Сочинение словом останавливают солнце словом разрушают города
Обновлено: 05.07.2024
Конечно, писатель не предполагал, что будет расстрелян в этом же году в возрасте 35 лет. Но именно слово, справедливое или несправедливое обвинение в контрреволюционной деятельности стало причиной его гибели.
Библейские аллюзии стихотворения
Прежде всего, библейским представляется противопоставление духовного слова (Словом называется в Библии Бог) и чисел. Книга Чисел в Ветхом Завете повествует об исторических событиях и правилах, то есть о вещах земных. Упоминание остановленного словом солнца есть в Книге Иисуса Навина, который во время битвы за завоевание обетованной земли остановил солнце, воззвав к Богу. Стену города Иерихона тоже разрушил под предводительством Иисуса Навина крик народа и трубы по воле Божьей.
Патриарх, чертящий число на песке – образ скорее античный. Одни связывают его с Пифагором, другие с Архимедом, который умер в Сиракузах, когда на город напали римляне. Архимед сидел над чертежами. Именно сосредоточенность на числах и просьба не мешать стали причиной его гибели. Слово всесильно, а числа губительны.
Некоторые исследователи видят в седом патриархе Моисея, который был косноязычен, слова не давались ему, в отличие от чисел.
Литературное направление и жанр
Стихотворение имеет ярко выраженные черты акмеизма. Гумилёв овеществляет, делает материальными даже такие абстрактные понятия, которые, казалось бы, невозможно представить в виде художественного образа: слово, число. Но идея эта почерпнута из Библии.
Стихотворение относится к жанру философской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – сила слова, о которой не помнят сегодня.
Некоторые исследователи утверждают, что стихотворение разоблачает безбожие, утверждает, что жизнь без веры невозможна, приводит к духовной смерти. Гумилёв как поэт, прежде всего, утверждал силу поэтического слова. И действительно, это одно из самых известных стихотворений поэта.
Тропы и образы
Два следующих библейских события в стихотворении отсылают к Слову Божьему и создают метафору силы слова.
Вторая строфа похожа на фреску в церкви. Орёл – одно из библейских животных, но и он покоряется слову. Даже небесные светила подвластны ему, их Бог сотворил словом. Слово сравнивается с розовым пламенем (Гумилёв никак не мог сделать его красным). В пламени – разрушение и созидание одновременно.
В третьей строфе числа сравниваются с домашним подъяремным скотом. Они порабощены человеком, приручены. чтобы восполнять его интеллектуальные и материальные нужды. Поэтому числа называются умными (метафорический эпитет).
Соединяя в образе патриарха два древних мира, античный и ветхозаветный, Гумилёв противопоставляет их собственному миру по принципу одухотворённости и бездуховности.
Тавтология подчёркивает приземлённость остановившихся в развитии современников. Повторение корней в метафорических эпитетах мёртвый – омертвелый создаёт в одной строфе двойную тавтологию. Второй повтор является следствием первого.
Образ последних двух строк отсылает к библейской связи святости с благоуханием, а нечистоты с дурным запахом. В сравнении слов с трудолюбивыми пчёлами, мёртвых слов (метафорический эпитет) с мёртвыми пчёлами заключена основная мысль стихотворения.
Высокий стиль стихотворения обеспечивают церковнославянизмы.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано дольником, что максимально приближает речь к разговорной. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если точно розовое пламя
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа.
Как домашний подъяремный скот.
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово — это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
О каком слове ведет речь Гумилёв? Можно выделить ряд особенностей, которые ранее не были замечены исследователями, но заслуживают, на наш взгляд, комментария.
Вернемся к тексту стихотворения. Последнюю строфу можно рассматривать как характеристику слова, лишенного внутреннего света. Осиянное слово люди ограничили лишь земными рамками. Лексический повтор пределом — скудные пределы усилен оценочным эпитетом скудные. Естество воспринимается как то, что доступно и к чему не надо стремится.
Примечания:
1. Иванов Г. О поэзии Н. Гумилёва // Николай Гумилёв: pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилёва в оценке русских мыслителей и исследователей. — СПб., 2000. — С. 482.
2. Августин Ипполонский. О Книге Бытия против манихеев // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Т. I: Книга Бытия 1-11 / Пер. с англ., греч., лат., сир. Под ред. К. К. Гаврилкина. — Тверь, 2004. — С. 109.
3. Философия / Под ред. В. Н. Лавриненко. — М.,2003.-С. 64.
4. Подробнее об этом см.: Беседы на Евангелие Святого апостола Иоанна Богослова // Полное собрание творений Святого Иоанна Златоуста: В 12 т. Т. 8. Кн. 1.-М., 2003. С. 13.
5. Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов, как практическое руководство к духовной жизни. — М.: Сретенский монастырь, 2004. — С. 62.
6. Ориген. Гомилии на Книгу Бытия // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков Ветхий Завет. Т. I: Книга Бытия 1-11.-Тверь, 2004.-С. 1-2.
7. Закон Божий. — С. 94.
8. Одоевцева И. И. Так говорил Гумилёв // Н. С. Гумилёв: pro et contra. — СПб., 2000. — С. 319.
9. Иванов Г. В. О поэзии Н. Гумилёва // Там же. — С. 482.
10. Оцуп Н. Николай Гумилёв // Николай Гумилёв в воспоминаниях современников. — М., 1990. — С. 177.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тематический час
к Международному дню родного языка
Сценарный ход:
Ведущая о значение слова.
Путешествие по истории родного языка:
Стихи о родном языке. Читают учащиеся.
Выступление преподавателя русского языка
Слайд №1
В качестве эпиграфа к мероприятию мы взяли строки из стихотворения Николая Гумилёва, не случайно. Сегодня наша встреча посвящена красивому, чистому слову.
Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент. Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен, ещё до конца не разгадан, и неисчерпаем, как вселенная.
Согласитесь, слово – это удивительный дар, которым обладает, только человек. Велико значение слова. Печатное или письменное, оно хранится веками и звучит как отголосок Древности, как завет старых поколений новым. Слово, запечатленное в книгах, является поистине сокровищем, неоспоримым историческим памятником, сохранившимся через века.
Вы только представьте, как сильно изменилась жизнь людей с изобретением письменности! Люди научились изображать свою речь знаками, которые можно было передавать от человека к человеку и от поколения к поколению. Все хранившееся раньше лишь в головах немногих, стало доступным любому, овладевшему грамотой.
Как выглядит сегодня книга, знает каждый. А кто первым придумал славянский алфавит? Чем отличается алфавит от азбуки? Кто автор русского букваря? Как все начиналось. Вы узнаете, совершив путешествие по истории русской письменности.
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №10
Слайд №11
Древнейшие славянские надписи и рукописи, относящиеся к Х в., выполнены двумя графическими системами. Одну из них называют кириллицей, а другую – глаголицей. До сих пор идут споры, какой алфавит древнее и какую же систему славянской письменности создали Кирилл и Мефодий?
Слайд №12
Слайд №13
В поздней редакции кириллица включала в себя 43 буквы.
А знаете ли вы, чем отличается азбука от алфавита?
Алфавит – список всех букв, расположенных в принятом порядке.
Азбука имеет два взаимосвязанных значения:
1. Система расположения графических знаков – букв в порядке алфавита с их полным названием.
А знаете ли вы, когда и кто создал первый печатный русский букварь?
Слайд №14
Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С.П. Дягилева.
Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Букварь разделен на две части: первая часть посвящена изучению алфавита, а вторая часть материалу для чтения.
Слайд №15
Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. Некоторые исследователи сравнивают труд по созданию этого букваря с научным подвигом. Ведь Иван Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантливый педагог. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании. (Слайд №16) Первые ростки гуманистической педагогики были для средневековой Руси безусловным новаторством. А скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки, и явилась началом целой эпохи, которую изучает букваристика.
Становление любого языка, привычного для нас сегодня, проходило долгий путь развития, становясь все более разнообразным. (Слайд №17) И, наверное, неслучайно во всем мире 21 февраля – отмечается Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Я русским языком горжусь и восхищаюсь,
Пред русским языком я с трепетом склоняюсь.
В нем выразились суть, характер и порода,
И щедрая душа единого народа.
Он мудростью своей в решеньях помогает,
Он юмором своим смешит и окрыляет,
А в полосу невзгод, когда к нам жизнь сурова,
Он нас всегда спасет простым и добрым словом.
Храните свой язык и бережно лелейте
И теплоту сердец для слова не жалейте.
Ведь как сказал поэт (а кто сказал бы лучше?):
Валерий Панфилов, библиотекарь, поэт, бард
Не менее красивые строки родному языку посвящали и известные поэты, которые мы сейчас услышим.
Цикл стихов о родном языке, подготовленный учащимися.
Слайд №18
Сейчас мы предлагаем вам ответить на вопросы викторины, посвященной родному языку.
Слайд №19
Слайд №20
Слайды №21–35
Викторина
● Пословицы кратки, а ума в них целые книги.
● Хлеб питает тело, а книга питает разум.
● Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
● Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.
● Ум без книги, как птица без крыльев.
● Напрасный труд – удить без крючка и учиться без книги.
● Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
● Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
● Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
● Испокон века книги растит человека.
● Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.
● Книги книгой, да и своим умом двигай.
● Кто много читает, тот много знает.
● Кому книга – развлечение, а кому – учение.
Слайд №36 2 тур
Слайд №37
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, которое характеризуется постоянным лексическим составом, грамматическим строением и известным значением (в большинстве случаев – переносно-образным).
· Звездный час – переломный, решающий момент в жизни человека.
· Хватать звезды с неба – отличаться выдающимися способностями, дарованиями, умом.
· Ждать у моря погоды – бездействовать, выжидать благоприятных обстоятельств для выполнения чего-либо, ничего не предпринимая.
· Чужая душа потемки – невозможно узнать, понять, разгадать мысли, чувства, намерения другого человека.
· Первый блин комом - первый опыт в каком-либо деле часто оказывается неудачным.
· Вывести на чистую воду – разоблачать неблаговидные поступки, намерения, ложь; обнаруживать изобличающие факты, улики.
· Волк в овечьей шкуре – жестокий, коварный человек, скрывающий свои дурные намерения под маской добродушия, кротости.
· Белая ворона – человек, резко отличающийся от окружающих, выделяющийся чем-либо необычным для них; непонятный, кажущийся странным.
· Каша в голове – полная неясность, спутанность, сумбур в сознании, в мыслях, в суждениях.
· Медвежья услуга – неловкая, неумелая попытка помочь, удружить, приносящая не пользу, а вред.
· Ума палата – кто-либо чрезвычайно умен.
· Это еще цветочки, а ягодки впереди – не так еще плохо, может стать еще хуже.
· Знать себе цену – правильно определять, знать свои возможности, достоинства.
Слайды №51-78
Третий тур содержит вопросы, ответить на которые вам помогут картинки расположенные на слайде.
· Изображенные объекты имеют отношение к: А.Чехову
· Памятник посвящен: А.С. Пушкин
· Иллюстрация к произведению: Н. Гоголя
· На портрете изображена: А. Ахматова
· Был ученым, писателем, историком, художником: М. Ломоносов
· Эти книги написал: В. Маяковский
· Про приключения этого героя нам рассказал: А. Толстой
· Лука и Сатин герои пьесы: М. Горького
· Полина Виардо была близким другом: И. Тургенева
Слайд №79
Слово предоставляется Надежде Александровне Волгиной, преподавателю словесности.
Выступление Надежды Александровны Волгиной.
…Есть слова - словно раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
На этом наше мероприятие подходит к своему логическому завершению. Мы благодарим ребят, выступивших сегодня и преподавателей, заботящихся о вашем просвещении. Спасибо всем за внимание, до новых встреч!
Словом останавливали Солнце,
Словом - разрушали города!
Николай Гумилёв. Слово.
Дерзать! Когда дыханье урагана,
Сто старых солнц на небе потушив,
Выводит молодые из тумана,-
Дерзать, дерзать, дерзать,-
Вот наш призыв!
"Вот, если Избранник секретов боится,
И если духовно он не возродится,
То Слово от Бога впустую пришло,
И будет тогда на земле тяжело."
"Катрены Нострадамуса",
в переводе Дианы Меркурьевой.
Вестник испытан, но в тайне пока..
Ждёт нас успех, хоть стезя - нелегка!
Знанье - дадим, ложь развеем, как дым:
Правое дело здесь! Мы - победим!
Ткань Бытия меняется незримо:
Звёзд старых сонм - потушит Ураган.
Но в Яви, от Луганска и до Крыма,
Мы созидаем - ЛУЧшую из Стран!
Здесь всё так интересно, дерзко, ярко:
Поёт душа, РОДной - звучит мотив!
ИзбРанНик не остался без подарка,-
Но всем раздал, сквозь сердце пропустив!
Мы - зодчие, мы - слов каменотёсы:
Не разрушаем - строим города!
Блистали чтоб, под солнцем, вечно - РОСЫ,
Сияла чтоб, Полярная Звезда!
Нет, не в пустую прозвучало Слово,
На перекрёстке будничных дорог:
Русь Силу Духа - обретает снова,-
Как нам и предрекал сие пророк!
Вдохновенно написано,с истинным патриотизмом и крепкой мыслью об исторической памяти.Успехов Вам и вдохновения в дальнейшем.
Спасибо, Уркварт, за отклик и пожелания.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
История создания
Конечно, писатель не предполагал, что будет расстрелян в этом же году в возрасте 35 лет. Но именно слово, справедливое или несправедливое обвинение в контрреволюционной деятельности стало причиной его гибели.
Тематика
Библейские аллюзии стихотворения
Прежде всего, библейским представляется противопоставление духовного слова (Словом называется в Библии Бог) и чисел. Книга Чисел в Ветхом Завете повествует об исторических событиях и правилах, то есть о вещах земных. Упоминание остановленного словом солнца есть в Книге Иисуса Навина, который во время битвы за завоевание обетованной земли остановил солнце, воззвав к Богу. Стену города Иерихона тоже разрушил под предводительством Иисуса Навина крик народа и трубы по воле Божьей.
Патриарх, чертящий число на песке – образ скорее античный. Одни связывают его с Пифагором, другие с Архимедом, который умер в Сиракузах, когда на город напали римляне. Архимед сидел над чертежами. Именно сосредоточенность на числах и просьба не мешать стали причиной его гибели. Слово всесильно, а числа губительны.
Некоторые исследователи видят в седом патриархе Моисея, который был косноязычен, слова не давались ему, в отличие от чисел.
Слово средь земных тревог
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – сила слова, о которой не помнят сегодня.
Некоторые исследователи утверждают, что стихотворение разоблачает безбожие, утверждает, что жизнь без веры невозможна, приводит к духовной смерти. Гумилёв как поэт, прежде всего, утверждал силу поэтического слова. И действительно, это одно из самых известных стихотворений поэта.
Характерные особенности стихотворения
Тропы и образы
Два следующих библейских события в стихотворении отсылают к Слову Божьему и создают метафору силы слова.
Вторая строфа похожа на фреску в церкви. Орёл – одно из библейских животных, но и он покоряется слову. Даже небесные светила подвластны ему, их Бог сотворил словом. Слово сравнивается с розовым пламенем (Гумилёв никак не мог сделать его красным). В пламени – разрушение и созидание одновременно.
В третьей строфе числа сравниваются с домашним подъяремным скотом. Они порабощены человеком, приручены. чтобы восполнять его интеллектуальные и материальные нужды. Поэтому числа называются умными (метафорический эпитет).
Соединяя в образе патриарха два древних мира, античный и ветхозаветный, Гумилёв противопоставляет их собственному миру по принципу одухотворённости и бездуховности.
Тавтология подчёркивает приземлённость остановившихся в развитии современников. Повторение корней в метафорических эпитетах мёртвый – омертвелый создаёт в одной строфе двойную тавтологию. Второй повтор является следствием первого.
Образ последних двух строк отсылает к библейской связи святости с благоуханием, а нечистоты с дурным запахом. В сравнении слов с трудолюбивыми пчёлами, мёртвых слов (метафорический эпитет) с мёртвыми пчёлами заключена основная мысль стихотворения.
Высокий стиль стихотворения обеспечивают церковнославянизмы.
Анализ 2
Многие люди пренебрегают словом и ценностью слова, они более ценят дела, поведение. Тем не менее, трудно спорить со значимостью слова в этом мире, с высокой ценностью нужных слов. Особенно, если мы говорим об определенным образом записанных словах, которые могут формировать какую-то концепцию, учение, либо о словах, сказанных в нужной ситуации.
Тем более, для поэта слово является профессиональным инструментом, который определяет специфику работы. Конечно, поэт также обращается с мыслью и интуициями, но итогом становится слово, выражаемое в какой-либо форме, какой бы не была предшествующая работа, поэт пишет стихи. Подобные мысли и вообще значение слова Гумилев описывает в стихотворении Слово, которое было создано в 1921 году.
Сначала Гумилев рассматривает времена расцвета слова, когда оно обладало не просто магической, но фундаментальной властью над миром. Оно могло повелевать природой, могло давать возможность управлять мирами и целыми странами. Таким образом, грамотное владение словом позволяло получить власть и могущество, но и существенную ответственность.
Как известно из Писания, Господь, по сути, и является словом, но, как говорит Гумилев, люди об этом просто забыли и как бы опошлили слова. Теперь они теряют собственную цену и люди пользуются словом бездумно, хотя подобное отношение не является разумным. Автор Слова немного возмущается по этому поводу и видит собственную задачу (то есть задачу поэта) в том чтобы возрождать величие слова и делать его снова могущественным.
По сути, люди отошли от Господа. Они забыли Его, забыли Слово и в этом вина только людского пренебрежения и безответственности. Поэтому они обречены прозябать в собственном зловонии, и может ли поэт сделать нечто ценное из этих обесцененных слов?
Анализ стихотворения Слово по плану
Размер и рифмовка
Стихотворение написано дольником, что максимально приближает речь к разговорной. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.
По писателю: Гумилёв Николай Степанович
В данном стихотворении он восхваляет слово, надобное для формулирования мыслей и задумок человека. Сам поэт отлично осведомлен о разнообразных восточных идеологических учениях. Знаменитая мантра аум была изучена им безупречно, по этой причине исследованы многочисленные секреты мироздания.
Поэзия и религия
Теме, которая затронута в этом стихотворении, Николай Гумилев посвятил несколько статей. Они занимают не последнее место в его творчестве. Полагая, что поэзия и религия являются сторонами одной монеты, русский поэт говорил о необходимости духовной работы. Этот труд должен преследовать не эстетическую или этическую цель, а более высокую, неизвестную простому смертному. Благодаря этике человек адаптируется в обществе. Эстетика развивает его способность получать наслаждение. Религия и поэзия находятся выше этих категорий. Неспособность людей постигать высшее предназначение Слова, по мнению Гумилева, приводит к тому, что оно становится мертвым.
О произведении
Стихотворение в образной форме говорит о том, что потеря веры в Бога обесценивает и обессмысливает жизнь, что безбожие губительно, что отказ от веры ведет к распаду самих основ бытия, к смерти духовной.
Читайте также: