Личность должна быть крепка как скала ибо на ней все строится сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Кто из героев одерживает победу в данном "поединке"?

Павел Петрович весь горел нетерпением; его желания сбылись наконец. Речь зашла об одном из соседних помещиков. "Дрянь, аристократишко",— равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге. — Позвольте вас спросить,— начал Павел Петрович, и губы его задрожали, — по вашим понятиям слова: "дрянь" и "аристократ" одно и то же означают? — Я сказал: "аристократишко",— проговорил Базаров, лениво отхлебывая глоток чаю. — Точно так-с; но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. — Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов — настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь, — повторил он с ожесточением,— английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее. — Слыхали мы эту песню много раз,— возразил Базаров,— но что вы хотите этим доказать? — Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: "эфтим" и "эфто", хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли, одни — эфто, другие — эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе,— а в аристократе эти чувства развиты, — нет никакого прочного основания общественному .В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли, одни — эфто, другие — эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе,— а в аристократе эти чувства развиты, — нет никакого прочного основания общественному . bien public (общественному благу (франц.).) , общественному зданию. Личность, милостивый государь,— вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да—с, да-с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека. — Позвольте, Павел Петрович,— промолвил Базаров, — вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали. Павел Петрович побледнел. — Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай? Николай Петрович кивнул головой. — Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров,— подумаешь, сколько иностранных. и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. — Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте — логика истории требует. — Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся. — Как так? — Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей! Павел Петрович взмахнул руками. — Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете? — Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов,— вмешался Аркадий. — Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров.— В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем. — Все? — Все.

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay


Задание 4 № 5950

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

— Точно так-с: но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов — настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь, — повторил он с ожесточением, — английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.

— Слыхали мы эту песню много раз, — возразил Базаров, — но что вы хотите этим доказать?

— Позвольте, Павел Петрович, — промолвил Базаров, — вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.

Павел Петрович побледнел.

— Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай?

Николай Петрович кивнул головой.

— Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных. и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.

— Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте — логика истории требует.

— Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.

— Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!

Павел Петрович взмахнул руками.

— Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признайать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?

— Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, — вмешался Аркадий.

— Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.

Что такое нигилизм?

Афоризмы о нигилизме

«. мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке. «

Наука

Нигилизм Базарова попадает под сомнение, он испытывается автором романа. Отсюда возникает внутренний конфликт, который происходит уже не в доме Кирсановых, где каждый день спорят Базаров и Павел Петрович, а в душе самого Евгения.

Цитаты второстепенных персонажей


Второстепенные персонажи особо в споры не вступают, выполняя роль, скорее, фона, на основе которого создается вся история, описанная в произведении. Но некоторые их высказывание интересны.

— Заметила она, что ребенок в руках у Базарова не расплакался.

— Произносит важно Ситников о своих политических взглядах.

— Эти его слова, высказанные с радостью, свидетельствуют, насколько он рад приезду сына, но боится помешать ему.

Будущее России и нигилизм

Цитаты Базарова о природе

. И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. «

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания. общественному зданию. «

Внутренний конфликт в романе. Испытание любовью

В романе есть два ключевых персонажа, которые якобы играют эпизодическую роль. На самом деле они отражают отношение Тургенева к нигилизму, они развенчивают это явление. Нигилизм Базарова начинает осмысливаться им самим немного по-другому, хотя прямо автор нам этого не говорит. Итак, в городе Евгений и Аркадий встречают Ситникова и Кукшину. Они передовые люди, которые интересуются всем новым. Ситников — приверженец нигилизма, он выражает свое восхищение Базаровым. Сам же при этом ведет себя как шут, он выкрикивает нигилистические лозунги, это все выглядит нелепо. Базаров относится к нему с явным презрением. Кукшина — эмансипированная женщина, просто-напросто неряшлива, глупа и груба. Это все, что можно сказать о героях. Если они являются представителями нигилизма, на который Базаров возлагает такие большие надежды, то каково же будущее страны? С этого момента в душе героя появляются сомнения, которые усиливаются, когда он встречает Одинцову. Сила и слабость нигилизма Базарова проявляют себя именно в главах, где говорится о любовных чувствах героя. Он всячески противится своей влюбленности, ведь это все глупый и никому не нужный романтизм. Но сердце ему говорит о другом. Одинцова видит,что Базаров умен и интересен, что в его идеях есть доля истины, но их категоричность выдает слабость и сомнительность его убеждений.

Цитаты главных героев


Персонажи романа разделены автором на два лагеря – отцов и детей. Это образное изображение, и речь идет о конфликте не только между непосредственными родителями и детьми, но и между целыми поколениями людей разных возрастов.

— Высказывается молодой человек о своем отношении к простому народу.

— Таково отношение нигилистов к природе.

Но у представителей нигилизма есть и другие взгляды, которые также представлены в произведении достаточчно подробно.

Взгляды противоположного лагеря несколько отличаются от этих, и автор для подчеркивания конфликта достаточно сильно усилил яркость взглядов персонажей, противостоящих уже рассмотренным. Особенной яркостью отличаются высказывания Старшего Кирсанова.

— У старшего Кирсанова несколько иное отношение к народу, которое он высказывает в спорах с молодыми нигилистами.

Отношение Тургенева к своему герою

Существует мнение, что Тургенев осуждает своего героя. Что он клевещет на молодое поколение, видя в нем лишь только плохое. Но это мнение ошибочно. Если посмотреть на фигуру Базарова повнимательнее, то в нем можно рассмотреть сильную, целеустремленную и благородную натуру. Нигилизм Базарова — лишь внешнее проявление его ума. Тургенев, скорее, чувствует разочарование в том, что столь талантливая личность зациклилась на таком малооправданном и ограниченном учении. Базаров не может не вызывать восхищение. Он дерзок и смел, он умен. Но, кроме этого, он еще и добр. Неслучайно к нему тянутся все крестьянские детишки.

Сила и слабость нигилизма Базарова

Что же касается авторской оценки, то наиболее полно она проявляется в финале романа. Могила Базарова, на которую приходят его родители, буквально утопает в цветах и зелени, над ней поют птицы. Противоестественна ситуация, когда родители хоронят детей. Противоестественными были и убеждения главного героя. А природа, вечная, красивая и мудрая, подтверждает, что Базаров был неправ, когда видел в ней лишь материал для достижения целей человека.

Евгений Базаров

Происхождение и воспитание

«. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое. «
«. Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. «

«. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит. «

«. Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. «

«. Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово. «

«. тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. «

«Всякий человек сам себя воспитать должен, — ну хоть как я, например…

Речь и лексика

«. отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом. «

«. в его спокойном, но глухом голосе. «

«. в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое. «

Отношение к любви

«Прошедшего не воротишь. «

Внешность

«. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. «

«. Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы. «

«. Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. «

«. С пыльною шинелью на плечах, с картузом на голове, сидел он на оконнице. «

«. Базарова, облеченного в староватый фрак. «

Цитаты о конфликте поколений

В приведённом фрагменте романа-эпопеи “Война и мир” через слова героев Л. Н. Толстой хотел донести до читателей свои мысли о том, что война должна быть только ради благих целей, но в реальной жизни это невозможно. Так, Пьер утверждает, что война оправдана только в целях освобождения страны, война же в целях просто помощи другим странам против Наполеона неправильная: “Ежели б это была война за свободу, я бы понял… но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо”.

Андрей Болконский согласен с Пьером, но как человек, который больше знает и понимает в политике и военном деле, Болконский осознает, что такое невозможно, ведь всем придется выполнять то, что требуют вышестоящие лица: “Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было… но этого никогда не будет”. Таким образом, вкладывая в слова героев свои мысли, Толстой показывает, что не разделяет мнения о необходимости войны, но вынужден признать, что не в его силах решать, будет война или нет.

Какие герои русской литературы, подобно Пьеру и Андрею, спорят о жизни и общественном устройстве?

Кроме романа-эпопеи Л.

Н. Толстого “Война и мир”, герои спорят о жизни и общественном устройстве в таких произведениях, как роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” и пьеса М. Горького “На дне”.

Так, в романе “Отцы и дети” Евгений Базаров, как представитель нигилистических взглядов постоянно спорит с братьями Кирсановыми. В одном из таких споров Павел Петрович, также как и Пьер, говорил возвышенные слова о том, как должны были жить люди. Он уверен, что для общества самое важное — это сильная личность человека, его уважение к самому себе, точно также и Пьер утверждал, что война должна быть только ради свободы: “человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится” (Кирсанов), “Ежели б это была война за свободу, я бы понял” (Пьер).

В противовес им выступают Базаров и Болконский, которые более рационально смотрят на жизнь и понимают, что, как бы взгляды их собеседников правильно ни звучали, для реальной жизни они мало применимы: “вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая же от этого польза” (Базаров), “Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было… но этого никогда не будет” (Болконский). Герои обоих этих произведений придерживаются разных взглядов на жизнь, из-за чего и возникают их споры.

Другое произведение, где персонажи спорят на счет жизненного устройства, — это пьеса “На дне”. Там одним из главных споров был спор о правде. Так, странник Лука, внезапно появившийся в ночлежке, утверждал, что правда не помогает человеку, именно ложь имеет целебное действие, точно так же и Пьер считал, что вечный мир возможен: ". Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…" (Лука), “По-моему, вечный мир возможен… но не политическим равновесием” (Пьер). Другого мнения придерживаются Сатин и Андрей Болконский: Сатин уверен, что в жизни человека должна быть только правда и ложь ничем не помогает, а только разрушает жизнь человека (“Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека”); а Болконский понимает, что вечный мир без войны в действительности не возможен (“Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было… но этого никогда не будет”).

Таким образом, во всех трёх произведениях показаны споры героев о жизни и мироустройстве.

Читайте также: