Сочинение мальчик у христа на елке достоевский анализ рассказа

Обновлено: 30.06.2024

Рождество – праздник, которому в литературе уделяется особое внимание. Именно рождественское время заставляет предвкушать чудо и волшебство.

Подвал, в котором находится мальчик, отталкивает сыростью и холодом. Неоднократное упоминание об отсутствии еды в завязке произведения и неподвижное тело матери главного героя показывает всю невозможность пребывания мальчика в этом помещении. Не получив помощи от недвижимой и холодной, как стена, мамы, в поисках пищи или копеечки, мальчик вынужден выбраться в город.

Контрасты, применяющиеся в произведении, показывают проблемы общества. Сочетание красоты, обилия еды, тепла вместе с голодом, холодом и нищетой детей заставляет задуматься о виновниках происходящей ситуации. Чертой бедности, безжалостности и равнодушия выступает стекло, преодолев которое мальчик встречает пренебрежение и отвращение к себе, что показывает непреодолимость безразличия для него в этом мире.

По правилам жанра святочного рассказа, конец всегда должен быть счастливым. Такое несоответствие счастья и реальной жизни в произведении призывает общество к милосердию и состраданию к окружающим.

Анализ 2

Критики воспринимают произведение на ура, некоторые называют его настоящим шедевром. С особым трепетом к рассказу относится и сам автор, читателям трагическая история тоже приходится по душе. Это произведение успели выпустить 22 раза в разных изданиях.

Автор учел фактически все характеристики, кроме того, что автор не написал хорошего финала. Достоевский решил, что не стоит приукрашивать серьезную реальность. Он прекрасно знает, что ждало бы мальчика, если бы он не замерз на улице, его бы скорее всего отправили в колонию.

Достоевский специально сгущает краски, он сравнивает подвал с вертелом, там оказалась женщина, которую он изображает мертвой. Она не смогла найти приюта ни себе, ни своему ребенку.

В Рождество все обычно помогают бедным и тем, кто обездолен. Все слои общества придерживаются такой традиции, но мальчик, который замерзает на улице не встречает такого сочувствия и деятельного отношения.

То, что шестилетний мальчик умирает от голода и холода, становится преступлением целого общества. Сюда относится и старуха, которая отказалась от него в подвале, и правоохранительные органы, и продавцы, работающие в кондитерской, а также другой мальчик, который ударил мальчика и даже срывает с его тела картуз.

Никто не знает, где развиваются трагические события, хотя некоторые догадываются, что события получают развитие в колорите Петербурга.

Достоевские делает это намеренно, он также не называет имя мальчика, скрывает его намеренно, чтобы показать, что данные события могут произойти абсолютно с любым человеком, поэтому нужно заботиться обо всех, проявлять сочувствие не только в рождественскую пору, но и круглый год.

Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского

Несколько интересных сочинений

На страницах романа Ф.М. Достоевского я познакомилась с разными героями. Главным из них, конечно, является бедный студент Родион Раскольников и девушка Соня Мармеладова.

Рождество – праздник, которому в литературе уделяется особое внимание. Именно рождественское время заставляет предвкушать чудо и волшебство.

Подвал, в котором находится мальчик, отталкивает сыростью и холодом. Неоднократное упоминание об отсутствии еды в завязке произведения и неподвижное тело матери главного героя показывает всю невозможность пребывания мальчика в этом помещении. Не получив помощи от недвижимой и холодной, как стена, мамы, в поисках пищи или копеечки, мальчик вынужден выбраться в город.

Контрасты, применяющиеся в произведении, показывают проблемы общества. Сочетание красоты, обилия еды, тепла вместе с голодом, холодом и нищетой детей заставляет задуматься о виновниках происходящей ситуации. Чертой бедности, безжалостности и равнодушия выступает стекло, преодолев которое мальчик встречает пренебрежение и отвращение к себе, что показывает непреодолимость безразличия для него в этом мире.

По правилам жанра святочного рассказа, конец всегда должен быть счастливым. Такое несоответствие счастья и реальной жизни в произведении призывает общество к милосердию и состраданию к окружающим.

Анализ 2

Критики воспринимают произведение на ура, некоторые называют его настоящим шедевром. С особым трепетом к рассказу относится и сам автор, читателям трагическая история тоже приходится по душе. Это произведение успели выпустить 22 раза в разных изданиях.

Автор учел фактически все характеристики, кроме того, что автор не написал хорошего финала. Достоевский решил, что не стоит приукрашивать серьезную реальность. Он прекрасно знает, что ждало бы мальчика, если бы он не замерз на улице, его бы скорее всего отправили в колонию.

Достоевский специально сгущает краски, он сравнивает подвал с вертелом, там оказалась женщина, которую он изображает мертвой. Она не смогла найти приюта ни себе, ни своему ребенку.

В Рождество все обычно помогают бедным и тем, кто обездолен. Все слои общества придерживаются такой традиции, но мальчик, который замерзает на улице не встречает такого сочувствия и деятельного отношения.

То, что шестилетний мальчик умирает от голода и холода, становится преступлением целого общества. Сюда относится и старуха, которая отказалась от него в подвале, и правоохранительные органы, и продавцы, работающие в кондитерской, а также другой мальчик, который ударил мальчика и даже срывает с его тела картуз.

Никто не знает, где развиваются трагические события, хотя некоторые догадываются, что события получают развитие в колорите Петербурга.

Достоевские делает это намеренно, он также не называет имя мальчика, скрывает его намеренно, чтобы показать, что данные события могут произойти абсолютно с любым человеком, поэтому нужно заботиться обо всех, проявлять сочувствие не только в рождественскую пору, но и круглый год.

Другие сочинения: ← Анализ романа Униженные и оскорблённые Достоевского↑ ДругиеАнализ сказки Жуковского О царе Берендее →

«Рассказ Ф. Достоевского

. Совершенствовать навык выразительного чтения; разви­вать речь, мышление; пробудить в детях милосердие, сострадание.

7 января мы будем праздновать Рождество Христово. Что это за праздник?

Дети. В этот день Бог пришел на землю, Он стал Человеком. У

. Послушайте этот рассказ, а потом ответьте: какое же настрое­ние нам передал автор? Учитель читает рассказ. Дети В начале рассказа нам было очень грустно, потому что у маль­чика умерла мама. Потом, когда мальчик попал на елку, мы пора­довались за него. А в конце опять стало грустно — мальчик замерз в подъезде.

. Давайте прочитаем рассказ еще раз, но сначала выясним значе­ние незнакомых слов. Учащиеся с помощью учителя определяют значения слов, и учитель за­писывает их на доске. Мерещится — кажется. Нары — приспособление для сна из досок. Захворала — заболела. Халатник — бездельник. Ревматизм — болезнь, при которой болят мышцы и кости. Брюзжать — недовольно ворчать. Картуз — головной убор. Ставни — деревянные створки, которыми закрываются окна на ночь. Жутко — страшно. Чухонка — финка (национальность). Смрад — душный, зловонный воздух. Чтение и анализ Дети читают рассказ вслух по очереди. У

История создания

Творчеству Федора Михайловича Достоевского присущ традиционный для русской литературы девятнадцатого века интерес к жизни “маленького человека”. Их образы с сочув­ствием выписаны во многих его произведениях, начиная с са­мого первого – романа “Бедные люди”. Выдающийся критик Виссарион Григорьевич Белинский ценил это произведение прежде всего за “гуманную мысль”.

писал: “Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: “Ведь это тоже люди, ваши братья!” Писатель продолжал раз­работку этой темы и в последующих своих произведениях – таких, как “Записки из Мертвого Дома”, романы “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, и других. Осо­бенно волновало Достоевского положение обездоленных де­тей. Ему принадлежит знаменитая фраза о том, что никакое светлое будущее не стоит слезинки одного ребенка.

Судьбе несчастных детей и посвящен его рассказ “Мальчик

Это произведение можно отнести к жанру так называемых святочных рассказов. Традиция жанра состоит в том, чтобы накануне светлого праздника Рождества Христова пробудить добрые чувства в душах людей. Обычно святочные рассказы непременно заканчивались счастливым концом, как, напри­мер, в “Рождественских повестях” Чарльза Диккенса, чье вли­яние ощутимо во всем раннем творчестве Достоевского.

Но в рассказе “Мальчик у Христа на елке” писатель отсту­пает от традиции. Его маленький безымянный герой не полу­чает рождественского подарка от окружающих его людей, а находит счастье и упокоение на елке у Христа, то есть в Цар­ствии Небесном.

В самом начале автор подчеркивает, что рассказывает вы­думанную историю: “…ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз”.

И в дальнейшем повествовании подчеркивает, что на самом деле этой истории не было, она будто бы приснилась писате­лю: “Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал…

Ему очень хотелось кушать”.

Однако ребенка накормить некому. “Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и ста­ла такая же холодная, как стена”.

Ребенок не понимает, что его мама умерла, он только чув­ствует, что она не даст ему еды, и тогда он в отчаянии выходит на улицу, где сильный мороз.

“Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, – тщетно мечтает малыш, – и так больно стало вдруг пальчикам…” Но некому позаботиться о нем, никому он не нужен: “Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика”.

А тем временем жители города готовятся встретить Рожде­ство. Вот мальчик видит в одном из домов “…большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то”.

Но и нарядным, чистеньким детям нет никакого дела до го­лодного замерзающего ребенка. А тут еще ему наносят неза­служенную обиду: “…большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обо­млел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, – и присел за дровами: “Тут не сыщут, да и темно”.

С этого момента и тон, и обстановка рассказа меняются. В чужом дворе ребенок нашел успокоение:

” – Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, – о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кру­гом все куколки, – но нет, это все мальчики и девочки, толь­ко такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и ви­дит он: смотрит его мама и смеется на него радостно…”

И мы догадываемся, что это Христос призвал к себе малы­ша: “У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки…” Мы понимаем, что бедный сиротка умер от холода и голода, что его душа отлетела в мир иной. Там он увидел таких же, как он сам, детей: “…мальчики эти и девочки все были все такие же, как он, дети, но одни за­мерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лес­тницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смра­ду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и бла­гословляет их…”

А в земной жизни “…наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика…”

Рассказ заканчивается авторским объяснением с читателями:

“И зачем же я сочинил такую историю. Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, – то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа – уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно слу­читься, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать”.

В этих последних словах заключена горькая ирония писа­теля. Он обличает общество, бросающее на произвол судьбы десятки и сотни несчастных маленьких детей, лишенных

родительской заботы, и только Христос может утешить их и повести за собой в Царствие Небесное.

Рождество – праздник, которому в литературе уделяется особое внимание. Именно рождественское время заставляет предвкушать чудо и волшебство.

Подвал, в котором находится мальчик, отталкивает сыростью и холодом. Неоднократное упоминание об отсутствии еды в завязке произведения и неподвижное тело матери главного героя показывает всю невозможность пребывания мальчика в этом помещении. Не получив помощи от недвижимой и холодной, как стена, мамы, в поисках пищи или копеечки, мальчик вынужден выбраться в город.

Контрасты, применяющиеся в произведении, показывают проблемы общества. Сочетание красоты, обилия еды, тепла вместе с голодом, холодом и нищетой детей заставляет задуматься о виновниках происходящей ситуации. Чертой бедности, безжалостности и равнодушия выступает стекло, преодолев которое мальчик встречает пренебрежение и отвращение к себе, что показывает непреодолимость безразличия для него в этом мире.

По правилам жанра святочного рассказа, конец всегда должен быть счастливым. Такое несоответствие счастья и реальной жизни в произведении призывает общество к милосердию и состраданию к окружающим.

Сюжет рассказа

Главными героями произведения являются два незнакомых друг другу мальчика. Первый достаточно приспособленный, он неплохо выживает на улицах города. Второй оказался в трудной ситуации случайно, поэтому ему приходится гораздо тяжелее, у него нет защиты, помощи ему ждать не от кого.

Мальчик у христа на елке краткое содержание

Рассказанная в произведении история произошла накануне Рождества. Сюжет начинается в подвале здания. На холодном полу брошен старый тюк, на котором лежит очень слабая и больная женщина. Над ней склонился шестилетний мальчуган. Также в помещении живет ворчливая старуха, которая вечно недовольна ребенком.

Семья оказалась в этом городе из-за бедственного положения, она приехала сюда, чтобы заработать денег. Голод заставил мать с ребенком и старухой покинуть насиженные места. Но после приезда женщина сильно заболела, поэтому не смогла устроиться на работу. Холод и голод лишь осложнили ситуацию, в которой оказалось семейство.

Совсем один

Дальше события развиваются трагически. Мальчик начинает замерзать, его мучает чувство голода и жажды. Он пытается разбудить маму, но та не приходит в сознание, поэтому он начинает ее тормошить. Когда подросток дотрагивается до нее, то чувствует холод. Его охватывает страх, он не понимает, что произошло, но его пугает темный и холодный подвал, в котором нет даже света.

Ребенок решается выйти наружу, улица поражает его многочисленными огоньками и количеством праздношатающегося народа. В родном городе мальчика такой красоты не было, в вечернее время его район освещал один тусклый фонарь, а после захода солнце местные жители и соседские ребятишки укрывались в своих домах.

В одном из окон Петербурга нищий мальчик увидел сказочную картинку. В центре стояла красиво наряженная рождественская елка, которая была украшена:

  • яблоками;
  • мандаринами;
  • хлопушками;
  • конфетами.

Чтобы не замерзнуть, он решается зайти в дом, поскольку видел, что в эту сказочную дверь входило множество людей, который были приглашены на праздник.

Но хозяйка-барыня, увидев попрошайку, начала размахивать руками, дала ему монетку и прогнала. Все это настолько испугало подростка, что он выронил копейку и убежал.

Богатые хозяева и гости видели, что ребенок одет в легкую одежду, когда на улице стоял сильный холод. У него были явные признаки обморожения — покрасневшие пальцы и нос. Взрослые знали, что мальчик голоден, но этот аргумент на них не подействовал, они не дали ему поесть и отогреться.

Безразличие проявил и блюститель порядка, который нарочно отвернулся от нищего ребенка на улице. А ведь он был обязан помочь — сопроводить в участок, детский приют или больницу. Все эти люди и стали виновниками его смерти. Именно эту проблематику хотел показать Федор Михайлович Достоевский своим читателям.

Небольшое произведение критики приняли восторженно, некоторые даже назвали его шедевром. Любил этот рассказ и сам автор, не раз читал его на литературных вечерах. Пришлась по душе трагическая история про шестилетнего мальчика и читателям. С 1885 по 1901 год рассказ 22 раза выходил отдельным изданием.

Все условия в произведении были соблюдены, кроме хорошего финала. Здесь Достоевский не счел нужным приукрашивать действительность. Ведь в его других рассказах о детях маленькие нищие попрошайничают на улицах, а затем часто попадают в колонии. Вполне вероятно, что такая судьба ждала и героя этого рассказа, если бы он не замерз на улице.

По традиции в предпраздничные дни люди строят вертеп, который символизирует пещеру, где родился Иисус. Ведь Богоматери не нашлось места в городе. Достоевский сгущает краски, но параллель прослеживается четко: на одной из улиц перед Рождеством стоит вертеп-подвал с мертвой женщиной, которая приехала в город и не нашла здесь места ни себе, ни своему ребенку.

В рождественские дни на Руси принято помогать бедным и обездоленным. Этой традиции придерживаются представители всех слоев общества. Но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия.

Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода – преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный. На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.

Достоевский не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде.

Затем опять контраст – елка у Христа, где мальчик свой, его любят и принимают. Рядом такие же дети, его несчастная мать улыбается, а Христос очень добрый. Бедный мальчик не нашел сочувствия и любви на земле, а только во сне, в Царстве Небесном. Параллели с рождественской библейской историей заостряют внимание читателя на том факте, что люди так же холодны сердцем и жестоки, как и две тысячи лет назад.

Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных. Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.

По писателю: Достоевский Федор Михайлович

Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке. Аудиокнига

Облегченная история

Художникам по костюмам было особенно важно сохранить дух эпохи второй половины XIX века. Для этого использовались максимально приближенные к тому времени ткани и силуэты. При этом художники старались облегчить сложные конструкции костюмов, чтобы артисты могли свободно и легко выполнять свои пируэты и па.

Театральная мастерская

Перед артистом стоит непростая задача: его господин с подарками должен выражать суетность, жадность, самодовольство. И все это — благодаря танцу и костюму.

Ведущий солист балета Мариинского театра Игорь Колб

О балете

Либретто написано по мотивам рассказа, предпосылкой создания которого стал эпизод 1876 года — посещение Достоевским и его маленькой дочкой рождественской елки, а после нее детской колонии. Тяжелые судьбы малолетних преступников, большинство из которых были бездомными нищими, взволновали писателя. В либретто расширена история Мальчика и введены события, ведущие, как и у автора рассказа, к трагическому концу.

Музыкальной основой балета стали фрагменты произведений Игоря Стравинского, ярко насыщенные характерными сюжетными образами. В балете принимают участие народный артист России Фарух Рузиматов в роли Писателя и премьер Мариинского театра, заслуженный артист России Игорь Колб в роли Господина с подарками. Вместе с ними на сцену выйдут учащиеся школы-студии при Театре детского балета.

Приглашения на премьеру балета предоставлены многодетным семьям, учащимся и родителям хореографических и театральных студий и художественных школ Санкт-Петербурга, а также школьникам и членам их семей.

Читайте также: