Тема блудных детей в повести станционный смотритель сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Данный урок направлен на отработку анализа образной системы произведения, на развитие творческих способностей учащихся.

ВложениеРазмер
obshchechelovecheskaya_tema_bludnykh_detey.doc 23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

Бекетова Светлана Владимировна

муниципального образования Новопокровский район

Цели урока: - продолжить обучение анализу образов героев произведения;

- развивать творческие способности учащихся;

Почитай отца своего и мать свою,

чтобы тебе было хорошо и чтобы

ты долго жил на земле.

5 заповедь Христа.

1. Вступительное слово учителя.

2. Беседа с учащимися.

- Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?

- Кто такой Самсон Вырин?

- Да, он немало терпел от проезжавших оскорблений. Но в начале повести он производит впечатление бодрого и счастливого человека. Почему?

(У нег была дочь – красавица, которой он гордился).

- Но прошло несколько лет! Что изменилось? Что осталось неизменным?

( Неизменно - картинки на стенах; изменилось – в доме ветхость, небрежение. Из бодрого человека Самсон превратился в хилого старика. У него беда. Его боль – дочь Дуня.).

- Вспомните, с чего все начиналось.

- Вдумаемся в поведение гусара. Для чего Минский придумал болезнь?

- Было ли это бегством со стороны Дуни?

- Как отец находит свою дочь?

- Обратите внимание на иллюстрацию. Что на ней изображено? (Вырин у дома Минского).

- Почему автор говорит о слезах негодования у смотрителя?

- Вспомните вторую встречу с Минским. Найдите в тексте слова Минского, с которыми он выталкивает Вырина.

- Кто на самом деле является разбойником?

- У человека отняли самое дорогое, смысл жизни. Ради чего ему теперь жить?

Индивидуальное задание : (дается на дом). Поставьте себя на место Самсона Вырина. Ему при жизни так и не удалось повидать дочь. Представьте, что он написал письмо дочери. Что в нем?

- Помнят ли проезжающие смотрителя?

- Кто та барыня, о которой рассказали автору?

- Счастлива ли Дуня?

(Да. Она живет богато).

- Но почему она плачет?

Индивидуальное задние: (дается на дом). Вспомните сцену, описывающую Дуню на могиле отца. Мы не слышим её причитаний, но можем предположить. Что могла бы сказать на могиле отца Дуня?

- А дети? Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая, но не заставшая отца в живых?

(Сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня – нет. Да, Дуня стала богатой, но отец потерял её любовь навсегда, а с нею и утратил надежду на саму жизнь).

- Какими показал отношения между родителями и детьми А.С. Пушкин?

(Рассказчик размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с расставанием. Дуня могла бы давно, ещё при жизни отца, приехать и продлить ему жизнь своим появлением на станции).

4. Проверка домашнего задания.

5. Обобщения и выводы.

-Как важно сказать родителям, что мы их любим, приносить им не одни неприятности, а хоть немного счастья. И Заповедь Христа как раз отражает именно то необходимое отношение между родителями и детьми, которые должны быть.

В комнате Самсона Вырина развешаны
несколько картин с сюжетами о блудном сыне.
Это -не просто житейские иллюстрации нравственных
истин, а обращение к совести человека:
понимаешь ли ты, что с тобой происходит?
Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне,
о сбившемся с пути и покаявшегося затем человеке.
В повести использован приём противопоставления.
Судьба отца противопоставлена судьбе дочери,
судьба Дуни противопоставлена судьбе блудного сына,
умение понять и раскаяться одного героя
противопоставлено
неумению думать о ближнем и раскаиваться вовремя.
Дочь смотрителя отчасти повторила поступок героя
библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына,
изображенного на картинках, станционный смотритель ждал
свою дочь, готовый к прощению.
Но Дуня не возвращалась.
Станционный смотритель так и не испытал радости
возвращения "блудной дочери", и неизвестно,
как умер он - прощая или проклиная её.
Страдания Самсона Вырина не вознаграждаются при
жизни Высшей силой.
Более того, "зло" в лице Минского - его обидчика -
также остаётся безнаказанным.

Дуня же, сама став матерью, приезжает к уже умершему
отцу, долго лежит на его могиле.
Она вернулась, но простить её за отсутствие, за
принесенные страдания, порадоваться за нее – некому.
Она опоздала, и ей не испытать той радости от родительского
прощения, как это случилось с сыном в библейской притче.
Запоздалое раскаяние блудной дочери свиде­тельствует лишь
о том, что оно могло бы намного раньше "осветить" её
"заблудшую душу" и спасти отца от неминуемой гибели
и душевных страданий.

ниче се, блудный ребенок. половозрелая девица, воспыламши страстью к проезжему офицерику, сбежала из дома, бросила папеньку, разбила ему сердце. тут уже пороть поздно. тут надо было в колыбельке придушить

полагаю, что в произведении "Станционный смотритель" блудным ребёнком является не дочь главного героя, а он сам. Понимание этого приходит в момент, когда он желает не исправления, а смерти своему ребёнку. Герой полностью поглощён собой, родную дочь он рассматривает как прислугу, даже знамения свыше, которые ему дарует Провидение он расценивает превратно, исходя из своей испорченности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

« Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина

ЭПИГРАФ:

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…

Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей.
Питтак

Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки и покаяться.

Цели и задачи урока:

Развивающая: развивать способность эмоционального восприятия произведения; продолжить формировать умение понять и оценить поступки героев.

Воспитательная : Воспитывать почитание и уважение к родителям, ответственность за свои поступки, сочувствие к людям.

Организационный момент. Слово учителя.

Задание классу . Продолжите ассоциативный ряд: семья – это … ( родители, дети, радость, единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, совместный отдых, совместная работа, тайна, спокойствие)

Слайд японское жилище .

- Перед вами традиционное японское жилище, окна в котором сделаны из бумаги и традиционное японское стихотворение – хокку, написанное в 18 веке японской

(холод в душе главного героя Самсона Вырина после исчезновения Дуни приводит к трагедии).

- Мы отметили, что этот цикл состоит из 5 повестей, можете их перечислить?

Словарная работа:

- Вспомним с вами, что такое проблема ? ( Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения).

- А что такое нравственность ?

Есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем в этом разобраться, какой поступок мы называем нравственным, а какой – безнравственным.

- Есть поступки, которые с точки зрения закона не наказуемы, но есть другой закон – закон совести. Тогда, наверное, нравственные проблемы – это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.

3 . Работа с текстом.

- Кто такие станционные смотрители?

Ребята, во времена Петра I был создан документ, в котором было указано распределение чинов от высшего к низшего. Так называемый табель о рангах. По данной таблице можно узнать, какой чин был у станционного смотрителя Самсона Вырина, и какой чин был у ротмистра Минского.

- Прав ли рассказчик, назвавший станционных смотрителей мучениками? Аргументируйте свою мысль текстом.

- Какое чувство вызывает у автора станционный смотритель? ( искреннее сострадание)

Как видим, защитить этих людей некому, к унижению и издевательствам они привыкли. Главный герой – маленький, бессильный человек, никто его не послушает и не услышит.

(Молодой человек приехал на станцию, чтобы отдохнуть, поменять лошадей, переодеться после дождя).

-Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе?

- Что за беда настигла его? ( Его беда – Дуня.)

Кто тому причина? ( Гусар Минский )

– Расскажите о первом появлении Минского? Какое впечатление произвел на вас гусар Минский при первом появлении?

(Приезжий был в чине ротмистра, при разговоре требовал лошадей, возвысил голос и нагайку)

- Вдумаемся в поведение ротмистра Минского. Какие детали выдают гусара,что он здоров, притворяется? (Хороший аппетит)

- А вы сразу поняли, что он обманывает этих людей?

- Чем гусар завоевал любовь смотрителя? Было ли его отношение к Самсону Вырину искренним? Докажите текстом.

- Как он поступил? ( Безнравственно. Он обманул.)

- Скажите, как вы считаете, было ли это бегством со стороны Дуни?

( Нет. Это было похищение. Отец сам посадил ее в коляску прокатиться до церкви)

- Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? ( Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)

- Пробовал ли он вернуть дочь? ( Дочь он нашел в Петербурге.)

-Почему Вырин не пошёл жаловаться на Минского?

Вспомните, как относились богатые путешественники к станционным смотрителям?

( Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли)

- Прочитайте отрывок, в котором Вырин видит, как живет его дочь в Петербурге. Какие выводы о Дуне мы можем сделать?

(“ Двери были заперты; он позвонил..” до слов “..вытолкнул его на лестницу” Дуня живет хорошо, у нее есть слуги, большая, прекрасно убранная квартира”, она роскошно одета. Дуня любит Минского, “ с нежностью смотрит на него. Она счастлива.”)

- Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Он уверен, что её ждет неминуемое несчастье, что Минский “подержит и бросит” Дуню)

- Что поддерживает Вырина в его убеждении, что дочь обязательно будет несчастна? (Притча о блудном сыне, известная по евангельским сказаниям (она обязательно плохо кончит)

- Как называет Самсон Вырин свою дочь? (заблудшей овечкой)

- Как хорошо было с дочерью и как плохо стало без неё. Нарушилась гармония в доме.

- Ребята, давайте поразмышляем над прилагательным “ блудный” . Назовите однокоренные слова. Что означает это слово?

(Заблудившийся, потерявший ориентиры, цель в жизни. Блудный сын - человек, потерявший семью, отчий дом, веру, родину. А также человек, нарушивший нравственные законы. Таким образом, (Слайд )

блудный сын – человек, не просто потерявший семью, отчий дом, родину, но и заблудившийся на жизненном пути, утративший нравственные ориентиры в жизни.

- Был ли выбор у Дуни ? (Выбор всегда есть. Минский мог бы попросить её руки открыто. Дуня могла бы написать письмо отцу и сказать, что у неё всё хорошо. Трудность её выбора в том, что она любит и Минского, и отца. Но про отца она забывает)

- Давайте вспомним притчу о блудном сыне и обратим внимание на сходство и различие историй блудного сына и Дуни Выриной? ( Слайд )

Слишком поздно приехала. Не успела попросить прощения.

( слайд с картинками из притчи )

- Радостный или грустный финал притчи? Почему? (Радостный, потому что сын вернулся домой, успел попросить у отца прощение и получить его.)

- Как вы думаете, какие чувства наполняют душу отца? (Радость от возвращения сына, грусть, потому что он видит, в каком состоянии сын, чувствует, сколько ему пришлось пережить. Отец руками обнял сына, как бы защищая его от всего плохого, что случилось и могло ещё случиться).

( Слайд с Дуней ) - У неё трое детей. Она счастливая мать . Она богата и любима. Она счастливая жена . Но счастлива ли она как дочь ? (Да, Дуня стала богатой и любимой. А счастье её омрачено мыслью об оставленном и забытом отце. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего).

- Если еще раз взглянуть на картины художников мы видим, что каждый из детей вымаливает свое прощение.

( Если есть в человеке совесть, а в Дуне, я думаю, она есть, совесть не даст ей покоя до конца дней. ( Слайд ) Поэтому она так безутешно плачет на могиле отца. Его не вернуть. На душе огромная тяжесть. Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть большой грех).

- Для любого человека является огромным горем – потерять своё дитя. Самсон Вырин, несомненно, мечтал выдать дочь замуж, воспитывать внуков…

- Найдите в тексте отрывок, где показывается, как Вырин обращается с детьми.

(«… Оборванный мальчик…повёл меня за околицу

- Знал ты покойника?

- Как относится мальчик к смотрителю? ( С теплом. С благодарностью.)

А внуки Самсона Вырина никогда не узнают, какой добрый и прекрасный мог бы быть у них дедушка.

( С благословения отца ).

- Чем пренебрегла Дуня, покидая отчий дом?

( Дуня не спросила родительского благословения).

( Слайд ) Благословение – благое слово, необходимое в начале любого дела. Дети должны спрашивать благословение у родителей.

Создавая семью, дети спрашивают родительского благословения на счастливый союз. Эта традиция живёт веками на Руси.

- Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?

Нравственные уроки по Священному Писанию: (слайд)

Уважай и чти своих родителей за то, что

они дали вам жизнь и воспитали вас.

Словом и делом выражай свое почтение.

Не ропщи на наказание.

Вовремя покайся в своих ошибках.

В нужде и старости ухаживай и корми их.

- Вы обещаете, что никогда не оставите родителей своих без внимания?

– Обратимся к эпиграфам. Как связаны данные высказывания с темой урока?

– О каких же нравственных проблемах в повести А.С. Пушкина мы говорили на уроке? (слайд)

О взаимоотношениях отцов и детей;

Об ответственности за свои поступки;

О муках совести, которые свидетельствуют о том, что человек не погиб…;

О счастье и любви…

- О чем вас заставил задуматься А.С. Пушкин? Какой урок для себя вы извлекли?

Вывод : Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех.

- Вы обещаете, что никогда не оставите родителей своих без внимания?

- Прошу всех встать! Мы вместе произнесём клятву, которую, я надеюсь, вы никогда не забудете и будете ей верны.

Вариант 1

В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя — Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем.

Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным и скромным покорно сносит эти издевательства.

Отрадой смотрителя является его дочь Дуня — красавица и помощница. Даже самый гневный постоялец, видя ее, смягчается и начинает вести добрые, задушевные беседы.

Однажды к их станции подъезжает гусар Минский. Он очарован Дуней и притворившись больным проводит несколько дней у них. Собираясь в дорогу, он предлагает подвезти девочку до церкви, Самсон не находя в этом ничего дурного отпускает дочь.

Не дождавшись ее, он едет в церковь, однако не находит там девочки. Смотритель узнает, что Дуня уехала с гусаром в Петербург.

Убитый горем отец едет к гусару, однако тот отвечает, что Дуня любит его и останется с ним.

Автор передает читателю страдания смотрителя. Всего за пару тройку лет он из свежего и бодрого человека, превращается в седого, небритого, морщинистого, хилого старика. Ему не дает покоя его беспечность, он раскаивается и не понимает как он мог отпустить дочь с чужим человеком. Самсон боится, что гусар вдоволь насытившись Дуней, прогонит ее и она останется одна в чужом городе. И, как и многие другие, должна будет мести улицы, чтобы заработать себе на жизнь.

Через некоторое время несчастный Вырин, потерявший смысл жизни и надежду, не выдерживает горя, свалившегося на его отцовские плечи, спивается и умирает.

В конце повести автор упоминает, что барыня — Дуня с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжает навестить отца и узнает о его кончине. Она идет на кладбище и долго лежит возле его могилы. Из этого читатель может сделать вывод, что гусар все-таки не обманул и не бросил Дуню. Он по всей видимости женился на прекрасной Дуне, у них родились дети и они ни в чем не нуждаются.

Писатель защищает и сочувствует главному герою повести. Он учит читателя относиться по-человечески к людям, какую бы должность они не занимали. Ведь главное, чтобы человек обладал чистой, искренней и доброй душой.

Вариант 2

Самсон Вырин занимает должность станционного смотрителя. У него растет красавица дочь − Дуня. Самсон воспитывает ее без матери. Работа у Вырина очень сложная. Ему надо угодить проезжающим гостям, которые часто бывают недовольны. Ведь лошадей не всегда хватает, а люди спешат по своим делам. Свое неудовольствие проезжающие высказывают смотрителю. Дуняша, разумная не по годам, помогает сглаживать отцу конфликты с приезжими. Ведь она наделена природной красотой и обаянием. А также она создает уют в доме, обслуживает клиентов. Гости часто дарят красивой девушке подарки. Мужчины делают комплименты.

Самсон Вырин очень сильно любит свою дочь. Она является главным его смыслом жизни. Юная девушка мечтает о любви. Конечно же она хочет, чтобы ее избранник был красивым и богатым.

Однажды в их семью заехал красавец гусар Минский. Молодые люди понравились друг другу. Минский решил увести Дуню с собой, тайно от отца. Судя по всему, Дуня была не против этого похищения.

Отъезд своей дочери из дома Самсон воспринял очень болезненно. Ему кажется, что его наивную Дуняшу гусар увез силой. Он считает, что молодой повеса натешится с его дочерью и бросит ее.

Он пускается на поиски беглянки. Ему удалось найти гусара в городе Санкт-Петербурге. Но тот не хочет отдавать ему дочку обратно. Он откупается от просьбы отца деньгами. Самсон видел и Дуню. Но она растерялась и не смогла разговаривать с отцом.

Самсон уезжает к себе домой в полной растерянности. Он не знает, что будет с его дочерью дальше. Забитый жизнью человек не верит, что бедная девушка будет счастлива с богатым гусаром. От горестных дум станционный смотритель начинает употреблять алкоголь.

Произведение запоминается своим трагическим концом. Постепенно, Вырин спивается и умирает. Повзрослевшая Дуня, видимо узнав о кончине отца, приезжает на могилу его. Конечно же она чувствует глубокую вину перед ним. Вероятно, она будет мучать ее всю жизнь. Дуня осуществила свою мечту. Судя по описанию конца произведения, она стала женой Минского.

Произведение учит нас любить своих близких и всегда находить общий язык с ними.

Вариант 3

При помощи своего внутреннего обоняния и внешней красоты она помогает отцу сглаживать конфликты с клиентами. Но отец воспитывает дочь неправильно. Вероятно, и его родители так же относились к нему. Дуня привыкла заискивать и хитрить перед приезжими. Но, как и большинство юных девушек Дуня мечтает стать богатой и счастливой. Она хочет прожить более счастливую жизнь, чем ее отец. Конечно же, она мечтает быть любимой, замужней дамой. Ей удается осуществить свои задуманные планы.

Судьба послала юной девушке удачный шанс. Однажды к ним заехал красавиц гусар Минский. Они понравились друг другу. Прибегнув к хитрости и обману, Дуня сбегает из дома отца с приезжим щеголем. Смотритель же, привыкший видеть жизнь в темных красках, понимает все по-своему. Ему кажется, что его любимую дочь увезли насильно. Недальновидный отец считает, что Дуня всегда должна жить с ним или выйти замуж за человека ее сословия. Он боится, что богатый гусар бросит девушку из бедной семьи. Смотритель предпринимает попытку вернуть дочь, едет за ней в Санкт-Петербург и находит ее. Но она даже не захотела встретиться со своим бедным отцом. Вероятно, Дуня боится быть непонятой или счастье затмило ее разум. Офицеру Минскому тем более Вырин не нужен. Часто богатые люди не замечают и не хотят знать своих бедных родственников.

Отец и дочь не смогли найти общего языка между собой. Узкое мировоззрение бедного человека не может представить, что его Дуня нашла свое семейное счастье. Произведение заканчивается трагическим финалом. Бедный смотритель, из-за переживаний, связанных с дочерью, постепенно спивается и умирает. Опомнившаяся Дуня приезжает через несколько лет навестить отца, богатая и счастливая. Она даже привозит с собой внуков, в надежде показать их Вырину, но находит лишь могилу его. Дуня осуществила свою мечту, но заплатила за нее высокой ценой.

Угрызения совести о безответственном поступке перед родителем будут мучить ее всю жизнь. Произведение Пушкина остается актуальным и в наши дни. Оно учит нас не забывать о близких, дорогих нашему сердцу людях. И если вам суждено судьбой стать богатым человеком не надо высокомерно относиться к более низшим слоям общества.

Вариант 4

Позже этот образ дополнили в своем творчестве Гоголь, Чехов, Толстой.

Свое повествование автор начинает подробным описанием жалкого и беспросветного существования станционных смотрителей. У всех проезжающих прочно закрепилось негативное отношение к этим людям.

Накопившуюся в поездках злость и досаду, путники вымещают на смотрителе, который ни в чем не повинен.

А на самом деле, смотрители в большинстве своем люди смирные и кроткие, готовы услужить в любое время, им в любую погоду и время суток приходится выбегать на улицу, чтобы встретить или провести постояльцев.

После этих рассуждений о жизни всех смотрителей, автор переходит к описанию истории жизни одного из них, а именно главного героя — Самсона Вырина.

Все трудности жизни станционных смотрителей, которые были перечислены выше, в полной мере присутствовали и в его жизни тоже. Самсон Вырин был бедным человеком, который привык к тому, что в жизни нет ничего хорошего. Единственной радостью в его нелегкой жизни была красавица дочка Дуня. Поэтому ее побег из дома с гусаром Минским стал для Самсона Вырина настоящим потрясением.

Он разыскал Дуню в Петербурге. Оказалось, что она жила с тем гусаром, у них был красивый дом, на ней была хорошая одежда.

Но отец не верил в реальность того, что увидел. Он звал дочь домой, умолял Минского отдать ему дочь, но тот прогнал его.

Это окончательно добило бедного Вырина. Он запил с горя, за короткое время постарел.

Он мучил себя воспоминаниями. Самсон во всем происшедшем винил только себя. Вместо того, чтобы радоваться за дочь, он верил, что Минский вскоре прогонит Дуню.

Он даже не представлял, что гусар может полюбить дочь станционного смотрителя, мысль о женитьбе он и вовсе не допускал. В таких мучениях спился и умер Самсон Вырин. Описывая эту жизненную трагедию, Пушкин сочувствует своему герою и объясняет ограниченность его мышления условиями его жизни.

Этот человек привык к ругани и притеснениям, он считает себя низшим существом, и в силу этого способен мыслить только как мученик.

Вариант 5

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь — милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.

То, чего боится Вырин, — реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом. В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.

  1. Вступление
  2. Где разворачивается действие повести
  3. Изменения в Дуне
  4. Что повлияло на решение Дуни остаться в Санкт-Петербурге?
  5. Возвращение Дуни в отчий дом
  6. Вывод

Действие разворачивается в двух противопоставленных друг другу местах: на станции, где живёт Дуня с отцом до приезда Минского, и в блестящем Санкт-Петербурге, куда хитрый офицер увозит девушку. Если в доме станционного смотрителя ничего не происходит, и жизнь идёт своим чередом, то в граде Петровом каждый день — событие: бал, ужин у какого-нибудь знатного лица, встречи или новые знакомства. Городская суета привлекает красивую Дуню, поэтому она и сбегает из отцовского дома, меняя скучную жизнь в провинции на городскую и суетливую.

Ставшая частью нового мира Дуня не захотела покидать прекрасный Санкт-Петербург. Если здесь она могла почувствовать себя свободной и насладиться светским обществом, то в отцовском доме ей пришлось бы вновь занять роль прислуживающей миленькой дочки старика — станционного смотрителя. В сверкающей северной столице ей никто не командовал: она могла жить с любимым человеком, иметь огромный гардероб роскошной одежды и наслаждаться каждым новым днём. Вернувшись на маленькую станцию, ей бы пришлось подчиняться приказам отца, и каждая новая неделя была бы похожа на предыдущую. Кроме того, рассчитывать на удачную партию девушка не могла, что также сказалось на выборе Дуни.

Несмотря на все прелести роскошной Санкт-петербургской жизни, Дуня, уже с детьми, навещает родной дом. Но там она находит лишь могилу отца, который так и не смог смириться с новой жизнью дочери. Притча о блудном сыне, которую рассказчик видит на картинах в доме станционного смотрителя, нашла отражение в жизни героев. Антитеза станции Петербургу в повести не случайна. Увидев все прелести городской жизни и став частью её, Дуня не захотела возвращаться в дом станционного смотрителя. Но ни любовь Минского, ни блеск северной столицы России не смогли заменить ей главного — любви отца.

Вместе с тем, Вырин думает лишь о своих чувствах и переживает о своей доле: он не может понять и принять тот факт, что дочь добровольно его покинула, как не верит и Минскому, “который только посмеется над ней и никогда не возьмет замуж”. С исчезновением дочери теряется смысл его и без того тяжелой жизни.

Безутешный отец не может найти себе места и всего за несколько лет душевных терзаний и горя, по словам безусловно сопереживающего ему автора, он превращается из “бодрого мужчины” в “хилого старика”. Вырин умирает в одиночестве и нищете, так и не простив себя за то, что не уберег дочь.

Сочинение Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина

Вариант 1

Самсон Вырин поехал в Петербург в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр Минский не отдал ему Дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. Вырин предпринял еще одну попытку увидеть дочь, но Дуня, увидев его, упала в обморок, а Минский опять выгнал его. В трагической судьбе станционного смотрителя виновато и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов. Минский считал естественным для себя просто увезти Дуню (и даже не попросить ее руки у отца), и выгнать старика, и накричать на него.

Очень простыми и понятными словами Пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного человека — станционного смотрителя Самсона Вырина, и мне очень жаль этого старика.

Вариант 2

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла. Ради Дуни

Ничем хорошим не закончилась, и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.

В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, — пример честности и высоких моральных устоев.

Читайте также: