Путешествие из петербурга в москву сочинение анализ

Обновлено: 05.07.2024

Мы подготовили для Вас несколько аргументов для итогового сочинения по роману — Путешествие из Петербурга в Москву. Используйте этот материал для подготовки к ЕГЭ и написания сочинений на урок литературы в школе.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека — аргумент

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

В дороге человек лучше всего узнает страну, в которой живет. Народ и его менталитет проявляются наиболее ярко именно в путешествии через города и села. Вот и рассказчик в романе Радищева проехал длинную дорогу из Петербурга в Москву, чтобы увидеть настоящую жизнь крестьян и понять их. Картины нравов и быта простых людей поразили дворянина. Например, он услышал ужасную историю чиновника из уголовной палаты: он рассказал, как его принудили осудить на каторгу тех крестьян, которые спасали девушку от насильника и в пылу драки проломили голову барскому сыну — тому самому преступнику. Такие сведения о бесправии и несправедливости получить можно было только в дороге, ведь простых людей никто не слышал и не защищал. Такая журналистская работа стоила Радищеву нескольких лет заточения, зато она открыла глаза людям на то, что происходит в России.

Путешествие меняет человека? — аргумент

Рабство и крепостное право — аргумент

Когда дворянин-путешественник отправлялся в заграничный вояж, он привозил занимательную повесть о чужих землях, чужих народах. Но что за путешествие можно было совершить из Петербурга в Москву? Что можно было увидеть, на изъезженном тракте между двумя столицами? Чему удивиться. Россия – не Швейцария. Россия – это будни, привычное, примелькавшееся. За околицу екатерининского Петербурга выехал ничем не отличавшийся от прочих проезжающих человек. Человек, как все, огляделся, но внимание его не задержали ни пестрые краски цветущих лугов, ни березовые хороводы, ни звенящий жаворонок. По рыхлой борозде шагал за сохой мужик. Крестьянин пахал в праздник по самой жаре. Путешественник вылез из кибитки и подошел к нему. На недоуменный вопрос барина мужик ответил: “В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину… У господина на пашне сто рук для одного рта, а у меня две для семи тов…

Вокруг было рабство, рабами было большинство крестьян – наиполезнейших членов общества, но Россия XVIII столетия не удивлялась этому: она узаконила рабство, она мыслила и чувствовала как рабыня. Дух рабства и угнетения пронизывал все поры государственного организма, губил частную жизнь, отравлял кровные отношения и, проникнув в сознание человека, отучал его прямо смотреть на окружающее, видеть зло и причины зла. И чем дальше ехал путешественник, тем невыносимее становились картины унижения и закрепощения человека. Встречные знакомые и незнакомые люди рассказывали ему горестные пережитые истории, и он думал о преступности нынешних русских порядков.

Радищев Александр Николаевич

Краткий и полный анализ повести помогут учащимся составить целостное впечатление о произведении.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Усиливающийся гнет крепостного строя.

Проблема: Бесправие и беззащитность крестьян перед помещиками и верховной властью.

2. Тема: Упадок в экономике, перекос в распределении богатств и ресурсов страны.

Проблема: Крепостное право невыгодно для страны, оно тормозит экономическое развитие.

3. Тема: Отставание российского общества в вопросах прав человека.

Проблема: Законы, если и есть, не соблюдаются. А многих законов попросту нет, потому что не сформировалось представление о человеческих и гражданских правах.

4. Тема: Равнодушие и черствость помещиков по отношению к простым людям.

Проблема: Слепота государства к проблемам и нуждам народа, непонимание идеи равноправия, несправедливость самодержавия.

5. Тема: Недостатки и пороки государственного устройства.

Проблема: Растрата государственной казны на содержание дворянского сословия, беззащитность простого человека перед неправым судом.

*Также подняты темы: разврат и пьянство в народе, низкий уровень образованности всех сословий, злоупотребление властью на всех уровнях, устаревшая традиция отдавать юношей на службу.

п.2. Идея и пафос

Радищев за время путешествия встречается с людьми разных сословий – помещиками, крестьянами, купцами, солдатами, чиновниками. Беседуя с ними или наблюдая за историями их жизни, он подсвечивает: общество функционирует неправильно, а самодержавие и абсолютизм вредят всем сословиям. Абсолютная власть порождает произвол и безнаказанность, отчего она становится особенно жестокой, уничтожающей.

А в народной среде копятся гнев и желание свергнуть поработителей.

Страна, в которой народ еле выживает, не способна выйти в зону экономического роста, напротив, повсюду наблюдаются разруха и стагнация.

п.3. Основные герои

Герой-путешественник (фигура автора) — автобиографический персонаж, который за семь суток преодолевает путь из Петербурга в Москву, а по пути делает заметки обо всем, что видит.
В повести один главный герой, через призму его мыслей и чувств читатель наблюдает за происходящим.
Вот кого встречает путешественник:
✓чиновник-исследователь дворянских родов;
✓пахарь;
✓приятель, чуть не утонувший в Финском заливе;
✓чиновник, потерявший в один день имение, семью и чин из-за несовершенства законов;
✓разорившийся купец;
✓Крестьянкин, бывший председатель уголовной палаты;
✓отец, отправляющий на службу своих сыновей;
✓отец, похоронивший своего сына, умершего от болезни;
✓крестьянка Аннушка, поразившая путника своим целомудрием;
✓крестьяне, которых забирают в солдаты;
✓книгопечатник, жалующийся на цензуру;
✓слуги, которых продают на торгах после разорения хозяина;
✓приятель-поэт;
✓наглый офицер, наводящий страх на крестьян;
✓слепой старец, бывший солдат.
Эти герои являются второстепенными, но все они важны для целостного понимания общественной жизни в России.

п.4. Литературные приёмы

п.5. Конфликт произведения

В повести ярко представлен внешний конфликт народа и государственной власти, которая не хочет с ним считаться. На протяжении всего пути наблюдатель фиксирует разнообразие произвола и беззакония в России, оттого что власть считает народ ресурсом, а не людьми.

Внутренний конфликт наблюдается между героем и окружающей его действительностью, с которой он не может смириться. Поэтому они ставит перед собой задачу донести до людей важность перемен в российском обществе.

В своем произведении Радищев, в форме путешествия, дал яркую картину российской жизни своего времени, прибавив к ней не только размышления морального характера, но и некоторые проекты реформ.

Много места в книге уделено крепостному праву, которое автор считал одной из главных проблем России. Радищев (через путешественника-рассказчика) показывает продажу крестьян за долги барина. Среди продаваемых его воспитать, кормилица и даже незаконнорожденный сын. Другой яркой картиной является свадьба крестьян, которых помещик женит против их воли.

Описывая избу, где останавливается рассказчик, автор показывает картину беспросветной нищеты крепостных. Отмечает он также и их тяжелый труд, показывая крестьянина, работающего на своей земле в воскресенье, так как шесть дней в неделю он должен отбывать барщину.

Однако демонстрируя ужасное положение большинства населения и испытывая к ним искреннее сочувствие, Радищев не идет дальше призывов к совести помещиков. Даже проект по отмене крепостного права, который случайно находит и читает главный герой, состоит в основном из доказательств необходимости освободить крестьян (как морального, так и экономического плана). Единственная мера, предусмотренная в этом документе – это призыв дворянам добровольно и в индивидуальном порядке дать волю своим крестьянам. В отношении государственных мер там не говорится ничего.

Критикует Радищев и российское чиновничество. Он показывает мелкого начальника, не желающего принять меры по спасению тонущих в поврежденной лодке и мотивирующего это тем, что подобные действия не входят в его прямые обязанности. С другой стороны, автор не останавливается на критике отдельных лиц. Он показывает судью, вышедшего в отставку из-за нежелания осудить крестьян за убийство жестокого помещика, то есть подводит читателей к выводу, что сама система устроена неправильно, в ней честный и добрый человек не может долго удержаться.

Касается автор и темы просвещения. В частности, встреченный рассказчиком семинарист рассказывает о плохой постановке системы духовного образования. Лекции в семинарии читаются бездарно и на латыни, что не способствует усвоению знаний.

Автор завуалировано призывает и к другим изменениями существующего строя. Он критикует дворянские привилегии, рекрутскую повинность и цензуру. Не давая четких проектов реформ, он хвалит порядки древнего Новгорода, где простые люди принимали участие в управлении.

Сочинение по произведению 2

Произведение написано немного сумбурно, урывками. Радищев, - русский дворянин и философ, рисковал головой, написав такое. В произведении он описывает не только погоду, но быт, условия существования крестьян, в большинстве своём крепостных, бесчеловечное отношение помещика к крепостникам. Этим Радищев уже критиковал самодержавие, но в произведении есть и прямые высказывания против него.

Проблема крепостничества не раз ставилась на рассмотрение Государственного Совета под председательством императрицы Екатерины. Но, всякий раз решение его откладывалось в долгий ящик. Казалось бы умные, пресвященные дворяне, в основном прозападные по сути своей, допускали у себя в стране рабовладение, никак по другому это назвать нельзя.

Радищев критиковал не только крепостничество, но и систему (государство), её устройство. По сути дела в то время самодержавие держалось именно на крепостничестве, дворянах-землевладельцах, армии и полиции. Изъяв из этой структуры одно из этих звеньев, появилась бы опасность крушения всей структуры государства.

Рассуждение

Произведение является наиболее известным сочинением писателя, основной темой которого представляется изображение быта и нравов русских людей. Раскрывая данную тематику автор проводит анализ политических, социальных, философских проблем общества того исторического периода.

Своеобразие произведения заключается в сочетании в сюжетном повествовании нескольких стилистических направленностей: художественной, научной, публицистической.

Структурная композиция произведения представляет собой несколько глав, которые объединяются в хронологической и логической форме. Каждая глава представляет собой органическое продолжение следующей.

Структурное построение произведения представляет собой анализ индивидуальных ситуаций с дальнейшим их обобщением. При этом отличительной особенностью произведения является предоставление автором читательской аудитории возможности анализа каждого события, факта с последующими выводами, предлагаемыми писателем.

Основные герои произведения представляются в образе простых русских людей. Повествование же ведется от имени рассказчика, посредством которого автор демонстрирует собственное отношение к самодержавному правлению, крепостному праву и помещикам, открыто критикуя данное общественное явление и искренне сочувствуя простым людям.

Изображение волнующих автора проблем раскрывается посредством описания встреч рассказчика и обычных крестьян с демонстрацией их жизненного уклада, характеризующегося единством и силой русских людей.

Тем самым автор демонстрирует собственное убеждение, что, несмотря на тяготы жизни, русские люди сохраняют в себе огромную духовную силу и свободолюбие, которые, вырвавшись однажды, могут иметь непредсказуемые последствия, изображенные писателем в качестве крестьянских восстаний, закончившихся убийством собственных помещиков.

Таким образом, писатель сквозь строки своего произведения высказывает убеждение, что посредством народной революции возможно уничтожение существующего строя и освобождение от крепостничества. Соответственно, автор является бунтарем, борцом за свободу угнетенных людей и родной отчизны. /Произведение является не результатом сосредоточенного, спокойного литературного творчества, а пламенным порывом писателя, отличающегося высоким, просвещенным умом , добрым сердцем.

Путешествие из Петербурга в Москву

Путешествие из Петербурга в Москву

Популярные сочинения

Два непохожих друг на друга героев произведения показывают важность хорошего отношения к другим людям. Пленный русский офицер и тринадцатилетняя девочка имели мало общего, но проявили себя самым лучшим образом.

К сожалению, многие памятные даты истории России связаны с печальными и трудными временами для нашего Отечества. Временами, когда существование государства российского и русского народа ставилось под сомнение.

В чём различие между добротой и великодушием? Многие люди путают эти два качества, поскольку в основе них лежит искреннее желание помочь другому человеку, поддержать в трудной ситуации.

В своем произведении он достаточно ярко описывает всю изнанку России, страну, где царит беззаконие и хаос. По пути ему встречаются разные люди, из разных слоев населения и разного социального статуса. Каждый город – новая глава. Рассказ ведётся от лица одного путешественника, который в своем дневнике оставлял заметки о каждом населенном пункте, в котором ему приходилось останавливаться, описывал особенности жизни в том или ином городе. Все его записи сводились к тому, что где бы он не был, везде процветала коррупция и произвол среди чиновников. Помещики не считали своих крестьян за людей, с лёгкостью могли продать крепостного за порцию устриц или за новую карету. Путешественник принимал всю эту несправедливость достаточно близко к сердцу, ему до слез было обидно за русский народ, угнетаемый и униженный этими хозяевами жизни.

Люди, которые попадаются на его пути в большинстве своем обездоленные, бесправные и несчастные крестьяне. Они делятся с путешественником своими проблемами и жалуются на беспредел, творимый в их городе. Иногда среди его собеседников попадаются и помещики, которые отличаются порядочностью, но они, хоть и не довольны сложившейся ситуацией в стране, ничего не могут изменить и идти против всего капиталистического строя. Поэтому Радищев призывает их всех к восстанию и революции.

Второстепенные персонажи

Образ господина Ч


Этот человек поведал рассказчику свою историю о неудачном морском путешествии. Во время прогулки из-за отлива и шторма корабль застрял в камнях всего лишь в полутора километрах от берега. Чтобы его вытащить, нужна была помощь со стороны. Рулевой судна по имени Павел решил доплыть до берега и попросить помочь людям. Но ему отказали, так как начальник спал, а будить его нельзя было.

Конечно, нашлись добрые и отзывчивые люди, которые готовы были оказать помощь. Корабль удалось вытащить, и он отправился в путь.

После этих событий господин Ч. решил добраться до начальника с целью получить от него ответ, разобраться в сложившейся ситуации. Но его реакция была невозмутимой. Он ответил, что в его обязанности не входит спасение людей.

Барон Дурындин и слепой старик

Союз этот, конечно, основан не на светлых чувствах. Барон явно заинтересован в богатстве, а женщина не хочет встречать старость в одиночку.

Также в произведении главному герою встречается слепой старик. Встреча произошла на станции, мимо которой проезжал рассказчик. Старец пел, за что получал копейки. Главный персонаж предложил этому человеку деньги, но тот отказался, попросил дать ему что-нибудь, что поможет согреться зимой. Рассказчик подарил ему теплый платок.

Спустя какое-то время главный герой узнает о смерти старика. Ему было приятно осознавать, что подаренная вещь пригодилась старцу, так как он ходил в платке все оставшееся время, его даже похоронили в нем.

В повести особое внимание уделяется описанию жизни нищих людей, а точнее крестьян. Автор показывает тяжесть их труда, страдания народа. Он рассказывает о помещике, который отнял у них все — землю и свободу. Люди работают, чтобы их дети не умерли с голоду. Крестьяне измучены барщиной.

Каждый человек, который встречается рассказчику на пути, живет своей жизнью. Но эти встречи оставляют глубокий след в его сердце и мировоззрении. Он открывает глаза на многие проблемы, список которых огромен, меняет свои убеждения и взгляды.

Смысл произведения в том, что стране нужны перемены, новая власть и другие законы, которые будут защищать простой народ, а не знать.

Читайте также: