Сочинение на тему развитие речи у младших школьников

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Гриднева Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №246
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Раздел: начальное образование

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Одной из главных задач современной школы является подготовка ученика , который умел

бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, поэтому необходимо развивать

связную речь учащихся , что повышает их речевую культуру. Именно в школе дети

начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся

использовать языковые средства в разных условиях общения . На этом этапе учитель

должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при

формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием,

В настоящее время проблема развития речи младших школьников находится в центре

внимания, так как речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. К

сожалению, речь не только младших школьников и даже многих дипломированных

специалистов не отвечает этим качествам, в связи с этим языковое образование и

речевое усовершенствование школьников – одна из центральных проблем в современной

методике обучения русскому языку. Особенно остро эта задача стоит перед начальной

школой, являющейся основой успешного обучения на последующих ступенях.

Сочинение может служить мощной базой для развития устной и письменной связной речи

младших школьников, в результате у детей будет формироваться художественный вкус,

расширяться кругозор, происходить становление жизненных приоритетов и позиций.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и

говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для

общения, для выражения своих мыслей. Сочинение занимает важное место в системе

развития речи младших школьников и является высшей формой проявления творческих

способностей каждого ученика. Данный вид работы позволяет определить уровень

развития речи ребенка. Но для ученика, особенно на начальной стадии обучения, данная

работа является сложной, так как ребенок пытается создать свой оригинальный текст,

упорядочить свои мысли .

Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах, знает,

какое большое значение придает школа развитию речи обучающихся. ФГОС НОО

предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге

на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и

поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом

жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение

сотрудничать в паре. Учителям хорошо известно, что многие дети испытывают

существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме.

Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются

бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют

многочисленными речевыми ошибками и погрешностями.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (далее

– ПООП НОО) разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре

основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые

результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении

начального общего образования.

В ФГОС НОО указывается, что необходимой задачей предмета русский язык является

«развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,

коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к

– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного

общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

(умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

– выражать собственное мнение и аргументировать его;

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для

конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

– создавать тексты по предложенному заголовку;

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– пересказывать текст от другого лица;

– составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи:

описание, повествование, рассуждение;

– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,

находить в тексте смысловые пропуски;

– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

– анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями

и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом [23].

Работа над развитием речи младших школьников является одним из ведущих

направлений деятельности учителя начальных классов.

Над изучением специфики организации работы по развитию речи младших школьников

трудились такие современные исследователи, как О.С. Клокова, М.Е. Зорина, А.В.

Соколова, О.О. Айвазян, З.М. Юсупова, Л.С. Вырыпаева, Т.А. Зорина.

Работа по развитию речи обучающихся в школе многогранна. Одно из ее направлений –

написание сочинений разных видов. Сочинение по картине является сложным видом

работы, так как требует большей самостоятельности и творческого потенциала, в тоже

время – это значимый вид речевых упражнений.

Сочинение по картине во-первых, позволяет повысить уровень эстетического восприятия,

во-вторых, обеспечивает прирост речевых умений младших школьников, поэтому

сочинение по картине занимает значительное место среди речевых упражнений.

Обучение младших школьников написанию сочинения по картине и формирование у них

речевых умений являются одними из ведущих задач в развитии речи и мышления

Вывод: речь обучающихся начальных классов при работе над сочинением развивается

на лексическом уровне, грамматическом уровне и на уровне текста. Именно в сочинении

обучающиеся реализуют все свои способности работы с текстом, применяют все

коммуникативные умения. Во всех УМК работа над развитием речевых умений и работа с

картинами ведется с первого класса, но с каждым классом работа усложняется и

дополняется. Не смотря на схожесть развития курса на протяжении всех четырех лет, у

каждого УМК есть своя особенность. Так, Система развивающего обучения Л.В. Занкова

опирается на теоретические знания обучающихся, придает большое значение

коллективной и самостоятельной работе, уделяется внимание анализу уже написанного

компонентов текста, созданием рассказов и письменных мыслительных высказываний.

УМК ориентирован на формирование у детей умения высказывать и защищать свою точку

схем, алгоритмических предписаний, комплексный характер заданий к упражнениям

способствуют системному формированию у младших школьников универсальных

в начальной школе. При всей важности этот вид работы является наиболее сложным, так

как требует значительной подготовки. В каждом классе есть свои особенности написания

сочинения по картине, но всегда значительную роль играет беседа учителя с учащимися.

В первом классе написание сочинений отсутствует, но имеется устное описание картинок,

то есть беседа, а затем используется составление устных рассказов.

Во втором классе вводится написание сочинения по сюжетным картинкам или серии

картинок, а в третьем и четвертом классах происходит более глубокий и осознанный

анализ картин, знакомство с авторами полотен.

Можно выделить основные этапы при написании сочинения по картине: рассматривание

картины, беседа по картине, словарная работа, составление плана и подбор опорных

слов, написание сочинения, анализ работ обучающихся.

Определение места сочинения по картине в разделе развития речи устанавливается

Улучшение умений анализировать картину, увидеть основную идею автора.

Предпочтительней использовать не просто иллюстрации, а картины известных

художников, для того, чтобы учащиеся в дальнейшем могли соотносить словесный и

К подбору полотен следует подходить обдуманно, необходимо, чтобы ученики смогли

разобраться в содержании картины, представить героев, изображенных на ней,

проникнуться эмоциями и переживаниями. Для этого класса подошли бы такие

рекомендуемыми репродукциями для изучения и рассмотрения.

В начале детям можно давать готовые описания картин, в котором предложения

поменяны местами или пропущены, что позволит освоить примерный план будущих

сочинений, понять логичность изложения.

В конце недели в дневники детей вставлять вкладыши с небольшими репродукциями

картин, дома детям предлагается вместе с родителями найти информацию о картине и

подготовить небольшой рассказ для одноклассников. В начале недели на пятиминутках

вид работы позволит повысить уровень эстетического воспитания у детей и их родителей,

увеличит интерес к искусству, расширит кругозор.

По-прежнему возможно использование сюжетных картин, но в этом случае учащимся

предоставляется больше самостоятельности, так как они наблюдают только одну или две

картины и сами должны придумать продолжение, изображенной истории.

Для большего понимания полотна, учащимся сначала предлагается попытаться составить

устный рассказ, высказать свое личное мнение, задать вопросы, если в чем-то

Как и в других видах сочинения всем классом составляется план сочинения, подбираются

предложения и опорные слова. Составляется подробный план, так как это облегчит

учащимся написание сочинения. По мере освоения учениками данного вида работы,

можно будет использовать простой или краткий план сочинения.

Мы считаем, что работа над сочинением по картине, использование предложенных

заданий и методических рекомендаций будет способствовать в работе по развитию речи

Список литературы и источников

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 с изменениями и

дополнениями от 31.12.2015 № 373 «Об утверждении Федерального государственного

Антонова Е.С. Методика обучения русскому языку: учеб. для вузов / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.

Бакулина Г.А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи

младших школьников / Г.А. Бакулина // Концепт. – 2014.– № 32.– С. 45-47.

Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для вузов / М.Т Баранова. –

Вырыпаева Л.С. Сочинение сказки - один из приемов формирования у младших школьников

Воробьева В.И. Сочинения по картинам в начальных классах / В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. – М.:

ВложениеРазмер
uchitelskaya_statya.sidorova_k.a.doc 197 КБ
statya.ppt 467.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Сидорова К.А.

учитель начальных классов.

На сегодняшний день проблема развития речи является, актуально, т. к. в последнее время на низком уровне находится мышление и речевая деятельность учащихся. Мышление представляет собой процесс, направленный на познание объективно существующего мира, на его отображение в человеческом сознании. Это происходит из-за того, что наше поколение, да и не только наше, очень мало читает и не способно передавать свои мысли ни в устной, ни в письменной форме. Дети не видят в этом большой необходимости. А важнейшим показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является - речь.

Школьное сочинение, есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя. В этом определении подчеркивается важная для методики мысль о том, что работа ученика зависит от руководства ею со стороны, учителя. От правильно организованной работы на уроках зависит не только написание самого сочинения и отражения темы, но и развития мышления, речи ребенка и грамотности. 60% детей не умеют правильно излагать свои мысли. Впрочем, и без цифр личный опыт учителей свидетельствует, что сочинение является одним из видов работы по развитию речи в школе и одной из наиболее сложных форм деятельности ученика.

И именно поэтому, особую роль в языковом развитии младших школьников играют сочинения. Сочинения это упражнения для обучения разному языку и, конечно же, это естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных. Развитие речи через написание сочинений должно занимать одно из важных мест в процессе обучения, поскольку в настоящее время резко снизилось качество правильной речи, употребляемой школьниками; снижено языковое развитие младших школьников, утрачен интерес к родному языку, понизился уровень грамотности.

Проблемой в данной статье является, написание сочинений для развития речи младших школьников.

На мой взгляд, если использовать современные методы и приемы, способствующие языковому развитию речи через сочинения, то качественно повышается уровень общего развития школьников, уменьшается количество речевых ошибок и повышается уровень грамотности.

Для решения проблемы предлагаю использовать следующие методы:

- анализ и синтез полученных сведений,

Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Устные и письменные сочинения, замыкают собой перечень видов работ, направленных на обучение сознанию высказываний. Этот вид упражнения подводит ученика вплотную к осуществлению собственно речевой деятельности.

Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать виденное, пережитое, т. е. при подготовке сочинения ученику предстоит все определить и реализовать самому.

В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное.

Выше сказанное можно реализовать и получить отличные результаты, выполнив предложенные методы.

Предлагаю рассмотреть, следующие, методические рекомендации по развитию речи младших школьников, посредством написания сочинений разных жанров.

  1. ежеурочно приучать детей к осознанию роли русского языка с помощью написания сочинения как средство развития речи у младших школьников;
  2. приучивание к последовательному изложению текста и полному раскрытию темы;

Тема – это предмет сочинения, то, что составляет его содержание. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые отражены в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения.

  1. наблюдать за употреблением средств языка в речи;
  2. развивать грамматический строй речи, стилевое единство и выразительность речи;
  3. активно использовать различные виды аналитико - синтетической работы по:

- выявлению определенной связи в образовании частей речи;

- проведение лексико - словообразовательного анализа текста;

(При проведении такого анализа в детских сочинениях будит отслеживаться: правильность употребления лексики, ее разнообразие, наличие или отсутствие слов, обладающих оттенками значений,- использование синонимов, антонимов, фразеологизмов.)

- объяснение лексического значения слов на основе понимания их смыслов;

- составление предложений по наблюдению;

- проведение нестандартных типов уроков;

- достигать стилевого единства и выразительности текста.

6. использовать на уроках упражнения по развитию орфографических навыков.

Работа над сочинением в начальной школе.

Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесение чего–то своего, личного в текст. Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно – следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические понятия.

Сочинения, как устные, так и письменные, различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, жанру и по языку.

По источникам материала выделяются сочинения:

- О пережитом, виденном, слышанном самими учениками;

- По книжному материалу, картине, фильму, спектаклю;

- По различным источникам одновременно (по книге и картине, по картине и личным наблюдениям и т. п.)

По степени самостоятельности различаются сочинения коллективные и индивидуальные.

По жанрам связные тексты делятся на повествование, описание, рассуждение и сочинения смешанного типа (повествование с элементами описания или рассуждения).

По языку сочинения разделяются на эмоционально – образные и деловые. Сочинения можно классифицировать группами: о природе, о труде. Об истории и т. д.

Сочинения в младших классах проводятся как обучающие упражнения; оценка за сочинение ставится в виде поощрения (отрицательная оценка за сочинение не ставится). Сочинение выявляет практические языковые умения лучше, чем любое другое упражнение.

Система проведений сочинений:

- Устные сочинения проводятся чаще, чем письменные;

- Письменные сочинения проводят чаще, чем изложения;

- В течение года проводятся 12 – 15 письменных сочинений;

- Помимо указанного числа на уроках грамматики проводятся сочинения и изложения малых форм (миниатюры).

Для проведения сочинения в первом классе не требуется специальных уроков. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Чтобы первоклассники приобрели необходимые умения для написания сочинений, необходима система упражнений , основанная на принципе наращивания трудностей:

1) Составление предложений, объединяемых темой;

2) Восстановление деформированного текста;

3) Устные ответы на вопросы, объединяемые темой;

4) Составление предложений по сюжетным картинкам;

5) Устные рассказы по получившемуся плану.

Во втором классе школьники учатся работать самостоятельно. Они получают индивидуальные темы, а в работе над ошибками темами все меньше занимает подготовительная работа в рамках всего класса непосредственно перед рассказыванием или письмом сочинения.

Сочинения второклассников – это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия вводятся элементы описания.

Важное место в этой работе занимают устные рассказы. Составляя их, учащиеся приобретают умения говорить связано, последовательно, учатся пользоваться планом, правильно строить предложения, точно употреблять слова в собственной речи, приучаются систематизировать, обобщать свои наблюдения, осмысливать свой жизненный опыт. Поэтому устные упражнения расценивают как подготовительные упражнения. Для устных рассказов целесообразно использовать сюжетные картинки. Работу над устным рассказом по этим картинкам рекомендуется проводить по такому плану.

В третьем классе практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем, как школьники подготовлены к ее пониманию, зависит правильность и чистота сочинения.

Наследует предлагать учащимся слишком широкую тему. В начальных классах широкие темы непосильны.

Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков рассказов и сочинений. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой.

Работа над темой – это ее суждение и отбор материала: выбор того, что относится, к теме, отбрасывание того, к ней не относится. Помогает раскрыть школьникам тему и ее ясная, конкретная формулировка.

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до письма сочинения. Очень важно, чтобы дети имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего сочинения до его написания.

Для сочинения в первом классе отводится обычно один урок, во втором – до полутора уроков, в третьем классе до двух уроков. Кроме того, еще на одном уроке проводится анализ лучших сочинений и работа над ошибками. В зависимости от типа и задач сочинения характер подготовительной работы меняется, но есть общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа. Подготовку организует учитель, ее главная цель – формирование потребности рассказать, описать что –то, накопить материал и выбрать языковые средства. Подготовка организуется на различных уроках и во внеурочное время. Эта работа делится на три этапа:

1. Накопление материала: наблюдения, походы, экскурсии, походы,

прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов,

спектаклей, чтение литературы;

2. Отбор материала в соответствии с текстом и замыслом ее раскрытия, систематизация материалов, ее расположение: беседы, обсуждения, выделение существенного, составление планов, отдельные записи, подготовка лексики и т. д.;

3. Словесное речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Первый и второй этапы обычно выходят за рамки урока письма сочинения. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии проходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план. Поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.

Если сочинение – итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены основные черты уроков письма сочинений:

Сочинения – это упражнения, заключающиеся в самостоятельном изложении школьниками своих мыслей на заданную тему. По сравнению с изложением сочинение более сложный вид работы. Если при изложении учащийся передает готовый материал, следуя замыслам произведения, используется авторскими языковыми средствами, то в сочинении все вопросы, связанные с раскрытием содержания темы и оформлением, решаются учащимися самостоятельно.

Работа над сочинением имеет большое образовательное и воспитательное значение. Готовясь к сочинению, учащиеся мобилизуют свои знания и навыки, обобщают наблюдения за окружающим, приводят в систему впечатления от прочитанного, виденного или слышанного ими и, таким образом, пополняют свой умственный багаж. Работа над сочинением развивает мысль учащегося, учит рассуждать, доказывать, анализировать и синтезировать, т. е. способствует развитию мышления. Логически последовательная, грамматически правильная передача на письме мыслей требует от учащихся знаний и умений в области грамматики и лексики русского языка, тщательного отбора слов и синтаксических конструкций, восстановления пройденного в курсе русского языка и пополнения знаний по ряду вопросов, что, несомненно, обеспечивает повышение общего кругозора и развитие речи и мышления учащихся.

Особенно большое воспитательное значение имеет процесс подготовки и создания сочинений на темы, связанные с жизнью, требующие аналитического отношения к действительности, позволяющие раскрыть духовное богатство человека нашего времени, его высокие нормативные качества.

Обучение сочинению осуществляется систематически во всех классах школы, начиная с первого.

В зависимости от цели сочинения бывают обучающие и контрольные. Основное место в системе развития речи занимают обучающие сочинения.

По месту выполнения сочинения бывают классные и домашние, причем предполагается, что подготовка к обучающим домашним сочинениям проводится в классе.

Для раскрытия темы сочинения нужен материал. Источниками получения материала для сочинений учащихся служат личный опыт и наблюдения; знания получаемые из книг, периодической печати; слышанное по радио, на лекциях, в беседах; деятельность воображения.

По источникам знаний классификация сочинений следующая:

  1. Сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений учащихся.
  2. Сочинения по картине.
  3. Сочинения, проводимые в курсе чтения.

По способу изложения мыслей могут быть выделены сочинения повествовательного характера, сочинения – описания, сочинения – рассуждения.

Проведению каждого из сочинений предшествует подготовка, начинающаяся с организации наблюдений. Заранее объявляя учащимся тему предстоящего сочинения, преподаватель направляет их внимание, на определенный предмет наблюдения разъясняет, как собирать материал. Хорошей подготовкой к сбору материала для сочинения служат упражнения учебника, которые выполняются постепенно, приучает школьников к самостоятельной подготовки материала и показывает, как пользоваться им как основой для развития мысли по теме сочинения. Как и при изложении, решающим в обучении сочинению является продуманная система вопрос – заданий. Учащиеся записывают вопросы и, пользуясь ими, проводят наблюдения.

Собирание материала тесно связанно с его систематизацией. Систематизировать материал – значит отобрать то, что необходимо для раскрытия темы и основной мысли сочинения; привести материал в определенный порядок: сгруппировать по отдельным вопросам, установить связь частей, определить последовательность их пользования, т. е. составить план сочинения.

Работа над языком, сочинения ведется в процессе беседы, так как не грамматические формы должны пождать эти языковые формы. Пока элементарные навыки сочинения не приобретены учащимися, целесообразно практиковать перед письменным устное сочинение с однородным анализом формы изложения содержания.

Таким образом, изучение системы работы по развитию речи младших школьников с помощью написания сочинений даёт положительные результаты и является основой для усвоения имеющихся знаний и развития речи, для привития любви к родному языку.

И хотелось бы подчеркнуть, что предлагаемая программа не будет реализована, если учителю не удастся создать особой атмосферы доверия на уроке, теплоты и ценности человеческого общения. Учитель среди детей – равно заинтересованный в таком общении участник общего диалога, просто имеющий больший, чем у детей, культурный опыт.

В своей статье я пыталась доказать, что использование современных методов и приемов помогает ученику овладеть умением не только совершенствовать написанное, но и развивает речь и мышление, ставит на более качественный уровень общее развитие детей, повышает их грамотность. Любое ученическое сочинение-своеобразное литературное произведение, эта работа, требующая от автора максимального напряжения творческих способностей, настойчивости, терпения. Только в том случае, когда учителю удается преодолеть безразличное отношение ученика к результатам работы, только при условии воспитания взыскательного, и требовательного отношения юного автора к словесному выражению мысли, только при стремлении ученика многократно и неустанно совершенствовать написанное, находить в нем все новые и новые недостатки и исправлять их учитель может рассчитывать на успех в обучении сочинению. Приступая к сочинению, юный автор должен ясно осознавать, что его ждет тяжелый, но в тоже время необычайно интересный и увлекательный труд, во многом подобный труду писателя, что чем строже он будет подходить к написанному, чем больше труда он вложит в свою работу, тем лучших результатов добьется. О бучение совершенствованию, написанного должно основываться на активной мыслительной деятельности учащихся и на максимально вложенной самостоятельности их работы. Но самостоятельность, как и всякое другое умение не происходит сразу, самостоятельность воспитывается в процессе практической работы под руководством учителя. Для того, чтобы сочинение стало формой личностного продукта ученика, учитель должен пробудить интерес к этой работе, воспитать убежденность в ее необходимости, дать ученикам нужные практические умения, научить определенной последовательности в этой работе и обеспечить максимально возможный уровень самостоятельности учащихся в совершенствовании написанного. Если мы будем не просто слушать, но и анализировать звучащую речь, если мы будем не просто читать, а учиться у мастеров слова ярко, громко и точно выражать свои мысли, если мы будем относиться критически к собственным устным и письменным высказываниям, то наша речь станет такой, которой должен владеть образованный человек современной эпохи. В своей работе мы перечислили далеко не все приемы языкового развития младших школьников, однако неоспоримым является тот факт, что именно развитие речи через сочинение - один из важнейших моментов в работе с учащимися начальных классов.

Согласно В.В. Виноградову, речь является психическим процессом, который представляет собой деятельность общения с использованием языка. Человеческая речь в силу своего семантического характера может быть использоваться для осознанного общения с другими людьми.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Речь как психический процесс, по определению Рубинштейна С. Л., это деятельность общения посредством языка. Семантический характер человеческой речи обусловливает возможность ее использования для сознательного общения.

Развитие речи учеников – это процесс освоения речи: ее восприятие, способы выражения мыслей посредством языка и речевых механизмов.

Основные условие для успешного развития речи учеников в начальных классах: дети должны испытывать потребность в общении; должна быть развитая речевая среда, которая бы питала формирующуюся речь школьника, изучающего языковые средства; должен использоваться значимый материал, составляющий содержание речи; нужно овладеть теоретическими знаниями о закономерностях языка; нужно постоянно корректировать речь, подчинять ее изучаемым правилам, приобретать культуру речи.

Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Система речевого развития подразумевает использование речевых ситуаций, организацию речевой среды, проведение словарной работы, использование синтаксических упражнений, организацию работы с текстами, интонациями, исправления и совершенствование речевой компетенции.

Все это базируется на правилах лексики и грамматики, стилистики, фонетики, а также на принципах словообразования. Работа проводится также в соответствии с теорией речи и текста. Она не изучается в школу, но при этом является основой для методики развития речи учеников.

Сочинение как средство развития речи

Речь младших школьников можно развивать в процессе написания сочинений.

Уже с первого класса дети работают над сочинениями. Сначала они оформляются в виде небольших устных высказываний. Затем они перерастают в форму ярких эмоциональных рассказов. Постепенно сочинение превращается в настоящую интеллектуальную работу. Сочинение формирует интеллектуальные способности, учит контролировать эмоции, приучает школьников оценивать пережитое и размышлять над ним, формирует наблюдательность, учит делать выводы, сравнивать.

Сочинения дают возможность детям более глубоко осознавать собственные чувства, побуждения.

Сочинения классифицируют на разные параметры. В зависимости от источника, можно поделить на те, которые составляются об увиденном, пережитом, об услышанном. Также бывают те, которые основаны на книгах, фильмах или картинах. Еще одна группа – это те, что включают в себя разные источники. И последняя группа – это сочинения, написанные на основе воображения учеников.

Если говорить о самостоятельности или несамостоятельности, то можно выделить коллективные сочинения, на общую для всего класса тему и индивидуальные.

Если говорить о жанровой принадлежности, то сочинения могут принимать форму рассуждения, описания или повествования. В начальной школе редко сочинения принимают вид повествования или другого жанра в чистом виде. Обычно школьники пишут в смешанном жанре.

  1. Повествование характеризуется тем, что описываемые в нем события протекают последовательно и связаны между собой. Эти сочинения обладают сюжетом, они похожи на рассказы. Повествование – это наиболее живой, подвижный жанр для сочинений.
  2. Описание характеризуется в том, что можно указывать признаки явлений и предметов. Цель описания — предоставить ребенку наиболее полные и точные сведения о предметах. Элементы описания обычно встречаются в текстах повествовательного типа.
  3. Рассуждения – это связное повествование, которое использует различные приемы доказательства чего-либо: сопоставления, суждения, наглядные примеры, выводы.

Если говорить о стиле, то сочинения могут быть деловыми и образными. Образными обычно являются рассказы о произошедших событиях и описания красивой природы. Деловые – это наблюдения, отчеты и планы, описания дел, объявления, задачи по математике и т.п.

Сочинения также можно классифицировать по темам. Это могут быть следующие тематики: описание природы России; трудовая деятельность; профессии для города и деревни и т.п.

Также сочинения могут принимать форму письменных и устных. Они могут быть домашними, классными или смешанного типа.

Если говорить о целях проведения, то сочинения могут быть контрольными или обучающими.

Первое, что делает при подготовке преподаватель – это определяет тему. Тема – это предмет, обозначающий то, о чем пойдет речь. Тема позволяет отобрать материал, найти подходящие признаки и факты, а также явления, которые отражаются в сочинении.

От того, как тема будет сформулирована педагогом, как школьники ее понимают, зависит полнота ее раскрытия в тексте. Тема неразрывно связана с идеей. Идея – это мысль автора, которая выражается в художественных образах.

Детям нравятся образные и яркие заглавия. Ведь понимание темы часто зависит от того, как ее преподнести: сухо или эмоционально, художественно или лаконично.

Если во время работы над сочинением дети не только выполняют задание педагога, а испытывают более глубокие и серьезные побуждения – стремятся о чем-то рассказать, то это будет побуждать их к творчеству. В таких работах обязательно будет место идейному содержанию, которое непрерывно сливается с темой.

Но если ученики пишут на слишком широкую тему, они могут потеряться и не раскроют ее достаточно глубоко и определенно. Они могут описывать конкретные детали, слабо их связывая между собой.

Поверхностное раскрытие темы – это один из распространенных недостатков сочинений детей. Но он не единственный. Дети не всегда способны обнаружить границы темы. Они могут писать обо всем, что хоть как-то напоминает указанную тему. Другими словами, они недостаточно точно понимают суть темы.

Работая над сочинением или рассказом, дети могут использовать один из двух подходов: от материала к теме, от темы через наблюдения к материалу.

Чтобы ученики развивались гармонично, они должны использовать оба способа. В первом случае педагог помогает детям готовиться, иногда долгое время. Учит их наблюдать, копить факты и материал, обдумывать его. Подобным образом сочинения пишутся о прогулках и походах, когда дети описывают пережитое или увиденное.

В других случаях детям предлагают тему, начинается работа над планом подготовки к ее описанию. Дети накапливают материал, отбирают наиболее важные его компоненты, систематизируют данные. После этого пишется текст.

Некоторые темы подразумевают использование двух вариантов работы.

  1. Первое условие для написания хорошего сочинения – это грамотная организация работы над темой, понимание этой темы и ее раскрытие.
  2. Следующий шаг в работе над сочинением – это составление плана. План – это обязательная часть работы как над устными, так и над письменными сочинениями. Любое речевое высказывание основано на плане. Это своего рода каркас или проект сочинения. План может принимать форму устного, письменного или даже картинного.

Обучение работе с текстом по возрастам

В первом классе функцию плана выполняют вопросы преподавателя. Дети просто на них отвечают, составляя связанные по смыслу предложения. Во втором классе школьники с помощью вопросов учителя составляют план.

В третьем классе они начинают работать коллективно, опираясь на составленный или самостоятельный план.

В четвертом классе дети самостоятельно составляют план на заданную тему.

План рекомендуется делать из трех – пяти пунктов. Дошкольники должны сами составлять планы – готовые им не выдаются. Иначе это будет препятствовать развитию мышления. Обычно план составляют перед написанием сочинения. Но иногда его можно составить и заранее. Например, если подразумевается длительная подготовка к сочинению. В этом случае план можно перестраивать и совершенствовать.

Время составления плана должно определяться целью сочинений и их видом. К примеру, план сочинения по картинкам должен составляться перед тем, как он будет написан. Даже перед тем, как будет рассмотрена картина. Могут быть два варианта: план по рассмотрению картины и план рассказа, основанного на сюжете картины.

План сочинений об экскурсиях составляют на основе того, как проходила сама экскурсия или по плану наблюдений. План можно уточнять перед тем, как дети приступят к написанию работы.

Накопление материала – это еще одна подготовительная ступень к работе над сочинением. Нужно различать два способа накопления и канала: общее развитие, эрудиция, более широкий круг компетенций и процесс целенаправленного сбора или отбора материала. Также сюда включается накопление материала, подчинение его конкретной цели, определенной теме выступления или сочинения.

Первый вариант более непрерывный и постоянный. Второй протекает достаточно быстро, иногда задолго до процесса написания сочинения и даже еще до выбора конечной темы. Подготавливаясь к теме перелетных птиц, сложно ограничиться во времени.

А чтобы подготовиться к теме погоды в феврале, нужно хотя бы месяц подготовки. Детей водят в музеи и на выставки, изучение материалов продолжается на основании разных материалов: каталогов, проспектов и альбомов. Часто проводятся обсуждения и дискуссии. Дети долго время проводят наблюдение и исследование.

Материалы для будущих сочинений не только накапливают в сознании детей, но и записывают в виде заметов, зарисовывают и составляют из него словарики, подбирают опорные слова. Продолжительность сбора такого материала значительно больше, чем время для выступления или для написания текстов.

Сбор материалов заканчивается систематизацией и выделением главных аспектов, что должно использоваться обязательно с отсечением второстепенных и лишних деталей. Параллельно со сбором этого материала, с его расположением можно подготовиться. Это включает в себя подготовку словаря, запоминание правописания отдельных слов, составление словосочетаний или отдельных предложений, а также текстовых фрагментов.

Естественно, что во время подготовки к сочинению, могут использовать разные варианты работы. Ведь каждая ступень работы над сочинением носит в себе творческий характер, что проявляется в индивидуальности всех учеников, в их интересах, в одаренностях и способностях.

Кульминация работы – это процесс написания сочинения. Во 2 классе процессу уделяется целый урок. В третьем классе для сочинения уделяется урок и еще 20 минут следующего занятия.

Этапы работы с текстом

Обычно подготовка к сочинению и сам процесс по написанию занимает больше времени, чем другие виды работ. Накопление материала на тему проведенной экскурсии проводится задолго до самого написания.

За явлениями природы наблюдения проводятся в течение недели или даже месяца. Картину обычно рассматривают непосредственно перед написанием сочинения. Иногда план составляется заблаговременно, поэтому урок по написанию текста рассматривается, как итоговое занятие всей проведенной работы.

Если к сочинению долго готовились, то процесс построение урока во многом определяется процессом подготовки. Можно выделить некоторые главные этапы уроков письма сочинения:

  1. Обозначение темы, его задач, обсуждение этого с учениками.
  2. Беседа, с помощью которой материал упорядочивается.
  3. Составление плана.
  4. Подготовка к написанию текста: дети составляют отдельные словосочетания, фрагменты текста.
  5. Подготовка к орфографически грамотному написанию сложных слов.
  6. Написание.
  7. Самопроверка, исправление ошибок.

Развивать речь детей младшего школьного возраста во время занятий по русскому языку при работе с сочинением можно, используя три группы методов: имитация, коммуникации и конструирование. Все эти группы можно сочетать в работе педагога и учащихся.

Они хорошо друг друга дополняют. В целом они позволяют создать основу для системы развития речи учеников, которая прочно связана с обучением русскому языку, литературе, риторике и помогает вести активную социальную деятельность ученикам.

Дети выбирают слова и другие языковые средства, моделируют образцовые текст, создают на основе этих моделей предложения и текст, обобщают правила и даже занимаются творчеством – пересказывают и письменно излагают, стараясь творчески дополнять и изменять, инсценировать и драматизировать.

Обучение по образцу подразумевает использование широкого набора типов и приемов ученических работ: это множество типов пересказа прочитанного, это письменные изложения разных типов: с использованием языкового разбора текста, с иллюстрированием и жанровым изменением.

Методы по образцу включают в себя и более мелки упражнения частного характера: дети составляют предложения или элементы текста по модели или типу данного. Они отрабатывают правильное произношение, учатся применять паузы и интонацию, учатся пользоваться ударением по образцу учителя.

Также они учатся понимать замысел автора – писателя, основываясь на артистическом исполнении разных рассказов и письменных сочинений, учитывая прочитанное.

Они учатся использовать в рассказе стилистику, содержание и композицию. Знакомятся с этими особенностями для других жанров: для очерка, для отзыва, для газетной заметки, для характеристики. Также они учатся составлять деловые бумаги: писать заявления и объявления, деловые письма и телеграммы.

Методы обучения сочинительству

В начальных классах часто используют имитационные методы. Но этого недостаточно: ведь работа с образцами помогает лишь подготовить учеников к следующим методам речевого развития.

Методы коммуникации основаны на теории речевой деятельности, например на анализе речевых актов: при этом учитывается каждая ступень: ситуативная ступень, мотивация, восприятие речи слушающим, обратная с ним связь.

Эти методы подразумевают использование разных приемов и обучающих средств, а также типов упражнений. Педагог создает речевые ситуации или выбирает их из жизненного потока. Он устраивает ролевые игры, организует трудовую деятельность, проводит экскурсии и походы, организует наблюдения за картинами.

Также широко используются и другие способы накапливать впечатления и материал. Сюда можно включить любой тип деятельности, которые вызывает у ребенка потребность к высказыванию. Это же относится и к ведению записей в дневниках, рисование, создание воображаемых сказочных сюжетов, выбор разных жанров работы: выступления по радио, доклады, ведение телепередач, рекламная деятельность.

Коммуникативные умения и навыки

Эта методика подразумевает, что ученики должны обладать целой системой умений, которые реализуются в разного рода устных и письменных речевых упражнениях. Сюда включаются семь групп таких навыков:

  • навыки, которые связаны с темой, с ее пониманием и нахождением для нее границ;
  • навыки подчинять свои сочинения конкретному замыслу, способные выражать в них свою мысль, эмоции, отношения;
  • навык собирать, накапливать материал, находить в нем главное и второстепенное, учитывая тему и замысел;
  • способность систематизировать материал, составлять по нему план, использовать композицию;
  • способность подготавливать текст: подбирать слова в соответствии с темой, использовать нужные сочетания, фразы, подготавливать фрагменты текста в устном варианте;
  • способность составлять текст в устной речи: импровизировать, а в письменной – писать без грамматических ошибок, правильно располагать текст на листе и делить его на отдельные абзацы;
  • способность совершенствовать, исправлять написанное, осуществлять редакцию, проверять на орфографические ошибки.

Конструирование текста

Конструирование – это метод синтетического характера. Он работает в связи с первыми двумя. При обучении детей по образцам, проводится анализ и моделирование.

В последствии ученики начинают конструировать собственные тексты, опираясь на эти модели. Конструирование также имеет прочную связь и с коммуникативным методом. Ведь он позволяет обеспечить мотивацию в речи, делает ее действенной, определяет личностные и социальные функции речи.

Конструирование текста подразумевает использование большого набора типов речевых упражнений, приемов. Многие из них обладают подготовительной и вспомогательной функцией: они внедряются в подготовительный процесс речевых упражнений на всех их этапах.

Эта работа со словами и словосочетаниями носит логический характер. Ребенок должен оперировать с понятиями, строить их определения, сравнивать разные предметы или природные явления, учитывая их признаки.

Также дети моделируют структуру текста, подчиняют собственный текст этой модели. Они способны его редактировать, отрабатывая типы связи в нем. Они учатся составлять тексты разной смысловой функциональной модели и разных жанров.

В следующей статье рассмотрим педагогические условия развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением.

Нами выделена цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников. В своей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников. .

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие речи у младших школьников
1.1 Уровни развития речи у учащихся
1.2 Формы речи
1.3 Качества речи
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов
1.7 Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов
2.4 Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из 1 файл

Сочинение как средство развития речи у младших школьников диплом.docx

По развитию устной речи первоклассникам можно предложить диафильмы и диапозитивы. Эти экранные пособия удобны тем, что учитель сам регламентирует время просмотра каждого кадр.

Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные рассказы. В 1-ом классе широко практикуются устные рассказы в связи с прочитанным. Такая работа по составлению устных рассказов помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения, выбирать точные слова, т.е. подготавливает к письменным сочинениям.

В начале работы над сочинением учащимся предлагается внимательно прочесть предложение, записанное на доске; определить, сколько в нем слов; найти слова, трудные для написания, произнести их по слогам, найти слова на изучаемое правило. В ходе выполнения сочинения учитель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся. Он просматривает написанное, обращает внимание детей на слова, в которых допущены ошибки, приучает обращаться с вопросами при затруднении. При такой подготовке большинство учащихся выполнят сочинения без ошибок.

После проверки работ учитель отводит несколько минут очередного урока на их анализ. Вначале дается общая оценка выполнения работы классом в целом, затем читаются одна – две лучшие работы, после чего разбираются типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего текста. Предложения в исправленном виде читают несколько учащихся. А учащимся, допустившим ошибки, даются затем индивидуальные задания.

1.5.4 Сочинения во 2 классе.

Сочинения во втором классе - это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года. Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.

С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Эти элементы представляют собой очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом. Чтобы описания получились точными, учитель организует наблюдения. В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. При подготовке сочинений следует проводить ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые учащиеся будут описывать, например: березка – молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная; листочки – зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель может показать, как из многих слов следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания. Во втором классе расширяется как тематика, так и круг источников для сочинений. К сочинениям на основе жизненного личного опыта прибавляются сочинения по наблюдению за природой и трудом людей, сочинения по сюжетным картинкам (в 1-ом классе по сюжетным картинкам составлялись лишь устные рассказы), сочинения по диафильмам.

При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану: 1. Постановка перед классом цели работы. 2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета. 3. Озаглавливание картинок. 4. Устные рассказы по плану.

Как материал для устных рассказов следует брать иллюстрации, открывающие каждую новую тему для чтения, или серии картинок о жизни детей, о труде людей в разные времена года. Все они красочно должны быть красочны, многопредметны, доступны по содержанию. Чтобы использовать их как дидактический материал в целях обучения, необходимо помочь учащимся понять содержание каждой иллюстрации и составить по ней рассказ.

Устная подготовка сочинений во втором классе несколько сокращается. Учитель помогает детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить его в свете сочинения, систематизировать. Ведущая роль отводится подготовительной беседе. Вместо беседы иногда допускается свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением. Всякому сочинению предшествует коллективное составление плана.

Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений. Большие трудности для учащихся представляют сочинения об индивидуальном жизненном опыте, в особенности о случаях из жизни. Чтобы научить детей писать такие сочинения, следует поработать над готовыми рассказами, которые можно отобрать из художественных текстов, а иные учитель может составить сам.

Работа над сочинением во втором классе, как уже указывалось, предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с сочинениями может проводиться в такой системе: Введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.). Подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.). Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко). Усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель в списки включает самые необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами, показалась, пробивается и др.

1.5.5 Сочинения в 3 классе.

В третьем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся: писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях. Написать рассказы о случаях из своей жизни. Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений. Правильно строить простые предложения различных типов. Умению отбирать слова и употреблять их в речи.

Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания.

Сочинения с элементами рассуждения – новый вид работы. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно.

К составлению сочинений с элементами рассуждений учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.

При подготовке последующих сочинений работа над рассуждениями продолжается: учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чем говорится в сочинении и разрешает учащимся вносить его в готовом виде в текст сочинения.

Большое место в системе работы по развитию связной речи, как в первом и втором классах, так и в третьем классе, отводится устным рассказам: по личным впечатлениям и наблюдениям; используя сюжетные картинки; диафильмы; демонстрационные картины. Но в отличие от второго класса для этой цели рекомендуются художественные картины.

Письменные сочинения в третьем классе должны быть разнообразны по тематике. Наряду с сочинениями на темы из жизненного опыта и по наблюдениям, с рассказами по сюжетным картинкам и диафильмам, проводятся и сочинения по одной картине, по отдельным эпизодам, фрагментам кинофильмов. При подборе тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобы дети писали их по свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы они отражали жизненную правду.

Читайте также: