Сочинение на тему лирические отступления в романе евгений онегин

Обновлено: 28.06.2024

Произведение А.С. Пушкина "Евгений Онегин" вполне заслуженно называют "энциклопедией русской жизни" за многочисленные описания быта, природы и социума. Данный роман в стихотворной форме - одно из первых реалистических произведений в отечественной литературе, в котором автор с удивительной достоверностью изобразил своих современников и мир вокруг них. Достичь такого потрясающего результата Александру Сергеевичу помогло использование различных лирических отступлений, которые часто встречаются на страницах романа.

Лирическое отступление - композиционно-стилистический прием, позволяющий автору вставить в текст свое личное размышление, воспоминание или высказывание. Также лирическое отступление может содержать описание природы или характеристику героев. Этот внесюжетный элемент призван расширить мир произведения, привнести в него новые краски, грани и подробности не только касательно героев, но и их окружения и жизни в целом.

Помимо расширения пространства внутри произведения, с помощью данного литературного приема Александр Сергеевич отделяет друг от друга фрагменты, происходящие в разных временных промежутках: после отступления непременно начинается новый виток сюжета.

Условно лирические отступления, встречающиеся на страницах романа, можно разделить на несколько групп: биографические, пейзажные, философские, критико-публицистически, житейские, любовные и другие. Так, например, первая глава содержит в себе описания балов и светских приемов, которые можно отнести к житейским.

Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то… не то, избави Боже!
Я это потому пишу,
Что уж давно я не грешу.

Любовные отступления встречаются достаточно часто. К ним можно отнести строки, в которых Пушкин восхищается ножками благородных дам.

Когда ж и где, в какой пустыне,
Безумец, их забудешь ты?
Ах, ножки, ножки! где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?
Взлелеяны в восточной неге,
На северном, печальном снеге
Вы не оставили следов:
Любили мягких вы ковров
Роскошное прикосновенье.
Давно ль для вас я забывал
И жажду славы и похвал,
И край отцов, и заточенье?
Исчезло счастье юных лет,
Как на лугах ваш легкий след.

В шестой главе наравне с рассуждениями о несостоявшейся судьбе Ленского идут размышления писателя о собственной жизни и взрослении, что можно причислить к философским отступлениям.

Познал я глас иных желаний,
Познал я новую печаль;
Для первых нет мне упований,
А старой мне печали жаль.
Мечты, мечты! где ваша сладость?
Где, вечная к ней рифма, младость?
Ужель и вправду наконец
Увял, увял ее венец?
Ужель и впрямь и в самом деле
Без элегических затей
Весна моих промчалась дней
(Что я шутя твердил доселе)?
И ей ужель возврата нет?
Ужель мне скоро тридцать лет?

Наконец, в восьмой главе Александр Сергеевич находит место для собственной биографии и ведет рассказ о своей юности и годах в лицее.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при криках лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

Даже последние строки романа являются примером использования автором данного приема.

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милый идеал…
О много, много рок отъял!
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.

Благодаря данному литературному приему личность автора максимально естественно и гармонично вплетена в повествование. А.С. Пушкин не является сторонним наблюдателем, он – один из участников сюжета, остающийся в тени, но неизменно следующий за главными действующими лицами. Порой лирические дополнения никак не связаны с сюжетом романа, но их роль от этого ничуть не уменьшается. Каждое отступление является уникальным взглядом Пушкина на себя, свое окружение и эпоху со всеми ее тенденциями и противоречиями.

Сочинения про лирические отступления в романе

Вариант 1

Во-первых, автор соединил особенности прозаического жанра с поэтической формой.

В основу произведения легли характеристики романа. Это большое количество действующих лиц, длительное время повествования, разнообразие случаев и эпизодов. Но отражены они лирическим способом.

Автор использует стихотворную форму, большое значение придает чувствам, мыслям героев и использует множество средств выразительности. Это и эпитеты, и метафоры, и метонимии, и анафоры… Словом, все, что только возможно!

Во-вторых, новизна писателя выражается в лирических отступлениях, которые словно расширяют проблематику произведения, круг вопросов, которые освещаются в ней, а также способствуют новому выражению автора в романе.

Также некоторые из них дают авторскую оценку происходящим в стране изменениям. Как правило, они касаются культуры и моды. Александр Пушкин не принимает иностранного заимствования, поэтому при описании нарядов героев выражает свое сожаление об этом в виде лирического отступления.

Такие размышления медленно переходят на тему образования и культуры. Писатель несколько не понимает восхищение и преклонение над французской культурой, что выражается также в отступлениях.

На темы лирических отступлений влияет и биография автора. Чтобы полностью раскрыть их смысл, нужно разбираться в фактах жизни писателя. Некоторые лирические отступления затрагивают темы ссылок Александра Пушкина, отношений с властью, дружбы с выдающимися людьми, воспоминания из детства.

С помощью лирических отступлений автор также дает оценку героям. Посредством их он делает небольшой анализ личностей Онегина, Ленского, Татьяны и Ольги. Он выражает и свое отличие от этих образов, тем самым с помощью лирических отступлений можно проследить взросление Александра Пушкина как личности и как литератора.

Вариант 2

Данный роман рассказывает о замечательной истории любви. Благодаря большому количеству лирических отступлений, которые присутствуют в нем, стоит сказать, что автору удалось показать произведение ярким, удивительным и очень интересным.

В данные отступления писатель сумел вложить все понимание характеров и образов центральных героев, а также ему удалось запечатлеть страну такой, какой она была представлена в те времена. Стоит сказать и о том, что нравы героев отражают суть человеческих взаимоотношений, и через ее призму можно понять, какими чертами характера обладали люди во времена жизни писателя.

Стоит упомянуть о том, что частью отступлений, которые автор добавил в данное произведение, являются воспоминания автора. Пушкиным были поведаны истории о том, какие переживания и чувства он испытывал в годы своей юности.

Темами для его творческих мотивов в то время было то, что он хотел писать о том, какие чувства испытывал, и на каких пирах присутствовал. Он мечтал стать знаменитым писателем, поэтому его творческий путь начался с больших мечтаний о том, как в дальнейшем он будет писать о более глубоких и продуманных тематиках и работах.

По поводу выхода в свет своего романа, у автора было множество различных идей и раздумий по их воплощению. Можно говорить о том, что лирические отступления помогли автору лучше прочувствовать стилистику данного произведения.

Очень часто в свои лирические размышления и отступления автор вносил грустные ноты. Так как он понимал, что в моменты, когда с героями приключалось несчастье, он просто должен был поделиться своими размышлениями.

Когда, например, умер Ленский, автор доносит до читателей такую мысль, чтобы они поняли, что чувствует писатель в данный момент. Можно сказать и то, что благодаря лирическим отступлениям, автор может показать и другие свои чувства, например, сопереживание, расстройство, гнев, радость и прочие.

В лирических отступлениях можно увидеть и отношение автора к русской природе. В ней он видит весьма интересные и невероятные облики, к которым он питает светлые чувства.

Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным. Оно рассказывает о том, что необходимо ко всему подходить с долей собственного отношения, и благодаря лирическим отступлениям, данная мысль выглядит весьма ясной и открытой.

Философские рассуждения о жизни и смерти

Поэту всего 26 лет, ровесники – персонажи романа, но философские рассуждения о скоротечности жизни витают в воздухе. Читателя поражает мудрость Пушкина.

Судьба России

Поэт любит русскую природу. Просыпающаяся весна вызывает грусть. Россия спит и не может вырваться из лап страшного режима. Это время перед восстанием декабристов: страх, сомнения, скрытность.

На страницах романа появляются проблемы страны. Российские дороги изменятся только через пять веков. Глухие углы, где властвуют Соловьи-разбойники раскиданы по всей России.

Автор видит, как шоссе соединит города, мосты встанут широкими дугами. Но красоту цивилизации портят трактиры, они появятся на каждой станции. Что это авторская ирония или желание усталого путника?

Разные дамы и французский язык

Классик удручен таким положением, гордый русский язык не подходит к почтовой прозе. Поэт долго рассуждает о различии двух языков, о поколении красавиц, не знающих родной грамматике. Он как будто готовит читателя к чтению письма, личного и очень лиричного.

Житейские истины

Роль лирических отступлений Пушкина

Вариант 1

На страницах романа поэт не только повествует о судьбе своих героев, но и делится с читателем своими творческими планами, говорит о литературе, театре и музыке, об идеалах и вкусах современников. Он вступает в воображаемую полемику со своими критиками, рассуждает о природе, иронизирует по поводу морали и нравов поместного и светского дворянства.

Благодаря лирическим отступлениям сюжет о любви и дружбе вырастает в развернутую картину эпохи, создается целостный образ России первой трети XIX столетия. Глазами автора показана в романс картина современной Пушкину русской культуры.

Тема любви, впервые прозвучав в первой главе романа (элегическое воспоминание поэта о М. Волконской), в дальнейшем неоднократно становится поводом для авторских отступлений.

Художественным открытием Пушкина стали реалистические образы русской природы, которой посвящены многие страницы романа. Автор описывает все времена года, сопровождает пейзажными зарисовками основные события в судьбе героев.

Так, сцена письма Татьяны предваряется описанием ночного сада, а завершается картиной сельского утра: Сиянье гаснет. Там долина

Сквозь пар яснеет. Там поток

В лирическом отступлении седьмой главы звучит патриотическая тема, поэт раскрывается здесь как гражданин России, один из ее любящих сынов:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Вариант 2

Лирические отступления – это размышления автора о каких-либо событиях, происходящих в романе; с их помощью А. С. Пушкин знакомит читателей с нравами и обычаями того времени. С их помощью Пушкин рассказывает не только о жизни и быте главных героев, но и о своей жизни, о своем отношении к героям романа.

Большое значение имеют также описания природы. С их помощью автор показывает, насколько близка ему деревня, ее размеренный уклад. И насколько далек от этого уклада его герой – Евгений Онегин.

Другие лирические отступления – это описание балов, театра, деревенского уклада жизни помещиков. Почти целая глава посвящена женским ножкам. Много внимания уделяется театру. Поэт так красочно описывает театральные ложи, Онегина с лорнетом, что невольно словно сам оказываешься среди публики.

Описание двух столиц — тоже важное лирическое отступление. С его помощью Пушкин показывает свое отношение и отношение героев к этим городам.

Сон Татьяны

А как по-другому, без лирических отступлений, можно было показать Татьяну-княгиню, то, как она изменилась, выйдя замуж? Как по-другому, без лирических отступлений, показать того же Владимира Ленского, его ранимую душу?

Лирические отступления – прием, предназначенный как раз для показа характеров героев, описания их внешности, то есть для более яркого представления о них. Но отступления должны быть вставлены в текст или, как в данном случае, в поэму, так, чтобы не отвлекать от сюжета, от главных героев. И у поэта этот прием удался. Отступления не отвлекают от сюжета, а дополняют его, делают ярче, красочнее.

Лирическими отступлениями принято считать вставки вне сюжета в произведении. В этих вставках автор позволяет себе поразмышлять, дать оценку тому или иному действию или герою. Лирические отступления полноценные элементы в композиции произведения.

С. Пушкин выражает своё мнение к происходящим событиям, а иногда и к действующим героям. Автор здесь не скрывается и говорит о себе четко.

Уже в первой главе вводятся те самые отступления, и посвящены они театру. Пушкин отмечает свою любовь к театру, в отличие от Онегина, кто никаких чувств к театру не питает. Мы видим два абсолютно разных мнения.

«Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И предприимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

(Глава I, строфа XVIII)

Следующий раз, появление автора мы увидим в этой же главе, когда Евгений отправляется на бал. Пушкин позволяет себе отдать дань балам, которые сам любил посещать в своё время.

«Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

(Глава I, строфа XXIX)

Первая глава кончается размышлениями автора.

«Я думал уж о форме плана

И как героя назову;

Покамест моего романа

(Глава I, строфа LX)

Теперь, мы увидим вставки автора лишь во второй главе. Небольшие размышления будут встречаться в XIV, XVII, XVIII строфах и будут помогать передавать читателю сложившиеся отношения между Онегиным и Ленским.

«Но дружбы нет и той меж нами.

(Глава II, строфа XIV)

«Но чаще занимали страсти

Умы пустынников моих.

(Глава II, строфа XVII)

«Когда прибегнем мы под знамя

(Глава II, строфа XVIII)

В третьей главе можно наблюдать вставку, где выражается сочувствие со стороны автора к Татьянев Лариной.

«Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

(Глава III, строфа XV)

В шестой главе Пушкин вдаётся в философские размышления. Также, он размышляет о судьбе убитого Ленского, о человеческом убийстве в общем.

«Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага;

Приятно зреть, как он, упрямо

(Глава VI, строфа XXXIII)

Природные пробуждения, восстание ее ото снежного сна, весенняя пора расстраивает нашего автора, о чем он и говорит лирическом отступлении в седьмой главе.

«Как грустно мне твое явленье,

(Глава VII, строфа II)

Глава восемь начинается с воспоминаний Пушкина о собственной юности, об учебе, о нахождение на Кавказе.

«В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

(Глава VIII, строфа I)

И даже конец произведения - лирическое отступление, обращённое к читателю, прощание с ним.

«Но те, которым в дружной встрече

Я строфы первые читал…

Иных уж нет, а те далече,

Как Сади некогда сказал.

Без них Онегин дорисован.

А та, с которой образован

Татьяны милый идеал…

(Глава VII, строфа LI)

Лирические отступления в этом произведении несут огромную роль. Без них роман потерял бы большую часть своего шарма и чувственности. Автор передаёт через эти вставки свои собственные чувства и помогает нам, читателям, лучше понять героев, происходящее.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.


Дек 7, 2017 | 0 комментариев

Евгений Онегин — уникальная работа, где автор удачно сочетает сюжет с лирическими отступлениями, благодаря чему расширяет художественное пространство. Вот о лирических отступлениях, а также об их роли мы и поговорим дальше в нашем сочинении.

Евгений Онегин лирические отступления

Описывая события в романе и раскрывая разные тематики, Пушкин дополняет его своими наблюдениями, своими высказываниями, мнением, что делает произведение похожим на достоверное. Лирические отступления, которые не трудно найти в Евгении Онегине, это живое общение писателя с героями произведения. Так, например, когда Онегин едет на бал, Пушкин тут же говорит о том, как и он в свое время был без ума от балов. Обсуждает женские ножки и тут же приносит извинения читателю за подобные воспоминания, обещая стать чуточку взрослей.

Лирические отступления в романе Евгений Онегин

Благодаря лирическим отступлениям, которые мы встречаем уже в первой главе романа, где автор высказывает свое мнение об Онегине, Пушкин тем самым делает себя не только повествователем, но и действующим лицом, где писатель является другом героя, называя его добрым приятелем.

Роль лирических отступлений огромна, ведь они оживляют произведение, лучше раскрывают тематику работы автора. Они знакомят нас с биографией Пушкина, где вспоминается южная ссылка, есть воспоминания о молодости и о периоде обучения в лицее. В отступлениях писатель посвящает нас в свои планы, говорит о литературе, театре.

Очень много лирических отступлений посвящено русской природе и временам года. Так Пушкин говорит о зиме, вспоминая мальчишек, что режут коньками лед, пишет, как вьется первый снег. Описывая лето, говорит о весне — поре любви, не проходит автор и мимо осенней поры. Особое место уделяет Пушкин отступлениям по временам суток, где ночь самое привлекательное для писателя время.

Благодаря лирическим отступлениям у писателя появилась возможность легкой беседы с читателями, где он может рассказать о молодежи своего времени и ее воспитании, о том как она проводит время, рисуя картины тогдашней жизни.

Если выделить тематику лирических отступлений отдельно, то можно увидеть тему творчества в целом и размышления автора о специфике произведения. Раскрывается здесь и светская жизнь, затронута в романе и тема любви. В лирических отступлениях прослеживается тема дружбы, тема свободы, деревенской жизни, присутствуют и биографические мотивы.

Как видим, благодаря отступлениям, писателю удалось не только изобразить полную картину русской жизни, но и наполнить работу авторской индивидуальностью. Может поэтому данная роман читается с большим интересом и на одном дыхании. Лично я в восторге от Евгения Онегина.

Читайте также: