Тема судьбы в романе герой нашего времени сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Наряду с темой предназначения человека и его места в обществе стоит тема судьбы. Надо сказать, что она проходит красной нитью не только через все в произведение,но и через все творчество М.Ю Лермонтова.

В самом герое нашего времени размышления о роли судьбы в жизни человека описываются практически в каждой главе. Более того,данная тема довольно подробно раскрывается с разных сторон и у разных героев. На протяжении всего произведения главный герой, Григорий Печорин, пытается "переиграть" судьбу. Все его поступки связаны с желанием "самоутвердиться". В связи с этим он впутывает не только себя,но и остальных героев в различные непредсказуемые жизненные ситуации, последствия которых могут быть очень трагичны.

первый раз мы видим своеобразное столкновение с судьбой в главе "Бэла". Печорин,проделав авантюру с конем Казбича,даже не догадывается, какие последствия ждут его и,собственно,виновницу данной махинации - Бэлу. Печорин влюбляет ее в себя,по сути,совершая "вызов" судьбе. Однако ни в чем не повинная девушка трагично погибает,и уже здесь Печорин бессилен. Мы видим первое противостояние властной судьбы и ничтожного перед ней человека.

В главе "Тамань" происходят очень странные с точки зрения сюжета вещи. Печорин каким-то непонятным для него образом попадается на уловку контрабандистов и чуть сам не погибает. Здесь именно судьба подкидывает герою нежданные обстоятельства,даже сам герой признаётся в том,что оказался там не из-за случайных совпадений.

В главе "Княжна Мери" наиболее "судьбоносной" сценой является дуэль. Несмотря на явный риск и осознание того,что бессмысленная самоуверенность может стоить ему жизни, Печорин вновь желает переиграть или даже проверить судьбу. Итог - смерть Грушницкого. В данной главе Печорин обрывает не только жизнь оппонента,но и надежды Мери. Желание самореализоваться за счёт других уже в какой раз не заканчивается успехом.

"Фаталист" - глава,даже в названии которой прямым текстом указана тема воли рока в жизни человека. Здесь "схватка с судьбой" описана уже более глубоко и подробно. После эксперимента с Вуличем Печорин окончательно начинает верить в судьбу,он же и предопределяет его близкую кончину. Но далее герой сам "вздумал испытать судьбу.." Печорин совершает,наверное,первый в своей жизни подвиг,который был вызван не желанием самореализоваться и "испытать судьбу",а вполне осознанным решением и заранее обдуманным планом. В этом и заключается основная разница поступков Вулича и Печорина.

Именно после этого мы видим проявление своеобразного героического начала в Григории Александровиче. Он впервые жертвует собой ради других,а не наоборот. Более того тема судьбы здесь доведена буквально до предела. Наконец главный герой окончательно понимает,что переиграть ее невозможно и бессмысленно.

Таким образом, тема судьбы в романе раскрывается как бы по нарастающей. желание самореализоваться,в особенности за счёт других,вызвано неспособностью Печорина смириться с властью судьбы в его жизни. Он пытается поставить себя выше неё,что приводит его и остальных героев к трагическому концу. Даже судьба самого Печорина трагична и отчасти загадочна,неподвластна объяснениям (он погибает "Где-то по дороге в Персию. ")

Мы понимаем,что власть и мощь рока никогда не сравнится с человеческими намерениями.

Главный герой произведения уделяет глубокое внимание теме судьбы. Печорин оправдывает себя и свое поведение, полагая, что он, как палач с оружием в руках, совершал эти плохие поступки. Герой постоянно добивался утверждения в обществе. Печорин причиняет боль людям, оправдывая это тем, что он наказывает их за проступки. Печорин позиционирует себя Богом, не считает себя простым человеком.

Вера в себя, свои внутренние силы помогает Печорину совершать бездумные и совершенно порочные поступки. Например, он начинает всячески обзывает и подкалывает девушку Мери, но после влюбляет в нее, смеется над поведение Грушницкого, а в будущем сталкивается с ним на дуэли, а еще одного героя романа советует похитить собственную сестру для того, чтобы просто позабавиться.

2 вариант

Что такое судьба? Есть ли она в жизни каждого человека или нет. Определенно с этим каждый должен разбираться самостоятельно. Одно можно сказать точно, порой люди ведут себя совсем не ожидаемо и в этом случае, сказать, что ими движет судьба невозможно.

Конечно, многие поэты и авторы различных произведений неоднократно пытались отразить в рассказываемом тему судьбы, показав, насколько сильно она влияет на жизнь человека и как к ней порой очень важно прислушиваться.

Главной задачей автора была цель показать, что судьба людей может отличаться и что это вполне нормально. Возможно, все зависит от того, как человек относится к своей жизни и как хочет ее поменять. Не исключено, что все происходит где-то на уровне инстинктов, но порой даже в обычной жизни очень интересно наблюдать за тем, как судьба меняет человека, делая его более сильным и выносливым.

Очень часто судьба зависит от чувств человека, этот момент также отражается в повести путем того, что автор показывает, насколько сильно судьба может отличаться от первоначальной сразу после того, как человек влюбляется и пытается соединить свою жизнь с другим человеком. В любом случае крайне важно понимать, что жизнь у человека одна.

Именно поэтому автор старался донести, что если слепо следовать судьбе, то можно привести к большому количеству проблем и сложностей, которые станут достаточно сложными и будут нести массу неприятностей. Конечно, нужно понимать, что судьба человека — это жизнь, которую нужно прожить.

В повести судьба главного героя несколько раз переплетается и именно это дает ему возможность жить так, как ему нравится. Возможно, если бы автор не использовал такой сложный подтекст, то у него не получилось бы сделать пьесу такой интересной и насыщенной, добавив в нее большое количество интересных моментов и насыщенных эпизодов, которые захватывают и дают возможность прочувствовать каждого человека, сделав его судьбу более насыщенной и невероятно интересной.

Отметим, что важно помнить о том, что жизнь одна, поэтому прожить ее нужно стараться так, чтобы в последний момент ни о чем не пожалеть, а значит судьбу нужно понимать, но иногда верить ей нельзя.

Сочинение

В русской литературе роман М.Ю. Лермонтова занимает важное место. Великолепно написанный, он ставит и раскрывает множество актуальных и по настоящий момент проблем. Одной из них является распространённая в романтической традиции тема судьбы. Предопределенность человеческого пути, возможность изменять обстоятельства жизни, оказывать влияние на других людей занимает умы читателей.

Судьба играет людьми, ставит их в определенные условия, но и дает альтернативы развития событий. Проблема выбора пути – способ взаимодействия с судьбой. Именно об этом роман заставляет размышлять читателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема судьбы в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Автор разделил рассказ ровно на две части, которые различаются лицом, от которого ведется повествование, это достаточно нетипичный прием для написания произведения. Так вторая часть написана от лица лирического главного героя

Говоря о зиме, на ум приходят строки из стихотворения всеми известного классика А.С. Пушкина Зимнее утро, в котором ель зеленеет сквозь иней и подо льдом блестит речка.

Действие происходит в канун Рождества. Джеймс и Делла-обычная пара с маленьким доходом, они живут в дешёвой квартире: Не то чтобы вопиющая нищета, но, скорее красноречиво молчащая бедность.

Погиб поэт! — невольник чести —
Судьбы свершился приговор! —

Понимание темы судьбы Печориным

Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.

При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:

Эта часть до сих пор остается загадкой для литературоведов, потому что характеризует не столько самого Печорина как фаталиста, а помогает понять смысложизненные для автора проблемы бытия человека.

Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.

Понимание роли судьбы героями романа

В этом романе вообще нет счастливых людей! Несчастна черкешенка Бэла, похищенная родным братом и отданная им Печорину на забаву, несчастна Мери Лиговская, юная княжна, которую Печорин влюбил в себя, чтобы посмеяться над чувствами гордой красивой девушки, наконец, несчастлива Вера – светская дама и тайная влюбленная Печорина, которая мучается от тайной страсти и глубоко страдает от осознания безвыходности своего положения. Не может обрести радости в жизни самолюбивый и умный доктор Вернер, на дуэли погибает влюбленный в Мери честолюбивый юноша Грушницкий. И даже добрейшего Максима Максимовича нельзя назвать счастливым человеком. Конечно, герой не мучает себя глубокими и трагическими переживаниями, как и Печорин, однако и он часто испытывает скорбь от событий окружающего мира.

В итоге Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что участь его поколения тяжела, потому что лучшие люди России – образованные молодые представители дворянского сословия – не могут найти свое место в жизни. Они неприкаянны и винят в этом и самих себя, и внешние обстоятельства жизни. Сам Лермонтов так писал об этом:

Судьбы героев романа “Герой нашего времени”, как правило, трагичны. Герои стремятся к счастью, однако они осознают, что не смогут им обладать.

В этом романе вообще нет счастливых людей! Несчастна черкешенка Бэла, похищенная родным братом и отданная им Печорину на забаву, несчастна Мери Лиговская, юная княжна, которую Печорин влюбил в себя, чтобы посмеяться над чувствами гордой красивой девушки, наконец, несчастлива Вера – светская дама и тайная влюбленная Печорина, которая мучается от тайной страсти и глубоко страдает от осознания безвыходности своего положения. Не может обрести радости в жизни самолюбивый и умный доктор Вернер, на дуэли погибает влюбленный в Мери честолюбивый юноша Грушницкий. И даже добрейшего Максима Максимовича нельзя назвать счастливым человеком.

Конечно, герой не мучает себя глубокими и трагическими переживаниями, как и Печорин, однако и он часто испытывает скорбь от событий окружающего мира.

Особая тема романа – тема судьбы поколения в “Герое нашего времени”. Это тоже важнейшая тема для творчества Лермонтова. Всю жизнь писатель, поэт и драматург пытался ответить на вопрос: что представляет собой его поколение, в чем его призвание, смыл жизни?

В итоге Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что участь его поколения тяжела, потому что лучшие люди России – образованные молодые представители дворянского сословия – не могут найти свое место в жизни. Они неприкаянны и винят в этом и самих себя, и внешние обстоятельства жизни. Сам Лермонтов так писал об этом:

“Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению”

В романе “Герой нашего времени” писатель поднимает смысл жизни и проблемы бытия человечества. Его волнует тема судьбы, которую он пытается рассматривать как в мистическом, так и реалистическом ключе. Сама эта тема привлекает внимание читателей, что делает произведение более захватывающим и интересным.


Пример сочинения 2


Пример сочинения 3

Обращаясь к главному герою, Лермонтов делает вывод, что судьба его поколения печальна: дворянская образованная молодежь не могут самореализоваться, найти себе место и дело своей жизни.

Тема судьбы в романе ” Герой нашего времени ” является одной из основополагающих. Эта тема проходит через все части романа, начиная с повести о Бэле и заканчивая частью “Фаталист”. И это неудивительно, ведь в своем прозаическом произведении Лермонтов продолжает свои размышления, которые он передал ранее во многих стихотворных творениях. В данном ключе можно вспомнить сроки из стихотворения

Погиб поэт! – невольник чести –

Судьбы свершился приговор! –

Тема судьбы в стихотворениях Лермонтова часто предстает в образе злого для человека Рока, который невозможно преодолеть, а часто с ним невозможно и смириться. Тема судьбы в “Герое нашего времени” также рассматривается автором с трагической точки зрения. Рассмотрим более подробно авторскую концепцию темы судьбы в романе.

Понимание темы судьбы Печориным

В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам

Печорин в своем дневнике называет себя “топором в руках судьбы”.
То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.

Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.

Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме “сверхчеловека”, которая станет особо актуальной для человечества через 70 лет после выхода в свет романа М. Ю. Лермонтова. Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого “будущего сверхчеловека”: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.

Как мы помним, именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя “топором в руках судьбы” он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы и т. д.

При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:

“…Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен.

Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас-кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже.
Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть”

Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед.

Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной “Фаталист” (то есть человек, верящий в судьбу). Эта часть до сих пор остается загадкой для литературоведов, потому что характеризует не столько самого Печорина как фаталиста, а помогает понять смысложизненные для автора проблемы бытия человека.

Повесть “Фаталист” как проблема божественности темы судьбы

Именно в повести “Фаталист” разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбою человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин. Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь. Он предложил Печорину пари, согласно которому он стреляет себе в висок из заряженного пистолета и смотрит, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти).

Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Вулич стреляет себе в висок, и пистолет дает осечку. Он уходит к себе домой, а утром Печорин узнает, что оказался прав: Вулич погиб этим же вечером: его зарубил шашкой пьяный казак.

По суждению литературоведов, Лермонтов в характерной для него авторской манере рассматриваем проблему судьбы как злую шутку дьявола над человеком. Существует известная евангельская притча о бесах, которые вселились в стадо свиней и заставили тех броситься вниз в пропасть. В повести “Фаталист” дьявольское желание испытать судьбу приходит в голову фаталисту Вуличу. В него тоже как бы вселяется бес, заставивший его заключить роковое пари.

И тот же бес приводит к тому, что Вулич в ту же ночь погибает от руки Горького пьяницы и буяна. Казалось бы, силы зла торжествуют: они показали людям пример своего могущества. Победил злой Рок – Демон, уже описанный Лермонтовым в одной из поэм.

Однако писатель в конце своего повествования несколько смягчает трагическое звучание финала романа словами доброго Максима Максимовича о том, что осечки у пистолетов часто случаются, и это никак не связано с тем, что какой-то казак решил в этот вечер побуянить.

Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.

Понимание роли судьбы героями романа

Судьбы героев романа “Герой нашего времени”, как правило, трагичны. Герои стремятся к счастью, однако они осознают, что не смогут им обладать.

В этом романе вообще нет счастливых людей! Несчастна черкешенка Бэла, похищенная родным братом и отданная им Печорину на забаву, несчастна Мери Лиговская, юная княжна, которую Печорин влюбил в себя, чтобы посмеяться над чувствами гордой красивой девушки, наконец, несчастлива Вера – светская дама и тайная влюбленная Печорина, которая мучается от тайной страсти и глубоко страдает от осознания безвыходности своего положения. Не может обрести радости в жизни самолюбивый и умный доктор Вернер, на дуэли погибает влюбленный в Мери честолюбивый юноша Грушницкий. И даже добрейшего Максима Максимовича нельзя назвать счастливым человеком.

Конечно, герой не мучает себя глубокими и трагическими переживаниями, как и Печорин, однако и он часто испытывает скорбь от событий окружающего мира.

Особая тема романа – тема судьбы поколения в “Герое нашего времени”. Это тоже важнейшая тема для творчества Лермонтова. Всю жизнь писатель, поэт и драматург пытался ответить на вопрос: что представляет собой его поколение, в чем его призвание, смыл жизни?

В итоге Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что участь его поколения тяжела, потому что лучшие люди России – образованные молодые представители дворянского сословия – не могут найти свое место в жизни. Они неприкаянны и винят в этом и самих себя, и внешние обстоятельства жизни. Сам Лермонтов так писал об этом:

“Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению”

В романе “Герой нашего времени” писатель поднимает смысложизненные проблемы бытия человечества. Его волнует тема судьбы, которую он пытается рассматривать как в мистическом, так и реалистическом ключе. Сама эта тема привлекает внимание читателей, что делает произведение более захватывающим и интересным.

Этот материал пригодится учащимся 9 классов при написании сочинения на тему “Тема судьбы в романе “Герой нашего времени””.

Читайте также: