Уметь мыслить значит уметь оперировать знаниями сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями. (Поэтому важно, чтобы у ребенка был определенный запас знаний, то есть развит общий кругозор). Человек обучается умению оперировать знаниями в личном жизненном опыте, но особенно важно для развития мышления школьное обучение, потому что оно специаль­но направлено на вооружение учащихся многообразными знания­ми и умение их использовать. Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся формировать точ­ные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, срав­нивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психи­ческую функцию так не влияет обучение, как на мышление.

И все же знания сами по себе малоценны, если человек не умеет ими оперировать, применять в нужной ситуации для решения той или иной проблемы, научной или житейской. Поэтому для разви­тия мышления столь же важно научиться в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции.

ИЗ СКАЗАННОГО ВЫШЕ СЛЕДУЕТ, ЧТО КОМПОНЕНТАМИ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. Содержательный компонент, то есть знания, полученные в результате чувственного познания, и сохраненные в виде образов. Знания же, полученные в результате логического познания, сохраняются в виде понятий. Понятие – это мысль, выраженная в слове; это обобщенное, опосредованное, общее (существенное) знание.
2. Операционный компонент – это система мыслительных операций.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ:

  • Анализ — это мысленное расчлене­ние предмета или явления, выделение его частей, признаков, свойств.
  • Синтез — мысленное соединение элементов, частей, признаков в некоторое целое. В отдельных этапах мысленного процесса на пер­вый план выступает или анализ, или синтез.

Пример: Процесс понимания предложения на иностранном языке проте­кает следующим образом. При первом чтении смысл предложения остается непонятным. Тогда на первый план выступает процесс ана­лиза: человек выделяет отдельные слова и устанавливает их значе­ние (припоминает, смотрит в словарь). Однако можно знать значения всех слов в отдельности и все-таки не понимать смысла предло­жения в целом. Необходима еще синтетическая работа мысли — объединение в одно осмысленное целое всех значений отдельных слов. И только тогда, когда это объединение произошло, человек на­чинает понимать смысл предложения. Существенными составляющими логического мышления явля­ются обобщение и абстрагирование.

  • Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства. Обобщение выражается в том, что среди конкретных, единичных, индивидуальных особенностей предмета и явления па первый план выдвигаются те, которые являются об­щими для целой группы объектов и характеризуют эту группу.
  • Этот процесс отвлечения от несущественных признаков и мысленного выделения одних лишь существенных особенностей данной группы объектов называется абстрагированием.
  • сравнение – оно позволяет вскрыть сходство и различия вещей/ явлений;
  • классификация – объединение предметов и явлений в классы по сходству;
  • аналогия – установление сходства в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами и понятиями.

ПУТИ РАЗВИТИЯ И АКТИВИЗАЦИИ

С помощью специ­альных упражнений и тренировок можно достичь высокого уровня овладения мыслительными операциями.

Для того чтобы научиться самостоятельно продуктивно мыслить, следует воспринимать свои ошибки как ценную возможность само­совершенствования. А для этого родителям следует внушать детям веру в себя и свои умственные способности, учить не бояться ошибок.

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ:

3. Упражнения, для формирования умения устанавливать связи между понятиями, проводить аналогии.

Данное упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов служит как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведется совместно взрослым и ребенком. Задача взрослого - подвести ребенка к логическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Примерные виды заданий:

жеребенок (подбери нужное слово)

шерсть (подбери нужное слово)

ученик (подбери нужное слово)

4. Упражнение "Анаграмма". В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова. Например:

а) к, о, с в) е, р, о, м д) л, а, н, е, п
б) у, д, б г) ш, а, к, а е) к, ч, а, р, у

5. Использование самых различных логических задач. Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения. Например: а) Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале? б) Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех? в) Два мальчика сажали морковь и два - картошку. Что сажал Сережа, если Володя сажал картофель, Валера с Сашей и Саша с Володей сажали разные овощи, а Валера с Сережей тоже сажали разные овощи?

Подобные и другие упражнения широко представлены в научно-популярной литературе для учителей и родителей.

Каким будет потенциал образования, если мы активизируем мышление, откажемся от зубрежки и актуализируем программы? Давайте проследим, как мышление — основная функция человеческого мозга — постепенно оказалось вытесненным на задворки обучения.

Будучи неудачником, невозможно научиться социальной ответственности, умению мыслить и самостоятельно решать жизненные проблемы. Школы должны предоставлять реальный шанс на успех всем ученикам без исключения. Жизнь изобилует проблемами, не имеющими однозначного решения, а значит, учащимся необходимо научиться философски воспринимать любую противоречивую ситуацию, а в ряде случаев подобная неоднозначность может стать положительным жизненным стимулом.

Мы должны ставить детей перед необходимостью продумывать всевозможные проблемные ситуации, тем самым значительно снижая роль определенности и заучивания в образовании. Знания, основанные только на запоминании фактов, — всего лишь суррогат образования и ничего не стоят, если не подкреплены идеями и самостоятельностью мышления.

Надо не только поощрять детей безбоязненно расспрашивать обо всем, что им непонятно. Мы должны научить детей принимать решения и этим решениям следовать. Время от времени ко мне обращаются пациенты, потерпевшие неудачу в той или иной области; их угнетает то, что они не могут сделать правильный выбор в неоднозначных ситуациях. Часто человек как будто обладает и внутренней силой, и умением правильно оценивать факты, и способностью делать верные выводы, однако принять решение он все-таки не в состоянии. Я считаю, что причина здесь кроется в недостатке подобного опыта. Раз решение принято, его надо выполнять, а для этого нужна вера в свои силы. Как правило, если человек был неудачником в школе, он не верит в себя. В школе должны проводиться серьезные дискуссии по вопросам, которые требуют от учащихся принятия решений. Например, стоит ли отложить на некоторое время поступление в колледж и поработать в сфере обслуживания; надо ли сочетать обучение в школе с работой; остаться под родительским кровом или уехать учиться, работать, путешествовать. Следует основательно обсуждать и вопросы любви, брака, секса. К сожалению, школа, которая могла бы стать форумом для серьезных дискуссий, мало, а то и вовсе не помогает учащимся находить ответы на эти и другие социальные вопросы, которые в будущем потребуют от них здравых решении, иначе им придется нести тяжелое бремя последствий.

Школа в первую очередь должна оказывать помощь учащимся в оптимальном выборе программы обучения. И хотя в большинстве школ действует институт психологов-консультантов, непосредственная задача которых — помогать учащимся в выборе наиболее подходящих предметов для изучения, нередко выбор этот бывает поспешным и необдуманным. По мнению учеников, беседы с консультантами слишком непродолжительны и поверхностны, что зачастую приводит к торопливым решениям, которые в свою очередь оборачиваются в будущем целой серией ошибок в выборе образования и профессии.

Неспособность планировать и принимать решения частично является следствием того, что в школе людей не научили самостоятельно рассуждать. Неотъемлемой частью принятия решения являются процесс постановки проблемы, анализ различных альтернатив и, наконец, оптимальный выбор, при этом всегда остается возможность переоценки. Когда условия изменяются, а так оно и бывает, надо пересматривать решение, которое не должно быть безапелляционным, в противном случае человека ждут трудности, а порой и несчастья.

И опять нам не избежать проблемы актуальности обучения. Когда преподавателями используется тесно связанный с жизнью материал, а от учеников требуется его осмысление, отпадает необходимость в давлении извне, например запугивание низкими оценками. Самостоятельное мышление способствует тому, что у учащихся возникает чувство причастности и приверженности школе, поскольку они видят в учении смысл. Благодаря возникновению добровольной, внутренней взаимосвязи между учителем и учеником устанавливается подлинний контакт, устраняющий извечные конфликты.

Такой тип образования психологически оправдан, так как связывает со школой положительные эмоции, сопровождающие процесс решения проблем. Учащиеся, которым решение проблем приносит радость и удовлетворение, и которые находятся с учителем в творческом союзе, не причиняют неприятностей школе. Радость и заинтересованность в учебе удерживают их от антисоциальных проявлений и ухода в себя. Однако есть еще немало людей, которые с недоверием относятся к интересному образованию и сотрудничеству между учеником и учителем, а попытки учащихся самостоятельно отвечать на вопросы, поставленные жизнью, вызывают у них подозрительную реакцию. Если этим людям удастся одержать верх, образование не сможет помочь обществу в решении многих сегодняшних проблем.

Неудачников больше всего там, где обучение ведется в отрыве от жизни и не основывается на мышлении. Уже в младшем школьном возрасте происходит деление на слабых и сильных учащихся. Необходимо приложить все усилия, чтобы эта практика стала неприемлемой. И те, кто учится хорошо, и те, у кого на сегодняшний день не все идет гладко, должны учиться с одинаковой заинтересованностью, в противном случае мы не добьемся никаких позитивных перемен.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Памятка для родителей

Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями. (Поэтому важно, чтобы у ребенка был определенный запас знаний, то есть развит общий кругозор). Человек обучается умению оперировать знаниями в личном жизненном опыте, но особенно важно для развития мышления школьное обучение, потому что оно специаль­но направлено на вооружение учащихся многообразными знания­ми и умение их использовать. Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся формировать точ­ные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, срав­нивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психи­ческую функцию так не влияет обучение, как на мышление.

И все же знания сами по себе малоценны, если человек не умеет ими оперировать, применять в нужной ситуации для решения той или иной проблемы, научной или житейской. Поэтому для разви­тия мышления столь же важно научиться в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции.

ИЗ СКАЗАННОГО ВЫШЕ СЛЕДУЕТ, ЧТО КОМПОНЕНТАМИ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. Содержательный компонент , то есть знания, полученные в результате чувственного познания, и сохраненные в виде образов. Знания же, полученные в результате логического познания, сохраняются в виде понятий. Понятие – это мысль, выраженная в слове; это обобщенное, опосредованное, общее (существенное) знание.
2. Операционный компонент – это система мыслительных операций.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ:

Анализ — это мысленное расчлене­ние предмета или явления, выделение его частей, признаков, свойств.

Синтез — мысленное соединение элементов, частей, признаков в некоторое целое. В отдельных этапах мысленного процесса на пер­вый план выступает или анализ, или синтез.

Пример : Процесс понимания предложения на иностранном языке проте­кает следующим образом. При первом чтении смысл предложения остается непонятным. Тогда на первый план выступает процесс ана­лиза: человек выделяет отдельные слова и устанавливает их значе­ние (припоминает, смотрит в словарь). Однако можно знать значения всех слов в отдельности и все-таки не понимать смысла предло­жения в целом. Необходима еще синтетическая работа мысли — объединение в одно осмысленное целое всех значений отдельных слов. И только тогда, когда это объединение произошло, человек на­чинает понимать смысл предложения. Существенными составляющими логического мышления явля­ются обобщение и абстрагирование .

Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства. Обобщение выражается в том, что среди конкретных, единичных, индивидуальных особенностей предмета и явления па первый план выдвигаются те, которые являются об­щими для целой группы объектов и характеризуют эту группу.

Этот процесс отвлечения от несущественных признаков и мысленного выделения одних лишь существенных особенностей данной группы объектов называется абстрагированием.

Существует еще ряд мыслительных операций, овладение ко­торыми необходимо для развития мышления. Это, например:

сравнение – оно позволяет вскрыть сходство и различия вещей/ явлений;

классификация – объединение предметов и явлений в классы по сходству;

аналогия – установление сходства в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами и понятиями.

ПУТИ РАЗВИТИЯ И АКТИВИЗАЦИИ

С помощью специ­альных упражнений и тренировок можно достичь высокого уровня овладения мыслительными операциями.

Активизирует мышление способность самостоятельно ставить задачу и стремление найти решение (т. е. мотивация). Особенно ценна для развития мышления детей привычка совместно с родителями (а в последующем – самостоятельно) анализировать инфор­мацию, выделять противоречия, подмечать сходство, видеть не­обычное в обычном, отходить от привычных штампов, искать нестандартные, самостоятельные решения.

Умение сформули­ровать вопрос — первый шаг к активной творческой мыслитель­ной деятельности. Родители могут помочь детям научиться ставить и формулировать вопросы, в том числе и к учебному материалу.

Третий шаг — проверка пра­вильности решения.

Для того чтобы научиться самостоятельно продуктивно мыслить, следует воспринимать свои ошибки как ценную возможность само­совершенствования. А для этого родителям следует внушать детям веру в себя и свои умственные способности, учить не бояться ошибок.

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ:

3. Упражнения, для формирования умения устанавливать связи между понятиями, проводить аналогии.

Данное упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов служит как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведется совместно взрослым и ребенком. Задача взрослого - подвести ребенка к логическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Примерные виды заданий:

жеребенок (подбери нужное слово)

шерсть (подбери нужное слово)

ученик (подбери нужное слово)

4. Упражнение "Анаграмма". В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова. Например:

а) к, о, с в) е, р, о, м д) л, а, н, е, п
б) у, д, б г) ш, а, к, а е) к, ч, а, р, у

5. Использование самых различных логических задач. Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения. Например: а) Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале? б) Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех? в) Два мальчика сажали морковь и два - картошку. Что сажал Сережа, если Володя сажал картофель, Валера с Сашей и Саша с Володей сажали разные овощи, а Валера с Сережей тоже сажали разные овощи?

Подобные и другие упражнения широко представлены в научно-популярной литературе для учителей и родителей.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Автор высказывания поднимает проблему важности такого процесса как мышления. Он считает, что думающий человек наиболее значим, чем знающий.

Я полностью согласна с данным утверждением, т.к. без мышления люди бы не достигли новых знаний, которыми они раньше не владели.

Для того чтобы продолжить углубляться в рассуждение о мышлении, мы вспомним, что такое познание. Познание - это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об его окружении. Оно имеет два уровня - чувственное познание и рациональное познание, т.е мышление, о котором сейчас и пойдет речь. Итак, мышление - это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п. По типам различают образное, теоретическое и знаковое мышление. Его особенностями являются: социальность по своей природе, неразрывность с языком, обобщенное отражение действительности, опосредованный характер, возникает на основе практической деятельности.

Мы должны понимать, именно мышление - это двигатель прогресса (движения от низшего к высшему).

Например, Николай Коперник, астроном эпохи Возрождения, благодаря своим размышлениям над геоцентрической системой мире, где центральное положение занимает Земля, пришел к выводу, что именно Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной, и создал свою гелиоцентрическую систему. Она же в свою очередь положила начало первой научной революции. Данный пример говорит нам, что нужно уметь подвергать критике уже имеющиеся знания, размышлять над ними, чтобы прийти к новым открытиям.

Чацкому не нравится сложившееся положение среди людей в фамусовском обществе, поэтому он и хочет донести свои размышления до окружающих, что говорит о мышлении, как о процессе, помогающем влиять на развитие межличностных отношений, общества в целом.

Таким образом, мы убеждаемся, что правильно мыслить, ценнее простого наличия знаний.

Читайте также: