Сочинение грамматика не предписывает законов языку

Обновлено: 02.07.2024

Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи. (А. С. Пушкин, 1833.)

". Несомненно, что при обучении грамматике человек узнаёт одно слово, как прилагательное, другое – как глагол, не справляясь с определениями частей речи, а тем же, в сущности, способом, каким он узнаёт в том или другом животном корову или кошку. И дети могли бы этому выучиться так же, как они выучились различать обычных животных, т. е. практически: им следует показать достаточное количество образцов и обратить их внимание на их различия. Я бы взял для этого небольшой связный текст, например какой-нибудь рассказ, и повторил бы его несколько раз, причём, сначала напечатал бы курсивом все существительные. После того как они будут таким образом выделены и вкратце обсуждены с детьми, эти последние, вероятно, без больших затруднений узнали бы аналогичные существительные во всяком другом отрывке. Потом я повторил бы тот же самый рассказ, напечатав курсивом все прилагательные. Проходя таким образом различные классы слов, ученики понемногу приобретут тот "грамматический инстинкт", который необходим для дальнейших уроков по морфологии и синтаксису как родного, так и иностранных языков." (O. J e s p e r s e n. The Philosophy of Grammar. [London, 1929,] стр. 62. Из статьи Л. В. Щербы.)

Уважаемый читатель!

Здесь Вы встретите много такого, что́ противоречит школьным учебникам , но не встретите ничего такого, что́ противоречило бы русскому языку.

Кажущийся парадокс объясняется научностью — то есть антиобразовательностью! — совремённых учебников.

Цель этого труда — избавить Вас, читатель, от узконаучных слов и объяснений, когда Вы ищете, как сказать, как написать, как понять: слово, фразу, текст.

Пока не найдётся честный и смелый учёный , который напишет такой простой учебник , пользуйтесь э́тим: для обретения грамоты, но не для экзаменов.

Работая над этим, я вынужден анализировать (естественно, в меру своих способностей и знаний – не филолога и не лингвиста) каждое правило из учебников. При этом, нередко, делаю маленькие личные открытия. В результате таких микрооткрытий, рождается, иной раз, другое правило написания или другое объяснение существующего правила. В таких случаях я добавляю ссылку на страничку "Оппоненту", где объясняю свою позицию.

И последнее — для специалиста. Ещё академик Л. В. Щерба, разбирая "категории" части речи , допускал грубоошибочные суждения. Например, утверждал, что "связка" быть не есть глагол, на том основании, что она-де не имеет значения действия. Да как же не имеет, если быть, бытовать, являться, существовать, жить, находиться, есть (не в смысле кушать) – означают действие (различаясь лишь такими тонкостями смысла, что во многих случаях взаимозаменяемы)? Как же быть – не глагол, если во многих случаях играет роль сказуемого? Или: суждение Л. В. относительно весел-весёлый вопиёт о несоответствии, поскольку автор относит краткое прилагательное весел к состоянию , а полное прилагательное весёлый – к качеству (почему качество , а не свойство – одному богу известно). Подобных кривотолков, то есть присуждений слову "звания категории" (то бишь, части речи ) только на том основании, что слово применимо в определённой роли , у автора достаточно, чтобы породить сомнения в правомерности его суждений вообще.

А теперь, уважаемый учёный, признайтесь: что́ сделали лично Вы, чтобы навести порядок в грамматике? Или у Вас еле хватает времени и сил, чтобы следить за usus, который Вам — tyrannus?

Признавая язык средством общения, следует помнить, что изначально общение было только устным. И ребёнок: сначала учится говорить, а уже потом – читать и писать. Исходя из этого, грамотный человек должен научиться, в первую очередь, правильно говорить.

    Правильно говорить, значит:
  • без произвольного перемещения ударения;
  • в среднем темпе, т. е. не растягивая слова и не торопясь;
  • произносить слова и фразы чётко, не понижая к концу слова или фразы громкость, чтобы слушателем воспринимался каждый звук;
  • соблюдая интонации русской речи: не изменяя тон без надобности, делая остановки в местах пунктуации;
  • делая ударение во фразе только на словах, на которые желательно обратить внимание;
  • строить фразы, в соответствии с русской грамматикой;
  • не употреблять словесной шелухи, вроде: "да?", "понимаете?", "так сказать", "скажем так" и тому подобного: это рассеивает внимание слушателя, мешает ему правильно понять Вас.

Произносите всё — и ничего больше .
Помните: чем правильнее построена фраза, чем правильнее она и каждое слово в ней произнесены, тем быстрее и точнее Вас поймёт слушатель, читатель. Если Вас переспрашивают, значит что-то неправильно в Вашей речи.

  • Словесная шелуха, употребляемая Вами, демонстрирует Ваше слабое знание русской словесности.
  • Употребление вульгарных или жаргонных слов демонстрирует слишком малый запас нормальных русских слов.
  • Употребление грубостей демонстрирует бедность Вашей культуры.

Больше читайте русскую классическую литературу – со вниманием к каждому слову, каждому знаку препинания.

Тогда Вам не потребуется ссылаться, "как говорят в Одессе", потому что сумеете выразить любую мысль собственными словами.

Обилие т. н. помет в словарях мы понимаем, с одной стороны, как стремление авторов включить в состав словарей от нормального до непотребного, а с другой — как своеобразное понимание авторами, что же такое нормальная лексика.

Не отделяя устной речи от письменной , то есть считая, что они обе должны быть нормальными (хоть допускаем возможность простительных оговорок и описок), мы включаем в учебник следующие пометы, если слово или оборот ненормальные :

  • просторечное — присущее простой речи, не употребляемое в авторском литературном тексте; при этом не разделяем речи на "городскую" и "сельскую" ☺;
  • грубое или неприличное — недопустимое в общении с людьми;
  • вульгаризм — присущее непросвещённой толпе, из лексики подростков или пивных;
  • паразит 1 — никчёмное, лишнее – сбивающее слушателя с мысли;
  • бессмыслица — не обладающее никаким смыслом;
  • модизм — затасканное;
  • чужизм — чужеродное в данной фразе, не подходящее по смыслу;
  • .

ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ЦИТАТЫ) О ГРАММАТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА., АРГУМЕНТА, Советы о том, как ввести цитату в качестве аргумента к сочинению-эссе по русскому языку.

1.Легче всего оформлять высказывания (цитаты) в виде предложения с прямой речью. Для этого необходимо знать высказывание наизусть.

2.Для того чтобы научиться оформлять частичное цитирование, советуем потренироваться, используя

  • опорные слова, которые в высказывании выделены жирным шрифтом; если они приводятся дословно, их необходимо заключать в кавычки ;
  • сведения об авторе высказывания
  • клише для оформления высказываний (для оформления предложения с косвенной речью)

Чтобы ввести в сочинение высказывание (цитату) в качестве аргумента, используйте КЛИШЕ.

Вспоминаются (вспомним) слова (кого?) о том, что…

… (считал, говорил, писал, утверждал…), что

Можно привести высказывание … о том,…

Своё мнение могу подтвердить словами …

Рассмотрите примеры интерпретации высказывания № 2 для аргументации (с использованием опорных слов)

Грамматика позволяет

Изучение грамматического строя

Виноградов Виктор Владимирович (1895-1969) – русский литературовед и лингвист.

Поэзия Анны Ахматовой

О художественной прозе

О языке художественной литературы

Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.

Грамматика позволяет

Успенский Лев Васильевич (1900-1978) – русский писатель, филолог.

Мифы Древней Греции

Записки старого петербуржца

В языке есть… слова . В языке есть… грамматика . Это – те способы , которыми язык пользуется, чтобы строить предложения . (Л.В.Успенский)

Нельзя , чтоб тот себя прославил , кто грамматических не знает свойств и правил .(А.П.Сумароков)

Сумароков Александр Петрович (1717-1777) – один из крупнейших представителей русской литературы ХVIII века, создатель первого русского театра.

Кюхельбéкер Вильгéльм Кáрлович (1797-1846) – русский поэт, писатель и общественный деятель, декабрист, друг и одноклассник Пушкина по Царскосельскому лицею.

Участь русских поэтов

Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) — первый русский учёный мирового значения, энциклопедист.

Письмо о пользе стекла

Слово о явлениях воздушных

Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния

О сохранении и размножении российского народа

Письмо о правилах российского стихотворства

Древняя Российская история

Краткое руководство к красноречию

не предписывает законов

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) — величайший русский поэт, драматург и прозаик.

Руслан и Людмила

Арап Петра Великого

Повести покойного Ивана Петровича Белкина (Выстрел, Метель, Гробовщик, Станционный смотритель, Барышня-крестьянка)

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о царе Салтане…

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Сказка о золотом петушке

Я понял, что человек может знать великое множество слов , может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика . (М. В. Исаковский)

Исаковский Михаил Васильевич (1900-1973) — русский поэт.

Провода в соломе

Враги сожгли родную хату

Каким ты был, таким ты и остался

О поэтическом мастерстве

подготовки к ЕГЭ

Подробные инструкции как воспользоваться сборником

Примеры похожих учебных работ

Слова-сорняки в русском языке

. является привычка употреблять в речи слова-паразиты. Все понимают, Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова.

. из сложившихся норм. Предлагаемое сочинение в форме рассуждения ʼʼНеясность слова есть неизменный признак неясности мыслиʼʼ акцентирует внимание на . правильных и умных книг, например. В ϶том сочинении полезно упомянуть книгу В. В. Розанова ʼʼУединенное .

Сочинение роль устаревших слов в современном русском языке

. приговор устаревшим словам. Бывают случаи, когда они возвращаются в язык, вновь вливаются в состав активной лексики. Так было, например, со словами солдат, офицер, прапорщик, министр, советник, получившими в современном русском языке новую жизнь. В .

Федор Петрович Толстой – знаменитый художник золотого века русского искусства

Класс. по опорным словам. план-конспект русского языка (3 класс)

. пастой выделяют орфограммы в словах, работающие у доски – зеленым мелом. III. Подготовка к сочинению. Работа с учебником. 1.Упражнение . нужные тебе словосочетания и составь с ними предложения по теме сочинения. … в это время года, на деревьях не .

Русская речь удивительный феномен, живое творение русского народа.
Русская речь необычна и самобытна. Она - яркое событие, гордость русского народа.
Наш народ, быть может, потому и называется Славянским, что наше богатство - в слове. Слово - это то что точно скрашивает быт, творит и воплощает чудеса. Издревле русские люди сочиняют сказки, небылицы, поют как ветер, реки, птицы. Там слово пролетает яркой вспышкой налегке, а там, глядишь, ударит рифмой по башке. Люди сочиняли и говорили, так как требовала душа, ненавязчиво, не конкретно. Русская речь богата сравнениями и метафорами. А в русской сказке оживает даже кочерга и корыто.
Русский язык развивался творчеством наших братьев славян. Это и поляки, и чехи, и болгары, и украинцы. Можно провести параллели между словами русского языка и языков этих народов. Так например, белорусы страницу называют "сторонкой", а на стихотворение говорят "верш". Русские слова на польском, украинском, белорусском могут звучать так же, но в написании подчиняться грамматике русских двоечников: река на белорусском "рака", голова - "галава", лето - "лета", корабль - "карабель", а на украинском "корабель". Но такие необычные "танцы" русских букв происходят и в пределах нашего языка. Совсем необъяснимым образом, слова произошедшие из одного корня могут писаться по-разному, а формы одного и того же слова отличаться. Таких примеров можно привести и не один и не два.
Грамматика не указывает как нужно говорить, потому что говорит русский человек от души, без правил. Вот почему не поймет нас ни англичанин, ни немец. Если посмотреть на грамматику этих двух языков, можно догадаться о правильности и порядке их речи, мысли, быта. Русский же язык - явление.
Дети могут совершенно не понимать всем известные утверждения и речевые конструкции. И задавать вопросы типа, где же черт, который бабушку принес, или где все-таки раки зимуют.
Однако, в письменной речи необходимо соблюдать правила, чтобы читающий мог понять о чем идет речь.
"Ерема разжигал костер. Он все больше и больше распалялся, пылал. " Костер или Ерема распалялся?
"Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. " Нашли кого благодарить. .
"Экипаж находится в отличном состоянии. " Экипаж, наверное, команда - а может, груз - да ну его.
примеры речевых ошибок
Незнание грамматических правил и норм может сыграть совсем дурную службу. Об этом даже ходят анекдоты.
"Деревенский кузнец сказал новому подмастерью:
- Сейчас выну из огня подкову. Как кивну головой, бей по ней молотом.
Так новичок-подмастерье сразу стал кузнецом. "
Бывает, что русский русского не понимает. Проигрывает тот, кто не сообразил.
"Кузнец деpжит щипцами pаскаленную подкову.
- Боже, какая она гоpячая! - восхищается кpестьянин.
- Да нет! - говоpит кузнец. - Дадите десятку, так я ее языком оближу.
- Да будет вам! Пожалейте свой язык!
Hо в пpедвкушении необычного зpелища пpотянул кузнецу десятку. Кузнец облизал десятку и положил в каpман. "
юмор

Предлагаем цитаты о грамматике, а также 7 сочинений на лингвистическую тему по ним.

Анализ высказываний о русском языке

(по материалам ОБЗ ФИПИ)

ГРАММАТИКА

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.

Для того чтобы по­стро­ить вы­ска­зы­ва­ние, вы­ра­жа­ю­щее мысль, не­до­ста­точ­но вы­брать со­от­вет­ству­ю­щие слова и про­из­не­сти их одно за дру­гим. Вы­бран­ные слова, а точ­нее, слова, под­би­ра­е­мые го­во­ря­щим по мере раз­во­ра­чи­ва­ния речи, долж­ны быть со­еди­не­ны друг с дру­гом в опре­делённом по­ряд­ке и оформ­ле­ны в виде еди­но­го ком­плек­са, це­ле­на­прав­лен­но включённого в си­ту­а­цию об­ще­ния. Со­во­куп­ность за­ко­но­мер­но­стей по­стро­е­ния таких ком­плек­сов из от­дель­ных слов по­сред­ством их ка­те­го­ри­аль­но­го из­ме­не­ния и упо­ря­до­чен­но­го со­че­та­ния друг с дру­гом и со­став­ля­ет грам­ма­ти­че­ский строй языка, изу­ча­е­мый на­у­кой грам­ма­ти­кой.

Под­твер­жде­ние этому на­хо­дим в тек­сте Вик­то­ра Дра­гун­ско­го.

Под­твер­жде­ние этому на­хо­дим в тек­сте Л. Во­рон­ко­вой.

Так, в пред­ло­же­нии №18 (Они ша­га­ли тихо и ру­ка­ми не ма­ха­ли, чтобы не сер­дить пчёл, и со­всем было ушли от пчёл, но тут Ваня услы­шал, что кто-то пла­чет.) для пе­ре­да­чи ос­нов­ной про­бле­мы, о ко­то­рой будет раз­мыш­лять автор, ис­поль­зу­ет­ся слож­ная син­так­си­че­ская кон­струк­ция с раз­ны­ми ви­да­ми связи: под­чи­ни­тель­ной, со­чи­ни­тель­ной. Это поз­во­ля­ет со­здать ло­гич­но по­стро­ен­ное, по­сле­до­ва­тель­ное вы­ска­зы­ва­ние, це­ле­на­прав­лен­но вклю­чен­ное в текст.

Комментарий к цитате. В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность.

Для того чтобы по­стро­ить вы­ска­зы­ва­ние, вы­ра­жа­ю­щее мысль, не­до­ста­точ­но вы­брать со­от­вет­ству­ю­щие слова и про­из­не­сти их одно за дру­гим. Вы­бран­ные слова, а точ­нее, слова, под­би­ра­е­мые го­во­ря­щим по мере раз­во­ра­чивания речи, долж­ны быть со­еди­не­ны друг с дру­гом в опре­делённом по­ряд­ке и оформ­ле­ны в виде еди­но­го ком­плек­са, це­ле­на­прав­лен­но включённого в си­ту­а­цию об­ще­ния. Со­во­куп­ность за­ко­но­мер­но­стей по­стро­е­ния таких ком­плек­сов из от­дель­ных слов по­сред­ством их ка­те­го­ри­аль­но­го из­ме­не­ния и упо­ря­до­чен­но­го со­че­та­ния друг с дру­гом и со­став­ля­ет грам­ма­ти­че­ский строй языка, изу­ча­е­мый на­у­кой грам­ма­ти­кой.

Под­твер­жде­ние этому на­хо­дим в тек­сте В. Же­лез­ни­ко­ва.

Так, в пред­ло­же­нии № 39 (Она несла их впе­ре­ди себя, и ей ка­за­лось, что в них от­ра­жа­ет­ся солн­це, что они такие кра­си­вые, такие осо­бен­ные…) для пе­ре­да­чи со­дер­жа­ния ис­поль­зу­ет­ся слож­ная син­так­си­че­ская кон­струк­ция с раз­ны­ми ви­да­ми связи: под­чи­ни­тель­ной и со­чи­ни­тель­ной. Кроме того, в пред­ло­же­ние вклю­че­ны од­но­род­ные члены. Все это вме­сте и поз­во­ля­ет со­здать ло­гич­но по­стро­ен­ное, по­сле­до­ва­тель­ное вы­ска­зы­ва­ние, це­ле­направ­лен­но вклю­чен­ное в текст.

Комментарий к цитате. При работе над текстом писатель пользуется большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано).

По­про­бу­ем под­твер­дить наше пред­по­ло­же­ние при­ме­ра­ми из тек­ста Алек­сея Гри­ди­на. Текст пред­став­ля­ет собой внут­рен­ний мо­но­лог героя о соб­ствен­ных пе­ре­жи­ва­ни­ях по по­во­ду най­ден­но­го те­ле­фо­на. Так, на­при­мер, пред­ло­же­ние номер 7 (Лес­нев­ский ска­зал себе, что, если де­вуш­ка спо­хва­тит­ся и на­го­нит марш­рут­ку, он вернёт ей утра­чен­ную вещь, даже по­лу­чит­ся, что он сберёг для неё те­ле­фон, а если не спо­хва­тит­ся. ) не за­кон­че­но, в конце пред­ло­же­ния стоит мно­го­то­чие. Мно­го­то­чие – по­ка­за­тель не­до­го­во­рен­но­сти мысли. Так автор нам даёт по­нять, что в Лес­не­ев­ском про­ис­хо­дит борь­ба с соб­ствен­ной со­ве­стью.

На при­ме­рах нам уда­лось до­ка­зать, что права была Е.В. Джан­жа­ко­ва, утвер­ждая, что в ху­до­же­ствен­ном тек­сте важны не толь­ко сами слова, но и то, как они ска­за­ны.Не просто сказать, а сказать своеобразно о чем-либо помогают писателю художественные средства выразительности, служащие для придания тексту эмоциональности, красочности и убедительности.

Комментарий к цитате. Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.

"Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте, поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются",– писал в 19 веке М.Е. Салтыков-Щедрин.

Согласимся, что нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации позволяют пишущему полно, чётко и внятно выразить ту или иную мысль.

Таким образом, с высказыванием М.Е.Салтыкова-Щедрина, который считал, что синтаксис, грамматика и знаки препинания "повинуются" мысли, нельзя не согласиться.

Для того чтобы по­стро­ить вы­ска­зы­ва­ние, вы­ра­жа­ю­щее мысль, не­до­ста­точ­но вы­брать со­от­вет­ству­ю­щие слова и про­из­не­сти их одно за дру­гим. Вы­бран­ные слова, а точ­нее, слова, под­би­ра­е­мые го­во­ря­щим по мере раз­во­ра­чи­ва­ния речи, долж­ны быть со­еди­не­ны друг с дру­гом в опре­делённом по­ряд­ке и оформ­ле­ны в виде еди­но­го ком­плек­са, це­ле­на­прав­лен­но включённого в си­ту­а­цию об­ще­ния. Со­во­куп­ность за­ко­но­мер­но­стей по­стро­е­ния таких ком­плек­сов из от­дель­ных слов по­сред­ством их ка­те­го­ри­аль­но­го из­ме­не­ния и упо­ря­до­чен­но­го со­че­та­ния друг с дру­гом и со­став­ля­ет грам­ма­ти­че­ский строй языка, изу­ча­е­мый на­у­кой грам­ма­ти­кой.

Под­твер­жде­ние этому на­хо­дим в тек­сте Льва Тол­сто­го.

Так, в пред­ло­же­нии №1 (Когда нас оде­ли­ли мо­ро­же­ным и фрук­та­ми, де­лать на ковре было не­че­го, и мы, не­смот­ря на косые, па­ля­щие лучи солн­ца, вста­ли и от­пра­ви­лись иг­рать.) для пе­ре­да­чи мысли, о ко­то­рой будет раз­мыш­лять автор, ис­поль­зу­ет­ся слож­ная син­так­си­че­ская кон­струк­ция с раз­ны­ми ви­да­ми связи. Кроме того, пред­ло­же­ние ослож­не­но при­част­ным обо­ро­том, од­но­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми. Все это вме­сте и поз­во­ля­ет со­здать ло­гич­но по­стро­ен­ное, по­сле­до­ва­тель­ное вы­ска­зы­ва­ние, це­ле­на­прав­лен­но вклю­чен­ное в текст.

Под­твер­жде­ние этому на­хо­дим в тек­сте Алек­сандра Кра­ме­ра.

Комментарий к цитате. Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью.

Я согласна с высказыванием Л.В.Успенского: "В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения". В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. Докажу это на примере текста…….

Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.

Комментарий к цитате. Слово называет предметы и явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика изучает строй языка и его законы. Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и по законам грамматики.

Грамматика – это раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка. Данный раздел делится на морфологию и синтаксис. Морфология отвечает за изучение закономерностей правильного построения форм одного и того же слова. Синтаксис отвечает за изучение закономерностей правильного построения словосочетаний и предложений. Когда человек выражает мысли, собственные чувства и эмоции, ему недостаточно просто употребить необходимые слова. Чтобы выразить все особенности своего внутреннего мира, человек должен не только правильно, но и точно, лаконично и выразительно построить предложения. Умение ставить слово в нужную форму, умение правильно строить предложения тесно связаны с культурой речи. Человек, который умело пользуется языком, не нарушая грамматических норм, является человеком образованным и культурно просвещенным.

Стоит отметить, что почти у каждого имени существительного есть зависимые слова, которые дают более полную характеристику предмета. Наличие однородных дополнений вновь подчеркивает кругозор автора текста, его способность не нарушать грамматические нормы русского языка. Правильно подбирая формы слов и сочетая их между собой в словосочетаниях, правильно строя предложение и его части, автор текста не только демонстрирует свои лингвистические навыки, но и демонстрирует знание психологии человека.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что грамматика, включающая в себя морфологию и синтаксис, помогает автору высказывания, который правильно употребляет формы слова и правильно строит словосочетания, а также предложения внутри текста, демонстрировать свой кругозор и внутренний мир в целом.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ЦИТАТЫ) О ГРАММАТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА.

1.Легче всего оформлять высказывания (цитаты) в виде предложения с прямой речью. Для этого необходимо знать высказывание наизусть.

2.Для того чтобы научиться оформлять частичное цитирование, советуем потренироваться, используя

  • опорные слова, которые в высказывании выделены жирным шрифтом; если они приводятся дословно, их необходимо заключать в кавычки;
  • сведения об авторе высказывания
  • клише для оформления высказываний (для оформления предложения с косвенной речью)

Чтобы ввести в сочинение высказывание (цитату) в качестве аргумента, используйте КЛИШЕ.

Вспоминаются (вспомним) слова (кого?) о том, что…

… (считал, говорил, писал, утверждал…), что

Можно привести высказывание … о том,…

Своё мнение могу подтвердить словами …

Рассмотрите примеры интерпретации высказывания № 2 для аргументации (с использованием опорных слов)

Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. (Л. В. Успенский)

Изучение грамматического строя языка без учета лексической его стороны, без учета взаимодействия лексических и грамматических значений невозможно. (В.В.Виноградов)

Виноградов Виктор Владимирович (1895-1969) – русский литературовед и лингвист.

Поэзия Анны Ахматовой

О художественной прозе

О языке художественной литературы

Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.

Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. (Л. В. Успенский)

Успенский Лев Васильевич (1900-1978) – русский писатель, филолог.

Мифы Древней Греции

Записки старого петербуржца

В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения. (Л.В.Успенский)

Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.
(Л.В.Успенский)

Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил.(А.П.Сумароков)

Сумароков Александр Петрович (1717-1777) – один из крупнейших представителей русской литературы ХVIII века, создатель первого русского театра.

Русская грамматика – одна из самых богатых по своим формам и знаменательным окончаниям. (В.К.Кюхельбекер)

Кюхельбéкер Вильгéльм Кáрлович (1797-1846) – русский поэт, писатель и общественный деятель, декабрист, друг и одноклассник Пушкина по Царскосельскому лицею.

Участь русских поэтов

Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - первый русский учёный мирового значения, энциклопедист.

Письмо о пользе стекла

Слово о явлениях воздушных

Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния

О сохранении и размножении российского народа

Письмо о правилах российского стихотворства

Древняя Российская история

Краткое руководство к красноречию

Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи. (А.С.Пушкин.)

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) - величайший русский поэт, драматург и прозаик.

Руслан и Людмила

Арап Петра Великого

Повести покойного Ивана Петровича Белкина (Выстрел, Метель, Гробовщик, Станционный смотритель, Барышня-крестьянка)

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о царе Салтане…

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Сказка о золотом петушке

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика. (М. В. Исаковский)

Исаковский Михаил Васильевич (1900-1973) - русский поэт.

Провода в соломе

Враги сожгли родную хату

Каким ты был, таким ты и остался

О поэтическом мастерстве

Читайте также: