Уклад жизни части людей россии xix века похожий на сон сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.

Главный герой романа Илья Ильич Обломов является человеком из достаточно старой дворянской семьи. Он получил хорошее образование, воспитание и является далеко не глупым человеком. Но имея такую хорошую основу, он никуда не стремился и не хотел ничего решать. Его лицо всегда выражало чрезмерную усталость, а в глазах была пустота.

Ему было около тридцати лет, а он, благодаря своему ленивому образу жизни, уже имел нездоровый вид. Он мало двигался и редко бывал на свежем воздухе. А для того, чтобы укрепить образ Обломова, Гончаров с мельчайшими подробностями описывает его быт и распорядок дня. Автор посвятил целую главу всего лишь одному его дню. Его не интерес ко всему происходящему хорошо отображается в главе с описанием его личного кабинета.

У дворянина есть верный слуга – Захар. Но он на столько давно живет в тесном обществе Обломова, что и сам стал похож на него. Автор раскрывает это по средствам описания халатов: у одного часто засаленный (Обломова), а у другого дырка под мышкой, через которую всегда виднеется нижняя рубашка. Захар такой же лентяй, как и барин и не плохо спекулирует этим. У него всегда есть оправдание на все не сделанные им дела.

В общем и целом, дом барина является полным его отражением – не ухоженный, давно не мытый, с грязными пятнами на полу и мебели, а так же паутиной на стенах и больших слоях пыли вокруг.

Каким бы ни был ленивым Обломов, все же в нем есть положительные качества такие как: доброта, открытость и честность. Об этом рассказывает его близкий друг Штольц, сравнивая его с хрустальной прозрачной душой.

Жизнь Обломова не череда ярких картинок и быстрых ее смен. Напротив, в ней ровным счетом ничего не происходит. Его совершенно устраивает покой, а стремиться к изменениям ему просто не хватает воли и сил. Даже когда Перед Обломовым вдруг встает проблема, которую нужно решить лишь выбрав правильный путь, он опускает руки и не желает ничего менять.

Сочинение 2

Иван Александрович Гончаров в своем романе поднимает очень значимую тему для всех. Главным героем романа, в честь которого он назван, Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно молод. Обломов живёт за счёт крепостных крестьян, а они в свою очередь привыкли к такому распорядку жизни, позабыв о свободной жизни. Родители главного героя с детства избаловали своего сына. В более сознательном возрасте он не способен на простые вещи, он уже не может сам поесть, одеться и лечь спать.

В связи с разбалованостью главного героя, он стал бесполезен для общества и прекрасно это понимает. Всему чему его научили родители, это было умение поспать и поесть, больше он ни к чему не была приспособлен. С детства его приучали, что самое главное в жизни сон и еда. С переездом в другой город от родителей, Обломов не сменил свой образ жизни, он по прежнему продолжает спать и есть целыми днями.

С детства Обломов не научился находится в обществе и общаться с людьми, поэтому в более сознательном возрасте он никуда не выходит. Он привык к крепостным крестьянам, они всегда все делали за него на его родине. Не изменяя своим привычкам, Обломов завел себе слугу, Захара. Слуга, подобно хозяеву ленив. Его новая жизнь ничем не отличается от прошлой.

В связи с этим Обломов не взрослеет и остаётся таким же ребенком. Родители не привили ему такие качества, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Сам Обломов прекрасно понимает, что он не приспособлен к жизни, его постоянно и все обманывают, но с этим главный герой ничего поделать не может. Он страдает от своей бесхарактерности.

Обломов осознает, что так жить нельзя и нужно что-то менять, виной всему этому является Обломовщина. У него таков образ жизни не по причине болезней или плохого самочувствия, а потому что он не знает другой жизни. Он живёт в грязной квартире, где везде разбросаны грязные, нестиранные вещи. Захар так же ленив, его устраивает что можно ничего не делать, только ухаживать за Обломовым.

Обломовщина это место где царит лень и безделье. Люди, живущие в Обломовщине, живут в свое удовольствие и так же, как Обломов нуждаются только в еде и сне. К сожалению, Обломов поздно осознал, что Обломовщина портит людей и их судьбы. Он остался один без родителей и знаний о взрослой жизни.

В мире не мало таких людей, как Обломов. Сам Обломов об этом упоминает. Гончаров раскрывает проблему Обломова. Но несмотря на тот ужас где обитал Обломов, он был счастлив.

Другие темы: ← Характеристика Судьбинского в романе Обломов↑ ГончаровСон Обломова →

Главным героем романа является Илья Ильич Обломов, весьма апатичный, хоть и очень добрый помещик.

Ему не особо интересны какие-либо светские празднества и прогулки, ведь для него гораздо интереснее и занимательнее другое времяпрепровождение. Обломов любит лежать на диване и витать в облаках, мечтая о будущем. В детстве он жил в деревне, где большинство жителей предпочитали отдых труду, а сама семья Обломова очень баловала и оберегала мальчика. Все привычки помещика идут из его размеренного и спокойного детства. Андрей Штольц, лучший друг Обломова, совершенно непохож на того характером. Напротив, это очень лёгкий на подъём и энергичный человек, пытающийся заинтересовать Обломова своей активной жизненной позицией. Именно Штольц знакомит Обломова с новой героиней романа — Ольгой Ильинской, будущей возлюбленной Обломова. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но их отношения были обречены, ведь главный герой слишком привык к своей размеренной, тихой жизни и был не готов меняться даже ради любви.

Образ Обломова очень узнаваем даже в наше время, с ним ассоциируются пассивные люди, не желающие проявлять какую-либо инициативу. Их всё устраивает в своей жизни, им сложно реализовать свои амбиции, сложно поставить перед собой цель и идти к ней. Лень — очень коварный соперник, которого должен перебороть каждый человек. Например так, как это сделал Штольц. В наше время его можно сравнить с целеустремленными и уверенными в себе людьми, желающими добиться высот как в карьере, так и в личной жизни. Они готовы саморазвиваться и меняться в лучшую сторону.

В народе очень часто говорят, что труд человека кормит, а лень — портит. Это очень мудрая поговорка. Лень — состояние вялости и апатии, нежелание делать хоть что-нибудь полезное. Она не может привести человека к чему-то хорошему. С ленью нужно обязательно бороться, находить мотивацию и интерес, чтобы выполнять дела. В современном мире нельзя останавливаться на одном месте, иначе не поспеешь за всеми остальными!

Предметом обсуждения Гончарова становится очень актуальная на сегодняшний день проблема — поиск себя. Преодоление самого себя. Обломов — тот, кем никогда не захочется стать. И этот предсказанный автором удел хочется предотвратить. Эта книга мотивирует на саморазвитие и самообразование, поэтому она очень актуальна в наши дни.

Полезный материал по теме:

Популярные сочинения

Хорошо говорить о других, но и в себе я также замечаю ростки этого страшного явления. Разве это не обломов­щина, когда лень помочь маме, зная, что ей тяжело, но надеясь, что она справится сама; неохота делать домашнее задание — и ты торопливо списываешь его перед уроком; не хочется отрываться от книги или от телевизора, чтобы погулять с собакой. Однако после прочтения романа Гон­чарова я стала критичнее и требовательнее относиться к себе, поскольку перед моими глазами прошла жизнь доб­рого и мягкого человека, из которого обломовщина высо­сала дружбу, любовь, жизнь…

Я считаю, что каждый должен обнаружить и беспощад­но искоренить из своего сердца проявления обломовщины, ведь только тогда она перестанет влиять на нашу жизнь, делая нас своими рабами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

В течение всей своей жизни Иван Александрович Гончаров написал цикл очерков “Фрегат “Паллада” и три романа — “Обыкновенная история”, “Обломов” и “Обрыв”. Писатель говорил, что это не три отдельных романа, а один. Роман “Обломов” появился в печати, когда на смену старой, крепостнической эпохе стали приходить новые общественные отношения, когда в России стал полным ходом нарождаться новый слой так называемое “третье сословие”, класс буржуазии. Промышленное развитие требовало иного темпа жизни, расширения городов,

улучшения связи; но старые, еще не умершие полуфеодальные отношения, “барство”

тормозили это развитие, сказываясь на каждом шагу.

Именно эти проблемы волновали Гончарова, когда он писал свой роман. Причем его волновало “барство” не только с точки зрения социальной, но и психологической — своего рода “барство души”.

Краткое содержание романа может уместиться всего в несколько строчек. Однако события здесь не столь важны — важно, как раз, наоборот, их отсутствие. Роман, по существу, — это история о том, как ничто: ни дружба, ни любовь, ни работа — не могут пробудить к жизни главного героя, Илью Ильича Обломова.

Вся первая часть романа посвящена подробному описанию дома, привычек, поведения — другими словами, образа жизни главного героя. Гончаров рисует облик человека вялого, апатичного ко всему, что происходит вокруг. Друзья не могут вытащить Обломова на прогулку: он всячески отговаривается для того, чтобы побыть дома и полежать на диване. Дом Обломова крайне запущен, углы заросли паутиной, вещи разбросаны в беспорядке.

Дела Ильи Ильича крайне запутаны, управляющий в деревне ворует, денег нет; но у Обломова нет ни сил, ни желания заниматься этими беспокойными вещами. Хотя он и знает, что управляющий вор, выгнать его — значит искать нового; то есть решение одной

проблемы неизбежно влечет за собой необходимость решать и другие. Обломов надеется, что все решится само собой, “вдруг”, да еще с нетерпением ждет своего друга Андрея Штольца, который наверняка поможет со всем разобраться.

Во второй части романа Гончаров пытается разобраться в истоках характеров таких разных людей, как Обломов и Штольц. Он рассказывает об их детстве, о том, как и под воздействием чего формировалось их сознание, устанавливает генетическую зависимость между прошлым и настоящим, между нравами патриархальной Обломовки и привычками Обломова. Между практическим воспитанием трудом, которое дал своему сыну обрусевший немец Штольц, и постоянной жаждой деятельности Андрея. Взаимосвязь здесь самая прямая. Привыкший с детства к моментальному исполнению всех

своих желаний, к постоянному пристальному вниманию к собственной персоне со стороны многочисленной прислуги, мамок и нянек, Обломов “с молоком матери” усваивает мысль, что лучше и гораздо почетнее не работать, а получать что-либо за счет других, в готовом виде. Как справедливо отмечает Добролюбов, Илюша с детства видит, что ни маменька, ни папенька ничего не делают, трудятся лишь “триста Захаров”. Эта с

детства въевшаяся в Обломова леность души сопровождает его всю жизнь, именно она

руководит всеми его поступками. Приехав в город, Обломов оттягивает как можно более

момент поступления на должность, затем крайне нерадиво справляется со своими

обязанностями, после чего “заболевает” и на службу не является, постыдно прячась дома от ответственности за дурно выполненное дело. Точно так же ничем заканчиваются попытки Штольца расшевелить Обломова. Даже внезапно вспыхнувшая в нем любовь к Ольге Ильинской не может вывести Илью Ильича из состояния постоянного сна.

И все же, несмотря на резко отрицательную оценку состояния “постоянного сна души” Обломова, образ его трагичен. Сам Обломов добр, сердечен, никому не желает зла — напротив, его на каждом шагу пытаются обобрать жулики вроде управляющего, брата вдовы Пшеницыной и прочие. Он понимает, в полной мере осознает весь ужас своего положения, безнадежность и пустоту жизни; но ничего не может с этим поделать. Он сам выносит себе приговор, отвечая на вопрос Ольги, что сгубило его; и этот приговор — “обломовщина”. Обломов — порождение русской жизни, это не отдельный человек, а явление. Обломов спрашивает у Штольца — для чего нужна вся эта суета, для чего нужно ездить в гости, бывать в присутственных местах, разговаривать со знакомыми, которые, так же как и сам Обломов, проводят жизнь во сне — ходят и спят, говорят и спят, ездят в гости и спят. Если сон души царит вокруг, то чем хуже он, Обломов, который просто лежит на диване и спит в физическом смысле этого слова, не утруждая себя всей этой акробатикой? По крайней мере, это честнее. Он спрашивает, для чего работает Штольц — ведь он уже заработал денег, которых хватит не только ему самому на жизнь, но и его детям, и даже внукам. На это Штольц, а вместе с ним и Гончаров, возражает, что работа нужна не ради денег, а ради самой работы; ради того, чтобы чувствовать каждую минуту своего существования биение жизни, постоянно чувствовать, что ты — человек. Безделье расхолаживает и развращает душу, превращая человека в полипа, паразита, живущего за счет других, порождая и соответствующую психологию — человек постепенно деградирует, утрачивает все, что в нем было деятельного, живого.

Общественную опасность этого явления, столь характерного для России, Гончаров видел со всей отчетливостью, тем более что своими корнями “обломовщина” проникала и по сей

день проникает глубоко в российскую жизнь. Об этом со всей наглядностью свидетельствует литература. Как справедливо отмечает в своей статье Добролюбов, “давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают от того, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым”.

Например, и “Евгений Онегин”, и “Герой нашего времени” представляют в своих героях черты, почти буквально сходные с чертами Обломова. И для Онегина, и для Печорина служба — ненужное и не имеющее смысла бремя. Они не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как вообще в жизни. Разница между всеми этими Рудиными, Печориными, Онегиными и Обломовым лишь в том, что Гончаров лишил

этот характер романтики, свел из заоблачной выси на мягкий диван, снабдил халатом и

В своем романе Гончаров в образе Ильи Ильича Обломова показал не только исконный

русский человеческий тип, но и образ, стиль русской жизни, одну из ее характерных

сторон, сопутствующую всему ходу российской истории. Гончаров поднимает образ Обломова до уровня символа, масштабного обобщения, выводя не столько образ, сколько почти вечное социальное явление — обломовщину, губящую не только любые начинания, но и сводящую на нет усилия личностей, время от времени, несмотря ни на что появляющихся в русской истории, чтобы попытаться ускорить процесс развития

страны, ввести что-то новое, придать осмысленность извечно расхлябанной российской действительности.

Проблема, поднятая более ста лет назад Гончаровым, как нельзя более актуальна и в наши дни. Добролюбов отмечал, что Гончаров поторопился похоронить обломовщину,

сказать ей похвальное надгробное слово устами Штольца: “Прощай, старая

Обломовка, ты отжила свой век”. “Вся Россия, которая прочитала или прочтет “Обломова”, не согласится с этим”, — пишет Добролюбов, и его слова звучат для наших современников совсем не менее значимо, чем для современников самого Добролюбова и

Гончарова. Нет, не оскудела Россия Обломовыми, бездарно, апатично проживающими свою никчемную жизнь, и по-прежнему в ней катастрофически не хватает штольцев,

умеющих и желающих работать, создавать блага не только для себя, но и для

окружающих их людей.

Дать словарное определение сна, использовать его для формулировки вступления.

Определение содержания основной части сочинения

· Что же способствовало превращению жизни человека в пустой, бесцветный сон? Ведь не родился же таким Илья Ильич?!

· Какой показана автором деревня, в которой провел свое детство Илья Ильич? Какой изображена природа на лоне которой рос Обломов?

· Почему он считает своих гостей несчастными?

· Что стало с Обломовым, когда он переехал на Выборгскую сторону?

Работа над заключением

Составление плана сочинения

Начнем работу над планом нашего сочинения. Какова форма плана сочинения?

План состоит из введения, основной части и заключения.

· Во введении надо обязательно определить направление, в котором вы решили раскрывать тему, а также четко определить свою задачу, то есть сказать о том, какую идею вы будете доказывать в сочинении.

· В основной части необходимо доказать идею сочинения. Свои мысли необходимо подтверждать цитатами из текста.

· В заключении желательно высказать свое мнение о проблеме, найти связь идеи сочинения с современностью, сделать свои выводы.

Итак, как бы вы озаглавили пункты плана нашего сочинения? Пожалуйста, слушаю ваши предложения.

План сочинения

I.Влияние на человека увиденных им снов.

II.Жизнь Обломова – пустой сон:

1. Условия воспитания Ильюши, приведшие к трагедии его жизни.

2. Бездеятельная жизнь и неподвижные пейзажи Обломовки.

3. Сон – обычное и желаемое состояние для Ильи Ильича.

4. Уклад жизни части людей России XIX века, похожий на сон.

III.Сны современного общества.

Заключение урока

№ 24

Методика изучения обзорных тем. Их связь с монографическими.

Цель:

1) знакомство с основными особ-тями развития иск-ва в опред.эпоху;

2) создание целостного представления об эпохе.

Содержательные блоки:

1) историч.обзор (рассказ-знакомтсво об основынх историч.событиях, обусловивших духовную и эстетическую культуру);

2) культурологический обзор;

3) особ-ти лит-ного процесса данной эпохи (доминирующие жанры и роды; основные лит-ные объединения, общества, журналы; знакомство с самыми яркими писателями; тип героя, характерный для этой эпохи; тип конфликта).

Обзорные темы изучаются лишь в старших классах, позволяют увидеть место литературы среди других видов искусств. Важно изучить не случайность любого конкретного явления. Развивает умение сбора и анализа информации

Виды:

· Обзорное изучение культуры определенной эпохи, или литературные процессы определенного периода: культура древней Руси, эпоха серебряного века.

· Обзорное изучение одного или нескольких писателей, чье творчество изучается монографически (Отцы и дети) Цель: осознание закономерности развития культуры, ее уникальности и связи с другими эпохами.

Основные трудности в изучении культуры эпохи - это большой объем материала.

· принцип системности в отборе материала

· фрагменты этих произведений нужно включать в обзор

Характерные приемы

- работа со смежными видами искусства

- установочный вопрос для осмысления сквозных линий

- художественное отображение концепции эпохи

Связь обзорной и монографической темы: обзорная тема – подготовка к изучению монографической: - формирование представлений о сквозных линиях эпохи, где уч-ль уже заранее упоминает о тех произв-х, которые будут изуч-ся монографически; - обращение к тем писателям, чье тв-во будет изуч-ся.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Цели урока : обучить составлению плана сочинения, подбору текстового материала, нахождению идеи сочинения и приемов выражения личностной позиции пишущего; развитие устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы над сочинением; этическое и эстетическое воспитание учащихся, пробудить желание к активной деятельности, полезной как для самого ученика, так и для общества, подвести ребят к мысли об отрицательном воздействии таких человеческих качеств как апатия, лень, безынициативность.

Предварительное домашнее задание:

Оборудование : портрет И.А. Гончарова; на доске – форма плана к сочинению.

Эпиграф к уроку : Жизнь – есть сон.

Вступительное слово учителя.

Работа над вступлением к сочинению.

Определение содержания основной части сочинения.

Работа над заключением.

Составление плана сочинения.

Подведение итогов урока.

Вступительное слово учителя

Наша задача сегодня – поработать с текстом главы, как можно лучше разобраться в том, с какой целью автор описывает сон Ильи Ильича, а также обосновать и сформулировать свой ответ в форме сочинения.

Работа над вступлением к сочинению

Итак, что же такое сон, и какое влияние сны оказывают на человека?

С.И. Ожегов дает следующее определение сна:

1.Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.

Определение содержания основной части сочинения

В романе сну посвящена отдельная глава. При прочтении описания сна Ильи Ильича мы получаем основные сведения о причинах, благодаря которым сформировались отрицательные черты характера Обломова.

Каковы же эти причины? Что же способствовало превращению жизни человека в пустой, бесцветный сон? Ведь не родился же таким Илья Ильич?!

Одной из причин являются условия воспитания маленького Обломова. Ильюша был очень живым и подвижным мальчиком. Его детский ум впитывал в себя окружающий мир и явления, происходящие вокруг него.

Зачитайте отрывок из текста романа, подтверждающий это.

Он окружен заботой взрослых и неотлучной няни.

Подтверждаем высказывание текстом!

Маленький Илья настолько привык к этому, что даже в зрелом возрасте не мог и не пытался жить самостоятельно. Он даже гордился тем, что за всю жизнь сам чулок не надел, угли в камине не помешал. Но, как мы можем заметить, все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить – таков итог жизни Обломова.

Скажите, пожалуйста, какой показана автором деревня, в которой провел свое детство Илья Ильич? Какой изображена природа на лоне которой рос Обломов? Подтвердите примерами из текста романа.

Итак, вторая причина – это жизнь и обычаи людей в деревне, в которой вырос главный герой романа. В ней царили покой и бездействие, которые лишь иногда нарушались из-за различных неприятностей.

Природа Обломовки сочеталась с характерами и поведением местных жителей. В ней не было резких переходов от одного пейзажа к другому.

Мы выяснили, почему бурная и деятельная жизнь была чужда Илье Ильичу до самой смерти. Когда Обломову предстоит решение накопившихся сложных проблем, он тяжело вздыхает, вспоминая безмятежно прожитые годы, не предпринимая ничего даже для собственного благополучия.

Сон Обломова отражает настроение и уклад жизни определенной части людей России того времени. Общее у них то, что в жизни они не имели дела, являющегося необходимостью. Если эти люди что-нибудь и делают, то только по принуждению, их жизнь похожа на пустой сон.

Работа над заключением

Конечно же актуальны. Ведь разве в наши дни нет ленивых, апатичных молодых людей?! К сожалению, они есть. Возможно, кто-то из вас даже узнал в Обломове себя или кого-то из своих знакомых и близких. Но не нужно отворачиваться от таких людей, им необходимо помочь осознать всю никчемность бесцельного существования, привить желание быть полезным для своей страны и людей, в ней живущих.

Конечно же, отрицательно. В России должно быть как можно меньше людей, видящих сны, подобные сну Обломова, и живущих по такому же принципу, что и он. Ведь богатство и благополучие страны зависят от людей деятельных, которым и сны снятся соответствующие.

Составление плана сочинения

Начнем работу над планом нашего сочинения. Какова форма плана сочинения?

План состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении надо обязательно определить направление, в котором вы решили раскрывать тему, а также четко определить свою задачу, то есть сказать о том, какую идею вы будете доказывать в сочинении.

В основной части необходимо доказать идею сочинения. Свои мысли необходимо подтверждать цитатами из текста.

В заключении желательно высказать свое мнение о проблеме, найти связь идеи сочинения с современностью, сделать свои выводы.

Итак, как бы вы озаглавили пункты плана нашего сочинения? Пожалуйста, слушаю ваши предложения.

I .Влияние на человека увиденных им снов.

II .Жизнь Обломова – пустой сон:

1.Условия воспитания Ильюши, приведшие к трагедии его жизни.

2.Бездеятельная жизнь и неподвижные пейзажи Обломовки.

3.Сон – обычное и желаемое состояние для Ильи Ильича.

4.Уклад жизни части людей России XIX века, похожий на сон.

III. Сны современного общества.

Подведение итогов урока

Итак, сегодня мы с вами занимались обсуждением идеи нашего сочинения. Скажите, пожалуйста, какова она?

Также мы учились работать над планом сочинения, подбирать подходящие цитаты для аргументации высказываний.

Скажите, какую информацию должны содержать введение, основная часть и заключение?

Какими должны быть цитаты по объему?

Желательно использовать цитаты небольшого объема, но содержащие необходимый для доказательства той или иной мысли объем текстового материала. Ни в коем случае не нужно загромождать текст сочинения ненужными цитатами, пытаясь подменить ими собственные мысли. Такой подход к написанию сочинения неверен и не принесет хороших результатов.

Домашнее задание

Список литературы

Анненков П.В. Базаров и Обломов // Роман И.С. Тургенева Отцы и дети в русской критике: Сборник статей / Сост. И.Н. Сухих. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1986. – с. 267-270.

Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 1999. – 400 с.

Вся русская литература: Учебное пособие / Сост. И.Л. Копылов. – Мн.: Современный литератор, 2002. – с. 222-224.

Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Русская критика: Сборник статей / C оставитель М.И. Белоусова. – Лениздат, 1973. – с. 374-414.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, Наука, 2000.- 248 с.

Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М.: Просвещение, 1994. – 175 с.

Конспект – 2: Методические рекомендации / Сост. Н.И. Горобец. – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2001. – 59 с.

Краснощекова Е.А. Обломов И.А. Гончарова. – М.: Художественная литература, 1970. – 96 с.

Криволапов В.Н. Еще раз об обломовщине //Русская литература.–1994. — №2. – с. 36-38.

Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.

Обломов. Роман И.А. Гончарова // Писарев Д.И. Литературная критика. В 3-х томах. Том 1 / Сост. Ю. Сорокин. – Л.: Художественная литература, 1981. – с.42-59.

Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. – М.: Высшая школа, 1990. – 156 с.

Рыбасов А. И.А. Гончаров. – М.: Молодая гвардия, 1957. – 376 с.; ил.

Справочник школьника: Литература / Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 1999. – 384 с.

Энциклопедия литературных героев: Русская литература второй половины XIX века. / Под редакцией Е.А. Шкловского. – М.: Олимп, ООО Издательство АСТ, 1997. – с. 35-38.



Пример сочинения 1

Гончаров раздвигает рамки социально-бытового романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера. Главным достоинством писателя можно считать раскрытие личности на фоне исторического развития нации.
Гончаров пытался найти связующие нити разрозненных явлений русской жизни. Эта традиция будет продолжаться в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского.


Пример сочинения 2

Роман "Обломов" был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. "Обломов" является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.

Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения.
Родился Илья Ильич в Обломовке – этом "благословенном уголке земли", где "нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого", нет "ни страшных бурь, ни разрушений", где господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный "все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти". И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.

К 32 годам Илья Ильич превратился в "байбака" – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом.


Пример сочинения 3

Вариант 2

Данная сравнительная характеристика поможет дорогому читателю понять образы двух героев. Характеристика образов Штольца и Обломова поможет понять, возможно ли изменить человека в лучшую сторону.

Воспитание и детство героев

Как известно, Илья Ильич, он же Обломов, рос и воспитывался достаточно избалованным ребенком. Его родители чересчур окружали свое чадо заботой, что совершенно не пошло ему на пользу в плане самореализации и проявлению себя. Илья совершенно не любил учебу и познавать науку было совершенно не его занятием. Он считал, что учеба — это смертельный грех, посланный людям в наказание. Когда Илье было тринадцать лет, его устроили в пансион. Но парень так не любил учебу, что порой умолял свою мать оставить его дома. Также, он ленился и во время учебы в университете и в итоге не получил хороших знаний.

А вот Андрей Иванович Штольц, наоборот. Воспитывали Андрея в строгости, его отец порой был даже жесток по отношению к своему ребенку. Штольц любил учиться, и наука легко давалась ему. Его очень любила мать и совершенно не поощряла отцовские метод воспитания. Отец Андрея был настолько строгим человеком, что даже не проводил сына в университет, просто вытолкнув его за калитку их дома.

Внешний вид героев

Обломов имеет явные проблемы с лишним весом. Его пухлая внешность придавала ему сильную мягкость и изнеженность. Бледный цвет лица и умные серый глаза, которые никак не способствовали талантам к обучению.

Стремление и финансовый достаток героев

Илья Обломов был совершенно неумелым человеком. За всю свою службу он так и не смог выполнить ни единого поручения без каких-либо ошибок. Семейное имение было в совершенном запустении, а сам Обломов постоянно жил на съемных квартирах тратя на это последние деньги.

Штольц же, после службы нашел применение своим знаниям и нажил себе достаточно хорошее состояние. Он достаточно быстро достиг уважения среди самых уважаемых людей. И все это благодаря собственным усилиям.

Общее отношение к собственной жизни

Илья очень ленив и никогда не хочет совершать полезных действий и постоянно лежал бы на диване. Эти действия совершенно не характеризуют Илью, как успешного и целеустремленного человека.

Андрей же является человеком, который любит и жить и постоянно находится в движении. Всегда четко ставит себе цель и достигает её вне зависимости от сложности. Является реалистом, хотя и постоянно утверждает, что желание прожить более ста лет у него есть в планах.

Сочинение 3

Даже когда он вырос, он продолжал лежать на диване, был очень ленивым и ничего не соображал в отцовских делах. Он очень боялся сквозняков и постоянно кутался в халат и почти не выходил из дома. Для Обломова не было интересных людей, он ни с кем не общался. По-прежнему всю работу выполняли слуги. В доме воцарился полный бардак и хаос.

Даже когда он влюбляется в Ольгу, через какое-то время ему становится лень вести активную жизнь. Ему нравится спокойная размеренная жизнь, и он выбирает домашнее спокойствие. Между страстью и бурной жизнью, он решает выбрать тишину. Его любовь к Агафье Матвеевне больше была как к матери, а не как к женщине. У них родился замечательный сын, и Обломов вполне был счастлив, оставаясь до конца своих дней под полной опекой своей жены.

Друг Обломова Андрей Иванович Штольц был полной противоположностью. Его родители вырастили его активным и трудолюбивым человеком. За что бы ни брался Штольц, у него все получалось. Строгость отца немца и ласка русской матери сделали из него достойного человека.

Ему нравилось работать, и он считал, что это главный долг человека уметь себя обеспечить. Он пытается расшевелить своего друга и на какое-то время ему это удается. Он пытается ему показать другую жизнь, где можно от жизни получать все. Ему нравится брать от нее все самое лучшее, при этом Штольц никогда не мечтает он заядлый реалист.

Андрей Иванович всегда доводил свои дела до конца и никогда не оставлял ничего на потом. Он был очень активным, и его физическое здоровье было хорошим. Он отличался ответственностью за то, что он брался, делал.

Даже после смерти лучшего друга по просьбе Обломова Штольц берет под свою опеку его сына Андрюшку. Он сохраняет об Обломове самые лучшие воспоминания.

Сочинение Сравнительная характеристика Обломова и Штольца 10 класс

Обломов представлял собой полного мужчину, который отрастил себе бороду и пузо, всегда думал при этом, что виноват весь мир. Штольц был тощий, щеки у него отсутствовали. Обломов обладал темно-серыми глазами. Штольц обладал зелеными глазами, которые были очень яркими и точными. Неопределенный цвет лица был присущ Обломову. Штольц обладал розовым, темным лицом. Обломов постоянно жаловался на плохое здоровье. Штольц обладал очень крепким здоровьем.

Перейдем к описанию характера и личности персонажей.

Обломов являлся потомственным дворянином, помещиком. Штольц помещиком не был, личный дворянин. Был на половину немцем, на половину русским. Коллежский секретарь-чин Обломова. Штольц являлся надворным советником. Воспитание у Облома было очень нежное и неприхотливое. Штольца воспитывали сурово, с трудовыми наклонностями.

Один был избалованный, другой вовсе не знал, что это такое. Первый никогда не знал трудностей, второго всю жизнь преследовали трудные времена. Обломов постоянно много думал, при этом ничего старался не делать. Штольц постоянно что-то делал, всегда думая при этом о последствиях. Характер Обломова очень апатичный и вялый, Штольц всегда был бодр. Один мягкий, другой твердый. Робость присуща Обломову, уверенность в себе была чертой Штольца.

Обломов себя не любил, самолюбие присуще второму. Бессильным, слабым таким был Обломов. Штольц очень сильная личность. Трусливый и отважный. Обломов был всячески против новых знакомств. Первый очень не любил жизнь, второй хотел жить очень долго и счастлив. Потомственный дворянин был жестким мечтателем, Штольц свои мечты воплощал в реальность. Управлять жизнью ленивцу вообще не хотелось, второй старался всячески бороться с судьбой.
Давайте отметим общие свойства двух персонажей.

Образование получали вместе, каждому в рассказе было по тридцать лет. Стан чиновника имели оба. Образование было у каждого. Были очень добрыми и умными людьми. Оба были глубокими и чуткими, честные и искренние. Обожали вместе музицировать и петь.

Сравнение героев

Произведение Гончарова содержит глубокий философский смысл. В романе показан разлад между патриархальным и буржуазным укладом жизни. Перед нами предстают главные персонажи - Илья Обломов и Андрей Штольц, относившиеся к одному классу и входящие в одно и то же общество. Если посмотреть на них, то можно подумать, что взгляды и мысли у них похожи. Однако, они полностью противопоставлены друг другу.

Штольц - разумный человек, у которого здравый смысл доминирует над чувством. Писатель пытается выяснить, почему эти люди так разнообразны. И причины эти он видит в происхождении, воспитании и образовании, так как все это закладывается в основу характера. Штольц получил воспитание в семье с небольшим достатком. Отец в детстве часто брал его с собой на полевые работы и рынок, постепенно приучая его к труду. Параллельно этому он занимался с Андреем разными науками, и в особенности обучал немецкому языку. Таким образом, отец научил его уважительно относиться к любому делу. Его матушка, в свою очередь, прививала ему любовь к литературе и эстетике. Так, Штольц предстал перед нами образованным и сильным молодым человеком.

В семействе Обломовых жизнь протекала совсем по-другому. В их доме постоянно домочадцы думали о еде. А после сытного обеда все погружались в сон. Так было ежедневно. Отдав Илью в гимназию, родители совсем не беспокоились успехами сына, а даже наоборот, пытались освободить от тех или иных занятий. Они не выпускали его на прогулку, боясь за то, что Илюша поранится или упадет. Таким образом, Обломов вырос ленивым и равнодушным ко всему человеком.

Давайте же, глубже, заглянем в характер каждого из них и выясним, в чем состоит трагизм их жизни. Если посмотреть на Штольца, то на первый взгляд он кажется нам идеальным юношей. Работает с удовольствием, не пренебрегая никаким трудом. С тех пор как Штольц ушел из дома, он, благодаря своему труду стал самодостаточным господином. Счастье ему представляется в виде материального благополучия. И оно у него есть, однако жизнь тосклива и монотонна.

В отличие от Обломова, Штольц лишен всяких переживаний и волнений. Все его дела расписаны строго по плану. Для Обломова трудиться оказалось слишком тяжело. Раз он был барином, то для чего ему нужна какая-то работа. Он ленился даже лишний раз встать с дивана и одеться. Для того, чтобы быть счастливым, Обломову необходимо вкусно покушать и крепко понежиться в кровати. У него была своя трагедия - нравственная. Из доброго и чистого человека он постепенно превращается в нравственного калеку. Но если они и различались по своему внутреннему миру, то все равно дружили давно. Их сближала доброта и честность каждого героя.

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Популярные сегодня темы

Основной идеей произведения является мысль о прощении человека, который делает неправильный жизненный выбор.

Героиня дана через призму восприятия юноши. Влюбленный герой детально описывает портрет девушки, подчеркивая какую-то восточную красоту любимой: смугло-янтарное лицо, густые черные волосы, соболиные

Читайте также: