Тема поэта и поэзии в творчестве пушкина и лермонтова сочинение

Обновлено: 07.07.2024

и внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности.

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы…

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и волов,

И крику сельских пастухов —

Тебе же нет отзыва… Таков

Холодная толпа взирает на поэта,

Как на заезжего фигляра…

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес;

Тебе бы пользы все — на вес

Кумир ты ценишь Бельведерский,

Ты пользы, пользы в нем не зришь.

Но мрамор сей ведь Бог.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?

Лермонтов вспоминает прошлое, времена Рылеева и раннего Пушкина, когда поэт был великой силой, которая звала и вдохновляла, указывала цели борьбы:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Такого поэта не видит Лермонтов среди своих современников. Новые поэты разобщены с народом, замкнуты в своих личных переживаниях; они пишут исполненные внешней красивости, бессодержательные стихи. В конце стихотворения Лермонтов призывает современников возродить традиции гражданской поэзии, возвращаясь к пушкинскому образу:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк"!

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной,

И свет не пощадил — и Бог не спас!

И все же Одоевский до конца остался настоящим человеком, поэтом, гражданином:

Он сохранил и блеск лазурных глаз,

И звонкий детский смех, и речь живую,

И веру гордую в людей и жизнь иную.

А между тем из них едва ли есть один,

Тяжелой пыткой не измятый,

До преждевременных добравшийся морщин

Без преступленья иль утраты.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Поэт-гражданин вызывает ненависть к себе. Люди относятся к его проповеди любви и правды с озлоблением, они глухи к подлинной поэзии. Это была драма и Грибоедова, и Пушкина, и Лермонтова.

Вашему вниманию предлагается сочинение ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА И М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. Сочинение может быть использовано в средних и старших классах.

Текст сочинения.

Неоценимый вклад в отечественную литературу внес А.С. Пушкин, положив начало развитию новых традиций в русской словесности. М.Ю. Лермонтов является его преемником и продолжателем его творчества.

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую в о двинул.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

“Глас бога”, по убеждению Пушкина, пробуждает душу поэта, наполняя ее вдохновением, высокими и благородными чувствами.

Но лишь божественный глагол,

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы…

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и волов,

И крику сельских пастухов —

И шлешь ответ;

Тебе же нет отзыва…

Таков и ты, поэт!

Холодная толпа взирает на поэта,

Как на заезжего фигляра…

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес;

Тебе бы пользы все — на вес

Кумир ты ценишь Бельведерский,

Ты пользы, пользы в нем не зришь.

Но мрамор сей ведь Бог!

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Достойным приемником Пушкина на поэтической ниве стал М.Ю. Лермонтов.

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Вспоминая времена Рылеева и раннего Пушкина, когда поэт был великой силой, зовущей и вдохновляющей, указывавшей цели борьбы, Лермонтов пишет:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И отзыв мыслей благородных

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Исполненные внешней красивости, но бессодержательные стихи становятся венцом поэтов современников Лермонтова. Разобщенные со своим народом, они замкнуты в личных переживаниях, прозябают в салонах и на светских пирушках. Лермонтов призывает возродить традиции гражданской поэзии, возвращаясь к пушкинскому образу:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свои клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Своему другу Лермонтов посвящает стихотворение “Памяти А.И. Одоевского”. Его судьба поэта и гражданина трагична:

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной,

И свет не пощадил — и Бог не спас!

Все стихотворение пронизано нежностью и любовью:

Он сохранил и блеск лазурных глаз,

И звонкий детский смех, и речь живую,

И веру гордую в людей и жизнь иную.

А между тем из них едва ли есть один,

Тяжелой пыткой не измятый,

До преждевременных добравшийся морщин

Без преступленья иль утраты.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Поэт, несущий людям правду и любовь, вызывает ненависть к себе. Люди относятся к его проповеди с озлоблением, они глухи к подлинной поэзии.

Это непонимание и нежелание воспринимать поэтическую “проповедь” стало драмой для многих поэтов и писателей того времени — Грибоедова, Пушкина, Лермонтова.

Содержимое публикации

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Ключевые слова: поэт, поэзия, творчество

Тема поэта и поэзии не перестает волновать современников, является интересной темой для изучения. Для углубленного изучения этих понятий мы решили обратиться к творчеству двух великих поэтов, живших в разные исторические эпохи, но очень схожие по духу и по особенности постановки жизненных вопросов, в том числе и проблемы назначения поэта и поэзии.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Главная мысль произведения заключается в становлении и стремлении человека стать выше всех бытовых мелочей, добиться духовного богатства, быть ближе к искусству и творению. Вот в чем видел поэт свое предназначение - донести до общества суть и смысл жизни.

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Поэт касается проблемы духовных ценностей и особой роли поэта. Основная тема произведения – поэт и поэзия, сила художественного слова.

Стихотворение Лермонтова мы считаем пророческим. Уже в девятнадцатом веке он озвучил важную проблему нашего времени: потерю веры в звучащее слово. Мы согласимся с Лермонтовым в том, что слово – редкое и драгоценное оружие, а не игрушка. Оно может поранить или защитить.

Смерть Пушкина стала невосполнимой утратой для Лермонтова. Поэтому мы с большим удовольствием прикоснулись к следующему творению Лермонтова - это его стихотворение, написанное в январе тысяча восемьсот тридцать седьмого года. Смерть Пушкина для Лермонтова стала невосполнимой утратой, а главное для России, немногие понимали о том, какую драгоценность они потеряли в лице Пушкина.

В своем стихотворении поэт воспевает не только талант , но и доброе сердце, справедливость и благородство Пушкина. Образ Пушкина автор приравнивает образу Иисуса Христа. Идея произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его гибели виновато всё общество.

Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!

Изучив и проанализировав произведения двух великих поэтов, мы пришли к выводу - тема поэта и поэзии традиционна, в центре - мысль об избранности, об особом пути поэта, о его трагической судьбе.

Важными мотивами и образами является поэт и толпа, назначение творчества, свободы, поэта и эпохи, вдохновение, одиночество.

Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают вопросы, которыми должен обладать поэт, какова роль поэта в обществе. Они считают, что путь и творчество поэта должно быть бескорыстным. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова стала основой для развития русской литературы в целом.

 1. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981

 2. Лермонтов М.Ю. Соч.: В 4 т. Л., 1979-1981

 3. Лотман М.Ю., Шахвердов С.А. Метрика и строфика А.С. Пушкина. М., 1979

 4. Маймин Е.А. Пушкин, Жизнь и творчество. М., 1982

 5. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, 2-е изд. М., 1972

 6. Пушкин А.С. Собр. соч. В 10-ти т. Т. IV. М., 1960.

 7. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. - М., Наука, 1991

Если сравнивать лирику этих великих русских поэтов, то нужно сказать, что лично мне более близок Лермонтов. Всё, что будет написано здесь – это моё личное мнение.

Я понимаю, что Пушкин стал для нас всех самым важным поэтом. Люди не забудут его имя и отчество, а вот Лермонтова не всегда назовут правильно. (Мне кажется, что это тоже важно.) Но для меня сравнение лирики Пушкина и Лермонтова, это как сравнение Державина и Пушкина. Ни у кого не возникнет ведь сомнений, что в этой паре произведения Пушкина более лёгкие, понятны, близкие нам. Но при этом никто не умаляет заслуг первого в паре поэта.

Могу лишь повторить, что лирика Лермонтова мне ближе. И теперь я разобралась, почему.

Разница между лирикой Лермонтова и Пушкина

Поэтический мир Лермонтова не стал зеркальным отражением мотивов и образов лирики Пушкина. Его отличительной чертой является глубокая сосредоточенность на конфликте между мечтой и реальностью, определившая романтическое содержание творчества поэта, мироощущение которого формировалось под значительным влиянием лирических произведений Дж. Байрона.

В творчестве Пушкина нет такого трагического звучания. В его стихах романтический идеал связан с утверждением светлого начала, творческой свободы, определения роли поэта как служителя высокого искусства.

Популярные сочинения

Нужна информация к сочинению на тему: . Сходство и различия лирики пушкина и лермонтова

Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Звание Поэта всегда было самым почетным, самым великим из человеческих званий.

Святую миссию поэзии они видели в служении своей Родине и своему народу. Имена Пушкина, Лермонтова в этом смысле стали чуть ли не нарицательными.

Они били во все колокола, чтобы пробудить человеческую душу, открыть ее для всех радостей земного бытия. Два этих великих поэта с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта.

Но при всем сходстве высоких идей и жизненных целей каждый из них по-своему неповторим в своем творчестве, отличается особым поэтическим даром и мироощущением. Общий колорит поэзии Пушкина — оптимистичный, проникнутый светом, надеждой, любовью, стремлением к теплу, уюту, дому, который воспринимается и как личный Дом, и как вся Россия. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.

Тема дружбы — одна из ведущих в лирике Пушкина. «Мой первый друг, мой друг бесценный!

В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии, принимая разные обличья , которые символизируют силы добра и зла, гармонии и разрушения в душе каждого человека. Лермонтов был очень одинок. Эти мотивы одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики: одинокий парус, одинокая сосна, одинокая пальма, одинокий утес.

Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми.

Но, как ни странно, ощущение постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни, не уводит его в мир мечтаний и грез. Лермонтов — глубокий и тонкий психолог, который чутко раскрывает психологию своих героев, их мгновенные настроения и переживания.

Подводя итог, можно сказать, что и А. Пушкин и М. Лермонтов с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта — пророка и не только раскрыли каждый по — своему тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказали, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чем мечтали ве

Сочинение Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова

Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова — сочинение

Если говорят о литературе первой половины ХIХ века, то первыми на ум обыкновенно приходят имена Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевиче Лермонтова. Это не просто выдающиеся поэты своего времени – можно сказать, что каждый из них и есть свое время. Тематика лирики обоих поэтов разнообразна – свобода, Родина, любовь и дружба, поэт и его назначение. Но сегодня хотелось бы поговорить о другой теме – о природе и об особенностях ее отображения в их лирике.

Любая тема, какое бы выражение она ни находила, неразрывно связана с судьбой автора. Оба поэта прожили недолгую жизнь, но время наложило неизгладимый отпечаток на их творчество. И сколь несхоже оказалось это влияние! Юность Пушкина пришлась на период революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей, расцвет свободомыслия и вольных мечтаний. Юность Лермонтова – на режим николаевской реакции, жесточайшие репрессии любой вольной мысли. И если Пушкина время впоследствии несколько (а затем и значительно) охладило, то Лермонтова лишь заставило утвердиться в мрачных своих взглядах на жизнь. И хотя во многом Лермонтов является продолжателем пушкинских традиций, его поэзия глубоко трагична, а разочарование в надеждах юности придает ей оттенок безысходности.

Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова – свободная, романтическая стихия, но стихия грозная. Лермонтовскому лирическому герою зачастую приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В стихах он часто обращается к разными природным явлениям. Для него ветер в небесах – нечто могучее и сильное.

Шуми, шуми же, ветер в ночи,

Играй свободно в небесах

И освежи мне грудь и очи.

Я здесь от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить.

У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа.

Светает — вьется дикой пеленою

Вокруг лесистых гор туман ночной…

Вот на скале новорожденный луч

Родился вдруг, прорезавшись меж туч,

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там.

В изображении же Пушкина даже буря не выглядит угрожающе, а, скорей, по-домашнему. Вспомним несколько строчек:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Рисуется, вроде бы, мрачная картина – но кажется, что эти строчки читает глава семейства ребенку, сидящему у него на коленях. Ветер воет, вихри кружат, но в очаге горит огонь и, в общем-то, не страшно. У Пушкина – уют, у Лермонтова – бесприютность. И все же пейзажная лирика обоих поэтов показывает, что при всей разности подходов и мироощущения оба они во многом чувствовали себя детьми природы. Вот только Пушкин чувствовал себя ребенком обласканным, а Лермонтов – заброшенным.

Читайте также: