Сварила кухарка кисель сочинение егэ

Обновлено: 30.06.2024

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина "Кисель":

Сварила кухарка кисель и был он таким вкусным, что все господа его ели и нахваливали, да других угощали. Да и сам кисель радовался, что его едят, ведь ему только это и важно было. Но вот надоел господам кисель, велели они его свиньям отдать, а сами на воды уехали. Свиньи киселю обрадовались и ели его, и наесться не могли. Да весь кисель и съели. А тут господа возвращаются, киселя велят подать, а кисель был, да весь вышел.

Главная мысль этой сказки в том, что мы никогда не ценим должным образом то, что имеем в избытке, зато начинаем сожалеть о том, что потеряли.

План пересказа сказки "Кисель":

  1. Сваренный кухаркой кисель
  2. Довольные господа
  3. Довольный кисель
  4. Кисель надоедает
  5. Отъезд господ
  6. Довольные свиньи
  7. Кисель кончился
  8. Запоздалое раскаяние.

Сказка Салтыкова-Щедрина "Кисель", краткое содержание:

Кухарка сварила кисель, который нравился всем. Но со временем господа стали капризничать, надел им кисель.


Уехали они гулять. А кисель, чтоб не пропадал, скормили хрюшкам. Те были угощению рады. Промотали свое состояние господа, обнищали и вернулись домой. Вот тут им и захотелось киселя. но его не осталось. Теперь лишь охают да ахают они.

Главная мысль:


План для пересказа можно написать так:

  1. Отменный кисель приготовила кухарка.
  2. Все его нахваливают.
  3. Киселю очень приятно.
  4. Господам стало скучно, кисель надоел.
  5. Уехали они на"теплые воды".
  6. Свиньи доели весь кисель.
  7. Господа вернулись домой и остались ни с чем.

Более подробно главная мысль и еще один вариант краткого содержания, главные герои - все это есть в моем ответе на БВ тут.


В рассказе речь идет о киселе, которому нравилось когда его едят. Как-то раз кухарка приготовила кисель и позвала всех к столу. Все господа отведали киселя и всем он понравился. Тогда господа даже просили вынести кисель на улицу, чтобы каждый мог его попробовать. Все прохожие пробовали и хвалили кисель. А сам кисель и рад, что всем нравится.

Но вскоре приелся господам кисель, да и другие блюда стали в моде. Тогда велели господа кухарке приготовить другое блюдо, а кисель вылить свиньям. Свинья с удовольствием съела, а кисель и рад, что хоть кому-то нравится. Кухарка так и сделала, приказа не ослушаешься. Сами же господа уехали на отдых.

Вскоре приехали господа, прогуляли все деньги и кушать нечего. Захотелось им хотя бы даже киселя, да и его нет, все свинья съела. Так и огорчились господа, что киселя им не досталось.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина - это самостоятельное и уникальное явление в русской литературе, особенная вариация сказочной формы, наполненная острым общественным смыслом и повествующая о самых злободневных вопросах русской действительности. Сказки адресованы "детям изрядного возраста", то есть взрослым людям, потому автор и высказывается в строгой, суровой, поучительной форме, высмеивая человеческие пороки и недостатки общественной системы.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина отличаются широким вниманием к жизни русского народа, беспокойством о неудовлетворительной общественной системе родной страны. Обращаясь к насущным проблемам жизни в России, М. Е. Салтыков-Щедрин выступает защитником народа и обличителем господствующего социального слоя. В сатирической притче "Кисель" размышления о народной жизни приобретают драматическую остроту. В гротескном и гиперболизированном виде в сказке высмеивается крестьянская пассивность и податливость по отношению к социально-экономическому использованию, с горечью говорится о результатах многовекового ограбления народа помещиками и буржуа.

М. Е. Салтыков-Щедрин, мастер эзопова языка, использует прием иносказания: под видом неживого предмета изображаются представители социального слоя крестьянства. Кисель становится символом покорности и безответности русского народа, который "был до того размывчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели", даже и радовался собственной полезности: "стало быть, я хорош, коли господа меня любят!". Сначала господа и помещики доводят народ до разорения: "и сами наелись, и гостей употчевали", а затем и жадные буржуа в образе свиней, которые "сытости не знают". Послереформенное оскудение ограбленной деревни представлено в строках "от киселя остались только засохшие поскребушки". Когда помещики дают поесть киселя прохожим на улице, они растрачивают вложенные крестьянством усилия, раздают без цены используемый труд. Уезжая "на теплые воды гулять", господа тратят заработанные на подчинении простого народа средства.

В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина можно заметить некоторые заимствования из народных сказок: оживление неживых предметов, свободная форма изложения. При чтении сказки вспоминается русская пословица "Мужик простой - кисель густой". В сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина соединяются фольклорный (своеобразный язык сказания, олицетворения), фантастический (оживление и наделение собственной волей киселя) и реальный (мир крестьян и помещиков) пласты.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Материалы для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку:

За правильное выполненное задание сможешь получить 25 баллов.

Задачи для тренировки

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеруиллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(9) А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! (10) Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. (11) Все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины. (12) Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать; приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством. (13) Навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка, и целовался со всеми, мало обращая внимания на то, рад ли, или не рад был этому гость. (14) В доме были открыты все окна, антресоли были заняты квартирою учителя-француза, который славно брился и был большой стрелок: приносил всегда к обеду тетерек или уток, а иногда и одни воробьиные яйца, из которых заказывал себе яичницу, потому что больше в целом доме никто ее не ел. (15) На антресолях жила также его компатриотка, наставница двух девиц. (16) Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты. (17) Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. (18) Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее. (19) На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всем положиться, да и был прав, потому что Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром, бог весть какого кавалерийского полка, и повенчалась с ним где-то наскоро в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки. (20) Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать не заботился. (21) В доме стало еще пустее. (22) Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость, сверкнувшая в жестких волосах его седина, верная подруга ее, помогла ей еще более развиться; учитель-француз был отпущен, потому что сыну пришла пора на службу; мадам была прогнана, потому что оказалась не безгрешною в похищении Александры Степановны; сын, будучи отправлен в губернский город, с тем чтобы узнать в палате, по мнению отца, службу существенную, определился вместо того в полк и написал к отцу уже по своем определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш. (23) Наконец последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. (24) Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее. (25) Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине.

Гоголь Николай Васильевич* - русский прозаик, драматург, публицист и критик.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеруиллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(15) Долго ли, коротко ли так шло, только стал постепенно кисель господам прискучивать. (16) Господа против прежнего сделались образованнее; даже из подлого звания которые мало-мальски в чины произошли — и те начали желеи да бламанжеи предпочитать.

(17) — Помилуйте! — говорит один, — что хорошего в этом киселе? разве это еда? попробуйте, какой он мягкой, да слизкой, да сладкой!

(18) — Отдадимте, господа, кисель свиньям! — подхватил другой, — а сами уедем на теплые воды гулять! (19) Нагуляемся вдосталь, а там, если уж это непременно нужно, и опять домой воротимся кисель есть.

(29) Приехали домой, взялись за ложки — смотрят, ан от киселя остались только засохшие поскребушки.

(30) И теперь все — и господа, и свиньи — все в один голос вопиют:

(31) — Ели мы кисель, а про запас не оставили! (32) Чем-то на будущее время сыты будем! (33) Где ты, кисель? ау!

*Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович – писатель-реалист, критик, сатирик.

Главный герой, получается, как в названии, не кухарка, не господа, а сам очеловеченный кисель. Он способен гордиться, радоваться похвалам, мечтать… У него свой характер! И он может даже покрикивать на кухарку, когда у него появилось от успехов головокружение, если у киселя есть голова. Больше всего он любит, когда его едят – очень удачно! Если даже еда рассуждает тут, то ничего удивительного, что тут свиньи тоже думают и говорят.

Так вот, в завязке кухарка сварила тот самый кисель, поставила на стол. Вообще, ничего удивительного! Даже не совсем завязка для сказки, рассказа. Господа стали есть, нашли блюдо очень вкусным, мягким. Им, наверное, такое простое блюдо было в новинку. Угощали всех гостей, даже прохожих на улице – так хотелось поделиться вкусным. С тех пор требовали они это русское блюдо каждый день.

Тем временем свиньи кисель оценили, до капли всё съели (приём преувеличения). А тут и господа вернулись – деньги потратили. Вернулись, за ложки взялись, а киселя нету!

Вот так увлеченье западным, которое, конечно, проходит, заставляет забыть о своём – исконном. Вот от чего предостерегает автор.

2 вариант

В сочинении, кисель символизирует богатство. А богатство приобретено путем непрерывной работы обыкновенных людей. Аристократы, считая, что стойкие крестьяне в любое время подадут кисель, сильно заблуждались, так как вследствие господской расточительности кисель заканчивается. Не зря в документе возникает хрюшка, символизирующая собой лентяйство и обжорство, данные черты писатель относит к аристократам. А добродушный, хорошо направляющийся кисель - служит символом послушности и выдержки простого люда.

Аристократы, радующиеся аппетитным яством, не размышляют об сдержанности в денежных средствах. Ведь они основываются именно на собственные потребности, не видя рядом с собой тех лиц, которые обслуживают им хорошую жизнь и насыщение. Таким образом Салтыков-Щедрин находит сопоставление между изображением аристократов и правящей элитой той эпохи. В ту пору, правящая элита не полагала о том, что большая масса людей сумеет защитить собственные права и свободы. Аристократы с опозданием осознали собственную беспечность, но было уже поздно. Им пришлось расплачиваться за свои ошибки - не признавая работу невольных жителей, используя во вред власть, они быстро утратили все собранное годами богатство. Писатель представляет в смешном виде расточительность правящей элиты. В заключение этой фантасмагории он демонстрирует их вопящими вместе с животными - они с горечью понимают, что не смогли сберечь власть над людьми.

Писатель оказывается заступником людей, выставляя напоказ все минусы главенствующего общественного слоя. Салтыков-Щедрин удачно сумел в такой небольшой по размеру литературной работе отчетливо представить масштабную проблему той поры.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Кисель

Популярные сегодня темы

В творении Евгений Онегин одну из главных ролей представляет российская аристократия и московская вежливая общественность.

Карл Брюллов – один из самых знаменитых художников XIX века. На его счету множество прекрасных портретов. Он умел отлично сочетать простоту и прекрасное владенье кистью, таким образом, он творил шедевры

Мою маму практически все уважительно называют Светлана Владимировна. Она работает учителем русского языка и литературы в школе. Воспитав не одно поколение учеников, которые пошли по ее стопам

Читайте также: