Чтобы не было поздно сочинение

Обновлено: 11.07.2024

Жизнь не купишь, ни за какие коврижки. Время назад не повернешь. Жизнь быстротечно и стремительно движется вперед, то есть к концу. И об этом нужно задумываться еще в молодые годы. Как жаль, что понимать начинаешь на пол пути. Как жаль, что поступки и слова врезаются в память людей навсегда.

Многие из нас хотя бы однажды задумывались о смысле жизни. Это не удивительно, ведь с каждым годом человек становится старше, опытнее и мудрее. Появляются серьезные вопросы относительно того, зачем и для чего мы вообще живем. Ценности меняются, друзья уходят, дети вырастают. Человек в итоге остается наедине с собой. Именно в такие моменты и начинают лезть в голову разные, порой даже странные мысли.

Жизнь очень многогранна. В ней много хороших и грустных, несправедливых моментов. У многих людей иногда возникает желание уйти из жизни. Однако, желание жить чаще побеждает. Это правильно. Ведь второго шанса уже не будет. Особенно тонко и остро чувствуют эти моменты люди, у которых выявлены серьезные заболевания.

В жизни все прекрасно. И моменты радости, и черные полосы судьбы. Из всего нужно уметь извлекать уроки. Везде нужно искать позитивные моменты.

Учиться брать от жизни все не поздно будет никогда. Если мы учимся, нужно отдаваться этому процессу на все сто процентов. Про работу можно сказать то же самое. Дышать нужно полной грудью, танцевать, как в последний раз. Любить, дружить, гулять нужно так, будто бы завтра может не настать.

Жизнь нужно ценить. Вопреки всему нужно заставлять себя радоваться мелочам. Это нужно для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Не зря о жизни пишут столько стихов и снимают столько фильмов. Жизнь- это счастье, горе, радость и депрессия одновременно. Только сильные люди могут выдержать весь натиск и все проблемы сегодняшних реалий. Люди приходят и уходят. Дети рождаются и умирают. Войны начинаются и заканчиваются. А жизнь будет всегда.

Вариант 2

Каждому человеку суждено прожить одну жизнь. Нужно стараться оставить положительный след для родственников и молодого поколения. Жизнь даётся сложно и не все могут быть здоровыми людьми.. Надо стремиться и сохранять своё здоровье. Многие планеты без жизни, только на нашей планете происходят жизненные процессы.

Важно проводить жизнь достойно, не мешать жить другим. Вокруг много различных ситуаций, стараться находить точки соприкосновения. Думать о положительных моментах. Во всех искать лучшие стороны. Поднимать дух. Жить по правилам. В каждом человеке заложены лучшие стороны. Люди стремятся узнать больше и сравнить за всю жизнь. Преодолевая трудности можно получить стойкий характер.

Каждому дана одна жизнь — самый важный дар и без него нет существования. Необходимо закалять стойкость и устойчивость характера. Важно оберегать всё живое на земле, не забывать заботиться о братьях меньших, жить так, чтобы не стыдно было перед людьми.

Проживая много лет, начинаешь задумываться о прожитых годах. Надо ощущать и жить каждым часом, заботиться о близких. Помнить, что вокруг больше добрых и отзывчивых людей. Жизненные ценности актуальны и сейчас. Вокруг живёт много интересных и необычных людей. Надо уважать мнение близких людей, а также держаться и стремиться к совершенству. Добиваться положительных результатов. Находить верные решения. Жить и заботиться о близких, помогать родителям.

Дар для нас — ценная жизнь. Всё меняется. Проходит время и мы начинаем понимать, что всё вокруг живёт своей жизнью. Хочется понять для чего мы живём? Чтобы рано встать и поблагодарить Господа за жизнь. Всё хорошее должно побеждать отрицательное в жизни. Надо идти вперёд и не сдаваться!

Популярные сочинения

  • Сочинение Ранняя весна
    Весна – прекрасное время. Именно в это время года всё начинает потихоньку просыпаться и оживать. Все уже устали от постоянных заморозков и холодов и ждут прихода светлого и тёплого времени года.
  • Сочинение О домашнем животном (кошка)
    Однажды мы с ребятами собрались во дворе поиграть в мяч. Но пошел дождь, и мы спрятались под крышу песочницы. Петька начал рассказывать про своего кота, какой он у него безобразник.
  • Анализ произведения Война и мир Толстого
    Изначально произведение задумывается автором в виде повести, рассказывающей о судьбе декабриста, пережившего сибирскую ссылку. Однако в процессе работы над романом его концепция

Сочинение про Жизнь человека

Многие великие люди пытались найти ответ на вопрос: а что же такое жизнь? Для человека это что-то свое, личное, и каждый трактует ее по-своему, так, как позволяет ему опыт, знания, чувства, принципы, воспитание.

Для одних жизнь начинается с рождения маленького человечка, который растет, впитывает в себя то, что дает ему мама, учится – значит жизнь для него — это совершенствование себя, рост личности, постоянная работа над собой. А совершенствование невозможно без поиска, поиск – это движение. Исходя из логической цепочки, можно сказать, что для кого-то жизнь — это постоянный активный поиск своего места и предназначения, прогрессивный рост. Малыш, родившись не умеет делать ничего, но, постоянно двигаясь, учится разговаривать, двигаться, думать, читать, писать – налицо прогресс. Потом малыш совершенствует свои знания в саду, школе в социальной среде, пытаясь найти свою профессию, идет учиться после школы дальше, начинает работать, получает опыт и с возрастом становится все более умным и востребованным человеком, который достигает каких-то материальных благ.

Но не только постоянное совершенствование себя в профессиональном плане – это и есть жизнь, ведь кроме этого есть чувства, поиск своей половинки. Жизнь – это яркое солнце, которое светит сейчас; это голубое небо; волнение в груди от непонятного чувства, именуемого влюбленностью; это проблемы, которые нужно решать и двигаться вперед; это новые достижения в спорте, науке и технике; это дружба, предательство; это, то что движет нас, и это то, что двигаем мы здесь и сейчас.

Но для других это, наоборот, падение в пропасть, которое невозможно остановить. Ведь рождается человек абсолютно счастливым, а потом появляются проблемы: нужно учиться, совершенствоваться, преодолевать трудности, которые увеличиваются год от года, а отсутствие желания, а может быть, лень и слабость характера (а то и отсутствие такового) двигают человека к алкоголю, наркотикам, депрессивным состояниям, которые тянут человека мертвым грузом вниз, туда, где начинается ужас и деградация.

Но для всех жизнь сопряжена со взлетами и падениями, удачами и неудачами, и нужно уметь их преодолевать и идти вверх. Какой путь выберет каждый человек, зависит только от него самого, от его желания жить, а не выживать. И ни климат, ни политическая обстановка в стране, ни экономический застой, ни время года не способны оказать решающего влияния на этот выбор.

Вариант 4

Перед тем, как начать писать свое сочинение, сразу хочется сказать, что жизнь-это удивительное приключение. Оно дается каждому человеку всего один раз, поэтому провести его следует так, чтобы было что вспомнить, о чем порадоваться и от души посмеяться в глубокой старости.

Жизнь человека начинается с момента зачатия. Мы не помним этот период, но первые месяца мы проводим под сердцем матери. Мама является для нас важнейшим человеком и так будет длиться всю жизнь. Потом мы рождаемся и то, как сложится наша жизнь, во многом зависит от родителей. Особенно, это касается нашего детства. Это прекраснейшее время в течении всей жизни. Когда ты ребенок, то твоя жизнь беззаботная, легкая и веселая. Родители любят тебя, а что еще нужно для счастья ребенку. Затем ты взрослеешь и у тебя появляются первые обязанности и трудности в жизни. И тут уже все зависит от тебя, от твоего характера и отношения к происходящему. Каждый этап в жизни важный и особенный. И не нужно забывать о том, что каждый день уникальный. Точно такого же дня, точно не будет. Поэтому не стоит терять ни минуты. Важно каждое мгновение выкладываться по максимуму и наслаждаться радостями жизни.

Особенно важным периодом является поступление в учебное заведение. От того, на сколько ответственно ты подойдешь к своему выбору, будет зависеть вся твоя жизнь. Очень важно выбрать занятие по душе, чтобы оно доставляло тебе радость и удовольствие. Работа занимает очень большую часть жизни. Работая, человек развивается, растет по карьерной лестнице и само совершенствуется. Это необходимо для того, чтобы жизнь была полноценной и многогранной.

Очень важно, найти любимое хобби или увлечение. Благодаря ему жизнь становится интересной и насыщенной. По возможности нужно чаще путешествовать, смотреть новые города, страны и наслаждаться пейзажами природы. Так же отличным способом облагородить жизнь, станут походы в театры, музеи, выставки и прочие культурные места.

Жизнь такая многогранная и предлагает море возможностей. Самое главное быть целеустремленным человеком, не сидеть на месте, всегда стремиться к чему то новому, учиться, развиваться и расставлять правильные приоритеты. Для того, чтобы жизнь была счастливой, важна гармония во всем происходящем. Нужно соблюдать баланс между работой и семьей. Но не нужно забывать и о себе, своих интересах и желаниях. Правильное распределение времени, поможет везде успеть и осуществить задуманное.

Другие сочинения: ← Оправданный риск↑ На свободную темуДоброта и жестокость →

Жизнь – это бесценный дар

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней.

Да, каждый человек рождается для счастья. Но почему же мы встречаемся в жизни с такими событиями, которые нас способны повергнуть в шок. Я говорю о желании человека свести счеты со своей жизнью.

. Человек, сломленный грузом невзгод, именно так и поступает. И это единственное
неправильное
решение, потому что оно непоравимо.

Отказаться от своего будущего! Во имя чего? Ведь всегда можно найти путь этого не делать!

От себя лично хочу сказать: « Воспринимайте свою жизнь как единственную, неповторимую в этом мире! Смотрите на жизнь только с хорошей стороны! Любите свою ЖИЗНЬ! Цените каждую минуту! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, пению птиц, ласковому ветерку! Помните, что один неправильный шаг может стоить самого дорогого – вашей жизни!

специалист по социальной работе ОДПН

Основные занятия

Жизнь наших предков была трудна и полна опасностей. В непростых условиях выживали только самые крепкие, сильные люди, которые с детства были приучены к тяжелому непрестанному труду.

Женщины традиционно готовили еду, пряли пряжу, шили, следили за домашним хозяйством. Также они много времени проводили на огородах, занимались выращиванием домашней птицы и мелкого рогатого скота. Многие из них знали толк в лекарственных травах и занимались врачеванием. Женщины и дети также занимались сбором грибов, диких ягод, орехов.

Весной, когда съестные припасы подходили к концу, люди выживали за счет молодых побегов и листьев лебеды, которая зачастую заменяла собой хлеб. В голодные времена из этого растения пекли хлебцы.

Мужская работа требовала недюжинной физической силы и выносливости. Основными занятиями мужчин были:

Основной совместной деятельностью древних славян было земледелие.

Жилища древних славян

Поскольку наши предки жили в непростые времена, когда обычным делом были бесконечные нападения и военные столкновения, на первом месте стояла безопасность жилища.

Вокруг поселений выкапывали глубокие ямы, возводили земляные насыпи, густо ставили частокол. Для этого нужно было срубить дерево, обрубить все его ветки и сучья, обтесать, заострить и обжечь на огне. И для частокола требовалась не одна сотня таких подготовленных деревьев. Их глубоко зарывали в землю, и очень плотно устанавливали рядом друг с другом. Такой забор получался очень крепким и мог простоять долгое время.

Пол в домах находился примерно на один метр ниже уровня земли. Стены ставили из стволов молодых деревьев. Крыша также была сделана из таких жердей, на которые укладывали слои соломы. В стенах прорубались небольшие оконца, и в холодное время года их затыкали соломой или ветками. Неудивительно, что в таком жилище всегда было прохладно, темно и сыро.

Рис. 3. Жилища древних славян.

LiveInternetLiveInternet

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Жизнь сама по себе — это бесценный дар. Будьте благодарны за все

психология (604x371, 35Kb)

Прочитав эти строки, начинаешь переосмысливать жизнь по-другому.

Будьте благодарны за все. За хорошее, за плохое, за ужасное. Жизнь сама по себе — это бесценный дар. А удовольствие и боль — это часть нашего пути.

Не принимайте все слишком близко к сердцу. Поступки других людей — это отражение того, что происходит в их личной жизни. И, как правило, к вам это не имеет никакого отношения.

Значение химии в нашей жизни

Влияние химии на качество жизни человека двояко. Она способна как помогать, так и наносить вред человеку и окружающей среде.

Вредное воздействие

Несмотря на огромную пользу, химия способна причинить вред. От стиральных порошков может возникнуть раздражение на коже, особенно у детей.

Таблица вредных пищевых добавок

Лаки и некоторые краски при продолжительном вдыхании способны привести к интоксикации с головокружением, тошнотой, слабостью.

Удобрения при передозировке накапливаются в плодах и зелени, приводя к поражению желудочно-кишечного тракта.

модифицированный крахмал в йогуртах способен пагубно влиять на поджелудочную железу. А волокна, обработанные специальными химикатами для прочности и сохранения яркой окраски, вызывают аллергические дерматиты. Особенно это характерно для продукции одной из азиатских стран.

Чтобы оградить свой организм от вредного воздействия, следует:

  • соблюдать меры предосторожности, если используются такие вещества;
  • не приобретать продукцию, производитель которой неизвестен;
  • питаться полезной натуральной едой, ограничивая вкусные, но вредные продукты.

Эти простые правила позволят без риска для здоровья пользоваться всеми достижениями современной химии.

Польза химии

Вещества, полученные химическим путем, используют в медицине. Они помогают сохранить больным людям жизнь, поддерживают здоровье.

Введение лекарств

Одно из достижений – способность улучшать вкусовые качества: сахар, ванилин – тому наглядный пример.

В доме химические вещества убивают микробов, поддерживают комфортный микроклимат в квартире, дают тепло.

Сельским жителям и сельскохозяйственным предприятиям помогают обезопасить поле, сад, огород, приусадебное хозяйство, птицефабрику, повысить урожайность или надои. Это дает возможность обеспечивать едой жителей планеты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой эссе на тему:" Завтра будет поздно!", в котором автор указывает на необходимость следить за своим здоровьем.

Как часто мы, взрослые, не задумываемся о своем здоровье, употребляя спиртные напитки, куря сигареты, да и в принципе просто, живя в свое удовольствие, довольствуясь тем, что нам дала природа.

Сколько угодно можно привести примеров беззаботного проживания и отсутствия здорового желания озаботится о своем здоровье. Приведу один из них:

Миллионы заядлых курильщиков, не могут бросить курить, объясняя это тем, что если он бросит курить, то это будет первый шаг к ухудшению его и физического и психического здоровья. Ведь если он перестанет курить, то станет вместо пятиминутного перекура перекусывать, соответственно полнеть, а так как курение уже представляет собой зависимость, то естественно любой отказ вызывает стресс. И постепенно из здорового курящего человека он превратится в неврастенического толстяка! Допустим, что это так. Но, а если вместо курения заменить пятиминуткой спорта! Прыжки на скакалке! Чем не спортивное занятие, позволяющее своему организму получить хорошую долю адреналина, а мозгу, работоспособность еще на несколько часов.

Если мы сами, в первую очередь, не задумаемся о состоянии своего здоровья, о здоровье наших детей, никто не станет делать это. Своим детям мы должны донести, что здоровый образ жизни – это не тяжелые изнуряющие тренировки с гантелями в руках, это занятие в удовольствие, часто бывающее незаметным. Встать пораньше, почистить зубы, сделать гимнастику, пробежать вокруг дома- эти дела, не должны вызывать у нас негатива, ведь это прежде всего нужно нам, нашему организму.

Конечно, бывают и проблемы со здоровьем. Тогда люди готовы заплатить любые деньги, лишь бы их родные поправились. Но часто, к сожалению, это бывает невозможно. Болезни не жалеют ни бедных, ни богатых. Сколько знаменитых артистов ушло из жизни, не справившись со своими болезнями. И поверьте, финансы были…. но болезни они ни к чему…

Особенно горестно оттого, что часто заложниками проблем с собственным здоровьем становятся дети. Тут уже никакие рекомендации бессильны, нужно только терпение и помощь взрослых. Любая помощь! Здоровье не купишь! Но можно купить то, что заставит время работать в другую сторону. Лекарство, приборы, коляски. Это все становится важно для тех ребят, которые стали жертвой проигранной человечеством войны за свое здоровье!

Хотя, может еще проигранной не до конца. И мы все таки опомнимся, и возьмем в свои руки, то что нам принадлежало – здоровый образ жизни , и научим своих детей заниматься спортом, вести активный образ жизни, не иметь вредных привычек, и просто любить себя и свое здоровье.

забвению не подлежит

Вариант 1

Недавно я задумалась над вопросом, почему важно помнить прошлое. Изучая историю, мы узнаем различные подробности о возникновении государств, завоевании и освоении новых земель, о жизни и быте наших предков. А сколько всего остается еще неизвестным. И я поняла, что знать историю человечества важно, помнить события прошлых лет необходимо. В первую очередь, это долг каждого жителя нашей планеты. Ведь своей жизнью мы обязаны предкам, благодаря которым формировалось и развивалось наше общество. Они дали нам огромный опыт, научили нас бороться и побеждать. Они показали нам, что русский народ непобедим, если действовать в согласии для достижения благих целей. Сохранить память о прошлом — значит передать этот опыт последующим поколениям, научить их действовать сплоченно, быть самоотверженными и целеустремленными. О том, что память о прошлом является долгом каждого человека, говорят и художественные произведения. Обратимся к ним для доказательства данных слов.

Проанализированные произведения еще раз доказывают, что память о прошлом является долгом каждого. Наши предки оставили нам в наследство самое ценное — важные наставления и поучения, основанные на их опыте, пусть и не всегда удачном. Они пытались предостеречь нас от ошибок, которым были свидетелями, и дать ценные советы. Нам есть чему у них поучиться и из чего извлечь уроки.

Вариант 2

Произведения художественной литературы заставляют нас задуматься о том, почему важно помнить прошлое. Да, мы знаем, что не нужно забывать о великих открытиях, завоеваниях, походах, славных героях нашей страны. Но вместе с тем мы часто забываем о своем прошлом, о детских годах, о тех, кто в этот период был рядом, кто помогал и поддерживал, кто научил нас жить, любить, прощать. Нередко случается такое, что человек, став взрослым, теряет свои корни, забывая родительский дом и оставляя без внимания тех, кто в нем нуждается. Помнить прошлое, хоть и недалекое, не менее важно, чем хранить в памяти события давней истории. Забывая историю своей жизни, человек теряет опору, становится уязвимым, одиноким и даже несчастным. Человек блуждает по жизни, словно ежик в тумане. О роли сохранения памяти о близких людях рассуждали такие писатели как В. Г. Распутин и К. Г. Паустовский.

Эти замечательные рассказы противопоставлены друг другу. От одного из них веет добротой, в то время как другой наводит на грустные мысли. Но оба рассказа учат нас тому, что нужно помнить и чтить тех, кто дал нам шанс стать настоящим человеком. Если растерять эти воспоминания в жизненной суете, можно стать не только одиноким, но и несчастным. Помнить прошлое нужно для того, чтобы правильно построить свое настоящее и не загубить будущее.

Другие аргументы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения к поднятой писателем проблеме.

Задачи урока:

прочитать рассказ К.Г. Паустовского; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся раскрыть идейное содержание произведения;

- выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать;

- воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям .

Тип урока : комбинированный

Форма проведения: урок - размышление

Технологии: ИКТ (презентация).

Методическое обеспечение:

I . Портрет писателя

II . Запись на доске:

1. Словарная работа:

Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.

Пустельга (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.

Отчий дом – дом, где живут родители; родительский.

Зарубка – 1. Отметка рубящим орудием на чем-нибудь, например, на дереве.

2. перен. О том, что запомнилось крепко и надолго.

Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)

Поклонись до земли своей матери

И отцу до земли поклонись,

Мы с тобою в долгу неоплаченном

Свято помни об этом всю жизнь. (М.Рябинин)

Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это Мать (А.М.Горький)

3. Проблемный вопрос:

Почему с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения К.Г.Паустовского?

I . Организационно-мотивационный этап

Мне очень хочется, чтобы наш урок получился не только интересным, но и полезным, чтобы всё задуманное удалось, чтобы вы вынесли с урока знания и хорошее настроение. Пусть работает не только ваша память, но и душа, и сердце.

1. Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.

(Чтение письма учителем на фоне музыки)

________________________________________________________________________________

- Используя этот приём, мне хотелось узнать, кто мы: только учитель и ученики, или мы люди, которые смотрим на очень важные вещи одинаково. Я поняла, мы соучастники очень важного разговора. Спасибо вам за неравнодушие.

- Что же заставило героиню написать это письмо? ( Её одиночество, бескорыстная материнская любовь к самому дорогому, как ей казалось, человеку )

- Какие чувства у вас вызвало оно?

Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других

Совестливость – чувство моральной ответственности за свое поведение

Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся

Жалость – сострадание, соболезнование; печаль, сожаление.

2. Вступительное слово учителя

-Сегодня у нас необычный урок: урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца.

А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского.

II . Этап проверки домашнего задания

Может быть, в необыкновенной любви к людям?

Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?

Может быть, в желании разобраться в истинности человеческих чувств?

Вы видите на доске несколько эпиграфов . Постараемся к концу урока выбрать один, который бы раскрывал основную мысль не только рассказа, но и нашего урока.

Ответы обучающихся в виде ЭССЕ

- Я поняла, что рассказ растревожил ваши души.

Откройте тетради, запишите число и тему урока .

III . Этап осмысления содержания рассказа

Проблемная беседа по рассказу с элементами анализа

Обратимся к рассказу.

- Как вы думаете, ребята, почему люди посылают телеграммы? (Х отят сообщить что-то очень важное)

- Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке? (Катерина Петровна)

- Почему? (Потому что она старенькая и одинокая)

- Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком.

- Обратитесь к тексту и вспомните, какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщи ны.

(Таблица заполняется на уроке)

Описание пейзажа

Одиночество женщины

Катерину Петровну как бы позабыли, и звёзды понима я это , смотрят пронзительно

К.П. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя

- Дома вы работали над характеристикой образа матери. Зачитайте её.

Монологичный ответ : Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец её – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У неё нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, всё перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для неё ночи долгие, тяжелые, у неё бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери.

-Что узнаём о жизни и занятии Насти? Как мы к ней относимся?

Монологичный ответ : Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет далеко в Ленинграде, работает секретарём в Союзе художников. 3 года не была у матери, много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два - три месяца шлёт перевод на 200 рублей.

- А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?

(Большой город, отсутствие уголков природы. Настя – чёрствый человек, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизни).

- Но можно ли говорить о равнодушии, о чёрствости Насти, зная об её участии в судьбе скульптора Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки? ( Настойчива, требовательна).

- Как оценили деятельность Насти художники? Как они её называли?

Сольвейг – солнечный путь или луч.

- Но была она им для матери?

- На какую деталь портрета Насти вы обратили внимание? ( Холодные глаза).

- У каких людей бывают холодные глаза?

(У людей бесчувственных, чёрствых душой, равнодушных, бессердечных, не способных понимать и откликнуться на чужое горе).

- На что же обрекла себя Настя? ( на одиночество)

- Что подчёркивает автор в этой фразе? ( Самолюбование)

-Во время выставки получила телеграмму. Как ведёт себя?

(Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой”)

- Почему, даже получив такое письмо, Настя не поехала к матери? ( Дилемма: мать или выставка. Дочь выбрала выставку).

-Кто, словно пробуждает её сознание? (Чей-то взгляд тяжёлый всё время чувствовала. Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”).

- И великий сатирик Гоголь, и Паустовский видят Настю изнутри: доброта её показная, ненастоящая.

-Пробудилась ли совесть Насти? (Показать динамику пробуждения, градация )

(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что её никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

Настя так далека от матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме. Катерина Петровна умирает, а вместе с ней умирает и любовь? Или нет. А может ли умереть любовь?

(Нет, не может! На похоронах мы видим молодую учительницу, которая пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной, сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.)

- А почему именно учительницу выбрал Паустовский для этой роли?

(Потому что она воспитывает детей, сеет разумное, доброе, вечное.)

-Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко,

И тогда, не замечая нас,

Всё ходила и шептала:

Заболела мать! И той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь ….

Ваша мать согнулась, поседела,

Что поделать? Старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

В праздник песни пели до зари,

А теперь разъехались, уплыли

Вот попробуй всех вас собери!

Почему же дали вы разлуке

Между вами так надолго встать?

Мать ждала вас в бури, снегопады

В тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм! (ПАУЗА)

IV .Этап закрепления новых знаний (формулирование выводов о прочитанном)

- Итак , ребята, вернёмся к нашему вопросу: почему же с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения Паустовского?

- Какой из эпиграфов раскрывает идейный замысел рассказа и основную мысль нашего разговора? Докажите.

В чём метафористический смысл названия рассказа?

Вывод: Телеграмма - это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.

- Я думаю, ребята, что в названии “Телеграмма” скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. Ведь телеграмму, как вы уже сказали, отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. “ Будь человеком! - напоминает Паустовский. – За добро плати добром. Не будь пустельгой” . Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама.

Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка.

Читайте также: