Сочинение на тему народ и власть в трагедии пушкина борис годунов

Обновлено: 04.07.2024

Тема: - Проблема народа и власти в трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"

В трагедии поднимаются глубочайшие философские и политические проблемы. Наравне с ними Пушкин рассматривает проблемы нравственности и совести. Большое внимание

А. С. Пушкин уделяет проблеме народа и власти, в своем произведении он показывает

идеал русского народа, идеал правды и совести.

Сразу в экспозиции перед нами встает толпа народа (сцена у Новодевичьего монастыря), плачущая и кричащая. Но многие из них даже не знают, что там происходит, зачем они сюда пришли. Люди зовут Бориса на трон: "Будь наш отец, наш царь! -но эти слова им продиктовали бояре. Хотя почти все знали, что Борис -цареубийца, его все равно призывали на царство.

В этой сцене Пушкин показывает народ равнодушным (ему все равно, кто взойдет на престол), слепым орудием в руках бояр: О чем там плачут? - А как нам знать! то ведают бояре, не нам чета .

Вот так не понимая, что сами делают, люди выбирают себе в цари убийцу. Им все равно, убийца - царь, он грешник, а не они.

Но когда умирает Борис, над ним свершается Божий Суд, он не закатывается на смерти главного виновного. В судьбе целой страны не может быть повинен только один человек. Народ тоже согрешил и согрешил сильно, выбрав убийцу на трон. Божий Суд продолжается - теперь страдает народ.

Приходит новый правитель, и люда снова слепо верят ему и идут за ним. Действие близится к развязке, в финальной сцене, как и в экспозиции, снова главную роль играет народ.

Люди снова по велению бояр готовы избрать себе нового царя. Но на их глазах совершается убийство невинного царевича. И если преступление Бориса Годунова было известно всем по слуху, то тут они сами стали свидетелями нового убийства.

Совершилось новое преступление, народ снова обманут, правда попрана. Но народ уже не тот. Проснулись совесть и сознание. Это сознание и говорит в роковом безмолвии. Этим

молчанием народ отвергает неправду, ложь. Бог наказал народ за грех, и теперь они осознали, что пошли по неправедному пути. Перед народом, как и перед Борисом, встает

выбор: идти против совести или выбрать правильный путь. Но в отличии от царя народ совершает верный выбор.

Народ осознал, что в начале пошел против совести и теперь раскаялся. Трагедия заключается в осознании народа, в его пробуждении. Совершать новый грех люди отказываются, выражается этот протест в роковом безмолвии.

Народ и его роль в трагедии Борис Годунов Александра Пушкина — сочинение

Борис Годунов описан Пушкиным всесторонне и исчерпывающе. Это превосходный отец, стремящийся дать счастье родным детям, праведный и внимательный властелин, размышляющий о благе народном, однако отчего же повсеместно он терпит поражение? Нет удачи и счастья его детям:

Я, может быть, прогневал небеса,

Я счастие твое не мог устроить.

Безвинная, зачем же ты страдаешь?

В трагедии выведены и другие бояре: робкий и простоватый Воротынский; подлинный выразитель боярских взглядов Афанасий Пушкин; перешедший на сторону Самозванца Гаврила Пушкин, предок поэта, Голицын, Масальский и другие. Эти образы в трагедии Пушкину были необходимы, чтобы показать взаимоотношения царя и бояр, правящего класса и народа.

В самом воздухе витает обвинение, что Годунов — убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.

В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа.

Пушкин показывает, что настоящая причина гибели Бориса заключается в тех силах, которые восстали против него. Здесь первое и основное место принадлежит народу. Народ и является главным героем трагедии Пушкина. Народу в композиции трагедии отведено центральное место: народ появляется в самом начале трагедии, он же и завершает её, уже после смерти Бориса и до вступления в Москву Самозванца; последний после сцены в лесу далее в трагедии уже не появляется. Не отдельные герои (Борис и Самозванец), а именно народ завершает трагедию.

Народ творец истории, подлинная основа государства. Без поддержки народа бессильны и цари, и бояре. Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ обеспечил победу и Самозванцу. Мощь народа безгранична.

Сила народа — в присущей ему высокой нравственной чистоте, в отвращении к преступлениям. Он не может простить Борису убийства младенца. Народ не может простить и Самозванцу гибели вдовы и сына Годунова. Так народ выступает как грозный судья беззаконий и преступлений царской власти.

Пушкин на материале истории XVII века даёт ответ на важнейшие вопросы своей современности. Приближалось восстание декабристов; их слабость была в том, что они действовали в отрыве от широких народных масс.

Народ в драме изображен в движении, в формировании нравственного самосознания. Сцена первого появления народа на Красной площади приглашает задуматься об отдельной оторопи общенародной массы, очутившейся без венценосца:

В заключении драмы народ уже другой: он самостоятельно принимает активное участие в происходящем, не тая собственной ненависти к монаршему дому.

Образ. Характеристика

Годунов потомственный боярин. Если верить легенде, его предком был татарский князь. Он приходится зятем Малюты Скуратова.

…зять палача и сам в душе палач…

Борис Годунов являлся не только хорошим правителем, но и прекрасным семьянином. Сын и дочь главное в его жизни. Он искренне сопереживает горю дочери, потерявшей своего жениха. Скорбит по-покойному вместе с ней. С Феодором Борис постоянно беседует на волнующие его темы, наставляет на путь истинный, дает отеческие советы. Перед смертью признается сыну, что он для него дороже душевного спасенья.

…Чувствую, мой сын, ты мне дороже душевного спасенья…

Годунов хотел быть не только хорошим отцом для своих детей, он хотел стать отцом для всего русского народа. Вступая на престол он признавался боярам, что принимает власть со страхом и смиреньем, обещая быть благим и праведным. В этот момент Борис был искренен в словах. Он не лицемерил и не лукавил.

Несмотря на недостаточный уровень образования, он был умным человеком. Понимал, что за образованными людьми будущее. Признает высокое значение науки.

Простой и душевный человек с добрым сердцем и наделенный здравым смыслом. Властолюбие погубило его, потряся душу и внеся в нее адскую муку. Тревожная страсть довела его до преступления, отравив жизнь.

Несмотря на свойственную ему прямолинейность, Борис начинает хитрить, предпочитая отсиживаться в келье и делать вид, что ему чужда мысль о власти. Хотя именно ради нее была пролита кровь невинного младенца Дмитрия (царевича). От этих мыслей ему неспокойно. Он мечется, теряется. Становится мнительным и раздражительным. Частыми гостями в его опочивальне становятся колдуны.

…в своей опочивальне он заперся с каким-то колдуном…

Он советуется с ними. Ищет ответа на вопрос, сколько ему осталось царствовать. Спокойным будет его правление или нет. Борис перестает доверять простому народу, к которому раньше тянулся всей душой.

Характер его в корне меняется. Он уже не похож на прежнего Бориса Годунова. Он ужесточает расправу над боярами, ущемляет права крестьян, окончательно укрепляя крепостное право. Такая политика усиливает недоверчивое отношение к нему народа, которое в скором времени становится враждебным. Они стали приписывать ему то, чего он не совершал. Обвиняли в смерти жениха дочери и его сестры. Это было несправедливо, ведь он всегда был примерным отцом семейства. Люди перестали видеть в нем защитника. В их глазах он стал деспотом, который не только не заботится о благе народа, но и ухудшает и без того их шаткое положение. Для них он убийца. Все его попытки задобрить народ, всего лишь способ удержать смятенье и мятеж.

Хуже всего, то, что он не казнил людей явно. Он предпочитал отправлять их в ссылку, сажать в тюрьмы. Делать это не прилюдно, а втайне ото всех, но сути это не меняло.

…что пользы в том, что явных казней нет…

Спустя шесть лет правления Бориса Годунова Григорий Отрепьев, объявивший себя покойным царевичем Дмитрием, отправляется в Москву, чтобы свергнуть царя с престола. Когда до царя дошли слухи о самозванце, он приказывает арестовывать всех, кто хоть слово молвит о нем.

В разгар войны с Лжедмитрием, Годунов внезапно заболевает и скоропостижно умирает.

Образ Годунова – это образ типичного самодержавца, закончившего правление трагично по той причине, что он не учел силу и значение народа.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«НАРОД И ВЛАСТЬ В ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА

1. Вступительное слово учителя.

2. Основные вопросы беседы:

— кого автор определил как главных действующих лиц трагедии?

— можно ли в связи с этим считать трагедию политической?

— кто является главной действующей силой в первых сценах трагедии?

— каким изображается народ в начале пьесы? Как действует московская толпа в сцене уговоров Бориса взойти на престол?

— каково отношение народа к власти?

— чем объяснить разные высказывания народа о Годунове?

— почему народ не может представить жизнь без власти?

— легко ли добиться признания, находясь у власти?

— для чего Борису нужен факт народного избрания его на власть?

— в чем сила Бориса на первых порах его правления? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем монолог Бориса из 6 сцены.

— почему Годунов, полный самых добрых и просвещенных мыслей и намерений, становится, как и большинство его предшественников, тираном?

— что начинает происходить, когда появляется реальная угроза власти Годунова?

— прочна ли власть, достигнутая через злодеяние?

Иллюстрация к образу Бориса Годунова

— чем отличается это изображение Бориса от ликов святых?

— почему никто: ни бояре, ни народ – не могут напомнить Борису, как он добился власти?

— кто из представителей народа может позволить себе сказать Борису все, что о нем знает и думает? (Традиция в русской литературе).

— за что отвергнут народом Годунов? Почему народ вдруг оказывается на стороне Лжедмитрия?

— итак, какое столкновение в трагедии можно считать главным?

— как созревает у Григория Отрепьева решение выдать себя за царевича?

— что предсказывает Отрепьеву его сон?

— что изменяется в положении Григория, когда он попадает к полякам?

— кто подогревает честолюбие в Отрепьеве?

— как он ведет себя на русской земле?

— что способно затмить Лжедмитрию власть?

— почему, несмотря на жестокое сопротивление, Лжедмитрий входит в Москву?

— в чем причина его побед?

— почему неизбежно крушение Лжедмитрия?

— каким видится Лжедмитрию с высоты народ?

— каким способом Лжедмитрий достигает высшей власти?

— кому из героев в большей степени симпатизирует автор?

— в чем значение народных масс, народного мнения в крупных исторических событиях?

— доказывает ли история, что основу жизни и развития нации, государства составляет простая жизнь народа?

3. Заключительное слово учителя.

В трагедии поднимаются глубочайшие философские и политические проблемы. Наравне с ними Пушкин рассматривает проблемы нравственности и совести. Большое внимание
А. С. Пушкин уделяет проблеме народа и власти, в своем произведении он показывает
идеал русского народа, идеал правды и совести.
Сразу в экспозиции перед нами встает толпа народа (сцена у Новодевичьего монастыря), плачущая и кричащая. Но многие из них даже не знают, что там происходит, зачем они сюда пришли. Люди зовут Бориса на трон: “Будь наш отец, наш царь! – но эти слова

Хотя почти все знали, что Борис – цареубийца, его все равно призывали на царство.
В этой сцене Пушкин показывает народ равнодушным (ему все равно, кто взойдет на престол), слепым орудием в руках бояр: О чем там плачут? – А как нам знать! то ведают бояре, не нам чета.
Вот так не понимая, что сами делают, люди выбирают себе в цари убийцу. Им все равно, убийца – царь, он грешник, а не они.
Но когда умирает Борис, над ним свершается Божий Суд, он не закатывается на смерти главного виновного. В судьбе целой страны не может быть повинен только один человек. Народ тоже согрешил и согрешил

Божий Суд продолжается – теперь страдает народ.
Приходит новый правитель, и люда снова слепо верят ему и идут за ним. Действие близится к развязке, в финальной сцене, как и в экспозиции, снова главную роль играет народ.
Люди снова по велению бояр готовы избрать себе нового царя. Но на их глазах совершается убийство невинного царевича. И если преступление Бориса Годунова было известно всем по слуху, то тут они сами стали свидетелями нового убийства.
Совершилось новое преступление, народ снова обманут, правда попрана. Но народ уже не тот. Проснулись совесть и сознание.

Это сознание и говорит в роковом безмолвии. Этим
молчанием народ отвергает неправду, ложь. Бог наказал народ за грех, и теперь они осознали, что пошли по неправедному пути. Перед народом, как и перед Борисом, встает
выбор: идти против совести или выбрать правильный путь. Но в отличии от царя народ совершает верный выбор.
Народ осознал, что в начале пошел против совести и теперь раскаялся. Трагедия заключается в осознании народа, в его пробуждении. Совершать новый грех люди отказываются, выражается этот протест в роковом безмолвии.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


В трагедии поднимаются глубочайшие философские и политические проблемы. Наравне с ними Пушкин рассматривает проблемы нравственности и совести. Большое внимание А. С. Пушкин уделяет проблеме народа и власти, в своем произведении он показывает идеал русского народа, идеал правды и совести. Сразу в экспозиции перед нами встает толпа народа (сцена у Новодевичьего монастыря), плачущая и кричащая. Но многие из них даже не знают, что там происходит, зачем они сюда пришли. Люди зовут Бориса на трон: "Будь наш отец, наш царь! -но эти слова им продиктовали бояре. Хотя почти все знали, что Борис -цареубийца, его все равно призывали на царство. В этой сцене Пушкин показывает народ равнодушным (ему все равно, кто взойдет на престол), слепым орудием в руках бояр: О чем там плачут? - А как нам знать! то ведают бояре, не нам чета . Вот так не понимая, что сами делают, люди выбирают себе в цари убийцу. Им все равно, убийца - царь, он грешник, а не они. Но когда умирает Борис, над ним свершается Божий Суд, он не закатывается на смерти главного виновного. В судьбе целой страны не может быть повинен только один человек. Народ тоже согрешил и согрешил сильно, выбрав убийцу на трон. Божий Суд продолжается - теперь страдает народ. Приходит новый правитель, и люда снова слепо верят ему и идут за ним. Действие близится к развязке, в финальной сцене, как и в экспозиции, снова главную роль играет народ. Люди снова по велению бояр готовы избрать себе нового царя. Но на их глазах совершается убийство невинного царевича. И если преступление Бориса Годунова было известно всем по слуху, то тут они сами стали свидетелями нового убийства. Совершилось новое преступление, народ снова обманут, правда попрана. Но народ уже не тот. Проснулись совесть и сознание. Это сознание и говорит в роковом безмолвии. Этим молчанием народ отвергает непраду, ложь. Бог наказал народ за грех, и теперь они осознали, что пошли по неправедному пути. Перед народом, как и перед Борисом, встает выбор: идти против совести или выбрать правильный путь. Но в отличии от царя народ совершает верный выбор. Народ осознал, что в начале пошел против совести и теперь раскаялся. Трагедия заключается в осознании народа, в его пробуждении. Совершать новый грех люди отказываются, выражается этот протест в роковом безмолвии.

Читайте также: