Звезда соломона куприн сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Такое взаимопроникновение двух миров определяет и характер конфликта, и тип героев, и структуру хронотопа. Хронотоп двойного сна усложняет сюжетно-композиционную структуру. По отношению ко второму сну о разгадывании слова, первый сон является реальным миром, в котором происходят события, встречи с людьми, исполняются желания. Таким образом, мы можем отметить, что в повести ярко выражен мотив сна, как знак того, что все в этом мире зыбко, непрочно и непонятно. Сам Куприн задается вопросом: «Кто скажет, где граница между сном и бодрствованием? Да и намного ли разнится жизнь с открытыми глазами от жизни с закрытыми? Разве человек, одновременно слепой, глухой, немой и лишенный рук и ног, не живет? Разве во сне мы не смеемся, не любим, не испытываем радостей и ужасов, иногда гораздо более сильных, чем в рассеянной действительности. И что такое, если поглядим глубоко, вся жизнь человека и человечества, как не краткий, узорчатый и, вероятно, напрасный сон? Ибо - рождение наше случайно, зыбко наше бытие, и лишь вечный сон непреложен”.

Очень важными в повести являются мотивы скорости и времени. События в ней развиваются стремительно, со скоростью мысли. Куприн проводит параллель с кинематографом, где оператор с произвольной скоростью крутит ручку аппарата и действие убыстряется, сливаясь в единый поток. До встречи с дьяволом тихая и размеренная жизнь Цвета протекала очень медленно и спокойно, а после встречи события ускоряются. Этот же мотив обнаруживается в эпизоде, когда Цвету не понравилась скорость поезда, в котором он ехал. Герой мысленно начинает управлять поездом, то ускоряя, то замедляя его ход. В этом мотиве выражена мысль Куприна о том, что жизнью человека управляет невидимая рука оператора, который то ускоряет, то замедляет события в жизни человека.

Если обратить внимание на даты, то можно увидеть, что герой встречается с дьяволом якобы на следующий день после 26 апреля. Он двое суток едет в имение, однако, оказавшись в имении, Цвет записывает в книгу именно эту дату. Время в фантастическом мире движется очень быстро, однако в другом мире знакомство дьявола и Ивана продлилось всего полторы минуты. Избавившись от действия магии, Цвет возвращается в свою комнату, где произошло его знакомство с Тоффелем. Вот она, замкнутость этого мира: Цвет в реальной действительности возвращается в тот самый миг туда, откуда и началось его необычайное происшествие.

Обо всех этих персонажах в повести сказано всего лишь пару строк, но из этого эпизода понятно, что все они жаждут власти, денег, известности и светской жизни. Парадоксально, что эту власть потом и получит Иван Степанович, т.е. тот единственный, который к ней не стремился.

Таким образом, можно сказать, что всех этих персонажей автор вводит в произведение именно с теми характеристиками, которые каким-то образом имеют значение для сюжета: в ком-то важны внешние черты, а в ком-то особенности характера или особые привычки. Ни один персонаж не появляется в повести случайно. Они все несут какой-то смысл в произведении.

Творческое наследие А.И. Куприна велико и многообразно: писатель оставил большое количество повестей, рассказов, очерков, статей, воспоминаний, большинство из которых уже исследованы. Однако творчество Куприна сложно вписать в какую-либо систему, посвятить какой-либо идее. Так, о методе писателя до сих пор ведутся споры: некоторые считают его сугубо реалистом (Мясников [21], Берков [7]), некоторые увидели в его творчестве черты романтизма (Кулешов [15], Волков[8], Афанасьев [4]), а некоторые отнесли А.И. Куприна к писателям — неореалистам (Келдыш [26] , Скубачевская [29]).

В произведениях Куприна четко выражена его любовь к природе, к прекрасному, к радостям жизни, но в то же время особое внимание писатель уделяет несправедливостям современного общества.

Повести и рассказы Куприна

куприн творчество повесть соломон поэтика

1. История изучения творчества А.И.Куприна и его повести «Звезда

Однако критики XX века по-разному рассматривали творчество писателя: одни отмечали его открытость красоте и радостям жизни (Измайлов [13]), другие — усиленное внимание к социальным несправедливостям общества (Воровский [9]).

Что же касается художественного метода писателя, то Кронихфельд считал Куприна сугубо реалистом, а Измайлов находил в его произведениях элементы романтизма.

В 1970-е годы уже сформировалось определенное мнение о творчестве Куприна, и теперь куприноведы уделяют внимание языку и стилистике произведений писателя (Пятницкий [25], Сыпченко [32], Айдарова[2]).

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала .

В последние годы творчеством А.И. Куприна занимались такие исследователи, как Скубачевская Л.А., Соценко Н.Ф., Абабина Н.В.

Игре и художественному эксперименту в творчестве Куприна уделяла внимание и Н.В. Абабина в своей работе «Проза А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна в литературно-художественных исканиях переходного периода (конца XIX — начала XX века) [1], считая, что А. Куприн нередко ставил в своих произведениях определенный эксперимент, при котором варьировал одни и те же мотивы, коллизии, сюжетные ситуации. Она писала, что такой авторский ход можно прокомментировать как явление рубежного сознания, ориентированное на повторное дообследование ситуации. Н.В. Абабина обращала внимание на нестандартное мышление Куприна и исследовала особенности его импрессионистского мышления.

Вторая статья И.П. Поборчей «Поэтика фантастического в повести А. Куприна „Звезда Соломона” и рассказе В. Набокова „Сказка” [23] посвящена сопоставительному анализу этих двух произведений, поскольку возрастает интерес к вопросам мифопоэтики творчества таких крупных писателей 20 века, как А. Куприн и В. Набоков. Здесь автор обращается к особенностям изображения инфернальных сил этими двумя авторами, обращает внимание на мотивную структуру и символику произведений.

2. Методика целостного анализа литературного произведения

Текст для аудиторной работы: тексты разных литературных родов .

.. Сюжет литературного произведения Лабораторное занятие № 4 ………… Мотив в литературе Лабораторное занятие № 5 ……….… Композиция литературного произведения Лабораторное занятие № 6 ……. Художественный мир текста Лабораторное занятие № 7 ………. Автор и герой в литературном произведении Лабораторное занятие .

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в . весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить . неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так .

Во второй главе монографии исследовательница обращает внимание на прямую речь, поскольку считала, что среди всех средств литературного изображения человека (наружность, жесты, поступки) особое место принадлежит внешней и внутренней речи действующих лиц. Прямая речь персонажей обладает возможностями достоверного свидетельствования их психологического состояния.

Произведение как продует эстетической активности автора

. присутствия автора в эпосе. Жанры автобиографической повести или автобиографического романа предъявляют автора до известной степени непосредственно. Значительно чаще автор выступает как повествователь, . сюжетов. Авторское самосознание достигает апогея в эпоху расцвета романтического искусства, ориентированного на обостренное внимание к неповторимому и индивидуально-ценностному в человеке. Автор .

В последней своей монографии авторы разграничивают сюжет лирический и драматический, обращая внимание на то, что драматический сюжет, в отличие от лирического, основан на фабуле. В заключении Левитан и Цилевич приходят к выводу, что особенности сюжета определяются принципами художественного метода, жанра, стиля, но сами эти принципы обретают воплощение только в сюжете.

Изучая проблему целостного анализа, каждый из литературоведов предлагает свою систему изучаемых пластов произведения, или уделяют внимание только одному аспекту. Мы же в своем анализе постараемся изучить все вышеперечисленные уровни произведения.

Тема детства в повести П. Санаева ‘Похороните меня за плинтусом’

. писателей (П. Санаева, Л. Петрушевской, Ю. Вознесенской и др.). Объектисследования - повесть П. Санаева "Похороните меня за плинтусом". Предметисследования - идеи, составляющие тему . детей, растущих в так называемых "приличных" семьях. Лев Толстой, Чехов, Достоевский, Куприн, Короленко в своих произведениях проводят подробнейший анализ возрастной психологии детей, факторов воспитательного .

. предводителя дворянства". На пропущенную через грустно-элегический настрой повествователя картину мира ("еще печальнее было видеть оставленные . для литературы Серебряного века, осуществляется у Куприна путем контрастно-сопоставительного изображения психологических портретов двух героинь . травянистый, грустный запах", "высокомерная красота" садовых цветов, среди которых были "бутоны и розы, .

Такое взаимопроникновение двух миров определяет и характер конфликта, и тип героев, и структуру хронотопа. Хронотоп двойного сна усложняет сюжетно-композиционную структуру. По отношению ко второму сну о разгадывании слова, первый сон является реальным миром, в котором происходят события, встречи с людьми, исполняются желания. Таким образом, мы можем отметить, что в повести ярко выражен мотив сна, как знак того, что все в этом мире зыбко, непрочно и непонятно. Сам Куприн задается вопросом: «Кто скажет, где граница между сном и бодрствованием? Да и намного ли разнится жизнь с открытыми глазами от жизни с закрытыми? Разве человек, одновременно слепой, глухой, немой и лишенный рук и ног, не живет? Разве во сне мы не смеемся, не любим, не испытываем радостей и ужасов, иногда гораздо более сильных, чем в рассеянной действительности. И что такое, если поглядим глубоко, вся жизнь человека и человечества, как не краткий, узорчатый и, вероятно, напрасный сон? Ибо — рождение наше случайно, зыбко наше бытие, и лишь вечный сон непреложен”.

Очень важными в повести являются мотивы скорости и времени. События в ней развиваются стремительно, со скоростью мысли. Куприн проводит параллель с кинематографом, где оператор с произвольной скоростью крутит ручку аппарата и действие убыстряется, сливаясь в единый поток. До встречи с дьяволом тихая и размеренная жизнь Цвета протекала очень медленно и спокойно, а после встречи события ускоряются. Этот же мотив обнаруживается в эпизоде, когда Цвету не понравилась скорость поезда, в котором он ехал. Герой мысленно начинает управлять поездом, то ускоряя, то замедляя его ход. В этом мотиве выражена мысль Куприна о том, что жизнью человека управляет невидимая рука оператора, который то ускоряет, то замедляет события в жизни человека.

Мотив старины пропитывает всю повесть: древние часы, старинное кресло. С мотивом вечности связан круг, который ее и символизирует. Даже время в повести имеет круговой характер.

Если обратить внимание на даты, то можно увидеть, что герой встречается с дьяволом якобы на следующий день после 26 апреля. Он двое суток едет в имение, однако, оказавшись в имении, Цвет записывает в книгу именно эту дату. Время в фантастическом мире движется очень быстро, однако в другом мире знакомство дьявола и Ивана продлилось всего полторы минуты. Избавившись от действия магии, Цвет возвращается в свою комнату, где произошло его знакомство с Тоффелем. Вот она, замкнутость этого мира: Цвет в реальной действительности возвращается в тот самый миг туда, откуда и началось его необычайное происшествие.

Обо всех этих персонажах в повести сказано всего лишь пару строк, но из этого эпизода понятно, что все они жаждут власти, денег, известности и светской жизни. Парадоксально, что эту власть потом и получит Иван Степанович, т.е. тот единственный, который к ней не стремился.

Таким образом, можно сказать, что всех этих персонажей автор вводит в произведение именно с теми характеристиками, которые каким-то образом имеют значение для сюжета: в ком-то важны внешние черты, а в ком-то особенности характера или особые привычки. Ни один персонаж не появляется в повести случайно. Они все несут какой-то смысл в произведении.

Заключение

В повести важную и кодирующую роль играет начало, поскольку именно в нем автор предупреждает читателя о том, что события, о которых рассказывает повествователь, странные и маловероятные, что и обусловит сопряжения в повести жизнеподобия и мистики, сказочности и в конечном счете ее неомифилогизм, а также указывает на особенности характера и увлечения главного героя, в связи с которыми и будут развиваться внешняя и внутренняя коллизии событий. Произведение имеет сложный хронотоп двойного сна, обусловившим высокую степень субъективности повествования. Повесть имеет новеллистический конец: читатель неожиданно узнает, что внутри одного сна существует второй.

В своей повести А.И. Куприн ставит вопросы о душе и жизни человека, о человеческой природе. Эти самые важные вопросы автор затрагивает во внутреннем конфликте повести, оставляя на виду конфликт власти.

Исходя из этого, мы можем предположить, что это роман-миф.

Список использованной литературы

1. Абабина Н.В. Проза А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна в литературно-художественных исканиях переходного периода (к. XIX — нач. XX).

2. Айдарова В.Н. Устная народная речь в произведениях А.И. Куприна. Рус. Речь, 1976, №6. С. 36-40.

3. Айдарова В.Н. Текстологическая работа А.И. Куприна. Рус. речь, 1980. — №1. — С. 56-63.

4. Афанасьев В.Н. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк. — М.: Худож. лит., 1972. — 174 с.

5. Бабичева Ю.В. Александр Куприн // История русской литературы: в 4 т. — Л., 1983. — Т.4. — С.373-394.

7. Берков П.Н. А.И. Куприн: критико-биогр. Очерк — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. — 194.

8. Волков А.А. Творчество А.И. Куприна. — М.: Худож. лит., 1981. — 360 с.

9. Воровский В. Русская интеллигенция и русская литература. — Х., 1923.

10. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. — Л.: Сов. писатель, 1979.

11. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. — М.: Языки славянских культур, 2007.

12. Жирмунский В.М. Задачи поэтики // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л., 1977. — С.15-55.

13. Измайлов А. Песни земной радости. — М., 1911.

14. Каньо З. Заметки к вопросу о начале текста в литературном повествовании // Семиотика и художественное творчество. — М., 1977. — С. 229-252.

16. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX — XX вв. — М., 1990.

18. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. — Минск : Изд-во высш., сред., спец. и проф. образования БССР, 1963. — 535 с.

19. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна, 1883-1907. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск : Изд-во БГУ, 1983. — 351с.

20. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна, 1907- 1938. — Минск : Изд-во БГУ, 1987. — 319 с.

19. Куприн А.И. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Худ. лит., 1995. — Т.5.

21. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. — Рига: Зинатне, 1990.

22. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопр. лит. — 1968. — №8. — С.74-87.

23. Михайлов О.Н. А.И. Куприн. — М. : Мол. гвардия, 1981. — 270 с.

24. Мясников А.С. А.И. Куприн (1870-1938) // Избр. соч. / А.И. Куприн. — М., 1947. — С. 3-19.

25. Палиевский П.В. Художественное произведение // теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. — Т.3. — М., 1965. — С. 422-442.

28. Пятницкий В.Д. Лексический повтор в произведениях А.И. Куприна // Ученые записки ивановского пед. ин-та, 1972. — Т.110. — С.35-48.

29. Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х): В 2 кн. — М. : Наследие, 2000. — Кн.1.

31. Сильман Т.И. Подтекст как лингвистическое явление // Науч. докл. высш. Школы: Филол. науки. — 1969. — №1. — С.84-90.

32. Скубачевская Л.А. Специфика неореализма А.И. Куприна : дис. на соискание науч. степени канд. филологических наук: 10.01.02. — Харьков, 2007. — 206 с.

33. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX -начала XX века. — М.: Лаком-книга, 2001. — 326 с.

34. Соценко Н.Ф. Интертекстуальность прозы А.И. Куприна 1890-1900-х годов : дис. на соискание науч. степени канд. филологических наук: 10.01.02. — Харьков, 2008. — 210 с.

35. Сыпченко С.В. К вопросу о стилистической активности «нейтральной лексики в произведениях А.И. Куприна // Труды Том. ун-та, 1973. — т. 84. — С.16019.

36. Успенский Б.А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типологии композиционной формы. — М.: Искусство, 1970.

37. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. — М.: Наука. 1971.

38. Чудаков А.П. Проблемы целостного анализа художественной системы: (О двух моделях мира писателя) // Славянские литературы: VII Международный съезд славистов. — М., 1973. — С.79-98.

Примеры похожих учебных работ

Повести и рассказы Куприна

Жанровое своеобразие военных повестей В. Быкова

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

. ни Церковь, ни дворянство. 2. Стремление к разделению литературных произведений на жанры. 2. Сентиментализм Изображение личной жизни человека, его задушевных чувств Г.Р.Державин 1. В центре изображения .

ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

. Он является и тем неисчерпаемым кладезем, откуда писатель берет материал для своих произведений, а в еще большей степени — возбудителем . и сконцентрированы высшие ценностные представления о сути и смысле жизни). Причем — что крайне важно и о чем мы, .

Особенности образных систем в произведении Чынгыза Айтматова «Тополек мой, в .

. который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием. Поскольку образ определенного человека приобретает обобщенный характер, ему присущ художественный вымысел (писатель отбрасывает случайные подробности, добавляет черты, проясняющие .

Читайте также: