Сочинение певец во стане русских воинов

Обновлено: 02.07.2024

За гибель – гибель, брань за брань,И казнь тебе, губитель…Мы села – в пепел; грады – в прах;В мечи – серпы и плуги.

Сей кубок мщению! други, в строй!И к небу грозны длани!Сразить иль пасть! наш роковойОбет пред богом брани.

Война 1812 г. – война народная, подчеркивает поэт, освободительная, но не только для России:

Отчизна к вам взывает: месть!Вселенная: спасенье!

Обращение к историческому прошлому было важно для Жуковского. Отзвуки классицизма в батальных сценах (стрелы и мечи, а не ядра и пушки; броня и шлемы, а не шинели и фуражки; ратники, а не солдаты; дружины, а не полки; даже сам поэт во стане, а не в лагере, и враги – супостаты) – это сознательное нарушение реальной действительности, исторического правдоподобия. Неразрывная связь с великим прошлым была важна для этого стихотворения.

Глубокий и искренний лиризм подчеркивает душевный подъем, который переживает и сам певец и слушающие его воины:

Любви сей полный кубок в дар!Среди борьбы кровавой,Друзья, святой питайте жар:Любовь одно со славой.

Героические и элегические, гражданские (борьба за отечество, истинный патриотизм) и личные (любовь, дружба) мотивы тесно переплетаются в этом стихотворении.

Жуковский. Певец во стане русских воинов. Кратко. Слушать аудиокнигу

Первый тост Певец предлагает – за Святослава, Дмитрия Донского и двух князей-Иоаннов. Он указывает при этом на тени предков:

Смотрите, в грозной красоте Воздушными полками, Их тени мчатся в высоте Над нашими шатрами….

Погибнем! мертвым срама нет!

Но кто сей рьяный великан, Сей витязь полуночи? Друзья, на спящий вражий стан Вперил он страшны очи.

Третий кубок – за отчизну. Здесь и помещены всем известные прочувствованные стихи, которые в суровой обстановке военного лагеря выразили в чувстве любви к родине и личную привязанность поэта к родному Мишенскому:

Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки, Что вашу прелесть заменит?

Жуковский оканчивает эту идиллическую картину элегическим вопросом:

О, родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя?

Там дева – прелесть наших дней.

Четвертый кубок – за русского царя. Вместо хвалы – здесь краткая клятва в верности и выражение любви к государю.

Пятый кубок – за живых ратных и вождей их. Кутузов изображен здесь склонившим голову, а над ним – парящий орел, согласно распространившемуся в то время слуху о том, что когда он строил полки при Бородине, то над ним пролетел орел при радостных кликах войска.

Затем следуют Ермолов, Раевский, Милорадович, Витгенштейн, Коновницын, Платов, Беннигсен, Остерман, Тормасов, Багговут (павший в начале Тарутинского сражения), Дохтуров, Воронцов (изображенный здесь раненным), Щербатов, Пален, Строганов, Фигнер, Сеславин, Денис Давыдов – известный партизан-поэт:

Он в мире счастливый поэт Вина, любви и славы.

Затем Кудашев, Чернышов, Орлов, Кайсаров.

Шестой кубок – за вождей уже павших: Кульнева и юного Кутайсова, убитого под Бородиным.

Здесь снова намек на всем в то время известный рассказ, как после Бородинской битвы увидели его лошадь, всю в крови, бегавшую без седока, и как не могли долго найти его тела:

О горе! верный конь бежит Окровавлен из боя; На нем его разбитый щит – И нет на нем героя.

К Кутайсову, как поэту (он любил литературу, писал и стихи), Жуковский обращается с особенным сочувствием. Над трупом павшего поэта рисует он картину, напоминающую обычные его мотивы: как прекрасная дева, в слезах, пойдет искать милый прах его… и тихий дух героя прилетит из таинственной сени и, невидимый, даст знать о себе её чуткому сердцу.

Тост оканчивается хвалой Багратиону, также умершему от раны, полученной в Бородинской битве.

После воззвания к мщению поэт обращается к противоположным чувствам, и два следующие кубка, восьмой и девятый посвящает святому братству и любви.

Посвятив любви три строфы, автор оканчивает ободрением воинов, предлагая и им свое утешение:

Святое имя призовем В минуту смертной муки; Кем мы дышали в мире сем, С той нет и там разлуки.

Хор вторит Певцу в следующем четверостишии:

Освятившись небесным чувством любви, поэт предлагает десятый кубок – за муз.

Доселе тихим лишь полям Моя играла лира…. Вдруг жребий выпал: к знаменам! Прости, и сладость мира, И отчий край, и круг друзей, И труд уединенный….

Одиннадцатый кубок посвящен Богу сил. В сильных стихах, выраженных сжатыми предложениями, поэт указывает здесь и важнейшие условия счастья, и добродетели, как общественные, так и личные, необходимые для водворения этого счастья. Простота, смирение знатных и сильных; разумная умеренность в наслаждении; верность обету и честь; покорность правой власти; самопожертвование другу – и пламень страсти в любви; утешение скорби ближнего и готовность помогать и спасать; борьба с сильным пороком и должное презрение к слабому; должная дань заслугам; наконец, мирная кончина с верою – вот тот кодекс общественных и личных добродетелей, который сложился у нашего поэта и нашел здесь полное свое выражение.

Песнь оканчивается картиной наступающего утра. Элегическая душа поэта при мысли, что многих не окажется в этих рядах, когда новый день склонится к вечеру, – прерывается вестовым выстрелом. Певец предлагает последний (двенадцатый) кубок – прощанию. Последние стихи песни – завет, который все должны дать перед боем друг другу: здесь – верная любовь, там – сладкое свидание.

Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы — почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну. И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война — удаль, храбрость, подвиги героев. Для другого — смерть, кровь, разрушения. Жуковский пишет: Наполним кубок круговой! Дружнее! руку в руку! Запьем вином кровавый бой И с падшими разлуку. Кто любит видеть в чашах дно, Тот бодро ищет боя… О, всемогущее вино, Веселие героя! Батюшков: Мой друг! я видел море зла И неба мстительного кары: Врагов неистовых дела, Войну и гибельны пожары. И в дальнейшем оба стихотворения соответствуют тому, что в них заложено с самого начала. Певец Жуковского произносит здравицы героям войны, Древней Руси, родине, Богу, Петру, Суворову. Батюшков же повествует об ужасах войны, о ее бессмысленности. Но несмотря на столь глубокие различия, у поэтов проскальзывают сходные мысли. Например, у обоих звучит тема мщения. В стихотворении Жуковского слышатся призывы: За гибель — гибель, брань — за брань, И казнь тебе, губитель! Вожди славян, хвала и честь! Свершайте истребленье, Отчизна к вам взывает: месть! Вселенная: спасенье! Читая эти строки, настораживаешься: слишком уж воинственно-жестоко звучат призывы поэта. Батюшков же утверждает: совесть приказывает ему забыть о музах и харитах, пока не отмщена Москва и враг не изгнан с русских земель. Вообще Батюшков меньше, чем Жуковский, пишет о сражениях и подвигах. Он видит оборотную, непарадную сторону войны: Я видел сонмы богачей, Бегущих в рубищах из дранных, Я видел бледных матерей, Из милой родины изгнанных. Лишь угли, прах и камней горы, Лишь груды тел кругом реки, Лишь нищих бледные полки Везде мои встречали взоры. Жуковский перечисляет героев войны — живых и павших, давая каждому “послужной список”. Прославляя их, поэт стремится укрепить боевой дух соотечественников, помочь им переломить ход войны. И действительно, по свидетельству современников, стихотворение Жуковского облетело всю русскую армию; его переписывали, читали, учили наизусть. Стихотворение Батюшкова не так тесно привязано к определенному периоду истории. Единственное, что указывает в нем на события 1812 года, — упоминание о сгоревшей Москве. В остальном же это философское размышление на тему “Война. Мир. Поэт”. Надо заметить, что практически всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся агрессии, создает мощный пласт патриотической литературы. Так было, например, во время монголо-татарского нашествия на Русь. И лишь какое-то время спустя, оправившись от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и бессмысленности. На мой взгляд, стихотворение Жуковского — один из всплесков патриотической воинственности, вызванной нашествием врага. А послание Батюшкова — философское осмысление случившегося. Война для поэта — безусловное зло. Лично мне ближе позиция Батюшкова: герои героями, подвиги подвигами, а война — это горе. Поэт знал это не понаслышке. Но нельзя и не признавать важной роли стихотворения Жуковского накануне решающего сражения. Оно ободрило воинов, внушило им волю к победе. Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти два стихотворения не следует, по-моему, противопоставлять. Их авторы не спорят между собой, а дополняют друг друга. .

Поэт записался ратником в Московское дворянское ополчение. Жуковский написал его, находясь в штабе Кутузова, накануне Тарутинского сражения. Сам Василий Андреевич был в резерве армии Кутузова во время Бородинского сражения. Его герой поднимает кубок за Отчизну, во славу русского царя, за воинов и главные человеческие ценности — любовь, семью, дружбу. Поэтому эти патриотические строки оказали сильное влияние на читателей.

LiveInternetLiveInternet

Василий Жуковский Родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии

Сюжет стихотворения

Герой поднимает кубок, прославляя Родину, царя, во славу воинов и говоря о любви, дружбе и других ценностях, важных для человека. Таким способом он словно напоминает сражавшимся о том, за что они сражаются. Эта пламенная речь поддерживает боевой дух воинов.

Слова поэта полны веры в народ и ненависти ко врагу. И это речь уже не просто служителя музы, но воина. Поэтому все сказанное героем находит отклик в сердцах людей. Стихотворение Жуковского является ярким образцом патриотической поэзии.

За гибель – гибель, брань за брань,И казнь тебе, губитель…Мы села – в пепел; грады – в прах;В мечи – серпы и плуги.

Сей кубок мщению! други, в строй!И к небу грозны длани!Сразить иль пасть! наш роковойОбет пред богом брани.

Война 1812 г. – война народная, подчеркивает поэт, освободительная, но не только для России:

Отчизна к вам взывает: месть!Вселенная: спасенье!

Обращение к историческому прошлому было важно для Жуковского. Отзвуки классицизма в батальных сценах (стрелы и мечи, а не ядра и пушки; броня и шлемы, а не шинели и фуражки; ратники, а не солдаты; дружины, а не полки; даже сам поэт во стане, а не в лагере, и враги – супостаты) – это сознательное нарушение реальной действительности, исторического правдоподобия. Неразрывная связь с великим прошлым была важна для этого стихотворения.

Глубокий и искренний лиризм подчеркивает душевный подъем, который переживает и сам певец и слушающие его воины:

Любви сей полный кубок в дар!Среди борьбы кровавой,Друзья, святой питайте жар:Любовь одно со славой.

Героические и элегические, гражданские (борьба за отечество, истинный патриотизм) и личные (любовь, дружба) мотивы тесно переплетаются в этом стихотворении.

Связь с прошлым страны

Такой прием позволяет перенести читателя в эпоху далеких битв. Это придает стихотворению патриотический пафос, который в то время был необходим не только для солдат, но и для простого народа.

Литературные тропы и художественные средства выразительности

Множество старославянизмов и использование сравнений с отсылками к фольклору подчеркивает связь с историческим и культурным наследием страны. Метафоры, перифразы придают яркость и выразительность стихотворению. Все эти литературные приемы и художественные средства подчеркивают стройность и красоту композиции.

Сравнение двух произведений

Константин Николаевич меньше всего уделяет внимание описанию батальных сцен. Он описывает другую сторону войны — с позиции простых людей. Для Батюшкова война — это разрушение, бессмысленная жестокость. Он не прославляет удаль воинов, не восхваляет известных полководцев. Батюшков больше размышляет об ужасах войны, как она меняет жизнь простых людей.

В своем стихотворении он не говорит прямо о том, что описывает войну 1812 года. Это можно понять, прочитав строки, в которых говорится о разрушении Москвы. И поэт понимает, что не время сочинять стихи, пока враг не будет изгнан с русской земли. Несмотря на то что оба поэта по-разному рассказывают о войне 1812 года, их творения не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют.

Нельзя не отметить, что произведение Жуковского сыграло важную роль. Эти строки, каждое слово которого было направлено на прославление и восхваление русского народа, подняло боевой дух солдат и командиров. В этом стихотворении переплетены гражданские и личностные мотивы. К первым относится борьба за свою Отчизну, а ко вторым — защита любви, дружбы.

Когда говорят о теме поэта и поэзии в литературе, вряд ли кто вспоминает в качестве примера поэтов-романтиков. Разве что Рылеева, приверженца активного направления, в силу своих политических убеждений вставшего на путь борьбы и призвавших на помощь поэзию. Тогда на долю пассивным романтикам остается лишь область мечтаний и грез, прекрасных художественных картин и загадочных образов.

Но хотя гуманистические идеалы не идентичны политическим взглядам и позициям, они тоже заставляют поэта определить свое место в обществе, заявить о себе. Причем не просто словами-лозунгами, а выбором идеалов и совершением поступков. Вспомним несколько фактов из биографии русского поэта первой половины XIX столетия, так называемого пассивного романтика Василия Андреевича Жуковского.

Монархист по политическим убеждениям. Замечательный поэт и переводчик по предназначению Божьему и великому дару судьбы. Наставник великих князей и, следовательно, царский вельможа по должности. Старший друг и учитель Пушкина, покровитель Тараса Шевченко (именно за портрет Жуковского кисти Брюллова, разыгранный в лотерею, выкуплен Шевченко из крепостной неволи) — по велению сердца. И еще — русский патриот, рыцарь Ее Величества Литературы.

…Дух отцов воскрес в сынах; Их поприще пред нами… Мы там найдем их славный прах С их славными делами.

Он пал — главу на щит склонил И стиснул меч во длани. Где жизнь судьба ему дала, Там брань его сразила; Где колыбель его была, Там днесь его могила. Воины подхватывают слова Певца: Вожди славян, хвала и честь! Свершайте истребленье, Отчизна вам взывает: месть! Вселенная: спасенье!

Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки… Там все — там родных милый дом; Там наши жены, чада.

Насколько современно звучат эти строки сейчас! Понимаешь, что за это будут сражаться, не жалея жизни, и знаешь, что

…В чадах и родине любовь Зажгут отцов могилы.

И мы понимаем, что, призывая идти Смело в бой кровавый Под вихорь стрел, на ряд мечей, За смертью иль за славой, Певец и сам пойдет с ними, не прячась за чужие спины. Его слово — тоже оружие в этом бою, тоже поступок.

Как слова и поступки Рыцаря Литературы поэта Василия Андреевича Жуковского, ратовавшего за родину и своих друзей и не боявшегося вставать на их защиту.

Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы — почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну. И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война — удаль, храбрость, подвиги героев. Для другого — смерть, кровь, разрушения.
Жуковский пишет:
Наполним кубок круговой! Дружнее! руку в руку! Запьем вином кровавый бой И с падшими разлуку. Кто любит видеть в чашах дно, Тот бодро ищет боя… О, всемогущее вино,
Веселие героя!
Батюшков:
Мой друг! я видел море зла И неба мстительного кары: Врагов неистовых дела,
Войну и гибельны пожары.
И в дальнейшем оба стихотворения соответствуют тому, что в них заложено с самого начала. Певец Жуковского произносит здравицы героям войны, Древней Руси, родине, Богу, Петру, Суворову. Батюшков же повествует об ужасах войны, о ее бессмысленности.
Но несмотря на столь глубокие различия, у поэтов проскальзывают сходные мысли. Например, у обоих звучит тема мщения. В стихотворении Жуковского слышатся призывы:
За гибель — гибель, брань — за брань, И казнь тебе, губитель! Вожди славян, хвала и честь! Свершайте истребленье, Отчизна к вам взывает: месть!
Вселенная: спасенье!
Читая эти строки, настораживаешься: слишком уж воинственно-жестоко звучат призывы поэта. Батюшков же утверждает: совесть приказывает ему забыть о музах и харитах, пока не отмщена Москва и враг не изгнан с русских земель.
Вообще Батюшков меньше, чем Жуковский, пишет о сражениях и подвигах. Он видит оборотную, непарадную сторону войны:
Я видел сонмы богачей, Бегущих в рубищах из дранных, Я видел бледных матерей,
Из милой родины изгнанных.
Лишь угли, прах и камней горы, Лишь груды тел кругом реки, Лишь нищих бледные полки
Везде мои встречали взоры.
Жуковский перечисляет героев войны — живых и павших, давая каждому “послужной список”. Прославляя их, поэт стремится укрепить боевой дух соотечественников, помочь им переломить ход войны. И действительно, по свидетельству современников, стихотворение Жуковского облетело всю русскую армию; его переписывали, читали, учили наизусть. Стихотворение Батюшкова не так тесно привязано к определенному периоду истории. Единственное, что указывает в нем на события 1812 года, — упоминание о сгоревшей Москве. В остальном же это философское размышление на тему “Война. Мир. Поэт”. Надо заметить, что практически всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся агрессии, создает мощный пласт патриотической литературы. Так было, например, во время монголо-татарского нашествия на Русь. И лишь какое-то время спустя, оправившись от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и бессмысленности. На мой взгляд, стихотворение Жуковского — один из всплесков патриотической воинственности, вызванной нашествием врага. А послание Батюшкова — философское осмысление случившегося. Война для поэта — безусловное зло.
Лично мне ближе позиция Батюшкова: герои героями, подвиги подвигами, а война — это горе. Поэт знал это не понаслышке. Но нельзя и не признавать важной роли стихотворения Жуковского накануне решающего сражения. Оно ободрило воинов, внушило им волю к победе. Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти два стихотворения не следует, по-моему, противопоставлять. Их авторы не спорят между собой, а дополняют друг друга.


Сочинение на тему: Романтический мир лирики Жуковского.


Сочинение на тему: Лирический герой В. А. Жуковского


Сочинение на тему: Любовная лирика Жуковского



Сочинение на тему: Анализ стихотворения Твардовского “В тот день, когда окончилась война…”


Основоположником романтизма в литературе считают В.А. Жуковского. Но это не означает, что поэт не писал на патриотические темы. Одним из таких стихотворений является "Певец во стане русских воинов" Жуковского, анализ которого представлен ниже.

История написания

Анализ "Певца во стане русских воинов" Жуковского нужно начать с описания истории его создания. Оно было написано в 1812 году, поэтому его строки проникнуты таким вдохновенным патриотизмом. Это стихотворение - одно из самых известных и ярких произведений, посвященных войне 1812 года.

Поэт записался ратником в Московское дворянское ополчение. Жуковский написал его, находясь в штабе Кутузова, накануне Тарутинского сражения. Сам Василий Андреевич был в резерве армии Кутузова во время Бородинского сражения. Его герой поднимает кубок за Отчизну, во славу русского царя, за воинов и главные человеческие ценности - любовь, семью, дружбу. Поэтому эти патриотические строки оказали сильное влияние на читателей.

анализ жуковский певец во стане русских воинов

Сюжет стихотворения

В анализе "Певца во стане русских воинов" Жуковского нужно рассказать о сюжете данного произведения. В строках нет описания батальных сцен - это монолог поэта, который любит свою Отчизну и гордится ею. Он обращается с пламенной речью ко всем воинам, командирам, потому что у них одна цель - защитить свою страну, близких.

Герой поднимает кубок, прославляя Родину, царя, во славу воинов и говоря о любви, дружбе и других ценностях, важных для человека. Таким способом он словно напоминает сражавшимся о том, за что они сражаются. Эта пламенная речь поддерживает боевой дух воинов.

певец во стане русских воинов Жуковский анализ

Слова поэта полны веры в народ и ненависти ко врагу. И это речь уже не просто служителя музы, но воина. Поэтому все сказанное героем находит отклик в сердцах людей. Стихотворение Жуковского является ярким образцом патриотической поэзии.

Связь с прошлым страны

В анализе "Певца во стане русских воинов" Жуковского стоит отметить, что поэт обращается к историческому прошлому России. Это способствовало созданию высокого слога в стихотворении. В строках, в которых упоминается о батальных сценах, Василий Андреевич употребляет старославянизмы.

Такой прием позволяет перенести читателя в эпоху далеких битв. Это придает стихотворению патриотический пафос, который в то время был необходим не только для солдат, но и для простого народа.

Литературные тропы и художественные средства выразительности

В анализе "Певца во стане русских воинов" Жуковского нужно определить, какие литературные приемы использовал поэт при создании своего произведения. Данное стихотворение имеет много общего с жанром высокой торжественной оды и пафосом, который характерен для высокого стиля.

певец во стане русских воинов Жуковский анализ стихотворения

Множество старославянизмов и использование сравнений с отсылками к фольклору подчеркивает связь с историческим и культурным наследием страны. Метафоры, перифразы придают яркость и выразительность стихотворению. Все эти литературные приемы и художественные средства подчеркивают стройность и красоту композиции.

Сравнение двух произведений

Анализ стихотворения "Певец во стане русских воинов" Жуковского можно дополнить сравнением с творением другого известного поэта Батюшкова К. Н. "К Дашкову". Оба эти произведения - о событиях войны 1812 года. Но если у Василия Андреевича строки проникнуты патриотизмом, а поэт обращается к воинам с пламенной речью, то у Батюшкова стихотворение звучит несколько по-другому.

Константин Николаевич меньше всего уделяет внимание описанию батальных сцен. Он описывает другую сторону войны - с позиции простых людей. Для Батюшкова война - это разрушение, бессмысленная жестокость. Он не прославляет удаль воинов, не восхваляет известных полководцев. Батюшков больше размышляет об ужасах войны, как она меняет жизнь простых людей.

В своем стихотворении он не говорит прямо о том, что описывает войну 1812 года. Это можно понять, прочитав строки, в которых говорится о разрушении Москвы. И поэт понимает, что не время сочинять стихи, пока враг не будет изгнан с русской земли. Несмотря на то что оба поэта по-разному рассказывают о войне 1812 года, их творения не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют.

певец во стане русских воинов Жуковский анализ кратко

Нельзя не отметить, что произведение Жуковского сыграло важную роль. Эти строки, каждое слово которого было направлено на прославление и восхваление русского народа, подняло боевой дух солдат и командиров. В этом стихотворении переплетены гражданские и личностные мотивы. К первым относится борьба за свою Отчизну, а ко вторым - защита любви, дружбы.

Это произведение стало любимым у всего народа. Василий Андреевич сделал главным в поэзии патриотический мотив, акцентировал внимание общественности на народном единстве, восхвалял героизм русских солдат, их небывалую смелость, мужество. Произведение стало героической песнью с элементами высокого пафосно-торжественного стиля. Это был краткий анализ "Певца во стане русских воинов" Жуковского.

Читайте также: