Свеча над енисеем сочинение

Обновлено: 05.07.2024

напротив села, на скале, обкатанной дождями и временем, похожей на запекшийся кулич, чуть ниже гор и отрогов скал, отдаляясь, скорее, отскочив от прибрежного леса, растет береза. я помню ее с детства. она уже старая, но по росту все юноша — не хватило на камне ни почвы, ни света, ни размаха дереву.

эта береза распочинает осень на левом скалистом берегу енисея, числа двадцатого–двадцать пятого августа приоткрывается на ней полоска едва видной прожелтизны, и быстро–быстро, за несколько дней, от низу до верху вся береза делается, будто свечка восковая. последним пламенем, словно ярким вскриком в оконце лета заявит она о себе и сразу же отделится от мира, от леса, от реки и всего своего земного окружения.

стоит деревце одиноко и тихо светится, молитвенно догорает. только белый ствол, будто кость, с каждым утренником проступает все явственней, все отчетливей от корня до вершинки. но вот конец августа, завершение прошлогоднего лета. вышел я на берег, нашел взглядом деревце, которому так и суждено вековать в юношеском облике. зеленая стоит березка, разве что чуть приморилась, ужалась в себе.

быть благодатной осени, извещает. молчит святая душа березки, которую язык не поворачивается назвать бобылкой. но ласточки уже улетели, в палисаднике моем со стороны солнца окалиной покрылись листья на черемухе.

все равно быть осени, быть непогоде, все равно зазимиться и на сей раз за день облететь и погаснуть, но пока стоит, молчит тихая вещунья на голой скале. ниже ее, в камне пещера таинственно щурится, под нею ключ шевелится, еще ниже енисей под солнцем сиянием исходит, вроде бы и не шевелится, только дышит холодом, навевая предчувствие неминуемой осени.

свечечка, родная, не зажигайся подольше, не сгорай дотла, пусть дни, погожие и ясные, подольше постоят, порадуют людей, их кроме природы уже некому и нечем радовать. и останься за нами, как и до нас красовалась на утесе. гори и не гасни, над енисеем, над миром, в храме природы, негасимым, желтым огоньком света вечности.

данное сочинение,несомненно,является текстом,так как в нем есть все основные его признаки. во-первых,в нем более двух предложений связанных по смыслу и грамматически.во-вторых,в нем есть законченная мысль,выражены тема и идея. и,в-третьих,текст можно озаглавить.темой данного текста является тема осени в произведениях художников и в поэзии писателей. основная мысль заключается в любви к осени многих руских гениев творчеста.стиль речи в данном тексте публицистический,так как в нем присутствует эмоциональность,призывность,идет передача информации.тип текста повествовательный,так как ведется рассказ о творчестве людей.слова со всеми согласными звонкими: многие(м н о г и э), другие(д р у г и э), ждал(ж д а л), дорогого(д а р а г о в а),времени(в р" э м" э н и),года(г о д а).на мой взгляд,под выражением: "рощи делались сквозными ",-автор подразумевал тот факт,что осенью листья ,и деревья остаются голыми,создается ощущение открытости и сквозного пространства.передать красоту картин автору эпитеты: дорогое и мимолетное время года,густые цвета,сквозные рощи,воздух чище, холоднее , дали грубже,палая листва; одинокие золотые березы; метафоры: печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого чудесного перед холодом, предзимнего солнца.пейзаж-это прекрасное изображение природы во всей ее красоте.

Жанр лирической миниатюры, этюда, короткого рассказа позволяет как бы быстрым мазком кисти удивительно точно передать мимолетное переживание, душевное состояние, чувство.

Заглавие в форме повелительного наклонения глагола, ибо сказано о сокровенном. Автору удается разбудить наши сердца, показать путь к душевному, путь из быта – в бытие. Перед нами красота – нерукотворная. Казалось бы, мимолетное явление – радуга над рекой. Она не накормила, не высушила одежду, но в ней оказалась огромная целительная сила.

В произведении нет портретов героев в традиционном смысле, но в сознании читателей создаются яркие образы.

Неравнодушный взгляд читателя способен увидеть в миниатюре писателя подлинный мир природы.

Какими же средствами языка писатель выражает свой авторский замысел?

Автор умело сочетает в сюжете рассказа разговорную лексику (тятя, обомлела, хлоп на колени, не увидь).

В его лирической зарисовке использованы неполные предложения, повторы слов: смотрела-смотрела, красным-красно. Все эти изобразительно-выразительные средства определяют силу и глубину впечатления от знакомства с миниатюрой В.Н. Крупина.

В.П. Астафьев тоже внимательно всматривается, вслушивается в жизнь родной земли, природы.

В тексте подняты проблемы вечности и бесконечности жизни на земле. Березка над Енисеем – символ гармонии между временами года, летом и осенью.

В миниатюре соединены два плана: пейзажный и философский.

Картины природы в произведении В.П. Астафьева рождают философские раздумья. Свеча – символ бесконечности мира, бытия человека.

В лирической миниатюре В.П. Астафьева природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вольном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет, грустит и радуется.

В миниатюре наблюдается стремление Астафьева к всеобщей гармонии и единству всего сущего на земле.

Если свеча горит – значит жизнь продолжается.

Проанализировав миниатюры, я пришла к следующим выводам:

  1. Мысль о цельности и неразрывном единстве бытия природного и бытия человеческого составляет основной пафос рассмотренных миниатюр;
  2. Данные миниатюры обращены к лирико-философским проблемам;
  3. Миниатюры писателей являются гимном всему живому;

Писатели стремятся напомнить читателям о великой сложности, бесчисленных тайнах, многообразной красоте окружающего мира, которая, будучи даже не осознанной нами, питает в нас ощущение счастья бытия.

Переход на профильное обучение ставит перед словесниками сложные творческие задачи: создание условий для самоопределения, самореализации, развития личности подрастающего поколения.

  • через текст школьники приобщаются к национальной культуре;
  • осуществляется функциональный подход к изучению различных разделов лингвистики;
  • формируется представление о языковой системе реализации межуровневых и межпредметных связей курсов русского языка и литературы;
  • появляется возможность личностно- ориентированного подхода в преподавании русского языка.

Важнейшим методическим средством, служащим на уроках русского языка основой для создания обучающей и развивающей речевой среды, является текст.
В современной школе существует достаточно большой выбор программ базовых курсов русского языка для 10–11-х классов и элективных курсов, допущенных и рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, в которых важное место занимает комплексный анализ текстов различных стилей, типов речи, жанров. Он позволяет представить текст во всём его стилистическом многообразии.

Важнейшие направления в анализе текста – структурный, функциональный анализ, анализ смысла на структурно-функциональном уровне.

Ставлю перед учащимися цели и задачи урока:

1. Анализ образца медитативной (философской) прозы.
2. Знакомство с особенностями данного жанра прозы.

Работаем с планом анализа текста: указываем ключевые этапы работы.

– Что ещё следует добавить?
– Определение основной мысли текста.
– Как вы считаете, это универсальный план анализа текста?

Ребята полагают, что каждый текст индивидуален – и анализ его может проводиться с разной степенью полноты, а также может быть дополнен литературоведческими или иными сведениями.


Нужны ли эти сведения в анализе текста?

Ученики считают, что они могут быть использованы во вступительной части.

– Сожмите текст, запишите информацию о писателе.

Один из учеников выполняет задание на интерактивной доске. Его запись анализируется, правится, дополняется классом и становится образцом вступления:

Следующий этап работы – лексико-семантический анализ.


– Определяем тему текста.
– Свеча над Енисеем.
– Что такое перифраза?
– Перифраза – описательный оборот.
– Можно ли заглавие текста назвать перифразой?

Учащиеся считают, что можно.

Прошу выписать на обычной доске и в тетрадях ключевые слова и словосочетания, которые отражают тему текста, охарактеризовать их. Наши записи: свеча над Енисеем, берёза, дерево, свечка восковая, деревце, вещунья, бобылка, свечечка, свеча вечности.

По мнению ребят, это синонимы, так как в условиях контекста они рисуют образ берёзки над Енисеем.

Прошу найти рамку текста.

– Начало текста (первое предложение) – описание берёзы, одиноко растущей на скале (пейзажный) план. Последнее предложение – призыв к свече вечности гореть и не гаснуть над миром в храме природы (философский план).

– Определим основную мысль текста.
– Это размышления о быстротекущем времени, о жизни, в которой каждое впечатление рождает сложную цепь рассуждений и ассоциаций.
– Какие слова и словосочетания в ряду ключевых слов связаны с основной мыслью текста?
– Свеча вечности – поэтический оборот.
– Можно ли его назвать образом-символом?
– Свеча – символ бесконечности мира, бытия человека.

Итак, рамка текста связана с темой и основной мыслью текста.

– Это образец медитативной прозы, потому что в тексте соединены эпическое и лирическое. Прослеживаются ассоциативные связи, которые характерны для лирики, но включают в себя элементы повествовательной структуры эпоса.

– Можно говорить о хронотипе (пространственно-временной организации текста) и о наличии лирического героя.

Попробуем построить ассоциативный ряд к образу горящей свечи.

Приведу пример самого интересного рассуждения: «В тексте подняты проблемы вечности и бесконечности жизни на земле. Берёзка над Енисеем – символ гармонии между временами года, летом и осенью.

И ещё одну интересную философскую параллель мы нашли у современного поэта и музыканта Андрея Макаревича.

Литература:

Пишу сочинение по тексту на тему "Проблема взаимодействия человека и природы (Как природа воздействует на душу современного человека?)" Авторская позиция такова "Современные люди постоянно находятся под воздействием всё возрастающего информационного потока, порой бывающего агрессивным. Природа позволяет человеку успокоится, отдохнуть от избыточной информации, ощутить своё единение с окружающим миром". Но с примерами возникла проблема, поэтому обращаюсь к вам, надеюсь вы поможете, нужно привести 2 примера, один из литературного произведения (любого), второй из личной жизни.

Заранее спасибо. Людей, которые пишут просто 1-2 слова, ради баллов - просьба не беспокоиться.

У Астафьева В. П. есть своеобразные миниатюры ("Затеси"), где мне нравится "Свеча над Енисеем". Образ берёзы, что стоит на вершине, как свеча во тьме притягивает своим осенним золотом и зовёт, написан автором так пронзительно и с такой любовью. "Стоит деревце одиноко и тихо светится, молитвенно догорает. Свечечка родная, не зажигайся подольше, не сгорай дотла, пусть дни погожие и ясные дольше постоят порадуют людей, их кроме природы некому и нечем радовать. И останься за нами, красуйся, как и до нас красовалась на утёсе. Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме. " Вот пока так человек будет чувствовать природу, понимать, что он всего лишь малая частица живого мира, до той поры как бы прогресс не наступал, человек остаётся человеком.
Проблема взаимодействия человека и природы - одна из основных тем в книгах Астафьева, Распутина, Айтматова. Там можно найти массу примеров.

Ну ..первое что приходит на ум это конечно "Охотничьи рассказы "И. С. Тургенева - там природы хоть отбавляй! мои любимые "Мертвые души" Н. В. Гоголя -1 и 2 тома. Из личного - поехал на дачу, к теще, ноут оставил в городе. Электричка - 45 мин. со всеми остановками и пассажирами. лето.. духота.. потом 10 мин. до дачи. А там . баня с веником и пивом (за пивом правда сам бегал на станцию). кошка Мурка с 5 котятами. вечером - рыбалка на озере (три карасика для котят) , но приятно. сосед зашел. с 0,5 водки. посидели в сумерках. по-трендели о политике . ночь в звездах. тишина. только электричка ..издалека стучит. комаров не было (куда -то улетели ). приятный сон. на 2-м этаже. хорошо! жена - в городе осталась.

из жизни - исландцы обожают свою природу, у них что ни произведение - то гимн гейзерам и снегу. из литературы у возьмите кого-то из романтиков. того же байрона или пушкина.

( литература 11 класс)


  1. Вступительное слово учителя, анализ темы , постановка цели и задач занятия.

– Все ли слова в теме вам понятны? Что такое зарисовка?

( то же, что рисунок ,в данном случае –словесный рисунок.)

- Какие цели и задачи мы с вами поставим?( формулируют дети)

2.Анализ текста.

-Что такое миниатюра? (короткий рассказ)

-Что вы знаете об авторе данного произведения? ( выступления…)-( Слайд3- портрет писателя).

Вывод: Затеси-слово многозначное.

1.просторечное. Зарубина на дереве для памяти.

2. перен. Воспоминания , размышления (Слайд4)

5) Работа в группах.(4 группы) У каждой группы свое задание.

2. Найдите и выпишите ключевые слова и словосочетания, которые отражают тему текста, охарактеризуйте их. (Вынести на доску).

3.Определите систему образов. (Можно схематизировать).

Какие два плана соединились в зарисовке?

Вывод: Картины природы рождают философские раздумья

В последних абзацах есть элементы рассуждения.
Стиль-художественный. Автор эмоционально, образно воздействует на читателя с помощью образа берёзы, использует различные средства выразительности…

(Перифраза-Свеча над Енисеем-свечка восковая, вещунья, свеча вечности.

Эпитет –благодатная осень

Риторическое обращение-Свечечка родная, не зажигайся

Сравнительный оборот- Последним пламенем, словно ярким вскриком

в оконце лета заявит она о себе…; …белый ствол, будто кость…

Метафора- Окалиной покрылись листья на черёмухе, жёлтый огонёк свечи вечности…

Олицетворения-Отскочив от леса, стоит одиноко, приморилась, ужалась, молчит(берёза); щурится пещера, дышит Енисей…

Просторечная лексика сочетается с высокой(храм, вещунья, вечность…)

( Автор говорит просто, доступно об обыденных вещах…)

6) Выступление групп (обсуждение, вопросы…)

-Итак, что же важно при анализе любого текста? К чему мы должны подойти?

(Автор размышляет о быстротекущем времени, о жизни, в котором каждое впечатление( в данном случае берёза-свеча вечности) рождает сложную цепь рассуждений и ассоциаций.

-Какие слова, словосочетания в ряду ключевых слов (доска) связаны с основной мыслью текста?

(Свеча вечности)

-Можно ли его назвать образом-символом?

(Да. Свеча-символ бесконечности мира, бытия человека)

( Да. В тексте соединены эпическое и лирическое начало, прослеживаются ассоциативные связи, пространственно-временная организация текста.

-Давайте попробуем построить ассоциативный ряд к образу горящей свечи.

(Рефлексия-связь с жизнью. Выступления ребят…)

В тексте подняты проблемы вечности, бесконечности жизни на земле. Берёза над Енисеем- символ гармонии между временами года, летом и осенью.

В конце текста звучат слова, обращенные к берёзе:

Так рождаются параллели…

Задание всем группам( 3мин)

Свеча горит- жизнь продолжается, есть надежда, что можно чего-то достичь, можно изменить мир, может, свою жизнь…

Свет не меркнет, пока горит свеча…

-Поменялись ли ваши взгляды на окружающий мир, на жизнь после нашего занятия? С каким настроением вы уйдете из класса? Что- то вы взяли для себя.

2. Найдите и выпишите ключевые слова и словосочетания, которые отражают тему текста, охарактеризуйте их. (Вынести на доску).

3.Определите систему образов. (Можно схематизировать).

Какие два плана соединились в зарисовке?


  1. Определите тип речи. Дайте обоснование.

  2. Укажите стиль текста, обоснуйте свой выбор.

  3. Составьте 3 вопроса –суждения по содержанию текста.

09 10 2014
1 стр.

09 10 2014
1 стр.

Данная свеча проста и эффективна при использовании. Свеча настолько проста и эффективна, поэтому упрощает и в то же время создаёт надёжность системы зажигания двигателя внутреннего

30 09 2014
1 стр.

Публицистичность книги Волкова представляет большое достоинство, так как реализует задачу практического применения исторического знания

Яркий стиль изложения, подлинная увлечённость предметом исследования доказывают читателю превосходство книги над вымученностью заказной рецензии. Волков уважает своего читателя, а

10 10 2014
1 стр.

Редактор сайта Проза. Ru обладает правом публикации обзоров новых произведений, а также правом номинирования произведений на конкурс Литер. Ru

01 10 2014
1 стр.

01 10 2014
1 стр.

С моей премиленькой семьей вы уже немного знакомы. Ну, совсем немного, но все же

14 12 2014
1 стр.

Во второй половине XX века интерес к духовной культуре буддизма принимает всемирный характер. Миллионы людей в разных странах изучают основы великой науки Освобождения

Читайте также: