Тяжелая доля русской крестьянки в прошлом сочинение

Обновлено: 06.07.2024

отрывки из произведений Н.А. Некрасова для работы над проблемным вопросом.

Ход урока

1. Ведение в тему.

Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Все выносящего русского племени
Многострадальная мать!
( "Кому на Руси жить хорошо")

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли:
( "Мороз, Красный нос")

От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
( "Тройка")

(Названия произведений на доске не указаны.)

Такой видит судьбу русской женщины Н.А. Некрасов и изображает её в своих произведениях.

- Попробуйте назвать произведения.

Действительно, в таких произведениях, как "Кому на Руси жить хорошо", " Мороз:", "Тройка", "В дороге", "Орина, мать солдатская" поэт создаёт замечательные женские образы, говорит о женской доле, женской судьбе.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Какой из эпиграфов можно предложить в качестве эпиграфа к уроку? К концу урока выберите только один отрывок, свой ответ обоснуйте.

"Женский вопрос" был одним из наиболее острых политических вопросов русской жизни 60-70 годов Х1Х века. В обществе и литературе активно обсуждалась проблема эмансипации, освобождения женщины. Чаще всего речь шла о городских женщинах, о представительницах господствующих сословий.

- Опираясь на предложенные отрывки, прочитанные тексты, определите, в чём новаторство Некрасова в освещении "женского вопроса"?

(Некрасов рассматривает женские образы из народа; в поэме "Кому на Руси:" повествование ведёт сама героиня.)

Тема урока: "Судьба русской женщины в поэмах Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо"".

Цель урока: Сегодня на уроке, анализируя поэмы, мы с вами попытаемся проследить судьбу русской женщины, выявить черты её характера, проникнуть в её внутренний мир.

- Запишите тему урока и проблемный вопрос.

2.Анализ текста.

"Мороз, Красный нос": Поэма была написана в 1863 году, первая часть опубликована в № 1 журнала "Время" за 1863 год. Полностью поэма вышла в № 1 "Современника" за 1864 год.

Кто является главным героем поэмы?

Почему рассказу о Дарье предшествует лирическое отступление о славянке?

Что такое лирическое отступление? Какие мысли, чувства автора нашли отражение в нём?

В отличие от "Мороза:" в "Кому на Руси жить хорошо" дан портрет Матрёны Тимофеевны. Зачитайте. Что "роднит" героинь двух произведений? На первый взгляд портрет Матрёны Тимофеевны не очень симпатичен. Почему Некрасов подчёркивает именно эти черты?

В "Морозе:" изображён определённый момент в жизни героини, а свою жизнь Матрёна Тимофеевна "выложила" полностью. Как это связано с жанровым своеобразием произведения?

Почему Дарья изображена именно в "минуту скорбную"?

Дайте определение сюжета. Сюжет бывает любовным, героическим, бытовым, приключенческим.
- Каков сюжет "Мороза:"? Почему умирает Прокл? Докажите.

Попробуйте определить основной конфликт поэмы. Назовите писателей, современников Некрасова, посвятивших свои произведения этой теме. Какой предстаёт природа в произведениях Тютчева и Фета?
- Подумайте, что нового внёс Некрасов в рассмотрение этой темы.

Первая и вторая части противопоставлены. Почему?

Зачитайте цитатный план первой части (предварительное задание для первого варианта).
- Как вы думаете, почему первая часть рассказывает о похоронах Прокла? Почему она многолюдна?

Какой предстаёт Дарья в первой части? (Предварительное индивидуальное задание одному из учеников.)

В поэме автор использует много элементов, характерных для УНТ. Назовите их.
- Зачем автор вводит в 1Х главу плач?

Какая судьба, по мнению соседей, ждала Дарью? Докажите текстом.

В произведениях русской литературы пейзаж выполняет функцию:(дополните)
- Зачитайте описание пейзажа в начале П части (гл.ХУ1, ХУП). Какова его роль ? (Безразличие природы к страданиям человека, человек остаётся один на один со своим горем.)

Какова роль внутреннего монолога Дарьи? Что её ждёт?

Какова роль "сна" Дарьи?

Почему в поэме появляется образ Мороза? Как он помогает раскрыть основной конфликт произведения? (Мороз - сказочный персонаж, но жизнь не сказка, природа несёт в себе и губительное начало.)

Прокомментируйте название поэмы. Сформулируйте идею этого произведения.

"Крестьянка"

Жизнь Матрёны Тимофеевны, в отличие от жизни Дарьи, изображена полностью. Как мы выяснили, это связано с жанровым своеобразием произведения и замыслом автора. Попробуйте самостоятельно определить замысел Некрасова.

В чём языковая особенность главы?
- 3/4 текста гл. "До замужества", около ? объёма гл. "Песни" и более ? гл. "Трудный год" составляют известные источники. Для чего введено в рассказ Матрёны Тимофеевны такое множество фольклорных произведений?
- Память Матрёны Тимофеевны хранит множество текстов, это роднит её с талантливой олонежской вопленицей Ириной Федосовой. Её слова: "Я грамотой неграмотна, зато памятью я памятна", - слышим мы и в речи Матрёны Тимофеевны:
Я грамотой неграмотна,
Да памятью я памятна,
До слова всё запомнили,
Что говорил старик.
Однако "Автобиография" Ирины Федосовой - не единственный источник образа Матрёны Тимофеевны.

Какие ещё источники этого образа вы можете назвать?

В "Автобиографии" И. Федосовой сказано: "Родители мои были люди степенные и зажиточные".
- Какой отрывок из народной песни перекликается с этими словами?
("Как жила у тебя я, кормилец батюшка и родимая матушка,
А не слышала слова худого, грубого:")

Как песня отразилась в поэме, как характеризует семью Матрёну Тимофеевны?

(Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я молодцы.)

- Какие песенные элементы использованы автором?

- Какие строчки характеризуют жизнь Матрёны Тимофеевны до замужества? Назовите произведения УНТ, которые автор использует в этой части.

(Обычаи: Сажал меня на бурушку
И вывел из младенчества:
И волюшка скатилася
С девичьей головы:)
- О каких ещё обычаях говорится в тексте?

6. Посмотрите начало главы "Песни". В чём особенность композиции и какова её роль в поэме?

7. Найдите в текстах отрывок из песни, который описывает жизнь Матрёны Тимофеевны в новой семье. Свой выбор аргументируйте, используя текст поэмы.

В чужих людишках, ох, люди рано будят,
Ой, да на работушку сгоняют до зари,
Ой, да на тяжёленьку погонят до росы,
Ой, да от работушки рученьки болят,
Болят рученьки, болят-то плечи,
А ой да от заботки буйная голова.
. . .
- Ты дитя ль моё, дитятко,
Ты дитя ль, чадо моё,
Уж как этот сон я расскажу,
По словам его распишу:
На печище котище лежит -
Это твой свёкр - батюшка;
По полу ходит гусыня -
Это лютая свекровушка;
По лавочкам ласточки -
Это милые золовушки;
За окошком сизой орёл -
Это твой наречённый муж.
8. Характеризуя своё положение в семье мужа, Матрёна Тимофеевна говорит:

Перечить не посмела я:

А в У главе меняется не только содержание её речей, но и общая тональность.

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу:

- Какие события зародили гнев в душе Матрёны Тимофеевны?

9. Если в "Морозе:" литературный плач совпадает с народным, то плач Матрёны Тимофеевны по Дёмушке приобретает новый оттенок. Чем отличается плач Матрёны Тимофеевны? На какой жанр УНТ он больше похож? Как характеризует главную героиню? Почему Матрёна Тимофеевна игнорирует совет броситься в ноги старосте?

10. Матрёну Тимофеевну ославили "счастливою" после того, как она спасла мужа от рекрутчины. Почему это было счастьем? Что ожидало женщину-солдатку?

11. В "Морозе:" и "Кому на Руси жить хорошо" главные героини терпят невзгоды, когда речь идёт о них самих, но, если необходимо спасать близких,

Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт..

- Как бы вы охарактеризовали обеих женщин? В чём отличие этих образов?

12. Как Матрёна Тимофеевна отзывается о женском счастье? Прочитайте.

- Прокомментируйте название главы.

3. Итог урока.

Обратимся к проблемному вопросу сегодняшнего урока. Какой отрывок вы бы выбрали в качестве эпиграфа к уроку? Почему?

Поэма Н.А. Некрасова повествует о путешествии семерых крестьянских мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека. Автор раскрывает многие проблемы крестьянства, но особой темой становится тяжелая судьба крестьянки.

Глава "Крестьянка" посвящена именно теме женской доли. В ней Некрасов рассказывает о простой русской женщине с тяжелой судьбой Матрене Тимофеевне.

Отвечая на вопрос мужиков, счастлива ли она, Матрена Тимофеевна рассказывает о своей жизни.

Жизнь крестьянки была сложна, но не всегда. Когда она жила в родительском доме, она не знала бед. Однако такая жизнь закончилась, когда она вышла замуж. В новом доме ее не понимали, не сочувствовали ей, всякий раз донимали и заставляли работать. Муж любил ее, но он уезжал на заработки, и видела она его редко. Единственной радостью для нее было общение с дедушкой Савелием.

Вскоре у Матрены Тимофеевны появился сын Демушка - ее счастье и отрада. Но опять ее дом посещает беда. Когда ей пришлось оставить сына с Савелием, он не досмотрел и Демушку загрызли свиньи. Но на этом испытания для Матрены не заканчиваются. Когда ее сын Федот подрос, с ним случается несчастье. Ему грозит наказание за то, что он скормил голодной волчице овцу. Чтобы защитить своего сына, она сама ложится под розги. Дальше появляются новые испытания в неурожайный год. Ее мужа забрали в рекрут. Она остается беременная, одна с ребятишками и не знает как прокормить их.

Матрена Тимофеевна решает просить заступничество у губернатора. Она идёт в город и даёт взятку швейцару, чтобы он её пустил в дом, тогда она и бросается в ноги Губернаторше с просьбой освободить мужа от службы, там же она и рожает сына. Губернаторша пожалела Матрену, и та с мужем и с сыном возвращается домой.

Итог трагической повести крестьянки подводится в "Бабьей притче", где она говорит "ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у бога самого".

Образ Матрены - это собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в не всю материнскую любовь, всю боль, которую они терпят в течение их жизни. Несмотря на все трагическое, что Матрене Тимофеевне пришлось вынести, она вызывает восхищение. Она каждый раз находит в себе силы жить дальше и пытается радоваться тем скромным радостям, которые выпадают на ее долю.

Таким образом, Некрасов показывает судьбу русской женщины. По мнению автора, она самая тяжелая. Однако даже в таких условиях женщины умеют сохранять свою внутреннюю и внешнюю красоту и силу.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Поэма Н. А. Некрасова повествует о путешествии семерых крестьянских мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека. Автор раскрывает многие проблемы крестьянства, но особой темой становится тяжелая судьба крестьянки.

Глава “Крестьянка” посвящена именно теме женской доли. В ней Некрасов рассказывает о простой русской женщине с тяжелой судьбой Матрене Тимофеевне.

Отвечая на вопрос мужиков, счастлива ли она, Матрена Тимофеевна рассказывает о своей жизни.

Жизнь крестьянки была сложна, но не всегда. Когда она жила в

В новом доме ее не понимали, не сочувствовали ей, всякий раз донимали и заставляли работать. Муж любил ее, но он уезжал на заработки, и видела она его редко. Единственной радостью для нее было общение с дедушкой Савелием.

Вскоре у Матрены Тимофеевны появился сын Демушка – ее счастье и отрада. Но опять ее дом посещает беда. Когда ей пришлось оставить сына с Савелием, он не досмотрел и Демушку загрызли свиньи.

Но на этом испытания для Матрены не заканчиваются. Когда ее сын Федот подрос, с ним случается несчастье. Ему

грозит наказание за то, что он скормил голодной волчице овцу. Чтобы защитить своего сына, она сама ложится под розги.

Дальше появляются новые испытания в неурожайный год. Ее мужа забрали в рекрут. Она остается беременная, одна с ребятишками и не знает как прокормить их.

Матрена Тимофеевна решает просить заступничество у губернатора. Она идет в город и дает взятку швейцару взятку, чтобы он ее пустил в дом, тогда она и бросается в ноги Губернаторше с просьбой освободить мужа от службы, там же она и рожает сына. Губернаторша пожалела Матрену, и та с мужем и с сыном возвращается домой.

Итог трагической повести крестьянки подводится в “Бабьей притче”, где она говорит “ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у бога самого”.

Образ Матрены – это собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в не всю материнскую любовь, всю боль, которую они терпят в течение их жизни. Несмотря на все трагическое, что Матрене Тимофеевне пришлось вынести, она вызывает восхищение.

Она каждый раз находит в себе силы жить дальше и пытается радоваться тем скромным радостям, которые выпадают на ее долю.

Таким образом, Некрасов показывает судьбу русской женщины. По мнению автора, она самая тяжелая. Однако даже в таких условиях женщины умеют сохранять свою внутреннюю и внешнюю красоту и силу.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Тяжелая доля крестьянки.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Поэма Н.А. Некрасова повествует о путешествии семерых крестьянских мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека. Автор раскрывает многие проблемы крестьянства, но особой темой становится тяжелая судьба крестьянки.

Глава "Крестьянка" посвящена именно теме женской доли. В ней Некрасов рассказывает о простой русской женщине с тяжелой судьбой Матрене Тимофеевне.

Отвечая на вопрос мужиков, счастлива ли она, Матрена Тимофеевна рассказывает о своей жизни.

Жизнь крестьянки была сложна, но не всегда. Когда она жила в родительском доме, она не знала бед. Однако такая жизнь закончилась, когда она вышла замуж. В новом доме ее не понимали, не сочувствовали ей, всякий раз донимали и заставляли работать. Муж любил ее, но он уезжал на заработки, и видела она его редко. Единственной радостью для нее было общение с дедушкой Савелием.

Вскоре у Матрены Тимофеевны появился сын Демушка - ее счастье и отрада. Но опять ее дом посещает беда. Когда ей пришлось оставить сына с Савелием, он не досмотрел и Демушку загрызли свиньи. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но на этом испытания для Матрены не заканчиваются. Когда ее сын Федот подрос, с ним случается несчастье. Ему грозит наказание за то, что он скормил голодной волчице овцу. Чтобы защитить своего сына, она сама ложится под розги. Дальше появляются новые испытания в неурожайный год. Ее мужа забрали в рекрут. Она остается беременная, одна с ребятишками и не знает как прокормить их.

Матрена Тимофеевна решает просить заступничество у губернатора. Она идет в город и дает взятку швейцару взятку, чтобы он ее пустил в дом, тогда она и бросается в ноги Губернаторше с просьбой освободить мужа от службы, там же она и рожает сына. Губернаторша пожалела Матрену, и та с мужем и с сыном возвращается домой.

Итог трагической повести крестьянки подводится в "Бабьей притче", где она говорит "ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у бога самого".

Образ Матрены - это собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в не всю материнскую любовь, всю боль, которую они терпят в течение их жизни. Несмотря на все трагическое, что Матрене Тимофеевне пришлось вынести, она вызывает восхищение. Она каждый раз находит в себе силы жить дальше и пытается радоваться тем скромным радостям, которые выпадают на ее долю.

Таким образом, Некрасов показывает судьбу русской женщины. По мнению автора, она самая тяжелая. Однако даже в таких условиях женщины умеют сохранять свою внутреннюю и внешнюю красоту и силу.


Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить авторскую позицию. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национального характера, главной носительницей основ жизни народа. Вот почему для поэта так важно было показать в поэме, каково положение русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы – это и есть залог счастья и благополучия любого общества во все времена.

Люди холопского звания –
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.

В финале поэмы поэт рассказывает о судьбе народного заступника Гриши Добросклонова. Наиболее полно помогают представить духовный облик героя его песни. В них чувствуется огромная вера героя в своих соотечественников, которые стремятся обрести гражданское мужество и решительность…..

Образ Матрены Тимофеевны удивительно гармоничен. Эта женщина одновременно предстает терпеливой, выносливой, сильной и заботливой, любящей, нежной. Она вынуждена справляться самостоятельно с бедами и трудностями, выпадающими на долю семьи, и не ждать помощи ни от кого.

Однако, невзирая на это, Матрена Тимофеевна находит в себе силы работать, жить, продолжать радоваться скромным радостям, которые иногда выпадают на долю этой женщины. И пусть она признается честно, что назвать ее счастливой никак нельзя, эта женщина не впадает ни на минуту в грех уныния. В борьбе за выживание ей удается выйти победительницей.

Ее жизнь — типичная жизнь крестьянки той поры. Некрасов показывает читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия: ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва.

Не только выносливость и способность к неустанному труду, твёрдость и воля в борьбе с препятствиями, но и сохраняемое в испытаниях “золото сердца” - неотъемлемые качества Матрены Тимофеевны. Богатство и щедрость души, которой хватает и на любовь к мужу и детям, и на ласку к старикам-родителям и дедушке, чуткая отзывчивость к красоте природы, христианское самопожертвование и великое умение прощать, не помнить зла, а также способность быть благодарной – замечательные национальные свойства, сконцентрированные поэтом в образе Матрёны Тимофеевны.

Образ Матрёны получил особый обобщающий смысл благодаря тому, что жизненные впечатления и знания о крестьянах своего времени Некрасов соединил с поэтическим творчеством народа, запечатлевшем исторические традиции и свойства национальной жизни.

Чувство собственного достоинства, духовная сила, способность к самопожертвованию, терпение и кротость – вот те черты характера, которые помогают героине преодолеть житейские беды, заслужить уважение окружающих и казаться со стороны счастливым человеком, женщиной.
И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью.

И не случайно рассказ Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!

Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.


Пример сочинения 3

В творчестве Н. А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле.

Начиная с раннего стихотворения “В дороге” и кончая поэмой “Кому на Руси жить хорошо”, Некрасов рассказывал о “долюшке женской”, о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении “В полном разгаре страда деревенская”, написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого
тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…

Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ “величавой славянки”, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы “Мороз, Красный нос”, и простая девушка из “Тройки”. Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.

Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип “величавой славянки”, крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. “Крестьянка” – единственная часть поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. “Крестьянка” – самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах.

Вся история жизни Матрены Тимофеевны – это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: “Я потупленную голову, сердце гневное ношу!” Она убеждена: “Не дело между бабами счастливую искать”. Почему?

Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:

По мне тиха, невидима,
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее.
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!

Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с “девичьей воли в ад”: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба.

С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка.

Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка. Долгое время не может она простить “грех” Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились.
Подрастает ее второй сын Федот, тут с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:

Глядит, поднявши голову,
Мне в очи… и завыла вдруг!

Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.
Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа:

…Голодные
Стоят сиротки-деточки
Передо мной…Неласково
Глядит на них семья,
Они в дому шумливые,
На улице драчливые,
Обжоры за столом…
И стали их пощипывать,
В головку поколачивать…
Молчи, солдатка-мать!

Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:

Как брошусь я
Ей в ноги: “Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!”

Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание “губернаторши”.
Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, “дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил”. В “Бабьей притче” подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные…

Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни.

Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.

Читайте также: