Тема детства и значение образов детей в произведениях замятина и платонова сочинение

Обновлено: 02.07.2024

1) частым, выходящим за границы нормы плачем.
В "Чевенгуре" плачет Копенкин, думая о своей возлюбленной Розе, слушая музыку ("ребята, бывало, заиграют на гармони, а я сижу и тоскую в слезах");
плачет Симон Сербинов, рыдает комсомолец-истопник, плачет неизвестно от чего "ненужный человек"в степи и многие другие.
"Дванову стало тягостно, и он заплакал во сне. . .Отец и сам заплакал от расставания,
а потом так сжал сына в своем горе, что мальчик зарыдал, чувствуя себя одиноким навеки".
В "Котловане", подобно людям, плачет медведь-молотобоец.

2) настойчиво напоминаемым сиротством.
Все герои Платонова - "сироты земного шара", поневоле "покинувшие" детство и не могущие оторваться от него полностью. Это люди, которых жизнь превратила "из ребенка во взрослого человека, лишая юности". Поэтому так "томятся" они в жизни, доплакивая то, чего недоплакали в своем "покинутом детстве". Сиротой является и Москва Честнова из романа "Счастливая Москва" - уже совсем оторванной, абсолютной, просто ничего не помнящей (то есть мотив полного, отрыва от детства, приводящий к той же "детскости", неприкаянности, неизжитости, любопытствующей черствости, легкомысленно-переменчивой безответственности) . ("Никто из прочих не видел своего отца, а мать помнил лишь смутно тоской тела по утраченному покою, - тоской, которая в зрелом возрасте обратилась в опустошенную грусть").
Каждый из них оказался когда-то в мире одиноким - "лежал посреди него и плакал, сопротивляясь этим первому горю, которое останется незабвенным на всю жизнь". Таким людям "некогда расти, надо сразу нахмуриться и биться".

3) настойчивым мотивом детского ночного ужаса:
Никита боялся, "как в детстве, приближающейся ночи" ("Река Потудань");
Ольгу окружала "страшная тихая ночь детства, населенная невидимыми существами" ("На заре туманной юности");
из-за реки "шла страшная, долгая ночь; в ней можно умереть, не увидев более отца с матерью" ("Июльская гроза").

4) мотивом снов.
Платоновские герои постоянно видят сны, которые подробно переживают впоследствии. Сон и плач, обычно идущие в паре, становятся у Платонова универсальным мотивом, "омывающим" важнейшие впечатления-воспоминания детства.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать своеобразие темы детства и образа ребенка в русской литературе XX века.

Изучение и исследование концепции детства - отдельная многоуровневая задача, предполагающая анализ и выявление закономерностей ее художественного развития. Таким образом, мы можем проследить, какие эстетические, духовные мотивы и жизненные обстоятельства побудили автора XX века обратиться в своем творчестве именно к феномену детства и образу ребенка.

Андрей Платонович Платонов один из тех редких писателей, занимающих особое место в русской литературе XX столетия, которые сумели осознать и прочувствовать эпоху, всю ее трагичность, и изобразить в этом контексте нелегкую судьбу народа.

При написании научно-исследовательской работы использовалась база критических статей и биографических исследований таких авторов, как Л.Шубин, Л.Карасев, В.Вьюгин, А.Харитонов, и, конечно же, в первую очередь произведения писателя.

Тема детства, так волновавшая Андрея Платонова, особенно, в период Великой Отечественной войны, вылилась в его творчестве в уникальную по своей широте, точности изображения и тонкой психологической подоплеке систему персонажей. Невозможно понять Платонова без подробного анализа образа ребенка в его творчестве и соотношения этого образа с самим автором, ведь сам художественный стиль автора порой не позволяет с достоверностью определить его авторскую позицию.

Научно-исследовательская работа состоит: из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Короткое детство Андрея Платоновича Платонова

Отца Платонов большее время не видел дома, работая слесарем на железной дороге, он приходил только за бытовым: постелью и питанием. Поэтому маленький Платонов чувствует большую близость и родство с матерью. Мама - это начало, семья, родина, душа; отец же выступает как дух, сознание, труд и благополучие этой семьи. Через мать ребенок постигает мир чувств и переживаний, отец же несет в себе сознательное начало – труженик, добытчик, плотный и уверенный семейный тыл.

В начале всего произведения Вощев услышал ссору шоссейного надзирателя и его жены. Герой обратил внимание на то, что на коленях этой самой женщины сидел ребёнок, который выслушивал ругань своих родителей и просто молчал.

Этот момент как то странно повлиял на Чиклина. Он видел, как женщина лежала на земле, а возле неё ещё томился сгусток чего то тёплого. Им и была Настенька.

Для Насти Чиклин пытался сделать все, чтобы ее еще по настоящему детская душа осталась такой же беззаботной. Он даже нашёл два крестьянских гроба, которые обустроил для удобства девочки. Один - кроватка, а второй - для игрушек.

До появления девочки в котловане все жители этого барака были не больше, чем простые марионетки. Куклы, не имеющие души. Но с появлением в этом чёрном месте девочки, рабочие сразу увидели свет. Они работали с большем усердием ради того, чтобы девочка была счастлива. Развлекали ее и пытались создать все нужные условия, но к сожалению это не помогло.

И многие жители барака впали в отчаяние с приходом смерти девочки. В этом маленьком тельце была истина всего котлована. Смысл, ради которого все так упорно старались. Вощев же, который каждый день думал о сущности его существования, готов был забыть обо всем и снова жить без надежды, лишь бы Настенька была целой. Готовой на жизнь.

Вместе с Настей погибли Вера и Надежда. Ведь девочка была тем самым предвестником счастливого будущего, а по итогу с ее смертью никто не может достичь этой цели.

Наиболее символичными образами повести являются образы детей, ярчайшим представителем которых является образ Насти. Дети у Платонова — это двойственный символ. С одной стороны, речь идет о том, что на их примере Андрей Платонов показывает светлое будущее, которое декларировали пролетарии, а с другой (учитывая тот факт, что все они являются сиротами и погибают — к примеру, Настя) — предостережением о том, что светлое будущее нельзя строить на костях представителей предыдущей эпохи.

Он не верит в утопию, где можно достичь счастья всем людям без исключения. Это для него не больше, чем простая прихоть. И автор думает, что ради такого мира не стоит жертвовать жизнями тысяч людей.

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 3-е изд., стереотип. М.:Эдиториал УРСС, 2005.576с.

А.Платонов - Знамена грядущего // Платонов А. Чутьё правды. М.1990. С.130.

Корниенко Н. История текста и биография А.П.Платонова (1926-1946)/Н.Корниенко// Здесь и теперь.-№1.-М., 1933.-С.110-121.

Котлован: повесть / Андрей Платонов.-СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020.-192с.-(Азбука-классика).

Эстетическая модель детства в творчестве А.П. Платонова. Мир детства в произведениях. Концепты "дети", "детство" как общечеловеческая проблема. Художественные особенности произведений при решении темы детства. Ребенок и мать в произведениях для детей.

Рубрика Литература
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 26.05.2018
Размер файла 54,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство высшего и среднего специального образования

Гулистанский Государственный Университет

Кафедра: Русского языка и литературы

Выпускная квалификационная работа

Образы детей в произведениях А. Платонова

Ташбаева Мухиддина Вахитовича

Гулистан 2016

Содержание

платонов детство произведение мать

Введение

Глава 1. Эстетическая модель детства в творчестве А.П. Платонова

1.1 Мир детства в произведениях А. Платонова

Глава 2 Художественные особенности произведений А.П.Платонова при решении темы детства

2.2 Ребенок и мать в произведениях для детей А. Платонова

2.3 Война и детство в произведениях А.П.Платонова

Введение

Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать своеобразие темы детства и образа ребенка в русской литературе XX века.

Задачи: - Обозначить место произведений А.Платонова с учетом исторических перемен в образе ребенка; - Разобрать концепции детства, которые были представлены в художественном творчестве данного писателя; - Определить особенности художественного времени и пространства повестей о детстве XX столетия; - Изучить своеобразие психологизма произведений детской литературы с точки зрения соотношения в них рационального и эмоционального.

Теоретическая значимость данной работы заключается в использовании методологии междисциплинарного подхода, в применении конкретных принципов и приёмов анализа произведений детской литературы, всесторонне рассматривающих феноменологию детства с точки зрения её субъектности и самодостаточности.

Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в курсах истории русской литературы XX в. и детской литературы на филологических факультетах и факультетах по подготовке специалистов для начальной школы и дошкольных образовательных учреждений.

Изучение и исследование концепции детства - отдельная многоуровневая задача, предполагающая анализ и выявление закономерностей ее художественного развития. Таким образом, мы можем проследить, какие эстетические, духовные мотивы и жизненные обстоятельства побудили автора XX века обратиться в своем творчестве именно к феномену детства и образу ребенка.

Андрей Платонович Платонов один из тех редких писателей, занимающих особое место в русской литературе XX столетия, которые сумели осознать и прочувствовать эпоху, всю трагичность ее, и изобразить в этом контексте нелегкую судьбу народа. Первое, что бросается в глаза даже при поверхностном прочтении Платонова - яркий, особенный, неповторимый стиль изложения. Именно этот язык письма Платонова заставляет и поныне гадать об авторской позиции относительно поставленных в творчестве Платонова вопросов. Для достижения цели выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи. Изучение социально-биографических предпосылок для развития темы детства в творчестве Платонова, выявление основных проблем, поднятых писателем, анализ образа ребенка в творчестве писателя, а также изучение особенностей стиля и языка Платонова при решении темы детства.При написании выпускной квалификационной работы использовалась база критических статей и биографических исследований таких авторов, как Л.Шубин, Л.Карасев, В.Вьюгин, А.Харитонов, и, конечно же, в первую очередь произведения писателя.

Тема детства, так волновавшая Андрея Платонова, особенно, в период Великой Отечественной войны, вылилась в его творчестве в уникальную по своей широте, точности изображения и тонкой психологической подоплеке систему персонажей. Невозможно понять Платонова без подробного анализа образа ребенка в его творчестве и соотношения этого образа с самим втором, ведь сам художественный стиль автора порой не позволяет с достоверностью определить его авторскую позицию.

Выпускная квалификационная работа состоит: из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложения.

Глава 1. Эстетическая модель детства в творчестве А.П.Платонова

1.1 Мир детства Андрея Платонова

Значительно отличается от общей тематики и стилистики советской детской литературы творчество писателя, мало известного советским читателям - Андрея Платонова. Попытаемся выяснить черты своеобразия части творческого наследия писателя, посвященной детям, через анализ исследовательской литературы о творчестве А. Платонова и преимущественно через его рассказы, определить источники формирования особого мировоззрения А. Платонова и способы его отражения в творчестве писателя.

Некоторые из этих тем были рассмотрены в литературоведческих работах Н.Н. Брагиной, В.Ю. Вьюгина, Л.В. Карасева, Н.Г. Полтавцевой. Однако в целом на сегодняшний день можно утверждать, что произведения Андрея Платонова, посвященные детям, не получили еще научного исследования в той степени, в которой они его заслуживают.

Глава 2. Художественные особенности произведений А.П.Платонова при решении темы детства

2.2 Ребенок и мать в произведениях для детей А. Платонова

1. Поиски истины в произведениях Замятина и Платонова.

3. Тема детства и значение образов детей в произведениях Замятина и Платонова.

4. Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова.

Примерный развернутый план сочинения по теме:

«Предсказания и предостережения

I . Введение

I I . Основная часть

2. Предостережения Замятина и Платонова против нивелировки личности.

3. Метафоричность названий произведений.

— Предостережение от последствий безответственных социальных экспериментов.

I II . Заключение

Произведения Замятина и Платонова как продолжение гуманистических традиций русской литературы.

Вариант уроков 60—61. Контрольная работа по творчеству

Е. Замятина и А. Платонова

См. Приложение в конце книги.

Приложение

Тест по урокам 1—2

(можно использовать как индивидуальные задания на карточках)

Вариант I

1. Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже ХIХ—ХХ веков?

2. Как повлияло развитие науки на умонастроения общества рубежа ХIХ—ХХ веков?

3. Дайте характеристику основных политических сил в России в начале ХХ века.

а) Н. Бердяев, в) А. Блок,

б) Н. Оцуп, г) Вл. Соловьев.

7. Назовите имена писателей-реалистов, живших и работавших в начале XХ века.

9. Какие тенденции отразились в эстетике модернизма?

Вариант II

1. Каковы были общественные настроения в России в начале ХХ века?

2. Каковы философские предпосылки сдвигов общественного сознания рубежа ХIХ—ХХ веков?

3. Как вы считаете, что объединяет общественные процессы рубежа ХIХ—ХХ и ХХ—ХХI веков?

6. Какой из поэтов не принадлежит Серебряному веку?

а) К. Бальмонт, в) А. Фет,

б) Н. Гумилев, г) В. Брюсов.

7. Какие традиции развивали писатели-реалисты в начале ХХ века?

9. Какую роль отводили модернисты искусству?

Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна

Вариант I

1. Кому из русских писателей начала прошлого века была присуждена Нобелевская премия?

а) А. Блоку в) А. Чехову

б) А. Куприну г) И. Бунину




Вариант I I

1. Кто из русских писателей начала прошлого века получил известность как переводчик зарубежной классики?

а) М. Горький в) А. Куприн

б) И. Бунин г) Л. Андреев




Введение 3 Глава 1. Образ ребенка в русской литературе 5 1.1. Тема детства в литературе разных времен 5 1.2. Мир детства Андрея Платонова 7 Глава 2. Своеобразие образа детства в творчестве Андрея Платонова 12 Заключение 21 Список литературы 23

Актуальность исследования состоит в том, что мир детства – это неотъемлемая часть развития, культуры и образа жизни как любого отдельно взятого народа, так и в целом всего человечества. Изучение детства в рамках истории детской литературы даёт очень ценную информацию, однако, чтобы верно осмыслить многообразие фактического материала, необходим не только междисциплинарный синтез возрастной психологии, социологии воспитания, этнографии, педагогики и собственно литературоведения, но и взгляд на мир, окружающий маленького персонажа, его же глазами. Андрей Платонович Платонов один из тех редких писателей, занимающих особое место в русской литературе XX столетия, которые сумели осознать и прочувствовать эпоху, всю трагичность ее, и изобразить в этом контексте нелегкую судьбу народа. Первое, что бросается в глаза даже при поверхностном прочтении Платонова – яркий, особенный, неповторимый стиль изложения. Именно этот язык письма Платонова заставляет и поныне гадать об авторской позиции относительно поставленных в творчестве Платонова вопросов. При написании курсовой работы использовалась база критических статей и биографических исследований таких авторов, как Л.Шубин, Л.Карасев, В.Вьюгин, А.

Лучшее решение это - купить курсовую работу по русскому языку в Work5. Доверьте написание курсовой работы профессиональным авторам!

.Харитонов и произведения самого писателя. Объект исследования: произведения Андрея Платонова. Предмет исследования: тема детства в произведениях Андрея Платонова. Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать своеобразие темы детства и образа ребенка в творчестве Андрея Платонова. Для достижения цели поставлены следующие задачи: - изучить социально-биографические предпосылки для развития темы детства в творчестве Платонова; - выявить основные проблемы, поднятые писателем; - проанализировать образ ребенка в творчестве автора. Теоретическая значимость данной работы заключается в использовании методологии междисциплинарного подхода, в применении конкретных принципов и приёмов анализа произведений детской литературы, всесторонне рассматривающих феноменологию детства с точки зрения её субъектности и самодостаточности. Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в курсах истории русской литературы XX в. и детской литературы на филологических факультетах и факультетах по подготовке специалистов для начальной школы и дошкольных образовательных учреждений. Изучение и исследование концепции детства – отдельная многоуровневая задача, предполагающая анализ и выявление закономерностей ее художественного развития. Таким образом, мы можем проследить, какие эстетические, духовные мотивы и жизненные обстоятельства побудили А.Платонова обратиться в своем творчестве именно к феномену детства и образу ребенка. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, разбитых на подпункты, заключения и списка использованной литературы.

Читайте также: