Сравнение героинь грозы и бесприданницы сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Первый женский образ – Катерина. Это очень честная и добрая девушка, которая любит и уважает всех, она никогда никого не оскорбляет, не строит и не поучает. Девушка выросла в очень хорошей семье, где её любили, и она была свободной всю свою девичью жизнь до того момента, пока не встретила Тихона и не вышла за него замуж. С самого детства Катерина была открыта всему новому, миру и людям, а ещё она искренне верила в бога и помогала своим родителям. Попав в дом Тихона, она попала и в руки его матери, и была поражена, насколько здесь всё по-другому. Девушке ничего не оставалось, как слушать Кабанову и мучиться-мучиться, пока смерть не придёт за ней, или, как получилось на деле – она не пойдёт навстречу к своей смерти.

К несчастью, Кабанова всё же сумела довести невестку до такого состояния, но и Катерина, будучи набожной и очень честной, не смогла жить с мыслью о том, что она совершила огромный грех, и не то что Кабанова – она сама не простит его себе никогда.

Вот так под одной крышей и на страницах одной книги уместились такие разные женщины.

Вариант 2

Женский образ занимает значительную часть в русской литературе. Именно женщины становятся примером настоящей жизни с переживаниями и трудностями в произведениях великих русских классиков.

Первым женским образом является образ главной героини Катерины. Героиня представлена искренней, мечтательной и романтичной девушкой. Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в совершенно другой дом, наполненный злобой и ненавистью. Утешение девушка находит в Варваре и новом возлюбленном Борисе. Но Катерина не может совладать со своими чувствами и выбирает путь самоубийства.

Следующим образом выступает Марфа Кабанова или Кабаниха. Этот женский образ Островский противопоставил Катерине. Кабаниха властная и жестокая купчиха, которая находит радость в унижении окружающих. Все живущие в ее доме должны поступать только по наставлениям хозяйки. Марфа Кабанова является символом жестокости, тирании и деспотизма.

Не менее ярким образом является Варвара, дочь Кабанихи. Живая, идущая против системы и правил своей матери, Варвара помогает Катерине и оказывает поддержку. Но в открытую героиня не действует, она предпочитает хитрость и ложь. В конце Варвара сбегает со своим возлюбленным Кудряшом, пренебрегая законами матери.

Каждая из героинь по-своему интересна, ведь каждая представляет эпоху того времени.

Другие сочинения: ← Отзыв о произведении Гроза↑ ОстровскийПейзаж в пьесе Гроза →

Катерина – искренний, открытый и светлый человек, чем резко выделяется на фоне общества, в котором вынуждена жить.

Она воспитана на любви, взаимопонимании и уважении к ближнему, чего не может добиться от своей нынешней семьи по отношению к себе. Катерина не может ужиться в той обстановке, в которой оказалась после замужества, и в конце концов ее неприязнь к собственной супружеской жизни выливается в протест против патриархального уклада.

По своему характеру Лариса Огудалова гордая, достаточно сдержанная, но необычайно приветливая девушка. Лариса несчастна в любви, в чем схожа с Катериной Кабановой, она также не может найти поддержки и участия в своей семье, что приводит к назреванию внутреннего конфликта героини. Ее мать, Харита Игнатьевна, заботится только о будущем благосостоянии дочери, пытаясь подыскать жениха побогаче, но несмотря на все ее усилия Лариса, неожиданно для самой себя, соглашается выйти замуж за бедного чиновника. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Она стыдится своего будущего мужа и унижена его попытками сравниться с Паратовым, к которому она все еще питает нежные чувства. В душе Ларисы происходит ужасная борьба между стремлением примириться с участью жены мелкого чиновника и мечтой о красивой и яркой жизни.

Несмотря на схожесть ситуаций, в которых оказываются обе девушки, их протест и реакция на происходящее выражаются по-разному. Лариса равнодушна и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. В течение всей пьесы мы мало видим какие-либо эмоции, которые показывает Лариса. Катерина же наиболее ярко реагирует на окружающую ее обстановку, она откровенна с читателем с самого начала. Возможно, именно поэтому она выступает решительней со своим протестом, нежели Огудалова младшая. Она кается в содеянном и, не в силах больше продолжать такую жизнь, бросается в воду, на что сама Лариса, хоть и мечтает о смерти, не решается.

Полезный материал по теме:

Несколько интересных сочинений

  • Крамской И.Н.
    Родом из семьи чиновника. С ранних лет тянулся к искусству. Закончив училище в 1850 году работал писцом. Затем стал помощником фотографа и занимался ретушью фотографий. В возрасте 19 лет приезжает в Петербург. Поступает на учебу в Академию художеств.
  • Сочинение на тему Мечта и реальность
    Мечтать любят все, независимо от возраста, пола, занятости и материального положения. И если кто-то скажет, что предпочитает призрачной мечте осязаемую реальность, ему все равно никто не поверит.
  • Сочинение по картине Коровина Портрет Татьяны Любатович (описание)
  • Сочинение на тему Поздняя осень (4, 5, 6 класс)
    Для многих поздняя осень является временем не самым приятным: дожди, хмурая погода, мало когда появляется солнце. Совсем редкие песенки птиц еле слышно пробиваются сквозь непрекращающиеся капли дождя
  • Сочинение на тему Гордость (Что такое Гордость)
    Не раз в жизни у каждого человека возникало непреодолимое ощущение того, что он должен поступить так, как велит не его разум, а именно его внутреннее состояние души. Это состояние можно описать как некую эмоцию

Характеристика женских образов в произведениях Островского

В принципе жертв самодурства тоже можно поделить на две группы: среди них встречаются как покорно принимающие свою судьбу и не пытающиеся вырваться из-под гнета, так и борющиеся за свое счастье и свободу. К первой группе отно сится Катерина, а ко второй — Варвара и Аксюша. Тем не менее такое деление условно, так как нравственная и моральная зависимость человека определяется и его социальной зависимостью. Поэтому, мне кажется, осуждать Катерину за некоторую фатальность в отношении к жизни не следует, потому что она была более зависимая в правовом отношении. Почти в том же положении находились крепостные и господские слуги, для которых покорность была единственным путем спасения от нищеты-

Образ Катерины, пожалуй, самый сложный из женских образов этих двух пьес. В критике обсуждался вопрос: можно ли считать Катерину трагической героиней. Конечно, она не была идеальна во всех отношениях: у нее были серьезные недостатки. Можно говорить о ее слабоволии, оторванности от жизни. Она действует чаще неосознанно и импульсивно. Но многие из ее качеств, являющихся недостатками в практической жизни, воспринимаются людьми как утерянные ими в течение жизни положительные качества и оцениваются как достоинства. Безусловно, Катерина — эмоционально и духовно целостная личность, и то, что она не изменилась под воздействием окружающего мира, должно вызывать уважение.

Другие женские персонажи, встречающиеся в пьесах, не так интересны, хотя некоторые из них, такие, как Феклуша, запоминаются надолго своей оригинальностью.

Конечно, двух пьес недостаточно, чтобы проанализировать творческие искания Островского, чтобы проследить становление его женского идеала. Скорее всего, такого даже не существует в его пьесах, так как идеальный образ совершенно нереален, а Островский — приверженец реализма. Может быть, образы Аксюши и Варвары были наиболее прогрессивными. Катерина была бы менее жизнеспособна, но, возможно, именно в ее детскости, чистоте духовной и эмоциональной и заключается неповторимость и обаятельность ее образа.

Общее значение этих образов-символов —свобода. Свобода и любовь — вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки. По собственной свободной воле она согрешила, а когда ей отказали в покаянии, сама себя покарала. Заметим, самоубийство для верующего человека — грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятно, здесь сказалась и ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.

Катерина — истинно трагическая героиня. Герой трагедии — всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Казалось бы, субъективно он и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается именно таковым.

Лариса — тоже жертва (как и Катерина) обмана и лицемерия, но у нее все-таки иные жизненные ценности. Онаищет возвышенно-красивой любви и такой же жизни. Для этого ей нужно богатство. Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов в конечном итоге оказался совсем не тем, кто был ей нужен.

Неопытность молодости и приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия, как бабочку пламя свечи. А силы характера, цельности натуры нет. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест. Но нет, она слабая во всех отношениях натура, слабая даже для того, чтобы не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная, как сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во втором акте пастушкой, героиней, увы, несостоявшейся идиллии), душою и телом Лариса сама оказывается выражением пустоты окружающей жизни, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

Главное для обеих — любовь, в которой единственно могут проявить они свою свободную волю. Ради любви они готовы на все. Но избранник Купавы, торговый гость Мизгирь, изменяет ей (говоря современным языком), и только с пастушком Лелем Купава находит утешение и счастье в браке.

Конечно, в сказке все это получает фантастическую мотивировку. И столь же сказочно, от матери, повелительницы весеннего пробуждения природы, Снегурочка получает великий дар любви и буквально бросается на шею Мизгирю, который раньше пугал ее силой своей страсти. Но недолго ее девичье счастье, в дело опять вмешивается мифологическая сила, и под палящими лучами Солнца-Ярилы, давно пытавшегося обрести благосклонность ветреной Весны, Снегурочка тает. Последний монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы — способность любить — двойствен: Купаву он приводит на вершину полноты жизни, для Снегурочки оборачивается гибелью.

Похожие материалы:

Женские образы в пьесах Александра Островского

Девятнадцатый век стал переломным моментом в жизни русского общества. Литературные произведения того времени затрагивали животрепещущие жизненные моменты. Это так же отразилось и на творчестве Островского.

Две драматические пьесы Островского раскрывают одну проблему – русская женщина и ее положение в обществе. В своих произведениях автор показывает нам жизнь юных женщин – Катерины и Ларисы. Разные образы, разные судьбы.

Катерина главная героиня пьесы Гроза, отличается от других своим характером. Она не может обманывать и не переносит

фальшивость. У нее есть принципы и исключительная искренность. Поэтому в мире обмана ее жизнь кажется непереносимой и трагически обрывается. Катерина ведет свою борьбу за все светлое, чистое и бескорыстное, она выступает против жестокости и лживости темного мира. Островский большое значение придавал именам.

Именно поэтому он назвал свою героиню Катерина, что с греческого переводится как чистая. Екатерина является поэтическим персонажем. Она отличается от жестоких окружающих, своей любовью к прекрасной природе, что еще раз подчеркивает ее естественность и искренность. Ее все время влечет ко всему

прекрасному. Даже сны Катерины наполнены волшебными моментами, здесь она могла летать. Этим автор показывает нам ее романтическую натуру.

Катерину слишком рано выдали замуж, и она со всеми силами пытается прижиться в новых условиях. Но здесь, в новой семье, романтичность и нежность ни кому не нужна. И эти чувства не находя своего применения переполняют ее. Несколько раз Катерина говорит о детях, наверное, она могла бы стать великолепной матерью.

Лариса еще одна обманутая женщина Островского, но в отличие от Катерины с другими жизненными ценностями. Она образованная женщина с европейским воспитанием. Лариса занята поисками прекрасной жизни. Она хочет быть любимой и богатой. Она тянется к Паратову по своей неопытности. Образованная Лариса должна быть сильной и не допускать глупых ошибок, но у нее выходит все наоборот. Она становится обманутой действительностью окружающего мира, скрытого под эффектной роскошью. Лариса не обладает сильным характером и решает уйти из жизни.

У героинь совершенно разные характеры, возраст, воспитание, они совершенно разные. Но их объединяет одна цель – желание быть счастливым и найти свою любовь. И Лариса, и Катерина пытаются дойти до своей цели, применяя каждая свои средства для достижения.

На самом деле, героини похожи только на первый взгляд. Если рассмотреть этот вопрос подробнее, то можно найти множество различий между ними.

Она влюбляется в Бориса, тем самым совершая страшный грех.

Лариса— более образованная, нежели Катерина девушка, которую пытается выгодно выдать замуж ее же мать, пользуясь красотой дочери. Лариса любит Паратова, но не за его личные качества, а за мечту о другой жизни, которую он способен ей дать.

В семьях обеих героинь весьма сложная ситуация. Оба мужчины не стоят героинь: Борис бездействует в ответственный момент, а Паратов окпзывается лжецом и подлецом. Лариса испытывает давление со стороны родни, так как ее пытаются продать как можно выгоднее. Для всех она является лишь красивой игрушкой, вещью, а не человеком, у которого есть свои чувства, эмоции и переживания. А муж Катерины не проявляет к ней должных чувств до самой трагедии. Катерина увядает, становится жертвой жестких деспотичных порядков, которые царят в семье Кабановых, а Лариса одинока, её красота сыграла с ней злую шутку, ведь никто не хочет узнать, какая она внутри, общество интересует лишь её внешность.

Конец пьес различен, Катерина понимает, что она не сможет больше жить с людьми, которые её окружают, они ей противны, порядки, которые царят в семье давят на неё, лишают свободы, и она видит лишь один выход - броситься в Волгу и поучить свободу, которую она так сильно желала обрести.

А Лариса осознаёт, что окружающие видят в ней лишь красивую вещь. Она дарит свою любовь, но понимает, что даже для любимого человека она оказывается просто забавой.

Смерть становится своего рода спасением для девушки, освобождением от мук, которые она испытала при жизни.

Обе героини стремятся к свободе, к тому, чтобы обрести своё счастье, но гнилое, порочное общество, показанное в обеих пьесах, делают эти мечты недосягаемыми. Несмотря на сходство конфликта в пьесах, героини сильно отличаются друг от друга. Лариса была не способна совершить решительный поступок, она прощает и никого не винит в том, что произошло, в отличие от Катерины, которая не хочет больше находиться среди порочных, злых людей, не хочет жить в этом "тёмном царстве", где всё "будто из-под неволи".

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Значение имён героинь

Происхождение, воспитание, семейное положение


Катерина Кабанова и Лариса Огудалова молоды, красивы, живут в городах на Волге: Катерина в Калинове, а Лариса в Бряхимове.

Катерина родилась, вероятно, в патриархальной семье. Вспоминая своё детство и юность, она не упоминает отца, братьев и сестёр, так что состав её родной семьи неизвестен. Мать в дочери души не чаяла, работать не принуждала, поэтому Катерина жила привольно, делала, что хотела: выращивала цветы, слушала, как странницы и богомолки, которых привечала мать, рассказывают о своих странствиях по святым местам, о житиях святых. Катерина выросла набожной, очень любила ходить в церковь. О своём образовании она ничего не сообщает, скорее всего, её выучили только читать и писать.

Катерину рано выдали замуж, своего слабохарактерного мужа Тихона, во всём подчинявшегося своей деспотичной матери, Катерина жалела, но не любила.

Лариса Огудалова родилась в небогатой семье, поэтому считается бесприданницей. Живёт она с матерью, так как отец умер, а две старшие сестры замужем. Ларисе дали приличное воспитание и образование, она начитана, умеет вести себя в обществе, хорошо поёт и играет на музыкальных инструментах.

Её мать задалась целью удачно выдать замуж младшую дочь. Для этого она устраивает в своём доме вечера, приглашает на них местных зажиточных холостых мужчин, заставляет Ларису с ними любезничать, улыбаться. Это угнетает искреннюю девушку, вынужденную по приказу матери лицемерить с гостями.

В этом отношении положение Катерины сходно с положением Ларисы. Молодую женщину деспотичная свекровь заставляет вести себя не искренне, а соблюдая устаревшие домостроевские обычаи.

Черты характеров героинь


Характер Катерины во многом схож с характером Ларисы. Они обе свободолюбивы, но терпеливы, стараются подчиняться старшим в семье: Катерина — свекрови, а Лариса — матери.

Эти героини хотят быть честными и искренними в проявлении своих чувств, но деспотичная свекровь Катерины и меркантильная мать Ларисы заставляют их прятать свои чувства.

У обеих девушек чувствительные натуры, они ждут в любви романтических отношений.

Обе героини решительны: Катерина, когда муж уехал, немного посомневавшись, пошла всё же на свидание с Борисом, а Лариса, бросив нелюбимого жениха, уехала с Паратовым на пикник за Волгу. При этом они не думают о том, что принесут горе мужу и жениху. Их эгоизм продиктован страстным желанием романтической любви. Обе героини принимают своих любимых, Бориса и Паратова, за порядочных людей, но на самом деле они такими не являются. Катерина видит слабость характера своего мужа Тихона, Лариса тоже понимает, что её жених Карандышев — ничтожная личность.

Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы (таблица)

Различие

Сходство

Вывод

Происхождение, воспитание и семейное положение

Лариса Огудалова родилась в очень небогатой семье. Скорее всего, родители её были обедневшими дворянами, поэтому она была бесприданницей. Лариса — девушка хорошо воспитанная и образованная, музицирует и прекрасно поёт. Отец её умер, две старшие сестры замужем, живёт она вдвоём с матерью.

Образ жизни

После замужества Катерина вела жизнь такую же, как другие купеческие жёны: сидела дома, ходила вместе с семьёй в церковь и изредка — гулять по общественному саду. Свекровь следовала за молодыми супругами неотступно, следила, правильно ли они, по её мнению, общаются друг с другом. Кабаниха (так прозвали её жители города Калинова) поучала невестку, как нужно соблюдать старые обычаи, относилась к ней деспотично.

Лариса ведёт более свободный образ жизни, чем Катерина, но её угнетает то, что мать её, Харита Игнатьевна, держит свой дом открытым для местных холостяков и заставляет дочь улыбаться им, петь, музицировать, даже когда у неё нет настроения, когда ей грустно. Мать старалась найти для Ларисы зажиточного жениха, но это ей не удавалось, ведь дочь была бесприданницей. В конце концов, Лариса уже совсем устала лицемерно вести себя с гостями по приказанию матери, согласилась выйти замуж за небогатого чиновника Карандышева и уехать с ним в его маленькое поместье.

Черты сходства Катерины и Ларисы

Черты характера

Катерина и Лариса терпеливы, подчиняются свекрови и матери, подавляя свой свободолюбивый нрав, хотя им хочется жить без этого давления на себя старших.

У Ларисы и Катерины чувствительная натура, они мечтают о романтической любви. Им свойственна и решительность. После отъезда мужа в Москву Катерина, не сразу, но решилась пойти на свидание с Борисом. Лариса бросила жениха и поехала за Волгу с Паратовым.

Несчастная любовь

Рано вышедшая замуж Катерина не испытывала к мужу любви, выдали её за Тихона по сговору, как и полагалось в патриархальных семьях. Она открыла для себя романтическое представление о любви, влюбившись в Бориса. У неё был горячий нрав, и она, не очень долго посомневавшись, стала изменять мужу с любимым, когда Тихон был в поездке.

У Ларисы тоже горячее сердце, страстно желавшее романтической любви. Паратова она любит так, что не видит его отрицательных качеств, он кажется ей идеалом мужчины. Когда он предложил ей поехать на пикник за Волгу, она, забыв, что этот человек уже однажды предал её (уехав из города, не попрощавшись с ней, и не писал ей писем), сразу согласилась. Лариса, как и Катерина, поступила эгоистично. Она не думала о том, что принесёт горе своему жениху Карандышеву, так же, как Катерина не думала о муже, когда шла на свидание к Борису. В этом случае они проявляют эгоизм из-за своего страстного желания взаимной романтической любви. Но те, кого они полюбили, по-настоящему не любили этих героинь и предали их (Паратов — уже во второй раз). Любимый Катерины был очень слабовольный человек, похожий этим качеством на её мужа, а любимый Ларисы — был жестоким и очень эгоистичным.

У Катерины более цельный, решительный характер. Потеряв любимого, уехавшего в Сибирь и не желая постоянно слышать упрёки свекрови, она бросилась в Волгу и погибла.

Причины трагедии героинь

Главная причина трагической гибели Катерины и Ларисы состоит в том, что они страстно хотели быть счастливыми, любить и быть любимыми, но обманулись в своих избранниках, предавших их. Мечтательные, бесхитростные, доверчивые девушки полюбили недостойных их мужчин и не смогли перенести постигшего их разочарования в жизни.

Сравнительная характеристика Ларисы и Катерины (таблица)

Вывод

Сравнительная характеристика Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Читайте также: