Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания известного лингвиста льва владимировича
Обновлено: 05.07.2024
Предлагаю материал, который учителя-словесники и репетиторы могут использовать при подготовке учеников к ОГЭ.
Суть задания
Выпускнику необходимо раскрыть высказывание о русском языке одного из выдающихся лингвистов или писателей.
Формулировка задания
Лингвистические понятия из открытого банка заданий ФИПИ
Речь, язык, грамматика, синтаксис, пунктуация, знаки препинания, части речи, стили речи, монологическая речь, диалог, композиция, грамматическая связь, БСП, СПП, неполные предложения, восклицательные предложения, окончание, приставка, суффикс, существительное, прилагательное, деепричастие, частицы, союзы, местоимение, двоеточие, тире, абзац, выразительность, образ. художественные средства (средства выразительности), эпитеты, метафора, фразеологизм, повтор, слово, разговорная лексика, синонимы, лексическая сочетаемость слов, лексическое значение слова и др.
Словарик лингвистических терминов
Выразительность речи — качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у читателя, воздействовать на его разум и чувства.
Грамматика — это раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий из двух разделов: морфологии и синтаксиса.
Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции: разделение и выделение смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, эмоциональную окраску, законченность предложений и др.
Лексическое значение слова — это соотношение слова с предметом, его смысл.
Метафора — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
Образ — это обобщённое художественное восприятие действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.
Пунктуация — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.
Речь — это универсальное средство выражения мысли, форма, в которой проявляется сознание человека, когда он контактирует с другими людьми.
Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое лексическое значение.
Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает правила построения словосочетаний, предложений и текстов.
Слово — основная единица языка, выполняющая номинативную функцию, то есть дающая название определённому понятию.
Средства речевой выразительности — это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности (эпитеты, метафоры, сравнения, синонимы, фразеологизмы и др.).
Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определённую функцию в общении.
Часть речи — категория слов языка, определяемая морфологическими, синтаксическими и семантическими признаками.
Эпитет — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.
Язык — это система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей.
Другие определения можно найти в любом словаре лингвистических терминов, например, здесь .
Что такое сочинение-рассуждение
Сочинение-рассуждение — это изложение собственных мыслей на заданную тему.
Структура сочинения-рассуждения
- Тезис (мысль, которую нужно доказать).
- Доказательства (аргументы) + примеры.
- Вывод.
Чек-лист
- Внимательно прочитайте высказывание о языке, выделите в нём ключевые слова.
- Определите, о каких свойствах языка, лингвистических понятиях
или явлениях идет речь. Дайте определение понятию.
3. Объясните смысл цитаты (как вы понимаете слова лингвиста).
4. Найдите примеры этих лингвистических понятий (явлений) в тексте. Подумайте, для чего они там нужны, какую роль играют.
5. Продумайте вывод (для чего вы приводили все эти аргументы).
6. Составьте план сочинения (Памятка 1).
7. Подберите речевые клише и логические переходы, связки для своего сочинения (Памятка 2).
8. Напишите черновик.
9. Проверьте черновик. Обратите внимание на количество абзацев (3 – 4 абзаца), логику рассуждения, речевые повторы, строение предложений, орфографию и пунктуацию. Пользуйтесь орфографическим словарём — его вам должны дать на экзамене!
10. Перепишите на чистовик и ещё раз проверьте.
План сочинения
- Цитата. Пояснение смысла цитаты.
- Первый аргумент + пример из текста.
- Второй аргумент + пример из текста.
- Вывод.
Клише
Клише для 1 части (тезиса)
Клише для 2 части (аргументов)
Попробую доказать справедливость своего суждения примерами из текста (ФИО автора текста в родительном падеже). Во-первых, в предложениях (указать номера предложений) автор использует (назвать лингвистическое понятие). Это помогает ему… (дать комментарий, для чего именно использовано понятие).
Во-вторых, в предложениях (указать номера предложений) писатель употребляет (назвать лингвистическое понятие). Этот пример показывает, что (как) (дать комментарий, для чего именно использовано понятие).
Клише для 3 части (вывода)
Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (писатель, публицист, философ) ФИО, говоривший о (важности, пользе, необходимости, уникальности, неповторимости, важной роли, большом значении, своеобразии и др.) .
Работа с цитатой
В самой цитате находится подсказка о том, что искать в тексте и в каком направлении развивать мысль в комментарии к приведённому примеру. Внимательно прочитайте цитату и найдите ключевые слова:
Примеры
Что искать? Местоимения.
Как комментировать? Показать, зачем они нужны: 1) заменяют самостоятельные части речи и помогают избежать повторов и 2) связывают части предложений или предложения в тексте.
(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова…
Что искать? Фразеологизмы.
Как комментировать? Показать, зачем они нужны: 1) помогают дать оценку герою или его поступку и 2) делают речь более образной, эмоциональной.
– (21)Привык на уроках ворон считать ! – завелась она с пол-оборота.
Задание 9 № 9776
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Щербы. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.
(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.
(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.
(7)Десятеро здоровенных головорезов против маленькой беззащитной белки! (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди –– сердце. (10)Газовый Баллон с каменным лицом стоял рядом. (11)С интересом ждал, чем всё кончится.
(12)Кровь возмущённо застучала у меня в висках.
— (13)Вы! — крикнул я, дрожа от ненависти. — (14)Вы, гады! (15)Что делаете!
(16)Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его хитро сощурились.
— (17)А! Генерал! — закривлялся он. — (18)Опять командуешь!
— (20)Генерал без войска!
(21)В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.
— (22)Прекратите! — заорал я, впившись взглядом в белку, уже еле передвигающуюся по стене.
(23)Возле неё теперь уже не снежки хлопали. (24)Цокали мёрзлые комья земли и камни. (25)И тут белка упала вниз.
(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко…
(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.
(32)Неожиданно удары стихли. (33)Я отряхнулся. (34)Старшеклассников не было, не было нигде видно и белки. (35)Только Газовый Баллон стоял на своём старом месте. (36)Губы мои дрожали, а руки тряслись, когда я обтёр тающий снег
с лица и увидел деда. (37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.
— (38)Я всё видел, — сказал он, переводя дыхание, — ты молодец!
* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) –– советский, российский писатель, председатель Российского детского фонда, автор многих произведений о подростках.
Задание 1 № 9762
Прослушайте текст ОДНОГО из изложений и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
К этому тексту подходят изложения о доброте:
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Примечание: выбор одного из нескольких изложений предлагается только на сайте РЕШУОГЭ по решению редакции. Обращаем внимание на то, что на реальном экзамене к данному тексту может быть дано другое изложение из банка ФИПИ.
Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.
И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.
1. Без доброты невозможна душевная красота человека.
2. Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.
3. Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.
Задания Д2 № 9763
1) Он хотел доказать Газовому Баллону, что он не трус.
2) Он увидел, что дед-генерал ждёт от него какого-либо поступка.
3) Он очень хотел прекратить безобразную сцену с уничтожением безобидной белки.
4) Только в драке герой мог доказать, что он настоящий генерал.
Попробуем доказать это на примере текста Альберта Лиханова.
Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Именно в этом роль существительного трудно переоценить. Имена существительные являются подлежащими в большинстве предложений текста (предложения 2, 3, 4, 5 и другие), а значит определяют их основное содержание.
Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам Л. В. Щербы о роли существительных и их важности в нашей речи.
15.3 Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому-либо. Добрые люди отзывчивы и способны дарить окружающим заботу и любовь, не требуя почестей или вознаграждения. При виде несчастья доброе сердце огорчается и появляется потребность оказать помощь советом, делом, сочувствием. И если для того, чтобы кого-то выручить из беды, требуется показать кулаки и физически стать на защиту слабого, то добрый человек, будь он даже слабее обидчика, сделает это.
Оглянитесь вокруг. Если вы видите, что кто-то нуждается в вашей помощи, если вы чувствуете, что не можете не помочь, пройти мимо, значит, в вашем сердце живёт доброта. Совершайте добрые дела и помните — быть добрым человеком, значит, быть настоящим человеком.
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,
тезис не доказан,
дано рассуждение вне контекста задания,
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,
привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО
Текст представляет собой несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. Лингвист Щерба считал, что связь между предложениями, в первую очередь, смысловая. И действительно, если мы посмотрим на текст, который нам предложен, мы увидим, что все предложения в нём связаны между собой по смыслу.
Например, предложения 35 и 36 - это рассказ Постороннего Мальчика. Между этими предложениями существует параллельная связь, то есть они связаны только по смыслу. Тем не менее понятно, что действие произошло в Берлине в то время, когда мальчик со своим отцом был в зоопарке.
То же самое мы видим, например, в предложениях 51 и 52. Предложение 51 представляет собой только междометное выражение, и, естественно, оно только по смыслу связано с последующим. Тем не менее мы легко улавливаем эту связь.
Я согласен с мнением лингвиста, что связь между предложениями - это связь смыслов.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объяснитте, как вы понимаете смысл предложения 60 текста: "Лохмачев побледнел, потом покраснел и, опустив голову, выскочил из номера".
Я думаю, что Лохмачеву было не по себе, но всё же он надеялся остаться главарем своей компании. Он был очень раздосадован, что мальчики переизбрали атамана. Это видно из предложений с 66 по 68.
Мне кажется, что, несмотря на своё отвратительное поведение, Лохмачев не был таким уж плохим парнем. Ему просто хотелось сделать свою жизнь и жизнь своих приятелей интересной и насыщенной необыкновенными приключениями.
9.3 Как вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ?
Воображение помогает человеку представить себе то, чего он на самом деле не видел или чего на самом деле нет. Если бы у нас всех не было воображения, мы не стали бы читать книги. Ведь мы не смогли бы представить себе то, что там написано. Без воображения учёные никогда не совершили бы ни одного открытия: они не смогли бы тогда представить себе что-то неизвестное. Так что в целом это полезная способность, но иногда воображение играет с человеком злую шутку.
Мне кажется, воображение - это полезное качество человека, но только в том случае, если человек не теряет связь с реальностью.
Предлагаем цитаты о лексике и фразеологии, а также 12 сочинений на лингвистическую тему по ним.
Анализ высказываний о русском языке
(по материалам ОБЗ ФИПИ)
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Заключённый в слове смысл является отражением в сознании человека предметов и явлений окружающего мира. Понятие как отображение действительности в слове всегда одно, а значений может быть несколько (многозначность слова). Также к значению может добавляться субъективная оценка (книга-книжонка) или экспрессивно-эмоциональная окраска (сын-сынишка).
Приведенные примеры позволили нам доказать правоту утверждения Л.А. Новикова.
Задание 9.1.
Таким образом, предложенное для анализа высказывание филолога А. А. Кузнецова справедливо.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Словами в языке обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, описываются действия, выражаются эмоции. Но вне языкового окружения слово в своём значении определимо приблизительно. Именно контекст даёт возможность точно установить значение отдельно входящего в него слова или выражения.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Язык заключает в себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств.
Таким образом, одно и то же слово в составе разных речевых компонентов обладает разным значением. Приведенные примеры позволили нам доказать правоту утверждения И. Н. Горелова.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Слова могут иметь экспрессивную окраску, если в них выражается отношение говорящего к предмету речи. Палитра эмоционально-оценочных оттенков разнообразна: презрение, пренебрежение, неодобрение, ирония; слова могут содержать шутливую или ласкательную оценку.
Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения И. Г. Милославского о том, что суффиксы могут передать все оттенки чувств и ощущений.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Лексическая сочетаемость слов – это способность языковых элементов соединяться друг с другом в речи. Слова с прямым значением сочетаются с другими словами предметно-логической связью (например, шея может быть короткой, но не может быть мелкой). Слова, имеющие фразеологически связанные значения, употребляются в речи лишь с определёнными словами в определённых оборотах (найти в тексте фразеологический оборот).
Русский язык – один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации.
Таким образом, приведенные примеры позволяют утверждать, что права была И. Б. Голуб, утверждая, что мало знать лексическое значение слов, нужно уметь правильно ими пользоваться, сочетая друг с другом.
Задание 9.1.
Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, когда автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности.
Задание 9.1.
От того, как человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи, которая невозможна без владения многообразием языковых средств.
Задание 9.1.
В предложениях под номерами 5 и 6 контекстные синонимы: домик – логово–используются для связи предложений и помогают избежать неоправданных повторений, а значит, делают нашу речь разнообразнее и грамотнее.
На протяжении текста потомство росомахи называется разными словами: детёныши, росомашки, новорождённые, малыши – это всё слова-синонимы. Они в разных ситуациях высказывания выполняют разные цели. Например, когда автор называет детёнышей малышами (предложение 23), слово особо эмоционально окрашено: они совсем маленькие, беззащитные – разве можно допустить, чтобы на них бросились волки.
Таким образом, на примерах из текста В. Чаплиной нам удалось подтвердить, что синонимы делают нашу речь ярче, выразительнее.
Задание 9.1.
Подтвердим это примерами из текста В. П. Астафьева.
В предложениях под номерами 14 и 15 контекстные синонимы: гнездо — хатка — используются для связи предложений и помогают избежать неоправданных повторений, а значит, делают нашу речь разнообразнее и грамотнее.
На протяжении текста потомство росомахи называется разными словами: будущие дети, зарождающиеся птицы, глухарята – это всё слова-синонимы. Они в разных ситуациях высказывания выполняют разные цели. Например, когда автор называет яйца капалухи зарождающимися птицами (предложение 32), он хочет показать, что относится к этим яйцам как уже к живым существам, которые имеют право жить.
Таким образом, на примерах из текста В. Астафьева нам удалось подтвердить, что синонимы делают нашу речь ярче, выразительнее.
Задание 9.1.
Подтвердим это примерами из текста Евгения Пермяка.
Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения Л. Введенской о том, что многие слова могут не только называть предмет, но и эмоционально его характеризовать.
Задание 9.1.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что знание фразеологизмов и употребление их в речи делает её выразительнее, ярче, образнее.
Читайте также: