Тукай и ислам сочинение

Обновлено: 08.07.2024

В данной статье поставлена задача выяснить, какое место занимал в творчестве и в жизни Габдуллы Тукая ислам.
Мы знаем, что по происхождению Габдулла Тукай был мусульманином, и, естественно, в своем творчестве он не мог пройти мимо проблем ислама, который был и его школой (медресе).

Казалось бы, его воспитание, образование должны были вывести его на путь священнослужителя. Сын муллы, внук муллы, повзрослев, конечно же, должен стать муллой.
Но как иногда в жизни отдельных людей, особенно личностей одаренных, а таковым был Габдулла Тукай, Счастливый Случай и период жизни в г.Уральске вывели его на иной жизненный путь, путь Поэта.

Эти цифры сами по себе мало что значат, главное - значимость приводимых здесь слов, понятий в произведениях Габдуллы Тукая, какую нагрузку они несут в порядке художественной, религиозной, политической, философской ценности, значимости. И в поддержку всему сказанному выше приведем некоторые поэтические строки стихотворений Габдуллы Тукая.

Габдулла Тукай во многих прозаических и поэтических произведениях жар своего таланта, свой художественный дар направил на все отрицательное, негативное, что было в исламе, в мусульманской религии.

Сказано прекрасно. Это гимн просвещению, медресе, гимн матери, мечтающей видеть своего сына в медресе. Здесь мы преклоняемся перед именем Габдуллы Тукая.

Была резкая критика жадных, нерадивых служителей имана (веры). Были ошибки молодости. Но Габдулла Тукай хорошо понял прогрессивную роль Ислама, настоящих мулл, просвещенных мударрисов, таких как Мутыгулла Тухватуллин. За это мы благодарны ему.

P.S. Эта статья была напечатана.

ЛИТЕРАТУРА

Сегодня, 21 февраля, Международный день родного языка. Поздравляю с всех те, кто ценит язык матери и .

Ислам един, но многолик. Это весьма меткое выражение ректора Российского исламского университета Раф .

В последние годы мусульманская умма столкнулась с осознанной, планомерной и широкомасштабной провока .

Ислам и Габдулла Тукай

Апрель особый месяц для татарской культуры, именно в этот месяц родился (26 апреля 1885 года) и умер (15 апреля 1913 года) великий татарский поэт, гордость нации Габдулла Тукай. Именно день его рождения стал в Татарстане Днем родного языка. В данной статье поставлена задача выяснить, какое место занимал в творчестве и в жизни Габдуллы Тукая ислам.

Апрель особый месяц для татарской культуры, именно в этот месяц родился (26 апреля 1885 года) и умер (15 апреля 1913 года) великий татарский поэт, гордость нации Габдулла Тукай. Именно день его рождения стал в Татарстане Днем родного языка. В данной статье поставлена задача выяснить, какое место занимал в творчестве и в жизни Габдуллы Тукая ислам.

Мы знаем, что по происхождению Габдулла Тукай был мусульманином, и, естественно, в своем творчестве он не мог пройти мимо проблем ислама, который был и его школой (медресе).

Казалось бы, его воспитание, образование должны были вывести его на путь священнослужителя. Сын муллы, внук муллы, повзрослев, конечно же, должен стать муллой.

Но как иногда в жизни отдельных людей, особенно личностей одаренных, а таковым был Габдулла Тукай, счастливый случай и период жизни в г.Уральске вывели его на иной жизненный путь, путь Поэта.

Эти цифры сами по себе мало что значат, главное — значимость приводимых здесь слов, понятий в произведениях Габдуллы Тукая, какую нагрузку они несут в порядке художественной, религиозной, политической, философской ценности, значимости. И в поддержку всему сказанному выше приведем некоторые поэтические строки стихотворений Габдуллы Тукая.

«Так кто же грешным людям дал кнут Наказания, скажи?

Габдулла Тукай во многих прозаических и поэтических произведениях жар своего таланта, свой художественный дар направил на все отрицательное, негативное, что было в исламе, в мусульманской религии.

Сказано прекрасно. Это гимн просвещению, медресе, гимн матери, мечтающей видеть своего сына в медресе. Здесь мы преклоняемся перед именем Габдуллы Тукая.

Была резкая критика жадных, нерадивых служителей имана (веры). Были ошибки молодости. Но Габдулла Тукай хорошо понял прогрессивную роль Ислама, настоящих мулл, просвещенных мударрисов, таких как Мутыгулла Тухватуллин. За это мы благодарны ему.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Апастовского муниципального райрна РТ

Исследовательская работа по творчеству Габдуллы Тукая

Валиуллина Зульфия Наиловна

учительница русского языка и литературы

английского языка Азбабинской СОШ

Апастовского муниципального района

Объект исследования: Творчество Габдуллы Тукая.

Цель исследования:

- проанализировать творчество Габдуллы Тукая:

- изучить отзывы современников о произведениях , о творчестве писателя в целом;

-изучить стихотворения Г. Тукая, где проявляется его отношение к религии, к исламу;

- привлечь интерес к творчеству Габдуллы Тукая;

- исследовать личные грани творчества Г Тукая;

- раскрыть отношение великого поэта к религии;

- осмыслить , какую роль играет творчество поэта в развитии татарской культуры в целом;

Метод исследования:

- анализ полученной информации;

- сравнение полученной информации.

Ислам в творчестве Габдуллы Тукая

Творчество Тукая , его личность и эпоха в татарском литературоведении , в истории общественной и философской мысли освещены достаточно глубоко и разносторонне. Однако тайны творчества Тукая как великого художника безграничны, ибо он творил, находясь намного выше своей эпохи, и давал оценку общественным событиям и морали, как бы глядя из будущего. Поэтому не исчерпывается потребность в том , чтобы вновь и вновь осмысливать феномен Тукая, исследовать личные грани его творчества.

Постаралась доказать свою мысль о том, что творчество Тукая пронизано верой и привела в качестве подтверждения многочисленные строки из произведений Г Тукая, и многочисленные отзывы виднейших литературных деятелей современности России и ближнего Зарубежья.

Особый интерес представляет изучение наследия поэта при осмыслении соотношения национального и общечеловеческого в искусстве, взаимодействия разных культур. Поэзия Тукая свидетельствует о тесной взаимо­связи между национальными и общечеловеческими художественными ценностями.

Я в своей работе изложила свои мнение относительно литературного влияния на Габдуллы Тукая со стороны выдающихся русских писателей и поэтов, что их опыт помогал Тукаю осознать духовный и нравственный мир высокой поэзии , ее роль и значение в жизни общества , место самого поэта в окружающем мире.

Творчество Тукая , его личность и эпоха в татарском литературоведении , в истории общественной и философской мысли освещены достаточно глубоко и разносторонне. Однако тайны творчества Тукая как великого художника безграничны, ибо он творил, находясь намного выше своей эпохи, и давал оценку общественным событиям и морали, как бы глядя из будущего. Поэтому не исчерпывается потребность в том , чтобы вновь и вновь осмысливать феномен Тукая, исследовать личные грани его творчества.

В одном стихотворении он видит в Аллахе идеал для гениев, а в другом — надёжную опору в самые трудные минуты жизни. Габдуллу Тукая интересовали взаимоотношения Ислама и человека –творца. О том , насколько вдумчиво и с почтением относился поэт к Корану, говорят многие факты из его творчества. Многие суры он знал наизусть .Вот так Тукай пишет об этом в стихотворении «Тәәсер”:

Гомернең иң читен, җайсыз , уҗайсыз бер минутында ,

Әгәр янсам каты хәсрәт вә кайгының мин утында:

Укыйм тиз-тиз күңелдән гаҗәп сүрә Коръәннән,

Газаплар мәгънәви бер кул илә алынадыр җаннан .

В медресе поедет сын,

Все науки превзойдет,

Сказано прекрасно. Это гимн просвещению, медресе, гимн матери, мечтающей видеть своего сына в медресе. Здесь мы преклоняемся перед именем Габдуллы Тукая.

Была резкая критика жадных, нерадивых служителей имана (веры). Были ошибки молодости. Но Габдулла Тукай хорошо понял прогрессивную роль Ислама, настоящих мулл, просвещенных мударрисов, таких как Мутыгулла Тухватуллин. За это мы благодарны ему. Этот цикл важен и для понимания величия Тукая как поэта: именно философское осмысление общечелове­ческих проблем бытия даёт основание говорить о нём как о поэте мирового уровня.

Габдулла Тукай как поэт –плоть от плоти и кровь от крови родного ему татарского народа , как один из честнейших его представителей не мог пройти мимо народного творчества.

Пушкин, ты неподражаем, в повторенье толку нет.

Повтори я стих Корана, был бы я тогда поэт?

(Перевод В. Ганиева)

Габдулла Тукай был великим человеком и яркой личностью. По силе творческого дарования я могу поставить его в один ряд с классиками русской литературы. Да и сам он не раз подчеркивал, что считает своими поэтическими кумирами Пушкина и Лермонтова, которых он часто переводил и цитировал. Говоря об отношении к Пушкину и Лермонтову, Тукай поэтически образно выражает своё понимание пробле­мы литературного влияния. Он трактует его как творче­ский процесс, при котором один поэт вызывает вдох­новение у другого. Поэзия Пушкина и Лермонтова вдохновляла татарского поэта на творчество, на пло­дотворные искания и способствовала более полному проявлению его поэтического дара.

Опыт татарской литературы начала XX века в пре­обладающем большинстве случаев свидетельствует именно о таком влиянии русской литературы на неё. Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Тургенев, Островский и Некрасов, Чехов и Толстой, активно заботившиеся о родной литературе, нацеливали внимание татарских писателей на освещение судьбоносных проблем наци­онального бытия, помогали глубже осознать свою от­ветственность перед родным народом и его литерату­рой. Поэт считал, что Пушкин и Лермонтов были его учителями в поэтическом искусстве. Их опыт помогал Тукаю осознать духовный и нравственный мир высокой поэзии , ее роль и значение в жизни общества , место самого поэта в окружающем мире. .

Есть всемирно и все исторично признанная истина: невозможно раскрыть за одну попытку все содержательные нюансы творчества гениальных поэтов, ибо они, как пророки, посланы в свою эпоху из будущего. Они видели намного дальше своего времени. Поэтому каждая новая эпоха видит великого поэта по-новому и по-новому открывает его. Тукай — именно из таких поэтов. Невозможно полностью понять и открыть его.

Но преходящи времена, и мир мне тесен бренный.
А я стремлюсь туда, где место, время — вечны.

В вечность.
Тогда по мне сверять там время будут люди.

Это — его ответ своим современникам, которые призывали поэта приспособиться к условиям того времени. Какими безмерными абсолютами оперирует поэт! И как глубоко понимает он свое значение и высокое предназначение!

Глубокое осмысление творчества Тукая в целом приобретает со временем всё большее значение для сохранения и развития татарской литературы как национально ориентированного и самобытного искус­ства слова.

Татарское книжное издательство, Казань, 1966 г

4. Избранное/Габдулла Тукай; Перевод с татарского В.С.Думаевой-Валиевой. - Казань: Магариф, 2006. - 239 с.)


26 апреля татарский народ отметил очередную годовщину со дня рождения поэта Габдуллы Тукая, чье творчество считается эталоном поэтических произведений в современной татарской литературе. И хотя Тукай жил и творил до революции, его роль в формировании татарской поэтической культуры в советское время никто не подвергал сомнению.

Недаром после революции поэзия Тукая подвергалась резкой критике со стороны сторонников пролетарской идеологии именно из-за стихов религиозного содержания.

Однако наряду с публичным исповеданием веры Тукай был критически настроен к представителям мусульманского духовенства, которые по его мнению забыли о религии.

Друзья! Пойдем путем прямым,

Святош ишанов разгромим!

Порвем их сеть, да так, чтоб им

Уж не сплести ее опять!

Стоит отметить, что мотивы критики взглядов официального мусульманского духовенства присутствовали и в творчестве других татарских поэтов, например, Дэрдемэнда (Закира Рамиева). В то же время для его поэзии характерны суфийские мотивы, и это, прежде всего образ скитальца, с которым себя ассоциировал сам Дэрдемэнд.

О, прах и тлен дворцовых стен и крепостей!

А под землей покрыта мглой гора костей!

Пески взметет бураном бед, исчезнет след, –

Так мы умрем, так мы уйдем на склоне лет

Скиталец тот, кто в мир пришел на краткий час.

Взревело время, чтобы он пустился в пляс.

Оно зажгло гнилых надежд ненужный сор.

И привела его дорога… на костер…

К религиозным мотивам в своем творчестве обращались такие известные татарские поэты как Мавля Колый, Таджуддин Ялчигул, Хибатулла Салихов.

Тем не менее, рассказ о том, как отражалась религия в татарской поэзии, был бы неполным без упоминания антирелигиозных тенденций, которые пышным цветом расцвели после Октябрьской революции.

Здесь особо стоит отметить творчество такого поэта как Маджит Гафури, стихи которого отличались яркой богоборческой эстетикой, при воспроизведении которых у верующего мусульманина могут возникнуть затруднения этического плана.

Еще одним литератором, в творчестве которого ясно чувствуются богоборческие мотивы, был Сагит Рамиев, который так и писал:

Цари и боги, и законы

Мне сором кажутся уже.

Для него были характерны обожествление человека в духе восточного пантеизма; тенденции демонизма, байронизма и ницшеанства.

Ироническое и сатирическое изображение мусульманского духовенства и мусульманского культа характерно и для творчества известного драматурга Галиаскара Камала, чье имя сегодня носит Татарский государственный академический театр.

В заключение можно сказать, что татарской, как и русской, литературе до революции и связанной с ней трансформацией сознания, было свойственно и богоискательство, и религиозное миросозерцание.

После победы большевиков миру искусства был явлен невиданный прежде феномен –социалистический реализм, который утверждал в художественной сфере образ человека-борца, бросающего вызов и старому миру ,и религиозному мировоззрению. Это в полной мере отразилось на татарской литературе и поэзии, где разговор о взаимоотношении человека и Творца уже в наши посткоммунистические времена по большому счету так и не начат.

Но вместе с тем, литературной традиции татар есть к чему возвращаться, и пример Тукая, развившего религиозный дискурс в национальной поэзии, остается актуальным.

Читайте также: