Урок мертвые души сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Автор: Шашкова Олга Михайловна

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Рассказово

1 урок. Биография писателя.

3 -4 уроки. Образы помещиков в поэме.

5 урок. Губернский город и его жители.

6 урок. Образ Чичикова.

7 урок. Внесюжетные элементы поэмы. Образ автора в поэме.

1 урок. Биография писателя.

Интересно поговорить о творчестве писателя, совершив виртуальную экскурсию в
Музей-заповедник Николая Гоголя на Полтавщине , где Гоголь родился и провел детские годы и в Мемориальный музей "Дом Гоголя" в Москве, который находится в доме Талызина на Никитском бульваре. В этом доме 21 февраля 1852 года Гоголь умер и здесь же накануне сжег свои рукописи. Виртуальные экскурсии позволяют окунуться в мир писателя, более живо и глубоко представить себе, как жил автор. Далее вспоминаем произведения, которые уже известны учащимся.

История замысла поэмы.

Смысл названия произведения.

Эпиграф к уроку:

«Если совершу это творение так,

как нужно его совершить,

Какая разнообразная куча?

Письмо Гоголя В.А. Жуковскому

". Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья. этого и подавно нельзя позволить, хотя бы в рукописи ничего не было, а стояло только одно слово: ревизская душа; уж этого нельзя позволить, это значит против крепостного права. "

Д. П. Голохвастов, историк, член цензурного комитета

Далее класс делится на группы по 4-5 человек (эти группы будут постоянными на протяжении изучения произведения)

1 задание для групп: пройти квест по 1 главе поэмы.

Учащиеся в группах отвечают на вопросы квеста. Ответы на вопросы квеста учащиеся ищут, читая 1 главу поэмы. (Такая форма позволяет заинтересовать учащихся чтением поэмы, а также наметить основные пути анализа произведения). За правильные ответы группе присваиваются баллы, по итогам квеста выставляются оценки.

(задания открываются на слайдах презентации)

Какие черты можно отметить у Чичикова, читая 4-6 абзацы (был любознателен, вникал в мельчайшие подробности, не любил говорить о себе, «очень искусно умел польстить каждому и т.д.).

Возвращение к эпиграфу урока, обсуждение.

Каждый из членов группы выбирает одного из героев и повторяет/читает в произведении главу, касающуюся этого героя. (Учащиеся по получении домашнего задания сразу договариваются, кто из участников группы берёт ту или иную главу.)

МАНИЛОВ – 2 глава

КОРОБОЧКА – 3 глава

НОЗДРЁВ – 4 глава

СОБАКЕВИЧ – 5 глава

ПЛЮШКИН – 6 глава

3-4 уроки. Образы помещиков в поэме.

Эпиграф к урокам:

Урок начинаем с заслушивания дополнительного задания о блюдах, которые были на столе у Чичикова.

Затем каждой группе учитель даёт ½ листа ватманской бумаги. Задание: за время изучения поэмы нарисовать событийную карту поэмы, за эту работу выставляется отдельная оценка каждому участнику группы в конце изучения поэмы. (подробнее о событийных картах: …..)

Актуализация знаний через вопрос классу: какими средствами пользуется автор для создания образа героя?

Раскрытие характера через:

речевую характеристику героя;

описание жилища героя;

взаимоотношения с другими героями;

авторскую оценку героя.

Ребята вместе с учителем составляют план характеристики образов помещиков.

Затем учащиеся каждой группы по очереди характеризуют образы помещиков по составленному плану:

1 встреча помещика с Чичиковым;

Имение помещика (его состояние);

Как воспринято предложение продать мёртвые души;

Основные черты характера.

Выводы по 3-4 урокам, ответы на вопросы:

Почему Гоголем задана такая последовательность?

Что автор хочет сказать такой последовательностью? (Знакомство с понятием градации как литературного приёма)

Домашнее задание. Чтение/повторение 7 и 10 глав.

5 урок. Губернский город и его жители.

Актуализация знаний. Почему на дом было задано чтение 7 и 10 глав? Что объединяет эти главы? (описание чиновников губернского города, губернского общества).

В оставшееся время возможна инсценировка или выразительное чтение эпизодов, характеризующих губернских жителей (по выбору групп учащихся)

Делаются выводы по уроку.

Домашнее задание. Составить план характеристики Чичикова. Найти значение имени и фамилии Чичикова.

6 урок. Образ Чичикова.

Проверка домашнего задания. Коллективное уточнение плана характеристики Чичикова:

жизненные цели и ценности;

отношение к женщине;

основные черты характера;

Чичиков в оценке других героев поэмы;

авторская оценка героя.

Случай и соблазны Чичикова и их роль в сюжете. (Случайная встреча с Ноздрёвым в трактире (соблазн) оборачивается для Чичикова 1 разоблачением на балу. Встреча с девушкой на дороге (соблазн) Случайный приезд к Коробочке – 2 разоблачение Чичикова)

Какова авторская оценка героя? Подробно анализируем следующие абзацы:

И тут же несколько оправдывает Чичикова, заставляя оглянуться нас по сторонам, посмотреть на себя:

«Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим.

7 урок. Внесюжетные элементы поэмы. Образ автора в поэме.

Начинаем работу с представления результатов работ групп (сюжетные карты). Пример работы одной из групп:

Читаем стихотворение П. Вегина:

Николай Васильевич Гоголь,

вечная шинель – внакид,

озирая нашу оголь,

во дворе своём сидит.

Николай Васильевич Гоголь…

Кто сумеет разгадать

на челе его печать?

Сам с собой затеяв враки,

Сунул он камину в пасть,

Словно преданной собаке –

Но трубою дымохода

рукописный вздыбив дым,

Сам герой и вслед за ним –

Как такое может быть,

если рукопись сгорела,

а герой остался жить?

Через дали, через годы

он заброшен на беду

в современную среду.

Николай Васильевич Гоголь,

сколько ж так еще сидеть,

не в ладах с собой и с богом,

в чисту улицу глядеть?

Там стоит на перепутье

возле городских ворот

средь героев наших будней

мёртвых душ старинный род.

И как в цирке на манеже,

в номерах своих не нов.

все марьяжит да манежит

хлюст, ханыга Хлестаков!

Несгораемы, хоть тресни,

в этом веке, как и в том…

Видно, встать придётся с кресла,

Написать сожжённый том.

Выводы по уроку и изученному произведению в целом.

Мёртвые и живые души в поэме Гоголя.

Почему душа становится мёртвой?

Мёртвые души сегодня.

Есть ли Чичиков во мне?

Н.В.Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями.- М. : Современная Россия, 1990. – 428 с.

Н.В.Гоголь. Избранные сочинения. В 2-х томах. Т. 2 - М.: Художественная литература, 1984. - 495 с.

И.П. Золотусский. Гоголь. - Изд. 4-е. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 485 с.

Ю.В. Манн. Поэтика Гоголя / Ю. Манн. - 2-е изд., доп. - М. : Художественная литература, 1988. – 412 с.




а) достопримечательности города NN;

Вступление – первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.

1. Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которой создавалось произведение, или описывается история его создания.)

2. Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения).

3. Биографическое вступление (важные сведения из биографии писателя). 4. Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы).

  1. В заключении можно написать о потрясающем мастерстве изображения героев , каждого с неповторимой судьбой и своеобразным характером.
  2. В конце сочинения можно сказать о том, какую цель преследует писатель, изображая своих героев.
  3. Или заключение должно состоять из вывода о том, почему так называется поэма.

После обдумывания этапов работы над сочинением дорабатываем план сочинения, более тщательно подбираем материал к сочинению, выбираем точные, ёмкие, нестёртые слова для точности и выразительности речи и т.д.

Юмор - вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в добродушной насмешке; смех, имеющий своей задачей не обличение, а указание или намек на недостатки, которые не носят характера пороков.

Ирония - скрытая насмешка. Вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается посредством того, что говорится прямо противоположное подразумеваемому.

Сатира - способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. С. - наиболее острая форма обличения действительности.

Определите жанр сочинения, выберите вступление и заключение, составьте план. Приступайте к написанию сочинения, объём которого должен быть 1,75 –2,0 страницы. Излагать материал необходимо последовательно, логично, грамотно и выразительно, так, чтобы сразу же стало интересно читать вашу работу. Может быть, стоит начать как-то нестандартно, стремительно и неожиданно. Желаю успеха.

Уроки по творчеству Н.В. Гоголя включают в себя поурочные планы, задания для самостоятельной работы учащихся и вопросыдля проведения контрольного тестирования.

ВложениеРазмер
sistema_urokov_gogol.docx 90.27 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование уроков литературы

ЦЕЛЬ: показать исторический и символический смысл названия рассказа; на примере жизни героя показать, в чем видит писатель их необычность, непохожесть на традиционных героев русской литературы;

развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала на основе комментированного чтения повести.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из повести.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя, произведения писателя, карточки-информаторы

МПС: История России. Россия первой половины XIX века.

Данная повесть является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы одинокой личности, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов рассказов. Поэтому учителем используется методика аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем, задания творческого характера, фронтальные, групповые, индивидуальные, разноуровневые, с учетом дифференцированного подхода в обучении. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии русского человека первой половины XIX века.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Беседа по вопросам.

1. На примере жизни Гоголя расскажите, как происходит формирование интеллигентного человека.

2. Проследите за становлением личности писателя. Какие факты являются непреложным доказательством, что Гоголь пришел в литературу, чтобы запечатлеть самые важные страницы из жизни человека?

А. План раскрытия темы урока.

1. Вступительное слово преподавателя.

Главный прием, который использует автор, - гротеск, то есть изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на преувеличениях.

3. Главный герой повести Акакий Акакиевич символизирует систему отношений между людьми. Он – олицетворение борьбы за человека в ситуации, когда отстоять свое человеческое достоинство практически невозможно, олицетворение стихии мятежа.

4. Образ стихии – разгулявшейся и разыгравшейся – становится все более угрожающим:

1) земные разбойники срывают с него шинель в центре Российской империи;

2) издевательства сослуживцев над бедным Акакием Акакиевичем, которые сыпали ему на голову бумажки, называя это снегом.

2) шинель – символ обожествленной им и защищающей его государственности.

IV. Комментированное чтение отдельных глав.

V. Заключительный этап урока.

  1. Выставление оценок.
  2. Подведение итогов урока.

ЦЕЛЬ: показать исторический и символический смысл названия поэмы;

показать, в чем видит писатель трагедию России, ввергнутой в нищету и духовное разорение;

развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала на основе комментированного чтения поэмы.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из произведения.

МПС: История России. Россия первой половины XIX века.

Методика работы на уроке литературы

Данная поэма является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов произведения. Поэтому учителем используется методика комментированного чтения, аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем, задания творческого характера, фронтальные, групповые, индивидуальные, разноуровневые, с учетом дифференцированного подхода в обучении. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии России первой половины XIX века.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний по теме программы.

1. На примере одного произведения Гоголя расскажите, какие проблемы русского общества нашли отражение в творчестве писателя?

2. Какие факты являются непреложным доказательством, что Гоголь пришел в литературу, чтобы запечатлеть самые важные страницы из жизни человека?

5. Почему умирает Акакий Акакиевич? Какой смысл приобретает его смерть в финале повести?

А. План раскрытия темы урока.

1. Вступительное слово учителя.

3. Из переписки с В.А. Жуковским:

1) Цензор А.В. Никитенко, большой поклонник Гоголя, получив рукопись,

письма Белинского к Гоголю).

  1. Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?
  2. Найдите в тексте главы место, где говорится о цели приезда Чичикова в губернский город N. Чем объясняется эта неопределенность?
  3. Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях главы?
  4. Расскажите о композиционном значении главы.
  1. Составьте характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича по следующему плану:
  • описание деревни;
  • описание господского дома;
  • описание внешнего вида помещика;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к каждому из помещиков;
  • купля-продажа мертвых душ.
  1. Что общего у всех этих помещиков?
  2. Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?
  1. Составьте характеристику Плюшкина по следующему плану:
  • описание деревни;
  • описание господского дома;
  • описание старого обширного сада;
  • описание внешнего вида помещика;
  • описание обстановки помещичьего дома;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к Плюшкину;
  • операция купли-продажи.

IV. Закрепление материала по теме урока. Беседа по вопросам.

Комментированное чтение отдельных глав - 1 и 2.

V. Заключительный этап урока.

Стр. 152. Читать главы 1 - 6

  1. Выставление оценок.
  2. Подведение итогов урока.

ЦЕЛЬ: проанализировать первые главы поэмы на основе комментированного чтения;

совершенствовать работу над анализом художественного произведения;

формировать навыки культуры речи и культуры общения.

развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.

ТИП УРОКА: урок комментированного чтения.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из произведения.

МПС: История России. Самодержавно-крепостническая действительность России первой половины XIX века.

Методика работы на уроке литературы

Данная поэма является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов произведения. Поэтому учителем используется методика комментированного чтения, аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии России первой половины XIX века.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний по теме программы.

3. Кто из известных людей в литературе, наших земляков, высоко оценил I том поэмы и даже содействовал его изданию?

5. Рассказать об одной встрече Чичикова с помещиками (по предложенному плану).

План раскрытия темы

  1. Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?
  2. Найдите в тексте главы место, где говорится о цели приезда Чичикова в губернский город N. Чем объясняется эта неопределенность?
  3. Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях главы?
  4. Расскажите о композиционном значении главы.
  1. Составьте характеристики Манилова, Коробочки по следующему плану:
  • описание деревни;
  • описание господского дома;
  • описание внешнего вида помещика;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к каждому из помещиков;
  • купля-продажа мертвых душ.
  1. Что общего у всех этих помещиков?
  2. Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?

III. Изучение нового материала на основе комментированного чтения

1 – 3 глав поэмы.

А. План раскрытия темы урока.

Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей Руси. Образованность и изысканность вкуса более подчеркивают внутреннюю пустоту. Это те же потемкинские деревни. Все безжизненно, жалко, мелко.

Работа над термином Антипод – полная противоположность другому.

Во внешности Коробочки угадывается личность, склонная к особым действиям, чтобы выгода была прибыльной. Страх перед неизвестным и боязнь продешевить в сочетании с глупостью Коробочки образуют глухую стену упрямства, о которую Чичиков готов расшибиться (зачитать отдельные фрагменты из 3-й главы).

Вывод: И Манилов, и Коробочка – бесхозяйственные помещики, которые живут в каком-то вымышленном мире. Идя вслед за идеей Чичикова, скупающего мертвые души, они утратили свою единственную связь с эпохой и с самой жизнью. Их характеры – карикатуры на российскую действительность.

3. Авторская позиция в поэме.

IV. Закрепление материала по теме урока. Беседа по вопросам.

5 сочинений по

Поэма Гоголя золотыми буквами вписана в мировую сокровищницу литературы. Она послужила первоисточником для множества критических и аналитических работ. Нужно отметить ее, как глубокую общественную работу, показывающую, как жили люди в середине девятнадцатого века.

В чем состоит сюжет? Некий Чичиков, чиновник, вышедший в отставку, решил заняться следующей аферой: скупать мертвые души, записанные в ревизских документах и закладывать их в опекунский совет, как будто те и вовсе не умирали.

С этой целью он отправляются в некоторую губернию, где ищет крупных землевладельцев, у которых записи о мертвых крестьянах и можно приобрести.

В ходе повествования автор знакомит нас с галерей образов: помещиков, крестьян, чиновников, торговцев.

Автор тщательно описывает их внешность и характер, что дает понять сущность и мировоззрения героев. Очень часто Гоголь использует такой прием, как метонимия, дающая возможность по одной отличительной особенности судить в целом о персонаже. Например, у помещика Собакевича вся мебель большая и тяжелая, как и сам владелец. Многие персонажи имеют говорящие фамилии.

В целом особое внимание писатель посвятил описанию помещиков и их быта. Большинство из них не обладает исключительно положительными качествами. Они всегда что-то замышляют, скрестив пальцы за спиной.

Местные балы – это ярмарки тщеславия, где стараются приобрести полезные знакомства и покрасоваться своими нарядами. Дворянская знать не оставляет о себе хорошего впечатления.

Чичиков тоже не очень-то хорош. Он самый настоящий мошенник, который готов на любую подлость ради выгоды. При чем, так герой себя воспитывал с детства: льстить, врать, угождать ради собственного блага. Его ничего не волнует кроме личного счастья. Автор дает понять, что такая позиция ему не близка.

Интересны описания Гоголем образов Руси. Он с любовью рисует персонажи крестьян, дороги, милых и уютных деревушек. Хочется снова и снова перечитывать эпизоды с описанием.

Данное произведение – вершина творчества той поры во всех смыслах. Гоголь много думал над ним. Не случайно он уничтожил вторую часть – видимо, уровня мастерства в первой части ему не удалось достигнуть.


Пример сочинения 2

Половина первого тома посвящена характеристике различных типов русских помещиков. Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые на первый взгляд такие разные, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика.


Пример сочинения 3

В данной великолепной поэме, написанной Гоголем, автор сумел отразить все великолепие литературы того времени, где показывает истинную суть государственной системы, с ее чиновниками, помещиками и обычным народом, который становится жертвой данной системы. В сюжете данного произведения находится постепенное ухудшение человеческих качеств у многих персонажей, например, у Манилова, который вначале имеет что-то человеческое, но постепенно превращается в абсолютно холодного и безразличного человека. Представлены и такие персонажи, как Плюшкин, которые изначально были настолько испорченными и плохими личностями, что у читателя даже не возникало сомнений по поводу того, что они являются отрицательными.

Чичиков в произведении представлен человеком с непростой судьбой. Детство у героя было крайне непростое. Однако несмотря на то, что он решается на такую задумку с мертвыми душами, стоит сказать, что персонаж не лишен положительных качеств. По задумке автора, в конце произведения он сталкивается с личными переживаниями, которые натолкнут его на такую мысль, что все это он проворачивал зря, и не стоило так делать. Говоря про собирательные образы в произведении, стоит отметить, что все они представлены в виде некоторых групп. Например, помещики представляют образ жадных, безнравственных и малодушных людей, которые готовы пойти на любой обман ради достижения своей цели.

Главного героя природа наделила недюжими умственными способностями. В его голове зародилась и нашла свое развитие гениальная афера. Найдя не точности в тогдашнем законодательстве, Чичиков решает оформить банковский кредит, а в залог оставить крестьянские души. Только на самом деле эти крестьяне были уже давно мертвы, но на бумаге числились еще живыми и здоровыми. Для осуществления своей идеи Чичиков отправляется в город NN, где у местных помещиков за гроши скупает мертвые крестьянские души.

Главному герою удается расположить к себе всех чиновников и помещиков города NN. О Чичикове начинают говорить, как о деловом и порядочном человеке. Каждый чиновник и помещик пытается пригласить Павла Ивановича к себе в гости, и он с радостью соглашается.

Перед нами открывается целая плеяда помещиков, которые сами по себе являются сильными и яркими личностями, но которые закрылись в своем собственном мире.

В противовес Манилову Гоголь показывает нам помещика Собакевича. Он был человеком физического труда. Своей цели добивался силой и смекалкой. Собакевичу были чужды мечтания. Единственное, что его интересовало – материальный достаток. Собакевич пытается даже за мертвые души своих крестьян выторговать максимальную цену.

Следующей мы знакомимся с помещицей Коробочкой, к которой Чичиков попадает случайно. Коробочка символизирует застой и ограниченность. Это подтверждается часами в ее доме, которые давно уже остановились. Целью ее жизни стала продажа пеньки и пуха.

Помещик Ноздрев стал воплощением широкой русской души. Азарт и авантюризм стали основными принципами жизни Ноздрева. Для него не существовало ни обычаев, ни законов. Он жил по зову своего сердца.


Пример сочинения 5

Помимо этого Коробочка на протяжении всего диалога пыталась продать что-то из продуктов, производимых в её поместье. Здесь проявляется её хозяйственность и торговая деловитость. Сам Н. В. Гоголь считал тип и характер Коробочки весьма распространённым на Руси. Когда очередное дело по мёртвым душам было решено, изнурённый Чичиков долго ещё не мог забыть помещицу, её упрямство, излишнюю осторожность и недоверчивость.

Читайте также: