Сочинение труженики тыла сурский рубеж

Обновлено: 01.07.2024

Одной из самых страшных трагедий человечества является война. Великая Отечественная 1941-1945 годов была самой жестокой и кровопролитной. Она длилась 1418 дней и ночей: эти дни вместили в себя и горечь потерь, и беспощадность боев, и радость побед и короткие минуты отдыха. И вот уже 75 лет 9 мая в День Победы, мы с горечью вспоминаем погибших на этой войне и преклоняемся перед их мужеством и героизмом.

Содержимое разработки

Одной из самых страшных трагедий человечества является война. Великая Отечественная 1941-1945 годов была самой жестокой и кровопролитной. Она длилась 1418 дней и ночей: эти дни вместили в себя и горечь потерь, и беспощадность боев, и радость побед и короткие минуты отдыха. И вот уже 75 лет 9 мая в День Победы, мы с горечью вспоминаем погибших на этой войне и преклоняемся перед их мужеством и героизмом.

Навсегда в памяти людей останутся имена героев Великой Победы.

Война была народной, потому что вся страна вела борьбу с фашистскими оккупантами. На фронт уходили все, кто мог держать в руках винтовку. Но кому-то надо было продолжать работать в тылу, помогать армии продовольствием, медикаментами оружием.

Как не считать героями стариков, женщин и детей, взваливших на свои плечи готы военного лихолетья.

Не забыть те годы и ту землю, политую потом и слезами. И ведь удавалось - все, до единого колоска убирали с полей. Знали люди, что в этом наша жизнь и наша победа!

А длинными зимними вечерами вязали носки, перчатки, шили кисеты и набивали их табаком. Все эти подарки отправляли потом на фронт, и в каждый дети вкладывали послания с добрыми словами солдату.

Масловой Елизавете Степановне было 19 лет, когда началась война.

Вот какие они были – труженики тыла. Простые русские люди- женщины да ребятишки. Но они сделали всё, что могли для фронта и Великой Победы!

Недалеко от Волгограда есть место, называется оно Солдатское поле. В мирное время колосилось оно золотой пшеницей, радовало урожаями селян. В годы войны там проходили страшные по своей силе и ярости сражения. Каждый метр земли пропитан здесь солдатской кровью. Земля на этом поле до сих пор мертвая, израненная осколками снарядов, умерла она вместе с бойцами, её защитниками. Находясь на этом поле, понимаешь, что действительно из одного металла льются медали за подвиги боевые и трудовые.

Все меньше остается в живых тех, кто может рассказать нам о военной истории родного края, о событиях героического прошлого, поэтому каждая строчка воспоминаний о времени, опаленном войной - бесценный дар для последующих поколений. Чтобы и они помнили…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Бычкова Елена Павловна,

Лампасова Мария Александровна

Научный руководитель:
Григорьева Елена Ивановна,

учитель чувашского языка

1) Паспорт проектной работы.

3) Теоретический раздел.

4) Практический раздел.

6) Библиографический список.

7) Приложения к проекту.

Паспорт проектной работы

1) о построении Сурского и Казанского рубежей в Чувашии

2) о роли и значении подвига военных строителей

Для достижения этих целей были поставлены такие задачи:

1) Узнать историю строения Сурского и Казанского рубежей на территории Чувашии.

2) Рассказать о проблемах, с которыми встретились наши предки во время строительных работ.

3) Найти и описать воспоминания свидетелей строительства.

4) Провести опрос и классные часы среди учеников школы о знаниях данного периода.

История строительства Сурского оборонительного рубежа и Казанского обвода на территории ЧАССР в годы Великой Отечественной войны.

Мы предполагаем, что благодаря стойкости и героизму простых людей строительства Сурского и Казанского рубежей в Чувашии было завершено в установленные сроки. К великому сожалению, наши земляки за неимоверный тяжкий труд не были отмечены наградами правительства. Главной наградой для них была Победа, ради которой они не жалели своих сил, и порою жизни.

2021 год в Чувашии, в соответствии с Указом Главы республики Олега Николаева, объявлен Годом трудовой доблести строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

В 2021 году исполнится 80 лет с начала их строительства. Оба оборонительных рубежа строились в республике с 28 октября 1941 года по 21 января 1942 года. В постройке защитных сооружений участвовали около 200 000 человек — это треть трудоспособного населения республики на начало войны.

Глава республики Олег Николаев

Война к Суре не подходила,

Сгорел внезапности запал.

Народ и день, и ночь копал…

Вторжение гитлеровской Германии, начавшееся в июне 1941 г., потребовало от высшего политического и военного руководства СССР, всех государственных, общественных, центральных и местных органов управления решительных мер, чтобы остановить натиск врага. Важнейшей задачей времени было сооружение многочисленных оборонительных рубежей в прифронтовых районах и в глубине страны.

К осени 1941 г. стало очевидно, что оборонительные укрепления крайне необходимы. В начале войны десятки городов (Гродно, Вильнюс, Каунас и др.) были захвачены немцами в короткие сроки во многом из-за отсутствия оборонительных укреплений. Кроме того, опыт первых оборонительных фронтовых операций показал, что без подготовленных заранее рубежей остановить наступление стратегических группировок противника невозможно. К декабрю 1941 г. строилось более 10 тыс. километров тыловых сооружений, оборонительные обводы создавались вокруг 100 крупных городов.

В условиях недостатка материального обеспечения и времени внушительные масштабы фортификационных работ не могли быть осуществлены лишь силами армейских саперных и инженерных частей – к работам активно привлекалось местное население.

Сурский и Казанский рубежи для обороны от фашистских захватчиков строились в Чувашии с 28 октября 1941-го по 21 января 1942 года. По информации Государственного архива современной истории Чувашии, на строительстве рубежей трудились около 200 тысяч человек. Это треть трудоспособного населения республики по состоянию на 1 октября 1941 года. (Приложение 1)

Для работы было организовано 6 участков военно-полевых строительств (ВПС). Четыре по Сурскому оборонительному рубежу с центрами в городах Ядрин, Шумерля, Порецкое, Алатырь и два на Казанском направлении в с. Октябрьское и с. Янтиково. Районы прикреплялись к определенным ВПС с прорабскими участками, начальниками которых назначались председатели райисполкомов и секретари райкомов ВКП(б). Техническое руководство осуществляли военные инженеры 11-го и 12-го армейских управлений Главоборонстроя Наркомата обороны СССР. Привлекались и местные кадры, в частности, начальник строительства Чебоксарского завода № 320 (в настоящее время Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева) Еремин.На всех участках были организованы передвижные госпитали-изоляторы, врачебные пункты, санэпидемические и дезинфекционные отряды, состоящие из медицинских работников, снабженных медикаментами и перевязочными материалами.

Ежедневно в строительстве участвовало в среднем 85 тыс. человек, в отдельные периоды эта цифра поднималась до 110 тыс. человек. На деле наладить работу такого количества человек и обеспечить их стройматериалами и инструментами оказалось очень сложно. Окопы представляли собой оборонительные сооружения в виде противотанкового рва, глубиной более трех метров, шириной метров пять — шесть. Кроме того, строили доты, дзоты. Землянки, обложенные брёвнами, покрытые сверху накатом брёвен и землей. Пришлось в срочном порядке организовать производство всего необходимого на месте. Чувашстройтрест приступил к изготовлению железобетонных колпаков для пулеметных дзотов, различные артели поставляли топорища, черенки лопат, рукавицы, лапти, деревянные ложки и миски.

В Мариинско-Посадском и Чебоксарском районе добывали бутовый камень, по всей республике заготавливали лес.

Однако большинство мобилизованных трудились самоотверженно. В течение ноября 1941 – января 1942 гг., невзирая на погоду и отсутствие техники, вручную было выкопано около 5 млн кубометров грунта, возведено большое количество сооружений из дерева, камня и земли. На строительстве оборонительных сооружений организовывались социалистические соревнования; рабочие обменивались опытом; передовые участки, бригады, звенья и отдельные рабочие поощрялись премиями. Известны случаи, когда при дневной норме 3 кубометра в день ее перевыполняли в несколько раз.

Объем выборки можно вычислить по следующей формуле:


, где

N – число единиц генеральной совокупности

n - объем выборки (число отобранных единиц)


, характеризует среднее отклонение выборочного показателя от генерального показателя (либо средняя, либо доля)

t - число, связанное с доверительной вероятностью


Если t =1, то доверительная вероятность равна 0,683 (68,3 %) и .


Если t =2, то доверительная вероятность равна 0,954 (95,4 %) и .


Если t=3, то доверительная вероятность равна 0, 997(99,7 %) и


Опрошено 230 человек, при данном количестве предельная погрешность не превышает 3 % с доверительной вероятностью 0,683 (68,3 %).

формирование у старших дошкольников первоначальных представлений о подвигах и вкладе жителей республики при строительстве Сурско-Казанского Оборонительного рубежа.

ВложениеРазмер
konspekt_po_surskomu_rubezhu.docx 22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей подготовительной школе группе

Автор работы: Фомина Тамара Сергеевна

Алатырь – 2021 г.

Цель: Формирование у старших дошкольников первоначальных представлений о подвигах и вкладе жителей республики при строительстве Сурско-Казанского Оборонительного рубежа.

Продолжать знакомить воспитанников с трудовым подвигом строителей Сурского- Оборонительного рубежа, расширять знания детей о мужестве, героизме, отваге народа.

Развивать интерес детей к историческому прошлому нашей страны, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, внимание, образное мышление, творческие способности.

Воспитывать чувство взаимопомощи в совместной деятельности, воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет, уважительное отношение к труженикам тыла.

Словарная работа: Рубеж, окопы, кирка, лом, кувалда, труженик тыла, самооотверженный.

- В этом году наша страна отмечает 76-летие Великой Победы. Все меньше остается живых свидетелей того времени. И сегодня мы с вами вспомним боевые и трудовые подвиги военных лет. Во время военных действий не все люди воевали. Были и такие, которые своим трудом приближали нашу Победу над фашизмом. Я хочу вам рассказать о тяжелейшем труде тыловиков, ковавших на ровне с солдатами Великую Победу.

Октябрь сорок первого. Фашисты у Москвы.

И принято решение на берегу Суры

Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.

Зима. Мороз стоял трескучий,

А люди ломом и киркой крушили эти кручи.

Им не хватало тёплой обуви, еды,

Но все же они выстояли, построили, смогли.

- Их работу по праву можно назвать подвигом. Обычные труженики возводили Сурский оборонительный рубеж в тяжелейших условиях суровой зимы. Мы с вами должны всегда помнить об этом.

(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов о событиях того времени).

- Осенью 1941 года, когда враг уже был под Москвой было принято важное решение: на случай, если немцы пройдут в глубь нашей страны им должны помешать оборонительные рубежи, в глубоком тылу на берегах рек. В городе Алатырь, недалеко от нашего детского сада, на левом берегу Суры проходил Сурский оборонительный рубеж.

(Показ презентации: (Слайд 1) ( Приложение 1)

(Воспитатель показывает детям на карте Чувашии границы Сурского оборонительного рубежа).

-В настоящее время остались следы тех событий: рвы, неровности, ямы. Ребята, как вы думаете, что такое оборонительный рубеж?

- Оборонительный рубеж – это укрепление для обороны от противника, он состоял из окопов, рвов и землянок. (Слайд 2)

- Все мужчины были на фронте. В строительстве принимали участие старики, женщины, подростки. (Слайд 3)

- Ребята, с помощью чего можно выкопать ров или окоп?

- Правильно. Кирками, ломами, кувалдами, пилами и лопатами простые люди долбили мёрзлую землю. (Слайд 4)

- Работали в тяжелых условиях, было очень холодно. Люди были одеты в фуфайки, шерстяные платки, валенки, теплые рукавицы, шапки. Теплой одежды не хватало, многим из них приходилось работать в лаптях. (Слайд 5 ).

- Работа не прекращалась ни днем, ни ночью (Слайд 6) .

- Во время небольшого отдыха грелись у костров, пекли картошку, из растаявшего снега кипятили воду. Сурский оборонительный рубеж был возведён за рекордные 45 дней. (Слайд 7).

- Ребята, как называли людей, трудившихся в тылу во имя Победы?

-Какими качествами обладали труженики тыла?

-Да, они были самоотверженными, терпеливыми, выносливыми. Как вы думаете, можно ли назвать подвигом труд тыловиков на оборонительных сооружениях и солдат, участвующих в боевых сражениях?

- Строители Сурского рубежа в несли огромный вклад в победу над немецкими захватчиками. Старики и женщины, подростки, мальчишки и девчонки принимали не меньше участие в борьбе с германскими захватчиками, чем воины, находившиеся на линии фронта. Давайте вспомним, в какую одежду были одеты люди в то время?

- Перед вами лежат карточки с изображением одежды разного времени. Выберите и назовите ту одежду, которую вы одели бы на строительство Оборонительного рубежа.

(Дети делятся на две подгруппы. Подходят к столам и находят картинки с изображением одежды того времени и выкладывают на верхнюю часть стола. По завершению игры, воспитатель вместе с детьми еще раз закрепляет название нужной одежды).

- Ребята, в течении длительного времени мы с вами долго говорили о тружениках Сурского рубежа. Что мы знаем о Сурском рубеже? ( Ответы детей ).

- Мы с вами делали макет и он почти готов. Посмотрите внимательно, что мы уже сделали? ( Приложение 3)

На макете изображены силуэты людей, деревья, рвы. Что еще осталось доделать?

- Я загадаю вам загадки, отгадав их, мы узнаем, что можно добавить к нашему макету.

После того, когда дети отгадают загадку, воспитатель поочередно выставляет на мольберт жетон с картинкой-отгадкой, тем самым зрительно показывает детям, что необходимо добавить к макету.

Гораздо больше кружки,

Имеет сверху дужку,

И в колодец раз за разом

Мчится смело по приказу!

Да железный обушок,

Он у плотника в почете-

Каждый день с ним на работе!

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поламала зуб, зуб.

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе …..(Лопатой)

Палкой железной был сделан пролом…

Все ей ломают. Зовут ее …(Лом)

Он в походе очень нужен,

Он с кострами очень дружен.

Кашу можно в нем сварить,

Чай душистый кипятить.

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пёк.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесёшь.

- Ребята, предлагаю вам выбрать жетон, на котором изображен предмет, необходимый для макета.

( Дети выбирают жетон и уточняют, что они должны сделать для макета).

- Мне достался жетон с изображением пилы. Я буду работать вместе с вами. Пилу я буду делать из цветной бумаги. А вы какой материал будете использовать для изготовления своего предмета?

- Выберите необходимый вам материал: пластилин, цветная бумага, картон, салфетки.

(Дети выбирают материал для работы) .

На рабочих столах лежат доски для лепки, клей, кисточки, влажные салфетки, ножницы, стеки.

-Прежде чем начать работу, мы с вами погреем руки у костра.

Чтобы нам добыть огонь,

Трём ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится

И костер наш загорится.

(Выполняют движения по тексту).

Дети садятся за столы и выполняют задание согласно своему жетону. Звучит фоновая музыка. Во время работы дети помогают друг другу советом, оказывают помощь в изготовлении предметов. Воспитатель работает вместе с детьми.

После того, как задание будет выполнено всеми детьми, они встают вокруг макета и воспитатель подводит итог работы.

- На макете мы воссоздали частичку истории нашего города. Получилось у нас передать картину строительства Сурского рубежа? Вспомните, как мы работали? Представьте, что вы оказались на месте тех людей, которые трудились на Сурском рубеже. Какие звуки в природе вы слышите (Скрип снега, обвал земли, стоны и вздохи людей, треск костра). Какие ощущения у вас возникают?

Воспитатель вместе с детьми относит макет в музей и устанавливает на видное место .

- О чем бы вы хотели рассказать своим родителям, родственникам, друзьям о тех событиях? ( Ответы детей ).

Цель: формирование у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Образовательные: Продолжать знакомство дошкольников с периодом начала Великой Отечественной войны;

Ознакомить детей с плакатами времён Великой Отечественной войны. Формировать у дошкольников представление о подвиге мирных жителей Чувашии во время Великой Отечественной войны.

Развивающие: активизировать у детей интерес к истории родного края в период Великой Отечественной войны.

Развивать внимание, мышление, речь.

Воспитательные: Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, гордость за подвиг своего народа.

Воспитывать уважение к труженикам тыла.

Ход занятия:

Воспитатель: Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы.

И принято решение на берегу Суры

Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.

Зима. Мороз стоял трескучий,

А люди ломом и киркой крушили эти кручи.

Им не хватало тёплой обуви, еды,

Но все же они выстояли, построили, смогли.

9 мая здесь многолюдно,

Дети приносят букеты цветов.

Помнят сельчане, как было трудно

И мы не забудем тот подвиг отцов!

Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живём? В прошлом году в нашей стране отметили 75-летие Победы в Великой Отечественной Войне. В этом 2021 году будет круглая дата: восемьдесят лет назад началась Великая Отечественная война. Война была тяжелым испытанием для всего народа. Её назвали Отечественной так, как надо было защищать своё Отечество - Родину, от врагов, которые хотели отнять у нас и саму Родину. Великой война была потому, что она продолжалась целых четыре года. Скажите, кто знает, кто напал на нашу страну? С кем сражался наш народ? (Ответы детей). Правильно, это была фашистская Германия. Как назвали эту войну? Почему война назвали Отечественная?

II. Основная часть.

Воспитатель: В воскресенье, ранним утром, когда ещё все пали, фашистская Германия напала на нашу Родину. Самолёты стали бомбардировать наши деревни, села и города. Наш народ не ожидал такого развития событий и враг смог завоевать много населенных пунктов в самом начале войны.

С самого начала войны враг стремился покорить столицу нашей Родины – Москву. Фашисты думали, что, захватив Москву, они сломают боевой дух советского народа и далее завоевать нашу страну им удастся без труда. По их планам, война должна быть закончена еще до осени.

В то тяжелое время все надеялись, что враг будет побит, но когда это случится, никто не знал.


Основная часть мужского населения была на фронте, поэтому самая тяжёлая работа легла на женские плечи и подростков. Они рыли окопы, противотанковые рвы, обустраивали землянки, блиндажи и командные пункты (показать фотографии окопа, противотанковых рвов, землянки, блиндажа). Первая военная зима была очень холодная. Строители оборонительных рубежей в сильные морозы лопатами, ломами и кирками (показать фотографии) вырыли много земли. Несмотря на все трудности, благодаря трудовому героизму народа строительство было завершено в срок: за два с половиной месяца.

Воспитатель: Когда началось строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей? ( ответы детей: осенью, когда враг подходил к Москве). Что рыли строители оборонительных рубежей? ( ответы детей: окопы). Что они строили? ( ответы детей: землянки, командные пункты). Какие орудия труда использовали строители Сурского и Казанского оборонительных рубежей? ( ответы детей: лопату, лом, кирку).

К счастью, всё это не понадобилось, так как враг был остановлен под Москвой. Окопы долго напоминали о войне, позже их заровняли, в некоторых местах со временем они обвалились и заросли травой. Но сохранить в памяти подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей необходимо. Ведь им было также тяжело, трудно, как на фронте. В память их трудового подвига сооружен памятник (показать фотографию).

Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (ответы детей). Для чего нужно было строить оборонительные рубежи? (ответы детей). Молодцы!


Подвиг деда Мой дед по отцу Данил Ефремович Пивцайкин ушёл на фронт в июле 1941 года. Ему было 29 лет. Дома остались жена Прасковья и четверо детей.

Читайте также: