Мини сочинение личная драма твардовского цена покаяния

Обновлено: 02.07.2024

В творчестве Твардовского запечатлены основные вехи разви­тия советской страны: коллективизация, Великая Отечествен­ная война, послевоенное возрождение. Это поэт — советский по сути своей, но, вместе с тем, в его поэзии находят место и общечеловеческие проблемы. Его творчество глубоко народно прежде всего по своей мировоззренческой основе. Поэт широко использует народный разговорный язык, фольклорные формы, и духе народно-поэтического творчества рисует своих героев.

…в длину и в ширину — кругом своя.

Посеешь бубочку одну,

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, —

В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный,

Сама режет, сама давит,

Сама помощь подает.

Если Теркин-боец возвеличивал свое государство, все делал для его победы, то новый Теркин разрушает тоталитарную сис­тему, которая давит человека.

Но кто из нас годится в судьи —

Решать, кто прав, кто виноват?

О людях речь идет, а люди Богов не сами ли творят?

Поэт пытается философски осмыслить время, найти истоки происходившего.

С дороги — через всю страну —

Я вижу отчий край смоленский.

Перед поэтом предстает еще одна даль — даль нравственных потенций человека, глубокая даль души лирического героя.

Все три дали сливаются в большое симфоническое произве­дение, в котором раскрываются сила и могущество страны, кра­сота и героизм советского человека. Поэт убежден в историче­ской правильности и прогрессивности пути нашей страны:

За годом — год, за вехой — веха,

За полосою — полоса.

Нелегок путь. Но ветер века —

Он в наши дует паруса.

Забыть велят и просят лаской Не помнить — память под печать,

Чтоб ненароком той оглаской Непосвященных не смущать.

Твардовский судит себя, страну по самым высоким нравст­венным меркам. Он видит истоки обесчеловечивания, предатель­ства в сталинских временах, когда переворачивалась мораль, когда доблестью считались лжесвидетельство, предательство, клевета, если это совершалось под знаком любви к вождю. Поэт уверен, что убить память невозможно, что народ будет помнить свою историю, так как

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору!

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать еще конца.

Так вся история страны, запечатленная в поэмах Твардов­ского, получила свое философское осмысление в его послед­ней, итоговой поэме.


В поэме "По праву памяти" Твардовский выражает всю боль и глубину переживаний своей души.

Вспоминая свои легкие и прекрасные мечты юности, он иронично и вдохновенно говорит о себе, о своих надеждах и ожиданиях своей молодости.
Однако, столкнувшись с жестокой реальностью и тяжкими испытаниями, которые выпали на долю его семьи, которую раскулачили и сослали в Сибирь, Твардовский вылил всю свою скорбь в поэму "По праву памяти".
Он вынужден был отказаться от своей семьи, своих любимых и дорогих людей и это разрывало его сердце всю жизнь.

Пройдя все бури испытаний, горя и разочарований, Твардовский убеждает нас сохранить память, как дар свыше. Потому что пока мы помним, живы наши предки, их дела и подвиги! Память - это право и привилегия каждого человека. Память храни - это и делает тебя человеком.

"По праву памяти" - исповедь Твардовского, в которой сосредоточена вся суть его мыслей и стремлений, мечтаний и падений, личная драма и освобождение.

Гамлет - один із найцікавіших і найтаємничіших героїв. Він міг би багато чого розповісти і навчити. І сама я була б не проти вести з ним розмову.

Але спочатку потрібно подолати бар'єр віків, і ось уже поруч проносяться цілі століття, час пролітає, наче метелик. У мене багато запитань, але в минулому не можна знаходитись занадто довго, і час все минає, краплина за краплиною. Тому питати потрібно тільки найважливіше.

Одне з найголовніших питань - наше життя, його ціль та ставлення до нього. Адже зараз навкруги повно жорстокості, все міряється грішми. То як же треба ставитися до всього цього? Чи боротися, чи терпіти, чи просто відійти вбік?

Також питання - чому? Чому ми живемо, чому маємо дарувати життя, чому маємо вмирати?

Я, ніби ненаситлива комаха все задаю питання, вони падають, краплина за краплиною, рясним дощем, породженим моїми устами. А час усе стікає - пісчинками-секундами, крупинками-хвилинами та камінцями-годинами. І ось уже потрібно повертатися, і усю дорогу назад, до нашого часу, я осмислюю ті відповіді, які давалися на мої запитання. І найцікавіше те, що як слова я майже їх не сприймала, вони поселилися в моєму серці, і записані на ньому, як на плівці. Я вже майже їх не пам'ятаю, але впевнена, що в потрібну мить, зхай вона навіть буде останньою, вони спливуть у моїй пам'яті, у моєму серці. І тоді я нарешті пізнаю сенс життя.

Вже багато часу минуло з тієї зустрічі, а відблиски тої величезної таїни, переданої мені Гамлетом, все не дають мені спокою. Та чи була та зустріч, чи це плід моєї уяви, я впевнена, що відтепер буду йти по правильному життєвому шляху.

"Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые. " Чем-чем, а "роковыми минутами" XX век не был обделен. Поэт Александр Твардовский знал это не понаслышке. На его долю выпало стать поэтическим зеркалом трех трагических периодов, потрясших и мир, и большую и малую родину. Он пережил и перестрадал и 30-е, и 40-е, и послевоенные годы, но ему посчастливилось дожить до тех дней, когда он смог, наконец, правдиво и откровенно рассказать о пережитом.

Твардовский, как человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, переосмыслить эти события.

Еще в поэме "За далью — даль" были произнесены слова: "Молчанье — тоже ложь". В его последнем, итоговом произведении — поэме "По праву памяти"— эта бесспорная мысль получила дальнейшее развитие: "Нет, все былые недомолвки домолвить ныне долг велит". Потому что — и это первейший и всеопределяющий принцип поэта — "Одна неправда нам в убыток и только правда ко двору!"

В декабре 1963 года, окончив работу над поэмой "Теркин на том свете", в которой была сделана попытка сатирического разоблачения тоталитаризма, Твардовский записал в рабочих набросках:

. Недосказал. Могу ль оставить

В неполноте такую речь,

Где что убавить, что прибавить —

Как долей правды пренебречь?

Годам и дням ведя отсчет.

Недосказал — и горя нету.

Нет, недосказанное жжет.

Первоначально Твардовский собирался добавить "недосказанное" как главу в поэму "За далью — даль", но затем главы сложились в самостоятельное произведение, в котором поэт заново переосмыслил все, о чем писал раньше, — в поэму "По праву памяти".

Эта поэма — социальное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбах отдельной личности, осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились тяжелые противоречия времени. Мотив поиска правды, как истины и справедливости, сквозной в поэме — от обращения к себе во вступительных строках: "Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой" — до завершающих слов о целительном настое "правды сущей", добытой ценой жестокого опыта.

В произведении развиваются и углубляются мотивы, прозвучавшие в книге "За далью — даль" (тема репрессий в главах "Друг детства" и "Так это было"), но теперь они приобретают более личностный характер. Ведь все, о чем пишет поэт, было поистине выстрадано им самим. Речь идет о судьбе его семьи и его собственной судьбе. Потому и построена поэма как взволнованный монолог, обращенный к современникам и, главным образом, к молодым людям — к "вам, из другого поколенья". Это страстная исповедь про то, что "душу жжет": о попирании неписаных человеческих законов, о поругании человеческого достоинства, о неслыханном произволе 30-х годов, стоившем миллионы жизней, в том числе о поломанных судьбах своих братьев, сестер, отца, матери, высланных в 30-е годы на Северный Урал, и о многих других злодеяниях. Сама память в поэме Твардовского — это не просто взволнованное воспоминание о былом, а невозможность забыть, неотпускающая боль души, постоянное тревожное напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце.

Первая глава поэмы "Перед отлетом" — рассказ о юности автора, о друге, с которым они наивно мечтали о счастье и верили в светлое будущее:

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать. Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду.

То и жизнь отдать.

Молодые, уверенные в себе оптимисты, они не предполагали, что от жизни нужно ждать не только счастья. "Сомненья дух" им "был неведом", но тем горше было разочарование, постигшее их при столкновении с действительностью. Уже в этой главе слышно предзнаменование суровой реальности, трагических конфликтов эпохи.

Глава "Сын за отца не отвечает" — отражение той неразрешимой ситуации, в которую попал сам Твардовский в начале 30-х годов. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как "сын кулака".

А как с той кличкой жить парнишке,

Как отбывать безвестный срок, —

Толкует автор этих строк.

Читая поэму, мы ощущаем, как сильно была ранена душа молодого поэта, ощущаем всю глубину той великой исторической трагедии, которая обернулась личной бедой не только для него, но и для многих тысяч людей того поколения. Мы понимаем, каково было его отцу — честному крестьянину-труженику услышать жестокий и несправедливый, как говорит поэт, "слепой и дикий для круглой цифры приговор". Ему, зарабатывавшему хлеб собственными, в сплошных мозолях руками, о которых поэт с такой любовью и горечью говорит:

В узлах из жил и сухожилий,

В мослах покрюченных перстов —

Те, что — со вздохом — как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

Те руки, что своею волей —

Ни разогнуть, не сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей —

По этому приговору отец Твардовского оказался "в тех краях, где виснул иней с барачных стен и потолка. ". Он был раскулачен не только за то, что имел крепкое хозяйство, но и за то, что выделялся из общей массы своим экстравагантным поведением: носил шляпу, к другим крестьянам относился несколько высокомерно, к тому же был женат на дочери дворянина, пусть и обедневшего, разорившегося.

Боль Твардовского понятна, ведь пострадала при этом и вся семья. Нелегко приходилось детям "врагов народа":

И за одной чертой закона Уже равняла всех судьба: Сын кулака иль сын наркома, Сын командарма иль попа. Клеймо с рожденья отмечало Младенца вражеских кровей. И все, казалось, не хватало Стране клейменых сыновей.

Твардовский, как и многие его сверстники, не хотел отрекаться от своего отца и вынужден был скрывать свое происхождение от окружающих. Естественно, что он был искренне возмущен словами Сталина "Сын за отца не отвечает. С тебя тот знак отныне снят". Эти слова были всего лишь красивым жестом, в действительности же отношение к детям "врагов народа" оставалось прежним.

Сталин стремился воспитать поколение, для которого государство стало бы важнее семьи, а идеалы социализма — важнее личного счастья.

Лицемерие слов, невзначай оброненных "судеб вершителем земным" .лишь подчеркивает и усугубляет не только его вину, но и тех его наследников, которые "Забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль" (глава "О памяти").

Эта "живая быль" состоит в том, что слова "отца народов" оборачиваются требованием не только подавить все личное во имя государственного, но и нарушить основные библейские заповеди: почитай отца своего и мать свою, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не убий, не сотвори себе кумира. Глас "отца народов" звучит в поэме как проповедь, но проповедь — Сатаны:

Он говорил: иди за мною,

Оставь отца и, мать свою,

Все мимолетное, земное

Оставь — и будешь ты в раю.

Отринь отца и мать отринь.

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Трагическое положение личности в тоталитарном государстве порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди поверили в идею, были преданы идеалам социализма, а с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, заставляя сомневаться: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества?

Твардовский был в числе тех, кто искренне поверил в идеи социализма, но пострадал при их претворении в жизнь. Поэтому отношение его к "вождю народов" неоднозначно: образ Сталина становится одним из центральных и самых меняющихся в его поэмах. Он эволюционирует от мудрого и надежного кормчего "на многомощном корабле" в цикле "О Сталине" до тирана, не только извратившего социалистическую идею, но посягнувшего на саму природу человека.

За два года до смерти Твардовский переосмыслил всю прожитую жизнь, избавился, наконец, от всех иллюзий. Он отверг все запреты и предал гласности мучительную и горькую память о жестокой эпохе, об ужасах и преступлениях времен сталинщины:

. не те уже годочки, —

Не вправе я себе отсрочки

Еще успеть без проволочки

Немую боль в слова облечь,

Ту боль, что скрыта временами

И встарь теснила нам сердца.

В главе "О памяти" поэт открывает правду и о продолжающих эпоху сталинизма, полных лжи и показухи брежневских временах:

Забыть велят и просят лаской

Не помнить — память под печать.

Чтоб ненароком той оглаской

Непосвященных не смущать.

Твардовский не согласен с такой политикой государства. Он считает, что за нежеланием открывать правду скрывается страх перед собственным народом, а это неправильно, ведь

. кто сказал, что взрослым людям

Иль нашей доблести убудет

И на миру померкнет честь?

Он уверен, что тот, "кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу". А ведь потомки спросят с народа и будут судить его судом поколений, судом истории. Твардовский считает, что его современники обязаны рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза, —

Людьми из тех людей, что людям,

Не пряча глаз, глядят в глаза.

Поэма "По праву памяти", в которой Александр Твардовский попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться с тем, что происходило тогда в стране, была написана в 1963-1969 годах, но увидела свет только в 1987-м. Она оказалась удивительно созвучной духу того времени — требованиям гласности, прямого и откровенного разговора о наболевшем. Конечно, Твардовский открыл правду только в той мере, в какой она была доступна ему — члену ЦК КПСС, и двигала поэта к правде памяти не только "оттепель" и желание реабилитировать несправедливо репрессированных, но и сугубо личное обстоятельство — близость смерти, последнего срока, до которого надо успеть высказать "немую боль". Тем не менее, появление этой поэмы еще раз подтвердило значение памяти, тема которой усиленно разрабатывалась в прозе и поэзии на протяжении последних десятилетий XX века, и подчеркнуло роль Твардовского, находившегося у истоков ее разработки.

За несколько месяцев до начала работы над поэмой “По праву памяти” А. Т. Твардовский писал: “Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни”. Поэма “По праву памяти” – исповедь, она во многом автобиографична и является итогом многолетних трудных размышлений автора. В первой главе поэмы (“Перед отлетом”) автор вспоминает свою юность с ее радужными надеждами, о друге,

Готовы были мы к походу. Что проще может быть: Не лгать. Не трусить.

Верным быть народу. Любить родную землю-мать.

Не предполагали уверенные в себе оптимисты, что не только счастья следовало ждать от жизни.

В этой главе возникает лишь предощущение суровой исторической реальности, трагических конфликтов эпохи. Эти конфликты во всей своей масштабности разворачиваются в главе “Сын за отца не отвечает”. В этой главе выражена не только личная боль поэта – сына “врага народа”. В этой главе поэт парадоксально поворачивает разными гранями знаменитую

Она всегда интерпретировалась как некий спасательный круг, который сердобольный и справедливый вождь бросал несчастным изгоям, запятнанным родством с “врагами народа”. Но поэт гордо отвергает такую подачку, он не собирается получать право на благополучие ценой предательства отца, ему представляется более резонным совершенно противоположный выбор:

А вдруг тот сын (а не сынок!). Права такие получая, И за отца ответить мог?

И в самом деле, он берется отвечать за своего отца, отвечать – в смысле защищать, заступаться. И сын отвечает тем, что отстаивает человеческое достоинство отца.

И делает это художнически – он создает пластически зримый образ великого труженика-крестьянина. Вот, например, описание рук отца:

Те руки, что своею волей Ни разогнуть, ни сжать в кулак: Отдельных не было мозолей Сплошная – подлинно кулак!

Мысль об ответственности за отца органично ведет за собой мысль об ответственности за все, что происходит в стране, об общей вине. Теперь уже поэт не ищет никаких оправданий себе и всем, кто если и не участвовал в злодеяниях сталинского режима, то молчаливо присутствовал при них. Расплатой становятся неизбывные нравственные муки:

И длится суд десятилетий, И не видать еще конца.

Этим тайным судом совести, считает А. Твардовский, судит себя каждый порядочный человек, переживший те времена.

Третья глава “О памяти” является итогом раздумий поэта о прожитой жизни, о сложной эпохе, выпавшей на долю. Главная мысль в ней – мысль об исторической памяти. Отказ от памяти, запрет на память – это отказ от ответственности, от покаяния и искупления вины.

Поэт спорит с теми, кто считает более удобным не помнить о трагедиях прошлого.

Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую быль. И чтобы волны Над ней сомкнулись. Быль – забыть!

Поэт готов в одиночку, против всех, отстаивать право на память, потому что, если не помнить прошлого, оно может повториться:

Кто прячет прошлое ревниво. Тот вряд ли с будущим в ладу.

На долю А. Твардовского выпали трудные времена.

Он пережил и перестрадал тридцатые и сороковые, послевоенные годы, время хрущевской “оттепели”. Огромный и трудный мир открыл он читателю в своих поэтических произведениях. Поэма “По праву памяти” – исповедь поэта, в которой он излил все, что “жило, кипело, ныло в его душе.

Поэма основана на реальных фактах биографии Твардовского, содержит осмысление им своей жизни и судьбы страны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

История создания, чему посвящено

Основные темы поэмы:

  • историческая память;
  • покаяние;
  • ошибки прошлого;
  • личная и общественная вина;
  • сталинизм;
  • репрессии;
  • забвение;
  • трагедия российской истории XX века;
  • сопротивление реставраторской кампании по оправданию Сталина;
  • сыновья и отцы.

Чему посвящено произведение:

  • осмыслению исторического прошлого советской страны;
  • попытке понять феномен любви народа к Сталину;
  • раскаянию поэта за свои заблуждения;
  • осуждению тенденции предать забвению репрессии и другие ошибки сталинской эпохи;
  • потребности проследить связь между поколениями, отцами и сыновьями.

История публикации:

Жанровые и композиционные особенности

  • род литературы — гражданская лирика;
  • структурный тип текста — поэзия;
  • жанр — лирико-публицистическая поэма.

Поэма написана от первого лица, по форме представляет собой исповедальный рассказ, обращенный к читателю.

Композиционные особенности:

Главные мысли произведения:

  • нельзя забывать прошлое;
  • нет прощения преступлениям против своего народа;
  • без покаяния нет будущего.

В поэме 3 измерения-пространства, которые являются предметом размышления для лирического героя:

Краткий анализ поэмы по главам

  • не лгать;
  • не быть трусом;
  • быть верным своему народу и Родине.

Размышляя об этом спустя годы, поэт говорит, что это самые простые и очевидные правила, но при этом и самые сложные для выполнения. Он пронесет их через всю жизнь — они будут для него нравственным камертоном.

  • душные ночи июля;
  • запах сена;
  • петушиные запевы;
  • соломенные стрехи (края крыши сельской избы);
  • пылающие румянцем щеки деревенских девушек.

Друзья были молоды и полны сил. Они хотели идти в воображаемый поход и совершать подвиги. Но последующая жизнь избавила их от многих иллюзий.

Поэт рассматривает это высказывание в нескольких аспектах:

Развивая ключевую мысль, автор перечисляет сталинские преступления:

Отмечает он и личные негативные качества Сталина:

Третья и последняя глава поэмы посвящена борьбе против развернувшейся с середины 1960-х годов кампании по замалчиванию сталинских преступлений и возврату к идеологии двоемыслия, когда слова и поступки не соответствуют друг другу.

Это очень эмоциональная часть поэмы. Если первая глава наполнена лирической грустью, вторая — душевной болью и сожалением, то в третьей преобладающими эмоциями являются:

  • гнев;
  • возмущение;
  • негодование;
  • осуждение;
  • горечь.

Тем самым Твардовский подчеркивает, что сталинский режим не уникален, а его истоки следует искать не в конкретных личностях, а в готовности народа брать ответственность за свою судьбу.

Память каждого человека состоит из двух огромных пластов:

Смысл произведения, чем нас учит

Произведение сохраняет огромную актуальность и в наше время:

  • оно учит настоящей, а не притворной любви к Родине;
  • утверждает право на историческую память;
  • воспевает такие важные нравственные качества, как честность, мужество, чувство долга;
  • говорит от необходимости не на словах, а на деле быть сознательным гражданином своей страны, готовым взять на себя ответственность за все, что с ней происходит;
  • призывает не разрывать связь между сыновьями и отцами, какими бы сильными между ними ни были противоречия;
  • напоминает о настоящих духовных ценностях.

Читайте также: