Старуха изергиль к какому направлению относится сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Ровно два года назад на моём канале уже выходила статья с подобным названием. Начиналась она так:

До итогового сочинения остался месяц. Что делать тем, кто так и не подружился с чтением? Я думаю, нет смысла сейчас затевать чтение "Войны и мира". Уже не успеть. Проще сосредоточиться на тех произведениях, которые вы только что разобрали на уроках литературы. Одно из них - рассказ А. М. Горького "Старуха Изергиль".

Произведение Горького идеально ложилось на тематические направления 2019 года:

  • Гордость и смирение
  • Добро и зло
  • Надежда и отчаяние
  • Он и она

Статья активно читалась, но спустя какое-то время публикацию я удалила: декабрьское испытание осталось позади, статья стала неактуальной, и мне показалось, что она портит статистику моего канала. В общем, я безжалостно её снесла вместе со статьями по "Алым парусам", "Дубровскому", "Снежной королеве" и другим универсальным произведениям. Будучи начинающим автором на Дзене, я не знала, что старые публикации могут обретать вторую жизнь после долгого периода затишья. Так недавно произошло с моими статьями, написанными в марте 2020 года:

Благодаря направлению текущего учебного года " Человек путешествующий: дорога в жизни человека" интерес к старым публикациям заметно вырос.

Сегодня рассмотрим "Старуху Изергиль" сквозь призму тематических направлений этого года.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Для написания сочинения по первому направлению необходимо вспомнить "Легенду о Данко" , где тема реальной дороги, по которой герой ведёт своё племя, сливается с темой выбора жизненного пути. Чтобы избежать гибели, "сильные смелые люди" должны выбраться из леса.

. И для того были две дороги: одна – назад, – там были сильные и злые враги, другая – вперед, – там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота.

Отчаявшиеся люди были готовы сдаться врагам, "никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни", но Данко уговаривает соплеменников идти вперёд:

Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – всё на свете имеет конец! Идемте! Ну!

Трудный путь через лес, где "на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной" - это аналог жизненного пути, где человека поджидают невзгоды. И он либо преодолевает их, либо, ломаясь под их тяжестью, падает духом.

"Легенда о Данко", безусловно, подойдёт для многих тем внутри первого направления. Например:

История о Данко, наделённом безграничной любовью к людям и жертвующем собой ради других, может также подойти к последнему направлению, если темы будут крутиться вокруг героя с активной жизненной позицией или будут связаны с противостоянием человека и общества. Например:

"Легенда о Ларре" может послужить литературным примером при написании сочинения по направлению "Преступление и наказание".

"Обыкновенно к романтическому творчеству Горького относят и его рассказ "Старуха Изергиль", написанный уже в 1895 г. Но, по моему мнению, этот чудный рассказ не имеет ничего общего с романтизмом.

В нем скорее чувствуется веяние "символизма", но переходящего в могучую аллегорию, напоминающую лучшие произведения выдающихся западно-европейских поэтов. Да, уже окрепший к тому времени талант Горького сделал из этого рассказа нечто живое и исключительное.

Какую нужно невнимательность к произведениям родного писателя, чтобы не заметить образа Данко, нарочно поставленного рядом с образом Ларры, чтобы этот последний сильнее оттенял героя любви, сжигающего для людей свое сердце вместо факела!

Разве это романтизм?! Это просто упрек, брошенный современному человеку за его "мертворожденное сердце", брошенный тем современникам, которые "ни теплы ни холодны".

Нет, назовите, как хотите, это настроение, но только не путайте его с романтизмом."

(Л. Е. Оболенский, "Максим Горький и причины его успеха: (Опыт параллели с А. Чеховым и Глебом Успенским)", 1903 г.)

"Лермонтовская энциклопедия" о рассказе "Старуха Изергиль":

(Голованова Т. П., статья "Сове́тская литерату́ра" в "Лермонтовской энциклопедии", 1981 г.)

(Желтова Н. И., статья "Го́рький" в "Лермонтовской энциклопедии", 1981 г.)


"Литературная энциклопедия" о рассказе "Старуха Изергиль":

(Нечаева В., статья "Пейзаж" в "Литературной энциклопедии" в 11 томах, том 8, 1934 г.)


"М. Горький начал свою литературную деятельность под знаком активной, революционной романтики в начале 90-х гг.

Романтика Горького отразила начало революционного подъема, пафос поднимающегося пролетариата, его протеста против полицейского государства и капиталистического строя в стадии, когда русский пролетариат еще неясно, отвлеченно представлял себе свое положение в обществе, конкретные пути борьбы и желаемый строй будущего общества.

(Храпченко М., Розенфельд Б. и др., статья "Русская литература" в "Литературной энциклопедии" в 11 томах, том 10, 1937 г.)

История создания

Жанр, род и направление

Композиция

В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.

О чем рассказ?

Главные герои и их характеристика

Конечно, основная мысль Горького сегодня воспринимается гораздо шире и подходит не только революционным деятелям прошлого, но и всем людям века нынешнего. Поиски смысла жизни возобновляются в каждом новом поколении, и каждый человек находит его для себя сам.

Проблемы

Вывод

Старуха Изергиль — один из самых интересных рассказов из школьного курса изучения литературы хотя бы потому, что в нем целых три самостоятельных истории, актуальных на все времена. Типажи, которые описал Горький, не часто встречаются в жизни, зато имена его героев стали нарицательными. Наиболее запоминающимся действующим лицом является Данко, образ самопожертвования. Именно добросовестному, самозабвенному, героическому служению людям учит произведение на его примере. Он запомнился людям больше всего, значит, человек по природе своей тянется к чему-то доброму, светлому и великому.

Критика

С этим критиком был солидарен его коллега Ю. Анхенвальд. Он возмущался тем, что автор испортил легенды своим вычурным и искусственным стилем:

У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо. Даже досадно видеть, как он в своем недоверии к естественной красноречивости самой жизни, грешит против нее и против самого себя, свое же дело рушит деланностью и не умеет правдиво нарисовать до конца, до завершающего эффекта истины.

А. В. Амфитеатров был категорически не согласен с теми, кто не принимал новое дарование в литературе. Он написал статью, где возвысил творения Горького и объяснил, почему его миссия в искусстве столь ответственна и непостижима для многих критиков.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.

Год написания – 1894.

История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Жанр – Рассказ. Части, посвященные Ларре и Данко, – легенды.

Направление – Романтизм.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлён природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

В анализируемом рассказе отобразились мотивы, характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется каким-либо законам; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.

Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Но ничто не могло заставить её быть с кем-то против её воли. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему сердцу покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.

Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение представляет собой рассказ в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Главные герои

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить рассказ к фольклору.

Читайте также: