Урок русского языка по теме сочинение в жанре пис 5 класса

Обновлено: 08.07.2024

Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

Отзыв – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.

Аргумент – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения.

Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.

Дополнительная литература:

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

  1. Обдумайте тему сочинения. Определите, о чём следует писать в сочинении.
  2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте план сочинения.
  3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
  4. Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли?

5. Внесите исправления.

1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?

Этого событияя никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной.

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было.

Всё начиналось как обычно.

2) Как всё происходило, в какой последовательности?

– С чего всё началось?

– Как развивались события?

– Чем они закончились?

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день. ;

сначала, потом, после этого. ;

в конце концов, наконец.

3) Почему этот день остался в памяти?

Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моейпамяти, потому что.

Ещё долго буду я вспоминать.

Проанализируем схему, которую можно использовать для сбора материала к сочинению о памятном событии и для составления плана. Определяем, где и когда произошло событие? Кто его участник? Для описания используем следующие опорные фразы:

Этого события я никогда не забуду!

Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной.

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было.

Всё начиналось как обычно.

Затем описываем, как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? Используем опорные фразы:

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день. ;

сначала, потом, после этого. ;

в конце концов, наконец.

пишем заключение: почему этот день остался в памяти?

Используем опорные фразы: Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что.

Ещё долго буду я вспоминать.

Проанализируем несколько тем сочинения, определим основную мысль и сформулируем задачу сочинения. Обратите внимание, что сформулированы только темы сочинения. Вы можете использовать тему как заголовок работы, а затем, после обдумывания темы, анализа воспоминаний из собственного опыта, сможете выбрать другой заголовок к своему сочинению, если это потребуется.

Прочитаем пример сочинения о памятном дне.

Осенью мы с мамойходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики.

Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись!

На обратном пути мы увидели олениху с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олениха была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках.

По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились!

Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.

Кроме умения писать сочинения, важно уметь составить отзыв о сочинении другого человека. План отзыва о сочинении выглядит так:

  1. Определить, раскрыта ли тема сочинения? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?
  2. Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?
  3. Удачно ли названо сочинение?
  4. Что вам понравилось и что не понравилось в сочинении?

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите отзыв на сочинение.

Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление игрушки для первоклассников. Игрушка простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Самым трудным в вытачивании игрушки было вытачивание прямоугольника. Он должен был быть симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток прямоугольников, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие игрушки.

Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игрушек малышам. Они очень обрадовались игрушкам.

Приятно было сознавать, что эти игрушки мы сделали сами, своими руками.

Варианты ответа:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Б) Я прочитал сочинение об изготовлении игрушек. Я тоже на уроках труда мастерил игрушки для малышей. Было очень интересно. Сделанные игрушки мы подарили малышам в детский сад.

В) Игрушки для малышей делать очень сложно, особенно вытачивать. Нужно делать их строго по шаблону, тогда игрушки получатся красивые и правильные. Вот об этом и написано в сочинении.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, что такое отзыв и что должен отражать отзыв о сочинении. В отзыве нужно отразить следующие моменты: определить, раскрыта ли тема сочинения, есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать, о чём следовало бы написать больше, полнее, какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она, удачно ли названо сочинение, что вам понравилось и что не понравилось в сочинении. Наиболее полно соответствует этому плану текст А)

Правильный ответ:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Подчёркивания элементов

Выберите из списка заголовок сочинения.

Самым памятным днём стал день, когда я пошёл в новую школу в 5 класс. Я очень хотел в эту школу. Её недавно построили, и некоторые мои друзья перешли в неё учиться.

Первого сентября мама разбудила меня, я позавтракал, надел костюм и взял букет цветов для учительницы. Мне стало немного страшно, но мама сказала, что в новом классе нет ничего страшного, и там я заведу хороших друзей.

Я долго буду помнить этот день. Такой красивой школы с бассейном я никогда раньше не видел.

Варианты ответа:

Первый день в новой школе

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

1. Вспомните, что такое текст (сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически), тема текста (то, о чем говорится в тексте; тема связывает предложения в единое целое), основная мысль текста (то, к чему призывает автор, в чем убеждает, чему учит)?

2. Какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)

3. В чем особенность построения каждого из этих типов речи?

  • начало события
  • развитие события
  • конец события

Какое сочинение вы писали в этом жанре? (“Невыдуманный рассказ о себе”)

  • общее впечатление от предмета
  • отдельные его признаки
  • оценка

В каких сочинениях вы использовали описание? (“Описание животного”, “Моя любимая игрушка”)

  • тезис (то, что доказывается)
  • доказательства (аргументы)
  • вывод

При выполнении какого задания вы рассуждали? (Почему перина называется периной, земляника – земляникой и т.д. Упражнение 387, учебник Т.А.Ладыженской)

II. Подготовка к сочинению по памяти.

1. Вспомните, какие виды сочинений вы уже знаете и имеете некоторый опыт их создания? (Сочинение по наблюдениям. Прогулка по березовой роще, описание березы, группы берез.

Сочинение по воображению. “Моя школа (улица, город) через двадцать лет” (закрепление темы “Будущее время глагола”).

2. А сегодня мы познакомимся с новым видом сочинения – сочинением по памяти, сочинением-воспоминанием. Тема сочинения – “Мой первый подарок”.

Каковы же особенности сочинения-воспоминания?

1) Главное – определиться с намерением.

Цель – вспомнить. Вспомнить то, что произошло когда-то, но оставило в вашей памяти глубокий след, отпечаток. Послушайте, какое определение понятию “память” дает С.И.Ожегов в своем словаре: “способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт…”.

2) Тема – о чем вспомнить? Что вспомнить? (О моем первом подарке)

Помните, что каждое слово в названии темы весомо, имеет значение. Высказывание надо строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию данной конкретной темы.

3) Основная мысль вашего сочинения – к чему вы будете призывать, в чем убеждать?

Первый подарок запомнился, запал в душу, произвел неизгладимое впечатление, остался в памяти своей красотой, яркостью, оригинальностью, неповторимостью, тем, кто его подарил. (Словосочетания с лексикой памяти записаны на доске)

Вы должны убедить собеседника, того, кто будет читать сочинение, что ваш подарок действительно неповторим, другого такого не было и нет на свете, и вы помните все до мельчайших подробностей.

4) Особенностью сочинения-воспоминания является использование слов-сигналов:

помню, всп…минаю, осталось (в) памят…, мне помн…тся, буду помнить (указать время глагола), (не) забуду.

Словарно-орфографическая работа: вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.

5) Обратите внимание, что слова-сигналы могут стоять в разных частях текста. Представим ваше сочинение в виде схемы (на доске)

  • осталось в памяти
  • вспоминаю
  • помню

Важно, что использование данных слов в начале, середине, конце текста, в начале каждого абзаца, в конце каждого абзаца дает согласование зачина с концовкой

  • сочинение-описание
  • сочинение-повествование
  • сочинение-рассуждение

Я думаю, что без описания вам не обойтись, ведь вы же должны будете показать свои подарки во всей красе. Поэтому постарайтесь рассказать о них так, чтобы я, когда буду читать ваши сочинения, ясно и четко представляла их, любовалась ими.

7) А как же это можно сделать?

  • Эпитеты (теплый привет, холодное сердце)
  • Метафоры (над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка)
  • Сравнения (легкий, как пух, жемчужные зубы)
  • Олицетворения (улыбнулись сонные березки)

3. Составим примерный план сочинения.

  • Вспоминаю внешний вид подарка (какой он?): форма, размер, цвет, назначение и т.д.
  • Не забуду то впечатление, ощущение радости, счастья от полученного подарка.

4. По данному плану, учитывая особенности сочинения-воспоминания, устно составьте рассказ о своем первом подарке.

(Прослушивание и обсуждение двух текстов)

III. Самостоятельная работа учащихся над сочинением (сначала черновик, консультация учителя).

IV. Домашняя работа: закончить работу над сочинением “Мой первый подарок”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБ ОУ Кочкуровская СШ

Починковского муниципального района

Открытый урок в 5 классе

Учитель русского языка и литературы

Низяева Ольга Владимировна

Задача: 1. познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;

2. подготовить учащихся для написания сочинения-письма.

Образовательные:

Познакомить с историей появления почтового ящика, почтового конверта, символикой российской почты, классификацией писем, алгоритмом написания писем.

Выработать навыки правильного заполнения конверта.

Развивающие:

Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Развитие творческих навыков.

Воспитательные:

Воспитание уважения к ценностям родного языка, стремления передавать в своей письменной и устной речи его богатство: красоту, точность, образность.

Воспитание современного образованного человека, владеющего культурой письменного общения и обладающего яркой индивидуальностью .

Компьютер, экран, мультимедийная презентация.

Магнитная доска, магниты.

Толковый словарь С. И. Ожегова

Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, поприветствуйте их.

Слово учителя.

Как только на Земле появился человек, у него возникла необходимость в общении. С теми, кто находился рядом, можно было просто поговорить. А как быть, если тот, кому мы хотим о чём-то сообщить, далеко? В этом случае нам приходят на помощь письма.

Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста.

-Мы с ребятами постараемся вам помочь, и приглашаем вас к нам на урок.

-Скажите, ребята, а знаете ли вы, как правильно писать письма, заполнять конверт, отправлять их?

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока.

Учитель сообщает тему и цели урока.

- Ребята, сегодня на уроке, как вы уже, наверное, догадались, речь пойдет о письме. Вы познакомитесь с историей появления почтового ящика, почтового конверта, символикой российской почты, разными видами писем, познакомитесь с правилами написания письма, научитесь заполнять конверт. А почтальон побудет у нас в гостях, а когда вы напишите письма, он вам поможет их доставить.

Слово учителя.

- Ребята, а любите ли вы получать письма?

Я думаю, что каждому человеку приятно получать письма.

Может быть, современный человек напрасно пытается вычеркнуть из своей жизни эту важную сферу общения – общения в письмах?

(Обращение к эпиграфу)

Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н. Кузовлёва

- О чем пишет Н. Кузовлева?

Рассказывает о важности писем. Письма отражают характер человека, обнажают некоторые его черты, которые не видны в повседневном общении. В письмах, как в дневнике, человек сосредотачивается, сам себя как бы систематизирует, сам себя познаёт, объясняя себя другому.

А сейчас, ребята, мы отправимся на экскурсию.

Словарная работа: экскурсия, экскурсовод.

Встречайте экскурсовода музея почтовой связи, он расскажет нам о появлении почтового ящика.

Рассказывает первый экскурсовод.

Появление почтового ящика

Установить точную дату появления первого почтового ящика вряд ли возможно. Но можно сказать, что этому предмету не менее пяти веков.

1500 год. Бартоломеу Диаш, португальский мореплаватель, открывший за двенадцать лет до этого мыс Доброй Надежды, попал в жестокий шторм у берегов Южной Африки. В разбушевавшихся волнах погибло много моряков, в том числе и сам Диаш. Из всех кораблей уцелел только один. Когда буря утихла, участники экспедиции решили вернуться на родину. Перед отплытием один офицер описал случившееся, засунул письмо в башмак и повесил его на дерево, растущее на берегу. Теперь, если моряки не вернутся домой, люди все же смогут узнать о судьбе участников экспедиции.
Год спустя тем же самым путем в Индию отправился другой мореплаватель, Жуан да Нова. Он пристал к южноафриканскому берегу как раз в том месте, где на дереве висел башмак с письмом. Да Нова прочитал послание и воздвиг поблизости часовню. Около нее вскоре возникло поселение, а башмак еще долго служил местным жителям почтовым ящиком .

Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий.

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке , на ремне, перекинутом через плечо почтальона . И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В других столицах Европы почтовые ящики стали использовать еще позднее.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года.

Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришел ящик из чугуна весом более 40 кг. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П. Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

Вывод: Как появился почтовый ящик?

- Ребята, экскурсовод Денис расскажет нам о том, как был придуман почтовый конверт.

Рассказывает второй экскурсовод.

Как был придуман почтовый конверт

В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров.

Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной — листок бумаги величиной с визитную карточку.

Бумажная пирамида в витрине магазина привлекла внимание всего города. Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду . Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стали писать письма на бумаге формата визитной карточки .

Владелец магазина стал получать от своих покупателей многочисленные жалобы по этому поводу, которые и навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем.

Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остается прежней — нести по почте вести людям.

(Вставка конвертов. Магнитная доска)

Вывод: Как появился почтовый конверт?

Рассказывает третий экскурсовод.

Историю о символе российской почты

В XVI—XVII веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к селению, громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу.

Петр I решил сломать эту традицию и сделать все как в Европе. При нем для подачи сигналов стал вводиться почтовый рожок. . Но среди ямщиков это новшество не находило поддержки.

В XIX веке рожок все же стал символом российской почты, его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях, но по своему прямому назначению он практически не использовался.

Почтовый рожок и лихая почтовая тройка на бескрайних российских просторах так и не смогли соединиться. Но выход был найден. С 70-х годов XVIII века для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.

С развитием железных дорог стали постепенно исчезать почтовые дилижансы в Европе и почтовые тройки в России. Рожок остался как почтовый символ, а колокольчику с этим не повезло.

- Спасибо экскурсоводам. Прошло много времени, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют все чаще по электронной почте.

Вывод: Что является символом российской почты?

IV . Объяснение нового материала.

Учитель : Подумаем, для чего мы пишем письма (какие задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. Письмо относится к эпистолярному жанру. Несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго будет выполнять свои трудные, хлопотливые задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. Что, кроме письма, может выполнить эту задачу столь полно и впечатляюще? Урок учит правилам написания письма, развивает их грамотную, правильную речь, расширяет словарный запас.

Учитель русского языка и литературы Петухова А.Г.

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: РР. Письмо.

Цели: ОБУЧАЮЩАЯ - познакомить учащихся с историей происхождения письма, с видами писем, с правилами написания письма, с новыми словами по данной теме ;

РАЗВИВАЮЩАЯ - развивать мысленно – речевую деятельность, продолжать работу по развитию образного мышления;

Расширять словарный запас учащихся, развивать их грамотную, правильную речь.

Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - воспитание бережного и ответственного отношения к слову, .

Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.

Эпиграф к уроку:

Пиши мне письма!

В наш громкий век

Им нет цены.

I. Актуализация опорных знаний.

- Читаю отрывки текстов.

Твой верный Людвиг.

2. « Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

- Что я прочитала?

Но литература знает немало примеров, когда герои отсылают и получают письма.

Я думаю, вы уже поняли, о чем сегодня пойдет речь на уроке, и какова его тема.

Правильно, ПИСЬМО. (Записываю)

- Получали ли вы когда-нибудь письма? О чем они были?

А сами писали? А хотели бы этому научиться? Ведь есть специальные правила написания письма. Об этом мы поговорим позже.

ЧТЕНИЕ ЭПИГРАФА … Постарайтесь понять в течение урока, почему письмам нет цены.

2. Изучение нового материала.

1. Чтение материала в учебнике. Прочитав, ответить на вопросы: (Вопр напечатаны и на столах)

1.Какие бывают письма?

2. Кому мы чаще всего пишем письма?

3. С какой целью мы отправляем письмо? Например, поздравительное? Деловое? (в архив, люб организацию) Дружеское?


2. Лексико-орфографическая работа.

1. Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель

2. Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель

Эпистола,-ы,ж.( греч. epistole

Эпистолярный,-ая (фр. йpistolaire

Эпистолярная литература (от греч. epistole — письмо),

Изданные письма частного характера.

Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу.

Учитель:- В красную книгу отечественной культуры запишут скоро некогда процветавшее в России эпистолярное искусство, то есть умение писать письма. Современный интеллигентный молодой человек не стесняется произнести: “Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…” Ему и в голову не придёт, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: “Я, знаете ли, прочитать этого не сумею: грамоты не одолел…” Это факт: утрачено искусство писать письма, никто не занят обучением этому искусству. Писание писем, к которому человек приобщается с детства – прекрасная школа грамотности. Да и не только грамотности, но и драгоценного умения человеческого общения. Наши соотечественники, жившие в прошлом или в начале XX века, умели и любили писать письма. Писали много, с упоением, с любовью к тем, кому они посылались.

Мы с вами сейчас изучаем по литературе тв-во А.С.Пушкина, и вы знаете, что он много писал писем. Так, он вел переписку со своим старым другом по Лицею А.Дельвигом….Можно ли по этим обращениям определить, как они относятся друг к другу?

ОТВЕТЫ УЧ-СЯ

Я дополняю о пиктографии

Первым историческим типом письма была пиктография, т.е. картинное письмо. Пиктограммы – единицы такого письма выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте.

Пиктографическое письмо ещё сохраняет связь с живописью, выражая мысль посредством символического осмысления изображённых лиц, предметов, явлений. Пиктограмма сохраняет наглядность, зрительный образ. Однако пиктограмма отличается от рисунка тем, что она условна и имеет постоянное значение

- Почему мама упала в обморок. А папа ничего не понял? (Несколько авторов, нарушена логика письма)

- Какие ошибки допустил д.Фёдор, посылая такое письмо?

- Вот чтобы никто не упал в обморок, читая ваше письмо, мы должны соблюдать определенные правила.

5. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ПИСЬМА

ПОСТРОЕНИЕ ПИСЬМА. (На слайдах и вывешивается как итог)

 1. Чёткий почерк. Аккуратный лист бумаги. Не делать много ошибок!

- С чего начинается письмо? Какие обращения можно использовать?

- Итак, мы подошли ко второму правилу?

 2.Употреблять устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания.

 3.Необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность и непринужденность.

 4.Письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано.

(Каждому на столе)

Алгоритм написания письма

Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
Здравствуйте…

Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

Обращения в письмах выделяются либо запятыми, либо при помощи восклиц знака.

1.Напишите письмо- поздравление первой учительнице.

Разрешите поздравить…
Позвольте пожелать…
Дорогая…
Уважаемая…

от всей души…
от всего сердца…
сердечно…

Д/З 2. Напишите другу письмо-рассказ о своём родном крае .

Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…
Мне интересно узнать…
Напиши мне о…
Очень скучаю без тебя…
С нетерпением жду ответа…

Практическая работа: ПОДПИСЫВАЕМ КОНВЕРТ

-Герой какого рассказа отправляет свое письмо на деревню дедушке?

- Получит ли Константин Макарыч это письмо? Почему?

Обязательно нужен адрес.

Что такое адрес? Знаете ли вы свой адрес?

Вывешиваю адрес школы ( 241525 –индекс и т.д.)

Словарное слово ИНДЕКС

Всемирно принятые сокращения: обл. р-н д. с. г. ул. кв.

Домашнее задание ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (Написать письмо своему другу в др город о нашем поселке Колтово и пригласить его к себе в гости.)

Практическая работа: Отработка орфографич навыков. Закрепление изученного в форме занимательной грамматики.

(Каждому распечатка) Уч-ся правят ошибки, Взаимопроверка по правильному тексту.

Письмо Васи сестре

Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.

- В ответ он получил такое письмо от Маши:

Вася, здравствуй!

Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.
Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?
Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных?
Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?

ИСПРАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОШИБКИ В ПИСЬМЕ ВАСИ, ЧТОБЫ СТАЛО ВСЁ ПОНЯТНО.

3. Подведение итогов.

- С какими новыми словами мы познакомились сегодня на уроке?

- Каковы правила написания писем?

- Как оформляются обращения в письмах?

Кроссворд на знание новых слов. (На доске.)

В итоге ключевое слово СПАСИБО.

Заключительное слово учителя.

Читайте также: