Мгу итоговое сочинение критерии 2021

Обновлено: 06.07.2024

. Проверяя работы, учитывайте, что у ребенка обязательно должен быть проведен сопоставительный анализ (КРИТЕРИЙ 2). Для этого научите выпускников записать следующие строчки: СОПОСТАВЛЯЯ данные (аргументы, поступки героев, позицию….) и т.д. Научите их сопоставлять, иначе они не пройдут по критерию 2.


. Прошу обратить внимание на новые критерии, предъявляемые к итоговому сочинению (изложению) в 2019/2020 учебном году (Приложение 4 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888).
Проверяя работы, учитывайте, что у ребенка обязательно должен быть проведен сопоставительный анализ (КРИТЕРИЙ 2). Для этого Научите выпускников записать следующие строчки: СОПОСТАВЛЯЯ данные (аргументы, поступки героев, позицию….) и т.д. Научите их сопоставлять, иначе они не пройдут по критерию 2.
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Участник при раскрытии темы сочинения доказывает свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала, привлекая художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст);
-выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке темы, концептуальным тезисам сочинения;
-при привлечении двух и более литературных произведений осуществляет
сопоставление между ними хотя бы по одной позиции;
-допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании фамилии, имени, отчества автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) 2 балла
Участник строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала, но ограничивается общими высказываниями по поводу привлеченного текста (ов), при привлечении двух и более литературных произведений не осуществляет сопоставления между ними, и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы, и/или ограничивается простым пересказом произведения, и/или допущены 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала 1 балл
Сочинение написано без опоры на литературный материал или в сочинении существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы не подкрепляются примерами из текста, не становятся опорой для рассуждения), и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала 0 баллов.

По критерию 5: обратите внимание на требования данного критерия
К5. Оригинальность сочинения
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют самостоятельные нешаблонные мысли, или
неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы с привлечением
нетривиального литературного материала, или оригинальные наблюдения, или
интересная логика рассуждения и проч.) или яркостью стиля 1 балл
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход,
оригинальность стиля 0 баллов

Зачет по ВСЕМ критериям, как видите, может не состояться.

Официальные критерии от ФИПИ по которым проверяется итоговое сочинение в 2021-2022 учебном году. Собственно, критерии проверки и НЕ МЕНЯЮТСЯ из года в год.

Прежде чем проверять сочинение по критериям, эксперт смотрит чтобы оно соответствовало двум важным требованиям.

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Детально о подготовке к итоговому сочинению 2021-2022 по всем направлениям

Детальный разбор направлений 2021-2022



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

До начала приемной кампании 2022 года осталось шесть месяцев. Рассказываем, как заработать дополнительные баллы для поступления и разобраться во всех нюансах, связанных с их начислением.

Всё о дополнительных баллах

Дополнительные баллы помогают абитуриенту чувствовать себя увереннее. Они суммируются с баллами за ЕГЭ и позволяют будущему студенту подняться выше в конкурсных списках. Получить их можно за заслуги в спорте, учебе или за активное участие в общественной жизни.

Сколько дают

Зачем нужны

Может показаться, что дополнительные 10 баллов не играют весомой роли при поступлении. Но нередко именно благодаря им абитуриент обходит своих конкурентов и оказывается в списке зачисленных. Подобной историей делится студентка четвертого курса Московского педагогического государственного университета Анна Братищева:

В списках зачисленных в топовые вузы Москвы на первых местах нередко можно увидеть людей с 305 или даже с 310 баллами. Это значит, что удачно сданные экзамены они подкрепили индивидуальными достижениями. Из приведенных цифр следует, что дополнительные баллы — одно из важнейших условий зачисления на бюджет.

Школьные заслуги

Один из самых распространенных способов заработать дополнительные баллы — это учиться на отлично и активно участвовать в олимпиадах.

  1. Красный аттестат и золотая медаль по окончании 11 класса.

Например, МГУ дает за это шесть баллов, МГИМО — четыре балла, ВШЭ — три балла.

Согласно приказу Минпросвещения России, красный аттестат выдается, когда школьник по результатам обучения получил пятерки по всем предметам, а также сдал ЕГЭ по русскому языку как минимум на 70 баллов. Получив аттестат, школьник может рассчитывать на дополнительные баллы.

  1. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников.

Российские вузы предлагают для призеров и победителей этой олимпиады различные привилегии: поступление на бюджет без экзаменов, скидки на обучение, начисление дополнительных баллов.

Олимпиада состоит из шести этапов: пригласительный, школьный, муниципальный, региональный, заключительный и международный. Пригласительный этап обычно стартует в конце учебного года, основные этапы начинаются уже с сентября следующего. Чем дальше школьник сможет пройти, тем больше баллов ему полагается. Например, в МГУ или МГИМО на привилегии могут рассчитывать только победители и призеры заключительного этапа олимпиады При поступлении в МФТИ можно получить от 1 до 10 дополнительных баллов — в зависимости от предмета, этапа и занятого места. В МИРЭА победители и призеры регионального этапа могут получить 10 баллов.

Спортивные достижения

Дополнительные баллы можно получить за:

Баллы за это индивидуальное достижение зарабатывает практически каждый поступающий. Школьникам кажется, что сдать нормативы несложно, однако нужно иметь определенный уровень физической подготовки, а также разрешение от врача. Минимально в вузах можно получить за это достижение 2 балла — например, в МГУ, ВШЭ и МФТИ.

Внутривузовские конкурсы и олимпиады

Минобрнауки России ежегодно утверждает перечень таких олимпиад. Проходят они обычно на базе университетов, но иногда котируются не только в тех вузах, в которых проходят.

Все олимпиады и конкурсы разделены на три категории. Победа в олимпиаде первой категории дает право поступать без вступительных испытаний, второй категории — 100 баллов по профильному предмету ЕГЭ, привилегию за победу в третьей категории определяет каждый вуз.

Самые популярные олимпиады:

Третья категория:

Вторая категория:

Первая категория:

Волонтёрство

Участием в волонтерском движении могут похвастаться немногие абитуриенты. К тому же не каждый вуз учитывает это в качестве индивидуального достижения.

В Финансовом университете, МГУ и МГИМО волонтерская деятельность не учитывается вовсе. А в МГТУ им. Баумана и в РУДН начисляют 3 балла при наличии книжки волонтера с суммарным временем работы не менее 100 часов.

Бывает, что подтвердить волонтерскую деятельность проблематично: нужно иметь документы, в которых будет прописано затраченное количество часов. Ведь именно от них зависит, сколько баллов будет начислено будущему студенту. Однако вариантов волонтерской деятельности очень много:

Итоговое сочинение 2021: как подготовиться

Учитель русского языка и литературы. Учитель истории. Психолог. Педагог-психолог по работе с одарёнными детьми.

Направления

Требования к сочинению

Критерии оценивания, или как получить незачёт

Советы по подготовке

Краткие ответы на главные вопросы


Направления

Забвению не подлежит

Здесь необходимо поразмышлять о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки, культуры, которые повлияли на развитие общества и цивилизации в целом.

Я и другие

В этой теме подумайте о взаимоотношениях личности и общества. Эта тема позволит максимально выразить свою позицию, своё мнение. В основу сочинения можно положить рассуждения о причинах возникновения конфликтов и способах их избежать. В качестве аргументов используйте и произведения, и примеры из собственного опыта.

Время перемен

Ваша задача — подумать и написать о меняющемся мире, вспомнить, как было раньше, а как сейчас, сравнить прошлое и настоящее. Напишите о своём отношении к современности, оцените происходящее в историческом контексте. Можно поразмышлять о том, как формируется мировоззрение. Для примеров в этом направлении хорошо подойдут мемуары, публицистика.

Разговор с собой

В этом направлении затрагивайте важные для всех вопросы: что значит быть собой, любить и принимать себя, в чём смысл жизни, зачем понимать свои и чужие поступки. Здесь же можно затронуть тему, почему важно сохранять внутреннюю цельность, быть стойким и не хандрить, и, наоборот, чем опасно слишком легкомысленное отношение к жизни.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Вы должны охватить такие темы, как запросы современного человека, его культурные ценности. Опишите, что важно для нынешнего поколения, для вас лично. Подумайте, какие черты, на ваш взгляд, присутствуют у человечества XXI века.

Требования к сочинению

Сочинение должно соответствовать двум основным требованиям:

Рекомендуемый объём — 350 слов, максимальный не оговаривается, но чем больше вы напишете, тем лучше. Если в сочинении будет 250 слов или меньше, его просто не будут проверять.

Сочинение должно быть написано самостоятельно, без подсказок, списывания или использования заученных фрагментов чужого текста. Важно излагать собственные мысли. Цитирование допускается в небольших количествах.

Критерии оценивания, или как получить незачёт

assesment

Соответствие теме

Здесь проверяют содержание сочинения. Главное — отвечать на вопрос, поставленный в теме, размышлять над проблемой, обозначенной во вступлении.

Незачёт ставится, если сочинение не соответствует теме, нет ответа на поставленный вопрос, нет ясной цели высказывания.

Типичные ошибки

  • Непонимание формулировки темы и, как следствие, — несостоятельная аргументация.
  • Нарушение логики, перескакивание с темы на тему.
  • Неумение сформулировать главную мысль, выдвинуть тезис.

Аргументация. Привлечение литературного материала

Этот критерий позволяет оценить, умеете ли вы строить рассуждение и доказывать свою позицию. Кроме того, так проверяют ваш литературный багаж. Для аргументации используйте художественные произведения, публицистику, мемуары, научную литературу и даже устное народное творчество, за исключением малых форм. Можно брать как отечественных, так и зарубежных авторов.

Требуется не менее двух аргументов. Они могут быть из одного произведения.

Не старайтесь написать сочинение так, чтобы оно понравилось проверяющему. Высказывайте своё мнение и позицию.

Незачёт ставится, если:

  • аргументов нет или они не подтверждают ваш тезис;
  • в аргументе существенно искажается содержание текста;
  • аргумент не подтверждён конкретными примерами, есть только упоминание произведения.

Типичные ошибки

  • Фактические ошибки — искажение содержания произведения, неправильные исторические даты или имена героев и т. п.

Композиция и логика рассуждения

Здесь оценивается, насколько хорошо вы умеете выстраивать свои мысли.

Незачёт ставится, если:

  • части сочинения не связаны друг с другом;
  • в предложениях допущены логические ошибки;
  • отсутствует тезисно-доказательная часть;
  • вы доказываете несуществующий тезис;
  • вы перескакиваете с мысли на мысль.

Типичные ошибки

  • Отсутствие смысловых связей между частями сочинения.
  • Отсутствие связи между вступлением и заключением. Внимательно следите, чтобы тезис из начала сочинения имел вывод в конце.

Качество письменной речи

Этот критерий оценивает, насколько хорошо вы умеете излагать свои мысли письменно.

Незачёт ставится, если:

  • есть речевые ошибки;
  • вы не понимаете лексическую сочетаемость слов;
  • употребляете слова не в том значении.

Типичные ошибки

Грамотность

Незачёт ставится, если на 100 слов допущено более 5 ошибок любого вида — и пунктуационных, и орфографических.

Советы по подготовке

Читайте

Чем больше вы прочитаете самых разных книг, тем больше у вас будет материала для рассуждения и аргументов.

Используйте готовые списки произведений по направлениям итогового сочинения. Они уже подготовлены специалистами и выложены в интернет.

Ведите читательский дневник

Он может быть бумажным или электронным. Прочитайте произведение, а потом запишите в дневник:

  • имя, отчество, фамилию автора, годы жизни;
  • имена всех или основных персонажей, если их очень много;
  • краткую характеристику героев с цитатами;
  • тему произведения;
  • основные мысли.

Таким образом, вы лучше запомните произведение и получите заготовку для приведения аргументов.

Смотрите фильмы

Если не успеваете всё прочитать, смотрите советские экранизации классических произведений — они наиболее близки к оригиналу. Просмотр фильма дополняйте чтением краткого пересказа сюжета.

Анализируйте чужие сочинения

Найдите в сети примеры сочинений прошлых лет, которые получили хорошие баллы. Разберите, как они написаны. Попробуйте скомпоновать из нескольких сочинений на одну тему ещё один текст. На самом экзамене так делать не надо, но для тренировки этот способ подойдёт.

analyze

Составляйте план

Составление плана помогает придерживаться главной мысли и не совершать логических ошибок. Не пишите коротко, потратьте лишние 5–10 минут на обдумывание. Чем больше деталей в плане, тем проще писать сочинение.

В плане пропишите:

Подсказка: чтобы сформулировать тезис, используйте ключевые слова в названии темы.

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?

Часто между людьми по тем или иным причинам возникают конфликты.

Какова роль любви в жизни человека?

В жизни человека любовь играет главную/важную роль.

В жизни человека любовь не играет никакой роли.

Пишите сочинения для тренировки

Если не можете придумать, о чём написать, оглянитесь и посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один, напишите историю от лица предмета. Этот способ помогает снять напряжение и писательский блок.

Дальше переходите к более серьёзной подготовке. Выберите 5–10 тем из списка итогового сочинения 2020 года и к каждой напишите тезисы. Затем составьте план аргументов, как описано выше. Это нужно для того, чтобы не потерять мысль и не сделать логическую ошибку.

Если не получается логично и связно выразить свои мысли письменно — попробуйте наговорить ваши мысли на диктофон, а потом послушайте, запишите и отредактируйте то, что получилось.

Пишите так часто, как получается. Вы сформируете навык, перестанете бояться чистого листа, научитесь быстро формулировать тезисы и подбирать аргументы.

Отдавайте готовые сочинения на проверку

Не пишите в стол. Если сочинение никто не увидит, то и с ошибками не поможет. А они наверняка будут, как минимум в первых работах. Если вы готовитесь без преподавателя, обменивайтесь сочинениями с одноклассниками или просите почитать родителей. Здесь нужно быть уверенным, что проверяющий увидит ошибки, а не похвалит за них. Можно читать своё творение вслух, это помогает со стороны увидеть проблемные места в тексте.

Как сочинение поможет поступить в вуз

Не все вузы просят предоставить сочинение на проверку, уточняйте этот момент в приёмной комиссии.

Оценивается сочинение примерно по тем же критериям. Некоторые вузы формируют дополнительные критерии высокобалльного сочинения, например опора на более чем одно произведение, подбор нетривиального литературного материала и нестандартные композиционные решения. Обычно критерии приведены на сайте вуза.

Количество дополнительных баллов, которые можно получить за сочинение, также различается от вуза к вузу.

Примерный перечень

  • МГУ — до 2 баллов;;
  • МИФИ — до 2 баллов;
  • Российская экономическая школа — 0, 2 или 5 баллов;
  • Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина — до 10 баллов;
  • Российский государственный гуманитарный университет — 1 балл.

Кратко отвечаем на главные вопросы

🤨 Зачем писать итоговое сочинение?
Итоговое сочинение — допуск к основным экзаменам. В некоторых вузах — возможность получить до 10 дополнительных баллов за индивидуальные достижения

😞 Что будет, если получить незачёт?
Каждому 11-класснику даётся две попытки пересдачи. В этом году дополнительные даты — 5 и 15 мая

🤓 Чем можно пользоваться во время написания сочинения?
Только орфографическим словарём и своими знаниями

😯 Сколько аргументов нужно?
По основным критериям достаточно опоры на один текст. Однако критерии вуза, оценивающего сочинение как индивидуальное достижение, могут быть другими

🤔 Какую литературу можно использовать?
Художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы

😬 В каком жанре нужно писать сочинение?
Сочинение-рассуждение

😧 Где будет проводиться?
В вашей школе

😴 Что будет, если я опоздаю?
Вас допустят к написанию сочинения, но время работы не продлят

😰 Черновики проверяют?
Нет

🤯 Сколько времени даётся на написание?
3 часа 55 минут

😎 Если я закончил раньше, можно уйти?
Да

😑 Что будет, если я нарушу установленный порядок?
Допустят к пересдаче (только по решению педагогического совета)

Подробнее можно прочитать здесь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

критерии оценки итогового сочинения для вузов

Кроме основных критериев выпускники должны знать и критерии оценивания итогового сочинения для вузов. Как известно, сочинение может принести дополнительные баллы для абитуриентов при поступлении. Ребята используют любую возможность, чтобы продвинуться в рейтинге и поступить на бюджет. Кроме баллов ЕГЭ вузы дают и дополнительные: за ступень ГТО, за индивидуальные достижения, за аттестат с отличием и, конечно же, итоговое сочинение. Однако не стоит быть уверенным в том, что каждое высшее учебное заведение учитывает результаты сочинения. Данную информацию следует уточнить в приемной комиссии или на сайте организации.

Если же вы уже убедились в том, что сочинение учитывается как индивидуальное достижение при поступлении на вашу специальность, тогда постарайтесь написать его на максимальный балл. Для этого нужно знать, за что именно начисляются баллы. Вузы оценивают работу по десятибалльной системе. Саму работу не нужно предоставлять в приемную комиссию вместе с другими документами. Ответственные за прием документов в вузе имеют доступ к отсканированной работе, хранящейся в электронной системе.

Познакомимся с вузовскими критериями подробнее.

Критерий 1- соответствие теме

За этот критерий можно получить максимум 2 балла. Это возможно, если в работе прослеживается замысел, раскрывается тема сочинения и прослеживается верный путь рассуждения по предложенной проблемой или ответа на проблемный вопрос. Убедительность выпускника играет большую роль в данном критерии.

Если же выпускник поверхностно рассуждает над предложенной темой, или приводит рассуждение на близкую тему, то по первому критерию выставляется 1 балл.

Отсутствие в работе доказанного тезиса, приведенного в соответствии с названной темой, лишает выпускников всех баллов по первому критерию.

Критерий 2 – использование аргументов из литературы

Данный критерий также дает два балла. Получить их можно, приведя аргументы из различных литературных источников: романов, повестей, рассказов, публицистической литературы, дневников, мемуаров, произведений устного народного творчества и др. При этом, произведение, которое приводится в качестве доказательств, должно быть тематически сходно с самой работой. В работе может быть допущено не более одной фактической ошибки (неверное указание автора, названия произведения, имен литературных героев, фактов, описанных в произведении).

При наличии абстрактных высказываний относительно текста, не вполне уместного обращения к произведению, простого пересказа или 2-4 фактических ошибок данный критерий принесет лишь 1 балл.

Если же в работе нет примеров из литературы или сюжет произведения передан неверно, произведение лишь упоминается без необходимого анализа, автор более 5 раз указывает неверные факты из произведения, по второму критерию выпускник не получит ни одного балла.

Критерий 3 – композиция сочинения

Композицией называется построение произведения. Если в работе прослеживается наличие всех композиционных частей (тезис, аргументы, вывод), которые соединены между собой логической связью, отсутствую неуместные повторы мыслей, то критерий принесет 2 балла.

При наличии в работе не более двух нарушений последовательности мысли и необоснованных повторов приводит к снижению баллов на 1.

Если же логические ошибки мешают пониманию текста сочинения, то выпускник теряет все баллы за композицию сочинения.

Критерий 4 – качество речи

Чтобы получить 2 балла по этому критерию, нужно точно выражать мысли, использовать разнообразную лексику и синтаксические конструкции (простые предложения с причастными и деепричастными оборотами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения), верно и по назначению употреблять термины.

При однообразии грамматического строя работы выставляется 1 балл.

Если речевое оформление работы затрудняет смысловое понимание сочинения, автор сочинения не продемонстрировал богатство словарного запаса и использовал однотипные синтаксические конструкции, выставляется 0 баллов.

Критерий 5 – Оригинальность сочинения

Этот критерий может принесли один дополнительный балл если в работе выпускник продемонстрировал творческий подход: привел интересные оригинальные мысли, неожиданные аргументы.

Если всего этого нет в работе, то по данному критерию ставится 0 баллов.

Критерий 6 – речевые нормы

К речевым ошибкам относится неверное употребление слов в несвойственном им значении, неверное употребление синонимов, неоправданное употребление слов различных лексических групп (просторечных, жаргонных слов, эмоционально-экспрессивной лексики), лишних слов, частые повторы и т.д.

Чтобы получит 2 балла по данному критерию, можно допустить не более двух речевых ошибок, 3-4 ошибки принесут 1 балл, а 5 более ошибок повлекут за собой 0 баллов.

Критерий 7 – орфографические нормы

Этого критерия чаще всего боятся школьники, ведь орфографическая зоркость присуща далеко не каждому. На протяжении всего обучения в школе ребята постигают азы орфографии, с каждым годом узнавая все новые и новые правила. Их так много, что в сознании школьников они не всегда умещаются. Однако данный критерий наряду со следующим является самым весомым – максимальный балл составляет 3. Чтобы получить этот максимальный балл, нужно избегать орфографических ошибок, допускается лишь одна негрубая. При наличии 2-3 ошибок выставляется 2 балла. Если ошибок 5 и более, то по данному критерию выставляется 0 баллов.

Критерий 8 – пунктуационные нормы

К сожалению, умение правильно расставлять знаки препинания в предложении дано не каждому. Три балла можно получить при наличии 1 пунктуационной ошибки. 2-3 ошибки дают 2 балла, а если в работе более 5 ошибок, это ведет к выставлению 0 баллов.

Критерий 9 – грамматические ошибки

Этот вид ошибок связан с неправильным образованием формы слова, неверным способом связи слов в предложении или неправильном построении предложения. Выставляется 2 балла в том случае, если грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. При наличии 2-3 ошибок выставляется 1 балл, а при 4 и более – 0 баллов.

Критерий 10 – фактическая точность изложения мыслей без учета литературного материала

Критерий принесет 1 балл, если в работе нет искажения фактов действительности, слова употреблены в верном значении. Этот балл является беспроигрышным – потерять его очень сложно. Достаточно писать о том, в чем уверены и что не вызывает затруднений при формулировке мыслей.

Таким образом, работа может принести 20 баллов. Вузы переводят эти баллы в 10-ти балльную систему по следующему принципу:

Эти баллы вы не увидите заранее. Вузы непосредственно во время проведения приемной кампании формируют комиссию по проверке сочинений и оценивают работы по приведенным выше критериям.

Надеемся, что данная информация была для вас полезной. Ведь при поступлении даже один балл может оказаться решающим. Поэтому рассчитать свои шансы нужно заранее. Постарайтесь соблюсти все требования к речевому и грамматическому оформлению своего сочинения, чтобы оно принесло вам как можно больше баллов. А если у вас возникли вопросы, пишите нам в комментариях.

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Опыт преподавания - 7 лет. На протяжении 5 лет готовлю выпускников к ОГЭ и ЕГЭ.

Читайте также: