Свечечка казаков сочинение егэ

Обновлено: 01.07.2024

В то лето я жил в маленьком северном городе. Я снял комнату на окраине, в старом двухэтажном доме. Хозяин мой, доктор, был вечно занятой молчаливый человек.

(1)В то лето я жил в маленьком северном городе. (2)Я снял комнату на окраине, в старом двухэтажном доме. (3)Хозяин мой, доктор, был вечно занятой молчаливый человек. (4)Он жил один и лечил детей.

(5)Однажды в доме появился ещё один обитатель. (6)Вот как это произошло.

(7)Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. (8)С обрывком верёвки на шее он сидел, забившись между брёвнами, и дрожал. (9)Доктор и раньше несколько раз видел его. (10)Теперь доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за верёвку и потащил слепого к себе домой.

(11)Дома доктор вымыл его тёплой водой с мылом и накормил. (12)По привычке пёс вздрагивал и поджимался во время еды. (13)Ел он жадно, спешил и давился. (14)Лоб и уши его были покрыты побелевшими рубцами.

– (15)Ну, теперь ступай! – сказал доктор, когда пёс наелся, и подтолкнул его с террасы.

(16)Пёс упёрся и задрожал. (17)Потом улёгся на террасе и задремал.

(18)Он был худ, рёбра выпирали, спина была острой, и лопатки стояли торчком. (19)Иногда он приоткрывал свои мёртвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. (20)Потом снова клал морду на лапы и закрывал глаза.

(21)А доктор растерянно рассматривал его, ёрзал в качалке и придумывал ему имя. (22)Как его назвать?

– (23)Арктур… – пробормотал доктор.

(24)Пёс шевельнул ушами и открыл глаза.

– (25)Арктур! Иди сюда, Арктур! – уже уверенно, властно и радостно позвал доктор.

(26)Пёс встал, подошёл и осторожно уткнулся носом в колени хозяину. (27)Доктор засмеялся и положил руку ему на голову.

(28)Так для слепого пса началась новая жизнь.

(29)Собаки бывают разные, как и люди. (30)Есть собаки нищие, побирушки, есть свободные и угрюмые бродяги, есть глупо-восторженные брехуны. (31)Есть унижающиеся, вымаливающие подачки, подползающие к любому, кто свистнет им. (32)Извивающиеся, виляющие хвостом, рабски умильные, они бросаются с паническим визгом прочь, если ударить их или даже просто замахнуться.

(33)Много я видел преданных собак, собак покорных, строптивых, гордецов, стоиков, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. (34)Арктур не был похож ни на одну собаку в мире. (35)Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. (36)Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше жизни.

(37)У хозяина бывало минутами плохое настроение, но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. (38)Когда же хозяин начинал толкать его, щекотать, гладить и смеяться прерывистым воркующим смехом, что это было за наслаждение! (39)Тело его обмякало и замирало, только громко и часто колотилось сердце. (40)Ему хотелось вскочить и помчаться, захлёбываясь радостным лаем. (41)Но он сдерживался. (42)Он был целомудрен и редко позволял себе раскрываться до конца.

*Юрий Павлович Казаков(1927–1982) – русский советский писатель-прозаик.

Собака – друг человека. Извините, но с этой затёртой фразы хочется начать размышления на текстом Юрия Павловича Казакова, который поставил в своём произведении проблему беззаветной преданности собаки человеку.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

(1)Я сидел в номере наполненной разными моряками и экспедициями архангельской гостиницы среди развороченных рюкзаков, разбросанных вещей после тяжёлого, ненужного спора о литературе. (2)Я сидел возле окна, подперев голову кулаками, и хорошо становилось на душе от мысли, что завтра нам нужно устраиваться на зверобойной шхуне, чтобы идти потом к Новой Земле и ещё дальше, куда-то в Карское море.

(3) Я был один, всё вспоминал, как мы только что спорили внизу о литературе с местным знатоком, и думал о мужестве писателя.

(4) Писатель должен быть мужествен, думал я. (5)Когда он приступает к работе, против него решительно всё. (6)Против него миллионы написанных ранее книг и мысли о том, зачем же ещё писать, когда про всё это уже было. (7)Против него головная боль и неуверенность в себе в разные дни, и разные люди, которые в эту минуту звонят ему, и всякие заботы, хлопоты, дела, как будто важные, хотя нет для него в этот час дела важнее того, которое ему предстоит. (8)Против него солнце, когда тянет выйти из дому, вообще поехать куда-нибудь, что-то такое повидать, испытать какое-то счастье. (9)И дождь против него, когда на душе тяжело, пасмурно и не хочется работать. (10)Но настоящий писатель работает по десять часов в день.

(11)Наконец он ставит точку. (12)Теперь он пуст, настолько пуст, что уже не напишет больше никогда ни слова, как ему кажется. (13)Ну что ж, может сказать он, зато я сделал свою работу, вот она лежит у меня на столе. (14)И ничего такого до меня не было. (15)Пусть до меня писали Толстой и Чехов, но это написал я. (16)Это другое.

(17)Он вдруг видит, что, скажем, весна прошла, что пронеслось над ним огромное время с того момента, когда он начал работать над своим произведением. (18)Прошёл ледоход, отгремели ручьи, отдымила первая зелень, и колос налился и пожелтел — целый век прошёл, а он прозевал, не видал ничего этого. (19)Сколько случилось в мире за это время, сколько событий со всеми людьми, а он только работал, только и видел свету, что в своих героях. (20)Этого времени ему никто не вернёт, оно прошло для него навсегда.

(21)Но литературная правда всегда идёт от правды жизни, и к собственно писательскому мужеству писатель должен прибавить ещё мужество тех людей, кто в поте лица меняет жизнь на земле, тех, о ком он пишет. (22)Ведь он пишет, по возможности, о самых разных людях, обо всех людях, и он должен их всех повидать сам и пожить с ними. (23)На какое-то время он должен стать, как они, геологом, инженером, лесорубом, рабочим, охотником, трактористом. (24)И писатель сидит в кубрике сейнера вместе с моряками, или идёт с партией через тайгу, или летает с лётчиками полярной авиации, или проводит суда Великим Северным путём.

(25)Писатель должен помнить ещё, что зло существует на земле: войны, физическое истребление, насилие, голод, фанатизм и тупость. (26)Он должен по мере своих сил протестовать против всего этого, и его голос, возвышенный против лжи, фарисейства и преступлений, есть мужество особого рода.

(27)Есть всё-таки и в его работе минуты, когда всё идёт, и то, что вчера не получалось, сегодня получается безо всяких усилий. (28)Когда работа легка и безоглядна, когда писатель чувствует себя мощным и честным. (29)Когда он понимает, что надо писать правду, что только в правде его спасение. (30)Только не надо думать, что твою правду примут сразу и безоговорочно. (31)Но ты всё равно должен писать, думая о бесчисленных неведомых тебе людях, для которых ты в конце концов пишешь. (32)Ведь пишешь ты не для редактора, не для критика, не для заработка. (33)А ты пишешь, потому что помнишь о высоком предназначении слова и о правде. (34)Ты пишешь и думаешь, что литература — это самосознание человечества, самовыражение человечества в твоём лице. (35)06 этом ты должен помнить всегда и ощущать счастье и гордость оттого, что на долю тебе выпала такая честь.

(36) Когда ты вдруг взглянешь на часы и увидишь, что уже два или три, а ты, такой слабый и одинокий в этот час, не спишь и думаешь о целом мире, ты мучительно хочешь, чтобы все люди на земле были счастливы и свободны, чтобы навсегда исчезли войны и бедность, чтобы труд стал необходим всем, как необходим воздух.

(37) Но самое главное счастье в том, что ты не один не спишь этой глубокой ночью. (38)Вместе с тобой не спят другие писатели, твои братья по слову. (39)И все вместе вы хотите одного: чтобы мир стал лучше, а человек человечнее.

(40)У тебя нет власти перестроить мир, как ты хочешь. (41)Но у тебя есть твоя правда и твоё слово. (42)И ты должен быть трижды мужествен, чтобы, несмотря на свои несчастья, неудачи и срывы, всё-таки нести людям радость и говорить без конца, что жизнь должна быть лучше.

Юрий Павлович Казаков (1927-1982 гг.) — русский писатель, один из крупнейших представителей советской новеллистики.

Лирический монолог автора в этих рассказах вьется вокруг неспешных его прогулок с маленьким сыном Алешей возле абрамцевского дома. Обстановка будничная, и вместе с тем этот неторопливый ненавязчиво-грустный монолог исполнен философской символики и душевного напряжения; слова отца, обращенные к сыну, звучат с торжественной значительностью завещания.

И первое слово в этом исповедальном разговоре, сопряженном с резкими, импульсивными перепадами авторского настроения, было – об отчем доме.

Чувство неуюта, неприкаянности, давней изнурительной бедности скрывается за этой тоской по отчему дому, и то обстоятельство, что у Алеши свой надежный дом есть от рождения, вселяет в отца сознание выполненного долга. Сумев дать в наследство Алеше этот абрамцевский дом, он словно возобновляет распавшуюся было связь времен, связь поколений, возрождает сыновнее отношение к прошлому и сообщает Алешиной жизни ту законную, изначальную стабильность, которой сам был лишен.

Ведь что такое для человека отчий дом?

Шукшин хорошо знал, что такое спасительное притяжение родительского, отчего дома!

С Шукшиным Казаков лично знаком не был, публично о нем, кажется, не высказывался, а вот В. Солоухину завидовал открыто: тому, что есть у него родная деревня Олепино, есть просторный дом, и не покупной, а родовой, есть у него собрание старопечатных и рукописных книг, икон, – оттого и чувствует себя В. Солоухин на земле прочно, и житье-бытье его, с такой достоверностью им описанное, так заразительно для его читателя.

Но дом – не только хранитель прошлого, он и та волшебная линза, сквозь которую можно заглянуть в будущее, тот магический объектив, который позволяет отцу приобщиться к будущей жизни сына. Благодаря дому жизнь человека продлевается и в минувшем и в грядущем, и дом становится вечной обителью всех когда-либо населявших его людей, становится мостом сквозь время.

Теперь абрамцевский дом уже ничего не скажет. В конце 2007 года его сожгли…

Не сгорел он – притихший, беззащитный казаковский дом злонамеренно и варварски сожгли…

Так вот, в разговоре двух самых близких душ – отца и сына – дом становится нерушимым связующим звеном: и реальной ареной, и символом их общего бытия.

Жизнь – как мгновение, как один удар сердца.

И мгновение – как целая жизнь.

С одной стороны, перед нами художественно претворенные воспоминания, тревожные, печальные, овеянные одиночеством, проникнутые болью и сожалением из-за невозвратимости, невосстановимости минувшего.

Таков уж механизм восприятия времени у Казакова: находясь в одном измерении, он тут же проникает и в другие. Понимая, что каждая минута, каждый нынешний день для его сына – уже прошлое, которого тот даже и не запомнит, он чувствует себя по-особому ответственным и перед сыном и перед собой.

Какая она, эта забываемая всеми страна беспамятного детства?

И эта страна, всплывающая потом разве что во снах, эти неведомые края не могут не рисоваться отцу прекрасными, не могут не манить его – как последняя надежда.

Два ощущения времени, два душевных состояния. Трагически контрастные…

Уже в самом начале рассказа автор погружается в размышление о том, властен ли человек над собственной жизнью, – пытаясь вникнуть в причины самоубийства своего абрамцевского знакомца, казалось бы, счастливого отца, так любившего своих детей, заботливого семьянина, такого бодрого и деятельного работника.

Размышляя о случившейся трагедии и понимая, что не минутная слабость, а нечто другое, куда более грозное, стало причиной такого исхода, Казаков старается во всех деталях восстановить картину: как это было? – и, ставя себя на место самоубийцы, силится заглянуть в бездну, вечная тайна которой смущала не один великий ум.

Перед Казаковым возникали заведомо фатальные вопросы: неужели на каждом из нас стоит неведомая печать, предопределяя весь ход нашей жизни? неужели каждый отмечен от рождения неким роковым знаком? – но Казаков все равно хотел достучаться до истины, хотел понять тайные страдания человека на границе жизни и смерти, так же как он стремился разгадать загадку младенчества и понять человека на той грани, когда он приходит в мир из небытия.

Что же касается Казакова, его взгляда на ребенка, то у него чувство родства и отцовства приобретает современную, незнаемую прежде окраску.

Вот на каком духовном уровне воспринимались эти рассказы Казакова. По словам Т. М. Судник, он не мог без слез читать подобные письма, – а получал их немало.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА 15 Наша негласная помолвка. Моя глава в книге Мутера

ГЛАВА 15 Наша негласная помолвка. Моя глава в книге Мутера Приблизительно через месяц после нашего воссоединения Атя решительно объявила сестрам, все еще мечтавшим увидеть ее замужем за таким завидным женихом, каким представлялся им господин Сергеев, что она безусловно и

ГЛАВА 9. Глава для моего отца

ГЛАВА 9. Глава для моего отца На военно-воздушной базе Эдвардс (1956–1959) у отца имелся допуск к строжайшим военным секретам. Меня в тот период то и дело выгоняли из школы, и отец боялся, что ему из-за этого понизят степень секретности? а то и вовсе вышвырнут с работы. Он говорил,

Глава шестнадцатая Глава, к предыдущим как будто никакого отношения не имеющая

Глава 14 Последняя глава, или Большевицкий театр

Глава сорок первая ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ: ВОССТАНОВЛЕННАЯ ГЛАВА

Глава сорок первая ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ: ВОССТАНОВЛЕННАЯ ГЛАВА Адриан, старший из братьев Горбовых, появляется в самом начале романа, в первой главе, и о нем рассказывается в заключительных главах. Первую главу мы приведем целиком, поскольку это единственная

Глава 24. Новая глава в моей биографии.

Глава 24. Новая глава в моей биографии. Наступил апрель 1899 года, и я себя снова стал чувствовать очень плохо. Это все еще сказывались результаты моей чрезмерной работы, когда я писал свою книгу. Доктор нашел, что я нуждаюсь в продолжительном отдыхе, и посоветовал мне

Глава VI. ГЛАВА РУССКОЙ МУЗЫКИ

Глава 10. ОТЩЕПЕНСТВО – 1969 (Первая глава о Бродском)

Глава 10. ОТЩЕПЕНСТВО – 1969 (Первая глава о Бродском) Вопрос о том, почему у нас не печатают стихов ИБ – это во прос не об ИБ, но о русской культуре, о ее уровне. То, что его не печатают, – трагедия не его, не только его, но и читателя – не в том смысле, что тот не прочтет еще

Глава 30. УТЕШЕНИЕ В СЛЕЗАХ Глава последняя, прощальная, прощающая и жалостливая

Глава 30. УТЕШЕНИЕ В СЛЕЗАХ Глава последняя, прощальная, прощающая и жалостливая Я воображаю, что я скоро умру: мне иногда кажется, что все вокруг меня со мною прощается. Тургенев Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним

Свечечка

Свечечка Такая тоска забрала меня вдруг в тот вечер, что не знал я, куда и деваться – хоть вешайся!Мы были с тобой одни в нашем большом, светлом и теплом доме. А за окнами давно уже стояла ноябрьская тьма, часто порывами налетал ветер, и тогда лес вокруг дома начинал

Глава Десятая Нечаянная глава

Глава Десятая Нечаянная глава Все мои главные мысли приходили вдруг, нечаянно. Так и эта. Я читал рассказы Ингеборг Бахман. И вдруг почувствовал, что смертельно хочу сделать эту женщину счастливой. Она уже умерла. Я не видел никогда ее портрета. Единственная чувственная

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

Какое значение имеет отчий дом в судьбе человека? Над этим вопросом рассуждает Ю.Казаков в представленном для анализа тексте.

Размышляя о проблеме, рассказчик повествует о поездке в дом своего приятеля. По прибытии тот "так и пропал мгновенно. побежал по комнатам, побежал здороваться с домом". Его реакция понятна, "ведь дом тот был не чета нашему с тобой и недаром назывался: "Музей-усадьба"". Этим примером автор показывает, что испытывает человек, вернувшийся в отчий дом, в котором поколениями жила его семья.

Далее рассказчик жалеет о том, что "родился в Москве, а не в деревне, не в отцовском или дедовском доме". С грустью он отмечает, что некуда ему возвращаться "в тоске или в радости, как птица возвращается в своё гнездо". Таким образом Ю.Казаков показывает, с какими переживаниями сталкивается человек, когда у него нет отчего дома.

Так же, как и судьбы двух героев текста, примеры противопоставлены друг другу. С их помощью автор показывает, что отчий дом всегда является пристанищем, куда можно вернуться, и что испытывают те, у кого его нет.

Позиция Ю.Казакова понятна. Он считает, что место, в котором человек родился, имеет большое значение в жизни, ведь только отчий дом может помочь вернуться в детство.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что каждому необходимо возвращаться в "родное гнездо" и очень горько, когда его нет.

О роли отчего дома писал и М.А.Шолохов в своём романе-эпопее "Тихий Дон". Главный герой произведения Григорий Мелехов, после всего пережитого им, возвращается в родные места. Воссоединение с отчим домом и любимым сыном успокаивает его, и он обретает покой.

Таким образом, в своём тексте Ю.Казаков показывает, что отчий дом имеет большое значение в жизни каждого человека, так как только в нём можно вернуться в детство.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Комментарий выглядит куцо. Вы не использовали ресурс, который предлагает текст, большие фрагменты никак не отражены в работе. Примеры должны быть внятными, чёткими, такими, чтобы у эксперта не возникала необходимость всякий раз смотреть исходный текст. Возьмите себе на вооружение: лучше писать так, чтобы структура работа была видна, таким образом вы помогаете эксперту увидеть все необходимые элементы сочинения. Пример и пояснение должны быть полноценными. Помогая эксперту, помогаете себе.

Пример 1 ( поездка в дом приятеля, отношение к родному дому ) в сочинении указан, пояснен. Но хочу отметить, что в качестве примера вы используете цитирование, а ваших мыслей практически нет (опасный путь). Если убрать связочные клише ( размышляя о проблеме, этим примером автор показывает ), что останется от примера и пояснения? То же можно и сказать о втором примере.

Пример 2 ( переживания рассказчика об отсутствии родного дома ) указан, пояснен. Посмотрите, что предваряет мысль рассказчика об отсутствии дома в деревне. Он столько говорит сыну о будущем. Как он будет приезжать в родной дом, что будет чувствовать. Рассказчик хочет привить ребёнку любовь к отчему дому В комментарии вы нигде об этом не пишете.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но проанализирована формально, поэтому не засчитана.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Размышляя о проблеме, рассказчик повествует о поездке в дом своего приятеля.

Примеры как будто "прилеплены" друг к другу, нет переходов.

Позиция Ю.Казакова понятна. Он считает, что место, в котором человек родился, имеет большое значение в жизни, ведь только отчий дом может помочь вернуться в детство.
Таким образом, в своём тексте Ю.Казаков показывает, что отчий дом имеет большое значение в жизни каждого человека, так как только в нём можно вернуться в детство.
Таким образом, в своём тексте Ю.Казаков показывает, что отчий дом имеет большое значение в жизни каждого человека, так как только в нём можно вернуться в детство.

Перечитайте ещё раз комментарий. Где вы пишете о детстве? Задача комментария - материалами авторского текста доказать, что проблема именно та, которую вы сформулировали. В сочинении должно быть всё логично: вопрос = проблема; ответ = позиция и т.д.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов

Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

Этим примером автор показывает, что испытывает человек, вернувшийся в отчий дом, в котором поколениями жила его семья.
Далее рассказчик жалеет о том, что "родился в Москве, а не в деревне, не в отцовском или дедовском доме".

Это начало нового абзаца, так вы вводите второй пример. Звучит как-то странно. Почему так происходит? Нет переходов, важное от вас ускользает.

В работе наблюдается однообразие синтаксических конструкций:

Далее рассказчик жалеет о том, что "родился в Москве, а не в деревне, не в отцовском или дедовском доме". С грустью он отмечает, что некуда ему возвращаться "в тоске или в радости, как птица возвращается в своё гнездо".

С их помощью автор показывает, что отчий дом всегда является пристанищем, куда можно вернуться, и что испытывают те, у кого его нет.

Он считает, что место, в котором человек родился, имеет большое значение в жизни, ведь только отчий дом может помочь вернуться в детство.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что каждому необходимо возвращаться в "родное гнездо" и очень горько, когда его нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Его реакция понятна , "ведь дом тот был не чета нашему с тобой и недаром назывался: "Музей-усадьба" " .

В данном случае лучше поставить двоеточие, так как вторая часть предложения поясняет первую, указывает на причину.

Главный герой произведения Григорий Мелехов , после всего пережитого им , возвращается в родные места.
С их помощью автор показывает, что отчий дом всегда является пристанищем, куда можно вернуться , и что испытывают те, у кого его нет.

Лишняя запятая. Однородные придаточные (. автор показывает (что?), что дом является пристанищем и что испытывают те)

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Этим примером автор показывает , что испытывает человек, вернувшийся в отчий дом, в котором поколениями жила его семья.
Таким образом Ю.Казаков показывает , с какими переживаниями сталкивается человек, когда у него нет отчего дома.
С их помощью автор п оказывает , что отчий дом всегда является пристанищем, куда можно вернуться, и что испытывают те, у кого его нет.

Неуместное использование местоимения "своём". А в чьём же тексте автор может что-то показывать? Местоимение "им" тоже неуместно (понятно, что речь идёт о жизни Григория Мелехова).

Воссоединение с отчим домом и любимым сыном успокаивает его, и он обретает покой.

Неуместно звучит сочетание "воссоединение с любимым домом и любимым сыном". Нельзя воссоединиться с домом.
Воссоединиться -- соединиться, объединиться вновь (обычно о народах, государствах и т.п., разделённых в силу каких-л. причин).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением, пунктуацией. Старайтесь избегать однообразных конструкций, повторов.

Читайте также: