Сочинение про курочку рябу

Обновлено: 30.06.2024

По жанровой направленности произведение представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.

Сюжетная линия сказки является достаточно простой и короткой, разворачивающейся в доме, где проживают дед с бабкой, имеющие рябую курочку, которая в один из дней несет золотое яичко. Главные герои сказки предпринимают попытки разбить золотое яйцо, однако они оказываются безуспешными. При этом пробегающая мимо мышка, задев яйцо хвостом, с легкостью разбивает злополучное яйцо, чем очень расстраивает деда с бабкой.

Своеобразие произведения заключается в простом и ясном повествовании, которое, на первый взгляд, не имеет конкретного смысла, поскольку в финале сказки изображаются плачущие главные герои, а не счастливое завершение волшебного творения. Тем самым сказка ставит перед читателем вопрос о том, почему деда с бабкой постигает разочарование, заставляя индивидуально подходить к решению проблемы.

Однако представляется, что смысловой нагрузкой сказки является утверждение главного жизненного закона, заключающегося в представлении жизни в качестве величайшего подарка, который необходимо ценить и беречь.

Кроме того, золотое яйцо в сказке представляет собой символ величайшей ценности, подаренный главным героям обыкновенной деревенской курицей, представляющейся удивительным персонажем в виде простой домашней птицы. Тем самым, разочарование и грусть деда с бабкой в финале сказки по причине того, что яйцо разбито, является следствием крушения надежд главных героев, мечтающих о лучшей жизни.

В качестве средств художественной выразительности в сказке используются иносказательные словосочетания, а также прием аллегории, позволяющие осознать различия в классовых сословиях в виде бедных и богатых людей.

Сказка представляет собой собрание народной мудрости, заключающейся в возможности обретения истинного счастья, не стремясь к получению богатства и достатка, поскольку даже простые жизненные ценности позволяют стать человеку полноценно счастливым.

Таким образом, в сказке содержится вывод о важных общечеловеческих ценностях.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Курочка Ряба

Популярные сегодня темы

Арина Петровна Головлева предстает перед читателями властной женщиной и даже жестокой. Она явно выделяется на фоне остальных персонажей как своеобразный деспот, который видит в других только страх и упреки.

Первая зелень – очень красивая картина известного во всём мире художника Никонова Владимира Глебовича. Эта картина как – будто веет свежестью, весной

Данное произведение можно отнести к жанру комедия, а главным смыслом работы автора является то, что он исследует общество, как новое социальное образование. Пьеса представлена пятью действиями.

Давным-давно было известно о том, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом. Задушевность, утонченное восприятие всего происходящего в человеческой душе сделали его одним из первых настоящих импрессионистов не только литературы

Исходя из утверждения о том, что яичко было золотым, можно сделать два вывода:
— либо оно действительно, в той или иной степени, включало в свой состав золото,
— либо оно было таковым только по видимости, то есть, представлялось деду с бабой золотым, было, как золотое.
Если яичко включало в свой состав золото, то возможны несколько вариантов: яичко могло быть позолоченным, могло иметь только золотую скорлупу, могло быть целиком из золота.
Но вполне возможно, что яичко совсем не содержало золота, а, например, имело золотистый цвет из-за особенностей окраски, структуры скорлупы.

Почему деду с бабой не удалось разбить, можно объяснить следующим: либо яичко было слишком крепким, либо у деда с бабой было мало сил. Возможно, было вместе и то, и другое.
Зачем же деду с бабой понадобилось разбивать яичко? Если бы они решили, что яичко целиком из золота, то такое действие было бы бессмысленным. В крайнем случае, можно было бы предположить, что они решили поделить золотое яичко пополам, но тогда более разумно было бы распилить его, а не бить.
Скорее всего, деду с бабой не пришла в голову мысль, что яичко целиком золотое. Может быть, такое предположение и было, но они его отвергли, основываясь на весе яичка (целиком золотое яичко было бы ощутимо тяжелее такого же по размерам обычного).
Тогда остаются другие варианты: позолоченное яичко, золотая скорлупа у яичка, либо просто особенность окраски скорлупы. Разбив яичко, выделив его скорлупу, дед с бабой имели бы возможность уточнить свои предположения насчет свойства скорлупы.
Вполне вероятно и другое: дед с бабой, увидев такое необычно красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенно вкусным, и пытались разбить его просто для того, чтобы попробовать.

Зачем в сказку вводится такой персонаж, как мышка? – Для того, чтобы уточнить причину неудачи деда с бабой разбить яичко. Если бы яичко, действительно, было чрезвычайно крепким, то оно бы не разбилось. Значит, у деда с бабой просто не хватило сил для того, чтобы его разбить. Видимо, яичко все-таки было немного крепче обычного, поскольку нормальные яички деду с бабой удавалось разбивать (в противном случае они бы и не пытались разбить золотое яичко).
С другой стороны, тот факт, что яичко разбилось, уже окончательно отвергает предположение о том, что оно было целиком из золота. Можно отметить и то, что дед с бабой не совершенно отчаялись разбить яичко: если бы они совершенно отчаялись, они бы убрали яичко в надежное место для сохранения. А, поскольку мышке удалось так легко сбросить яичко, оно, видимо, просто лежало где-нибудь на лавке. Дед с бабой либо временно отвлеклись на другое дело, либо решили передохнуть, собраться с силами для новых попыток разбить яичко.

На первый взгляд непонятно, почему дед с бабой плачут, когда они еще недавно безуспешно пытались разбить яичко. Мышка им в этом помогла. Но при более пристальном рассмотрении можно выявить несколько возможных причин для горя деда и бабы.
Первые две причины прямо вытекают из тех целей, с которыми они хотели разбить яичко.
Во-первых, если они били яичко с целью его попробовать, то, естественно, когда яичко упало на пол, растеклось по полу, они лишились такой возможности.
Во-вторых, если они били яичко, чтобы узнать, не из золота ли скорлупа, то причиной для плача могло быть осознание ими того, что скорлупа незолотая (только казалась золотой по цвету, а, в остальном, обыкновенная). Возможно сочетание этих двух причин: если они хотели и попробовать яичко, и исследовать подробнее его скорлупу, то их, скорее всего, постигло двойное разочарование.
Ранее упоминалось о малой вероятности предположения деда с бабой о том, что яичко целиком из золота. Даже если у них и теплилась какая-то надежда по этому поводу, то после того, как яичко разбилось, места для надежд не осталось совсем. И это, конечно, могло внести определенную лепту в их горе.
Наконец, хотелось бы остановиться на последней, очень важной, причине для плача деда с бабой. Когда они не смогли разбить яичко, они, безусловно, решили, что яичко чрезвычайно крепкое. Но вдруг какая-то мышка хвостиком уронила яичко, и оно разбилось. Дед с бабой получили ясное и наглядное представление, насколько у них мало сил, они остро прочувствовали свою дряхлость и немощь. Это могло быть серьезной причиной для их плача.

Сказку как и многие с детства наизусть помню. На подсознательном уровне всегда понимала, что простое яйцо лучше золотого. Мораль сказки проста: золотое яйцо, символ богатства. Не стоит БИТЬся над достижением материальных благ, нет в них счастья. (т.е. били-били, ничего не добились). А пришло время или случай (образ мыши) и увидели, что нет в яйце золотом того, что надеялись обнаружить. Пустое оно, яйцо золотое. Вот и плачут, обидно и горько, что время и силы напрасно потратили. А яйцо простое — символ ПРОСТЫХ, но вечных ценностей ( добро, честность, преданность и т п). Над простым яйцом биться надо, и прибудет! А еще, простое яйцо не только съесть самому можно и насытиться, но и попробовать цыпленка вырастить, курицу, она яйца нести будет. Можно добром этим и с ближним поделиться…. Рассматривать можно как на уровне отдельного человека, так и цивилизации в целом. Для всех когда-нибудь настанет момент понимания внутренней пустоты золотого яйца.
…в яйце простом — жизнь, и все что для жизни нужно! Яйцо золотое (власть, богатство и блага материальные) — внутри пустое!


Рассказывает она о том, как однажды курочка, жившая у деда и бабы, вдруг снесла золотое яичко. У деда и бабы разбить его никак не получалось, несмотря на многие попытки. Зато это случайно смогла сделать мышка. Ей стоило всего лишь махнуть хвостиком. Но вместо того чтобы обрадоваться, дед и баба почему-то очень огорчились. Курочка успокоила их и сказала, что будет им новое яичко, обычное, не золотое.

Однако эта история имеет несколько вариантов. В некоторых из них появляются новые действующие лица: поп и попадья.

Вот такая, на первый взгляд, простенькая история. Но в чем же смысл сказки про курочку Рябу? Этот вопрос интересен многим. Некоторые считают, что сказка вообще смысла не имеет. С этим утверждением вряд ли согласится большинство людей. Сказки ведь издавна рассказываются не только для интереса, но и для того чтобы научить чему-то хорошему. Со смыслом этой сказки предстоит разобраться.


Главное противоречие сказки в том, что дед и бабка плачут оттого, что золотое яйцо разбилось. Но ведь они так этого хотели! Возможно, яйцо оказалось пустым, и бабку с дедом постигло разочарование. Может, они просто хотели поесть, а яйцо, разбитое мышкой случайно, растеклось по полу? Возможно, что и не золотое оно было, а просто с золотистой скорлупкой, старики же думали, что оно особенно вкусное.

Некоторые исследователи сказки посвятили много лет, чтобы найти связь ее с мифологией. Часто сказку связывают с древними мифами о Мировом яйце, из которого рождается либо вся Вселенная, либо часть мира, либо кто-то из богов. Образ мыши также символичен. В мифах многих народов говорится, что это животное родилось из земли. Таким образом, сказку связывают с мифами о сотворении и конце мира. В некоторых более полных версиях сказки, после того как яйцо разбилось, со всеми, кто об этом узнал, случились какие-либо несчастья.


Существует мнение, что в сказке есть связь с языческими обрядами. При этом яйцо сравнивается с луной или солнцем. Яйцо золотое – солнце. Образ серой мышки – вечер. Разбитое золотое яйцо – закат. Простое яйцо – луна.

Интересна трактовка сказки у М. Е. Вигдорчика. Он считает, что золотое яйцо представляет собой символ ребенка. Попытки разбить яйцо – это символ воспитания ребенка. Но у деда с бабкой ничего не получается, а у мышки получилось. Мышка – символ легкомысленной снохи, которая для родителей мужа представляется в каком-то роде соперницей. Им обидно, что у нее получилось воспитать ребенка, а у них нет.

Сторонники психоанализа (например, С. З. Агранович) считают, что яйцо в сказке играет роль спасителя, это некий символ жизни. Золото же символизирует смерть. Поэтому старики так старались его разбить. Но когда это сделала мышка, они испугались, так как не знали, чего ждать дальше. Мышь является посредником между миром живых и миром мертвых, она может совершать и хорошие поступки, и плохие. На свое усмотрение. А когда курочка говорит, что снесет обычное яичко, все радуются, так как будущее прояснилось. Жизнь победила.

Актуальность сказки в наше время


Споры насчет морали сказки

Серьезные исследования сказки вызывают уважение, но вряд ли обычный человек будет искать скрытые смыслы. Но чему все-таки учит эта история? В чем мораль сказки про курочку Рябу?

Каждый может понимать ее по-своему. Есть мнение, что яйцо – символ любви, которую не смогли уберечь дед и бабка. Рябая курочка – символ Высшего разума, поэтому она и черно-белая, так как сочетает в себе и добро, и зло. Мышка – какая-нибудь сплетница. Если долго разбивать любовь, то отношениям может прийти конец из-за какой-нибудь мелочи вроде сплетни. А простое яйцо – не любовь, а привычка, которая появилась со временем. Мораль – надо дорожить отношениями, беречь любовь.

Кто-то считает, что сказка говорит о том, что не надо быть глупыми и завистливыми. Ведь дед и бабка даже не понимали, для чего они хотят разбить яйцо, а когда это сделала мышка, они просто позавидовали ей. Мораль – нужно обдумывать свои поступки и не быть завистливыми.


Возможно, золотое яйцо представляет собой символ богатства, к которому не надо так отчаянно стремиться. Дед и бабка долго бились над тем, чтобы достичь материальных благ, но тут мышка (случайность) показала им, разбив яйцо, что в нем нет ничего особенного. Простое яйцо, которое потом пообещала курочка, – символ вечных ценностей. Мораль - можно быть счастливым и без стремления к накопительству богатства.

Есть также версия, что сказка учит не планировать жизнь до мелочей. Всегда есть место для случайности.

Способен ли ребенок понять эту сказку?

Не просто так говорят, что устами младенца глаголет истина. Несмотря на множество интерпретаций, сказка про курочку Рябу все-таки является детским произведением. Дед и баба, по мнению многих малышей, плачут оттого, что они сами не смогли разбить золотое яичко. Вот откуда столько переживаний. Конечно, впоследствии родители могут предложить ребенку и свою версию о том, чему же учит эта сказка. Неплохая воспитательная беседа получится.

Можете познакомиться с вариантами сказки на страничке.

Самым известным вариантом считается текст в изложении Константина Ушинского (1824–1870) – знаменитого русского педагога и публициста. Менее часто встречается эта сказка в изложении А. Толстого близкого к версии Ушинского, но имеющей в основе один из инвариантных сюжетов, по которому разбивается простое яичко.

Текст К. Ушинского

Жили себе дед да баба,
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое —
Золотое.
Дед бил-бил —
Не разбил.
Баба била-била —

Текст А. Толстого

Жили-были дед да баба,
У них была курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено, —
Посадила яичко в осиное дупелко,
В кут*, под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула,
Яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать, вереи хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под ногами закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался,
Верх на избе зашатался…
А курочка ряба им говорит:
— Дед, не плачь, бабка, не рыдай,
Куры, не летайте,
Ворота, не скрипите, сор под порогом,
Не закуривайся,
Тын, не рассыпайся,
Верх на избе, не шатайся,
Снесу вам еще яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено,
Яичко не простое — золотое.

Смысл этой короткой сказки в высмеивании глупости и пустом внимании на вещи, которые никак не влияют на жизнь: из-за маленькой неприятности (разбитое яичко) последствия оказались чересчур большими, кто-то удавился, кто-то волосы на голове рвёт – перечислять варианты человеческой глупости можно долго…

Отметим, что под глупостью имеем в виду не характеристику личности человека, а отсутствие ума, как основополагающего элемента человеческой зрелости. Проявлением ума по учениям святых отцов является преобладание последнего над другими частями души, которые отвечают за наши желания и чувства. Главными качествами ума можно отметить трезвение, направленность к добру, богопознание. Так, умный человек не будет из-за разбитого яйца удавливаться или рвать на себе волосы. Но, пустой и глупый человек может предать второстепенному событию роль главного.

Урок сказки в том, чтобы не придавать большого значения тому, что того не стоит. Часто определённые события заставляют действовать человека неразумно исходя из того, что человек предполагает за событиями, которые последуют потом. Человек начинает гадать и полагаться на свой разум и совершает ошибку. Если человеческий ум недостаточно развит – это может привести к печальным последствиям: через напрасную суетливость и беспокойство можно нажить большие неприятности. Евангельским ориентиром здесь может служить заповедь о том, что нужно полагаться во всём на Бога, как всеведущего и всеустраивающего источника жизни и нравственного закона.

В одной из версий сказки курочка обещает снести золотое яичко взамен простого (см. народные сюжеты и вариант А. Толстого). Такое построение вполне логично, так как дед и бабка будут утешены материальным достатком. Теряют малое, приобретают многое.

Что же сделал со сказкой Ушинский?

Константин Дмитриевич изменил цепочное построение сказки, изменил концовку с ироничной – на загадочную, тем самым изменив смысл сказки, а если точнее, убрав его.

Чтобы понять, зачем автор добавил в сказку такое окончание, да и вообще, зачем он её исказил или выбрал именно такую версию сказки, нужно ознакомиться со взглядами и деятельностью самого Константина Дмитриевича.

Вдохновлённый западными идеями просвещения, хорошо

эрудированный и образованный Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870) мечтал о развитии педагогики в России, считая существующую систему образования устаревшей и схоластичной. Примером ему служили в основном англо-германские практики, о чём можно судить по его работам.

Влияние на Ушинского оказали известные пионеры педагогики как науки, западные мыслители: Коменский (чешский педагог гуманист), Пестелоцци (педагог — гуманист), Дистеверг (немецкий педагог, либеральный политик).

Постепенное отступление религии из жизни человека (секуляризация) и переориентация на антропоцентризм (человек – центр мира) захватывало все новые и новые сферы человеческой жизни. Константин Дмитриевич Ушинский стал проводником этих идей в русском образовании. По сути, он вытеснил теоцентрическую основу образования, заменив её системой всестороннего развития человека в духе гумманистических идей XVIII–ХIХ веков.

Ушинский, собрав во едино европейский опыт, попытался создать национальную систему образования, которая объединила бы в себе и воспитание, и образование, основываясь на русской литературе.

Может быть, это был запрос времени, но именно тогда, в XIX веке, русское общество испытало плоды повреждения нравов передового общества, что послужило попытке переосмысления русского исторического процесса и духовно-нравственных основ.

За гуманистический подход Ушинского к образованию, в советское время его труды были востребованы, а издавались практически без цензуры (вымараны только религиозные вставки).

Как известно, в советский период власть усердно искала нравственную идею для сплочения масс, основанную, естественно, на атеистических принципах. Идеи Ушинского пришлись как нельзя кстати, т.к. несмотря на то, что главным он считал христианскую нравственность, в его трудах и учебниках утилитарная сторона обучения отделена от религиозной составляющей. Это позволило теоретикам нового государства основать на его трудах квазиобразование.

Об опасности оторванности нравственности от религии писал в свою бытность Лев Тихомиров:

Вне религии у человека нет притока нравственной силы, нет и источника сознательной и добровольной дисциплины. Без религии общество имеет в своем распоряжении только слепую привычку да чисто принудительную дрессировку.

о нравственном начале:

Говоря об Ушинском как пионере русского образования, необходимо добавлять, что речь идёт о светском образовании.

Основным элементом обучения по Ушинскому является наглядность и систематическое возбуждение самостоятельного мышления учащихся. Процесс обучения построен от простого к более сложному. Все элементы должны быть связаны между собой, а процесс обучения логичным. Вот что он писал в своих трудах:

Может быть, поэтому, готовя материал для обучения, Ушинский написал и обработал множество произведений русского фольклора, который искренне считал очень красивым.

Сказки, обработанные Ушинским, как правило, небольшие, встречаются и совсем короткие. Некоторые из них ставят в тупик читателя:

Ушинский улавливал в сказке утилитарную сторону, то есть то, что может быть полезно обучающемуся. Прочитав сказку, ученик должен получить полезное знание об окружающем мире или об отношениях в обществе. Поэтому многие народные сказки под пером Ушинского теряли свою первоначальный вид, уже знакомый многим детишкам , и приобретали новую художественную обработку, цель которой – придать тексту образовательный элемент или новый смысл. Такой приём, кстати, очень часто впоследствии применяли советские сказочники (см. Сутеев, А. Толстой).

Закончить бы хотелось словами Льва Тихомирова:

вот искусство, ныне по преимуществу утраченное. Мы не находим способов ни развивать, ни дисциплинировать человека, а затем, получая общество, составленное в самой угрожающей пропорции из личностей расшатанных, бунтующих, ничем не удовлетворимых

1 комментарий

Читайте также: