап

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работать с вами! Сегодня мы будем с вами путешествовать.

Вчера я слышала далёкий крик журавлей.
И дико и легко
Он прозвенел над тихими полями…
Путь добрый! Им не жаль нас покидать:
И новая цветущая природа.
И новая весна их ожидает
За синими, за тёплыми морями,
А к нам пришла угрюмая зима.
(И.Бунин)

А эпиграфом нашего урока-путешествия станут строки Н. Брауна:

Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поёт,
В ней дышит душою русскою
Создатель её – народ,
И я в эту речь ныряю, как в речку,
И там, со дна, сокровища добываю,
В которых поёт весна.

Турнир знатоков весны.

Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихотворения о весне вы знаете?

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья. (Весна.)

Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая. (Зима и весна.)

Пословицы и поговорки

  • Весна днём красна.
  • Апрель с водой, а май с травой.
  • В марте курица из лужицы напьётся.
  • Весна да осень – на дню погод восемь.
  • Весна – зажги снега, заиграй овражки.
  • Весна красна цветами, а осень пирогами.
  • Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.

3. Этап подготовки к изучению нового материала. Станция «Картинная галерея

– Как вы думаете, где мы сейчас оказались? (В картинной галерее)

– А как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Знакомство с творчеством какого-то художника, описание одной из его картин.)

– Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Научиться точно, правдиво и ярко описывать картину, использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, не делать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах)

Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.

– Сегодня, ребята, в нашей картинной галерее мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника, создателя глубоко национальных образов русской природы Константина Фёдоровича Юона.

Слово искусствоведу.

О художнике К. Ф. Юоне
Константин Федорович Юон (1875–1958) прожил долгую и внешне вполне благополучную жизнь. Он был счастлив в семье, признан в творческой среде. Это художник многогранного дарования – живописец, график, театральный декоратор, педагог, искусствовед, художественный критик, публицист.

Закончив реальное училище, Юон продолжил учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учителей были В. Серов, К. Коровин, И. Левитан.

Константин Федорович Юон много путешествовал, черпая в поездках впечатления и сюжеты. Бывая в старинных русских городах, он проникался их духом и красотой, воплощал образы национальной культуры на своих полотнах. Художник был увлечен суетой жизни, ее неугомонным кипением. Его привлекали места многолюдные – площади, монастыри, берега рек. Слитный гул базаров, гуляний, праздников передан на его картинах множественностью фигур, красочной пестротой одежд. В селе Лигачеве под Москвой, Юон купил участок земли на окраине, построил мастерскую не по деревенски большими, сдвоенными окнами, со временем обросшую пристройками, и провел там пятьдесят наполненных творчеством лет.

Вопросы классу:

  • Как строится описание?
  • Каковы задачи художественного описания?

Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка. Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить этот замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение), и передать своё отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.

– Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (Сравнения, метафоры, эпитеты, слова в переносном значении.)

– А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.)

4. Этап изучения нового материала

I. Беседа по картине (работа в парах)

– Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное?
– Какие чувства, желания рождает пейзаж?
– Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?

Неподвижно стояли деревья.
И избы белели во мгле.
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле. (Н.Рубцов)

II задание.

Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий,
На леса, поля и чащи,
Разве он, как мёртвый мел,
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно-розов,
Он вдали, в тени, в низине
Голубой и даже синий!

– Ребята, а как выглядит снег на переднем плане картины Юона?
– А можно сказать, что снег перламутровый? Обратимся за помощью к лингвисту.

  • Перламутровый – серебристо-розовый, напоминающий окраску перламутра
  • Перламутр – твёрдый внутренний слой раковин некоторых моллюсков

– Ребята, каким изобразил художник небо?
– Обратите внимание на фон неба. Какого он цвета? (Фон неба лазурный.)

Словарь: лазурь – светло-синий цвет.

– Можно ли рассматривать картину как жанровую сценку?
– Что же хотел передать художник зрителю?

После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:

  1. Что представляете вы, когда слышите эту музыку? (Сияние солнца, бегущие ручьи, таяние сосулек.)
  2. Как звучит мелодия в музыке П. Чайковского? (И грустно, и радостно, как будто зима не хочет уступить весне.)
  3. Понравилась ли вам эта музыка и чем? (Живая, волнующая душу.)
  4. Что общего между картиной Юона и музыкальной пьесой Чайковского? (Чайковский передал в звуках то же, что Юон красками, – пробуждение природы, наступление весны.)

5. Этап проверки первичного усвоения

1. Речевая подготовка.

– Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.

Задание 1. Подберём синонимы к словам. (Работа в группах)

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист. Картина – полотно, репродукция. (Картина) чудесная – замечательная, прекрасная. Создаёт – пишет (но не описывает и не рисует). Блестит – искрится, сияет, сверкает. (Небо) голубое – лазоревое, светло-синее, лазурное. (Берёзки) стройные – статные. (Настроение) праздничное – доброе, жизнерадостное.

Можно ли при описании картины воспользоваться следующими образами? Объясните, почему нельзя? Доказать или опровергнуть.

Снег, как цветной ковёр; белоснежный ковёр.

Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение? (Снег играет, солнце льёт свет, задумчивые берёзки, суровая зима. )

Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать своё описание образным, выразительным.

6. Этап закрепления пройденного материала

1. Чтение текст и стилистическая правка. Совершенствование написанного. (Работа в группах)

Обращаем внимание на то, что текст очень обедняет картину. Это объясняет тем, что в нём почти нет прилагательных, которые указывают на признаки изображённых предметов. Но данное описание картины можно сделать более полным и ярким, если обогатить текст определёнными словами, называющими признаки изображённых предметов и действий. Ваша задача – распространить текст за счёт определений (прилагательных), но так, чтобы употреблённые слова соответствовали изображённому на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными.

(Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, тёплый, прозрачный, голубой). Небо нежное, всё светится, переливается (розовым, голубоватым). На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) берёзках, на брёвнах (деревенских) изб. Стволы (высоких) тополей окрасило (золотистым) цветом. Они выделяются на (ярко-голубом) фоне неба. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Он как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зелёного, бирюзового, лазоревого), как морская раковина.

(Утреннее) солнце слепит глаза. Фигуры людей на лошадях вписываются в (весенний) пейзаж, придают ему дополнительный смысл. Можно рассматривать картину как жанровую сценку. Весело ехать по (последнему) снегу на лошадях! Всё радуется весне: и деревья, раскинувшие ветви на (лазурном) фоне неба, и животные, и люди. Обращают на себя внимание детали, подчеркивающие начало весны: (осевший) снег, испещрённый следами, (лёгкие, сиреневые) облака, (свободные) позы всадников, тени на (лазоревом) снегу.

Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создаёт (весеннее, праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой) зимы.

– Какой вывод вы можете теперь сделать?

– Как и почему изменился текст? (Делается вывод о значении имён прилагательных в нашей речи.)

Далее весь класс привлекается к обсуждению прочитанных вариантов. Учащиеся отмечают неудачные вставки, предлагают свои, более точные и выразительные определения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: на материале своих наблюдений научить учащихся писать сочинение-описание по картине. В конспекте представлен материал, развивающий кругозор учащихся и чувство прекрасного.

Урок развития речи в 8 классе.

Тема. Сочинение-описание по картине

Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.

Задачи урока:

обучающие:

- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;

- систематизировать собранный материал;

- формировать навыки самоконтроля;

- провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.

воспитывающие:

- воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

развивающие:

- развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

- развивать чувство прекрасного.

1.Организационный момент.

Что называется пейзажем? (изображение природы)

Что значит написать сочинение-описание по картине?

(необходимо понять замысел художника; подумать, как художник воплотил свой замысел в картине; передать своё отношение)

Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?

(сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры)

2.Слово об авторе картины.

Доклад подготовленного ученика.

Беседа по картине:

- Какие чувства, желания рождает пейзаж?

/радости, торжественного предчувствия нового, желание подставить лицо тёплым весенним лучам солнца/

- Что больше всего привлекает ваше внимание?

/жанровая сценка: дети, лошади, собачка/

Давайте мысленно уберём их из картины. Что изменилось?

4. Анализ картины.

Каков, по-вашему, замысел картины?

- Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает человек в конце зимы. Всё истомилось. Всё ждёт тепла и света, но всё же жаль уходящей зимы с её красотой, с её забавами. Эта картина о красоте снега и о радостном предчувствии тепла и весны.

- По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?

- Яркие солнечные блики, высокое голубое небо, подтаявший снег, ветки деревьев тянутся к небу, к тёплым лучам солнышка.

- Какие цвета использует художник? (голубой, желтый, розовый, синий).

- Какие тона преобладают – тёплые или холодные?

Сероватые оттенки, ещё холодно, но с неба льются тёплые жёлтые тона.

Рассказ учителя по содержанию картины.

Мастерски вписанная в пейзаж мирная жанровая сценка составляет неотъемлемую часть картины. Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки невозможно представить уютную природу Подмосковья, так любимую художником Юоном.

5. Составление плана сочинения.

Признаки ранней весны.

Примерный вариант плана:

К.Ф. Юон – мастер пейзажа.

Настроение, вызванное картиной.

6. Словарная работа.

Воспроизведение таблицы в тетради и подбор рабочих материалов к сочинению.

Изображение на картине

Деревенские ребятишки на лошадях, лающая дворовая собачонка

Подтаял, потемнел, осел

Голубое, ясное, высокое

Льёт свое тепло, играет на снегу

Высокие берёзы, тополя, величаво раскинувшие свои ветви

7. Устное рассказывание по плану.

8. Речевая подготовка.

Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов.

Подберите синонимы к словам.

Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует)

Картина – полотно, репродукция.

Блестит – искрится, сияет, сверкает.

Поражает – удивляет, изумляет.

Найдите неточно употреблённое слово и замените его.

Снег отсвечивает нежными красками (оттенками) розоватого, фиолетового.

Полотно оставляет (создает) радостное настроение.

Определите, в чём ошибка и исправьте её.

Солнечный свет отражается на снег. (на чём? На снегу.)

Картина полна светом. (чего? Света.)

Радоваться теплом. (чему? Теплу.)

Полотно показывает о прелести этой поры. (что? Прелесть)

- Выиграет ли сочинение, если пользоваться разнообразными по цели высказывания предложениями?

На первый взгляд картина кажется обыкновенной. Но всмотритесь в неё! Как искусно передал живописец таяние снега. Разве это не впечатляет?!


Конспект содержит краткую биографическую справку о художнике, примерный план сочинения, учит работать по картине и анализировать ее, также имеется словарная работа и примерный рассказ ученика по содержанию картины. Презентация опубликована ранее.

Описание разработки

Цель: подготовиться к написанию сочинения - описания на материале непосредственных наблюдений.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их тоже поприветствуем. Рассаживайтесь поудобнее и настраивайтесь на урок.

И с одним из таких художников мы сегодня встречаемся с вами опять. Почему опять, т. к. с этим замечательным художником вы уже знакомились в седьмом классе.

Итак, цель нашего урока:

(Слайд 3)Найдите все в учебниках эту картину, цветную вклейку. Внимательно всмотритесь на репродукцию картины, а чтобы легче вам было воспринять содержание этой картины, я вам включу музыку, вслушайтесь в музыку и попытайтесь угадать, кто написал эту мелодию (аудиозапись 2:30)

Чем вам помогла музыка? (Создать настроение. Т. е. Чайковский средствами музыкальной выразительности, веселыми нотами передает то же настроение, что и художник в своей картине "Мартовское солнце")

А какое это настроение? (Радостное, веселое, бодрое)

А какому виду живописи относится эта картина? (Пейзаж)

А что называется пейзажем, ребята? (На доске)

Хорошо, давайте запишем число в тетрадях, тему (Сочинение - описание по картине К. Ф. Юона "Мартовское солнце") Эпиграф тоже запишите, мы вернемся к нему в конце урока.

Из каких частей состоит сочинение - описание? (Слайд 4) (Вступление, основная часть, заключение).

Что еще нам необходимо знать, чтобы написать сочинение - описание по картине? (Нужно знать, что у картины есть передний план и задний план)

А как вы думаете, что автор обычно помещает на передний план? (на переднем плане изображается главное, основное)

А на задний план? (Задний план служит фоном, где разворачивается действие)

А с помощью чего автор достигает идею картины? (С помощью красок, тона краски. Цвет тоже играет большую роль. )

Давайте поговорим о цветах, которые использует художник. Какие цвета вы видите? ( голубой, желтый, розовый, синий)

А какие тона преобладают – теплые или холодные?

Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льется теплые желтые тона.

Как уже сказала, с этим живописцем мы встречаемся не в первый раз. Поэтому, давайте вспомним некоторые страницы его биографии и творчества.

Слово об авторе картины.

Выступление учащегося. (Слайд 5)

Константин Федорович Юон родился (12) 24 октября 1875 года в Москве. Судьба всячески благоволила ему - он прожил долгую жизнь, у него был на редкость счастливый брак, окружающие любили его, ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. Невзгод было меньше – это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из - за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей. Его картины были замечены еще на ученических выставках – публика раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе. Впоследствии его картины были всегда желанны на самых разных выставках. Вскоре после окончания училища Юон начал преподавательскую деятельность и занимался ею всю жизнь. Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись. На его памяти произошло открытие древнерусской иконописи. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета. Все это повлияло на формирование манеры Юона.

Учитель : Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры.

Давайте посмотрим на некоторые его известные картины.

(Слайд 6) К. Ф. Юон любил писать портреты своей жены.

Среди поздних произведений Юона выделяются те, что написаны в деревне Лигачево под Москвой, где у художника был дом, и где он жил и работал с 1908 по 1958 года.

(Слайд 13) Особенности пейзажного творчества Константина Федоровича Юона наиболее полно выразились в картине "Мартовское солнце", которую он написал в 1915 году.

У вас в учебниках на странице 119 есть вопросы, на которые мы сейчас попытаемся ответить. Итак, кто хочет прочитать и ответить на первый вопрос?

1) какие приметы ранней весны отражены в пейзаже? (Яркие солнечные блики, высокое голубое небо, подтаявший снег, ветки деревьев тянутся к небу, к теплым лучам солнца. На обочина лежит подтаявший снег и нежится в лучах мартовского солнца. )

2) что вы видите на переднем плане картины? (На переднем плане художник изобразил двух

деревенских ребятишек на лошадях. Они вносят в картину жизнь и движение. Крестьянские ребятишки только что выехали из села. Мы видим, что позади радостно лает черный пес, играется с ярко - рыжим жеребенком)

3) какое сочетание красок использует автор?( Небо налито ярко - лазурным цветом, из - за этого полотно приобретает неимоверную яркость красок!

Прозрачные снежно - белые тучки не спеша плывут над деревьями.

Яркие краски полотна - сочетания голубого, золотистого, розового, сиреневого – помогают

живописцу передать ощущение первого весеннего тепла и света. Все это вместе задает тему пейзажа – тему радостного и торжественного пробуждения природы. )

4) какие детали организуют композицию картины? (В своей картине художник интереснопоказывает нам традиционный русский пейзаж. Художник сознательно выделяет стволы высоких тополей, их величаво раскинутые на голубом фоне неба ветви)

5) с какой целью в пейзаж включена жанровая сценка? (жанровая сценка: дети, лошади, собачка, которые больше всего привлекают наше внимание)

Давайте мысленно уберем их из картины. Что изменинится? (Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки трудно представить сам пейзаж, т. к они передают нам живость, энергию, радость. Сам художник глубоко любил эту обжитую, уютную природу. )

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Цель: подготовиться к написанию сочинения-описания на материале непосредственных наблюдений.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их тоже поприветствуем. Рассаживайтесь поудобнее и настраивайтесь на урок.

И с одним из таких художников мы сегодня встречаемся с вами опять. Почему опять, т.к. с этим замечательным художником вы уже знакомились в седьмом классе.

(Слайд 3)Найдите все в учебниках эту картину, цветную вклейку. Внимательно всмотритесь на репродукцию картины, а чтобы легче вам было воспринять содержание этой картины, я вам включу музыку, вслушайтесь в музыку и попытайтесь угадать, кто написал эту мелодию (аудиозапись 2:30)

Чем вам помогла музыка? (Создать настроение. Т.е. Чайковский средствами музыкальной выразительности, веселыми нотами передает то же настроение, что и художник в своей картине "Мартовское солнце")

А какое это настроение? (Радостное, веселое, бодрое)

А какому виду живописи относится эта картина? (Пейзаж)

А что называется пейзажем, ребята? (На доске)

Хорошо, давайте запишем число в тетрадях, тему (Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона "Мартовское солнце") Эпиграф тоже запишите, мы вернемся к нему в конце урока.

Из каких частей состоит сочинение-описание? (Слайд 4) (Вступление, основная часть, заключение).

Что еще нам необходимо знать, чтобы написать сочинение-описание по картине? (Нужно знать, что у картины есть передний план и задний план)

А как вы думаете, что автор обычно помещает на передний план? (на переднем плане изображается главное, основное)

А на задний план? (Задний план служит фоном, где разворачивается действие)

А с помощью чего автор достигает идею картины? (С помощью красок, тона краски. Цвет тоже играет большую роль.)

Давайте поговорим о цветах, которые использует художник. Какие цвета вы видите? ( голубой, желтый, розовый, синий)

А какие тона преобладают – теплые или холодные?

Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льется теплые желтые тона.

Как уже сказала, с этим живописцем мы встречаемся не в первый раз. Поэтому, давайте вспомним некоторые страницы его биографии и творчества.

Слово об авторе картины.

Выступление учащегося. (Слайд 5)

Константин Федорович Юон родился (12) 24 октября 1875 года в Москве. Судьба всячески благоволила ему - он прожил долгую жизнь, у него был на редкость счастливый брак, окружающие любили его, ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. Невзгод было меньше – это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей. Его картины были замечены еще на ученических выставках – публика раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе. Впоследствии его картины были всегда желанны на самых разных выставках. Вскоре после окончания училища Юон начал преподавательскую деятельность и занимался ею всю жизнь.Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись. На его памяти произошло открытие древнерусской иконописи. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета. Все это повлияло на формирование манеры Юона.

Учитель : Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры.

Давайте посмотрим на некоторые его известные картины.

(Слайд 6) К.Ф. Юон любил писать портреты своей жены.

Среди поздних произведений Юона выделяются те, что написаны в деревне Лигачево под Москвой, где у художника был дом, и где он жил и работал с 1908 по 1958 года.

(Слайд 13) Особенности пейзажного творчества Константина Федоровича Юона наиболее полно выразились в картине "Мартовское солнце", которую он написал в 1915 году.

У вас в учебниках на странице 119 есть вопросы, на которые мы сейчас попытаемся ответить. Итак, кто хочет прочитать и ответить на первый вопрос?

1) какие приметы ранней весны отражены в пейзаже? (Яркие солнечные блики, высокое голубое небо, подтаявший снег, ветки деревьев тянутся к небу, к теплым лучам солнца. На обочина лежит подтаявший снег и нежится в лучах мартовского солнца.)

2) что вы видите на переднем плане картины? (На переднем плане художник изобразил двух

деревенских ребятишек на лошадях. Они вносят в картину жизнь и движение. Крестьянские ребятишки только что выехали из села. Мы видим, что позади радостно лает черный пес, играется с ярко-рыжим жеребенком)

3) какое сочетание красок использует автор?( Небо налито ярко-лазурным цветом, из-за этого полотно приобретает неимоверную яркость красок!

Прозрачные снежно-белые тучки не спеша плывут над деревьями.

Яркие краски полотна - сочетания голубого, золотистого, розового, сиреневого – помогают

живописцу передать ощущение первого весеннего тепла и света. Все это вместе задает тему пейзажа – тему радостного и торжественного пробуждения природы.)

4) какие детали организуют композицию картины? (В своей картине художник интереснопоказывает нам традиционный русский пейзаж. Художник сознательно выделяет стволы высоких тополей, их величаво раскинутые на голубом фоне неба ветви)

5) с какой целью в пейзаж включена жанровая сценка? (жанровая сценка: дети, лошади, собачка, которые больше всего привлекают наше внимание)

Давайте мысленно уберем их из картины. Что изменинится? (Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки трудно представить сам пейзаж, т.к они передают нам живость, энергию, радость. Сам художник глубоко любил эту обжитую, уютную природу.)

Анализ картины.

Каков, по-вашему, замысел картины? О чем эта картина?

(Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает человек в конце зимы. Все истомилось. Все ждет тепла и света, но все жаль уходящей зимы с ее красотой, с ее забавами. Эта картина о красоте снега и о радостном предчувствии тепла и весны.)

Работа над эпиграфом.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

О каком времени года так отзывается Пушкин? (Весна)

Как он называет весну? (Утром года)

Как природа встречает весну? (С улыбкой ясной)

А что можно назвать улыбкой природы? (Сияние солнца)

А как вы думаете, почему природа встречает весну сквозь сон? (Потому что природа просыпается после зимы и становится весело, радостно на душе, хочется улыбаться и вдохнуть свежесть природы).

Составление плана сочинения.

К.Ф. Юон – мастер пейзажа. (вступление)

а) приметы ранней весны, отраженные в пейзаже;

б) передний план картины;

в) сочетание красок;

г) использование автором жанровой сцены;

3. Настроение, вызванное картиной. (заключение) (Слайд 14)

Словарная работа

Наша речь должна быть богата по содержанию и правильной по форме. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (на доске, давайте найдем синонимы к данным словам)

Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует).

Картина – полотно, репродукция.

Блестит – искрится, сияет, сверкает.

Поражает – удивляет, изумляет.

Также на странице 119 вам даны словосочетания, которые помогут при написании сочинения. Кто хочет прочитать эти словосочетания?

(Слайд 15) Давайте посмотрим на экран. Эти слова и словосочетания тоже вам помогут при описании уже конкретных предметов.

Рассказ ученика по содержанию картины.

На переднем плане Юон изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях, как раз и они вносят в картину жизнь и движение. Позади мы видим радостно лает черная собака, которая играется с ярко-рыжим жеребенком.

В центре картины мы видим стройные белоствольные березы, от деревьев падают длинные синеватые тени. Небо налитоярко-лазурным, бирюзовым цветом. Белоснесные чучки плывут над деревьями.

Мастерски вписана в пейзаж мирная жанровая сценка, которая составляет неотъемлемую часть картины. Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки невозможно и трудно представить сам пейзаж, потому что художник глубоко любит эту обжитую и уютную природы.

Радостно ждать и ощущать приближение весны. В воздухе царит бодрый весенний дух, вся картина насквозь пронизана им.

Читайте также: