Ги де мопассан милый друг сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Файлы: 1 файл

Анализ произведения Ги де Мопассана Милый друг.docx

Тема коррупции, принесенной буржуазным строем и необыкновенно расцветшей в пору, разработана в "Милом друге" с чрезвычайной широтой. Особенно правдиво и впечатляюще обрисована в "Милом друге" атмосфера всеобщей продажности буржуазного общества; по словам Энгельса, "оппортунисты. оказались настолько продажными, что далеко оставили за собой в этом отношении даже Вторую империю". Роман Мопассана удостоверяет, что во Франции 80-х годов решительно все продажно и все продается.

Бесстрашно разоблачая полную подчиненность правителей Третьей республики финансовому капиталу, их безразличие к национальным и народным интересам, фальшивость буржуазной демократии, Мопассан свидетельствовал о могучей силе и прозорливости своего критического реализма. В негодующем протесте писателя, с такой силой прозвучавшем на страницах романа, отразилось возмущение трудовых народных масс Франции грязной деятельностью республиканцев-оппортунистов.

"Милый друг" написан не в объективной, а в резко-оценочной манере. Постоянно присущая Мопассану ирония носит здесь совершенно открытый, бичующий характер. Отвращение писателя к миру человеческой подлости и продажности выражено в романе открыто и с предельной силой. Поступки, действия и побуждения Дюруа разоблачаются на каждой странице. Отдельные персонажи, особенно Ларош-Матье, получают убийственную авторскую характеристику.

В романе "Милый друг" Мопассан пишет уже о своей современности - о времени буржуазно-демократической Третьей республики и не о провинциальной, а о столичной жизни. Действие романа протекает в основном в Париже 1880-х гг.

Резко и непримиримо прозвучал в романе протест Мопассана против характера деятельности и растущих империалистических вожделений правительства Третьей республики. На этот раз главным героем романа в отличие от "Жизни" является персонаж отрицательный, Жорж Дюруа, сын провинциального кабатчика и бывший унтер-офицер колониальных войск в Алжире, привыкший грабить и угнетать арабов. Обладая такими навыками, он не медлит сделать себе карьеру и в Париже, но тут его жертвами являются женщины, у которых он пользуется большим успехом и которых на все лады эксплуатирует и обирает. Типичный "продажный мужчина", невежественный, лживый, беспринципный, он пытается сделаться журналистом. Дело, однако, не идет: он совершенно бездарен. Но ему удается заставить писать за себя свою жену. Постепенно он и сам овладевает навыками газетной стряпни, а далее специализируется на писании в бульварной газетке трескучих статеек об "анемии национальной гордости". При помощи всякого рода грязных и подлых интриг, любых бесчестных поступков он, в конце концов, становится сильным, опасным и богатым человеком. Все знают, что это проходимец, но он добился жизненного успеха — и буржуазное общество не может не склониться перед таким победителем.

По блеску скрытой иронии великолепны финальные страницы романа, посвященные описанию торжественной свадьбы барона Жоржа дю Руа (к этому времени он успел уже превратить себя в дворянина) с соблазненной им дочерью миллионера Вальтера, газетного магната. Бракосочетание, на котором присутствуют все "сливки" великосветского общества, происходит в модной парижской церкви при участии самого епископа, торжественно призывающего благословение небес на голову известного и столь уважаемого парижского публициста.

Нельзя не процитировать слова одного из биографов Мопассана, Жерара де Лаказ-Дютье, удостоверяющего типичность Жоржа Дюруа для всей истории Третьей республики: "Милый друг — это предок многих поколений карьеристов, наследовавших друг другу после 1885 г., видеть, как маневрирует Милый друг — значит, видеть, как маневрируют его сыновья и внуки. Милый друг — это символ, символ гнилости современного общества".

Жизнь французского буржуазного общества, французской прессы и политических сфер предстает в романе в виде некоей универсальной проституции. Все решительно продается и торгует собою. Читатель видит и обычную уличную проституцию (Рашель), и проституцию "дамы из общества" (г-жа Марель), и психологию мужчины-проститутки, воплощенную в альковных и журналистских авантюрах Жоржа Дюруа, и такого же мужчину-проститутку в политической жизни (министр Ларош-Матье), и весь пестрый мир газетной проституции (Вальтер, Форестье, Сен-Потен), и проституцию дворянской аристократии (женихи Розы и Сюзанны), и проституцию закона (полицейский комиссар), и, наконец, проституцию церкви (епископ). И тут ясно, что название продажной газеты Вальтера "Французская жизнь" является символичным.

Немалое место в романе занимает описание "танжерской" экспедиции — колониальной войны за захват Францией Марокко. Такой войны в ту пору не происходило, хотя "интерес" Франции к Марокко пробудился уже в середине XIX века. Оккупация Марокко Францией (совместно с Испанией) произошла лишь после первой мировой войны. Описывая свою современность в "Милом друге", Мопассан как бы немного ее опережает, создавая некое предвидение грядущих действий французской империалистической политики.

В романе-памфлете, страстно и непримиримо бичующем свою современность, авторская "оценочность" дает себя знать гораздо сильнее, и формы ее проявления многообразней. В "Милом друге" действуют обычно отрицательные персонажи, поступки и речи которых внушают читателю омерзение. Явная или скрытая, описательная или композиционная ирония присутствуют в романе на каждом шагу, помогая читательскому восприятию. Иной раз свою "оценочность" Мопассан влагает в уста персонажей, — например, в сцене, где Дюруа уничтожающе комментирует выезд великосветского общества в Булонский лес. Могучий критический реализм Мопассана позволил ему создать в своих романах правдивый образ горячо любимой им Франции со всеми ее социальными противоречиями. Они мучили писателя, но найти выход из них он не мог. Социальная проблематика, доминирующая в романе, не исключает в то же время философских раздумий писателя над смыслом человеческой жизни, в которых чувствуется нарастающий пессимизм Мопассана.

Одним из лучших романов Мопассана заслуженно считается "Милый друг". В нем на фоне приключений главного героя раскрывается глубочайшая драма обыденной жизни, дано отображение социальной среды, определяющей характер персонажей романа. В этом романе автор сумел показать в движении человеческую жизнь со всех ее сторон, он дает возможность пронаблюдать все тонкости поведения человека.

События в романе происходят на фоне знаменитых парижских бульваров, мира финансов и правительственных интриг. На этом фоне особенно ярко проявляются особенности характера главного героя – Дюруа. Автор создает его образ как ловкого мошенника и авантюриста, который для достижения своих целей не гнушается использовать порой откровенно низкие приемы. Но стоит ли однозначно осуждать его? Он вернулся в мирную жизнь после военных действий в Алжире, без средств к существованию, без знакомств и связей, и самое главное, без всяких перспектив. Его родители – почти нищие буржуа, которые влачат довольно жалкое существование довольно далеко от Парижа. Единственный, на кого может рассчитывать Дюруа – это он сам. И можно позавидовать той решительности и напору, которые он проявляет в борьбе за свое место под солнцем. Воля случая свела его с людьми, открывшими герою мир закулисной жизни депутатов и министров Третьей республики, их лицемерие, лживость, духовную пустоту. Герой узнал, как с помощью продажной прессы создается общественное мнение, и узнал истинную цену богатства и успеха. Так стоит ли осуждать того, кто решил пробивать себе дорогу в жизни теми же методами? Чем он хуже?

Безусловно, автор осуждает своего героя. Но с его помощью Мопассан с исключительно злым сарказмом сумел разоблачить всю общественную и политическую действительность своего времени. Особенно показательна в этом отношении финальная сцена романа – негодяй, обманщик, шантажист и развратник Дюруа женится на дочери финансового афериста Вальтера, создавшего себе несметное богатство с помощью биржевых махинаций. И венчающий молодую пару епископ торжественно провозглашает героя уважаемым человеком, за которым должен следовать народ и брать с него пример.

Роман “Милый друг” был написан Мопассаном в 1885 году. В нем французский писатель обратился сразу к нескольким классическим проблемам, тесно связанным с главной идеей произведения – попыткой показать человеческую натуру, развращенную материалистически настроенным обществом.

Главный герой романа – бывший военный, Жорж Дюруа проходит сложный карьерный путь от рядового служащего Северной железной дороги до главного редактора самой влиятельной парижской газеты “Французкая жизнь”, зятя миллионера Вальтера и будущего депутата.

Начавший свое восхождение с простого желания иметь возможность есть каждый день, Дюруа с каждым социальным достижением не перестает обрастать новыми мечтами. Главным героем все время движет одно и то же чувство – зависть: Жорж завидует общественному положению Форестье, многомиллионному состоянию Вальтера, министерскому статусу Ларош-Матье.

В первой части романа начинающий журналист пытается добиться общественного признания, положения и богатства собственными силами. При этом он уже мечтает о том, чтобы “сделать хорошую партию”, женившись на женщине – умной, богатой или влиятельной.

Поняв, что самому ему не пробиться, во второй части романа Дюруа начинает победоносное шествие “по трупам”: он делает предложение Мадлене рядом с еще не остывшим телом Форестье; он соблазняет г-жу Вальтер, узнав о ее чувствах к нему; он заручается согласием Сюзанны на брак, еще будучи женатым на Мадлене. При этом на протяжении всего повествования Жорж встречается с Клотильдой де Марель – своей первой великосветской любовницей и, как выясняется ближе к концу романа, настоящей любовью.

С Клотильдой его объединяет родство натур. В этой женщине, целиком и полностью сосредоточенной на себе и своих удовольствиях, Жорж ценит как телесную красоту, так и внутреннюю независимость: только она позволяет себе спорить с ним (вплоть до рукоприкладства), только она способна ничего не требовать от него и в то же время давать ему все и прощать ему все – оскорбления, побои, жизнь за ее счет, измены, женитьбы. Любовь к Клотильде де Марель – единственное искреннее чувство, живущее в душе Жоржа Дюруа.

Все остальные ощущения с корнем вырываются из него окружающей средой – несправедливой, стяжательной, лживой.

Художественная проблематика романа включает в себя осмысление не только личностных, но еще и социальных, и философских (религиозных) вопросов. Социальное начало “Милого друга” выражено в описании нескольких общественных классов: крестьянства (родители Жоржа), интеллигенции (сотрудники “Французской жизни”), политиков (министр иностранных дел Ларош-Матье), знати (граф де Водрек и другие). В своем романе Мопассан показывает, как в конце XIX века происходит размытие одних социальных рамок и формирования других: главный герой произведения, выходец из крестьянской среды, в начале становится военным, затем журналистом, потом знатным человеком.

Последнее получается совсем уж легко: Жорж меняет свою фамилию с Дюруа на Дю Руа де Кантель (по названию местности, где он родился и вырос), начинает подписывать ею свои статьи и со временем все привыкают к его новому социальному статусу.

Критика французского общества, развращенного деньгами, свободой нравов и погоней за властью, тесно соприкасается в “Милом друге” с Темой смерти. О ней с Жоржем как-то заговаривает старый поэт Норбер де Варен. Одинокий творец пытается донести до своего юного друга, что жизнь – бессмысленна.

Рано или поздно каждый человек начинает приближаться к смерти. Норбер де Варен не верит в Бога. Единственное, что утешает его страдающую душу, – творчество.

Отношение Жоржа к религии в романе можно проследить только в эпизоде встречи с г-жой Вальтер в Троицкой церкви. С одной стороны, главный герой романа восхищается молитвенной страстью неизвестной ему бедной женщины; с другой – иронизирует над мнимой религиозностью знатных дам, заводящих “шашни перед алтарем”.

Роман “Милый друг” в высшей степени Реалистичен. Мопассан с величайшей тщательностью описывает внешность своих героев, окружающие их пейзажи, с мастерской точностью выписывает диалоги. Последние максимально приближены к жизни.

Герои романа говорят друг с другом на простом языке, лишенном излишней литературной патетики.

Психологизм “Милого друга” тесно связан с раскрытием художественного Образа главного героя. Мопассан периодически показывает читателю душевные терзания Жоржа Дюруа: его радость (когда он впервые облачается во фрак и начинает путь к новой жизни, радостно прыгая по лестнице и изучая свое отражение в зеркале), его страх (в ночь перед дуэлью героя бьет лихорадка, он пытается спать, пить, писать письма родителям), его ревность (к умершему другу Форестье), его понимание истинной природы вещей (когда он осознает, что его жена Мадлена будет точно так же делать из него рогоносца, как это было и в случае с первым мужем), его зависть (по отношению к чужому богатству и положению). Образ Жоржа Дюруа – это образ беспринципного негодяя, идущего по головам к своей цели, но…

Многие поступки героя обусловлены самой жизнью: он пытается заработать, чтобы прокормить себя; он предает Мадлену после того, как она изменяет ему с Ларош-Матье; он входит в семью Вальтера с целью добиться, наконец-то, уважения к себе, как к личности.

Ги де Мопассан занимает особое место в истории французской литературы. Его творчество завершает собой развитие французского реализма XIX в., и вместе с тем в нем отчетливо обнаруживаются черты, которые станут характерными для литературы века XX.

Такой персонаж не может не привлекать внимание, не стать объектом многочисленных споров и рассуждений. И в этом нет ничего удивительного – Мопассан, в сущности, стал первым классиком, создавшим практически исключительно отрицательного героя своего времени, завершив роман высоким социальным взлетом Дюруа.

Рассмотрим же роль и черты характера Милого друга в романе Мопассана.

Ги де Мопассан сегодня – один из общепризнанных классиков мировой литературы. Творчество писателя, со всеми его взлетами и падениями, с неизбежными противоречиями, и сегодня поражает своим богатством.

Прочитав произведения Мопассана и открывая его новую книгу, ожидаешь знакомые сюжеты и хитросплетения жизненных интриг, однако этот Мастер продолжает удивлять неповторимостью сюжетных линий и характерами героев.

Мопассан оказался достойным продолжателем своих учителей, в числе которых Луи Буйле – поэт и хранитель городской библиотеки Руана, Флобер и другие. Мопассан – смелый новатор, сказавший свое слово в мировой реалистической литературе.

Главный герой романа – Жорж Дюруа (тот самый Милый друг) – выходец из нормандских крестьян, бывший солдат и мелкий чиновник, служащий в министерстве, в начале романа.

Однако путь в освещенную яркими огнями парижскую жизнь для Дюруа становится непростым. Будучи лишенным таланта писать статьи, пока еще не прозванный Милым другом, главный герой пробивает себе дорогу с помощью ловкости и смекалки. Дюруа проникает за кулисы театра и политики, в кулуары палаты депутатов и передние государственных деятелей, однако при это не может написать статью, начатую супругой Форестье – Мадленой.

Жизнь Дюруа явила перед ним новые очертания. Женщины и светские развлечения как главные события; эпизоды дуэли и благотворительного турнира у Жака Риваля; трагедия в виде смерти Форестье, однако принесшая Дюруа брак с Мадленой и, в дальнейшем, наглый раздел наследства, оставленного графом Водреком Мадлене; амбициоз изменения фамилии с Дюруа на дворянский аналог Дю Руа де Кантель, чуть ли не шутливо предложенный Мадленой – все это события жизни героя.

Однако это не предел мечтаний героя: его взгляд палату депутатов и кажется, что только одного прыжка достаточно, чтобы перескочить от дверей церкви Магдалины к дверям Бурбонского дворца.

«…Девочка вошла и в изумлении остановилась,

потом, вне себя от радости, захлопала

в ладоши и подбежала к Дюруа.

- А, Милый друг! – закричала она.

Госпожа де Марель засмеялась:

- Что? Милый друг? Лорина вас уже окрестила!

По-моему, это очень славное прозвище.

В романе Милым другом Дюруа назвала девочка – маленький ребенок, который еще не умеет, не научился отличать истинные чувства от неискренности и лести.

Удивительное дело, но, в сущности, практически все основные персонажи романа, за редкими исключениями, хотя и не были детьми, также поверили Дюруа, хотя с самого начала романа становится ясно, что этот человек неискренен, он есть сила разрушающая, а не созидающая.

Действительно, если даже подойти к герою с менее эмоциональной точки зрения, нельзя не удивиться морали Дюруа и его легкомыслию.

Если бальзаковский Растиньяк преодолевал барьер между добром и злом с мучительными раздумьями, то Дюруа перешагивает его с удивительной легкостью. Он не собирается мстить Парижу, воевать с ним, подобно Растиньяку. Он просто приспосабливается к нему, к тем отвратительным законам, по которым живет общество.

Дюруа не мучает совесть. Он только равняется на других. Почему бы и ему не быть богатым, если другие, не разбираясь в средствах, обогащаются; почему бы и ему не изменять и не обманывать, как изменяют и обманывают другие, предавать, как предают окружающие его люди?

Жизненный успех Дюруа неотделим от его любовных побед. Но как отличаются эти победы от тех, которые одерживали герои Бальзака и Стендаля! Если для стендалевского Жюльена Сореля победы над женщинами были победами плебея над представительницами богатых и знатных сословий, победами ума и скрытых возможностей человека из народа над людьми из знатного общества, то для Дюруа его любовные связи имеют лишь одну цель: продать себя подороже.

Так, Дюруа изменяет госпоже де Марель ради сулящей выгоду женитьбы на Мадлене Форестье, он изменяет Мадлене, добиваясь более высокого покровительства у госпожи Вальтер, а потом бросает ее и жену, чтобы окончательно закрепить успех в браке с Сюзанной Вальтер.

Через весь роман проходит тема животного, чувственного разгула. Мопассану эта тема нужна для того, чтобы показать, как исчезновение духовного начала в жизни обнажает, стимулирует в человеке животные инстинкты. Отсутствие истинных человеческих идеалов, разрушение естественных человеческих связей образуют духовную пустоту, которая заполняется низменными страстями, примитивными чувственными интересами. И, как оборотная сторона этой темы, возникает другая – тема бренности всего живого, тема смерти и одиночества. Она возникает впервые в устах поэта де Варен, затем повторяется в сцене смерти Шарля Форестье, в раздумьях самого Дюруа накануне дуэли. Мопассан хочет оттенит всю тщетность эгоистических поступков своих персонажей, бессмысленность и иллюзорность их целей.

На этом удивительном сравнении и закончим основную часть данного анализа, поскольку здесь нельзя не оспорить истинность слов Мопассана. Перефразируя его, можно сказать и так: среда прессы – живой механизм в обществе, несущий огромную социальную ответственность перед ним. Нельзя, чтобы в ней были люди, подобные Дюруа. Ибо тогда будут искажены основные человеческие ценности.

Мопассан настаивает на безнравственности карьеры Жоржа Дюруа, который взбирается по служебной лестнице, добивается богатства, ордена, положения в свете и, наконец, блестящей женитьбы одним и тем же нехитрым способом – соблазняя женщин, ум, красоту и влияние которых он использует, а затем обворовывает, обманывает, позорит, бросает их.

Несомненно, характер Жоржа Дюруа – огромная удача Мопассана-реалиста. А для журналистов – яркий антипример.

1. Банников Н. Ги де Мопассан. Новеллы. – Кемерово, 1987.

2. Ги де Мопассан. Милый друг//Собрание сочинений в семи томах. Т.4. – М.: Издательством «Правда, 1977.

3. Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений. – М.: ГИХЛ, 1950. – Т.XIII.

4. Ги де Мопассан/История всемирной литературы: В 9 томах/АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького; Гл. редкол: Г.П.Бердников (гл. ред.), А.С.Бушмин, Ю.Б.Виппер (зам. гл. ред.), Д.С.Лихачев, Г.И.Ломидзе, Д.Ф.Марков, А.Д.Михайлов, С.В.Никольский, Б.Б.Пиотровский, Г.М.Фридлендер, М.Б.Храпченко, Е.П.Челышев. – М.: Наука, 1983. – Том 7.

5. Горький М. Собрание сочинений. – М.: Гослитиздат, 1955. – Т.29.

7. Пузиков А. Ги де Мопассан. Вступительная статья. Собрание сочинений в семи томах. Т.1. – М.: Издательство «Правда, 1977.

8. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. – М.: Гослитиздат. – М.: 1951. – Т.30.

9. Gerard de Lacaze-Duthiers. Guy de Maupassant, P. 1926.

[1] Горький М. Собрание сочинений. – М.: Гослитиздат, 1955. – Т.29. – С.156.

[2] Там же. Т.24. – С.140.

[3] Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. – М.: Гослитиздат. – М.: 1951. – Т.30. – С.9.

[4] Gerard de Lacaze-Duthiers. Guy de Maupassant, P. 1926, p. 36

[5] Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений. – М.: ГИХЛ, 1950. – Т.XIII. – С.494.

Читайте также: