Сочинение от учителя джиргал очирова

Обновлено: 02.07.2024

Уташ Улазганович Очиров родился 25 декабря 1911 г. в хотоне Нюкн Зюнгарского аймака Икицохуровского улуса Калмыцкой степи Астраханской губернии. С ранних лет он воспитывался у своего дяди – Бокты Очирова, затем в Астраханском детском доме №4, откуда поступил в интернатную школу крестьянской молодежи. В школе У. У. Очиров был комсомольским активистом (являлся членом РКСМ с 1925 г.), принимал участие в борьбе с неграмотностью, которая развернулась в Калмыцкой степи. В те годы в улусах грамотных людей было не так много, поэтому неудивительно, что после окончания школы он сразу стал заведующим общим отделом Икицохуровского райкома ВКП(б).

В 1930 г. У.У. Очиров поступил в калмыцкое историко-филологическое отделение Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. После окончания университета Уташ Улазганович был назначен заведующим Приморским райОНО Калмыцкой автономной области (июнь 1933 г. – сентябрь 1934 г.). С этого времени он начал свою педагогическую деятельность, которая, если не считать короткого перерыва во время войны, продолжалась 60 (шестьдесят) лет! 37 лет из них отданы высшей школе – родному Калмыцкому госуниверситету, родной кафедре калмыцкого языка и литературы.

В сентябре 1940 г. ему удалось восстановиться в аспирантуре. В 1941 г. он уже готовился к защите диссертации, но началась Великая Отечественная война. После окончания аспирантуры в июле 1941 г. по направлению Наркомпроса РСФСР У.У. Очиров вернулся в родную Калмыкию. Он был преподавателем в пединституте, работал старшим научным сотрудником в только что созданном КНИИЯЛИ (ныне КНЦ РАН).

В ноябре 1943 г. его вновь призвали в армию – людские ресурсы страны после двух лет тяжелых сражений были фактически исчерпаны, и на воинскую службу стали призывать даже инвалидов. Однако 28 декабря началась депортация калмыцкого народа. В мае 1944 г. У.У. Очирова демобилизовали из действующей армии по национальному признаку и отправили в Омскую область на спецпоселение, где он разыскал свою семью и смог устроиться учителем русского языка и литературы в среднюю школу с. Полтавка. Работая в школе, У.У. Очиров не только учил детей, принимал экзамены на аттестат зрелости, но и щедро делился с коллегами своими знаниями и методиками.

После восстановления автономии Калмыкии с 1957 г. У.У. Очиров принят на работу в Ставропольский педагогический институт. В эти годы он занимался научной деятельностью, писал учебники, редактировал и готовил к изданию сборники поэтических произведений и литературные альманахи. Нельзя не отметить его вклад в возвращение из небытия таких имен калмыцких поэтов, как Нимгир Манджиев, Церен Леджинов, Гаря Даваев.

Особенно заметной была работа У.У. Очирова по улучшению, усовершенствованию учебников калмыцкого языка и литературы для начальной и средней школы. Им были написаны и опубликованы в 1957-1964 гг. букварь калмыцкого языка, учебники калмыцкого языка 1, 2, 3 и 7 классов, хрестоматии по калмыцкой литературе для 5 и 6 классов. Специалисты, оценивая учебники калмыцкого языка для учащихся 1 и 2 классов У.У. Очирова, изданные в 1950-х гг., указывали, что они отличаются четкой и продуманной структурой, логически последовательной системой заданий и свидетельствуют о том, что автор со всей ответственностью отнесся к начальному этапу обучения родному языку, потому что именно здесь закладывается фундамент знаний, навыков и умений.

В 1964 г. создается Калмыцкий пединститут, преобразованный в 1970 г. в Калмыцкий госуниверситет. Калмыцкое отделение переезжает в Элисту. Ввиду нехватки кадров У.У. Очирову поручили временно возглавить объединенный деканат, который регулировал учебный процесс не только калмыцкого отделения, но и других отделений.

Он обладал глубокими знаниями и высоким даром педагога: завоевывал аудиторию своим высоким профессиональным мастерством, умением сложные грамматические явления излагать просто и доходчиво.

Одной из важнейших своих задач У.У. Очиров считал написание стабильных учебников и пособий. Фактически это стало делом всей его жизни. С 1957 г. вплоть до своей кончины он опубликовал несколько десятков учебников калмыцкого языка и литературы для 1-10 классов национальной школы, хрестоматии по родному языку, учебные пособия для студентов и преподавателей национальных школ. Многие из них выдержали по 5-7 изданий и продолжают служить основным подспорьем как для изучения, так и для преподавания родного языка и литературы в общеобразовательных школах, а также в Калмыцком госуниверситете.

У.У. Очиров воспитал сотни специалистов калмыцкого языка и литературы для национальных школ республики, которые и ныне успешно трудятся над возрождением национальной культуры и дальнейшим развитием родного языка в Калмыкии. По его учебникам выучилось не одно поколение калмыков, многие из которых стали учеными, учителями, врачами и др. У.У. Очиров вместе с другими патриархами калмыцкой филологии проявлял отеческую заботу по подготовке молодых ученых-калмыковедов, способных продолжить научные разработки и исследования проблем калмыцкого языкознания на уровне современного развития филологической науки. И эту важнейшую задачу старшее поколение – Б.К. Пашков, Ц.-Д. Номинханов, И.К. Илишкин, С.К. Каляев, Б.Б. Бадмаев, Д.А. Павлов, У.У. Очиров, Б. Д. Муниев, И.М. Мацаков, А.Ш. Кичиков и др.успешно решили. Сегодня почти все преподаватели Института калмыцкой филологии и востоковедения КалмГУ и научные сотрудники 3 отделов (из 6) КНЦ РАН являются учениками этого поколения ученых и достойно продолжают благородное дело предшественников. Из числа учеников У.У. Очирова в области калмыцкого синтаксиса ведут свои исследования доктора наук, профессора Г. Ц. Пюрбеев и В. Н. Мушаев.

Основные вехи биографии У. У. Очирова, его научная и педагогическая деятельность неразрывно связаны с жизнью и судьбой первого поколения калмыцкой интеллигенции, внесшей заметный вклад в развитие просвещения, науки и культуры в Калмыкии. Он горячо и преданно любил родную Калмыкию, свой народ, родной язык, культуру. Всю свою сознательную жизнь боролся за сохранение родного языка, его чистоту, делал многое для того, чтобы калмыцкий язык глубоко изучали в школе и в вузе, знали его взрослые и дети, любили и совершенствовали его. Он учил и воспитывал многие поколения учащихся школ, колледжей, студентов вузов, учителей. Им написаны многие десятки научных трудов по разным проблемам калмыцкого языка, литературы, устного народного творчества. По учебникам калмыцкого языка У.У. Очирова учились и сегодня учатся учащиеся школ республики, студенты университета. Творческая деятельность, круг разработанных им проблем – это целая эпоха в калмыцком языкознании и монголистике.

Уташ Улазганович Очиров занимает одно из почетных мест среди представителей калмыцкой национальной интеллигенции, внесших выдающийся вклад в становление и развитие народного образования, высшей школы, языкознания и всей национальной культуры калмыцкого народа.

Б.К. Салаев, д-р биолог. наук, профессор,
Ректор Калмыцкого государственного
университета им. Б.Б. Городовикова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Яшалтинский район Республика Калмыкия

С. Эсто-Алтай

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«Биография Номто Очирова,

Выполнила: учащаяся 7 класса

Руководитель: учитель калмыцкого языка

1. Вступление.

В этом году исполняется 125-летие видного калмыцкого общественно-политического деятеля и просветителя, ученого-ориенталиста, юриста Номто Очирова.

Меня заинтересовала жизнь и деятельность просветителя Очирова и я решила принять участие в республиканском конкурсе творческих работ.

Номто Очиров прожил долгую и нелегкую жизнь, половину из которой провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. Он – яркая личность, достойная восхищения и подражания для нынешнего поколения.

2.1. Детство.
Детство его прошло в селе Червленое, неподалеку от зимней ставки дербетского нойона Давида Тундутова. В детские и юношеские годы судьба была к нему благосклонна: домашнее традиционное воспитание и обучение, игры и забавы с сыном Тундутова - Данзаном, учеба в реальном училище в Астрахани, затем - Петербургский университет (закончил два факультета - восточный и юридический) - все это благодаря попечительству нойона Тундутова. Но, вместе с тем, судьба была сурова к нему уже в зрелые годы, которые пришлись на послереволюционное время(20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы), когда он пять раз подвергался арестам, при этом каждый раз бал репрессирован необоснованно.

2.2.Студенчество.
В университет Номто Очиров поступил в 1905 году - тогда власти благосклонно разрешали одаренной молодежи на средства калмыцкого общественного капитала продолжать учебу в Петербурге, Казани, Киеве и других городах. Монгольским отделением восточного факультета в то время руководили известные монголоведы В. Котвич и А. Руднев, преподавали здесь крупнейшие ученые-ориенталисты того времени В. Бартольд. Л. Штернберг, Ф. Щербатский, С. Ольденбург. Номто Очиров

учился вместе с Б. Владимирцовым (будущим академиком АН СССР), который поступил на факультет восточных языков годом раньше Н.Очирова.

3. Научно-исследовательская деятельность.

Условия и обстоятельства благоприятствовали началу исследовательской деятельности Н. Очирова: блестящее окончание Астраханского реального училища, поступление на восточный факультет Петербургского университета, именно здесь в студенческие годы нашел он свою работу в науку, и началась она со сбора и записей образцов калмыцкого фольклора. Интерес этот (т. е. его отношение к устному народному творчеству) не был просто любопытством а был продиктован и подсказан его знаменитыми учителями-востоковедами В. Котвичем и А. Рудневым, которые постоянно внушали, что решение национального вопроса, возрождение народа надо начинать с возвращения ему культурного наследства. Именно как одно из важнейших звеньев национальной культуры интересовал Н. Очирова калмыцкий фольклор, и он стремился сам собрать достоверный фольклорный материал и осмыслить его.

На одном из заседаний Восточной секции Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии от 11 февраля 1909 года профессор В. Котвич сообщил сведения об успешных результатах поездки студента Очирова В Астраханскую губернию для записи поэмы о хане Джангаре и других калмыцких песен, а на заседании этой же секции уже от 20 апреля 1909 года профессора В. Котвич и А. Руднев внесли следущее предложение:

3.1. Описание улусов.

Н. Очиров блестяще справился с заданием командировки: полно и подробно описаны Малодербетевский, Манычский и Икицохурский

арванами. Кроме того, Н, Очиров перечислил все существующие хурулы (монастыри), только в малодербетевском улусе их было 15

(записаны их названия).

3.2. Исследование по экономической истории Калмыкии.
Научные интересы Н. Очирова были разносторонними. Ему принадлежит первое в калмыковедении исследование по экономической истории Калмыцкой степи - в 1915 году в Петрограде была опубликована его книга "Астраханские калмыки и их современное экономическое состояние. Описание Калмыцкой степи". Автора без всякого преувеличения можно назвать профессиональным национальным экономистом, чей опыт и знания могли быть полезными в 20-х годах, когда Н. Очиров работал в Калмпредставительстве.

3.3. Сбор и запись произведений устного народного творчества, старинных калмыцких рукописей.

Цель и задачи этой поездки - тоже сбор и запись произведений устного народного творчества, разыскание и приобретение старинных калмыцких рукописей, всестороннее обследование улусов и их описание. Сначала И. Очиров прибывает в Хошутовский улус (Александровский), который был богат письменной литературой. Просвещенные и образованнейшие для своего времени князья Тюмени, как и дербетские князья Тундутовы, прилагали немалые усилия для просвещения своих подданных, для развития словесности, художественной иконописи. "Я видел,- пишет Н. Очиров,- у одного калмыка сохранившуюся с того времени четко и красиво написанную азбуку".
Н. Очиров свидетельствует, что у хошутов были две большие библиотеки - богатые коллекции тибетских, монгольских и калмыцких рукописей (книг), среди которых встречались исторические сочинения. Всего Н. Очиров приобрел около 70 экземпляров рукописей. Он с сожалением указал, что некогда богатое собрание рукописей безвозвратно погибло: многие предметы культа были зарыты в землю или оставлены в субурганах, где они гибнут от весеннего разлива Волги и других причин. Оригинал записей образцов калмыцкого фольклора в двух частях, к счастью, сохранился и сейчас находится в архиве востоковедов Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН.
Богатейший и ценнейший материал, содержащий 39 сказок и рассказов, 115 пословиц и поговорок, 144 загадки и 81 песню, все еще не введен в научный оборот. Записи эти позволяют говорить о Н. Очирове как о прекрасном знатоке, тонком ценителе и вдумчивом собирателе калмыцкого фольклора в начале 20-го века.

Сборник – молитвенник княгини Е. Б. Тюмень( 8 названий),

6.Заключение.
Жизнь и деятельность Н. Очирова – достойный пример для подражания. Прожив тяжелую, но яркую жизнь, он привнес огромный вклад в культурное наследие калмыков. Сопереживание своему народу, соучастие в его судьбе, готовность к бескорыстному служению Отечеству ставит Номто Очирова на высокую ступень пьедестала калмыцкой культуры и образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Шарвили тек туш , вучиз лагьайт!а адахъ вич теснифай халкьдин нефес гала.

Шак алачиз , Шарвили , халкьдиз вич хуьдай кьегьал , уьмуьрдин ва яшайишдин дестек , далу хьиз , жагъана.

Эпосди эвелни- эвел жуван халкьдихъди , адан тарихдин кук!ушрихъ ялунин ва халкьдиз вафалу хьуниз талукь месэлайриз кьет!ен фикир гуз тазва. Игитрин патай халкьдихъди авай муьгьуьббатлувал мадни зурбади я . Адакай ана эвелни- эвел суьгьбетни ийизва. Ватан , диде-буба , мукьвабур , къуни- къуншияр – ибур эпосда дат!ана тариф авуниз лайихлубур я.Мукьвабур сад- садан куьмек , далу я.Кич! , сад сада маса гун , кар – к!валахдал машгъул тахьун , руьгьдай аватун – эпосда негьзавай лишанар я. Экуьнихъди , чирвилерихъди жув ялун , мергьаметлуди ва гъил ачухди хьун , ватандин гаф- ч!ал , манияр , кьуьлер к!ан хьун – тарифдиз лайихлу лишанар я. Эпосдин ч!алара такабурлу , кьегьал дагъвийрикай раханва.

Шарвилидин къаматдалди Ватандин халис игит гьихьтинди хьун лазим ят!а , къалурзавайди я.Халис ватанпересди ва инсанпересди вич гьа ик! кьиле тухвана , вичин уьмуьр чешнелуди авуна к!анда .

Вич гьихьтин зурба игит ят!ани , вичихъ гьикьван къуват ават!ани , Шарвилидин дамарра чи иви къекъвезва ва гьавиляй ам чаз эвелни- эвел играми я. Адаз , инсандиз хьиз, руьгьдин кук!ушарни , зайифвилерни , нукьсанарни хас я.

Эпосда чи халкьдин уьмуьрдиз , яшайишдиз талукь милли гзаф чешмеяр – мехъерар , манияр , кьуьлер ганва. Абур к!елзавайди гъавурда кьадайвал , рик!ел аламукьдайвал ганва. Эпосдин кьилин игит чи халкьдин дамах ва чешне я.Эпосда къундармаярни гьакъикъатда кьиле фейи вакъиаярни сад- садак какахьнава.Месэла , Шарвили аждагьанрал гъалиб жезва. Гьа са ч!авуз ада яд уьлквейрай атай чапхунчийрихъ галазни женг ч!угвазва, ам халкьдин кьисасчини я . Ада халкьдиз майишатда гзаф куьмекар гузва, гвенар гуьзва , хеб- мал хуьзва , рекьер туьк!уьрзава , авачир чкайрай , гьатта рагаризни кваз абур акъудзава , муькъвер эцигзава , вагьши гьайванар к!валерив вердишарзава.

Шарвилиди гьатта Мурк!арин вилаятдизни сиягьатзава ва к!еве гьатай инсанар к!евяй акъудзава , хата- баладикай хкудзава.Ада вичелди яргъи уьмуьр , исанрин т!вал-квал , хер-кьац!, ацукьун- къарагъун лишанламишзава.

Ихьтин зурба ва гуьзел игит авай халкьдин руьгьдихъ кьакьан цавар , гегьенш чуьллер , дерин зигьин , вичин кьет!ен ирс хьун лазим я !

Номто Очиров-один из выдающихся просветителей калмыцкой национальной интеллигенции конца 19-начала 20 века, талантливый ученый и просветитель.

Содержимое публикации

Хальмг улстан хару-Очра Номт.

Подготовила:Докаева Заяна

ученица 11 класса

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Руководитель:Дорджиева Татьяна Герасимовна,

учитель родного языка и литературы

Сарпа – 2021 г.

В наши дни творческое наследие Номто Очирова не потеряло своей актуальности. Его идеи не ограничивались рамками национального самосознания.Он стремился возвести духовный мост между Востоком и Западом, интегрировать культуру степняков в орбиту российской и мировой цивилизации.

В разное время отношение к выдающейся личности Номто Очирова было двояким. В революционную эпоху имя ученого стояло в ряду с наиболее известными общественно-политическими деятелями Калмыкии Данзаном Тундутовым, Санджи Баяновым, Араши Чапчаевым,Антоном Амур-Сананом. Великий раскол,произошедший тогда в России и до конца не преодоленный до сих пор, поставил их в разгар внутри народной борьбы по разные стороны баррикад. То обстоятельство, что Номто Очиров в период гражданской войны ратовал за казачью Калмыкию и был членом казачьего войскового правительства,породило негативное отношение к его личности. В результате судьба калмыцкого интеллигента стала трагичной. С 20-х годов и вплоть до начала 50-х годов он неоднократно подвергался репрессиям.

Номто Очиров (настоящее имя Ноха) родился в 1886 году в поселке Червленое Малодербетовского улуса. Здесь он закончил улусную школу, затем Астраханское реальное училище. Отец Номто-Довукин Очиров- имел крепкое коневодческое хозяйство. В детстве судьба его свела с сыном известного нойона Церен-Давида Тундутова-Данзаном. Близость к знатной семье, взаимоуважительные патриархальное отношения между Тундутовым и Довукиным сыграли немаловажную роль в последующей судьбе Номто Очирова. При нойонской поддержке способный и любознательный Ноха прошел все образовательные ступени того времени.

К началу мировой войны Номто Очиров все больше занимается делами просветительного характера. Проживая в Петербурге и периодически выезжая на родину, он расширяет контакты с интеллигенцией и общественными деятелями в калмыцкой степи. При поддержке профессоров В.Л.Котвича и А.Д.Руднева ученый организует при университете курсы для подготовки учителей калмыцкого языка повышенной квалификации.

Поворот к практическим делам побуждает Номто Очирова прибрести вторую специальность. Профессионально заниматься политикой было принято тогда при наличии юридического образования. Как юрист и политик он разработал многие важные к тому времени документы по автономии Калмыкии, по организации калмыцкого казачества.

Имя и жизнь великого калмыцкого филолога, юриста, просветителя Номто Очирова изучается во всех учебных заведениях республики. Разработаны школьные методические пособия по творческому наследию ученого, его филологические материалы широко изучаются студентами Калмыцкого государственного университета. В городе Элиста есть улица имени Номто Очирова, это же имя носит школа №8 города Элиста.

Много в его трудах неизвестного, неисследованного. Еще не раз ученые будут обращаться к ним, как к энциклопедии, отыскивая ответы на многие вопросы.

1.А.В.Бадмаев «Номто Очиров: жизнь и судьба , часть 1, 2, Элиста, 2001г.

4.В.Д.Айтаев. Тетрадь из архива.Советская Калмыкия,1991г.

5.Р.Б.Дякиева. О журналистской деятельности Номто Очирова.

8.Э.У.Омакаева.Пословицы и поговорки в записи ученого. Известия Калмыкии 1999 г.

Читайте также: